Оглавление
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА 5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста 5
1.2. Понятие адаптации 11
1.3. Условия, обеспечивающие правильную адаптацию детей раннего возраста 16
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Диагностика готовности детей к поступлению в детский сад 22
2.2. Проведение методик адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ 26
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 32
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Введение
Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым условиям, т.к. адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Особенность раннего возраста является взаимосвязь психофизического развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.).
Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).
Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова).
Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста ...
... основы формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания .1 Теоретические подходы к изучению характерологических свойств у детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе ...
Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить методику адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Объектом исследования выступает процесс адаптации детей к ДОУ.
Предметом исследования является условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации детей раннего возраста.
2. Определить сущность понятия «адаптация».
3. Выделить условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
4. Провести диагностику готовности к поступлению к ДОУ детей раннего возраста.
5. Провести методику адаптации к ДОУ с детьми раннего возраста.
6. Определить степень адаптации детей раннего возраста после проведенной экспериментальной работы.
Методологической и теоретической основой исследования являются социальные т психолого-педагогические исследования о теоретических основах процесса адаптации (Н.М.Аксарина, И.А.Милославова, А.В.Петровский, Л.М.Растова, Р.В.Тонкова-Ямпольская).
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста
Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р.Битянова, Я.Л.Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.).
В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).
Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн).
Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней [60, с.28]…………………………
Заключение
Проблема адаптации ребёнка к детскому учреждению – одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей 1-3-х лет оказываются неготовыми к детскому саду. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими и психологическими трудностями – дети начинают непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них появляются невротические реакции, обостряются психосоматические явления и пр. Однако, какой-либо специальной работы по подготовке маленьких детей к детскому учреждению в настоящее время не ведётся. Если подготовка ребёнка к школе многократно и тщательно проработана и является одной из главных задач воспитания, то переход ребёнка из семьи в детское учреждение, который является ничуть не менее резким и травмирующим событием, остаётся без внимания педагогов и психологов. Очевидно, что этой проблеме необходимо уделить специальное внимание.
Баенская Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем ...
... детского аутизма. Объект исследования – закономерности развития аффективной сферы ребенка в раннем возрасте в норме и при формирующемся синдроме детского аутизма. ... малыша, нарушающей его психическое и социальное развитие. 4. Трудности адаптации ребенка, проявляющиеся в неадекватности реакций самосохранения, отсутствии исследовательского поведения, недостаточности & ...
Одной из форм организационных форм адаптации ребёнка к детскому учреждению являются группы кратковременного пребывания или «адаптационное» группы.
Специальной задачей психологической службы в адаптационных группах является работа с трудными случаями и поиск адекватного подхода для разных групп детей. Сложность этой задачи в том, что здесь невозможно предложить единый для всех метод адаптации – каждый ребёнок нуждается в особом подходе. Единственным общим моментом является завоевание доверия и расположение малыша. Без такого доверия к новому взрослому нормальное эмоциональное самочувствие ребёнка невозможно.
Список использованной литературы
1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата // Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – С.49-53.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981.
3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. — М., 1976. – 157 с.
4. Алямовская В.Г. Ясли — это серьезно. — М.: Линка-Пресс, 2000.
5. Ануфриева В.Г. Профилактика социальной дезадаптации детей. // Управление ДОУ. – 2003. — №4. – С.97-103.
6. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений / Ред.-сост. Р.Б. Стеркина. — М.: ACT, 1997.
7. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. — №1. — С.57-64.
8. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
9. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – М.: Учитель, 2004.
10. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.
11. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., 1988. – 248 с.
12. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 2000.
13. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998.
14. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
15. Бутузова О.Г., Уварова Н.М. Основные критерии оценки деятельности методиста дошкольного и начального образовательного учреждения. Методические рекомендации. — М.: ИРПО, 2001.
Психофизиологические особенности личности детей разных возрастов. ...
... вариантов личности детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Всего было обследовано 269 детей, обучавшихся в ... структуру личности, которая обеспечивает им быструю адаптацию. Конформный тип (около 12%). В поведении ... раннем онтогенезе. . Психофизиологические особенности свойств нервной системы подростков Репрезентативные исследования (1290 человек: юноши, девушки, женщины и мужчины в возрасте ...
16. В помощь методическому работнику дошкольного и начального образования (справочные материалы) / Сост. О.А.Бутузова. — М., 2002.
17. Варпаховская О. «Зеленая дверца»: первые шаги в общество // Ребенок в детском саду. – 2005. – №1. – С.30-35.
18. Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология. — М.: Просвещение, 2001.
19. Внешняя среда и психологическое развитие ребенка / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской. – М.: Медицина, 1984. – 207 с.
20. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В.Дубровина. – М.: Академия, 1998. – 313 с.
21. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и др. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
22. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сада / Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2001.
23. Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. — Л., 1976. – 324 с.
24. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2005..
25. Диагностика в детском саду / Под ред. Е.А.Ничипорюк, Г.Д.Посевиной. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
26. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Смирнова Е.О., Галигузова Т.В., Ермалова Л.Н., Мещерякова С.Ю. — СПб.: Детство-Пресс, 2005.
27. Доронова Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет / Под ред. Т.Н.Дороновой. – М., 2005.
28. Дошкольное учреждение и семья / Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. — М.: Линка-Пресс, 2001.
29. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня).
– Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
30. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С.66-77.
31. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Губанова. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
32. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
33. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 2001.
34. Кораблина Е., Ронгинский А. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. – СПб.: ИНФРО-М, 2002.
35. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – С.34-37.
36. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
37. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2001. – 253 с.
38. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. – М., 2002.
Социально-психологическая поддержка тревожных детей при адаптации ...
... состояний у детей и подростков, рассмотрены ключевые вопросы адаптации тревожных детей в школьном ... при составлении курсов по возрастной психологии, по социально-психологическому консультированию населения. ... проявлений данного механизма. В школьном возрасте он складывается с достаточной определенностью ... негибкая, догматическая система воспитания в семье и в школе; - ориентация ребенка не на процесс ...
39. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).
– СПб, 2006.
40. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями).
— М.: ИнтелТех, 2004.
41. Материал и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих. — М.: Линка-Пресс, 2004.
42. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка – СПб.: Речь, 2002.
43. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. – 2002. – №11. – С.10-14.
44. Мухина В.С. Возрастная психология: феноментология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2000.
45. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996.
46. Оверчук Т.И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. – М., 2005.
47. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. – 2000. — №3. – С.16-18.
48. Павлова Л. Раннее детство: семья или общество? // Обруч. – 1999. – №2. – С.17-22.
49. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М.: Мозаика Синтез, 2004.
50. Петрова Т.И., Ядешко В.И., Сохин В.А. Дошкольная педагогика. – М., 2002.
51. Печора К.Л., Патюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 172 с.
52. Психологический словарь / Авт.-сост. В.Н.Копорулина, М.Н.Смирнова, Н.О.Гордеева, Л.М.Балабанова; Под общ. ред. Ю.Л.Неймерова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 640 с.
53. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С.14-16.
54. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2005.
55. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: Сфера, 2006. – 128 с.
56. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2006.
57. Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. — Тамбов, 1993.
58. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2006. – №4. – С.46-51.
59. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1999.
60. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. — М., 1994.
61. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М., 2001.
62. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
63. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – CПб: Речь, 2005.
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Мы рады видеть Вас и Вашего ребенка в нашем дошкольном учреждении. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно.
Давайте познакомимся!
Просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Сведения о родителях:
• ФИО мамы.
Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ
... периода адаптации детей к ДОУ предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, ... составлении подвижного графика поступления детей в группу; 4) разработка мер психолого-педагогической поддержки детей в период адаптации на основе выявленных ...
• Образование, место работы, должность, рабочий телефон.
• ФИО папы.
• Образование, место работы, должность, рабочий телефон.
2. Состав семьи.
3. Домашний адрес, телефон.
4. Сведения о ребенке:
• Фамилия, имя.
• Дата рождения.
• Какое имя предпочитает (любимое имя).
• Что, по вашему мнению, должны знать воспитатели о здоровье Вашего ребенка.
• Любимая игра (игрушка).
• Любимая пища.
• Нелюбимая пища.
• Как ребенок просыпается утром: активен, в хорошем настроении;
с капризами, лучше чувствует себя к 11-12 часам.
• Любимое занятие.
5. О чем бы Вы хотели узнать, поговорить при следующих встречах.
Спасибо!
Психолог определяет проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и дает родителям рекомендации.
ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Скоро Вам вместе с малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы Ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, чтобы чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям.
Первое знакомство ребенка с детским садом проведите заочно по фотоальбому «Мы ждем тебя, малыш.
Приведите ребенка несколько раз на утреннюю и вечернюю прогулку, так ребенку будет проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Малыш должен видеть, как мамы и папы приходят за детьми.
Приводите ребенка в группу, когда остальные дети гуляют, дайте ему возможность освоить новую обстановку.
Первую неделю приводите ребенка к 9 часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы малыш был накормлен.
Первую неделю советуем маме находиться в группе вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка домой.
Вторую неделю пребывания в детском саду малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в первую неделю, но уже без мамы.
Желательно, чтобы мама приходила к концу утренней прогулки и ребенок обедал в ее присутствии.
Третью и четвертую неделю предлагаем ребенку остаться на дневной сон и просим родителей забирать малыша вскоре после дневного сна.
Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
Домашний режим должен соответствовать режиму дошкольного учреждения.
Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
Если у Вас есть какие-либо вопросы по проблемам детского сада, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь с сотрудниками нашего учреждения.