Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии. Предмет психология

Изучает психику.

1 этап развития

– часть философии, проблема души (идеализм, материализм).

Материализм – все характеристики материального воплощения (стремление получить опытные знания).

Идеализм – представления (размышление, вера).

Проблема соотношения души и тела. Врожденное и приобретенное. Метод познания души (интроспекция – наблюдение за собой).

2 этап развития

— 5-13 в н.э. изменение представлений о предмете психологии. Религия доминирует. Развивается медицина (связь психики и тела).

Томизм – Фома Аквинский – разум является адекватным способом познания души; философия реализма.

3 этап развития:

Психология в рамках философии. Отходит от понятия души: религия теряет свои позиции, медицинские знания развиваются, географические открытия отвергают догматы веры. Рушится понимание души и тела. Появляется термин «психология».

4 этап развития:

17 – 19в. Интроспективная психология и ассоцианиская психология. Основным методом является – интроспекция. Понятия «бессознательное». Развивается клиническая медицина. Середина 19 в. – психология полностью уходит от философии.

Психология как самостоятельная наука.

Благодаря медицине происходит понимание нервной системы, функционального состояния органов чувств. Физиологи вводят понятие рефлекса. Развитие сенсорных систем – развивает психологию ощущений. Скорость протекания психических процессов. Попытка измерить психические процессы. Впервые появляются эксперименты.

Конец 19в. – 1879г. психологическая лаборатория В.Вундт; любое психическое явление будут сопоставлять с явление физиологическим и стремится анализировать эту связь между психическим и физическим. Появление теории Ч. Дарвина «об эволюции», позволяет рассматривать психику как адаптационный механизм. Идея психики как адаптации, представлена в «эволюционной психологии».

Ф. Гальтон – вопросы врожденного и приобретенного; анализ генеалогического дерева.

В конце 19 в – возникают отдельные ветви психологии:

— физиологически ориентированная психология (все психические явления имеют физиологическую основу);

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеаль­ном мире до того, как попала в тело человека. На втором этапе развития психологии как науки сначала ... науки на разных этапах ее развития определялся по-разному.  До 18 века в традиционных представлениях ее предметом считалась душа человека. В английской эмпирической ассоцианистской психологии (Дж.Ст.Милль, Д.Гартли, Г. ...

— психология истории культур – основания для этнопсихологии (социальная психология);

— индивидуальная психология – стремится изучить отдельного человека во всем его многообразии его характеристик.

22.09.2012

Проблемы психологии 20 века

Проблема предмета психологии: бихевиоризм и психоанализ.

Бихевиоризм – бихевио (Поведение), зарождается в Америке и в Европе (германия и Англия), и предметом является поведение человека, основа современной Американской психологии. Далее позитивизм в основе объективный метод изучения психики, поиск адаптивный методов изучения психики, стремление изучать психику объективно; количественная оценка психологических характеристик. (Любой стимул вызывает реакцию) (опыты на животных – крысы, голуби).

Опыт – накопление реакций на стимул.

Необихевиоризм — Э. Толмен – формулы стимул реакция, должно быть преобразована в S –V – R (V – промежуточная переменная).

Теория научения бихевиоризма – научение правильным реакциям на стимулы. (подкрепление + и наказание -).

(простота, не учитывает особенности ребенка).

Опирантное научение – Скинер Б., происходит самостоятельно, скорость освоения индивидуально, результаты закрепляются надолго (т.к. получены объектом самостоятельно) — для творческих заданий, нет требований к освоению.

Бихевиоризм создает основу для психологии, которое связано с управлением людьми, множество различных методик для анализа поведения.

Психоанализ – основатель З.Фрейд. Основные идеи: психика делится на сознательное (я и сверх я) и бессознательное (оно).

Оно – желание в текущий момент. Я – мирит оно со сверх я, принимает решение. Оно – принцип удовольствия. Сверх я – должен. Я – принцип реальности. Инстинкты – от смерти и секса.

Комплексы: Эдипов, Электро – влечение к родителю противоположного пола и ревность своего пола, преодолевается через идентификацию с родителями своего пола (1-3г.);

Роль сознательного и бессознательного актуальная проблема.

Бихевиоризмсоциальная школа, поведение (внешнее).

Психоанализ – все от инстинктов (биология), сознание и бессознательное (внутреннее).

Гуманистические психология (Роджерс, Маслоу) — человека центр мира, все зависит от человека, он является сознательным деятелем, сам управляет судьбой, стремится к самореализации. Вводит понятия самоактуализация. Ориентируется на человека, его высшее качества и характеристики.

Психологические направления в отечественной психологии

Школа установки (Узнадзе Н.) – у человека формируется доминанта (психическая), которая его заставляет действовать и поступать определенным образом. Доминанта одержит в себе неосознаваемый и осознаваемый компонент.

Культурно историческая теория Выготского – культура и исторический период определяет развития человека. (проблемы психологии развития, влияние социума на личность, влияние культуры (этнопсихология).

19 стр., 9310 слов

Психологические проблемы девиантного поведения подростков

... А. Бандуры, А. Басса, М. Лазаруса проблема агрессивности, тревожности и отклонений в поведении. А. Маслоу разработал концепцию психологически здорового человека. В теории человеческих мотивов он различает врожденные базовые ...

Теория деятельности (Леонтьев) – деятельность является основой проявления психики. Поведение – характеристика и животного и человека, деятельность – характеристика человека. Деятельность рассматривается как развивающая среда человека, поведение может не развивать. Деятельность предполагает субъектность (я – источник активности), поведение – объектность. Деятельность полимотивирована (структура мотивов)(игра, учение, труд).

Проблема субъекта; проблема активности самого субъекта (насколько я являюсь субъектом собственной активности); мотивы и их иерархия (что определяет мою деятельность); проблема биологических основ личности и индивидуальности (Павлов; теория свойств нервной системы – Теплов, Небылицын) (насколько наши психофизиологические характеристики определяют наш психологический облик); проблема личности и индивидуальности (включает индивидуальности от биологических до социальных, личность – психологические и социальные — теория индивидуальности); проблема психодиагностики (основной вопрос, решения нет – объективность психодиагностических методов);

Школа Санкт Петербурга – Ананьев Б.Г. –

Гуманистические идеи – Леонтьев Д.

Психолингвистика – Леонтьев А.А.

Пермская школа – Мерлин – школа интегральной индивидуальности

Школа Теплова и Небылицина – школа дифференциальной психофизиологии (Теория Руссалова – теория специальной индивидуальности)

29.09.2012

Психофизическая проблема

— соотношение между мозгом и психикой (телом и психикой).

Психосоматические заболевания – язвы, астматические проявления, анарекция, булимия.

Варианты решений:

— психофизическое взаимодействие – впервые изложено Декартом «в мозге есть шишковидная железа через которое душа воздействует на инстинкты и наоборот»

Аргументы: нарушение функций мозга отражается на психике (инсульт отражается на психических функциях);

— психофизический параллелизм – Вундт, мозговые и психические процессы происходят самостоятельно, он считал что д.б. отдельные психология изучающая протекание этих процессов.

Аргументы:

Решение психофизической проблемы было предложено из идеи «теории взаимодействия». В процессе исследований было обнаружено что одни и те же участки мозга могут отвечать за различные психические процессы, но при этом 1 психический процесс может быть связан с несколькими участками мозга. Мышление связано с речевыми центрами, человек мыслит речь, участвуют лобные доли, и двигательные центры.

Существует единый материальный процесс в человеке, одно сторона – физиологическая, другая – психическая.

Психика и мозг

Теория и блоках мозга (Лурия) – согласно теории 3 блока:

1 блок – активация и тонус – приходит вся информация, активация мозга, мотивационные и эмоциональные процессы,

2 блок – информационный – вся информация из органов чувств,

3 блок – регулятивный блок – программирования, контроль психической деятельности; память; высшие мыслительные функции.

Горизонтальная схема: левое полушария – мыслительные процессы (абстрактные), понимание слов, не понимает юмор; правое полушария – образное мышление, эмоциональное восприятие, пространственное мышление.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной ... трансляции общественных обычаев из поколения в поколение, помогает людям реализовывать свою идентификацию с принятой в социуме ... что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ...

Личность и ее понимание в психологии.

Личность – профиль психических черт(1 треть 20в.); структура, объединяющая в себе сознательные и бессознательные характеристики; в отечественной психологии понятия «отношения»; набор реакций (бихевиоризм).

2 треть 20в. – дальнейшее развития личности – набор характеристик; в отечественной отдельное развитие личности в теории деятельности; в конце 60г. – исследования структуры личности (темперамент, способности), за рубежом – проявления гуманистической психологии (высшие характеристики).

3 треть 20в. – в отечественной – развитие новых концепций личности, которые уходят от понятия «отношения», переходят к личностному смыслу; за рубежом – когнитивный подход к личности.

Биологическая и социальная личность

— решение вопроса о биологическом и социальном: у человека есть биологические предпосылки, уникальные для него, которые могут развиться и проявится только в социуме.

— социальные характеристики основаны на тех биологических особенностях, которые имеются у человека.

В отечественной психологии было предложено 3 термина: индивид, личность и индивидуальность. Соотношение понятий: индивид – человек как представитель своего вида с набором биологических качеств; индивидуальность – присуще всем, но индивидуально представлено у каждого, включает свойства от биологических до социальных.

Субъект деятельности – (Ананьев) – характеристика человека как субъекта познания, общения, труда; как активного деятеля; как регулятора активности; характеризуется особенностью психических процессов.

Личность – система устойчивых свойств, эти свойства являются устойчивыми; система социально значимых свойств; эти черты характеризует индивида как члена социально общества; эти свойства можно оценить. В зарубежной психологии понимание другое: в теории черт – личность понимается как набор характеристик определяющих готовность и предрасположенность человека к определенному поведению (тревожный, активный, робкий).

Отличительный признак в отечественной психологии: свойства личности социально типичны и индивидуально своеобразны. Свойства личности выражают обобщенное отношение к сторонам действительности.

Понятие отношений:

Введено Мясищевым В.Н. Отношение интегрирует свойства личности, обеспечивает целостность и последовательность поведения. Выражает связь с различными сторонами действительности. Обобщенный способ взаимодействия. Оценка сторон действительности. Мерлин выделял несколько видов: отношение к другим людям, к себе, к деятельности, к окружающей среде.

Структура отношений: 1 – эмоциональный компонент: переживания, эмоции; 2 – когнитивный – восприятие, оценка, мышление. 3 – поведенческий – выбор стратегии действия.

Структура личности:

Это отношения. Соотношение биологических и социальных компонентов: биологическая часть – темперамент, социальная – характер. Самосознание – осознание себя как личности в совокупности всех черт.

Исходя из структуры отношений: эмоциональное (отношение), когнитивное (осознание), поведенческие (действия) характеристики.

8 стр., 3824 слов

Личность в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

... Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных ... о личности в зарубежной и отечественной психологии. .Изучение современных психологических представлений о личности. .Выделение содержания понятия личность. .Провести сравнительный анализ теорий личности. Методы ...

Теория деятельности: личность как система мотивов (Леонтьев) – личность представляет иерархию мотивов.

6.10.2012

Отношения проявляются в деятельности. Категория отношения – для описания свойств личности. Базовая вещь – когнитивная, эмоциальная.

Категория переживания и состояния: переживание – первый этап состояния. Переживание – отражение своего собственного отношения (состояния)

  • «Что такое психология» — Готфруа
  • Гипенрейтор Ю.Б «общая психология»
  • «Основы теоретической психологии» — Петровский, Ярошевский
  • Корнилова Т.В. Смирнов С.Д. «методологические основы психологии»
  • Ломов «методологические и теоретические проблемы психологии»
  • Нуркова, Березанская «психология»
  • Болотова А.К. «прикладная психология» 2006 г.

Экзамен: эссе