Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии. Предмет психология

Изучает психику.

1 этап развития

– часть философии, проблема души (идеализм, материализм).

Материализм – все характеристики материального воплощения (стремление получить опытные знания).

Идеализм – представления (размышление, вера).

Проблема соотношения души и тела. Врожденное и приобретенное. Метод познания души (интроспекция – наблюдение за собой).

2 этап развития

— 5-13 в н.э. изменение представлений о предмете психологии. Религия доминирует. Развивается медицина (связь психики и тела).

Томизм – Фома Аквинский – разум является адекватным способом познания души; философия реализма.

3 этап развития:

Психология в рамках философии. Отходит от понятия души: религия теряет свои позиции, медицинские знания развиваются, географические открытия отвергают догматы веры. Рушится понимание души и тела. Появляется термин «психология».

4 этап развития:

17 – 19в. Интроспективная психология и ассоцианиская психология. Основным методом является – интроспекция. Понятия «бессознательное». Развивается клиническая медицина. Середина 19 в. – психология полностью уходит от философии.

Психология как самостоятельная наука.

Благодаря медицине происходит понимание нервной системы, функционального состояния органов чувств. Физиологи вводят понятие рефлекса. Развитие сенсорных систем – развивает психологию ощущений. Скорость протекания психических процессов. Попытка измерить психические процессы. Впервые появляются эксперименты.

Конец 19в. – 1879г. психологическая лаборатория В.Вундт; любое психическое явление будут сопоставлять с явление физиологическим и стремится анализировать эту связь между психическим и физическим. Появление теории Ч. Дарвина «об эволюции», позволяет рассматривать психику как адаптационный механизм. Идея психики как адаптации, представлена в «эволюционной психологии».

Ф. Гальтон – вопросы врожденного и приобретенного; анализ генеалогического дерева.

В конце 19 в – возникают отдельные ветви психологии:

— физиологически ориентированная психология (все психические явления имеют физиологическую основу);

5 стр., 2054 слов

Этапы развития психологии 3

... мнению душа бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. II этап (середина XVII в.- середина XIX в.)-психология ... Этапы развития психологии Основные направления и методы психологии Главные представители Основные идеи представителей различных направлений I этап (IV в. до н.э.-середина XVII в. н ...

— психология истории культур – основания для этнопсихологии (социальная психология);

— индивидуальная психология – стремится изучить отдельного человека во всем его многообразии его характеристик.

22.09.2012

Проблемы психологии 20 века

Проблема предмета психологии: бихевиоризм и психоанализ.

Бихевиоризм – бихевио (Поведение), зарождается в Америке и в Европе (германия и Англия), и предметом является поведение человека, основа современной Американской психологии. Далее позитивизм в основе объективный метод изучения психики, поиск адаптивный методов изучения психики, стремление изучать психику объективно; количественная оценка психологических характеристик. (Любой стимул вызывает реакцию) (опыты на животных – крысы, голуби).

Опыт – накопление реакций на стимул.

Необихевиоризм — Э. Толмен – формулы стимул реакция, должно быть преобразована в S –V – R (V – промежуточная переменная).

Теория научения бихевиоризма – научение правильным реакциям на стимулы. (подкрепление + и наказание -).

(простота, не учитывает особенности ребенка).

Опирантное научение – Скинер Б., происходит самостоятельно, скорость освоения индивидуально, результаты закрепляются надолго (т.к. получены объектом самостоятельно) — для творческих заданий, нет требований к освоению.

Бихевиоризм создает основу для психологии, которое связано с управлением людьми, множество различных методик для анализа поведения.

Психоанализ – основатель З.Фрейд. Основные идеи: психика делится на сознательное (я и сверх я) и бессознательное (оно).

Оно – желание в текущий момент. Я – мирит оно со сверх я, принимает решение. Оно – принцип удовольствия. Сверх я – должен. Я – принцип реальности. Инстинкты – от смерти и секса.

Комплексы: Эдипов, Электро – влечение к родителю противоположного пола и ревность своего пола, преодолевается через идентификацию с родителями своего пола (1-3г.);

Роль сознательного и бессознательного актуальная проблема.

Бихевиоризмсоциальная школа, поведение (внешнее).

4 стр., 1564 слов

Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности.

План. 1. Понятие о личности. 2. Структура личности. 3. Формирование личности.   1.В психологии понятие личность является основополагающим. Говоря о личности рассматриваются такие понятия как личность, индивид, индивидуальность и человек. Человек – самое широкое понятие, все остальные включаются в него. Человек- это результат биологической и исторической эволюции. Понятие индивид относится и к ...

Психоанализ – все от инстинктов (биология), сознание и бессознательное (внутреннее).

Гуманистические психология (Роджерс, Маслоу) — человека центр мира, все зависит от человека, он является сознательным деятелем, сам управляет судьбой, стремится к самореализации. Вводит понятия самоактуализация. Ориентируется на человека, его высшее качества и характеристики.

Психологические направления в отечественной психологии

Школа установки (Узнадзе Н.) – у человека формируется доминанта (психическая), которая его заставляет действовать и поступать определенным образом. Доминанта одержит в себе неосознаваемый и осознаваемый компонент.

Культурно историческая теория Выготского – культура и исторический период определяет развития человека. (проблемы психологии развития, влияние социума на личность, влияние культуры (этнопсихология).

Теория деятельности (Леонтьев) – деятельность является основой проявления психики. Поведение – характеристика и животного и человека, деятельность – характеристика человека. Деятельность рассматривается как развивающая среда человека, поведение может не развивать. Деятельность предполагает субъектность (я – источник активности), поведение – объектность. Деятельность полимотивирована (структура мотивов)(игра, учение, труд).

Проблема субъекта; проблема активности самого субъекта (насколько я являюсь субъектом собственной активности); мотивы и их иерархия (что определяет мою деятельность); проблема биологических основ личности и индивидуальности (Павлов; теория свойств нервной системы – Теплов, Небылицын) (насколько наши психофизиологические характеристики определяют наш психологический облик); проблема личности и индивидуальности (включает индивидуальности от биологических до социальных, личность – психологические и социальные — теория индивидуальности); проблема психодиагностики (основной вопрос, решения нет – объективность психодиагностических методов);

Школа Санкт Петербурга – Ананьев Б.Г. –

Гуманистические идеи – Леонтьев Д.

Психолингвистика – Леонтьев А.А.

Пермская школа – Мерлин – школа интегральной индивидуальности

Школа Теплова и Небылицина – школа дифференциальной психофизиологии (Теория Руссалова – теория специальной индивидуальности)

13 стр., 6171 слов

1.Теория деятельности в трудах а.Н. Леонтьева

... системы психологии как «науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессе деятельности». Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека имеет ...

29.09.2012

Психофизическая проблема

— соотношение между мозгом и психикой (телом и психикой).

Психосоматические заболевания – язвы, астматические проявления, анарекция, булимия.

Варианты решений:

— психофизическое взаимодействие – впервые изложено Декартом «в мозге есть шишковидная железа через которое душа воздействует на инстинкты и наоборот»

Аргументы: нарушение функций мозга отражается на психике (инсульт отражается на психических функциях);

— психофизический параллелизм – Вундт, мозговые и психические процессы происходят самостоятельно, он считал что д.б. отдельные психология изучающая протекание этих процессов.

Аргументы:

Решение психофизической проблемы было предложено из идеи «теории взаимодействия». В процессе исследований было обнаружено что одни и те же участки мозга могут отвечать за различные психические процессы, но при этом 1 психический процесс может быть связан с несколькими участками мозга. Мышление связано с речевыми центрами, человек мыслит речь, участвуют лобные доли, и двигательные центры.

Существует единый материальный процесс в человеке, одно сторона – физиологическая, другая – психическая.

Психика и мозг

Теория и блоках мозга (Лурия) – согласно теории 3 блока:

1 блок – активация и тонус – приходит вся информация, активация мозга, мотивационные и эмоциональные процессы,

2 блок – информационный – вся информация из органов чувств,

3 блок – регулятивный блок – программирования, контроль психической деятельности; память; высшие мыслительные функции.

Горизонтальная схема: левое полушария – мыслительные процессы (абстрактные), понимание слов, не понимает юмор; правое полушария – образное мышление, эмоциональное восприятие, пространственное мышление.

Личность и ее понимание в психологии.

Личность – профиль психических черт(1 треть 20в.); структура, объединяющая в себе сознательные и бессознательные характеристики; в отечественной психологии понятия «отношения»; набор реакций (бихевиоризм).

2 треть 20в. – дальнейшее развития личности – набор характеристик; в отечественной отдельное развитие личности в теории деятельности; в конце 60г. – исследования структуры личности (темперамент, способности), за рубежом – проявления гуманистической психологии (высшие характеристики).

4 стр., 1589 слов

Психология родительства (детско-родительские отношения)

... отношение к ребёнку, отношение к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребёнка. Поведенческий компонент – умение, навыки, деятельность ... Он определяется и индивидуально-личностными свойствами родителя. Каждая конкретная личность осуществляет интериоризацию модели семьи ... проблемы материнства достаточно разработаны в современной психологии, отцовство практически не изучено. Не ...

3 треть 20в. – в отечественной – развитие новых концепций личности, которые уходят от понятия «отношения», переходят к личностному смыслу; за рубежом – когнитивный подход к личности.

Биологическая и социальная личность

— решение вопроса о биологическом и социальном: у человека есть биологические предпосылки, уникальные для него, которые могут развиться и проявится только в социуме.

— социальные характеристики основаны на тех биологических особенностях, которые имеются у человека.

В отечественной психологии было предложено 3 термина: индивид, личность и индивидуальность. Соотношение понятий: индивид – человек как представитель своего вида с набором биологических качеств; индивидуальность – присуще всем, но индивидуально представлено у каждого, включает свойства от биологических до социальных.

Субъект деятельности – (Ананьев) – характеристика человека как субъекта познания, общения, труда; как активного деятеля; как регулятора активности; характеризуется особенностью психических процессов.

Личность – система устойчивых свойств, эти свойства являются устойчивыми; система социально значимых свойств; эти черты характеризует индивида как члена социально общества; эти свойства можно оценить. В зарубежной психологии понимание другое: в теории черт – личность понимается как набор характеристик определяющих готовность и предрасположенность человека к определенному поведению (тревожный, активный, робкий).

Отличительный признак в отечественной психологии: свойства личности социально типичны и индивидуально своеобразны. Свойства личности выражают обобщенное отношение к сторонам действительности.

Понятие отношений:

Введено Мясищевым В.Н. Отношение интегрирует свойства личности, обеспечивает целостность и последовательность поведения. Выражает связь с различными сторонами действительности. Обобщенный способ взаимодействия. Оценка сторон действительности. Мерлин выделял несколько видов: отношение к другим людям, к себе, к деятельности, к окружающей среде.

8 стр., 3813 слов

Психология рекламной деятельности 2

... психологии развития личности. Проблема психологической экспертизы рекламы и оценка ее эффективности. «Адвертологический» подход в психологии рекламы. Рекламная деятельность ... , поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, ... а) сохраняющие здоровье б) потребительские свойств товаров в) сохраняющие здоровье 22. Информирование ...

Структура отношений: 1 – эмоциональный компонент: переживания, эмоции; 2 – когнитивный – восприятие, оценка, мышление. 3 – поведенческий – выбор стратегии действия.

Структура личности:

Это отношения. Соотношение биологических и социальных компонентов: биологическая часть – темперамент, социальная – характер. Самосознание – осознание себя как личности в совокупности всех черт.

Исходя из структуры отношений: эмоциональное (отношение), когнитивное (осознание), поведенческие (действия) характеристики.

Теория деятельности: личность как система мотивов (Леонтьев) – личность представляет иерархию мотивов.

6.10.2012

Отношения проявляются в деятельности. Категория отношения – для описания свойств личности. Базовая вещь – когнитивная, эмоциальная.

Категория переживания и состояния: переживание – первый этап состояния. Переживание – отражение своего собственного отношения (состояния)

  • «Что такое психология» — Готфруа
  • Гипенрейтор Ю.Б «общая психология»
  • «Основы теоретической психологии» — Петровский, Ярошевский
  • Корнилова Т.В. Смирнов С.Д. «методологические основы психологии»
  • Ломов «методологические и теоретические проблемы психологии»
  • Нуркова, Березанская «психология»
  • Болотова А.К. «прикладная психология» 2006 г.

Экзамен: эссе