Вопросы для подготовки к экзамену
По дисциплине «Психологическая служба в образовании»
для студентов-бакалавров «ПО» 2 курс д/о, 3 курс з/о.
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедрой психологии
В.И. Кучерявенко
1. Определение психологической службы образования. Цель и задачи психологической службы образования.
2. Структура психологической службы.
3. Нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога в образовании
4. Основная документация в работе психолога ОУ.
5. Понятие психического и психологического здоровья.
6. Теоретические основания психологической службы образования.
7. Развитие психологической службы в странах Восточной Европы.
8. Становление психологической службы в Германии.
9. История развития психологической службы во Франции.
10. История развития психологической службы (или школьной психологии) в США.
11. Особенности развития психологической службы в России в 30-60-е годы XX в.
12. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы.
13. Содержание работы психолога в учреждениях образования.
14. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении.
15. Понятие психолого-педагогического сопровождения. Модели школьной психологической деятельности.
16. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении.
17. Понятие психолого-педагогического сопровождения. Модели школьной психологической деятельности.
18. Планирование психолого-педагогического сопровождения. Основные подходы.
19. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога образования.
20. Этический кодекс психолога.
21. Организация работы практического психолога. Кабинет психолога в учреждениях образования.
22. Права и обязанности школьного психолога в образовании.
23. Общие принципы и правила работы психолога.
24. Психограмма профессии «психолог».
25. Требования к личности психолога в системе образования.
26. Психолого-педагогический статус школьника и его содержание.
27. Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника.
28. Психологическое сопровождение естественного развития дошкольника.
29. Методика работы психолога с детьми дошкольного возраста. Психологическая помощь детям дошкольного возраста.
30. Основные направления работы психолога с детьми подросткового возраста.
Основные направления деятельности психологической службы образования
... психолога 6. Этические нормы психолога 7. Модель службы психолого-педагогического сопровождения Основные цели, задачи и принципы психологической службы Главная цель психологической службы образования - психологическое ... Задачи психологической службы Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачипсихологической службы образования: 1. реализация в работе с ...
31. Социально-диспетчерская деятельность психолога образования. Основные функции психолога в данном направлении.
32. Основные виды деятельности психолога в образовании. Психологическая профилактика в деятельности психолога образования.
33. Готовность ребенка к школьному обучению и его адаптация в школе.
34. Основные виды деятельности психолога в образовании. Психокоррекция как направление деятельности психолога образования.
35. Коррекционная и развивающая работа с детьми младшего школьного возраста.
36. Основы коррекционной работы с семьей.
37. Коррекция межличностного взаимодействия в группах детского сада.
38. Коррекция аффективного поведения детей с помощью сюжетно-ролевых и творческих игр.
39. Основные виды деятельности психолога в образовании. Психологическое консультирование в деятельности психолога образования.
40. Консультативная работа с подростками.
41. Профессиональная консультация старшеклассников.
42. Модели помощи современной семье. Консультирование родителей.
43. Основные виды деятельности психолога в образовании. Психодиагностика как основа практической деятельности практического психолога.
44. Принципы построения и организации психодиагностической деятельности психолога образования.
45. Психодиагностическая деятельность психолога образования в работе с родителями.
46. Задачи диагностической работы психолога в работе с младшими школьниками.
47. Психодиагностическая деятельность психолога с детьми подросткового возраста.
48. Особенности школьных страхов и тревожности в младшем школьном возрасте, их диагностика.
49. Основные виды деятельности психолога в образовании. Психологическое просвещение: его содержание и формы.
50. Психологическое просвещение родителей: задачи и формы.
51. Урок психологии в школе: основные задачи, содержание.
52. Роль психолога в развитии мотивации учения и адаптации школьника.
53. Роль школьного психолога в построении взаимоотношений: администрация, педагогический коллектив, родители, дети.
54. Формы работы психолога в учреждениях образования.
55. Организация и проведение психолого-педагогического консилиума: основные этапы, содержание.
56. Особенности педколлектива, его диагностика и пути развития.
57. Методика работы психолога с педагогическим коллективом образовательного учреждения.
58. Просвещение и консультирование педагогов.
59. Методы психологической помощи педагогу в решении проблем психической саморегуляции и личностного роста.
60. Психологические методы повышения профессиональной эффективности педагога.
61. Основные направления работы психолога с учащимися старших классов.
62. Особенности работы психолога с детьми «группы риска».
Самостоятельная работа студента
по дисциплине «Психологическая служба в образовании»
для ПО з/о (2-3 курс)
Раздел дисциплины | № п/п | Тема и вид СРС |
1. | Теоретические основания в психологической службе образования (реферат). | |
2. | Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. И.В. Дубровиной. — М.,1998. Стр.32-41(конспект). | |
3. | Состояние и проблемы современной службы практической психологии в образовании. Анализ периодики. | |
4. | Общие принципы и правила работы психолога. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. Стр. 7-12 (конспект). | |
5. | Этические принципы и правила работы психолога. А.А. Крылов, А.И. Юрьев. Практикум по общей и экспериментальной психологии./Под ред. Крылова. Стр. 545-552. (конспект) | |
6. | Этические принципы и кодексы психологов зарубежных стран. | |
7. | Проведение самоанализа в виде эссе «Я – психолог. Мой профессиональный имидж». | |
8. | Профессиональные кризисы и тенденции развития профессиональных деструкций педагога-психолога (реферат). | |
9. | Изучение правовой деятельности ПСО. Основные законодательные акты: · Закон «Об образовании» ПМР; · Конвенция ООН «О правах ребенка»; · Положение о психологической службе в системе образования (Положение «О психологической службе в системе образования Приднестровской Молдавской Республики») · Положение о практическом психологе образования; · квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста); · положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением; · инструктивные письма и приказы вышестоящего (центрального) руководящего органа; · трудовой договор (при оформлении специалиста на основе договора или контракта) | |
10. | Изучение организационно-методической документации практического психолога образовательного учреждения: · график работы психолога в образовательном учреждении; · годовой план работы психолога (стратегия профессиональной деятельности); · дифференцированный план работы психолога (программа профессиональной деятельности) (на месяц); · журнал и бланки психологических запросов; · итоговый (аналитический) отчет психолога за год. а также · перспективный и календарный планы (их содержание); · циклограмма работы кабинета психолога на неделю (месяц); · краткие планы проводимых занятий. | |
11. | Изучение специальной документации практического психолога образовательного учреждения: · психологические заключения; ЗД · коррекционные карты; ЗД · протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью; ЗД · карты (истории) развития; · психологические характеристики; · выписки из психологических заключений и карт развития. Примеч. ЗД- закрытая документация для непрофессионалов. | |
12. | Профориентация в структуре деятельности ПСО (реферат) | |
13. | Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия. А.А.Осипов./Общая психокоррекция. М., 2001. | |
14. | Психическое здоровье детей дошкольного возраста. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. И.В. Дубровиной. — М.,1998. Стр.41-48(конспект). | |
15. | Психологическая помощь страдающему ребенку. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. И.В. Дубровиной. — М.,1998 Стр.66-84(конспект). | |
16. | Тревожность и страх у младших школьников. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. И.В. Дубровиной. — М.,1998. Стр.84-93(конспект). | |
17. | Диагностика личностных проблем младшего подростка. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. И.В. Дубровиной. — М.,1998. Стр.132-146(конспект). | |
18. | Причины школьных неврозов. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. И.В. Дубровиной. — М.,1998. Стр.93-105(конспект). | |
19. | Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника. Этические принципы и правила работы психолога. А.А. Крылов, А.И. Юрьев. Практикум по общей и экспериментальной психологии./Под ред. Крылова. Стр. 92-95 (конспект). | |
20. | Психолого-педагогические требования, предъявляемые к учащимся 3-5 классов. Этические принципы и правила работы психолога. А.А. Крылов, А.И. Юрьев. Практикум по общей и экспериментальной психологии./Под ред. Крылова. Стр. 96-100 (конспект) | |
21. | Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 8-го класса. Этические принципы и правила работы психолога. А.А. Крылов, А.И. Юрьев. Практикум по общей и экспериментальной психологии./Под ред. Крылова. Стр. 101-105 (конспект) | |
22. | Реферат: Психология агрессивного поведения. | |
23. | Статус учащегося 10 класса – система психолого-педагогических требований. М.Р.Битянова. Организация психологической работы в школе. Стр. 106-111 (конспект). | |
24. | Реферат: Организация и проведение психолого-педагогического консилиума. | |
25. | Конфликты между родителями и детьми: причины и способы их преодоления. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. И.В. Дубровиной. — М.,1998. Стр.105-113(конспект). | |
26. | Психологическая поддержка в семье. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. И.В. Дубровиной. — М.,1998. Стр.126-132(конспект). | |
27. | Групповая психотерапия подростков при акцентуациях характера. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. Стр. 188-197 (конспект). | |
28. | Девиантное поведение детей и подростков в аспекте деятельности практического психолога. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. Стр. 239-295 (конспект). | |
29. | Технология психологической работы с детьми, пострадавшими от насилия. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. Стр. 295-314 (конспект). | |
30. | Особенности работы психолога со старшеклассниками. Т. Ю. Студенова. Психологическая служба в системе образования. М., 2005, с.105-110. | |
31. | Преподавание психологии в школе. Практическая психология образования./ Под ред. И.В. Дубровиной.- М., 2004, с.-532-579, конспект | |
32. | Педагогический коллектив в аспекте психологической помощи (реферат). | |
33. | Работа школьного психолога с семьей. Т. Ю. Студенова. Психологическая служба в системе образования. М., 2005, с110-115. (Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. Стр. 314-384 конспект). | |
34. | Работа психолога с администрацией школы. Т. Ю. Студенова. Психологическая служба в системе образования. М., 2005, с1210-125. (М.Р.Битянова. Организация психологической работы в школе. Стр. 267-294 конспект) |
Основная литература:
1. Абрамова Г. С. Практическая психология. — М., 2010.
2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М., 1996.
3. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 2009.
4. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. — М., 1968.
5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.
6. Божович Л. И. Избранные психологические труды. — М., 2011.
7. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе (III) //Избранные психологические труды.— М., 1995.
8. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли Ваш ребенок к школе. — М., 1994.
9. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа. — М., 1994.
10. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 2010.
11. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 5.
12. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М, 1984. — Т. 4.
13. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера / Там же.
14. Гарбузов В. И. Нервные дети. — Л., 2005.
15. Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. — М., 2007.
16. Гильбух 3. В., Коробко С.Л., Андрющенко Л.Л. Методика распределения первоклассников по классам различных типов. — Киев, 1988.
17. Готовность к школе: Руководство практического психолога/ Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1995.Гуревич Г. М. Что такое психологическая диагностика. — М., 2007
18. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. — 1987. — № 5.
19. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М., 1991.
20. Давыдов В. В. Личности надо «выделаться» / С чего начинается личность. — М., 1979.
21. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
22. Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. — М., 1994.Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. — М., 1995.
23. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. — М., 2008.
24. Кабанов М. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — М., 1983.
25. Корчак Я. Педагогическое наследие. — М., 1991.
26. Красило А.И., Новгородцев А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М., 1995.
27. Леонтьев А. А. Психология общения. — Тарту, 1974.
28. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.
29. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
30. Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2005.
31. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
32. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 2010.
33. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.
34. Практическая психология образования./Под ред. Дубровиной И.В. М., 1997.
35. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2009.
36. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М., 2010.
37. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. — М., 2011.
38. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.
39. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. — М., 1981.
40. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1987.
41. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М.Гуревича. — М., 1981.
42. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. — М., 1988.
43. Фридман Л.М. С кем работать школьному психологу? /Народное образование, сентябрь-октябрь 1992.
44. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.
Дополнительная литература:
1. Бурлинская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование./Проблемы психического развития детей. М., 1990.
2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М., 2011.
3. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы. — М., 1991.
4. Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. — М., 1980.
5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 2010.
6. Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения у младших школьников // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В. В. Сталина. — М., 1989.
7. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. — М., 1991.
8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М., 2011.
9. Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. — Л., 1991.
10. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. — М., 2002.
11. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М-, 1996.
12. Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми /У Активные методы работы школьного психолога. — М., 2011.
13. Психическое развитие младших школьников/ Под ред. В.В.Давыдова. — М., 2008.
14. Психологическая диагностика детей и подростков./Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. М., 1995.
15. Психолог в начальной школе / Под ред. Т. Ю. Андрющенко. — Волгоград, 2009.
16. Психологическое консультирование в школе. Хрестоматия./Сост. Н.В.Колтева. Пермь, 1993.
17. Психология образования: региональный опыт. Материалы ко 2-ой конференции, М.2005.
18. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 2011.
19. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. — М., 1981.
20. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.; Воронеж, 1996.
21. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1990.
22. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М., 1994.
23. Семья в психологической консультации./Под ред. Бодалева А.А. Столина В.В.М., 1989.
24. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. — М., 2010.
25. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. — М., 2011.
26. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1989.
27. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.
Виртуальные психологические библиотеки:
Электронная библиотека РГБ http://elibrary.rsl.ru/
Библиотека Максима Мошкова http://www.lib.ru/PSIHO/
КнигаФонд, электронно-библиотечная система
ЛитРес http://www.litres.ru/
PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» http://psylib.kiev.ua/
Флогистон: Психология из первых рук http://flogiston.ru/
«Мир психологии» http://psychology.net.ru/articles/
Психологическая библиотека http://psyberia.ru/work/biblio
Куб. Электронная библиотека http://www.koob.ru/
Научная электронная библиотека http://www.scholar.ru/
Бесплатная электронная библиотека по психологии http://flogiston.ru/blog/freepsybooks
Бесплатная электронная библиотека по психологии http://www.rospsy.ru/index.php?area=1&p=static&page=biblioteka
Кабинет психологических портретов http://www.psyh-portret.ru
History of psychology
Пси-портал
Психология Интернета
Психология на RIN.RU http://psy.rin.ru
Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru
Психологические ресурсы http://www.psyresurs.ru/
ВООКАР: Библиотека психологической литературы http://www.bookap.by.ru
Открытая русская электронная PsyCatalog
Все о психологии в России http://psycatalog.ru
Институт практической психологии «Иматон» URL: http://www.imaton.ru
Новости: http://www.imaton.ru
Научные журналы и периодика:
Вопросы психологии. Электронная версия журнала «Вопросы психологии»
Методология и история психологииhttp://psyjournals.ru/mip/index.shtml и http://mhp-journal.ru/rus/News
Мир психологии
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология:
Психологическая наука и образование: Электронное специализированное научно-практическое периодическое издание (Psyedu.ru) http://psyedu.ru и http://psyjournals.ru
Электронный сборник статей PsyJournals http://psyjournals.ru/pj/index.shtml
Современная зарубежная психология http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n2/index.shtml
История отечественной психологии
Психологический журнал http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html