Изучает психику.
1 этап развития
– часть философии, проблема души (идеализм, материализм).
Материализм – все характеристики материального воплощения (стремление получить опытные знания).
Идеализм – представления (размышление, вера).
Проблема соотношения души и тела. Врожденное и приобретенное. Метод познания души (интроспекция – наблюдение за собой).
2 этап развития
— 5-13 в н.э. изменение представлений о предмете психологии. Религия доминирует. Развивается медицина (связь психики и тела).
Томизм – Фома Аквинский – разум является адекватным способом познания души; философия реализма.
Психология в рамках философии. Отходит от понятия души: религия теряет свои позиции, медицинские знания развиваются, географические открытия отвергают догматы веры. Рушится понимание души и тела. Появляется термин «психология».
4 этап развития:
17 – 19в. Интроспективная психология и ассоцианиская психология. Основным методом является – интроспекция. Понятия «бессознательное». Развивается клиническая медицина. Середина 19 в. – психология полностью уходит от философии.
Психология как самостоятельная наука.
Благодаря медицине происходит понимание нервной системы, функционального состояния органов чувств. Физиологи вводят понятие рефлекса. Развитие сенсорных систем – развивает психологию ощущений. Скорость протекания психических процессов. Попытка измерить психические процессы. Впервые появляются эксперименты.
Конец 19в. – 1879г. психологическая лаборатория В.Вундт; любое психическое явление будут сопоставлять с явление физиологическим и стремится анализировать эту связь между психическим и физическим. Появление теории Ч. Дарвина «об эволюции», позволяет рассматривать психику как адаптационный механизм. Идея психики как адаптации, представлена в «эволюционной психологии».
Ф. Гальтон – вопросы врожденного и приобретенного; анализ генеалогического дерева.
В конце 19 в – возникают отдельные ветви психологии:
— физиологически ориентированная психология (все психические явления имеют физиологическую основу);
Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки
... внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека. На втором этапе развития психологии как науки сначала ... науки на разных этапах ее развития определялся по-разному. До 18 века в традиционных представлениях ее предметом считалась душа человека. В английской эмпирической ассоцианистской психологии (Дж.Ст.Милль, Д.Гартли, Г. ...
— психология истории культур – основания для этнопсихологии (социальная психология);
— индивидуальная психология – стремится изучить отдельного человека во всем его многообразии его характеристик.
22.09.2012
Проблемы психологии 20 века
Проблема предмета психологии: бихевиоризм и психоанализ.
Бихевиоризм – бихевио (Поведение), зарождается в Америке и в Европе (германия и Англия), и предметом является поведение человека, основа современной Американской психологии. Далее позитивизм – в основе объективный метод изучения психики, поиск адаптивный методов изучения психики, стремление изучать психику объективно; количественная оценка психологических характеристик. (Любой стимул вызывает реакцию) (опыты на животных – крысы, голуби).
Опыт – накопление реакций на стимул.
Необихевиоризм — Э. Толмен – формулы стимул реакция, должно быть преобразована в S –V – R (V – промежуточная переменная).
Теория научения бихевиоризма – научение правильным реакциям на стимулы. (подкрепление + и наказание -).
(простота, не учитывает особенности ребенка).
Опирантное научение – Скинер Б., происходит самостоятельно, скорость освоения индивидуально, результаты закрепляются надолго (т.к. получены объектом самостоятельно) — для творческих заданий, нет требований к освоению.
Бихевиоризм создает основу для психологии, которое связано с управлением людьми, множество различных методик для анализа поведения.
Психоанализ – основатель З.Фрейд. Основные идеи: психика делится на сознательное (я и сверх я) и бессознательное (оно).
Оно – желание в текущий момент. Я – мирит оно со сверх я, принимает решение. Оно – принцип удовольствия. Сверх я – должен. Я – принцип реальности. Инстинкты – от смерти и секса.
Комплексы: Эдипов, Электро – влечение к родителю противоположного пола и ревность своего пола, преодолевается через идентификацию с родителями своего пола (1-3г.);
Роль сознательного и бессознательного актуальная проблема.
Бихевиоризм – социальная школа, поведение (внешнее).
Психоанализ – все от инстинктов (биология), сознание и бессознательное (внутреннее).
Гуманистические психология (Роджерс, Маслоу) — человека центр мира, все зависит от человека, он является сознательным деятелем, сам управляет судьбой, стремится к самореализации. Вводит понятия самоактуализация. Ориентируется на человека, его высшее качества и характеристики.
Психологические направления в отечественной психологии
Школа установки (Узнадзе Н.) – у человека формируется доминанта (психическая), которая его заставляет действовать и поступать определенным образом. Доминанта одержит в себе неосознаваемый и осознаваемый компонент.
Культурно историческая теория Выготского – культура и исторический период определяет развития человека. (проблемы психологии развития, влияние социума на личность, влияние культуры (этнопсихология).
Психологические проблемы девиантного поведения подростков
... А. Бандуры, А. Басса, М. Лазаруса проблема агрессивности, тревожности и отклонений в поведении. А. Маслоу разработал концепцию психологически здорового человека. В теории человеческих мотивов он различает врожденные базовые ...
Теория деятельности – (Леонтьев) – деятельность является основой проявления психики. Поведение – характеристика и животного и человека, деятельность – характеристика человека. Деятельность рассматривается как развивающая среда человека, поведение может не развивать. Деятельность предполагает субъектность (я – источник активности), поведение – объектность. Деятельность полимотивирована (структура мотивов)(игра, учение, труд).
Проблема субъекта; проблема активности самого субъекта (насколько я являюсь субъектом собственной активности); мотивы и их иерархия (что определяет мою деятельность); проблема биологических основ личности и индивидуальности (Павлов; теория свойств нервной системы – Теплов, Небылицын) (насколько наши психофизиологические характеристики определяют наш психологический облик); проблема личности и индивидуальности (включает индивидуальности от биологических до социальных, личность – психологические и социальные — теория индивидуальности); проблема психодиагностики (основной вопрос, решения нет – объективность психодиагностических методов);
Школа Санкт Петербурга – Ананьев Б.Г. –
Гуманистические идеи – Леонтьев Д.
Психолингвистика – Леонтьев А.А.
Пермская школа – Мерлин – школа интегральной индивидуальности
Школа Теплова и Небылицина – школа дифференциальной психофизиологии (Теория Руссалова – теория специальной индивидуальности)
29.09.2012
Психофизическая проблема
— соотношение между мозгом и психикой (телом и психикой).
Психосоматические заболевания – язвы, астматические проявления, анарекция, булимия.
Варианты решений:
— психофизическое взаимодействие – впервые изложено Декартом «в мозге есть шишковидная железа через которое душа воздействует на инстинкты и наоборот»
Аргументы: нарушение функций мозга отражается на психике (инсульт отражается на психических функциях);
— психофизический параллелизм – Вундт, мозговые и психические процессы происходят самостоятельно, он считал что д.б. отдельные психология изучающая протекание этих процессов.
Аргументы:
Решение психофизической проблемы было предложено из идеи «теории взаимодействия». В процессе исследований было обнаружено что одни и те же участки мозга могут отвечать за различные психические процессы, но при этом 1 психический процесс может быть связан с несколькими участками мозга. Мышление связано с речевыми центрами, человек мыслит речь, участвуют лобные доли, и двигательные центры.
Существует единый материальный процесс в человеке, одно сторона – физиологическая, другая – психическая.
Психика и мозг
Теория и блоках мозга (Лурия) – согласно теории 3 блока:
1 блок – активация и тонус – приходит вся информация, активация мозга, мотивационные и эмоциональные процессы,
2 блок – информационный – вся информация из органов чувств,
3 блок – регулятивный блок – программирования, контроль психической деятельности; память; высшие мыслительные функции.
Горизонтальная схема: левое полушария – мыслительные процессы (абстрактные), понимание слов, не понимает юмор; правое полушария – образное мышление, эмоциональное восприятие, пространственное мышление.
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной ... трансляции общественных обычаев из поколения в поколение, помогает людям реализовывать свою идентификацию с принятой в социуме ... что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ...
Личность и ее понимание в психологии.
Личность – профиль психических черт(1 треть 20в.); структура, объединяющая в себе сознательные и бессознательные характеристики; в отечественной психологии понятия «отношения»; набор реакций (бихевиоризм).
2 треть 20в. – дальнейшее развития личности – набор характеристик; в отечественной отдельное развитие личности в теории деятельности; в конце 60г. – исследования структуры личности (темперамент, способности), за рубежом – проявления гуманистической психологии (высшие характеристики).
3 треть 20в. – в отечественной – развитие новых концепций личности, которые уходят от понятия «отношения», переходят к личностному смыслу; за рубежом – когнитивный подход к личности.
Биологическая и социальная личность
— решение вопроса о биологическом и социальном: у человека есть биологические предпосылки, уникальные для него, которые могут развиться и проявится только в социуме.
— социальные характеристики основаны на тех биологических особенностях, которые имеются у человека.
В отечественной психологии было предложено 3 термина: индивид, личность и индивидуальность. Соотношение понятий: индивид – человек как представитель своего вида с набором биологических качеств; индивидуальность – присуще всем, но индивидуально представлено у каждого, включает свойства от биологических до социальных.
Субъект деятельности – (Ананьев) – характеристика человека как субъекта познания, общения, труда; как активного деятеля; как регулятора активности; характеризуется особенностью психических процессов.
Личность – система устойчивых свойств, эти свойства являются устойчивыми; система социально значимых свойств; эти черты характеризует индивида как члена социально общества; эти свойства можно оценить. В зарубежной психологии понимание другое: в теории черт – личность понимается как набор характеристик определяющих готовность и предрасположенность человека к определенному поведению (тревожный, активный, робкий).
Отличительный признак в отечественной психологии: свойства личности социально типичны и индивидуально своеобразны. Свойства личности выражают обобщенное отношение к сторонам действительности.
Понятие отношений:
Введено Мясищевым В.Н. Отношение интегрирует свойства личности, обеспечивает целостность и последовательность поведения. Выражает связь с различными сторонами действительности. Обобщенный способ взаимодействия. Оценка сторон действительности. Мерлин выделял несколько видов: отношение к другим людям, к себе, к деятельности, к окружающей среде.
Структура отношений: 1 – эмоциональный компонент: переживания, эмоции; 2 – когнитивный – восприятие, оценка, мышление. 3 – поведенческий – выбор стратегии действия.
Структура личности:
Это отношения. Соотношение биологических и социальных компонентов: биологическая часть – темперамент, социальная – характер. Самосознание – осознание себя как личности в совокупности всех черт.
Исходя из структуры отношений: эмоциональное (отношение), когнитивное (осознание), поведенческие (действия) характеристики.
Личность в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
... Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных ... о личности в зарубежной и отечественной психологии. .Изучение современных психологических представлений о личности. .Выделение содержания понятия личность. .Провести сравнительный анализ теорий личности. Методы ...
Теория деятельности: личность как система мотивов (Леонтьев) – личность представляет иерархию мотивов.
6.10.2012
Отношения проявляются в деятельности. Категория отношения – для описания свойств личности. Базовая вещь – когнитивная, эмоциальная.
Категория переживания и состояния: переживание – первый этап состояния. Переживание – отражение своего собственного отношения (состояния)
- «Что такое психология» — Готфруа
- Гипенрейтор Ю.Б «общая психология»
- «Основы теоретической психологии» — Петровский, Ярошевский
- Корнилова Т.В. Смирнов С.Д. «методологические основы психологии»
- Ломов «методологические и теоретические проблемы психологии»
- Нуркова, Березанская «психология»
- Болотова А.К. «прикладная психология» 2006 г.
Экзамен: эссе