49. аддиктивное поведение детей и подростков

Аддиктивное поведение

Человек — существо социальное и с самого рождения общество диктует как нам нужно себя вести. Семья, воспитатели, учителя, начальники и государство учат нас соблюдать социально-приемлемые нормы поведения. И конечно, находятся те, кто не приемлет правил и идет в разрез с обществом. Таких людей называют аддиктами, а их поведение аддиктивным. Суть аддиктивного поведения — это уход от реальности за счет изменения состояния психики. Способы достижения аддикций самые разнообразные — начиная с видов деятельности и заканчивая приемом веществ.

Психологическая сущность аддиктивного поведения заключается в уходе человека от реальности, которая его не удовлетворяет. Окружающий мир оказывает воздействие на внутреннее психическое состояние аддикта и вызывает у него желание избавиться от дискомфорта. Попытка отгородиться от внешних воздействий проявляется в виде какой-либо деятельности, или употреблении химических веществ. Причем способы избавления от психического дискомфорта являются для человека болезненными. Эта болезненность проявляется в социальной дезадаптации и неконтролируемом стремлении человека повторить выбранный способ поведения.

Психология аддиктивного поведения различает химические и нехимические аддикции. В целом эти разновидности зависимого поведения можно представить в виде классификации:

1. Нехимические адикции:

  • гэмблинг (тяга к азартным играм);
  • интернет-аддикция;
  • сексуальная аддикция;
  • аддикция отношений или созависимость;
  • шопинг (аддикция к трате денег);
  • трудоголизм.

2. Химические аддикции:

  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • токсикомания.

3. Промежуточная группа аддикций:

  • аддиктивное переедание;
  • аддиктивное голодание.

Аддиктивное поведение подростков

В последние несколько лет проявление аддиктивного поведения участилось среди подростков. Это явление стало проблемой национального масштаба. Первопричиной такого отклонения подростков от реальности является нарушение взаимодействия ребенка с той социальной микросредой, в которой он растет и развивается. Чаще всего влияние на подростка оказывают родители, сверстники и школа. Период переходного возраста — нелегкое время, и если подросток не находит поддержки в семье, либо семейный климат нельзя назвать благоприятным, то поиски подростком истины могут привести к плачевным последствиям. По данным ряда исследований под воздействием аддикций чаще всего оказываются несовершеннолетние от 11 до 17 лет. Различные опьяняющие вещества хотя бы раз пробовали 85% подростков. Причем у такого же процента опрошенных поставщиками наркотических средств являлись знакомые и друзья. Главной причиной возникновения аддиктивного поведения у подростков, а также привыкания к психотропным веществам является ошибочное мнение взрослых, что эту проблему должна решать наркология. На самом деле детский и подростковый алкоголизм и наркомания являются единым целым, а проблему нужно решать на психолого-педагогическом уровне.

4 стр., 1944 слов

Шаломова Е.В. ОСОБЕННОСТИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.

https://science-education.ru/pdf/2014/5/781.pdf   С.1-4. Подростковый возраст - самый эмоционально насыщенный период в жизни человека, когда явно выражены негативные особенности возрастного кризиса, формируется, в большинстве своём, девиантное, отклоняющееся поведение, инициированное влиянием различных идеологий. Подростковый возраст – самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений. ...

Профилактика аддиктивного поведения

Прежде чем начинать бороться с аддиктивным поведением человека, стоит помнить ряд нюансов. Аддикт — человек, неадекватно воспринимающий реальность, у него нарушена самооценка, он не осознает своих проблем и почти постоянно живет в стрессе. Болезненное состояние психики аддикта способствует развитию астмы, возникновению головных болей, тахикардии, аритмии, язвенной болезни желудка и прочих соматических недугов. Психологическая профилактика аддитивного поведения должна заключаться в отдельном подходе к каждой группе видов отклоняющегося поведения.

6 стр., 2790 слов

Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся

2 Татарский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет Реферат Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся. Работу выполнила: Студентка 010719 группы, Естественно-географического факультета Галлямова Р.И Работу приняла :Галлямова Л.А Казань 2009 СОДЕРЖАНИЕ I. ВВЕДЕНИЕ II. Содержание работы. 1. Факторы риска возникновения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 2 ...

1. Профилактика наркомании и алкоголизма:

  • прежде всего, необходимо помочь человеку осознать свою проблему;
  • аддикт должен изменить отношение к окружающему миру и к самому себе;
  • необходимо провести осторожную работу с механизмами психологической защиты ;
  • аддикцию должен заменить интерес к чему-либо безопасному в психологическом плане.

2. Профилактика труголозима и шопоголизма:

  • развивайте в человеке навыки коммуникации;
  • аддикт должен научиться слушать других;
  • обучайте человека придерживаться не только сугубо своей точки зрения;
  • аддикт должен научиться проявлять себя в общении с другими.

Если принятые меры профилактики аддикции не помогли, либо поведение человека уже не поддается непрофессиональной коррекции, необходимо обратиться за помощью к специалисту. Прежде чем вы это сделаете, стоит помнить — аддикция это, прежде всего, проблема расстройства психики. Все физические проявления и состояния организма — это уже следствие аддикции. Поэтому избавление человека от зависимого поведения должно проходить с помощью медицинских препаратов и психотерапевтического вмешательства.