Для студентов-бакалавров «ПО» 2 курс д/о, 3 курс з/о.

Вопросы для подготовки к экзамену

По дисциплине «Психологическая служба в образовании»

для студентов-бакалавров «ПО» 2 курс д/о, 3 курс з/о.

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой психологии

В.И. Кучерявенко

1. Определение психологической службы образования. Цель и задачи психологической службы образования.

2. Структура психологической службы.

3. Нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога в образовании

4. Основная документация в работе психолога ОУ.

5. Понятие психического и психологического здоровья.

6. Теоретические основания психологической службы образования.

7. Развитие психологической службы в странах Восточной Европы.

8. Становление психологической службы в Германии.

9. История развития психологической службы во Франции.

10. История развития психологической службы (или школьной психологии) в США.

11. Особенности развития психологической службы в России в 30−60-е годы XX в.

12. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы.

13. Содержание работы психолога в учреждениях образования.

14. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении.

15. Понятие психолого-педагогического сопровождения. Модели школьной психологической деятельности.

16. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении.

17. Понятие психолого-педагогического сопровождения. Модели школьной психологической деятельности.

18. Планирование психолого-педагогического сопровождения. Основные подходы.

19. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога образования.

20. Этический кодекс психолога.

21. Организация работы практического психолога. Кабинет психолога в учреждениях образования.

22. Права и обязанности школьного психолога в образовании.

23. Общие принципы и правила работы психолога.

24. Психограмма профессии «психолог».

25. Требования к личности психолога в системе образования.

26. Психолого-педагогический статус школьника и его содержание.

27. Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника.

28. Психологическое сопровождение естественного развития дошкольника.

2 стр., 707 слов

Основные задачи психологической службы образования

... онтогенеза возможностей развития индивидуальности. Поэтому деятельность психологической службы образования и направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ... учителям. В основу работы психолога в системе образования положена определенная система принципов. Основной принцип — принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление ...

29. Методика работы психолога с детьми дошкольного возраста. Психологическая помощь детям дошкольного возраста.

30. Основные направления работы психолога с детьми подросткового возраста.

31. Социально-диспетчерская деятельность психолога образования. Основные функции психолога в данном направлении.

32. Основные виды деятельности психолога в образовании. Психологическая профилактика в деятельности психолога образования.

33. Готовность ребенка к школьному обучению и его адаптация в школе.

34. Основные виды деятельности психолога в образовании. Психокоррекция как направление деятельности психолога образования.

35. Коррекционная и развивающая работа с детьми младшего школьного возраста.

36. Основы коррекционной работы с семьей.

37. Коррекция межличностного взаимодействия в группах детского сада.

38. Коррекция аффективного поведения детей с помощью сюжетно-ролевых и творческих игр.

39. Основные виды деятельности психолога в образовании. Психологическое консультирование в деятельности психолога образования.

40. Консультативная работа с подростками.

41. Профессиональная консультация старшеклассников.

42. Модели помощи современной семье. Консультирование родителей.

43. Основные виды деятельности психолога в образовании. Психодиагностика как основа практической деятельности практического психолога.

44. Принципы построения и организации психодиагностической деятельности психолога образования.

45. Психодиагностическая деятельность психолога образования в работе с родителями.

46. Задачи диагностической работы психолога в работе с младшими школьниками.

47. Психодиагностическая деятельность психолога с детьми подросткового возраста.

48. Особенности школьных страхов и тревожности в младшем школьном возрасте, их диагностика.

49. Основные виды деятельности психолога в образовании. Психологическое просвещение: его содержание и формы.

50. Психологическое просвещение родителей: задачи и формы.

51. Урок психологии в школе: основные задачи, содержание.

52. Роль психолога в развитии мотивации учения и адаптации школьника.

53. Роль школьного психолога в построении взаимоотношений: администрация, педагогический коллектив, родители, дети.

54. Формы работы психолога в учреждениях образования.

55. Организация и проведение психолого-педагогического консилиума: основные этапы, содержание.

56. Особенности педколлектива, его диагностика и пути развития.

57. Методика работы психолога с педагогическим коллективом образовательного учреждения.

58. Просвещение и консультирование педагогов.

59. Методы психологической помощи педагогу в решении проблем психической саморегуляции и личностного роста.

60. Психологические методы повышения профессиональной эффективности педагога.

61. Основные направления работы психолога с учащимися старших классов.

62. Особенности работы психолога с детьми «группы риска».

Самостоятельная работа студента

по дисциплине «Психологическая служба в образовании»

для ПО з/о (2−3 курс)

Раздел дисциплины № п/п Тема и вид СРС
1. Теоретические основания в психологической службе образования (реферат).
2. Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1998. Стр.32−41(конспект).
3. Состояние и проблемы современной службы практической психологии в образовании. Анализ периодики.
4. Общие принципы и правила работы психолога. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. Стр. 7−12 (конспект).
5. Этические принципы и правила работы психолога. А.А. Крылов, А.И. Юрьев. Практикум по общей и экспериментальной психологии./Под ред. Крылова. Стр. 545−552. (конспект)
6. Этические принципы и кодексы психологов зарубежных стран.
7. Проведение самоанализа в виде эссе «Я — психолог. Мой профессиональный имидж».
8. Профессиональные кризисы и тенденции развития профессиональных деструкций педагога-психолога (реферат).
9. Изучение правовой деятельности ПСО. Основные законодательные акты: · Закон «Об образовании» ПМР; · Конвенция ООН «О правах ребенка»; · Положение о психологической службе в системе образования (Положение «О психологической службе в системе образования Приднестровской Молдавской Республики») · Положение о практическом психологе образования; · квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста); · положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением; · инструктивные письма и приказы вышестоящего (центрального) руководящего органа; · трудовой договор (при оформлении специалиста на основе договора или контракта)
10. Изучение организационно-методической документации практического психолога образовательного учреждения: · график работы психолога в образовательном учреждении; · годовой план работы психолога (стратегия профессиональной деятельности); · дифференцированный план работы психолога (программа профессиональной деятельности) (на месяц); · журнал и бланки психологических запросов; · итоговый (аналитический) отчет психолога за год. а также · перспективный и календарный планы (их содержание); · циклограмма работы кабинета психолога на неделю (месяц); · краткие планы проводимых занятий.
11. Изучение специальной документации практического психолога образовательного учреждения: · психологические заключения; ЗД · коррекционные карты; ЗД · протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью; ЗД · карты (истории) развития; · психологические характеристики; · выписки из психологических заключений и карт развития. Примеч. ЗД- закрытая документация для непрофессионалов.
12. Профориентация в структуре деятельности ПСО (реферат)
13. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия. А.А.Осипов./Общая психокоррекция. М., 2001.
14. Психическое здоровье детей дошкольного возраста. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1998. Стр.41−48(конспект).
15. Психологическая помощь страдающему ребенку. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1998 Стр.66−84(конспект).
16. Тревожность и страх у младших школьников. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1998. Стр.84−93(конспект).
17. Диагностика личностных проблем младшего подростка. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1998. Стр.132−146(конспект).
18. Причины школьных неврозов. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1998. Стр.93−105(конспект).
19. Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника. Этические принципы и правила работы психолога. А.А. Крылов, А.И. Юрьев. Практикум по общей и экспериментальной психологии./Под ред. Крылова. Стр. 92−95 (конспект).
20. Психолого-педагогические требования, предъявляемые к учащимся 3−5 классов. Этические принципы и правила работы психолога. А.А. Крылов, А.И. Юрьев. Практикум по общей и экспериментальной психологии./Под ред. Крылова. Стр. 96−100 (конспект)
21. Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 8-го класса. Этические принципы и правила работы психолога. А.А. Крылов, А.И. Юрьев. Практикум по общей и экспериментальной психологии./Под ред. Крылова. Стр. 101−105 (конспект)
22. Реферат: Психология агрессивного поведения.
23. Статус учащегося 10 класса — система психолого-педагогических требований. М.Р.Битянова. Организация психологической работы в школе. Стр. 106−111 (конспект).
24. Реферат: Организация и проведение психолого-педагогического консилиума.
25. Конфликты между родителями и детьми: причины и способы их преодоления. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1998. Стр.105−113(конспект).
26. Психологическая поддержка в семье. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1998. Стр.126−132(конспект).
27. Групповая психотерапия подростков при акцентуациях характера. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. Стр. 188−197 (конспект).
28. Девиантное поведение детей и подростков в аспекте деятельности практического психолога. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. Стр. 239−295 (конспект).
29. Технология психологической работы с детьми, пострадавшими от насилия. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. Стр. 295−314 (конспект).
30. Особенности работы психолога со старшеклассниками. Т. Ю. Студенова. Психологическая служба в системе образования. М., 2005, с.105−110.
31. Преподавание психологии в школе. Практическая психология образования./ Под ред. И.В. Дубровиной.- М., 2004, с.-532−579, конспект
32. Педагогический коллектив в аспекте психологической помощи (реферат).
33. Работа школьного психолога с семьей. Т. Ю. Студенова. Психологическая служба в системе образования. М., 2005, с110−115. (Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. Стр. 314−384 конспект).
34. Работа психолога с администрацией школы. Т. Ю. Студенова. Психологическая служба в системе образования. М., 2005, с1210−125. (М.Р.Битянова. Организация психологической работы в школе. Стр. 267−294 конспект)

Основная литература:

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. — М., 2010.

2. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. М., 1996.

3. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 2009.

4. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. — М., 1968.

5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.

6. Божович Л. И. Избранные психологические труды. — М., 2011.

7. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе (III) //Избранные психологические труды.— М., 1995.

8. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли Ваш ребенок к школе. — М., 1994.

9. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа. — М., 1994.

10. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 2010.

11. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 5.

12. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М, 1984. — Т. 4.

13. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера / Там же.

14. Гарбузов В. И. Нервные дети. — Л., 2005.

15. Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. — М., 2007.

16. Гильбух 3. В., Коробко С.Л., Андрющенко Л.Л. Методика распределения первоклассников по классам различных типов. — Киев, 1988.

17. Готовность к школе: Руководство практического психолога/ Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1995.Гуревич Г. М. Что такое психологическая диагностика. — М., 2007

18. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. — 1987. — № 5.

19. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М., 1991.

20. Давыдов В. В. Личности надо «выделаться» / С чего начинается личность. — М., 1979.

21. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

22. Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. — М., 1994.Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. — М., 1995.

23. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. — М., 2008.

24. Кабанов М. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — М., 1983.

25. Корчак Я. Педагогическое наследие. — М., 1991.

26. Красило А.И., Новгородцев А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М., 1995.

27. Леонтьев А. А. Психология общения. — Тарту, 1974.

28. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.

29. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

30. Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2005.

31. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

32. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 2010.

33. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.

34. Практическая психология образования./Под ред. Дубровиной И.В. М., 1997.

35. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2009.

36. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М., 2010.

37. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. — М., 2011.

38. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.

39. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. — М., 1981.

40. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1987.

41. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М.Гуревича. — М., 1981.

42. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. — М., 1988.

43. Фридман Л.М. С кем работать школьному психологу? /Народное образование, сентябрь-октябрь 1992.

44. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.

Дополнительная литература:

1. Бурлинская Г. В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование./Проблемы психического развития детей. М., 1990.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М., 2011.

3. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы. — М., 1991.

4. Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. — М., 1980.

5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 2010.

6. Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения у младших школьников // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В. В. Сталина. — М., 1989.

7. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. — М., 1991.

8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М., 2011.

9. Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. — Л., 1991.

10. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. — М., 2002.

11. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М-, 1996.

12. Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми /У Активные методы работы школьного психолога. — М., 2011.

13. Психическое развитие младших школьников/ Под ред. В.В.Давыдова. — М., 2008.

14. Психологическая диагностика детей и подростков./Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. М., 1995.

15. Психолог в начальной школе / Под ред. Т. Ю. Андрющенко. — Волгоград, 2009.

16. Психологическое консультирование в школе. Хрестоматия./Сост. Н.В.Колтева. Пермь, 1993.

17. Психология образования: региональный опыт. Материалы ко 2-ой конференции, М.2005.

18. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 2011.

19. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. — М., 1981.

20. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.; Воронеж, 1996.

21. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1990.

22. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М., 1994.

23. Семья в психологической консультации./Под ред. Бодалева А.А. Столина В.В.М., 1989.

24. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. — М., 2010.

25. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. — М., 2011.

26. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1989.

27. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.

Виртуальные психологические библиотеки:

Электронная библиотека РГБ elibrary.rsl.ru/

Библиотека Максима Мошкова www.lib.ru/PSIHO/

КнигаФонд, электронно-библиотечная система

ЛитРес www.litres.ru/

PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» psylib.kiev.ua/

Флогистон: Психология из первых рук flogiston.ru/

«Мир психологии» psychology.net.ru/articles/

Психологическая библиотека psyberia.ru/work/biblio

Куб. Электронная библиотека www.koob.ru/

Научная электронная библиотека www.scholar.ru/

Бесплатная электронная библиотека по психологии flogiston.ru/blog/freepsybooks

Бесплатная электронная библиотека по психологии www.rospsy.ru/index.php?area=1&p=static&page=biblioteka

Кабинет психологических портретов www.psyh-portret.ru

History of psychology

Пси-портал

Психология Интернета

Психология на RIN.RU psy.rin.ru

Mnemonikon mnemotexnika.narod.ru

Психологические ресурсы www.psyresurs.ru/

ВООКАР: Библиотека психологической литературы www.bookap.by.ru

Открытая русская электронная PsyCatalog

Все о психологии в России psycatalog.ru

Институт практической психологии «Иматон» URL: www.imaton.ru

Новости: www.imaton.ru

Научные журналы и периодика:

Вопросы психологии. Электронная версия журнала «Вопросы психологии»

Методология и история психологииhttp://psyjournals.ru/mip/index.shtml и http://mhp-journal.ru/rus/News

Мир психологии

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология:

Психологическая наука и образование: Электронное специализированное научно-практическое периодическое издание (Psyedu.ru) psyedu.ru и http://psyjournals.ru

Электронный сборник статей PsyJournals psyjournals.ru/pj/index.shtml

Современная зарубежная психология psyjournals.ru/jmfp/2012/n2/index.shtml

История отечественной психологии www.psyche.ru/catalog/is13/section.php?SECTION_ID=251

Психологический журнал www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html