Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, свойственны достаточно близкие характеристики субъективного отношения к природе, поэтому они могут рассматриваться как один период.
В это время полностью исчезает антропоморфизм как способ осмысления мира природы, особенно свойственный дошкольнику и, в некоторой степени, младшему школьнику. Безусловно, определенные следы антропоморфизма сохраняются, так же как и у взрослых, но они уже не имеют принципиального значения. И для подростков в этом возрасте, и для взрослых замечаемое ими сходство животных с человеком становится часто даже небольшим «открытием». Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за ними в зоопарке у вольера с обезьянами и послушать их радостные возгласы удивления: «Во, смотри, совсем, как человек!». Для антропоморфической картины мира дошкольника такое сходство совершенно естественно.
В то же время исследования показали, что именно в младшем подростковом возрасте субъектификация природных объектов достигает максимального в процессе онтогенеза уровня. И хотя к среднему подростковому возрасту она несколько снижается, тем не менее остается выше среднего для подростков и юношей (рис. 18, к).
В младшем подростковом возрасте каждый второй школьник включает те или иные природные объекты в список своих «значимых других», что существенно выше, чем в последующие периоды, хотя к среднему подростковому возрасту этот показатель снижается, оставаясь все-таки выше среднего для подростков и юношей (рис. 18, к).
Очень убедительные данные, подтверждающие субъектный характер восприятия природных объектов в этот период, были получены при изучении степени психологической близости с названными подростками «значимыми другими». Оказалось, что для тех, кто включил в список различные природные объекты, в этом возрасте степень психологической близости с ними выше, чем со всеми остальными «значимыми другими»: выше матери, отца, бабушки, дедушки, лучшего друга и т.д.! А ведь это характерно для каждого второго подростка в возрасте 10-11 и каждого третьего в
12-13 лет.
Показательны в этом плане высказывания младших подростков, когда их просили закончить предложение: «Моя собака (кошка…) —…».
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2
... переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком ... именно в начальной школе; начинать аналогичную работу в средних классах гораздо труднее, так как учебная деятельность недостаточно ... ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. § 2. Учебная деятельность Ребенок действительно становится школьником ...
«Моя собака — она очень милая, хорошая, ласковая. Она очень меня любит, помогает мне, утешает. Я хочу, чтобы я была собаке как сестра».
«Моя кошка — это ЧУДО! У нее особенный характер. Она все понимает, все-все, а мама и папа не всегда».
«Мой кот — он так понимает меня, как будто даже точно может говорить»’.
Таким образом, для младших и средних подростков свойствен субъектный характер модальности субъективного отношения к природе.
В этот период продолжает сохраняться непрагматический характер взаимодействия с природными объектами, возникший в младшем школьном возрасте. Именно в младшем подростковом возрасте достигает максимума в процессе онтогенеза уровень интенсивности отношения к природе непрагматической модальности, который практически сохраняется и в среднем подростковом возрасте (рис. 18, д). Он существенно превышает уровень, характерный для старших подростков и юношей.
Показательно соотношение в этом возрасте удельного веса среди всех подростков и юношей-школьников с очень высоким уровнем (условно, «фанаты») и с очень низким уровнем («нигилисты») интенсивности отношения к природе непрагматической модальности1 (рис. 18, а).
Из всех «фанатов» среди школьников приблизительно по 30% приходится на периоды 10-11 лет и 12-13 лет. А вот из всех «нигилистов» только по 14% и 27%.
Кроме этого было установлено, что для младшего и среднего подросткового возраста характерен наименьший среди подростков и юношей уровень выраженности экологических установок прагматического типа (природа — «объект пользы») и склонности к выбору прагматического типа взаимодействия с ней (рис. 18, б).
Таким образом, для младших и средних подростков свойственен непрагматический характер модальности отношения к природе.
Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в младшем и среднем подростковом возрасте является субъектно-непрагматической.
Наметившееся в младшем школьном возрасте переструктурирование компонентов интенсивности отношения к природе окончательно складывается в младшем и среднем подростковом возрасте. Если у младших подростков нельзя еще определить ведущий компонент среди когнитивного, практического и поступочного (рис. 18, в), то у средних подростков на первое место явно выходит поступочный (рис. 18, ж). В то же время когнитивный, который был ведущим у младших школьников, опускается на третью позицию.
Это происходит на фоне максимальной среди всех школьников доминантности отношения к природе, роста к концу данного периода степени выраженности экологических установок природоохранного типа (природа — «объект охраны»), которые теснейшим образом связаны именно с поступочным компонентом (рис. 18, б).‘Характерно, что в 10-11 лет 38%, а в 12-13 даже 46% школьников высказывают свою готовность активно участвовать в охране природы, а о своем отказе заявляет соответственно только 2 и 6% (рис. 18, г).
Преобладание поступочного компонента в младшем и среднем подростковом возрасте является совершенно естественным. При высоком уровне доминантности и интенсивности, но еще недостаточной практической технологической вооруженности отношение к природе субъектно-непрагматической модальности ограничено и в наиболее полной форме может реализоваться именно в природоохранной деятельности под руководством педагогов.
Коррекция межличностных отношений в подростковом классе
... Подростковый этап школьного образования в системе Эльконина-Давыдова. Вопросы образования. – 2003г. - №3. 47.Лубовский Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет. //Воспитание школьников. ... - М. 1991г. 10.Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. - М. 1972г. 11.Конфликты в школьном возрасте.- М., 1986г. 12.Асеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989г. ...
Интересно, что структура компонентов интенсивности отношения к природе непрагматической модальности в среднем в данном возрасте в целом близка к структуре, свойственной людям с максимально высоким уровнем интенсивности, т. е. «фанатам»!
Таким образом, в целом в период 10-13 лет преобладает поступочный компонент интенсивности отношения к природе.
Следовательно, для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, характерен поступочный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
Отношение к природе в старшем подростковом возрасте
В старшем подростковом возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к природе.
Исследования показали, что в этом возрасте уровень субъектификации природных объектов становится уже ниже среднего для школьников. Это происходит на фоне существенного снижения числа школьников, для которых природные объекты являются «значимыми другими»: оно также становится ниже среднего для школьников (рис. 18, к).
Таким образом, начиная со старшего подросткового возраста разрушается субъектное восприятие природных объектов, «субъектная установка» по отношению к ним, свойственная всем предыдущим периодам, сменяется «объектной». И хотя элементы субъектификации на этом этапе еще сохраняются, она перестает являться ведущим фактором, определяющим отношение к природным объектам.
Следует отметить переход к объектному восприятию мира природы со среднего подросткового возраста, хотя, как уже говорилось, отношение к природе в это время продолжает носить еще в целом субъектный характер. Определенную роль в таком переходе играет изучение в среднем и старшем подростковом возрасте курса биологических дисциплин, поскольку система образования пронизана духом картезианства.
В связи с тем, что в старшем подростковом возрасте природные объекты уже не относятся к сфере равного в своей самоценности, становятся возможными, более того естественными, те действия по отношению к ним, которые раньше были просто немыслимы. Как и дошкольники, старшие подростки оказываются способными на жестокое обращение с животными и растениями. Но если детская жестокость является, в общем-то, «жестокостью по непониманию» (дошкольники, в силу непреодоленного еще эгоцентризма, обычно просто не способны в достаточной мере сопереживать чужой боли), то жестокость по отношению к природным объектам в этом возрасте носит совершенно другой характер: зачастую на них выплескивается накопившийся из-за социальных трудностей данного периода заряд агрессивности, старший подросток как бы «отыгрывается» на животных и растениях.
Психологические особенности формирования никотиновой зависимости ...
... устойчивости к воздействию факторов риска, провоцирующих курение в подростковом возрасте, а также к отказу от курения подростков. Психолого-акмеологический подход позволяет разработать эффективные программы, ... Ханина, опросники Хорна и Фагерстрема, и анкеты «Склонность к рискованному поведению», «Отношение к рискованному поведению», «Анкета по курению», «Социальная ситуация курения». Структура ...
Но такая трансформация происходит только с теми, для кого на предыдущих этапах природные объекты недостаточно открывались как субъекты, у кого незначителен опыт субъектификации, непрагматического субъект-субъектного взаимодействия, т. е. общения с ними. Ребенок, который долго мечтал о собаке и наконец уговорил родителей ее завести, который несколько лет ухаживал за ней, гулял, играл, навряд ли будет склонен к жестокости и по отношению к другим животным и растениям. На основе механизма стереотипизации отношение, сформировавшееся к его любимой собаке, будет транслироваться и на других живых существ1. В то же время, если собака заводилась родителями исключительно с прагматическими целями: престиж, продажа породистых щенков и т. п. — и такая прагматическая система ценностей была усвоена ребенком, этого не произойдет. Хозяин породистого дога совершенно свободно может пнуть ногой «какую-то там дворнягу».
Таким образом, для старших подростков свойствен объектный характер модальности субъективного отношения к природе.
В старшем подростковом возрасте происходит изменение и второго параметра модальности. Для этого периода характерен самый низкий среди подростков и юношей уровень интенсивности отношения к природе непрагматической модальности (рис. 18, д).
Показательно, что на этот период приходится наименьшее для подросткового и юношеского возраста количество «фанатов» — только 17%, но зато максимальное количество «нигилистов» — 37%! (рис. 18, а). Иными словами, из всех «фанатов» среди подростков и юношей лишь каждый пятый является старшим подростком, а из «нигилистов» — каждый третий.
Именно в старшем подростковом возрасте происходит резкий рост степени выраженности экологических установок прагматического типа (природа — «объект пользы») (рис. 18, б).
Особенно интересен следующий факт. Методика, использованная в этом исследовании, позволяет диагностировать глубинные установки, в наличии которых испытуемый далеко не всегда отдает себе отчет2. В то же время, когда испытуемым предлагалось ответить на прямой вопрос: «Природа — это объект: 1) красоты, 2) изучения, 3) охраны, 4) пользы», — многие из тех, у кого было зафиксировано доминирование прагматических установок, выбирали ответ «охрана». Иными словами, система реальных прагматических установок, определяющих характер взаимодействия с природными объектами, не соответствует у них декларируемым природоохранным мотивам.
Для старшего подросткового возраста характерна и максимальная среди подростков и юношей склонность к выбору прагматического типа взаимодействия с природой (рис. 18, б).
Следует отметить, что прагматизм старшего подростка по отношению к природным объектам принципиально отличается от прагматизма дошкольника. У дошкольника он является следствием общего прагматизма мышления, у старшего подростка — прагматично отношение к природным объектам как таковым, а другие группы отношений могут отличаться непрагматическим характером модальности. У дошкольника он носит, в общем-то, латентный характер и проявляется, в основном, в познавательной сфере, в вопросе «зачем», у старшего подростка — активный и проявляется во всей системе его практических действий с природными объектами. Таким образом, для природы прагматизм старшего подростка более экологически «опасен».
Влияние детско-родительских отношений на профессиональный выбор подростка
... и внешних факторов, а также в реальной ситуации выбора не менее важно отношение подростка к процессу выбора и готовность принимать определенные решения. Одной из реальных ситуаций, ... Описать теоретические подходы и взгляды на проблему детско-родительских отношений. 2. Выявить особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте 3. Описать проблему профессионального выбора с точки зрения ...
Таким образом, для старших подростков свойствен прагматический характер модальности субъективного отношения к природе.
Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в старшем подростковом возрасте является объектно-прагматической.
В старшем подростковом возрасте наряду с полным изменением модальности, меняется и сфера проявления отношения к природе. Свойственный подростку прагматизм наилучшим образом может реализоваться в практической сфере. Природа становится своего рода «полигоном» для социальных достижений.
В основе деятельности, связанной с природой, может лежать, во-первых, мотивация получения какого-нибудь «трофея», повышающего статус среди сверстников: подростки-рыболовы стремятся наловить рыбы обязательно больше, чем у других, причем зачастую они даже не знают, что потом с ней делать, но это для них и не важно.
Во-вторых, в ее основе может лежать подражание прагматической практической деятельности взрослых, например, девочки часто приносят домой все, что можно солить, консервировать, засушивать и т. д., — одним словом, «употреблять», чтобы доказать, что они «настоящие хозяйки».
И, в-третьих, как уже говорилось, мотивацией деятельности, связанной с природой, природными объектами, является возможность выхода компенсаторной агрессивности, обусловленной трудностями социализации в этом возрасте (причем, выхода достаточно «безопасного», не грозящего серьезными наказаниями).
Подростки, ломающие в парке скамейку, будут сразу же остановлены прохожими или, по крайней мере, работниками правоохранительных органов. А вот на подростков, забивающих в мелком пруду палками «противных» жаб или лягушек, собравшихся вместе для икрометания, прохожие (в том числе и работники правоохранительных органов), как правило, просто не обращают внимания, более того, могут они сами «накинуться» на человека, пытающегося остановить это массовое убийство: «Что вы пристали к детям? Они же не делают ничего особенного!».
Таким образом, у старших подростков преобладает практический компонент отношения. Следовательно, для старшего подросткового возраста, в целом, характерен практический объектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
В то же время у достаточно большого числа подростков этого возраста сохраняется непрагматический характер модальности.
В структуре интенсивности непрагматического отношения ведущим становится перцептивно-аффективный компонент.
Второй ранг занимает поступочный (как остаточное явление от предыдущего периода), но количество подростков, высказывающих готовность принимать активно*»участие в природоохранной деятельности, резко снижается: с 46% в среднем подростковом возрасте до 23%, причем увеличивается количество тех, кто отказывается от участия в ней: соответственно с 6% до 16% (рис. 18, г).
Тема занятия: методики диагностики субъективного отношения к природе
... разработанных в экологической психологии, позволяет получить достаточно полную картину характера отношения к природе, сложившегося у личности. Опросник «Натурафил» Опросник «Натурафил» предназначен ... для диагностики уровня развития интенсивности личностного отношения к природе и его структуры. Под интенсивностью отношения понимается его структурно-динамическая характеристика, являющаяся показателем ...
Роль когнитивного компонента продолжает снижаться, Характерно, что если в структуре прагматического отношения практический компонент является ведущим, то в структуре непрагматического — наоборот, занимает последний ранг (рис. 18, з).
Иными словами, старшие подростки стремятся просто использовать природу, а к взаимодействию, общению с природными объектами они менее склонны.
В целом, в старшем подростковом возрасте начинает складываться структура интенсивности непрагматического отношения, которая свойственна взрослым.
Отношение к природе в юношеском возрасте
В юношеском возрасте окончательно закрепляется объектный характер модальности отношения к природе. В этот
период уровень субъектификации природных объектов достигает своего минимума в процессе онтогенеза. Природные объекты теперь существенно реже называются в качестве «значимых других»: они являются таковыми только для каждого пятого школьника этого возраста (рис. 18, к).
Но даже у тех, кто их по-прежнему включает в список, снижается степень психологической близости с ними: если в предыдущие периоды она была выше, чем со всеми остальными «значимыми другими», то теперь переходит на третье место.
Таким образом, для юношеского возраста свойствен объектный характер модальности отношения к природе. В то же время в юношеском возрасте происходит изменение второго параметра модальности. Уровень интенсивности отношения непрагматической модальности по сравнению со старшими подростками довольно существенно растет, но остается ниже среднего для подростков и юношей в целом (рис. 18, д).
Это происходит на фоне продолжающегося снижения доминантности отношения (рис. 18, б).
В юношеском возрасте растет доля «фанатов» и падает доля «нигилистов» (рис. 18, а).
По данному показателю практически происходит возврат к уровню среднего подросткового возраста.
Таким образом, для юношеского возраста свойствен непрагматический характер модальности отношения к природе.
Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в юношеском возрасте является объектно-непрагматической.
В юношеском возрасте ведущим в структуре интенсивности отношения к природе непрагматической модальности становится перцептивно-аффективный компонент, который значительно превышает все остальные и достигает своего максимального уровня в процессе онтогенеза. На втором месте — практический, далее — поступочный, а когнитивный, который был ведущим в первые периоды онтогенеза, переходит на последнее (рис. 18, и). Иными словами, в юношеском возрасте окончательно складывается структура компонентов интенсивности, свойственная взрослым1.
Интересно, что в этот период — при близком к среднему уровню интенсивности отношения непрагматической модальности — ее средневозрастная структура, в целом, соответствует структуре, характерной для «доброжелателей», т. е. людей именно со средним уровнем интенсивности.
Коррекция самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии
... - всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте. Проблема изучения самоотношения и межличностных отношений становится весьма актуальной как в личных взаимоотношениях, так и в ... эмоционально-ценностную. В основании формирования подсистем самоотношения лежат различные психологические механизмы. Их модальности организуются в единую систему на основании разных принципов. 2. Арт-терапия - это ...
В юношеском возрасте также достигают максимума в процессе онтогенеза экологические установки эстетического типа (природа — «объект красоты») и склонность к выбору эстетического типа деятельности с природными объекта ми (рис. 18, в).
,
Таким образом, в этот период преобладает перцептивно-аффективный компонент отношения. Следовательно, для юношеского возраста, в целом, характерен перцептивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
1К «фанатам» относились те, кто входил в число «верхних 10%», а к «нигилистам» — в «нижних 10%», по параметру интенсивности отношения к природе непрагматической модальности; промежуточная между ними — группа «доброжелатели».