Диагностика птср у детей и подростков

Диагностические критерии, отраженные в DSM-IV модифицированы применительно к детям. Анкета состоит из 16 вопросов

  1. Наличие события, которое послужило экстремальным стрессором.
  2. Расстраиваешься ли, когда вспоминаешь, думаешь об этом событии?
  3. Имеется ли страх возврата события?
  4. Часто ли испытываешь страх, когда думаешь об этом событии?
  5. Избегаешь ли воспоминаний о событии?
  6. Легко ли становишься нервным, возбудимым?
  7. Желаешь ли избежать чувств, эмоций?
  8. Имеются ли навязчивые мысли?
  9. Бывают ли тяжелы, плохие сны?
  10. Наблюдаются ли навязчивые (преследующие) воображения, ведения, звуки?
  11. Имеется ли нарушение сна?
  12. Имеется ли потеря интереса к деятельности?
  13. Трудно ли сконцентрировать внимание?
  14. Наблюдается ли чувство отчужденности (никого не хочется видеть)?
  15. Влияют ли мысли о событии на учебу?
  16. Имеется ли чувство вины?

При наличии 7-9 баллов – легкая степень, 10-11 –средняя степень, 12 и более – тяжелая степень.

Для постановки диагноза посттравматического стрессового расстройства требуется, чтобы продолжительность симптомов была не менее одного месяца.

ПТСР может быть острым, хроническим и отсроченным. Хроническим синдромом ПТСР считается, когда симптомы сохраняются более, чем 6 месяцев, отсроченным-когда симптомы не появляются, по крайней мере, 6 месяцев.

При хроническом и отсроченном синдроме ПТСР из-за большого промежутка времени между травмой и появлением симптомов связь между ними часто скрыта. Симптомы нарастают в течение длительного времени и состояние часто с трудом поддается лечению.

Методика для психологической диагностики копинг-механизмов Э. Хейма

Описание методики

Методика E. Heim позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы. Методика адаптирована в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, под руководством д. м. н. профессора Л. И. Вассермана.

Обработка и интерпретация результатов

Варианты копинг-поведения по методике Э. Хейма

А. Когнитивные копинг-стратегии

  • Игнорирование – «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности»
  • Смирение – «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться»
  • Диссимуляция – «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо»
  • Сохранение самообладания – «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния»
  • Проблемный анализ – «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось»
  • Относительность – «Я говорю себе: по сравнению с проблемами Других людей мои – это пустяк»
  • Религиозность – «Если что-то случилось, то так угодно Богу»
  • Растерянность – «Я не знаю что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей»
  • Придача смысла – «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам»
  • Установка собственной ценности – «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными».

Б. Эмоциональные копинг-стратегии

13 стр., 6045 слов

Копинг-поведение, определяемое по методике Э

... в конечном счете степень адаптации, следующей за стрессовым событием, и получил название копинг (coping)-процесса. ... адаптивного (здорового) поведения. Разрабатываются методики для определения копинг-поведения и психотерапевтические методы, способствующие ... целях следует говорить о преимущественно когнитивном, эмоциональном, поведенческом копинге (или копинг-стратегиях, копинг-механизмах). Были ...

  • Протест – «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую»
  • Эмоциональная разрядка – «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу»
  • Подавление эмоций – «Я подавляю эмоции в себе»
  • Оптимизм – «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации»
  • Пассивная кооперация – «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне»
  • Покорность – «Я впадаю в состояние безнадежности»
  • Самообвинение – «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам»
  • Агрессивность – «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным»

В. Поведенческие копинг-стратегии

  • Отвлечение – «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях»
  • Альтруизм – «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях»
  • Активное избегание – «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях»
  • Компенсация – «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)»
  • Конструктивная активность – «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществ­ление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.).
  • Отступление – «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой»
  • Сотрудничество – «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей»
  • Обращение – «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом»

Виды копинг-поведения были распределены E. Heim на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные.

Адаптивные варианты копинг-поведения

Среди когнитивных копинг-стратегийк ним относятся:

  • «проблемный анализ»,
  • «установка собственной ценности»,
  • «сохранение самообладания» – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

  • «протест»,
  • «оптимизм» – эмоциональное состояние с активным возмущением и протес­том по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже са­мой сложной, ситуации.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

9 стр., 4330 слов

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

... исследований. Среди них наиболее популярны работы, изучающие механизм действия копинг-стратегий (поведенческих стратегий). В этих работах определяются стили совладающего поведения, изучается ... копинг-поведения, особенно это касается подросткового возраста. Правильное и эффективное поведение в различных жизненных ситуациях позволит избежать множество проблем и трудностей в дальнейшем. Понятие «копинг» ...

  • «сотрудничество»,
  • «обращение»,
  • «альтруизм» – под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близ­ким в преодолении трудностей.

Неадаптивные варианты копинг-поведения

Среди когнитивных копинг-стратегийк ним относятся:

  • «смирение»,
  • «растерянность»,
  • «диссимуляция»,
  • «игнорирование» – пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

  • «подавление эмоций»,
  • «покорность»,
  • «самообвинение»,
  • «агрессивность» – варианты поведения, характери­зующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, по­корности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

  • «активное избегание»,
  • «отступление» – поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пас­сивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсональ­ных контактов, отказ от решения проблем.

Относительно адаптивные варианты копинг-поведения

Их конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления

Среди когнитивных копинг-стратегийк ним относятся:

  • «относительность»,
  • «придача смысла»,
  • «религиозность» – формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравне­нии с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

  • «эмоциональная разрядка»,
  • «пассивная кооперация» – поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей дру­гим лицам.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

  • «компенсация»,
  • «отвлечение»,
  • «конструктивная активность» – поведение, характеризующееся стремлением к времен­ному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, по­гружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

Р. Р. Набиуллина, И. В. Тухтарова. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) Учебное пособие Казань, 2003

Инструкция

Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей Вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом Вы чаще всего разрешаете трудные и стрессовые ситуации и ситуации высокого эмоционального напряжения. Обведите кружком, пожалуйста, тот номер, который Вам подходит. В каждом разделе утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого Вы разрешаете свои трудности.

Отвечайте, пожалуйста, в соответствии с тем, как Вы справляетесь с трудными ситуациями на протяжении последнего времени. Не раздумывайте долго — важна Ваша первая реакция. Будьте внимательны!

А

1. “Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности”

2. “Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться”

3. “Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо”

4. “Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния”

5. “Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось”

6. “Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои — это пустяк”

7. “Если что-то случилось, то так угодно Богу”

8. “Я не знаю что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из

этих трудностей”

9. “Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам”

10. “В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными”.

Б

1. “Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую”

2. “Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу”

3. ”Я подавляю эмоции в себе”

4. “Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации”

5. “Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне”

6. “Я впадаю в состояние безнадежности”

7. “Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам”

8. “Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным”

В

1. “Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях”

2. “Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях”

3. “Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях”

4. “Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т.п.)”

5. “Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.)”

6. “Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой”

7. “Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей”

8. “Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом”

Нервно-психическая устойчивость (нпу).

Методика «Прогноз»

Нервно-психическая неустойчивость является показателем психического и соматического здоровья индивида, показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса.

Методика «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.

Ключ: Подсчитывается сумма баллов по совпадениям.

Вопросы «Да»: 3, 5, 7,10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35,37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69,70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;

Вопросы «Нет»: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68.

Шкала «Лжи»: вопросы «Да» 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.

Шкала нервно-психической устойчивости

Полученные баллы

НПУ

Пункты

шкалы НПУ

Значение пунктов шкалы

НПУ

33 и более

29-32

23-28

28-22

1

2

3

4

Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе

14-17

5

Среднее

11-13

9-10

7-8

6

5 и менее

6

7

8

9

10

Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе

Нервно-психическая устойчивость (НПУ).

Методика «Прогноз»

Нервно-психическая неустойчивость является показателем психического и соматического здоровья индивида, показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса.

Методика «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.

Ключ: Подсчитывается сумма баллов по совпадениям.

Вопросы «Да»: 3, 5, 7,10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35,37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69,70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;

Вопросы «Нет»: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68.

Шкала «Лжи»: вопросы «Да» 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.

Шкала нервно-психической устойчивости

Полученные баллы

НПУ

Пункты

шкалы НПУ

Значение пунктов шкалы

НПУ

33 и более

29-32

23-28

28-22

1

2

3

4

Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе

14-17

5

Среднее

11-13

9-10

7-8

6

5 и менее

6

7

8

9

10

Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе

Инструкция: прочтите утверждение и дайте ответ «да» или «нет».

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9. Бывает, что сержусь.

10.Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

11.Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12.Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.

13.Самая трудная борьба для меня — борьба с самим собой.

14.Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

15.Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16.Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17.В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18.Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19.Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

20.Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21.Запоры у меня бывают редко.

22.В игре я предпочитаю выигрывать.

23.Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24.Сейчас мой вес постоянен — я не полнею и не худею.

25.Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

26.Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были

неприятности из-за нарушения закона.

27.С моим рассудком творится что-то неладное.

28.Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

29.Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30.Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

31.Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32.Думаю, что я человек обреченный.

33.Я ссорюсь с членами моей семьи редко.

34.Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35.Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36.Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

37.В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38.Моя внешность меня, в общем, устраивает.

39.Я вполне уверен в себе.

40.Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

41.Кто-то управляет моими мыслями.

42.Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43.Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

44.Счастливее всего я бываю, когда я один.

45.Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46.Я любил сказки Андерсена.

47.Даже среди людей я чувствую себя одиноким.

48.Меня злит, когда меня торопят.

49.Меня легко привести в замешательство.

50.Я легко теряю терпение с людьми.

51.Часто мне хочется умереть.

52.Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

53.Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54.К вопросам религии я отношусь равнодушно – они не занимают меня.

55.Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56.Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57.У меня были очень необычные мистические переживания.

58.Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59.У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

60.Я человек нервный, легко возбудимый.

61.Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

62.Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63.Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64.Большую часть времени чувствую себя усталым.

65.Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66.Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67.Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь

68.Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69.Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы.

Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется

невыносимым.

70.Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

71.Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72.Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73.Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

74.На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75.У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

76.Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77.Мне трудно проснуться в назначенный час.

78.Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79.В детстве я был капризный и раздражительный.

80.Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

81.Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие

средства.

82.У меня есть судимые родственники.

83.В юности я имел приводы в милицию.

84.Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

Опросник «Актуальное состояние» (ас)

Назначение методики АС — определение уровня актуального психического состояния. В отличие от опросника ДС данный опросник определяет параметры психического состояния в более коротком интервале времени, другими словами, то состояние, особенности которого могут быть обусловлены влиянием конкретных событий сегодня него дня, текущим моментом (экзамен, долгое ожидание, плохое физическое самочувствие из-за бессонной ночи и т. д.).

Предмет данной методики — актуальное психическое состояние, его важнейшие параметры, включая доминирующие чувства и общ оценку жизненных событий субъективного настоящего.

Методика представляет собой опросник с набором утверждений, описывавших признаки, которые характеризуют актуальное состояние человека.

Оценка степени согласия обследуемого с каждым утверждением дается по семибалльной шкале. В методике 5 шкал.

Шкалы методики

Шкала «АкАС»: «активация — деактивация». Шкала характеризует интенсивность актуализированных мотивов.

Высокие оценки. Готовность действовать, выраженное стремление изменить ситуацию в желаемую сторону, преодолеть трудности.

Низкие оценки. Отсутствие готовности действовать, безынициативное отношение к текущей ситуации.

Шкала «То—АС»: «тонус: высокийнизкий».

Высокие оценки. Ощущения бодрости, энергии. Повышенная работоспособность.

Низкие оценки. Утомление, инертность, заторможенность, ощущения вялости.

Сниженная работоспособность.

Шкала «Са»: «самочувствие физическое: комфортноедискомфортное».

Высокие оценки. Благоприятное физическое самочувствие, ощущения телесного комфорта.

Низкие оценки. Неудовлетворительное физическое самочувствие, тушения телесного дискомфорта.

Шкала «СпАС»: «спокойствиетревога».

Высокие оценки. Уверенность в благоприятном развитии ситуации, уверенность в своих силах

Низкие оценки. Тревога, переживание беспокойства, неблагоприятные предчувствия, ощущения возможной угрозы.

Шкала «Во»: «возбуждение эмоциональное: низкоевысокое».

Высокие оценки. Эмоциональное возбуждение. Оживление, напряжение, нервозность — в зависимости от конкретных числовых величин оценок по данной и другим шкалам. Невоздержанное реагирование на изменения ситуации, неуравновешенное поведение. Неудовлетворительное эмоциональное саморегулирование.

Низкие оценки. Спокойствие, невозмутимое реагирование на изменения ситуации, сдержанное, ровное поведение. Хорошее эмоциональное саморегулирование.

Оценка выраженности свойства. Шкалы стандартных Т-баллов построены таким образом, что средние величины приравниваются к 50 Т-баллам.

Десять Т-баллов равны одной сигме. (Сигма — среднеквадратичное отклонение.)

Повышенные оценки по той или иной шкале — это оценки в 55 и более Т-баллов. Это отклонение от средней величины в большую сторону более чем наполовину сигмы.Пониженные оценки — это оценки в 45 и менее Т-баллов. Это отклонение от средней величины в меньшую сторону более чем наполовину сигмы.

Высокие оценки — это оценки в 60 и более Т-баллов.Низкие оценки — это оценки в 40 и менее Т-баллов.

Обработка результатов.

Следующие шкалы подсчитываются простым сложением баллов.

Шкала «Ак-АС»: 12, 21, 23, 32, 35, 38. В шкале 7 пунктов.

Шкала «Во»: 1, 17, 19, 20, -22 ,29, 31. В шкале 7 пунктов.

Шкала «Са»: 2, 4, 6, 7, 10, 18, 30. В шкале 7 пунктов.

Шкала «То-АС»: 3, 9, 14, 15, 25, -27, -28, 33, 37. В шкале 9 пунктов.

Шкала «Сп-АС»: 5, -8, -11, -13, -16, -24, -26, -34. В шкале 8 пунктов.

Ответы со знаком минус подсчитываются путем вычисления исходного балла (проставленного в бланке ответов) из 8.

S=8-M, где М – балл, написанный испытуемым.

Вместо формулы можно использовать таблицу для пересчета баллов со знаком «– »

Таблица пересчета баллов со знаком « — »

Написанный балл

Балл, который

пойдет в сумму

1

2

3

4

5

6

7

7

6

5

4

3

2

1

Таблица средних показателей

Шкалы

Мужчины

Женщины

Шкала «Ак-АС»

37,01

34,18

Шкала «То-АС»

25,48

29,40

Шкала «Са»

15,68

17,10

Шкала «Сп-АС»

20,40

24,50

Шкала «Во»

17,67

19,59

Таблица для перевода сырых баллов в стандартные Т-баллы для методики АС (нормативная выборка: мужчины, n = 330)

Сырые

Стандартные Т-баллы

«Ак—АС»

«То—АС»

«Са»

«Сп—АС»

«Во»

7

8

5

6

72

71

64

63

64

9

10

11

12

13

14

Инструкция.В приведенном ниже списке суждений предложены характеристики состояний человека. Опишите свое текущее состояние — то, в котором Вы находитесь в настоящее время (а не чаще всего).

Свое согласие с каждым приведенным в опроснике суждением необходимо выразить с помощью семибалльной шкалы:

1— полностью не согласен;

2— согласен в малой степени;

3— согласен почти наполовину;

4— согласен наполовину;

5— согласен более чем наполовину;

6— согласен почти полностью;

7— согласен полностью.

Выбрав один из баллов шкалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7, Вы выразите степень своего согласия с данным суждением. Запишите выбранный балл в листе для ответов рядом с порядковым номером этого пункта. Обратите внимание, что Вашим выбором может быть не только 7 или 1, но и любое другие число между ними.

Не пропускайте ни одного пункта опросника. Просим в тексте опросника ничего не писать и не подчеркивать. Пожалуйста, не переправляйте одну цифру на другую на том же месте. Для исправления перечеркните ненужную цифру и напишите справа новую.

Заполните все графы в верхней части листа для ответов, напишите время начала работы и приступайте к опроснику.

Текст опросника

1. Я очень сильно возбужден.

2. Мне трудно сосредоточиться на чем-либо.

3. Я чувствую себя усталым, вялым.

4. У меня потные ладони.

5. Мне совершенно ясно, как решить стоящие передо мной проблемы.

6. У меня сильно устали глаза, мне приходится напрягать зрение.

7. У меня значительное дрожание рук, подергивание мышц лица или конечностей.

8. Меня очень тревожат предстоящие трудности.

9. Мне трудно переносить яркий свет, громкие звуки, резкие запахи.

10. Мои мышцы сильно напряжены.

11. Мысли постоянно возвращаются к возможным неудачам, и мне трудно направить их в другое русло.

12. Я настойчиво стремлюсь добиться своего.

13. Чувствую, что события настоящего могут принести мне значительные неприятности.

14. Мне совершенно не хочется двигаться.

15. У меня большое желание отдохнуть.

16. Я падаю духом, потому что все против меня.

17. Я сейчас сильно обеспокоен другими делами.

18. Я ощущаю тяжесть в голове.

19. Я чувствую себя в большом нервном напряжении.

20.Я сильно раздражен.

21. Мне хочется активно действовать.

22. Я спокоен, меня трудно вывести из равновесия.

23. Чтобы справиться со стоящими передо мной проблемами, у меня достаточно сил.

24. Я испытываю сейчас беспокойство, не вполне понимая отчего.

25. Я сильно напрягаюсь, чтобы понять что-либо прочитанное.

26. Я сильно встревожен.

27. Я полон сил.

28. Я чувствую себя бодрым, свежим.

29. Я очень нервничаю.

30.Я чувствую явное общее недомогание.

31.Мне хочется все ломать и крушить

32.У меня достаточно сил, чтобы справиться с жизненными трудностями.

33.Я чувствую общую заторможенность и действую как бы по инерции.

34.Мне кажется, что я близок к нервному срыву.

35.Сейчас я вполне могу волевым усилием преодолеть усталость.

36.У меня хватит духа, чтобы вынести все предстоящие трудности.

37.Я работаю за счет того, что пересиливаю себя.

38.Я очень подвижен.

Бланк для ответов

ФИО ______________________

Дата_________________

Опросник ас

1 11 21 31

2 12 22 32

3 13 23 33

4 14 24 34

5 15 25 35

6 16 26 36

7 17 27 37

8 18 28 38

9 19 29

10 20 30

«Как мы заботимся о себе» (модифицировано и доработано Бакановой а.А.)

Инструкция: Иногда, особенно в сложные моменты своей жизни, нам трудно найти время для того, чтобы позаботится о себе. Однако, именно тогда, когда нам тяжелее всего, нам в большей степени нужна поддержка и забота, причем не только от других людей, но и от самого себя. У каждого из нас есть свои способы, которые помогают нам в жизни и поддерживают в трудных ситуациях. Что используете Вы?

Предлагаемый ниже опросник поможет узнать, как мы заботимся о себе. Оценивайте свое состояние и поведение на настоящий момент вашей жизни.

Для оценки воспользуйтесь следующей шкалой:

4 — часто

3 – иногда

2 – редко

1 – никогда

0 – никогда об этом не думал(а)

Физиологические потребности

1. Ем регулярно (то есть завтрак, обед и ужин)

2. Употребляю здоровую пищу

3. Употребляю чистую (очищенную) воду

4. Делаю зарядку

5. Регулярно прохожу профилактический осмотр у врача

6. Обращаюсь за медицинской помощью, когда это необходимо; беру больничный лист на время болезни

7. Танцую, хожу в бассейн, бегаю, играю в спортивные игры, совершаю прогулки или занимаюсь любыми другими видами физической активности, которая доставляет мне удовольствие

8. Удовлетворяю свои сексуальные потребности

9. Достаточно сплю

10. Ношу одежду, которая мне нравится

11. Беру отпуск каждый год

12. Беру отгулы, в т.ч. если чувствую недомогание

13. Ограничиваю время телефонных разговоров

14. Забочусь и ухаживаю за своим телом (пользуюсь услугами массажиста, парикмахера, косметолога; хожу в солярий, делаю маникюр и т.п.)

Другое (что именно)

Сумма:

Балл

Психологические потребности

1. Выделяю время для того, чтобы побыть наедине с собой и подумать о себе; занимаюсь самонаблюдением

2. Обращаюсь за психологической помощью (прохожу личную терапию)

3. Веду дневник

4. Читаю литературу, не относящуюся к работе

5. Имею увлечение, хобби (рисование, рукоделие и др.)

6. Прислушиваюсь к своему внутреннему опыту – мыслям, чувствам, суждениям, верованиям

Другое (что именно)

Сумма:

Балл

Психологические потребности Балл

7. Даю возможность другим людям узнать меня с разных сторон

8. Посещаю музеи, выставки, театры, концерты, спортивные соревнования

9. Обращаюсь за помощью к другим

10. Могу сказать «нет»

11. Проявляю любопытство (с интересом отношусь к тому, чего я не знаю или не умею)

12. Поддерживаю отношения со значимыми для меня людьми

13. Позитивно отношусь к себе (люблю себя, уважаю свои интересы)

14. Стараюсь поощрять и награждать самого себя (например, хвалю себя)

Другое (что именно)

Сумма:

Балл

Эмоциональные потребности

1. Провожу время с людьми, которые мне симпатичны

2. Делаю для себя приятное, стараюсь чем-то себя порадовать

3. Перечитываю любимые книги и пересматриваю любимые фильмы

4. Стараюсь осознать свои потребности – чем мне хочется заниматься (помимо работы), с какими людьми мне хочется общаться, какие места хочется посещать – и ищу возможности удовлетворить эти потребности

5. Позволяю себе плакать

6. Могу над чем-то от души посмеяться

7. Осознаю и выражаю свои чувства

8. Если что-то в общественной жизни вызывает у меня возмущение или протест, я могу открыто выразить это (например, через письма в различные инстанции)

9. Играю с детьми

10. Использую методы саморегуляции для того, чтобы снять стресс

11. Стараюсь не вовлекаться в стрессовые или конфликтные ситуации

12. Получаю удовольствие от общения с животными

13. С удовольствием участвую в праздниках

14. Стараюсь не осуждать (не ругать, не винить, не критиковать и т.п.) других

людей и самого себя

Другое (что именно)

Сумма:

Балл

Духовные потребности

1. Выделяю время для того, чтобы поразмышлять о Жизни, Смысле, Боге и о других важных для себя вещах

2. Провожу время на природе; наслаждаюсь ее красотой

3. Ищу возможности общаться с людьми, близкими мне по духу

4. Переживаю моменты вдохновения и душевного подъема

5. Поддерживаю в себе оптимизм и надежду

6. Считаю, что в жизни существуют не только материальные ценности

7. Стараюсь не брать на себя ответственности за все; позволяю другим людям делать то, что они считают нужным и быть такими, какие они есть

8. Открыт(а) новому, интересуюсь неизвестным и непознанным

9. Знаю, что является для меня важным и нахожу этому место в своей жизни

10. Молюсь, медитирую, пою

11. Читаю духовную, религиозную и/или философскую литературу

12. Участвую в осуществлении того, во что верю

Другое (что именно)

Сумма::

Балл

Духовные потребности

13. Читаю книги, которые меня вдохновляют, слушаю музыку

14. Занимаюсь саморазвитием, самообразованием, работаю над собой

Другое (что именно)

Сумма:

Балл

Потребности в профессиональной сфере

1. Делаю перерывы во время рабочего дня (например, на обед)

2. Позволяю себе дружеские отношения с коллегами

3. Выделяю достаточно времени для того, чтобы завершить определенную работу (избегаю ситуации цейтнота)

4. Умею отстаивать свои границы с коллегами и клиентами

5. Распределяю свое рабочее время так, чтобы избежать перегрузок в определенные моменты (стараюсь, чтобы выполнение профессиональных обязанностей было ритмичным)

6. Создаю себе удобное рабочее пространство

7. Регулярно провожу супервизию и/или консультируюсь с коллегами

8. Отстаиваю свои финансовые интересы (повышение зарплаты, получение льгот)

9. Участвую в обсуждении профессиональных проблем, забочусь о том, чтобы сделать свою работу более эффективной

10. Уделяю время профессиональному росту не только в области работы с травмой (кризисными ситуациями), но и в других сферах

11. Выполняю профессиональные обязанности в пределах рабочего времени; не беру ее «на дом», «на выходные» и «в отпуск»

12. Получаю удовольствие от своей работы, чувствую ее значимость и полезность

13. Стремлюсь к балансу в своей профессиональной жизни в пределах каждого рабочего дня

14. Стремлюсь к балансу между работой, семьей, общением с людьми и отдыхом

Другое (что именно)

Сумма:

Балл

Источник: Конфликт и травма. Выпуск 1. Актуальные вопросы оказания помощи при травматических и посттравматических стрессовых расстройствах/под общей ред. И.Г.Ильиной, М.Я, Соловейчик. СПб., 2002. –С. 81-83.