Академические школы

Атрибуция – установление автора художественного произведения или

времени и места его создания.

Археография – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая

теорию и разрабатывающая методику публикации памятников письменности и

печати.

Библиография литературная – отрасль научной и практической деятель-

ности, основными задачами которой являются информация о художественной

литературе и трудах по литературоведению, пропаганда и рекомендация луч-

ших произведений литературы, помощь историкам литературы в исследова-

тельской работе.

Биографический метод в литературоведении – способ изучения литера-

туры, при котором контекст жизненного опыта писателя и его личность рассмат-

риваются как основополагающий фактор творчества. Связь между личностью

писателя и его произведением в свете биографического метода оказывается

определяющей. На становление биографического метода оказал влияние ро-

мантизм и его культ жизнетворчества. Основоположник и крупнейший предста-

витель этого метода – Ш.О.Сент-Бёв, согласно мнению которого, на формиро-

вание творческой личности писателя (и, следовательно, его произведений) ока-

зывают непосредственное влияние его генеалогия, литературное и политиче-

ское окружение. Установка на изучение генезиса творчества делает биографи-

ческий метод отчасти психологическим методом. Биографический метод также

оказал влияние на становление культурно-исторического метода.

Бродячие сюжеты, странствующие сюжеты – понятие сравнительно-

исторического литературоведения и фольклористики, объясняющее сходство

фольклорных сюжетов разных народов результатом их культурно-исторического

взаимодействия. Теория бродячих сюжетов возникла в качестве реакции на гос-

подство мифологической школы, возводившей сюжеты, понимаемые как мифы,

к прасюжету, прамифу, безличному поэтическому творению ˝народной души˝.

Наиболее последовательно в русском литературоведении эта теория была раз-

работана А.Н.Веселовским.

Вид литературный – устойчивый тип поэтической структуры в пределах

рода литературного. Выделяют основные виды эпоса (эпопея, роман, повесть,

рассказ, поэма), лирики (лирическое стихотворение, лирическая поэма, песня),

драмы (трагедия, драма, комедия).

Впервые в европейской поэтике теоретиче-

ски осмысленные и систематизированные Аристотелем принципы эстетической

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

... основывающихся на регистрации кожно-гальванической реактивности. Наибольшее распространение полу­чил психофизиологический метод в виде модификации ассоциативно­го эксперимента, заключающийся в применении словесных ... представления предъявля­лись 5 содержательно-значимых и 4 индифферентных сюжета Со­держательно-значимыми сюжетами стремились вызвать у психически больных (главным образом с выраженными ...

и структурной организации виды литературные в разные эпохи развития литера-

туры предстают в ряде исторически обусловленных модификаций (напр., антич-

ный роман, роман эпохи Просвещения, роман критического реализма) и находят

новые теоретические обоснования (в трудах Г.Лессинга, Н.Буало, Г.Гегеля,

Ф.Шиллера, В.Г.Белинского и др.).

Дальнейшую типологическую классификацию

Вид литературный получает в системе литературных жанров. Иногда понятия

вида литературного и жанра смешиваются ввиду трудности их теоретического

разграничения.

Герменевтика – ˝искусство понимания˝, толкования текстов, учение о

принципах их интерпретации. Заимствование – одна из форм литературных связей; обращение к уже

существующим в литературе идеям, сюжетам, образам и т.д., а также к фольк-

лорным и мифологическим источникам.

Западничество – течение русской общественной мысли, сложившееся в

1840-х гг. Объективный смысл западничества заключался в признании

˝западного˝, т.е. буржуазного, пути развития России.

Интерпретация – истолкование текста, направленное на понимание его

смысла.

Историческая поэтика – раздел поэтики, изучающий генезис и развитие

содержательных художественных форм. Историческая поэтика как наука сложи-

лась во второй половине XIX в. в трудах А.Н.Веселовского.

Историческая школа – последнее крупное направление русской дореволю-

ционной академической науки, имевшее расцвет в 1890-1910 гг. и продолжаю-

щее развиваться в современной фольклористике. Историческая школа зароди-

лась и оформилась в России, ее представители установили связь былин и исто-

рических песен с национальной историей, исследовали особенности сохранения

в фольклоре исторической памяти народа. Основные принципы исторической

школы окончательно оформились в середине 1890-х гг. в обобщающем труде

В.Ф.Миллера ˝Очерки русской народной словесности˝, где была поставлена за-

дача ˝проследить историю былины в народных устах и отметить наслоения, от-

ложившиеся на ней от разных эпох˝.

Источниковедение – вспомогательная литературоведческая дисциплина,

изучающая источники истории и теории литературы, способы их разыскания,

систематизации и использования. Особенно значительна роль источниковеде-

ния для истории литературы, а также для текстологии и ее практического при-

менения в эдиционной работе (т.е. при подготовке к изданию и издании текстов).

Комментарий – жанр филологического исследования, разъяснительные

примечания к тексту.

Контекст – осмысленные воспринимающим сознанием текстовые связи и

соотношения, позволяющие судить о стилистических, содержательных, эстети-

ческих и иных особенностях с другими текстами в синхроническом и диахрони-

ческом аспектах.

Культурно-историческая школа – направление, возникшее под влиянием

позитивизма и претендующее, в отличие от идеалистического толкования твор-

чества у романтиков, на научный подход к литературе. Культурно-историческая

12 стр., 5648 слов

1.Социокультурный контекст возникновения культурно-исторической ...

... ни комбинировать. Тем самым Выготский с полным основанием мог заявить, что культурно-историческая теория видит основные факторы психологического развития примитива в развитии техники. Близка к ... внутреннего мира ребенка — интериоризация как переход внешнего во внутреннее. Английская антропологическая школа — научное направление в этнографии и культурной антропологии, внесшее идею эволюции в ...

школа исходит из положения о детерминированности литературного сознания,

заявляет о возможности объяснения генезиса и эволюции творчества посредст-

вом сбора и анализа фактов в конкретной национальной и социальной среде.

Литературное произведение целиком ˝определяется… совокупностью общего

состояния умов и нравов окружающей среды˝ (по И.Тэну) и рассматривается как

документ своей эпохи. На формирование культурно-исторической школы оказа-

ли влияние идеи немецких просветителей и романтиков о нации и почве, пози-

тивизм О.Конта, биографический метод Ш.О.Сен-Бёва, французская романтиче-

ская историография, философия истории Г.Ф.Гегеля. Принципы культурно-

исторической школы (которые вначале называли ˝тэновским методом) сформу-

лировал И.А.Тэн (1828-1893).

Культурно-историческая школа в России получила

название ˝культурно-исторического˝ метода. Его сторонники стремились выра-

ботать принципы изучения литературы как инструмента исторического познания.

Всякое литературное произведение рассматривалось ими как историческое яв-31

ление, с одной стороны – продукт известных исторических условий, а с другой –

фактор, в свою очередь, влияющий на эти условия. Наиболее крупными пред-

ставителями культурно-исторической школы в России были А.Н.Пыпин,

Н.С.Тихонравов, П.П.Пекарский. Её принципы разделяли также Александр Н.

Веселовский, Н.И.Стороженко, А.С.Венгеров, А.А.Шахов, П.С.Коган и др.

Литературные связи и влияния – одна из главных особенностей литера-

турного процесса, заключающаяся в постоянном взаимодействии литератур, в

усвоении (и преодолении) одной литературой художественного опыта другой.

Литературный процесс – совокупность общезначимых изменений в лите-

ратурной жизни (как в творчестве писателей, так и в литературном сознании

общества), т.е. динамика литературы в большом историческом времени.

Литературоведение – наука о художественной литературе, ее происхож-

дении, сущности и развитии. Различают три главные отрасли литературоведе-

ния. Теория литературы исследует общие законы структуры и развития лите-

ратуры. Предметом истории литературы является преимущественно прошлое

литературы как процесс или как один из моментов этого процесса. Критику ли-

тературную интересуют относительно единовременное, ˝сегодняшнее˝ состоя-

ние литературы.

Миграционная теория – теория заимствования, теория ˝бродячих сюже-

тов˝, теория, объясняющая сходство фольклора у разных народов передвиже-

нием, перемещением – миграцией – поэтических произведений из одной (или

нескольких) страны в другие страны.

Мифологическая школа – научное направление, возникшее в эпоху роман-

тизма. Концепции мифологической школы основаны на эстетике Ф.Шеллинга и

братьев А.и.Ф.Шлегелей, согласно которой мифология была источником и

˝ядром˝ искусства. Наиболее полное выражение методология мифологической

школы приобрела в деятельности братьев В.и Я.Гримм. Согласно их теории, из

мифа в процессе его эволюции возникли сказка, эпос, легенда и другие виды

фольклора, который в целом является бессознательным и безличным творчест-

2 стр., 978 слов

Теория функц. систем Анохина

Согласно ей, для сложных форм целенаправленного поведения характерно предварительное представление о цели, задачах и ожидаемом рез-те действия. Термин система применяется для того, чтобы отметить собранность, организованность группы элементов и отграниченность ее от другой какой-то группы элементов. П.К. Анохин (1975), проанализировал разные варианты системного подхода и предположил, что одного ...

вом коллективной ˝души народа˝. Последователи мифологической школы в Рос-

сии – А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, О.Ф.Миллер и др. В мифологической школе

различают два течения: ˝этимологическое˝ (лингвистическая реконструкция ми-

фа) и ˝аналогическое˝ (сравнение мифов, сходных по содержанию).

В России

принципы лингвистического изучения мифологии применил Буслаев в работах

1840-50-х (собраны в книге ˝Исторические очерки русской народной словесно-

сти˝, 1861. Т.1-2).

Солярно-метеорологическая теория разработана Миллером

(˝Илья Муромец и богатырство Киевское˝, 1869).

Своеобразным синтезом раз-

личных теорий мифологической школы был труд Афанасьева ˝Поэтические воз-

зрения славян на природу˝ (1866-69. Т.1-3).

Воздействие мифологической школы

ощущается в ранних работах А.Н.Пыпина и А.Н.Веселовского. Впоследствии

Буслаев, Пыпин и Веселовский отошли от мифологической школы. Историче-

ское значение мифологической школы велико – она способствовала активному

изучению фольклора, заложила основы сравнительной мифологии и поставила

ряд существенных теоретических проблем в фольклористике.

Обозрение, обзор – жанр журнальной литературной критики. В критическом

обзоре обычно рассматривается определенная совокупность произведений те-

кущей литературы одного или нескольких жанров; при этом анализируются осо-

бенности и тенденции литературного развития, характерные для обозреваемого

периода (нередко в сопоставлении с текущей литературой).

В русской критикерасцвет жанра приходится на первую половину 19 в., когда над нормативными

оценками художественного произведения стал преобладать подход к ним с по-

зиций историзма и родилось понятие литературного процесса. Первым опытом

нового жанра явилось ˝Обозрение русской литературы 1814 гг.˝ Н.И.Греча.

Позитивизм – философское направление XIX-XX вв., подчеркивающее надеж-

ность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и

иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим

методам познания и указывающее на недостоверность и шаткость всех теоретиче-

ских представлений.

Поэтика – наука о системе средств выражения в литературных произведе-

ниях, одна из старейших дисциплин литературоведения.

Психологическая школа – сложилась в европейском и русском литературо-

ведении к концу XIX в. В основе школы – исследование внутренней, душевной

жизни человека, обусловленное идеей о том, что человек носит в себе: субъек-

тивные впечатления внешнего мира и собственные переживания индивида.

Психологическая школа восходит к ˝биографическому методу˝ Ш.О.Сент-Бёва.

Русская психологическая школа связана с идеями А.А.Потебни, полагавшего,

что искусство, литература заняты исключительно разработкой психологии чело-

века; ни религия, ни наука не смогут так глубоко заглянуть в его душу. Русская

психологическая школа представлена харьковской группой учеников Потебни:

Д.Н.Овсянико-Куликовским, А.Г.Горнфельдом, В.И.Харциевым, Т.Райновым,

Б.А.Лезиным. Видный представитель психологической школы Овсянико-Кули-

ковский в своем труде ˝История русской интеллигенции˝ (1906–1907) различия

11 стр., 5287 слов

ОБРАЗ ПЕЧОРИНА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ...

... достижений мифологической и культурно-исторической школ в Росии возникло сравнительно-историческое литературоведение , ... литературы и жизни и понимал произведение как памятник определенной эпохи и ... к изучению русской литературы. В широких рамках культурно-исторического литературоведения возникло психологическое ... Важнейшими предпосылками этой школы был общий подъем науки, успехи естествознания и ...

между художниками объяснил различиями их художественных типов. Искусство,

по его мнению, делится на ˝наблюдательное˝ и ˝экспериментальное˝. Художник-

˝наблюдатель˝ (напр., Тургенев) изучает действительность и, давая выход сво-

им впечатлениям, старается соблюдать пропорции в произведении, правдиво

воспроизводить реальность. Художник-˝экспериментатор˝ (Гоголь, Чехов) ставит

своего рода опыты над действительностью. Другим важным направлением дея-

тельности психологической школы было изучение проблем функционирования

произведений литературы. Художник, по мнению сторонников психологической

школы, выражает свои личные впечатления от действительности, создает исто-

рию своей души, а затем наступает самостоятельная жизнь его создания, и каж-

дый раз образ наполняется в процессе восприятия новым содержанием. Свой-

ство всякого художественного произведения состоит в неподвижности образа и

изменчивости содержания. Любое явление искусства по своей природе иноска-

зательно; разнообразие жизни в нем сводится к концентрирующим смысл фор-

мулам. Читатель становится своего рода переводчиком, он переводит произве-

дение на язык своей эпохи, на язык своего личного опыта и видоизменяет дан-

ное ему. Но все разнообразные ˝переводы˝ восходят к единому оригиналу.

Здесь проявляется мера субъективного и объективного начал в психологии вос-

приятия.

Риторика – наука об ораторском искусстве и – шире – о художественной

прозе вообще. Как проза появилась в литературе позже, чем поэзия, так и Рито-

рика сложилась среди наук позже, чем поэтика (первоначально – наука о по-

эзии), основываясь на ее теоретическом опыте.

Род литературный – категория, введенная с одной стороны, для обозна-

чения группы жанров, обладающих сходными и при этом доминирующими струк-33

турными признаками; с другой – для дифференциации важнейших, постоянно

воспроизводимых вариантов структуры литературного произведения.

Славянофильство – направление в общественной, литературной и фило-

софской мысли в России середины XIX в. Славянофилы ставили своей целью

выработку основных начал самобытного национального мировоззрения.

Сравнительно-историческое литературоведение (компаративизм) –

раздел литературоведения, изучающий сходства и различия, связи и взаимо-

влияния литератур стран и народов мира. Обычно различаются сходства и ана-

логии типологические, т.е. возникающие независимо друг от друга благодаря

общности исторического развития, и прямые ˝влияния˝ и связи при контактах

различных литератур, которые основоположник сравнительно-исторического ли-

тературоведения в России Александр Н. Веселовский условно назвал

˝встречными течениями˝. В трудах Веселовского сравнительно-историческое ли-

тературоведение из частной проблемы ˝влияний˝ в методологическую концеп-

цию общего литературоведения. Теоретическое обоснование этот метод впер-

10 стр., 4595 слов

IV. Литературоведение в XIX веке

... заслуга школы. Ее историческая роль и влияние. Сравнительное литературоведение. Его связь с культурно-исторической и мифологической школами. ... Мифологическая школа. Влияние Шеллинга, Фр. и А.В. Шлегелей на формирование ее принципов. Роль сравнительно-исторического языкознания в ... естественнонаучный и социально-экономический редукционизм в гуманитарных науках. "Новая критика" и задачи поэтики. Проблема ...

вые получил во вступительной университетской лекции Веселовского ˝О мето-

дах и задачах истории литературы как науки˝ (1870).

В русле сравнительно-

исторического литературоведения развивалась деятельность его брата – Алек-

сея Н.Веселовского, автора книги ˝Западные влияния в новой русской литерату-

ре˝ (1883).

Стиховедение – наука о звуковой форме литературных произведений. Ло-

гически стиховедение разделяют на три части: фонику (учение о сочетаниях зву-

ков), собственно метрику (учение о строении стиха) и строфику (учение о соче-

таниях стихов).

Текстология – филологическая дисциплина, изучающая рукописные и пе-

чатные тексты художественных, литературно-критических, публицистических

произведений для их издания и интерпретации.

Эстетика – философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга

явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного от-

ношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.