САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА/ЧАСТЬ II
РОЛИ В КОМАНДЕ
И САМООЦЕНКА ПРЕДПОЧИТАЕМЫХ ВАМИ РОЛЕЙ
(по Р.М. Белбину)
Инструкция:
Общее количество баллов, отводимых КАЖДОМУразделу (разделы обозначены римскими цифрами), — 10.
Вам следует разделить (распределить)эти 10 баллов между входящими в раздел предложениями (обозначены буквами от «а» до «з»), лучше всего описывающими Ваше поведение в рабочей группе, принимающей какое-либо важное решение.
Распределение баллов между предложениями может быть самым разным: баллы могут быть тем или иным образом распределены между всеми предложениями в данном блоке-разделе, а могут быть приписаны одному-единственному предложению. Может быть и так: баллы распределяются Вами между некоторыми предложениями в блоке-разделе, а другим предложениям данного блока раздела баллы могут Вами не присваиваться вообще. Это Ваш выбор! Итак, заполните таблицу, распределяя 10 баллов по каждойстрочке:
Таблица № 1. «Сырые» оценки
Раздел |
Высказывания |
|||||||
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
|
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
|
|
|
III |
|
|
|
|
|
|
|
|
IV |
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
|
|
|
|
|
|
|
VI |
|
|
|
|
|
|
|
|
VII |
|
|
|
|
|
|
|
|
I. Какой вклад я надеюсь внести в работу группы?
а) Я думаю, что способен быстро замечать новыевозможности и извлекать из них выгоды.
б) Я могу успешно работать с самыми разнымилюдьми.
в) Генерация идей– мое врожденное достоинство.
г) Моим достоинством является умение находить людей,способных принести пользу команде.
д) Моя способность доводить всё до концаво многом обеспечила мою профессиональную активность.
е) Я готов перенести временную непопулярность (пойти на непопулярные меры),если увижу, что мои действия принесут в конечном счете полезные результаты.
ж) Я вначале всегда выясняю, что срабатывают в ситуациях, хорошо мне знакомых по прошлому опыту.
з) Личные заблуждения и предубеждения не мешают мне находить и доказывать преимущества альтернативныхкурсов действий.
II. Мои недостатки, которые могут проявиться в командной работе, следующие:
а) Я чувствую себя неуверенно на совещании, если отсутствует четкая повестка дня и контроль за ее соблюдением.
б) Я склонен быть слишком великодушным к людям,имеющим правильную точку зрения, но не высказывающим ее открыто.
в) Я склонен слишком много говорить, когда в группе обсуждаются новые идеи.
г) Вследствие моей осмотрительности я не склонен быстрои с энтузиазмом присоединяться к мнению моих коллег.
д) Я иногда выгляжу авторитарным и нетерпимым,когда чувствую необходимость достичь чего-то.
е) Мне трудно повести людей за собой, поскольку я слишком подвержен влиянию атмосферы,царящей в группе.
ж) Я слишком захвачен идеями,которые приходят мне в голову, и поэтому плохо слежу за тем, что происходит вокруг.
з) Мои коллеги находят, что я слишком много внимания уделяю деталями чрезмерно беспокоюсь о том, что дела идут неправильно.
III. Участие в совместном проекте:
а) Я умею влиять на людей, не оказывая на них давления.
б) Врожденная осмотрительностьпредохраняет меня от ошибок, возникающих из-за невнимательности.
в) Я готов оказать давление,чтобы совещание не превращалось в пустую трату времени и не терялась основная цель обсуждения.
г) Можно рассчитывать на поступление от меня оригинальныхпредложений.
д) Я всегда готов поддержать любое предложение,если оно служитобщиминтересам.
е) Я энергично ищу среди новых идей и разработок свежайшие.
ж) Я надеюсь, что моя способность выносить беспристрастныесуждения признается всеми, кто меня знает.
з) На меня можно возложить обязанности следитьза тем, чтобы наиболее существенная работа была организована должным образом.
IV. Особенности моего стиля работы в команде следующие:
а) Я постоянно стараюсь лучше узнать своих коллег.
б) Я достаточно легко бросаю вызов мнению окружающихили поддерживаю точку зрения меньшинства.
в) Я обычно нахожу вескую аргументациюпротив плохих предложений.
г) Я полагаю, что обладаю талантом быстро организовыватьисполнение одобренных планов.
д) Я обладаю способностью избегать очевидных решений и умею находить неожиданные.
е) Я стремлюсь добиться совершенствапри исполнении любой роли в командной работе.
ж) Я умею устанавливать контактыс внешним окружением команды.
з) Я способен воспринимать любые высказываемые мнения, но без колебаний подчиняюсь мнению большинствапосле принятия решения.
V. Я получаю удовлетворение от работы, потому что:
а) Мне доставляет удовольствие анализ ситуациии взвешивание всех шансов.
б) Мне нравится находить практическиерешения проблемы.
в) Мне нравится сознавать, что я создаю хорошие рабочие взаимоотношения.
г) Я способен оказывать сильное влияниена принятие решений.
д) Я получаю возможность встретиться с людьми, способными предложить что-то новоедля меня.
е) Я способен добиться согласия людейна реализацию необходимого курса действий.
ж) Я чувствую себя в своей стихии, когда могу уделить задаче всё своё внимание.
з) Мне нравится находить задачи, требующие напряжения воображения.
VI. Если мне неожиданно предложат решить трудную задачу за ограниченное время с незнакомыми людьми, то:
а) Я бы почувствовал необходимость сначала в одиночестве обдуматьпути выхода из тупика, прежде чем начать действовать.
б) Я был бы готов работать с человеком, указавшим наиболее позитивныйвыход,каковы бы ни были связанные с этим трудности.
в) Я бы попытался найти способ разбиения задачи на частив соответствии с тем, чтолучше всего умеют делать отдельные участники команды.
г) Присущая мне обязательностьпомогла бы намне отстать от графика.
д) Я надеюсь, что мне удалось сохранить хладнокровие и способность логическимыслить.
е) Я бы упорнодобивался достижения цели, несмотря ни на какие помехи.
ж) Я был бы готов действовать силой положительного примерапри появлении признаков отсутствия прогресса в командной работе.
з) Я бы организовал дискуссию,чтобыстимулировать выдвижение новых идейи придать начальный импульс командной работе.
VII. Мои недостатки, проявляемые в командной работе, следующие:
а) Я склонен проявлять нетерпимостьпо отношению к людям, мешающим, по моему мнению, прогрессу в делах группы.
б) Окружающие иногда критикуют меня за чрезмерный рационализми неспособность к интуитивным решениям.
в) Мое стремление обеспечить условия, чтобы работа выполнялась правильно,может приводить к снижению темпов.
г) Я слишком быстро утрачиваю энтузиазми стараюсь почерпнуть его у наиболее активных участников группы.
д) Я тяжел на подъем,если не имею ясных целей.
е) Мне иногда бывает очень трудно разобратьсяво встретившихся мне трудностях.
ж) Я стесняюсьобратиться за помощью к другим, когда не могу что-то сделать сам.
з) Я испытываю затрудненияпри обосновании своей точки зрения, когда сталкиваюсь ссерьезнымивозражениями.
А теперь перенесите полученные результаты из таблицы «сырых» оценок в таблицу № 2, а затем просуммируйте числа в каждомстолбце и запишите итоговые результаты в последней строке таблицы. Таким образом, Вы получите распределение количественных оценок пригодности испытуемого (в данном случае Вас лично) к исполнению различных ролей в группе:
Таблица № 2. Анализ результатов самооценки
Р а з д е л |
Роли в команде |
|||||||||||||||
|
«Представитель администрации» |
|
Председатель (координатор) |
|
Разработчик идеи |
|
Генератор идеи |
|
Исследователь ресурсов |
|
Критик-скептик |
|
«Социальный работник» |
|
Завершитель (подводящий итоги) |
|
I |
Ж |
|
Г |
|
Е |
|
В |
|
А |
|
З |
|
Б |
|
Д |
|
II |
А |
|
Б |
|
Д |
|
Ж |
|
В |
|
Г |
|
Е |
|
З |
|
III |
З |
|
А |
|
В |
|
Г |
|
Е |
|
Ж |
|
Д |
|
Б |
|
IV |
Г |
|
З |
|
Б |
|
Д |
|
Ж |
|
В |
|
А |
|
Е |
|
V |
Б |
|
Е |
|
Г |
|
З |
|
Д |
|
А |
|
В |
|
Ж |
|
VI |
Е |
|
В |
|
Ж |
|
А |
|
З |
|
Д |
|
Б |
|
Г |
|
VII |
Д |
|
Ж |
|
А |
|
Е |
|
Г |
|
Б |
|
З |
|
В |
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для определения двух наиболее подходящих для Вас ролей в команде используйте следующую таблицу:
Таблица № 3. Таблица норм для самооценки (размер выборки – 78)
См. Белбин Р.М. Роли в команде
и самооценка предпочитаемых Вами ролей //
Эффективный менеджер. Взгляды и иллюстрации /
Под ред. Дж. Биллсберри / Адаптированный пер. с англ.
г. Жуковский: Международный центр
дистанционного обучения «ЛИНК», 1997. – 368 с. С. 204.
Низкая 0-33% |
Средняя 33-66% |
Высокая 66-85% |
Очень высокая 85-100% |
Средний балл |
|
Исполнитель («Представитель администрации») |
0-6 |
7-11 |
12-16 |
17-23 |
10,0 |
Координатор (Председатель) |
0-6 |
7-10 |
11-13 |
14-18 |
8,8 |
Разработчик идеи (Оформитель) |
0-8 |
9-13 |
14-17 |
18-36 |
11,6 |
Генератор идеи (Фантазёр) |
0-4 |
5-8 |
9-12 |
13-29 |
7,3 |
Исследователь ресурсов |
0-6 |
7-9 |
10-11 |
12-21 |
7,8 |
Критик-скептик («Наблюдатель-оценщик») |
0-5 |
6-9 |
10-12 |
13-19 |
8,2 |
Командный (социальный) работник |
0-8 |
9-12 |
13-16 |
17-25 |
10,9 |
Подводящий итоги («Завершитель») |
0-3 |
4-6 |
7-9 |
10-17 |
5,5 |
Задание:На основании текста опросника самооценки, а также полученных Вами данных в сравнении с данными таблицы норм сделайте обоснованные выводы о Ваших потенциальных возможностях эффективного соучастия в командной работе, связанной с разработкой важных управленческих решений и их практической реализацией.