Педагог-психолог Сурикова Н.В. школы №1861 ЮАО города Москвы
К ВОПРОСАМ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ЕГЭ
ЕГЭ – единый государственный экзамен – вошел в жизнь российской школы как одна из реалий нынешнего времени. И хотя время эксперимента уже закончилось, и в 2007 году в России был принят Федеральный Закон о введении ЕГЭ на всей территории Российской Федерации, дискуссии и споры по его поводу идут до сих пор. Несмотря на это, как сказал на заседании одной из коллегий Минобрнауки министр просвещения России Андрей Фурсенко: «Назад пути нет – ЕГЭ будет реализован в том виде, как предписано в законе. Никаких откатов назад не будет».
Своеобразие ЕГЭ, его непохожесть на традиционный экзамен, сопряжены с определенным рядом трудностей. С ними подросткам приходится сталкиваться как в подготовительный период к ЕГЭ, так и во время самого экзамена. Но, несомненно, основная психологическая поддержка требуется учащимся именно на подготовительном этапе и может проводиться в различных формах: групповые и индивидуальные занятия с учащимися, групповые и индивидуальные консультации выпускников и их родителей, составление рекомендаций для всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей.
Для оказания действенной психологической помощи необходимо, прежде всего, выявление детей, испытывающих те или иные познавательные и личностные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ и относящихся к, так называемым, группам риска. Для этого можно использовать разные способы, которые будут строиться и опираться на итоги разного рода диагностики, на результаты наблюдений и итоги экспертных оценок учителей. К перечисленному ряду способов, используемых для выявления учащихся различных групп риска, может быть добавлена и анкета, разработанная мною.
Анкета может использоваться как педагогом-психологом при работе с родителями выпускников и с учителями, так и самими учителями при работе с родителями учащихся, поскольку выявление ребят различных групп риска и работа с ними может проводиться не только психологами, но и учителями.
Принцип анкеты очень прост: анкетируемому предлагается ряд утверждений, с которыми он соглашается, отвечая «да» или отвергает их – отвечая «нет». Предлагаемые утверждения составлены с учетом характерных личностных особенностей, присущих представителям той или иной группы риска.
Характеристика контингента учащихся с задержкой психического развития
... ребенка; -предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций; -создание условий по охране ... развития, учащихся в учреждении. Всё большее число ребят относят к группе риска - ... коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР; - учитель – логопед; - педагог-психолог; - ... подразумевает составление программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими ...
Ключ анкеты также прост: количество положительных ответов позволяет отнести подростка к какой-либо группе риска с выделением преобладающих личностных качеств.
Результаты анкетирования дают возможность составить рекомендации, учитывающие личностные особенности ребенка и позволяющие как педагогу-психологу, так и учителям, разработать как индивидуальные траектории подготовки выпускников к успешной сдаче ЕГЭ, так и планы работы с классом или группой учащихся в целом.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ*
(В помощь для определения типа группы риска, к которой могут быть отнесены дети)
Инструкция: ответами «да» или «нет» выразите свое мнение о ребенке
№/п |
Утверждение |
Да |
Нет |
Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого |
|||
|
Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом |
||
|
Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других |
||
|
Всегда и во всем исполнителен |
||
|
Любит делать все, в общем, не вдаваясь в детали |
||
|
Гуманитарные предметы даются лучше других |
||
|
Часто бывает несдержанным |
||
|
Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко |
||
|
К успехам – неуспехам в школе относится равнодушно |
||
|
В своих делах и действиях часто надеется на «авось» |
||
|
Не любит составлять планы, конспекты и т.п. |
||
|
Испытывает сложности с физико – математическими предметами |
||
|
Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому |
||
|
Часто перепроверяется, постоянно что-то исправляет в сделанном |
||
|
Перед выполнением чего-либо требуется период «раскачки» |
||
|
Мало внимания уделяет деталям |
||
|
Проявляет очень богатое воображение |
||
|
При выполнении какой-либо работы может то очень быстро ее делать, то, постоянно отвлекаясь, медленнее |
||
|
Выполненную работу обычно не проверяет |
||
|
Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п. |
||
|
Во всем ищет общие взаимосвязи |
||
|
Любит фантазировать, воображать, но при этом анализируя что-то, испытывает трудности |
||
|
При выполнении какой-либо работы очень быстро устает |
||
|
Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты |
||
|
Часто бывает неаккуратным |
||
|
При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом |
||
|
Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо |
||
|
Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко |
||
|
Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы |
||
|
В работе часто бывает небрежен |
||
|
Всегда стремится получать только отличные оценки |
||
|
Всегда и во все медлителен и малоподвижен |
||
|
Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее |
||
|
Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки |
||
|
Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех |
||
|
Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха |
||
|
Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо |
||
|
Равнодушен к оценкам своей работы |
||
|
Заранее свои действия планирует с трудом |
||
|
Часто жалуется на усталость |
||
|
Все делает медленно, но основательно |
КЛЮЧ:
Группа риска |
Ответ «да» на вопросы: |
Группа риска |
Ответ «да» на вопросы: |
Инфантильные дети |
1, 10, 19, 38 |
Дети с трудностями произвольности и самоорганизации |
18, 27, 29, 39 |
Тревожные дети |
2, 14, 20, 37 |
Астеничные дети |
23, 33, 36, 40 |
Неуверенные дети |
3, 8, 13, 28 |
Гипертимные дети |
7, 9, 25, 30, 34 |
Синтетики |
5, 11, 16, 21 |
Правополушарные дети |
6, 12, 17, 22 |
«Отличники» и перфекционисты |
4, 24, 31, 35 |
Застревающие дети |
15, 26, 32, 41 |