Анестезия местная в стоматологии для детей

Анестезия местная в стоматологии для детей

Страх ребенка на приеме у стоматолога

Проблема боли и страха боли у ребенка при лечении зубов, удалении зубов требует исключительно внимательного и квалифицированного подхода. В отсутствие адекватной анестезии при лечении, удалении детских зубов, когда во многих случаях требуется обезболивание (анестезия зубов), у ребенка может сформироваться рефлекторная память на боль при лечении зубов, он может получить психологическую травму, иммунологические и ряд других расстройств.

Не каждое лечение детских зубов требует местной анестезии, существуют и используются малоинвазивные, атравматические методики. Но в некоторых ситуациях (острый пульпит, удаление зубов и другие) требуется обязательное проведение местной анестезии при лечении зубов у ребенка.

Анестезия, обезболивание в детской стоматологии «Маркушка»

Местная анестезия является ведущим методом обезболивания в детской стоматологии «Маркушка». Под анестезией (местной) выполняется лечение детских зубов, если оно сопровождается болью (болевой реакцией), кроме случаев непереносимости ребенком местного анестетика.

Детские врачи-стоматологи клиники «Маркушка» в совершенстве владеют всеми методами (видами) местной анестезии в детской стоматологии. При местном обезболивании учитывается анатомическое обоснование типа местной анестезии, результаты осмотра ребенка (состояние его психики, общее состояние, сопутствующие заболевания) и опроса родителей, фармакотерапевтические характеристики анестетиков, возможные побочные эффекты, необходимая дозировка анестетика (продолжительность лечения, удаления детских зубов под анестезией) и многие другие факторы.

Предварительно, до использования местной анестезии при лечении зубов, в стоматологии «Маркушка» проводится психоэмоциональная подготовка ребенка.

В случае невозможности использования местной анестезии при лечении ребенка, в детской стоматологии «Маркушка» проводят (в особых случаях и по медицинским показаниям) лечение детских зубов под наркозом (общим обезболиванием).

Безболезненный укол при анестезии у детей

7 стр., 3434 слов

Лечение в психиатрии

Антидепрессанты Ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (трициклические антидепрессанты и селективные ингибиторы): Механизм действия: повышают норадренергическую и серотонинергическую активность в результате подавления обратного захвата обоих нейротрансметтеров; обладают также антихолинергическим, антигистаминным действием и антагонизмом к альфа-адренорецепторам. Амитриптилин ...

Для анестезии у детей (лечении зубов у детей) в стоматологии «Маркушка» используют карпульные шприцы (обеспечивающие точную дозировку) с тончайшей и короткой детской иглой. Игла для анестезии у детей имеет специфический срез, высокую прочность и эластичность, специальное силиконовое покрытие. Боль при уколе у ребенка практически отсутствует.

Препараты для детской анестезии при лечении зубов

Из большого арсенала существующих анестетиков для местной анестезии у детей, в детской стоматологии «Маркушка» выбирают препараты последнего поколения (амидные анестетики) с наименьшим аллергенным потенциалом — ультракаин, скандонест в детской дозировке. Препараты строго дозируют при введении. Препараты для местной анестезии у детей обеспечивают обезболивание при лечении зубов в течение 1−2 часов.

Осложнения и последствия анестезии при лечении детских зубов, аллергия, непереносимость ребенком местной анестезии

При проведении местной анестезии у детей (особенно — у детей младшего возраста, для которых это может быть первым знакомством с фармакологией) необходимо помнить о возможных реакциях, последствиях и осложнениях при анестезии.

Наиболее частая реакция ребенка на анестезию — психогенная (например, ребенок может испугаться самого вида шприца с иглой).

Психогенная реакция может сопровождаться потерей сознания (обмороком) во время или в течение 5 минут после введения анестетика. Психогенная реакция ребенка на анестезию не связана с действием конкретного препарата, а обусловлена самим фактом введения местного анестетика (уколом).

Для таких детей при проведении местной анестезии в детской стоматологии «Маркушка» используют специальные методы подготовки (психоэмоциональные, седация ЗАКС) и специфические (малозаметные) способы анестезии при лечении детских зубов.

Аллергическая реакция на анестезию у детей (аллергия на анестезию) встречается значительно реже, особенно при использовании современных анестетиков амидной группы. Обычно действующим началом аллергии является не анестетик, а антиоксиданты, присутствующие в анестезирующем растворе. Если имеются предварительные данные о возможности аллергии у ребенка на анестезию (а не просто психогенной реакции; непереносимость анестезии)), в детской стоматологии «Маркушка» подбирают препараты с минимальным аллергенным потенциалом, проводят анестезию в присутствии анестезиологов-реаниматологов, или используют иные методы анестезии при лечении детских зубов (общее обезболивание, общий наркоз).

6 стр., 2941 слов

Воспитание в семье ребенка с детским церебральным параличом

Содержание 1. Ребенок с детским церебральным параличом в семье 2. Общий двигательный режим 3. Воспитание и уход за ребенком, страдающим церебральным параличом 4. Помощь ребенку в преодолении указанных нарушений. Коррекция сосательных движений Библиографический список 1. Ребенок с детским церебральным параличом в семье С появлением в семье ребенка с церебральным параличом родителям приходится ...

Передозировка анестетика приводит к токсической реакции. Возможность передозировки при анестезии сводится к минимуму в условиях специализированной детской стоматологической клиники «Маркушка» (в отличие от лечения детей в стоматологиях «для взрослых»), поскольку детские стоматология владеют и строго следуют стандартам и правилам анестезии в детской стоматологии.

Методы (виды) местной анестезии в детской стоматологии

Аппликационная анестезия (неинъекционная, без укола).

Слизистая оболочка полости рта достаточно проницаема для компонентов обезболивающего раствора и диффузия анестетика из раствора приводит к отключению поверхностных рецепторов из болевой реакции. Аппликационную анестезию при лечении зубов у детей обычно проводят путем нанесения геля или аэрозоля с анестетиком (чаще всего — лидокаином).

Основная опасность аппликационной анестезии при лечении детских зубов состоит в возможности заглатывания ребенком раствора, имеющего высокую концентрацию анестетика.

Аппликационную анестезию обычно используют для обезболивания места укола (перед инъекционной анестезией), при удалении подвижных молочных зубов, лечении (вскрытии) поверхностных абсцессов у детей.

Инфильтрационная анестезия (инъекционная, с уколом).

Блокирование болевых ощущений в области чувствительного рецептора путем инъекции (укола) без учета расположения ветвей тройничного нерва. Инъекция создает депо анестетика (область, заполненную анестетиком), из которого происходит диффузия анестетика к нервным окончаниям. Инъекционная анестезия для детей проводится с помощью специальной техники, с минимальной травматичностью.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Проводниковая анестезия (инъекционная, с уколом).

Раствор анестетика путем инъекции (укола) доставляют к ветвям тройничного нерва с учетом его анатомических особенностей. Проводниковая анестезия используется в основном при удалении временных и постоянных зубов, в возрасте ребенка старше 6 лет.

В детской стоматологической практике все виды лечения, включая удаление зубов, должны проводиться под хорошим, полноценным обезболиванием. Наиболее распространенной методикой обезболивания является местная анестезия. Для этой цели используется обезболивающее действие химических, физических и физико-химических факторов. Химические методы обезболивания. 1. Неинъекционные: а) аппликационный (поверхностный); б) безыгольный (струйный); в) инсталляционный. 2. Инъекционные а. инфильтрационный (терминальный); б. внутрипульпарный; в. интралегаментарный; г. внутрикостный (локальный); д. проводниковый (региональный) методы обезболивания.

Источник: dommedika.com/stomatologia/13.html Dommedika

5

Тема: Обезболивание при хирургических вмешательствах у детей. Местная анестезия.

Виды, показания, особенности техники проведения у детей. Осложнения местной

анестезии, их профилактика и оказание медицинской помощи.

Общее время занятия. 6 часов.

Мотивационная характеристика темы. Проблема обезболивания у детей является

одной из самых актуальных в стоматологии. В настоящее время работа стоматолога-

хирурга невозможна без достаточно эффективной защиты ребенка анестезиологическими

методами от психического перенапряжения, страха и боли. В зависимости от возраста

ребенка, анатомо-физиологических особенностей и иммунологических свойств его

организма, учитывая постоянный рост и морфологическую перестройку челюстей

7 стр., 3071 слов

Проведения патронажа детей раннего возраста

Правила 1. Общие положения   1. Патронажное профилактическое наблюдение детей раннего возраста проводится медицинским работником (врачом, средним медицинским работником) службы первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП) и направлено на сохранение и укрепление здоровья ребенка, его дальнейшее развитие с полной реализацией интеллектуального потенциала посредством обеспечения должного ...

ребенка, его психику врач-стоматолог должен определить вид местного обезболивания,

уметь выбрать анестетик и рассчитать его дозировку, оказать помощь в случае

возникновения осложнений, а также обладать мануальными навыками техники

проведения анестезии.

Цель: Научиться определять показания и противопоказания к проведению

аппликационной, инфильтрационной и проводниковой анестезии в челюстно-лицевой

области у детей, изучить особенности техники проведения местной анестезии и

возможные осложнения при проведении местной анестезии, их профилактику, научиться

оказывать медицинскую помощь детям при осложнениях местной анестезии.

Задачи занятия

В результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать:

1. Виды местного обезболивания.

2. Анестетики, используемые для местного обезболивания у детей.

3. Показания и противопоказания к проведению аппликационной, инфильтрационной и

проводниковой анестезии в челюстно-лицевой области у детей.

4. Правила и технику проведения местной анестезии.

5. Возможные осложнения при проведении местной анестезии.

6. Основы оказания медицинской помощи при осложнениях местной анестезии.6

В результате выполнения практической части занятия студент должен уметь:

1. Определять показания и противопоказания к проведению аппликационной,

инфильтрационной и проводниковой анестезии в челюстно-лицевой области у детей.

2. Правильно выбрать анестетик и рассчитать его дозировку.

3. Проводить все виды местной анестезии в челюстно-лицевой области в зависимости от

вида оперативного вмешательства.

4. Предупреждать возможные осложнения при проведении местной анестезии.

5. Оказать медицинскую помощь ребенку в случае развития осложнения после местной

анестезии.

Требования к исходному уровню знаний: Для лучшего усвоения темы студенту

необходимо повторить:

— Из фармакологии — местноанестезирующие препараты и их возрастные дозировки;

лекарственные препараты, необходимые для оказания неотложной помощи при

27 стр., 13358 слов

Обезболивание, премедикация и психологическая подготовка пациента при лечении кариеса

... с помощью полой иглы или под высоким давлением специальным инъектором (безыгольный способ). Инъекционные методы: инфильтрационная анестезия проводниковая анестезия Показания к проведению местного обезболивания Любое вмешательство ... - СПб.: Санкт-Петербургский институт стоматологии, 2001. 22. Петрикас А.Ж. Обезболивание зубов. - Тверь, 1997. 23. Порхун Т.В. Коррекция психоэмоционального состояния при ...

возникновении общих осложнений местной анестезии.

— Анатомии — строение лицевого скелета и иннервацию зубов и челюстей у детей.

— Из стоматологии детского возраста — анатомо-физиологические особенности

временных и постоянных зубов в различные периоды, сроки прорезывания и смены

зубов.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин

1. Особенности строения лицевого скелета у взрослых и иннервация зубов и челюстей.

2. Назовите анестетики для проведения местной анестезии.

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Виды местной анестезии в детской стоматологии.

2. Показания к аппликационной анестезии. Техника проведения, анестетики.

3. Правила проведения инъекционного обезболивания.

4. Показания к инфильтрационной анестезии в челюстно-лицевой области. Техника

проведения, анестетики.

5. Проводниковая анестезия: мандибулярная, небная, резцовая. Техника проведения.

Показания к применению. Анестетики.

6. Общие осложнения инъекционной анестезии (обморок, коллапс, анафилактический

шок).

7. Местные осложнения инъекционной анестезии (гематома, воспалительная контрактура

нижней челюсти, инфицирование, перелом иглы, некроз мягких тканей,

травматический неврит и др.).7

8. Профилактика осложнений местной анестезии и оказание неотложной помощи детям.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Учебный материал в достаточном объеме представлен в учебниках по детской

стоматологии, а также в лекции по теме занятия. При самостоятельной подготовке

необходимо обратить внимание на следующие моменты:

Местная анестезия- ведущий вид обезболивания в стоматологии. Показана во

всех случаях при выполнении стоматологических вмешательств, сопровождающихся

13 стр., 6204 слов

Тема. Местное обезболивание при операциях на лице и в полости рта.

... сосудов. Сроки наступления обезболивания такие же, как и при внутриротовом методе. Схема проведения торусальной анестезии (по М.М. Вейсбрему). Анестетик подводится к костному возвышению ... большую преграду для анестезирующего раствора. Инфильтрационная анестезия может быть эффективна при удалении резцов, имеющих значительную подвижность. Иглу при этой анестезии вкалывают под слизистую оболочку ...

болевой реакцией. Противопоказана только при непереносимости пациентом местного

анестетика. В детской стоматологической практике применяются следующие виды

местного обезболивания: неинъекционные (химические, физические) и инъекционные

(инфильтрационная, проводниковая анестезии).

Неинъекционные методы обезболивания:

1) физические — замораживание (хлорэтил) на коже; электроодонтаналгезия;

2) химические — аппликационная анестезия (от латинского Applicatio — прикладывание),

терминальная (от латинского Terminus — предел, конец), или поверхностная анестезия,

которая осуществляется безинъекционным способом путем нанесения

анестезирующих средств на поверхность тканей. Пропитывая поверхностные слои

ткани, анестезирующие средства блокируют расположенные в этих слоях рецепторы и

терминальные части периферических нервных волокон.

Показания к аппликационному обезболиванию:

1) обезболивание места вкола иглы перед инъекционной анестезией;

2) экстракция подвижных временных зубов с резорбированными корнями при

физиологической смене их;

3) удаление небольших доброкачественных новообразований на слизистой оболочке

полости рта (папиллома, локальный гипертрофический гингивит и др.).

Анестетик наносят на предварительно высушенную слизистую оболочку полости

рта с помощью узкой марлевой полоски, ватного шарика или путем распыления, потом

через 20−30 секунд проводят хирургическое вмешательство (рис.1).

Используют:

 1−2%-ый раствор пиромекаина;

 3%-ый гель лидокаина;

 5%-ую пиромекаиновую мазь;

 2−3%-ую лидокаиновую мазь;8

 лидокаин — аэрозоль 10%;

 ксилонор — гель;

 пиромекаин на коллагеновой основе в виде 3%-ого раствора в следующей прописи: —

пиромекаин — 3,0;

— метилурацил — 5,0;

— коллаген — 3,0;

— вода дистиллированная — 100,0.

Осложнения: при нанесении анестезирующего раствора в большом количестве на

мягкое небо или корень языка может быть рвота, нарушение вкусовых ощущений,

токсическое действие; при попадании раствора на слизистую оболочку верхних

дыхательных путей может быть осиплость голоса.

Инъекционные методы обезболивания.

Инъекционное обезболивание направлено на исключение болевой

чувствительности соответствующего участка тела путем введения раствора анестетика: а)

вблизи периферических нервных волокон и их окончаний (инфильтрационная анестезия); б)

вблизи нервного ствола (проводниковая анестезия).

Для получения эффективного безопасного местного обезболивания нужно

придерживаться следующих правил:

1) Тщательно собрать анамнез, включая аллергологический и фармакологический,

произвести оценку общего состояния пациента.

2) Оценить характер, объем и продолжительность стоматологического вмешательства

(лечение или удаление зуба, операция и др.).

На основании оценки общего состояния

пациента, его возраста и особенностей стоматологического вмешательства выбрать

вид анестезии, анестетик, количество обезболивающего раствора.

3) Иметь четкое представление об анатомо-топографических особенностях участка, куда

будет вводиться анестетик.

4) Проводить инъекции только в том кабинете, где будет проводиться стоматологическое

вмешательство. Проведение обезболивания в другом кабинете недопустимо.

5) Полость рта перед анестезией дезинфицировать антисептиком (как минимум

почистить зубы).

6) Перед проведением инъекции необходимо предварительно обезболить место вкола

иглы путем проведения аппликационной анестезии; предупредить пациента, чтобы

вкол иглы не был для него неожиданностью. 9

7) Оценить состояние пациента после анестезии: а) общее, б) местное. Объяснить

ребенку, что вмешательство будет полностью безболезненным, предупредить, чтобы

он не реагировал на тактильные ощущения.

8) Начинать стоматологические манипуляции только после того, как наступило полное

обезболивание.

9) После проведения оперативного вмешательства оценить состояние пациента,

объяснить пациенту и его родителям время окончания действия местного

обезболивания и какие препараты необходимо принять на дому при появлении боли.

Инфильтрационная анестезия (от латинского Infiltratio — пропитывание) — это

«пропитывание» обезболивающим раствором тканей при инъекции, при этом анестетик

блокирует нервные волокна, непосредственно иннервирующие этот участок.

Показания к инфильтрационному обезболиванию:

1. Удаление всех молочных зубов на верхней челюсти.

2. Вскрытие поддесневых и подслизистых абсцессов.

3. Удаление небольших доброкачественных опухолей и опухолеподобных образований

слизистой (папиллома, фиброма, ретенционная киста и т. д.).

4. Хирургическая обработка ран.

5. Пластика уздечек губ и языка и др.

Техника проведения инфильтрационной анестезии (рис.2):

 отвлечь внимание пациента

 сдавить удерживаемые пальцами мягкие ткани во время инъекции

 попросить ребенка сделать глубокий вдох перед вколом иглы

 ввести небольшое количество анестетика сразу же после вкола иглы

 анестетик вводить медленно, со скоростью не более чем 1 мл каждые 15−20

секунд

Проводниковое (регионарное, от латинского Region — область) обезболивание

предполагает введение анестетика по ходу нервных стволов и сплетений, при этом

возникает блок проведения возбуждения по нервным волокнам, что сопровождается

утратой чувствительности иннервируемой ими области.

Показания к проведению проводниковой анестезии:

1. Удаление временных и постоянных зубов на верхней и нижней челюстях.

2. Операции: цистотомия и цистэктомия.

3. Хирургическая обработка ран.

4. Шинирование при переломах челюстей.10

5. Лечение зубов (при неэффективности других методов анестезии).

6. Удаление новообразований и др.

Инъекционный инструментарий для детей:

 Одноразовые пластмассовые шприцы на 2мл с иглами длиной 10мм — 25 мм и

диаметром 0,3 мм.

 Карпульные шприцы с иглами длиной 10−25мм, диаметром 0,3 мм.

 Одноразовые инсулиновые шприцы на 1 мл фирмы «Bayer», Германия.

Анестетики для инъекционного обезболивания:

Детский стоматолог должен иметь как минимум два различных анестетика.

I. Растворы анестетиков без вазоконстрикторов:

 1−2% растворы новокаина, 2% раствор лидокаина;

 препараты на основе 4% раствора артикаина (Septanest SVC);

 3% раствор мепивакаина гидрохлорида (Scandonest SVC).

II. Растворы анестетиков с вазоконстриктором:

 на основе лидокаина;

 на основе 4% артикаина (септанест, ультракаин, убистезин).

В детской стоматологической практике из всех видов проводниковой анестезии

чаще всего пользуются мандибулярной, небной и резцовой анестезией.

Техника проведения мандибулярной, небной и резцовой анестезии.

Небная анестезия: вкол иглы производят на середине расстояния от шейки

последнего зуба до нѐбного шва, отступая на 0,5 мм от линии, А или в угол между небным

и альвеолярным отростками верхней челюсти (рис.3).

Зона обезболивания: слизистая оболочка и надкостница до середины клыка

(вводится 0,5 мл раствора анестетика).

Резцовая анестезия: вкол иглы производят за резцовым сосочком (рис.4).

Зона обезболивания: слизистая оболочка и надкостница от середины клыка справа

до середины клыка слева (вводится 0,1 — 0,2 мл раствора анестетика).

Мандибулярная анестезия может проводиться тремя способами:

а) вкол иглы проводится в латеральный скат крылочелюстной складки на уровне

жевательной поверхности нижних последних моляров;

б) если нет зубов — вкол иглы проводится в латеральный скат между средней и

нижней третью крылочелюстной складки;

в) пальпируется указательным пальцем ретромолярная ямка, вкол иглы

проводится на середине ногтя в латеральный скат крылочелюстной складки11

Во всех трех случаях кончик иглы проводится до кости. Шприц находится на зубах

с противоположной стороны (рис.5).

Особенности техники проведения:

— у детей до 5 лет точка укола находится чуть ниже жевательной поверхности

зубов нижней челюсти, а у детей старше 5 лет эта точка располагается несколько выше

уровня жевательной поверхности зубов нижней челюсти;

— при проведении мандибулярной анестезии у детей и подростков больше

вероятность повреждения сосудов, чем у взрослых;

— можно использовать более короткие иглы, чем у взрослых.

Прямой метод мандибулярной анестезии (рис.6−7).

Врач вводит большой палец левой руки в полость рта и опирается на нижние

моляры, а указательным пальцем фиксирует нижнюю челюсть снаружи. Этим способом

челюсть хорошо фиксируется, что служит страховкой при возможном движении ребенка.

При мандибулярной анестезии вводят не более 4 мл анестетика (в среднем 2−3 мл).

Зона обезболивания: слизистая оболочка и надкостница альвеолярного отростка с

язычной стороны на половине челюсти; передние 2/3 половины языка; половина нижней

губы; все зубы на соответствующей половине нижней челюсти: слизистая и надкостница с

вестибюлярной стороны альвеолярного отростка кроме зоны у моляров, что требует

дополнительного проведения инфильтрационной анестезии, так как эта область

иннервируется щечным нервом.

При проведении проводниковой и инфильтрационной анестезии могут возникнуть

осложнения общего и местного характера.

Общие осложнения:

1. Токсический шок. Это состояние может быть вызвано передозировкой местных

анестетиков в связи с применением их в неоправданно повышенных концентрациях и

большой общей дозировке, а также при попадании раствора анестетика в ток крови. В

результате этого за короткий промежуток времени в крови возникает высокая

концентрация анестетика, которая способна вызвать явления отравления. Для

предупреждения внутрисосудистого введения анестетика необходимо проводить

аспирационную пробу (потянуть поршень шприца и убедиться в отсутствии крови в

шприце).

2. Обморок — кратковременная потеря сознания, обусловленная острой гипоксией

головного мозга вследствие спазма сосудов. Обморок может наступить от страха, 12

испуга, сильных негативных эмоций, боли, длительного ожидания перед

вмешательством.

Клиническая картина. Побледнение лица, слабость, тошнота, звон в ушах, потемнение

в глазах, головокружение, холодный липкий пот, падение температуры тела, быстрая

потеря сознания. Зрачки расширены, дыхание поверхностное, пульс редкий, слабого

наполнения. Возможны судороги.

Неотложная помощь:

1. придать пациенту горизонтальное положение, обеспечить приток свежего воздуха,

ослабить тугой воротничок, пояс;

2. стимулировать дыхательный и сосудистый центры вдыханием паров нашатырного

спирта;

3. при затяжном течении ввести в/в или в/м (не п/к) 1 мл 10% раствора кофеин-бензоата

натрия.

При отсутствии эффекта в/м вводят 1 мл 5% раствора эфедрина или 1 мл 1%

раствора мезатона, а в случае брадикардии — 0,5 мл 0,1% раствора атропина сульфата п/к.

3. Коллапс — одна из форм острой сосудистой недостаточности, характеризующаяся

падением периферического сосудистого тонуса, а также острым уменьшением объема

циркулирующей крови при сохраненном сознании.

Клиническая картина. Сознание сохранено, может быть затемненным, спутанным.

Отмечаются — бледность, цианоз, общая слабость, ощущение холода, озноб, чувство

жажды. Язык сухой, зрачки расширены, мышцы расслаблены, дыхание поверхностное,

пульс частый, нитевидный, снижено артериальное давление, холодный липкий пот.

Ребенок вялый, адинамичный, апатичный.

Неотложная помощь:

1) придать больному горизонтальное положение, дать доступ свежего воздуха, кислород,

вызвать бригаду медицинской помощи;

2) ввести преднизолон 1−2 мг/кг массы тела в/в;

3) подкожно следует ввести раствор кордиамина или мезатона. При отсутствии эффекта —

0,5 мл адреналина. Оперативное вмешательство следует прекратить, а больного

госпитализировать.

Предупреждение обморока и коллапса заключается в следующем:

1) психологическая подготовка;

2) премедикация;

3) безболезненность проводимых манипуляций.13

4) Анафилактический шок — аллергическая гиперреакция организма на введение

вещества, которая характеризуется резким ухудшением деятельности сердечно-

сосудистой системы с развитием острой сердечно-сосудистой недостаточности и

потерей сознания.

Клиническая картина. Беспокойство, боль за грудиной и в животе, ощущение зуда

лица, тела, гипертермия, сыпь, отечность век, слизистых оболочек носа, полости рта,

гортани (асфиксия), отек Квинке, обильная саливация, тошнота, рвота, бледность, частый

и малый пульс, глухость сердечных тонов, прогрессирующее снижение артериального

давления, затрудненное дыхание, судороги вплоть до остановки дыхания и сердца.

Неотложная помощь:

1) прекратить введение препарата, вызвавшего анафилактический шок, вызвать «на себя»

бригаду скорой медицинской помощи;

2) уложить пациента, приподнять нижние конечности; если пациент без сознания —

повернуть голову на бок, выдвинуть нижнюю челюсть, фиксировать язык для

предупреждения асфиксии. Наладить ингаляцию кислорода

3) ввести внутривенно 0,2−0,5 мл 0,1% раствора адреналина (0,05 мл/год жизни) в 5 мл

изотонического раствора хлорида натрия или глюкозы;

4) ввести преднизолон из расчета 3−5 мг на 1 кг массы тела внутривенно.

5) ввести 2% раствор димедрола 0,5 мг на 1 кг массы тела или 2% раствора супрастина

внутривенно (0,1 мл/год жизни ребенка).

6) Для снятия бронхоспазма вводится 2,4% раствор эуфиллина внутривенно в возрастных

дозировках (не более 1,0 мл).

7) Наладить внутривенное введение растворов для повышения объема циркулирующей

крови и стабилизации А/Д.

Симптомы клинической смерти: бледность, цианоз кожных покровов и слизистых

оболочек, отсутствие сознания, дыхательных движений и пульса на сонной артерии,

широкий зрачок.

 Основные этапы реанимации в амбулаторных условиях (при остановке дыхания и

сердца):

 Уложить больного лицом вверх;

 Удалить рвотные массы и другие инородные тела (протезы) из полости рта;

 Откинуть голову назад в крайнее разгибательное положение для обеспечения

свободной проходимости верхних дыхательных путей;

 Вывести язык и выдвинуть вперед нижнюю челюсть;

 Дыхание «рот в рот» или «рот в нос»;14

 Закрытый массаж сердца: на каждый вдох должно производиться 4−5 массажных

движений на грудную клетку, если реанимацию оказывают два человека, или 2:15,

если помощь оказывает один врач.

! Особенности наружного массажа сердца у детей: у новорожденных детей и

детей до года производится пальцевой массаж; от 1 года до 7 лет — ладонью одной руки; у

детей старшего возраста — двумя ладонями, наложенными друг на друга.

Местные осложнения местной анестезии:

Боль и жжение при инъекции. Зависит от физико-химических свойств местно-

анестезирующего раствора и скорости его введения. Данные ощущения всегда

кратковременны и могут быть предотвращены. Медленное введение местного анестетика

Дед стом 9,10 — Стр 2

повышает как безопасность, так и комфортабельность инъекции. Введение содержимого

полной карпулы должно осуществляться в течение одной минуты.

Парестезия (остаточная анестезия).

Клинические проявления: небольшое изменение и снижение чувствительности,

которое почти никогда не сопровождается поражением нерва на всем его протяжении.

Причины:

 чаще связаны с самим вмешательством

 использование растворов анестетиков в более высоких концентрациях (4% раствор

прилокаина и артикаина).

Помощь: не требуется, проходит спонтанно в течение нескольких недель или

месяцев.

Послеинъекционная травматическая контрактура.

Клинические проявления: ограничения открывания рта различной степени.

Причины:

 повреждение медиальной крыловидной мышцы при неправильном выполнении

мандибулярной анестезии;

 применение затупленной иглы или иглы большого диаметра 0,6 — 0,8 мм;

 неоднократное прокалывание мышцы (3−5 раз и более) в случае, когда врач не может

достичь цели при выполнении мандибулярной анестезии.

Лечение:

1. Физиотерапевтические процедуры (УВЧ, ультразвук).

2. Спустя 4−5 дней механотерапия.

Поломка инъекционной иглы. Возникает в месте соединения канюли с иглой и

наблюдается, как правило, при проведении анестезии у нижнечелюстного отверстия. При 15

использовании современных одноразовых игл встречается крайне редко. Иглы меньшего

диаметра ломаются чаще, чем иглы большего.

Причины:

 резкое перемещение шприца из одного положения в другое (с уровня моляров

противоположной стороны на уровень резцов);

 внезапное движение головы ребенка в момент введения иглы в ткани;

 короткая игла;

 введение иглы на всю длину до канюли.

Помощь:

1. Извлечь иглу, захватив пинцетом выступающий конец.

2. Если же отломок иглы полностью погрузился в ткани и недоступен для извлечения,

пациента необходимо госпитализировать, где решать вопрос о необходимости и

объеме оперативного вмешательства (удаления инородного тела).

Случайное инъекционное введение агрессивных жидкостей (нашатырный спирт,

перекись водорода и т. д.).

Клиническая картина: во время анестезии у пациента возникает сильная боль и

чувство жжения в области инъекции.

Причины:

 несоблюдение правил хранения лекарственных средств;

 невыполнение элементарных правил выполнения инъекций.

Помощь:

1. Прекращение инъекции.

2. Установление характера примененного раствора.

3. В область инъекции срочно ввести 0,5% раствор новокаина либо 0,9% раствор NaCL в

объеме, в 5 раз превышающем объем введенной агрессивной жидкости.

4. Сделать разрез в проекции инфильтрата, промыть рану раствором фурациллина 1:5000

или физиологическим раствором и дренировать рану.

5. Ввести при необходимости анальгин в 50% растворе внутримышечно, димедрол или

супрастин в 1% растворе внутримышечно.

6. Наблюдение у хирурга-стоматолога или госпитализация.

Занос инфекции: для предупреждения необходимо неукоснительно действовать в

соответствии с правилами асептики и антисептики (не дотрагиваться иглой до зубов и

спинки языка).

Образование гематомы: для профилактики продвигать иглу по ходу введения

анестетика; до момента введения раствора анестетика провести аспирационную пробу. 16

Задания для самостоятельной работы студента

Для самостоятельного освоения темы занятия рекомендуется внимательно изучить

методические рекомендации для выяснения основных моментов, на которые следует

обратить внимание, выяснить вопросы, на которые следует уметь ответить после изучения

темы и затем приступить непосредственно к изучению материала, представленного в

списке основной литературы. В процессе подготовки для лучшего усвоения материала

необходимо в учебной тетради:

Составить таблицу, заполняя следующие графы:

Виды местной

анестезии

Показания к применению Анестетик, дозировка

На практическом занятии студент самостоятельно в хирургическом кабинете принимает

не менее 1 больного: собирает анамнез и жалобы, проводит внешний осмотр и осмотр

полости рта, выбирает анестетик и дозировку, проводит анестезию под контролем

преподавателя.

Проведенную работу студент под контролем преподавателя заносит в виде

дневника в амбулаторную карточку курируемого ребенка, операционный журнал и др., а

также в свою рабочую тетрадь (дневник) по общепринятой схеме (жалобы, анамнез,

статус локалис, диагноз и лечение).

Все вышеизложенное позволяет выполнить целевые

задачи занятия (овладеть необходимыми практическими навыками).

Самоконтроль усвоения темы. После изучения темы для контроля качества усвоения и

выявления неясных моментов предлагается ответить на следующие вопросы тестового

контроля.

п/п

Вопрос

варианты

ответов

1. Для местной аппликационной анестезии используют следующие

препараты:

а) 2% новокаин;

б) 10% дикаин;

в) 1% тримекаин;

г) 5−10% анестезиновая мазь.

а

б

в

г

2. Для проводниковой анестезии в челюстно-лицевой области

используют:

а) 2%-ый раствор дикаина;

а

б

в17

б) 0,25% раствор новокаина;

в) 0,5% раствор тримекаина;

г) 2% раствор лидокаина.

г

3. В детской хирургической стоматологической практике наиболее

часто пользуются следующими видами проводниковой анестезии:

а) торусальной;

б) туберальной;

в) мандибулярной;

г) подглазничной.

а

б

в

г

4. Местными осложнениями местной анестезии являются:

а) гематома;

б) луночковое кровотечение;

в) альвеолит;

г) обморок.

а

б

в

г

5. Общими осложнениями местной анестезии являются:

а) парез лицевого нерва;

б) почечная недостаточность;

в) анафилактический шок;

г) контрактура нижней челюсти.

а

б

в

г

6. Показанием к применению инфильтрационной анестезии у детей

является удаление следующих зубов:

а) 75 и 85;

б) 55 и 65;

в) 16 и 26;

г) 36 и 46;

д) 73 и 83.

а

б

в

г

д

Литература

Основная

1. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. — М.: Медицина, 1991. — C. 71−77, 83-

87.

2. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста. — М.: Медицина, 1987. — C. 96−113,

120−127.

3. Лекционный материал.

Дополнительная

1. Безруков В.М. Руководство по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой

хирургии / В.М. Безруков, Т.Г. Робустова. М.: Медицина, 2000. Т. 1.18

2. Бернадский Ю.И. Основы челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии.

Витебск, 1998.

3. Робустова Т.Г. Хирургическая стоматология. — М.: Медицина, 1990.

4. Терехова Т.Н., Кушнер А.Н., Кармалькова Е.А., Чешко Н.Н. Анестезия в детской

амбулаторной практике: Учеб.- метод. пособие.- Мн.: БГМУ, 2003.- 36 с.

5. Тимофеев А.А. Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической

стоматологии / А.А. Тимофеев. Киев, 1997. Т. 1, 2

6.