61Виды и методы оценки псих готовности к школе

Вопрос 61. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

В ШКОЛЕ

(Гуревич Психологическая диагностика)

Школьное обучение — один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую про­являют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Часть родителей, воспитателей да и самих детей воспринимает этот момент как своеобразный экзамен ре­бенка за весь дошкольный период жизни. Такая оценка события, пожалуй, не лишена смысла, ибо для обучения в школе ребенку понадобится все то, что он приобрел за период дошкольного детст­ва. Многим первоклассникам совсем не просто выполнять школь­ные требования, для этого им необходимо значительное напряже­ние. Поэтому важно заранее, еще до начала школьного обучения, выяснить, насколько психические возможности ребенка соответ­ствуют требованиям школы. Если такое соответствие есть, то ребе­нок готов к школьному обучению, т.е. он готов к преодолению возникающих в учении трудностей.

Разные требования, предъявляемые обучением к психике ре­бенка, определяют структуру психологической готовности; основ­ными ее компонентами являются умственная и личностная готов­ность.

Умственная готовность предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, во­ображения, речи), владение знаниями, умениями и навыками по программе обучения и воспитания в детском саду, сформированность общих интеллектуальных умений.

Сформированность, например, памяти до уровня школьных требований проявляется в том, что ребенок способен к произволь­ному запоминанию, хранению и отсроченному воспроизведению информации, владеет навыками опосредствованного запомина­ния. Показателями развития мышления до уровня готовности к школьному обучению является способность ребенка осуществ­лять мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обоб­щения в знакомом материале, сформированность наглядно-об­разного мышления до уровня, позволяющего выполнять учебные задания, характерные для начального периода обучения. Указани­ем \на речевую готовность к обучению в школе считают способ­ность понимать обращенную к ребенку речь, иметь определенный словарный запас и грамотную обиходную речь, уметь четко вос­принимать и произносить речевые звуки.

Личностная готовность предполагает зрелость мотивов учеб­ной деятельности, развитое познавательное отношение к внешне­му миру, определенный уровень самосознания, коммуникатив­ную зрелость как сформированность средств, навыков и желания общаться, достаточный уровень эмоционального и волевого раз­вития психики ребенка.

14 стр., 6718 слов

Особенности готовности к школьному обучению детей с нарушением речи

... хорошая эмоциональная устойчивость. Интеллектуальная готовность является вторым компонентом в структуре готовности к школьному обучению, которая предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, рациональный подход ...

Мотивационная готовность к школьному обучению обнару­живает себя в том, что ребенок хочет учиться, он понимает и обо­сновывает важность и необходимость учения, ему интересно узна­вать то, чему учат в школе. Эмоциональная готовность проявляет­ся, в частности, в разнообразии переживаний ребенка, в способ­ности правильно реагировать на похвалу и порицание, в умении сдерживать, регулировать проявления своих чувств, в преоблада­нии положительных эмоций. Симптомами волевой готовности яв­ляются: значительная произвольность поведения и психических процессов, то есть способность ребенка управлять ими и контро­лировать их, сформированность воли, позволяющая ребенку вы­полнять данное ему взрослым не очень интересное задание, про­являть упорство, настойчивость при выполнении трудных зада­ний, умение доводить работу до конца.

Как видим, даже в самом первом приближении к рассмотре­нию структуры и содержания психологической готовности видно, что школа предъявляет требования к самым разным психологиче­ским качествам ребенка. Поэтому, естественно, возникает вопрос: соответствует ли ребенок столь многообразным требованиям к нему? Так как психологическая готовность является важной пред­посылкой успешного школьного обучения, то от ее сформирован­ности зависит, как сложится отношение ребенка к учению, как будут относиться к нему учитель, одноклассники, как оценят его ро­дители и даже незнакомые взрослые. Стойкая неуспешность в на­чале обучения опасна тем, что ребенок может потерять веру в свои силы, у него может сложиться заниженная самооценка, могут нарушиться взаимоотношения с родственниками, закономерно воз­никает негативное отношение к учению и стремление избежать Учебной деятельности. Нередко проблемы со школьной успевае­мостью приводят ребенка к потере эмоционального равновесия и даже к ухудшению здоровья. Понятно, что такое развитие событий неблагоприятно может повлиять на весь период школьного обучения ребенка, отразиться на формировании его личности, на том, как сложится его жизнь после школы.

Психологическая готовность может появляться в разном возрасте. Поскольку дети имеют разный темп психического развития, то некоторые из них, в силу тех или иных причин, опережают в развитии психики основную массу сверстников, а другие дети от­стают от большинства. Поэтому в результате диагностики психо­логической готовности какая-то часть дошкольников уже в возра­сте 6 лет оказывается вполне готова к обучению в подготовитель­ном классе. Основная часть детей лишь к семи годам обнаружива­ет черты психологической готовности к систематическому усвое­нию школьных знаний и умений. Встречаются и такие дети, кото­рые будут обнаруживать свойства психики дошкольника и после семи лет, и даже в ходе обучения в школе.

Как видим, к школе каждый ребенок приходит со своим, инди­видуальным результатом развития, который должен быть оценен психологом, а полученная информация правильно использована.

17 стр., 8089 слов

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

... является подготовка детей к обучению в школе. Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе. В комплексе психолого-педагогической готовности к школе выделяют три ...

Следует сказать, что высокие показатели психологической го­товности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ре­бенка к школе, однако не гарантируют, что в начальной школе у ребенка не возникнет проблем. К сожалению, иногда получается так, что у этих детей в первые же дни обучения формируется завы­шенная самооценка своих возможностей; ребята начинают отно­ситься к учению легкомысленно, у них не развиваются такие каче­ства личности, как настойчивость, упорство, самокритичность, они теряют интерес к учебе. Постепенно, при возрастании учеб­ных трудностей, у этих детей, как правило, возникают проблемы в обучении и закрепляются не самые благоприятные личностные особенности. Получается, что хороший уровень психического раз­вития, достигнутый ребенком к моменту поступления в школу, не обеспечивает долгосрочных гарантий школьной успешности и столь же высоких темпов развития личности ребенка в школьные годы.

С другой стороны, возможно другое, когда ребенок воспиты­вается в неблагоприятных условиях и к моменту поступления в школу демонстрирует низкие показатели психологической готов­ности. Но в случае, если учителю удается вызвать положительное отношение к учению, то постепенно ребенок включается в учеб­ную деятельность, приучается вначале с помощью учителя, а затем и самостоятельно преодолевать встречающиеся затруднения и восполняет недостатки своего дошкольного развития. В благопри­ятных условиях систематического обучения, при правильной педагогической помощи ребенок может существенно продвинуться в психическом развитии.

Может показаться, что поскольку диагностика психологиче­ской готовности может дать лишь краткосрочный прогноз школь­ной успеваемости, то она и не очень важна. Это не так. Определе­ние психических возможностей ребенка помогает психологу ре­шать ряд задач, связанных с началом обучения в школе.

  1. Во-первых, это задача определения наиболее благоприятного сро­ка поступления ребенка в школу;
  2. во-вторых, это задача проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, оказавшимися психо­логически неготовыми к школьному обучению;
  3. в-третьих, — это за­дача оказания родителям, воспитателям и учителям консультатив­ной помощи в целенаправленном формировании личности ребенка и нормализации учебной деятельности.

Рассмотрим подробнее указанные задачи.

Поскольку сегодня есть возможность начать обучение детей с 6 лет в подготовительных классах школы или детского сада, или с 7 лет в обычных первых классах, то психолог, исходя из результатов определения психологической готовности, может сделать вывод о том, готов ли ребенок к обучению с 6 лет или ему целесообразно пойти в школу после 7. Обычно в подготовительные классы на­правляют детей, которые по своим психологическим показателям вполне готовы к обучению уже в возрасте 6 лет. Если вовремя не начать обучать такого ребенка, то это затормаживает его развитие. Часто эти дети самостоятельно овладевают счетом, чтением, пись­мом и затем «скучают» в школе, обучение в первом классе не ока­зывает на них необходимого развивающего воздействия. Но ино­гда целесообразно даже не очень психологически готового к обу­чению ребенка рекомендовать в подготовительный класс, если есть уверенность, что щадящий режим обучения в этом классе ока­жет более благоприятное воздействие на психическое развитие ре­бенка, чем его воспитание дома или обучение в группе детского сада.

4 стр., 1639 слов

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ СПОСОБНОСТИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ В АСПЕКТЕ ...

... несмотря на достаточно большое количество работ по психологической готовности дошкольников к обучению в школе, малоизученным остается вопрос о формировании у детей старшего дошкольного возраста способности к сотрудничеству. Значимость ее ...

В результате диагностики психологической готовности, как правило, обнаруживаются неготовые к обучению дети. Наблюде­ния показывают, что если к 6 годам у ребенка не формируются предпосылки готовности к обучению, то и к 7 годам ребенок при­ходит в школу и начинает учиться, являясь фактически неготовым к систематическому обучению. Следовательно, необходимо еще до поступления в школу активизировать психическое развитие ре­бенка и формировать предпосылки готовности к школьному обу­чению. Конечно, одному психологу такая работа может оказаться не под силу. Но то, что не смогли сделать родители и воспитатели отдельно от психолога, они смогут сделать, объединив свои уси­лия. А результаты диагностики психологической готовности по­могут определить наиболее несформированные стороны психики ребенка.

Для психологически неготовых к обучению в школе детей не­обходимо организовать специальные индивидуальные или груп­повые занятия, на которых в игровой форме развивать внимание и память, мышление и речь. Важно сформировать у ребенка поло­жительное отношение к школе, снять имеющий иногда место страх перед ней. Это можно сделать на экскурсии по школе, во время которой познакомить ребят с их будущими учителями. Очень полезно поиграть с ребенком «в школу», чтобы он сам мог попробовать себя в роли учителя и ученика. Необходимая для обу­чения произвольность поведения может быть сформирована как на занятиях с воспитателем, в играх по правилам, так и при выпол­нении несложных домашних обязанностей — ухаживании за цве­тами, покупке продуктов, уборке квартиры и т.п. Некоторую рабо­ту по исправлению и развитию речи ребенка может провести лого­пед.

У детей, не имеющих грубых форм неготовности, уже за один два месяца целенаправленной работы может сформировать­ся психологическая готовность. В случае с более сложными и стойкими явлениями психологической неготовности, возможно, потребуется отложить на год поступление ребенка в школу и про­водить с ним развивающую работу в течение нескольких месяцев.

Специфической формой психологического консультирования является работа с учителем. Задача психолога состоит в том, чтобы заранее, желательно еще до начала учебного года, познакомить учителя с результатами психологического изучения детей — буду­щих первоклассников. Особое внимание следует обратить на слу­чаи психологической неготовности, так как именно они вызывают у учителей наибольшие затруднения. Учитель должен достаточно хорошо представлять себе, с какими учениками он имеет дело для того, чтобы самостоятельно или с помощью психолога выбрать тактику общения и обучения. При обучении психологически него­товых к школе детей целесообразно на первых порах отказаться от неудовлетворительных отметок, не скупиться на похвалу в адрес старающихся учеников, специально создавать ситуации успеха ре­бенка в учении, активно использовать игровые приемы и методы, чаще переключать внимание и деятельность детей, давать им боль­ше возможности двигаться в ходе урока, индивидуально объяснять и помогать в выполнении учебных заданий и так далее.

6 стр., 2761 слов

Готовность к школе детей эмигрантов

... время проблема готовности обучения в школе детей-эмигрантов является одной из социально значимых проблем. Этот факт предопределяется целым рядом социальных, культурных и психологических особенностей развития и среды ребенка этой социальной ...

Соответствующая консультативно-профилактическая работа проводится и с воспитателями школы, и, главное, с родителями.

Обычно диагностика психологической готовности проводится психологом в весенне-летний период, непосредственно предше­ствующий поступлению ребенка в школу. Существуют самые раз­ные варианты организации этой работы, однако лучше, если детей диагностируют не в школе, а в привычных для них условиях дет­ского сада, создавая непринужденную обстановку и используя иг­ровые приемы и методы обследования. Положительной является попытка психолога диагностировать ребенка в присутствии роди­телей, что особенно важно при необходимости показать родите­лям имеющиеся у ребенка трудности выполнения заданий. Но в этом случае важно проинструктировать родителей и расположить их в комнате так, чтобы они минимально влияли на поведение ре­бенка, например, посадив их за его спиной.

Более надежные и убедительные результаты психологической готовности могут быть получены, если психолог встретится с ре­бенком не один раз и если он не ограничится беседами и экспери­ментами с ребенком, но и поговорит с врачами, родителями, вос­питателями о своеобразии развития ребенка, особенностях его здоровья, характере проводимой с ребенком работы по подготовке к обучению в школе, условиях семейного воспитания и тому по­добное.

Дополнительная информация поможет психологу прави­льнее понять результаты диагностики психологической готовно­сти.

Выбор варианта организации диагностики психологической готовности определяется психологом, исходя из конкретных усло­вий работы: количества времени, возраста детей, задач, которые нужно решить с помощью диагностики, количества и характера используемых психодиагностических методов.

От того, какими методами воспользуется психолог, в значите­льный мере зависят и полученные им результаты. В настоящее время для диагностики психологической готовности методики объединяют в блоки, батареи или исследовательские программы, руководствуясь необходимостью изучения разных психологиче­ских качеств. Но, поскольку взгляды психологов на структуру и содержание психологической готовности оказываются различны­ми, то различными являются и предлагаемые ими программы изу­чения готовности к обучению.

В настоящее время существует большое количество диагности­ческих программ, которые можно с определенной долей условно­сти разделить на три группы:

1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности;

2) программы, диагностирующие формирование предпосылок овладения учебной деятельностью;

3) смешанные про­граммы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности.

К первой группе можно в первую очередь отнести Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Он направлен на диагностику зрительного восприятия, сенсомоторной координа­ции, уровня развития тонкой моторики руки. Его классический вариант состоит из трех заданий. Первое — рисование по памяти мужской фигуры; второе — срисовывание письменных букв; третье — срисовывание группы точек. Методика стандартизирова­на; результат выполнения каждого задания оценивается по пяти­балльной системе (1 — высший балл, 5 — низший балл).

10 стр., 4934 слов

Семинарское занятие № 16 Психологические особенности развития ...

... психологические новообразования дошкольного возраста как внутренний компонент социальной ситуации развития младшего школьника. 2. Проблема психологической готовности ... и школы. 3. Заполните таблицу «Психологические основы воспитания» Ребенок до поступления в школу Младший ... обнаружены. Возрастной этап Психологические особенности Факты, в которых они проявляются Методики исследования. Литература Мухина ...

Итоговая оценка получается путем сложения оценок всех трех заданий. Раз­витие детей, получивших в итоге от 3 до 6 баллов, рассматривается как высокое, выше среднего; от 7 до 11 — как нормальное, среднее; от 12 до 15 — ниже нормы.

Я. Йирасек исследовал связь успешности выполнения этого теста и успеваемости в школе. Оказалось, что дети, хорошо спра­вившиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе. Но пло­хой результат в тесте еще не означает, что ребенок не может хоро­шо учиться. Поэтому Я.Йирасек предлагает свой тест для выявле­ния школьной зрелости, но его показатели нельзя использовать как основу для вывода о школьной незрелости (неготовности к школе).

Отчасти это объясняется недостаточностью информации о психическом развитии ребенка, которую предоставляет этот тест. Так, он не оценивает такие важные аспекты психического развития, как интеллектуальное и речевое. По этой причине позд­нее Йирасек ввел в тест вербальную часть, позволяющую оцени­вать информированность, понятливость, умение рассуждать, зна­ние некоторых общественных норм.

Другой пример функционального подхода к диагностике школь­ной зрелости представляет программа X. Бройер и М. Войффен (1986).

Она целиком сконцентрирована на оценке речевого разви­тия детей. Эта программа состоит из двух методик: «Проверка спо­собности к дифференциации» и «Краткий метод проверки уровня развития устной речи». Первая из этих методик диагностирует раз­витие разных типов дифференциации (зрительной, фонематиче­ской, речедвигательной, мелодической и ритмической), являю­щихся предпосылками развития устной и письменной речи. Вто­рая методика позволяет оценить артикуляцию, словарный запас, речевую память и понимание речи.

Программа диагностики речевого развития X. Бройер и М. Войффен ориентирована на выделение тех детей, которые нуждаются в коррекции речевого развития. Поэтому она прово­дится дважды: первый раз примерно за год до поступления ребенка в школу, второй раз — незадолго до поступления. После первого диагностирования выявляются дети, нуждающиеся в целенаправ­ленной развивающей работе. Второе диагностирование предназ­начено установить, насколько успешным было использование коррекционно-развивающих программ.

Недостатком этой программы, как и программы Керна-Йирасека, является ее односторонний характер. Хотя речевая функция чрезвычайно важна для успешного школьного обучения, все же ее диагностика недостаточна для прогноза учебной деятельности школьника

Диагностические методы, определяющие сформированностъ пси­хологических предпосылок к обучению, основываются на сформулиро­ванных Д.Б. Элькониным положениях о том, что в переходном возра­сте (от дошкольного к младшему школьному) следует оценивать как сформированностъ новообразований предыдущего возрастного этапа (развитие игровой деятельности, наглядно-образного мышления), так и появление симптомов, характеризующих наступление нового переходного периода — учебной мотивации, развитие самоконтроля и других.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов представляет ... – основан на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Школа менеджмента. Школа научного управления. Фредерик Тейлор внес вклад, внес изучение времени, разбивая действия ...

Предметом диагностики являются уже не отдельные пси­хические функции (восприятие, моторика, речь), а отдельные эле­менты учебной деятельности.

Среди методик, диагностирующих сформированность предпосы­лок овладения учебной деятельностью, нужно отметить «Узор» Л.И. Цеханской (1988), «Графический диктант» Д.Б. Эльконина (1988), «Рисование по точкам» А.Л. Венгера (1981).

Все эти методи­ки направлены на изучение сформированности у ребенка умения сознательно подчинять свои действия правилам, определяющим способ действия. Такое умение является важнейшим среди учеб­ных умений и навыков. «Узор» и « Графический диктант» оценива­ют также умение внимательно слушать указания взрослого, а «Ри­сование по точкам» и «Графический диктант» — ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец.

Материалом методики «Узор» служат геометрические фигурки, Расположенные в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, Нижний из квадратов, средний из кружков. Квадраты находятся Точно под треугольниками, кружки — в промежутке между ними. Перед ребенком ставится задача рисовать узор, следуя правилу: соединять треугольники и квадраты через кружки. При этом он Должен слушать устные указания экспериментатора, определяющие, какие фигурки и в каком порядке следует соединять.

Методика «Графический диктант» проводится так: ребенку вы дают тетрадный лист в клетку, на котором с левой стороны ставится три точки одна под другой (расстояние между ними по вертика­ли — 7 клеток).

С этих точек начинается рисование узора под дик­товку экспериментатора, который сообщает, на сколько клеточек и в каком направлении следует провести линию. Для этой методи­ки определены показатели высокого, среднего, низкого уровней выполнения. В методике «Рисование по точкам» требуется воспро­изводить фигуры-образцы, соединяя нанесенные на листе точки линиями, следуя заданному правилу (не проводить линию между двумя одинаковыми «точками»).

«Точки» представляют собой крестики, кружочки и треугольники, а образцами служат неправи­льные треугольники, ромб, неправильная трапеция, квадрат и четырехлучевая звезда. Нормы по методике не приведены.

Три вышеописанные методики очень популярны среди психо­логов, но они оценивают лишь один из аспектов деятельности — ее произвольность. Поэтому информация, получаемая с помощью этих методик, должна дополняться сведениями, полученными другими методиками. Группа психологов под руководством A.Венгера подготовила диагностическую программу, в которую наряду с методиками «Графический диктант» и «Образец и правило (срисовы­вание точек)» вошли методики, диагностирующие вербальное и на­глядно-образное мышление, речевое развитие, отношение к школе, информированность, развитие движений (Готовность детей к шко­ле.

Диагностика психического развития и коррекция его неблаго­приятных вариантов, 1989).

На наш взгляд, диагностическая про­грамма А.Л. Венгера, Е.А.Бугрименко и других стала отличаться избыточностью информации, перенасыщенностью разнообразными методиками, объединенными идеей «узнать понемногу обо всем». Представляется, что нарушен принцип разумной достаточности оценивания самых важных, определяющих будущую учебную дея­тельность моментов психического развития.

3 стр., 1136 слов

Черепанова Психологическая помощь детям, пережившим психологическую травму

... или психологу следует быть готовым к встрече с неприятными детьми, детьми со странностями. В чем может состоять психологическая помощь таким детям? Самое главное - это реагирование и вопрос персональной ... ответственности. Дети имеют право чувствовать себя спокойно в любви и ...

Еще одна диагностическая программа, о которой следует упо­мянуть, разработана эстонским психологом П.Я. Кеэсом (1983).

Она состоит из 5 тестов, диагностирующих внимание, память, пред­ставления, наглядно-образное мышление. Задания всех субтестов выполнены в графической форме. Данные о валидности и крите­риях психологической готовности к школе по этому тесту не при­ведены. Кроме того, следует обратить внимание на то, что в этом тесте не оцениваются такие важные стороны психического разви­тия, как вербальное и речевое, не анализируются мотивация и произвольность. В то же время диагностируются память и внима­ние, в отношении которых известно, что при отсутствии органиче­ских поражений нервной системы уровень развития этих психиче­ских функций находится в пределах нормы.

Автор еще одной методики определения готовности к школьному обучению М.Н. Костикова считает, что наиболее прогностичным будет такое обследование ребенка, которое позволит получить ин­формацию о процессе решения диагностических заданий и о тех видах помощи, которые необходимы для успешного их выполнения. Особое внимание при этом обращается на анализ затруднений, испытыва­емых детьми (остановки в выполнении заданий, неправильные ре­шения, превышение среднего временного показателя).

При воз­никших у ребенка затруднениях ребенку оказывается индивидуа­льная помощь в таком объеме и такого количества, которые необ­ходимы ему для преодоления затруднений.

М.Н. Костикова выделяет 5 видов помощи: стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая. Стимулирующая помощь заключается в воздействии психолога, направленном на активизацию собственных возмож­ностей ребенка для преодоления затруднений. Эмоционально-ре­гулирующая помощь представляет собой оценочные суждения психолога, выражающие одобрение или порицание действий ре­бенка. Направляющая помощь состоит в такой организации умст­венной деятельности ребенка, когда экспериментатор направляет его ориентировку в задании, но не вмешивается в сам процесс ре­шения. При организующей помощи исполнительская часть умст­венной деятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль — психологом. Обучающая помощь оказывается в тех случаях, когда все другие виды помощи неэффективны, и требует­ся обучение ребенка новому для него виду деятельности.

Основной недостаток разработанной М.Н. Костиковой мето­дики состоит в ее трудоемкости, громоздкости, недостаточной стандартизации, что усложняет процедуру эксперимента И требует от психолога высокого профессионализма и специальной обученности.

Наиболее удачной в отношении практического использования нам представляется методика диагностики психологической готовно­сти к школьному обучению Н.И. Гуткиной. Ее достоинства заключа­ются в том, что при своей компактности она позволяет оценить са­мые важные компоненты психологической готовности. Отбор во­шедших в эту методику заданий теоретически обоснован, вследст­вие чего характеристика психологической готовности отличается разумной необходимостью и достаточностью.

Эта диагностическая программа состоит из 4 частей, оценива­ющих мотивационно-потребностную, интеллектуальную, рече­вую и произвольную сферы развития детей.

Для исследования аффективно-потребностной сферы приме­няются экспериментальная беседа по выявлению «внутренней по­зиции школьника» и методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов. Она состоит в следующем. Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обыч­ные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзыва­ет его к себе и предлагает ему послушать сказку, интересную для его возраста, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испы­туемого, что ему в данный момент больше хочется — поиграть с иг­рушками или дослушать сказку до конца. Дети с выраженным по­знавательным интересом предпочитают послушать сказку, а дети с игровыми интересами — поиграть с игрушками.

11 стр., 5104 слов

Методики психологической диагностики готовности к школьному обучению лиц с ОВЗ

... школу часто определяется сформированность у ребенка узкопредметных навыков, а не выявляются психологическая, эмоциональная, нравственно-волевая готовность ребенка к школе. 1. Дети с ограниченными возможностями здоровья В ... которого становится учебная деятельность. Еще более актуальна проблема формирования школьной готовности у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К ним относят лиц, ...

Для диагностики интеллектуальной сферы применяется методи­ка «Сапожки», позволяющая исследовать обучаемость детей, а также особенности и уровень развития обобщения. В качестве эк­спериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака — сапожек на ногах. Есть сапожки — картинка обозначается «1» (едини­цей), нет сапожек — «О» (нулем).

Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правила кодирова­ния; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые «загадки», которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. По­мимо таблицы с цветными картинками, в эксперименте использу­ется белый лист бумаги с изображениями геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки.

Экспериментатор анализирует характер допускаемых ребен­ком ошибок, имеет право задавать ему наводящие вопросы (чтобы выяснить, сможет ли он решить задачу с помощью взрослого), а также вопросы, позволяющие уточнить характер обобщений (эм­пирическое или теоретическое).

Методика не имеет нормативных показателей, ее результаты подвергаются качественному анализу.

61Виды и методы оценки псих готовности к школе — Стр 2

Для оценки интеллектуального компонента психологической го­товности используется и еще одна методика «Последовательность событий». В качестве экспериментального материала в ней испо­льзуются 3 сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сю­жет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ. Выполнить это задание можно при на­личии достаточного уровня логического мышления. Кроме того, эта методика диагностирует речевой компонент психологической готовности, так как составление рассказа по картинкам позволяет оценить, свободно ли ребенок владеет языком, есть ли у него повествовательная речь, каков его словарный запас.

Речевое развитие характеризуется также уровнем фонематиче­ского слуха (умением на слух выделять в слове различные звуки).

Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит и пишет слова, поэтому так важна диагностика фоне­матического слуха. С этой целью используется методика «Звуко­вые прытки». Экспериментатор рассказывает ребенку, что все сло­ва состоят из звуков, которые мы произносим, для примера произ­носит несколько гласных и согласных звуков. Затем ему предлага­ют поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предла­гается поочередно искать звуки «о», «а», «ш», «с».

Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено хорошо; если допущена одна ошибка — за­дание выполнено средне; если ошибок более одной — задание вы­полнено плохо.

Для диагностики произвольной сферы Н.И. Гуткина использует две методики — «Домик» и «Да и нет». Методика «Домик» представ­ляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей до­мик, отдельные детали которых составлены из элементов пропис­ных букв. Задание выявляет умение ребенка скопировать образец, что зависит от развития произвольного внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Анализ допущенных оши­бок в рисунке позволяет оценить вышеперечисленные психиче­ские характеристики.

Методика «Да и нет» применяется для исследования умения действовать по правилу, и является модификацией известной дет­ской игры «Да и нет, не говорите, черного с белым не носите». По ходу игры ребенку задаются вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет», но произнесение этих слов считается ошибкой. Задание считается выполненным на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки; если допущена одна ошибка — это средний уро­вень, более одной ошибки — плохой уровень выполнения.

Методика Н.И. Гуткиной проверена на валидность и имеет хо­рошие прогностические показатели. Некоторое неудобство этой методики определяется отсутствием для многих заданий количественных показателей и нормативных границ. На основе этой ме­тодики Н.И. Гуткина разработала систему коррекционно-развивающих игр, позволяющую сформировать психологическую го­товность детей к школе.

Заканчивая обсуждение диагностических методик, определя­ющих психологическую готовность к школьному обучению, еще раз подчеркнем, что их использование позволит выявить особен­ности психического развития ребенка, а это первый шаг на пути создания условий оптимизации периода школьной адаптации первоклассников и предотвращение неуспеваемости.