Анкета Выявление детей группы риска

Педагог-психолог Сурикова Н.В. школы №1861 ЮАО города Москвы

К ВОПРОСАМ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ЕГЭ

ЕГЭ – единый государственный экзамен – вошел в жизнь российской школы как одна из реалий нынешнего времени. И хотя время эксперимента уже закончилось, и в 2007 году в России был принят Федеральный Закон о введении ЕГЭ на всей территории Российской Федерации, дискуссии и споры по его поводу идут до сих пор. Несмотря на это, как сказал на заседании одной из коллегий Минобрнауки министр просвещения России Андрей Фурсенко: «Назад пути нет – ЕГЭ будет реализован в том виде, как предписано в законе. Никаких откатов назад не будет».

Своеобразие ЕГЭ, его непохожесть на традиционный экзамен, сопряжены с определенным рядом трудностей. С ними подросткам приходится сталкиваться как в подготовительный период к ЕГЭ, так и во время самого экзамена. Но, несомненно, основная психологическая поддержка требуется учащимся именно на подготовительном этапе и может проводиться в различных формах: групповые и индивидуальные занятия с учащимися, групповые и индивидуальные консультации выпускников и их родителей, составление рекомендаций для всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей.

Для оказания действенной психологической помощи необходимо, прежде всего, выявление детей, испытывающих те или иные познавательные и личностные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ и относящихся к, так называемым, группам риска. Для этого можно использовать разные способы, которые будут строиться и опираться на итоги разного рода диагностики, на результаты наблюдений и итоги экспертных оценок учителей. К перечисленному ряду способов, используемых для выявления учащихся различных групп риска, может быть добавлена и анкета, разработанная мною.

Анкета может использоваться как педагогом-психологом при работе с родителями выпускников и с учителями, так и самими учителями при работе с родителями учащихся, поскольку выявление ребят различных групп риска и работа с ними может проводиться не только психологами, но и учителями.

Принцип анкеты очень прост: анкетируемому предлагается ряд утверждений, с которыми он соглашается, отвечая «да» или отвергает их – отвечая «нет». Предлагаемые утверждения составлены с учетом характерных личностных особенностей, присущих представителям той или иной группы риска.

12 стр., 5529 слов

Характеристика контингента учащихся с задержкой психического развития

... ребенка; -предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций; -создание условий по охране ... развития, учащихся в учреждении. Всё большее число ребят относят к группе риска - ... коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР; - учитель – логопед; - педагог-психолог; - ... подразумевает составление программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими ...

Ключ анкеты также прост: количество положительных ответов позволяет отнести подростка к какой-либо группе риска с выделением преобладающих личностных качеств.

Результаты анкетирования дают возможность составить рекомендации, учитывающие личностные особенности ребенка и позволяющие как педагогу-психологу, так и учителям, разработать как индивидуальные траектории подготовки выпускников к успешной сдаче ЕГЭ, так и планы работы с классом или группой учащихся в целом.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ*

(В помощь для определения типа группы риска, к которой могут быть отнесены дети)

Инструкция: ответами «да» или «нет» выразите свое мнение о ребенке

/п

Утверждение

Да

Нет

Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого

    Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом

      Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других

        Всегда и во всем исполнителен

          Любит делать все, в общем, не вдаваясь в детали

            Гуманитарные предметы даются лучше других

              Часто бывает несдержанным

                Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко

                  К успехам – неуспехам в школе относится равнодушно

                    В своих делах и действиях часто надеется на «авось»

                      Не любит составлять планы, конспекты и т.п.

                        Испытывает сложности с физико – математическими предметами

                          Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому

                            Часто перепроверяется, постоянно что-то исправляет в сделанном

                              Перед выполнением чего-либо требуется период «раскачки»

                                Мало внимания уделяет деталям

                                  Проявляет очень богатое воображение

                                    При выполнении какой-либо работы может то очень быстро ее делать, то, постоянно отвлекаясь, медленнее

                                      Выполненную работу обычно не проверяет

                                        Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п.

                                          Во всем ищет общие взаимосвязи

                                            Любит фантазировать, воображать, но при этом анализируя что-то, испытывает трудности

                                              При выполнении какой-либо работы очень быстро устает

                                                Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты

                                                  Часто бывает неаккуратным

                                                    При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом

                                                      Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо

                                                        Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко

                                                          Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы

                                                            В работе часто бывает небрежен

                                                              Всегда стремится получать только отличные оценки

                                                                Всегда и во все медлителен и малоподвижен

                                                                  Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее

                                                                    Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки

                                                                      Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех

                                                                        Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха

                                                                          Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо

                                                                            Равнодушен к оценкам своей работы

                                                                              Заранее свои действия планирует с трудом

                                                                                Часто жалуется на усталость

                                                                                  Все делает медленно, но основательно

                                                                                  КЛЮЧ:

                                                                                  Группа риска

                                                                                  Ответ «да»

                                                                                  на вопросы:

                                                                                  Группа риска

                                                                                  Ответ «да»

                                                                                  на вопросы:

                                                                                  Инфантильные дети

                                                                                  1, 10, 19, 38

                                                                                  Дети с трудностями произвольности и самоорганизации

                                                                                  18, 27, 29, 39

                                                                                  Тревожные дети

                                                                                  2, 14, 20, 37

                                                                                  Астеничные дети

                                                                                  23, 33, 36, 40

                                                                                  Неуверенные дети

                                                                                  3, 8, 13, 28

                                                                                  Гипертимные дети

                                                                                  7, 9, 25, 30, 34

                                                                                  Синтетики

                                                                                  5, 11, 16, 21

                                                                                  Правополушарные дети

                                                                                  6, 12, 17, 22

                                                                                  «Отличники» и перфекционисты

                                                                                  4, 24, 31, 35

                                                                                  Застревающие дети

                                                                                  15, 26, 32, 41