Узкий локализационизм — нейропсихологическое направление, в котором психологические функции рассматривались как единые и неразложимые на составные части „психические способности“, которые реализуются за счет работы узко локализованных участков коры головного мозга. Считалось, что при поражение того или иного центра происходит выпадение соответствующей психологической функции. К этому направлению могут быть отнесены Ф. Галль, создавший френологическую карта мозга, и К. Клейст с его локализационной картой.
Антилокализационизм — это…- нейропсихологическое — направление, в котором признавалось, что мозг представляет собой единое и недифференцированное целое, работа которого в равной степени обусловливает функционирование всех психических процессов. Считалось, что при поражении любой области мозга происходит общее снижение психических функций, степень которого зависит от объема пораженного мозга. В частности, Ф. Гольц полагал, что при этом происходит снижение интеллекта — , выступающего основой всех других психологических функций, а К. Гольдштейн — — общее ухудшение «»символической функции»».
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.
Функциональная система — по П.К.Анохину — комплекс избирательно извлеченных компонентов организма, взаимодействия и взаимоотношения которых ориентированы на получение фокусированного полезного результата.
Интериоризация— формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
Симультанность — практическая одновременность протекания каких-либо психических процессов ввиду их свернутости и автоматизированности.
Сукцессивность— развернутая последовательность протекания какого-либо процесса. Например, речь или движение руки представляют собой сукцессивный процесс.
Локализация высших психических функций — теоретический концепт, выражающий собой более или менее однозначное соответствие определенных участков мозга и психических процессов.
Реабилитационная нейропсихология – рассматривает динамику восстановления у психических процессов у нейрохирургических больных; Нейропсихология нормы и индивидуальных различий – прослеживает изменение нейропсихологического фона у здоровых людей; Экспериментальная нейропсихология – задействует помимо психологических механизмов, эмоциональную сферу, двигательные и когнитивные функции; Нейропсихология нормы и индивидуальных различий – прослеживает изменение нейропсихологического фона у здоровых людей; Клиническая нейропсихология – изучает общее структурирование головного мозга, причины нарушения деятельности; Нейропсихология позднего возраста – изучает мозговые нарушения в преклонном возрасте;
Мозг и психические процессы
... известных монографиях А. Р. Лурия «Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга» [4], «Мозг и психические процессы» [5], «Потерянный и возвращенный мир» и ... проблема разрабатывается различными дисциплинами: нейроанатомией, нейрофизиологией. Весьма продуктивно она изучается и нейропсихологией. В работах А.Р. Лурия в работах на большом клиническом материале обосновывается ...
Межполушарная асимметрия (др.-греч. α- — «без» и συμμετρια — «соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных.[1][2] Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.
межполушарного взаимодействия — междисциплинарная система взглядов о закономерностях, механизмах, этапах и формах протекания многогранных эндо- и экзогенных энергоинформационных коммуникаций человека.
Конвекситальная поверхность мозга — поверхность головного мозга, прилегающая к лобным, теменным, височным и затылочным костям черепа.
Правша (праворукий) — человек, который наиболее ловко использует правую руку по сравнению с левой: он скорее всего будет писать правой рукой, а также будет применять данную руку для личных нужд, кулинарии и так далее. Согласно различным исследованиям от 85 % до 90 %[1] населения является правшами, в то время как оставшиеся — левшами. Очень маленький процент от населения может одинаково хорошо использовать обе руки; человек с такой способностью является амбидекстром.
Левша́ (леворукий) — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой. Антоним к термину «левша» — «правша». Среди людей левши составляют примерно 15 %[1], то есть левшой является каждый седьмой.
Человек, являющийся левшой, в основном использует левую руку намного чаще, чем правую; левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел. Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.
Амбидекстри́я (от лат. ambi — «оба» и лат. dexter — «правый») — врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей руки и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью[1]. У амбидекстров равномерно развиты оба полушария мозга, такие люди достаточно быстро оценивают ситуацию и быстро принимают решения. Примерно у одного процента детей амбидекстрия бывает врождённой; такие дети вдвое более склонны к языковым затруднениям и СДВГ, их оценки в среднем хуже, чем у правшей и левшей[2][3]. Обратное явление, когда человеку сложно использовать обе руки, называютамбисинистрией.
Аноми́я (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) (др.-греч. ἀ- — отрицательная приставка, νόμος — закон) — понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальныенастроения, апатия, разочарование, противоправное поведение).
Блок мозга (Блок регуляции тонуса коры и состояний бодрствования).
... зрительная память, понимание логико-грамматических конструкций. блок мозга (Блок регуляции тонуса коры и состояний бодрствования). оценивается при выполнении всех проб, особенно ... взаимодействие только начинает формироваться – сопряженное выполнение двуручных движений с разведением рук в пространстве). 3. Исследование умственной работоспособности (детская корректурная проба). 4. Реципрокная ...
Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения — с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
СИНДРОМ РАСЩЕПЛЕННОГО МОЗГА англ. bisected brain, split brain – совокупность нарушений психической деятельности, возникающих при перерезке комиссуральных нервных волокон, ведущих из одного полушария мозга в другое
Психическая асимметрия имеется в виду в двух планах. В первом она выражает собой неравенство функций полушарий мозга в формировании целостной нервно-психической деятельности.
Сенсорная асимметрия
Под сенсорной асимметрией мы имеем в виду совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств.
Моторная асимметрия
Имеется в виду совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности.
Пенфилда схема
по имени канад. невролога и нейрохирурга У.Г. Пенфилда (W. Penfield, 1891- 1976)] — схема расположения центральных отделов анализаторов в коре головного мозга человека, разработанная на основе регистрации эффектов электрической стимуляции коры во время операций на головном мозге
энергетический- блок включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиабазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.
блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно –кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.
блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности- ВКЛЮЧАЕТ МОТОРНЫЕ, ПРЕМОТОРНЫЕ И ПРЕФРОНТАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЫ КОРЫ ЛОБНЫХ ДОЛЕЙ МОЗГА. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора с ее корковыми и подкорковыми связями.
Эклектическая концепция
концепция антилокализационизма, в соответствии с которой предполагалось, что весь мозг участвует в осуществлении психической функции.
Межполушарное взаимодействие
Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие — фундаментальные закономерности работы мозга как парного органа. М. а. является частным случаем М. в.
Первичные проекционные зоны коры головного мозга (первичные принимающие зоны)
Проблема соотношения психики и мозга
... блок вызывает реакцию пробуждения (arousal), повышает возбудимость, обостряет чувствительность и оказывает тем самым общее активирующее влияние на кору головного мозга. ... авторов... своеобразный характер. Остановимся на этой дифференцированности источников активации, составляющей основную функцию РФ, и на ее дифференцированной ...
Высокоспецифичные отделы мозга, функционально связанные исключительно с определенными сенсорными модальностями. Основные проекционные зоны лежат внутри долей коры мозга: лобной (вкус), височной (слух),; теменной (кожная чувствительность), затылочной (зрение) и в обонятельной луковице, расположенной непосредственно под височной долей (обоняние).
Вторичные или проекционно-ассоциативные зоны коры обеспечивают функцию синтеза возбуждения. Выделяют вторичные теменные (общечувствительные), затылочные (зрительные) и височные (слуховые) зоны коры. Вторичные зоны созревают к 2-3 годам Третичные зоны коры созревают очень поздно в онтогенезе. Их основная функция заключается в объединении информации, приходящей в кору от различных анализаторов. Больные с поражением этих отделов мозговой коры воспринимают раздельно и последовательно зрительные и слуховые раздражители и не могут объединить их в одновременные схемы.
Цитоархитектоника коры основывается на выделении в ней клеточных слоев. В различных областях коры полушарий головного мозга количество клеточных слоев различно и зависит от ее филогенетического происхождения
Ядерный центр анализатора
от греч. zone — пояс и analy sis — разложение, расчленение] — определенные области коры головного мозга, в которых имеется максимально выраженная концентрация специфических элементов соответствующих анализаторов вместе с их связями (по И.П. Павлову).
Ядерной зоной зрительного анализатора является затылочная область коры (поля 17,18,19); слухового анализатора — верхняя височная подобласть (поля 41, 42, 22); кожно-кинестетического анализатора — постцентральная область в теменной доле (поля 3, 1, 2); ядерная зона двигательного анализатора в отличие от других анализаторов представлена не одной, а двумя зонами мозговой коры: упомянутой выше постцентральной (сенсорной) областью (задняя центральная извилина) и прецентральной (моторной) областью (поля 4, 6) в передней центральной извилине. В каждой ядерной зоне выделяют центральное, или первичное, поле: в зрительной зоне — поле 17, в слуховой — поле 41, в кожно-кинестетической — поле 3, в моторной — поле 4.
Периферия анализатора. Анализатор — это совокупность рецепторов и нейронов мозга, участвующих в обработке информации о сигналах внешнего или внутреннего мира и в получении о них представления (ощущения, восприятия).
Все анализаторы состоят из трех основных отделов: периферического (в нем происходит превращение сигнала внешнего мира в электрический процесс),проводникового — в нем происходит обработка информации и проведение ее в высшие отделы мозга и, наконец,центрального или коркового отдела, в котором происходит окончательная обработка сенсорной информации и возникает ощущение — субъективный образ сигнала.
Энергетический блок
1-й блок: энергетический
Функция энергетического блока состоит в регуляции общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций.
Энергетический блок включает в себя:
· ретикулярная формация ствола мозга
Тема: Первичные, вторичные и третичные зоны мозга
... в крови).Состав 1-ого блока: отделы верхнего ствола, ретикулярная формация, лимбическая кора, неспецифические структуры среднего мозга, его диэнцефальные отделы; медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Работа блока носит модально-неспецифичный характер ...
· неспецифические структуры среднего мозга
· диэнцефальные отделы
· лимбическая система
· медиобазальные отделы коры лобных и височных долей
Образование, регулирующее состояние мозговой коры расположено в стволовых отделах головного мозга. Этот аппарат получил название ретикулярной формации, поскольку он построен по принципу нервной сети. Это первый функциональный блок мозга. Внутри ретикулярной формации выделяются:
— восходящая ретикулярная система, проводящая возбуждение от периферии к центру
— нисходящая ретикулярная система, проводящая возбуждение от центра к периферии
В целом, весь аппарат представляет собой вертикально расположенную функциональную систему и построен по принципу рефлекторного круга, который и изменяет тонус коры и находится под влиянием изменений, которые в коре происходят. Ретикулярная формация обладает некоторой специфичностью, как по анатомическим характеристикам, так и по источникам активации и формам работы. Выделяют два основных источника активации:
1. Первый источник активации: обменные процессы организма, связанные в простых формах с процессами, которые регулируются гипоталамусом (дыхательные, пищеварительные процессы, процессы углеводного и белкового обмена и т.д.).
С гипоталамусом тесно связаны ретикулярные формации продолговатого мозга и среднего мозга, которые играют значительную роль в «витальной» форме активации. Более сложные формы активации этого вида связаны с обменными процессами, организованными в определенные врожденные системы поведения (системы инстинктивного, пищевого и полового поведения).
Источник активации в данном случае — гуморальные процессы организма.
2. Второй источник активации: поступление в организм раздражений из внешнего мира. Возникающие в результате формы активации проявляются в виде ориентировочного рефлекса — основе познавательной деятельности.
Первый блок мозга работает в тесной связи с высшими отделами коры. Первый блок отвечает за эмоциональные и мотивационные психологические процессы. Если болезненный процесс станет причиной отказа в нормальной работе первого блока, то следствием будет понижение тонуса коры головного мозга. У человека становится неустойчивым внимание, появляется патологически повышенная истощаемость, сонливость. Мышление теряет избирательный, произвольный характер, который оно имеет в норме.
2-й блок: приём, переработка, хранение экстероцептивной информации.
Этот блок расположен в наружных отделах новой коры и занимает ее задние отделы (затылочная (зрительная), височная (слуховая). Состоит из нейронов подкорки и коры. Аппараты этого блока принимают раздражения от периферических рецепторов, дробят их на составляющие детали и комбинируют их в нужные функциональные структуры. Второй блок обладает высокой модальной специфичностью: его части принимают зрительную, слуховую и общечувствительную информацию. Незначительное место занимают аппараты вкусовой и обонятельной рецепции.
Основа второго блока — первичные (проекционные) зоны коры, нейроны которых по большей части высоко дифференцированы (нейроны зрительных отделов реагируют только на узкоспециальные свойства зрительных раздражителей (оттенки цвета, направленные движения).
Над первичными зонами надстроены аппараты вторичных (гностических) зон коры, в которых происходи синтез поступающих импульсов. Третичные зоны второго блока обеспечивают совместную работу системы различных зон коры головного мозга. Эти зоны расположены на границе затылочного, височного и заднецентрального отделов коры, основную часть составляют образования нижнетеменной области. Функция клеток третичных зон — интеграция возбуждений, поступающих из разных анализаторов. Большая часть нейронов чувствительна к нескольким видам раздражений и реагирует на комплексные признаки среды (пространственное расположение, количество элементов).
Деятельность третичных зон необходима не только для синтеза наглядной информации, но и для перехода к уровню символических процессов (оперирование значениями слов, сложными грамматическими и логическими структурами), они участвуют в превращении наглядного восприятия в абстрактное мышление.
Закон иерархического строения корковых зон.
А.Р. Лурия выделил три основных закона, по которым построена работа отдельных частей коры входящей в состав этого мозгового блока:
1.Закон иерархического строения. Первичные, вторичные и троичные зоны образуют более сложные структуры в иерархическом порядке.
2.Закон убывающей специфичности иерархически построенных зон коры, входящих в его состав. Первичные зоны обладают максимальной модальной специфичностью в отличие от вторичных зон.
3. Закон прогрессивной латеральной функции. Первичные зоны обоих полушарий мозговой коры построены по принципу соматотопической проекции, равноценны
При нарушениях второго блока может существенно пострадать слух; кожная чувствительность, осязание и ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации. Второй блок обладает высокой модальной специфичностью: его части принимают зрительную, слуховую и общечувствительную информацию. Незначительное место занимают аппараты вкусовой и обонятельной рецепции.
Нарушения второго блока: в пределах височной доли — может существенно пострадать слух; поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности, осязания (больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений); поражения в затылочной области и прилегающих участков мозговой коры — ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации. Второй блок обладает высокой модальной специфичностью: его части принимают зрительную, слуховую и общечувствительную информацию. Незначительное место занимают аппараты вкусовой и обонятельной рецепции.
3-й блок: Программирование, регуляция и контроля протеканием сознательной психической деятельностью.
Аппараты третьего блока расположены в передних отделах больших полушарий, спереди от передней извилины. В нем процессы идут в нисходящем направлении: от вторичных и третичных зон, в которых формируются двигательные планы и программы к первичной двигательной коре, которая посылает двигательные импульсы на периферию. Двигательные зоны коры — «выходные ворота» этого блока Двигательный состав импульсов первичной коры, которые она посылает на периферию, должен быть хорошо подготовлен и включен в определенные программы, подготовка обеспечивается и в аппарате передней центральной извилине и во вторичных зонах двигательной коры.
Вторичная зона находится в премоторных отделах лобной области. Она превращает процессы, организованные по соматотопическому принципу в функционально организованные системы.
Третичная зона локализована в префронтальных отделах мозга и выполняет ассоциативные функции. Префронтальная область имеет двустороннюю связь с нижелащими отделами мозга и ретикулярной формацией. Благодаря этому в префронтальных отделах коры происходит как вторичная переработка афферентных импульсов, приходящих от всех отелов мозга, так и организация эфферентных импульсов, и регуляция все этих структур.
Связь с ретикулярной формацией приводит к тому, что префронтальные отделы коры регулируют состояния активности и приводят их в соответствие с формулируемыми с помощью речи намерениями и замыслами. Префронтальные отделы созревают на позднем этапе онтогенеза: в 4-7 лет Темп роста площадей лобных областей повышается к 3, 5 — 4 годам, второй скачок приходится на 7 — 8 лет. Третичные отделы лобных долей надстроены над всеми отделами мозговой коры и выполняют универсальную функцию общей регуляции поведения. Лобные доли играют важную роль в синтезе движения, направленного на определенную цель и в формировании поведения, направленного на будущее. С лобными долями связаны наиболее сложное формы обратной связи, и они осуществляют не только синтез внешних раздражителей и формирование программ, но и функцию учета эффекта произведенного действия и контроля за его протеканием.
Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием сознательной психической деятельности, согласно концепции А. Р. Лурии, занимается формированием планов действий. Поражения данного отдела мозга ведут к нарушениям опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям. При сложных глубоких повреждениях коры лобной области, возможна относительная сохранность двигательных функций, но действия человека перестают подчиняться заданным программам. Целесообразное поведение заменяется инертным, стереотипным либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления
Конвекситальная кора
Кора больших полушарий мозга обращенная к костям свода черепа;
Базальная кора – нижняя, повторяет рельеф основания черепа.
Медиальная кора- внутренняя
Первичные зоны коры
Высокоспецифичные отделы мозга, функционально связанные исключительно с определенными сенсорными модальностями. Основные проекционные зоны лежат внутри долей коры мозга: лобной (вкус), височной (слух),; теменной (кожная чувствительность), затылочной (зрение) и в обонятельной луковице, расположенной непосредственно под височной долей (обоняние).
Вторичные зоны коры Вторичные зоны представлены полями 8 и 6 (Двигательный анализатор), 5 и 7 (кожный анализатор), 18 и 19 (зрительный анализатор), 22 (Слуховой анализатор)
Третичные зоны коры представлены обширными участками лобной области (поля 9, 10, 45, 44 и 46), нижнетеменной (поля 40 и 39), височно-теменно-затылочной (поле 37).
Фотопсии от греч. phos -свет + opsis — зрение) — субъективные световые явления (ощущения), не имеющие характера определенных фигур или объектов. Обычно это мелькающие пятна, искры, световые зигзаги и др. Ф. обусловлены действием либо механических, либо токсических раздражений зрительного анализатора.
Скотомы Скотома (scotoma, греч. skotōma, от skotos темнота) — дефект поля зрения, не достигающий его границ. Различают физиологические и патологические скотомы.
Зрительные галлюцинации Галлюцинациями называют любые ощущения, возникающие при отсутствии внешнего стимула.
Зрительная агнозия Нейропсихологическое нарушение, описанное в 1889 г. Характерно потерей способности к восприятию зрительному предметов (или их изображений) и явлений действительности, хотя сохраняется достаточная острота зрения. Возникает при поражении вторичных полей затылочной коры мозга головного и прилегающих к ним теменных и височных полей. Ее характер определяется стороной поражения и локализацией его очага. Различаются: 1) агнозия зрительная апперцептивная — при коей нарушается синтез отдельных воспринимаемых признаков в единое целое; 2) агнозия зрительная ассоциативная — когда теряется способность называния воспринимаемого предмета. Также выделяются такие виды агнозии зрительной: 1) при агнозии зрительной предметной — не узнаются сами предметы и их изображения; 2) при агнозии зрительной пространственной, описанной в 1945 г. и возникающей при поражении теменно-затылочных отделов мозга головного, — теряется способность ориентироваться в пространстве, не различаются пространственные признаки объектов, нет адекватного восприятия пространственных координат; 3) при агнозии на лица, которая описана Бодамером в 1947 г., — нарушается опознание (непосредственно или на фотографиях) лиц знакомых людей — при сохранении восприятия предметов и их изображений; 4) при агнозии цветовой — нарушается способность адекватно видеть и определять цвета; 5) при агнозии буквенной — теряется способность различать буквы; 6) при агнозии зрительной симультанной, описанной в 1923 г. и возникающей при поражении передней части затылочной доли доминантного полушария, сокращается количество одновременно воспринимаемых предметов, хотя отдельные предметы воспринимаются адекватно.
Симультанная агнозия. Обычно при симультанной агнозии нарушается возможность узнать и понять содержание сюжетной картины в целом. Правильно опознавая отдельные объекты и их детали на картине, больные не могут установить связи между ними, узнать смысл сюжета. Рассматривая серии картин, объединенных единым последовательно развивающимся сюжетом, больные не могут дать характеристику этому сюжету в динамике. В ряде случаев симптоматика симультанной ангозии сочетается с нарушением чтения слов при сохранности чтения отдельных букв. Считается, что симультанная агнозия возникает при поражении передних отделов левой затылочной области (у правшей).
|
Буквенная агнозия Буквенная агнозия — это нарушение обобщенного восприятия и называния букв, обусловленное очагом поражения, расположенным в височно-затылочных отделах левого, доминантного по речи полушария.
Оптико-пространственные агнозии — расстройство определения различных параметров пространства.
Предметная агнозия Нарушается зрительное узнавание отдельных предметов и их изображений при сохранном или умеренных расстройствах периферического зрения. Опознание предметов посредством тактильной чувствительности остается сохранным. В ряде случаев отмечается слабость оптических представлений — больные не в состоянии представить себе, как выглядит тот или иной объект (например, кофейник, Кремль, троллейбус).
Предметная агнозия может иметь различную степень выраженности — от максимальной (агнозия реальных предметов) до мини мальной (трудности опознания контурных изображений в зашум-ленных условиях или при наложении друг на друга).
Лицевая агнозия Она представляет собой избирательное гностическое расстройство, проявляющееся в трудностях опознания знакомых лиц. В отдельных случаях при грубом проявлении дефекта больные не узнают своих близких, фотографии из семейного альбома, не могут представить, описать знакомое лицо, оценивают людей по случайным признакам (родинки, прическа и т.п.), а также по голосу, жестикуляции. В редких случаях больные с подобными нарушениями затрудняются в оценке мимики эмоций, выраженных на лице, а также ви дят их искаженными, в гримасе.
Цветовая агнозия
Утрачивается способность классифицировать цвета, подбирать одинаковые цвета или оттенки одного и того же цвета (особенно — коричневый, фиолетовый, оранжевый, пастельные тона).
Они проявляются трудностями в дифференцировке смешанных. Кроме того, можно отметить нарушение узнавания цвета в реальном предмете — затруднения в задачах соотнести тот или иной цвет с определенным объектом (сказать, какого цвета трава, помидор, снег).
Элементарные формы цветного зрения при этом не нарушаются — больные могут различать основные цвета, предъявляемые на отдельных карточках. Возникает преимущественно при поражении левой затылочной доли и прилегающих к ней областей. Вместе с тем имеются данные о вовлечении в процесс при этой форме агнозии левой теменно-височной области.
Первичная алексия Выделяют две основные формы первичной алексии (нарушения, связанные с локальным поражением определенных участков мозга: агностическую (литеральную по другой терминологии) и вербальную.
Слуховая агнозия нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей СПОСОБНОСТИ ОПОЗНАНИЯ ЗВУКОВ, ФОНЕМ И ШУМОВ. При слуховой, или слухоречевой, агнозии, которая возникает при поражении височной коры левого полушария, нарушается фонематический слух и утрачивается способность к различению звуков речи. При собственно слуховой афазии, которая возникает при поражении правой височной коры (у правшей), становится невозможным узнавание знакомых немузыкальных звуков и шумов. При амузии нарушается возможность узнавания знакомых мелодий, нарушается музыкальный слух.
Аритмия
от греч. а- — отрицание и rhythmos — ритм; arhythmia] — 1) отсутствие чувства ритма; 2) нарушение нормального ритма сердцебиения
Нарушение эмоционального слуха Эмоциональный слух
способность к определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса. В музыкальном искусстве Э. с. — способность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмоциональных оттенков музыкальных звуков.
Интонация — это основная составляющая просодии. Интонация включает в себя несколько акустических компонентов: тон голоса, его тембр, интенсивность, или силу звучания голоса, мелодику, паузы, словесное логическое ударение, темп речи. Эти акустические характеристики интонации зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса. Нарушение интонационной стороны речи это нарушение интонации
Тонотопическая организация Пространственная организация нейронных структур аудиального проводящего пути, при которой идентичные частоты оказываются представленными в структурах, прилегающих друг к другу.
Апрактооагнозия
Апрактоагнозия (от греч. а- — отрицание, praxis — действие и gnosis — знание, познание) — сочетание зрительных пространственных нарушений и двигательных расстройств в виде пространственной формы апраксии.
Гемианопсия отсутствие восприятия предметов, расположенных в одной из половин поля зрения.Г. возникает при поражениях нервных путей зрительного анализатора в области хиазмы (частичного перекреста оптических нервов) или выше. При поражении внутренних отделов хиазмы зрительного анализатора появляется частичная слепота во внешнем (височном) поле зрения. Поражение нервных путей коркового отдела зрительного анализатора одного полушария мозга приводит к появлению частичной слепоты в против. полях зрения.
Гомонимная гемианопсия медицинский термин, обозначающий тип частичной слепоты, при которой выпадает восприятие одноимённых правых или левых половин поля зрения. Данная патология развивается потому, что правая половина мозга получает информацию зрительных путей для левого поля зрения обоих глаз, а левая половина мозга — для правого поля зрения обоих глаз.