В Великобритании существуют все необходимые нормативно- правовые акты для полноценного осуществления социальной политики в отношении инвалидов, в том числе и детей с ограниченными возможностями. Законодательной основой системы защиты прав инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Великобритании являются законы:
- О национальной помощи 1948 года;
- Об инвалидах 1986 года;
- О пособиях по пожизненной инвалидности и для работающих инвалидов 1991 года;
- О социальном обеспечении 1994 года;
- О недискриминации инвалидов 1995 года и др.
Данные законы, наряду с конституционными правами, провозглашают права детей с ограниченными возможностями на обучение и образование, более легкий и удобный доступ к товарам широкого потребления, социальным службам, учебным заведениям и жилью, на получение работы.
В Великобритании помощь инвалидам, в том числе и детям с ограниченными возможностями, оказывают 3 группы организаций:
- частные владельцы домов, обеспечивающих уход за определенную плату;
- общественный сектор;
- местные власти, которые обеспечивают большую часть социальных услуг.
Социальные службы оказывают помощь на дому, в дневных центрах, интернатах или дневных школах. В перечисленных учреждениях при работе с детьми с нарушенным интеллектом особое внимание уделяется обучению навыкам общения, правилам поведения на улице, в общественных местах, для чего организуются специальные прогулки. Для подростков с умственной отсталостью функционируют центры профессиональной подготовки. Для детей с ограниченными возможностями и больных детей при госпиталях организуются специальные отделения трудотерапии. Трудотерапевты в области педиатрии ставят своей целью “развитие у детей оптимального уровня независимости в повседневной жизни с точки зрения физической, психической и социальной”. Социальный работник из Департамента социальных служб оказывает помощь в виде совета, поддержки и консультирования по личным делам ребенка с ограниченными возможностями и его семьи; помогает в разработке индивидуальных программ реабилитации, которые согласовываются с клиентом и его семьей; организуют нормальную, интересную культурную жизнь ребенка с ограниченными возможностями вне дома.
Департамент может предоставить необходимое оборудование взаймы, выделить дотацию, оказывать помощь по телефону и другим видам связи. Так же существуют частные реабилитационные фирмы, которые по заказу семьи ребенка с ограниченными возможностями могут предоставить любое оборудование. Что касается образования детей с ограниченными возможностями, то интеграция в обучении и наличие спецшкол рассматриваются как необходимые параллельные условия образования. Они поддерживают порядок и гибкость системы образования и позволяют таким детям включаться в нее и отходить от нее по мере того, как меняются их потребности. До поступления в школу в большинстве регионов Великобритании, достаточно эффективно используется система Потедж( педагогическое обслуживание на дому детей от 0 до 4-5 лет с задержками в развитии ), которая зародилась в 1970 году в США. В основе работы с такими детьми лежит индивидуальная программа, которая составляется для каждого ребенка с учетом его особенностей.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; - потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей и их реализацией; Обозначенные противоречия ... слушательскую, творческую деятельность, и представляет ни с чем не сравнимые возможности для музыкально-творческого развития дошкольников. Музыкально-творческая способность является универсальной, ...
Для работы с детьми с нарушениями интеллекта организуются дома, в которых проживает не более 30 детей с ограниченными возможностями. В них создается обстановка, максимально приближенная к семейной. Специалисты проводят наблюдения за детьми, определяют методы лечения и реабилитации, разрабатывают индивидуальные программы обучения. Обучение всех категорий детей с ограниченными возможностями, в основном, осуществляется в общеобразовательных школах. Школьная и общественная политика направлена на то, чтобы создать условия для установления максимально близких взаимоотношений между учениками всех категорий.
Таким образом , в настоящее время в большинстве стран идет переход от раздельного образования и присмотра за детьми со специфическими нуждами к их полной интеграции, если это возможно. Этот переход регулируется законодательством стран. Мировым опытом образования этой категории детей выработаны некоторые минимальные стандарты для организации обучения детей–инвалидов:
1. Учеников с серьезными нарушениями по возможности необходимо включить с учетом педагогических особенностей в обычные классы начальных и средних школ.
2. Если степень нарушения мешает полной интеграции в обычном классе, ученики должны иметь социальный и образовательный базис в обычном классе и получать дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса (индивидуальные или в группах ) .
3. Дети с серьезными умственными и физическими недостатками могут обучаться в отдельных классах в рамках начальной и средней школ при систематических планируемых контактах со здоровыми сверстниками. При принятии решений относительно системы обслуживания приоритет отдается возможностям для детей получить образование, а не неудобствам администрации.
4. Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно педагогами и родителями с учетом потребностей учеников в интегрированнном обучении и обстоятельств окружающей среды .
5. При организации обучения сознательно планируется самостоятельность .
6. Содержание учебного процесса должно быть соотнесено с функциональными навыками, которые соответствуют возрасту ребенка и необходимы для деятельности в интегрированной среде ( домашний быт, профессиональное обслуживание , транспорт и т.п. ) .
Организационно-педагогические условия формирования эмпатии как ...
... - развивающего обучения и студентов группы со специализациями. Гипотеза: Процесс развития эмпатии как профессионально значимого качества для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья будет ... у студентов эмпатии как профессионально значимого качества при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Цель: выявить, теоретически обосновать, опытно-экспериментальным путё ...
7. Обучение, взаимодействие между людьми должно быть гарантией того, что дети действительно будут взаимодействовать с другими индивидами в интегрированном окружении.
Почти во всех западноевропейских странах,в том числе и в Великобритании, функционируют Хосписы, некоторые из них оказывают помощь детям с определенными заболеваниями, другие — всем нуждающимся умирающим людям. Там работают психолог, специально обученная медсестра с подготовкой семейного терапевта, специалиста – соционома( социальный работник со специальной подготовкой , в том числе и юридической ) и, при необходимости, другие специалисты. В основе работы всех специалистов лежат два основных принципа: максимальная открытость, полное информирование о заболевании, его последствиях и т.д. в беседах с детьми и их родителями; создание максимально благоприятных психологических и социальных условий для семьи.
Особое внимание уделяется работе с родителями и ближайшим окружением ребенка с ограниченными возможностями. При хорошем прогнозе и благоприятном протекании лечения группа специалистов, в том числе и соционом, проводят для семьи индивидуальную семейную программу психосоциальной помощи. Деятельность социального работника, в основном, направлена на поддержание необходимого материально- бытового уровня семьи, помощь родителям в оформлении документов на получение денежных пособий, страховых выплат. При необходимости он помогает в улучшении жилищных условий, санитарного состояния жилья, транспортном обслуживании. При оценке работы соционома отчетом может служить пакет документов ( письма, результаты обследования жилищных условий, заявление родителей, ответы официальных органов и др.), полученные в ходе ведения работы по социальной адаптации семьи.
Развитие художественных способностей детей с ограниченными возможностями особенным образом совершенствует их личность, восприятие, самосознание, интеллект и коммуникативные возможности. Художественное творчество используется и как средство объединения детей с ограниченными возможностями и без них, так как здесь важно только наличие дара, через который общность между детьми проявляется быстрее. За рубежом получила распространение методика, разработанная в России- это игра “Ринго –надежда”. В ней предложено использование распространенной игры “ Ринго ” для детей с ограниченными возможностями. Для каждой категории детей с ограниченными возможностями разработана своя методика проведения. Игра эффективно влияет на физическое развитие и психоэмоциональное состояние. Для детей с ДЦП английская фирма “Рэхаб энд медикал” предлагает программу “Развитие основных навыков движения через обучения” ( РОНДО ).
Учебный план РОНДО ориентирован на активную деятельность и предназначен для обучения основным двигательным навыкам, необходимым в дальнейшей жизни как в домашней обстановке, так и в обществе. Курс обучения учитывает естественную механику тела, рассматриваемую совместно с учебным процессом. Эта программа является результатом пятилетней совместной деятельности учителей и врачей графства Керн ( Англия ).
Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений
... В некоторых случаях неблагоприятная наследственность, отрицательный ранний опыт детей даже при усыновлении не дают им возможности компенсировать возникшее в раннем детстве ощущение отторгнутости, которое ... появившиеся в России, заключают с государством контракт, на основании которого семья обязуется воспитывать ребенка в течение определенного времени и получает за это деньги. Ослон В.Н., ...
§2.2. Система социальной защиты детей с ограниченными возможностями Швеции
В начале XX века Швеция была одной из беднейших стран Европы, а сегодня — это страна со стабильной экономикой, высоким темпом развития и высоким человеческим потенциалом. В Швеции законодательно определено предоставление инвалидам, в том числе и детям с ограниченными возможностями, технических средств для передвижения, занятий спортом. Кроме того, предусмотрено оборудование квартир для их комфортного проживания специальными адаптационными устройствами. Если же говорить собственно о детях, то здесь ни один ребенок не будет оставлен. В 1980-90-е годы в стране были ликвидированы все интернаты для проживания детей-инвалидов.
Дети с ограниченными возможностями проживают с родителями. При этом очень развито дошкольное воспитание. Ребенок может ходить и к муниципальным «дневным мамам», и в детсады. Сироту пристраивают в финансируемые социальные семьи, где он растет до вступления в права наследования. Кстати, если в качестве таковой семьи выступают родственники, они также получают помощь.
Вот перечень всех видов поддержки:
1. Консультационные услуги и поддержка, что подразумевает реабилитацию как психологическую, так и физическую (лечебная гимнастика).
Ребенок получает помощь от целой группы профессионалов. Отвечает за это региональный совет, где есть все необходимые специалисты.
2. Персональный ассистент предоставляется человеку, который сам не может справляться с необходимыми функциями. Финансируется муниципалитетом (если помощь требуется менее 20 часов в неделю) или же страховой кассой (более 20 часов или даже круглосуточно).
С этими деньгами можно нанять как государственного, так и частного ассистента, оговорить, что он конкретно будет делать. При наиболее тяжелых отклонениях могут предоставить сразу нескольких ассистентов. Всего такую услугу получает более 4000 детей с ограниченными возможностями.
3. Сопровождающий. В некоторых случаях функциональные расстройства касаются только способности к самостоятельному передвижению. Таким опекаемым могут предоставить на несколько часов в неделю сопровождающего, также оплачиваемого муниципалитетом.
4. Контактное лицо. Это сотрудник по найму, который исполняет роль друга. Услуга возникла, когда дети с ограниченными возможностями еще жили в интернатах и чувствовали себя изолированно. Такие «друзья» получают небольшое вознаграждение, чтобы сходить со своим подопечным, например, в кино. Подбирают людей по интересам. Для подростков – прекрасный способ и подзаработать, и развлечься. Например, сходить со сверстником с ограниченными возможностями на футбол.
5. Служба замещения родственников. Сотрудник муниципалитета замещает родителей, если их по тем или иными причинам нет дома или они заняты.
Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка ...
... Т.А. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М., 1996; Ким Е. Независимая жизнь лиц с ограниченными возможностями. М. 2003; Подготовка ребенка-инвалида к семейной жизни: научно- ... и общественными структурами. Согласно Декларации о правах инвалидов, Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1975 г.), п. 1 «инвалид - это любое лицо, которое не ...
6. Краткосрочное проживание вне дома. Ребенка с ограниченными возможностями перевозят или в специальный дом для краткосрочного проживания, как правило, на выходные или раз в месяц, а летом в лагерь.
7. Продленный день. На него остаются все дети, но для детей с ограниченными возможностями как в школе-десятилетке, так и в четырехлетней гимназии это особо важная услуга: родители не обязаны уходить с работы раньше времени.
8. Проживание в социальных семьях или домах. Забота о родителях – они могут уехать на выходные или в отпуск.
9. Групповые жилища или жилища с предоставлением услуг. Форма проживания, заменившая бывшие интернаты. Чаще всего практикуется для детей с тяжелыми ограничениями. Обычно в таком доме живут 4-5 человек, каждый из которых имеет свою маленькую полноценную квартиру, но все они имеют выходы в общее помещение, где постоянно находятся сотрудники, и где можно проводить совместные трапезы, общаться. Но приватное пространство неприкосновенно – ребенок с огарниченными возможностями может находиться у себя в квартире, там есть все необходимое.
10. Дневное времяпрепровождение. По сути, реализация права на работу для людей с ограниченными способностями, многие из которых, хотя и получают пенсию, имеют силы и желание что-либо делать. Созданы специальные центры дневных занятий, инвалиды работают в кафе – варят кофе, или в конторах копируют документы. Внимание к потребностям инвалидов огромное. При диагностировании у ребенка детского церебрального паралича с семьей немедленно связывается соответствующий реабилитационный центр. При муниципалитетах есть также специальные службы, консультирующие по всем аспектам законодательства, относящимся к инвалидам.
Все услуги – бесплатные, и обеспечиваются очень высокими налогами, но при этом общество всегда знает, на что тратятся его деньги. В закон о здравоохранении Швеции, который не может быть изменен, вписана отдельная глава, обязывающая муниципалитеты предоставлять все необходимые технические средства для инвалидов, в том числе и для детей с ограниченными возможностями. Все работники региональных советов, посещая ребенка с ограниченными возможностями, обязаны вести журнал пациента, где записываются его нужды. В центрах вспомогательных средств много мастерских, есть целый штат консультантов-держателей рецептов: они выписывают направления, по которому семья ребенка с ограниченными возможностями может приобрести себе то или иное оборудование по максимально низкой цене. Есть также и трудотерапевты, специалисты по лечебной гимнастике. Закон о реабилитации предписывает для каждого ребенка с ограниченными возможностями создать целую группу, в которую обязательно входят специалист по лечебной гимнастике, логопед, педагог, трудотерапевт, психолог. В отдельном Центре для незрячих имеются оптики, окулисты, специалисты по изменению окружающей среды для людей со сниженным зрением. И всем специалистам при этих центрах также дают возможность проходить курсы совершенствования квалификации, они всегда осведомлены в юридических тонкостях, знают об изменениях правил и законодательства.
Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями
... семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, существующая государственная система реабилитации детей с ограниченными возможностями недостаточно эффективно ... помогает осветить проблему социальной адаптации детей-инвалидов в свете несоответствия равных прав, предоставленных государством, и разных возможностей доступа различных социальных групп общества ...
С 1968 года все дети с расстройствами получили равные права на образование, и все инвалиды пошли в школы. Задача школы – подготовить детей к самостоятельной жизни. Затраты на обучение каждого ребенка-инвалида родителям компенсирует муниципалитет, согласно закону 1994 года. Школа определяет сумму затрат на ребенка. Муниципалитет одобряет смету, если же согласия достигнуть не удается, вопрос отправляется на рассмотрение парламента , который и выносит окончательное решение.
Каждый ребенок проходит 4 теста (физический, психологический, медицинские).
Затем – трехнедельный испытательный срок, по истечении которого он может выбрать: оставаться в этой школе или перейти в другую. А учителя делают выводы об их потребностях. Каждому подыскивают дело: забота о природе или окружающей среде, работа в кафе, медиа, спорт. И, естественно, подбирают программу развития. Для большинства есть общенациональные программы, для некоторых (чаще всего дети с аутизмом) разрабатывается индивидуальный курс. Есть узкоспециальные программы по моторике, коммуникации. Родители также выбирают, чего бы они хотели достичь за эти четыре года: чтобы ребенок смог научиться есть без посторонней помощи или самостоятельно ездить по городу. Для каждого ученика разрабатывается индивидуальный план развития, который пересматривается и при необходимости дополняется в конце семестра. Дети и родители принимают в этом непосредственное участие. Вообще, граждане Швеции, объединенные в общественные структуры, могут добиться практически всего: в вопросах экологии, защиты прав инвалидов, равноправия полов, условий труда и уровня оплаты, образования детей, ухода за пожилыми и т.д.
Местное самоуправление наиболее важное для шведов и занимает очень большое место в «шведской модели». Особым показателем высокого уровня общественного устройства может служить отношение к инвалидам, в том числе и к детям с ограниченными способностями. Практически везде можно встретить человека на коляске (на улице, в метро, в магазине, на хоккейном матче).
Любой человек с инвалидностью с детства интегрирован в общество. Во многих муниципалитетах расходы на реабилитацию и интеграцию детей с ограниченными способностями в общество равняются с расходами, которые затрачивают на образование. В Швеции в течение последних десятилетий принят ряд законов о трудоустройстве и сохранении рабочих мест на рынке труда для инвалидов.
§2.3. Система социальной защиты детей с ограниченными возможностями Польши
Права инвалидов, в том числе и права детей с ограниченными возможностями, в Польше властями соблюдаются неукоснительно. Неправительственные организации, фонды и общества появились в Польше примерно в то же самое время, что и в государствах Западной Европы. Вначале они занимались, в основном, благотворительной деятельностью, позже начали заниматься также корпоративной, культурно-просветительской и научной деятельностью, а также реализовывать программы, связанные с идеей социального развития и общественной солидарности. В период II Речи Посполитой (1918-1939 гг.) неправительственные организации развивались очень интенсивно.
Особенности эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями
... у детей с ограниченными возможностями. 3. Исследовать особенности эмоциональной сферы подростка-инвалида. 4. Сделать выводы и разработать рекомендации. Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями. Объект исследования: дети с ограниченными возможностями. Этапы ...
Вторая мировая война и эпоха насаждения коммунистической идеологии повлияли на резкое снижение общественной активности. Часть неправительственных организаций была ликвидирована, а часть включена в идеологические структуры. В стране действует фонд им. брата Альберта, помогающий детям с ограниченными возможностями в области умственного развития (организует и ведет специальные медицинские учреждения, обеспечивает уход, помогает семьям, в которых есть инвалиды).
Следует отметить, что неправительственные организации занимаются просветительской деятельностью среди молодежи, создавая негосударственные школы или фонды, поддерживающие государственные учебные заведения.
В Польше действуют также организации, специализирующиеся в области защиты прав человека (Хельсинский фонд по защите прав человека или польский филиал Amnesty International).
Они осуществляют мониторинг за соблюдением прав человека и гражданских прав в Польше, и действуют в защиту прав в тех государствах, которые признаны недемократическими. К наиболее крупным неправительственным организациям, занимающимся гуманитарной деятельностью, относятся: Фонд SOS — опекает людей, находящихся в особо трудной материальной и жизненной ситуации, инициирует и реализует акции социальной помощи. В Польше хорошо поставлена реабилитация инвалидов и интеграция их в среду здоровых людей. Существуют специальные законодательные акты, регулирующие исключительно вопросы трудоустройства инвалидов, обеспечение равных прав и возможностей в этой сфере.
Основной целью существование подобных законов является реабилитация людей с ограниченными возможностями, интеграция их в общество и обеспечение необходимых условий для эффективной работы. В стране существуют законы, запрещающие прямую или косвенную дискриминацию по отношению к инвалидам начиная со стадии отбора сотрудников и трудоустройства и заканчивая процедурой освобождения от занимаемой должности. Люди с инвалидностью, столкнувшиеся с дискриминацией по отношению к себе, имеют возможность требовать возмещение причиненного морального ущерба и упущенной экономической выгоды.
Центр поддержки общественных инициатив и организацией помощи детям с ограниченными возможностями активно занимается реабилитацией. Детей стараются поставить на ноги всеми доступными методами. При этом, в центре реабилитации с ребенком одновременно будет работать столько специалистов, сколько посчитает необходимым лечащий врач — от 2 до 6. Они за ним будут ухаживать одновременно, особенно во время «прогулки». Например, один реабилитолог станет придерживать руку ребенка с ограниченными возможностями, второй — выравнивать осанку, третий открывать двери и т.д.Наибольшей популярностью среди родителей детей с ограниченными возможностями пользуется центр «Евромед». Сюда со всей Европы, а также США, Южной Кореи и стран Ближнего Востока везут детей и взрослых с разной степенью тяжести детского церебрального паралича (ДЦП) и последствиями различных травм. Польские общественные организации регулярно проводят акции, во время которых показывают гражданам, что, каким бы тяжелым не был недуг, собственной силой воли, с помощью окружающих и всего общества в целом человек может преодолеть все препятствия и реализовать свои способности в повседневной жизни.
Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2
... нести обязанности, а после его покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у ... осуществление прав автора произведения науки, литературы и искусства, изобретения и тому подобного объекта; внесение вкладов в кредитные учреждения и распоряжение ими. Ограниченная дееспособность ...
Так в стране традиционно проходит неделя инвалидов — красочный и яркий праздник во всех городах Польши. В эти дни организуются выставки и аукционы изделий, выполненных руками людей, имеющих инвалидность. На летней сцене в центре города идут концерты, соревнования и представления. Все желающие совершенно бесплатно могут покататься на яхте по водоемам, где проходит праздник. В последний день празднования устраивается большое шествие от центральной площади до здания мэрии. Польские общественные организации в течение уже долгого времени используют множество моделей реабилитации инвалидов, имеющих различные формы и степени тяжести заболеваний. Города в стране имеют специальные звуковые светофоры и расцвеченные пешеходные переходы, практически все здания оборудованы пандусами.
§2.4. Система социальной защиты детей с ограниченными возможностями Франции
Во Франции законодательство защищает права инвалидов, в том числе и права детей с ограниченными возможностями, наравне с правами других граждан. Специальными законами утверждены права инвалидов на профессиональную подготовку и переобучение, на трудоустройство в счет квотирования рабочих мест (6% от общего числа рабочих мест), на преимущества в трудовом договоре, содействие в самозанятости. Например, предприятия, имеющие более 20 штатных сотрудников, обязаны принимать на работу инвалидов, если, разумеется, эти инвалиды имеют соответствующую квалификацию.
Каждое второе предприятие во Франции платит отчисления Ассоциации по управлению фондам с целью профессионального устройства инвалидов (AGEFIPH).
Существует форма поощрения работодателя – ему выплачивается премия в размере 1600 евро за предоставление трудового контракта инвалиду на срок не менее 12-ти месяцев. Вопросами социальной защиты инвалидов и реабилитации занимается Министерство здравоохранения и социального обеспечения страны. Для инвалидов создана сеть центров реабилитации, приоритетным направлением которой считается профессиональная реабилитация. Эти же центры занимаются трудоустройством инвалидов. Есть предприятия с щадящим режимом труда, ориентированные под инвалидов.
Помощь детям с ограниченными вожможносятми осуществляется не только на уровне государства, но различными министерствами регионов, департаментами, коммунами и ассоциациями. У всех имеются соответствующие интернет-сайты, на которых можно получить всю необходимую информацию. Согласно статистике, во Франции около 5% населения имеют физические или умственные отклонения. Тяжелая степень инвалидности официально зарегистрирована у более 1 млн 200 тыс. человек. В клиниках и специальных центрах постоянно проживают более 360 тыс. человек, из которых примерно 220 тыс. детей (до 18 лет они находятся здесь бесплатно, если родители вписали их в свою страховку, а далее – за сумму в 16 евро ежедневно).
Плавание в системе реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями
Плавание в комплексной реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и конечностей 19 4. Подводное плавание как средство социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями 24 Заключение 32 ... 216 с. 19. Сазыкин В.Г. Методика предотвращения критических ситуаций при обучении плаванию детей-инвалидов. - Волгоград, 2000. - 223 с. 20. Сборник материалов к лекциям по ...
Между тем, далеко не все семьи, имеющие ребенка с ограниченными возможностями во Франции получают пособия по инвалидности. Только 85 тыс. семей получают пособия на детей с ограниченными возможностями. Но с учетом разных типов помощи, она доступна почти 1,5 млн человек. 2/3 детей с ограниченными возможностями обучаются в обычных школах, но в большинстве своем – в особых классах в школах и колледжах, которые либо состоят целиком из детей с различными дефектами, либо в каждом таком классе имеется несколько детей с ограниченными возможностями. Вместе с обычными учителями этими детьми занимается учитель-воспитатель.
Около 85 тыс. детей с ограниченными возможностями получают образование в специальных учебно-лечебных заведениях, которые зависят от министерства по социальным проблемам. В стране действует Высшая инстанция по борьбе против дискриминации и за равенство (HALDE).
Она оказывает помощь всем жертвам дискриминации, которую запрещает французское законодательство (расовые, этнические, половые, а также ущемлении прав на образование, занятость, жилье и т.д.).Все ассоциации оказывающие помощь инвалидам, в том числе и детям с ограниченными возможностями, (их во Франции тысячи), как правило, бесплатно.
§2.5. Фрг
В Федеративной Республике Германии, согласно Кодексу социального законодательства, особое внимание со стороны государства уделяется реабилитации инвалидов, в том числе и детей с ограниченными возможностями, и мерам раннего обнаружения болезни с использованием всех доступных средств для максимально возможного вовлечения их в полноценную жизнь общества, устранения или уменьшения последствий заболевания.
На начальном этапе, как правило, оказываются услуги медицинского характера; лечение в больницах, курортно-санаторных организациях и 19-ти специальных реабилитационных центрах (на 3200 койко-мест) посредством лечебной гимнастики и спорта, массажа, особой терапии с учетом характера инвалидности. В центрах изготавливаются протезы, предоставляются ортопедические и другие вспомогательные средства. При этом предпочтение отдается, по возможности, амбулаторному способу лечения.
На втором этапе реабилитационных мероприятий оказывается содействие (с учетом физических возможностей, склонностей, профпригодности и опыта) в получении необходимых навыков для последующей трудовой деятельности на рынке труда, профессиональной подготовке и переподготовке. Этим целям служат 28 заведений профтехобразования для взрослых (на 15 тыс. мест), учебный план которых включает приобретение профессий в сфере торговли, управления, промышленности, техники, а также в области здравоохранения и социальных услуг. При необходимости возможно проживание в интернате.
Для инвалидов с психическими отклонениями образовано 8 особых тренировочных центров со сходными задачами (на 457 мест).
Молодые люди, которые находятся под наблюдением врачей, психологов и педагогов и которым по состоянию здоровья противопоказано производственное обучение, постигают основы подходящих для них профессий в одном из 46 специальных учебных заведений (всего 12,3 тыс. мест).
В Германии в результате реализации национальных программ по профилактике детской инвалидности почти 100% новорожденных обследуются на наследственные заболевания — фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, что позволяет своевременно выявлять эти заболевания, целенаправленно проводить лечение и избежать отставания в психическом развитии ребенка. За счет использования цитогенетических и перинатальных исследований предупреждается рождение детей с генетическими и врожденными заболеваниями. Ранняя аудиологическая диагностика позволяет выявлять детей, страдающих врожденной глухотой, и проводить раннюю реабилитацию.
Положителен опыт ФРГ в вопросе определения возможных затрат и реального выделения средств на осуществление реабилитационных мероприятий. По данным за 1999 год, в ФРГ (6,6 млн. инвалидов) только на эти цели было выделено 53 млрд. марок (около 675,2млрд. российских руб), в Канаде (4,2 млн. инвалидов) — около 1,5 млрд. канад. долл. (около 27 млрд. руб), в Великобритании (5 млн. инвалидов) — около 1 млрд. ф. ст., что составляет 41 млрд. руб. (информация МИД России от 25 апреля 2001 г).13
Законодательством зарубежных стран закрепляются институты социальной защиты детей с ограниченными возможностями, определяется круг государственных органов, участвующих в реализации программ защиты этих граждан и ответственных за них или координирующих вопросы социальной защиты инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
С середины 70-х годов в ряде государств мира были приняты специальные законодательные акты но проблемам инвалидов и детей с огарниченными возможностями.
В Германии выделяются три формы социальной защиты инвалидов и детей с ограниченными возможностями, а именно социальное страхование, компенсация и помощь.
Вопросы социальной защиты инвалидов и детей с ограниченными возможностями регулируются законами:
- об инвалидах 1974 года;
- об единообразии мер по реабилитации 1974 года;
- о содействии инвалидам в пользовании общественным транспортом 1979 года;
- о борьбе с безработицей среди инвалидов 2000 года;
- кодексом социального законодательства.
В указанных актах содержатся юридические предписания, касающиеся вопросов обеспечения прав и реабилитации инвалидов, в том числе гарантий их избирательного права, обучения, образования, пользования общественным транспортом, специального оборудования рабочих мест, улучшения их положения на рынке труда, снижения безработицы этой категории населения.