А. Берли и Г. Минз

А. Берли и Г. Минз: корпорации — институт общественной власти

Прямым развитием идей Веблена об «абсентеистской собственности» стала книга юриста из Колумбийского университета в Вашингтоне Адольфа Берли (1895-1971) и экономиста из Гарвардского университета

Гардинера Минза (1896-1988) «Современная корпорация и частная собственность» (1932).

Привлекая обширный статистический материал, Берли и Минз сделали вывод о принципиальном отличии от капитализма прошлого повой стадии, основанной на господстве крупных акционерных компаний, в которых раздробленная и размытая собственность инвесторов отделена от контроля. Произошло сосредоточение экономической власти в руках менеджеров, которые осуществляют контроль над экономикой в своих интересах. И власть узкого слоя менеджеров не ограничивается частными предприятиями — она стала мощным общественным институтом, который охватывает целые районы, может причинить вред или пользу множеству людей, гибель одному сообществу и процветание другому. Поэтому лишена смысла формула, которую отстаивал тогдашний президент США Г. Гувер, о невмешательстве правительства в бизнес и бизнеса в политику.

Берли и Минз указывали, что 600 крупнейших корпораций контролируют две трети промышленности США, тогда как на совокупную долю 10 миллионов мелких индивидуальных фирм приходится одна треть. Эта статистика стала веским аргументом в риторике кандидата в новые президенты США Ф. Д. Рузвельта, что государство должно выйти на первый план и защитить общественные интересы.

К причинам возникновения институционализма относят переход капита­лизма в монополистическую стадию, который сопровождался значитель­ной централизацией производства и капитала, что и породило соци­альные противоречия в обществе.

Институционализм (с лат. institutio — “обычай, наставление”) — на­правление экономической мысли, которое сформировалось в 20- 30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономичес­ких факторов (институтов) во времени, а также для изучения социаль­ного контроля общества над экономикой.

Институты — это первичные элементы движущей силы общества, рас­сматриваемые в

11 стр., 5204 слов

Брянский государственный университет имени академика и.Г.Петровского

ПАМЯТКА ПЕРВОКУРСНИКА Брянск 2010 ББК П – Памятка первокурсника. – Брянск: РИО БГУ, 2010. В памятке первокурсника содержится информация об организации учебно-воспитательного процесса в БГУ. Справочный материал, представленный в памятке, будет интересен студентам, кураторам академических групп и поможет успешной социальной адаптации студентов в образовательном пространстве высшей школы. Печатается ...

историческом развитии. Среди институтов выделяют:

  1. общественные институты — семья, государство, правовые нормы, мо­нополия, конкуренция и т. д.;

Институциоиализм характеризуется следующими положениями:

— основа анализа — метод описания экономических явлений;

— объект анализа — эволюция социальной психологии;

— движущей силой экономики наряду с материальными факторами явля­ются моральные, этические и правовые элементы в историческом раз­витии;

— трактовка социально-экономических явлений с точки зрения обществен­ной

психологии;

— неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму;

— стремление к интеграции экономической науки с общественными на­уками;

— необходимость детального количественного исследования явлений;

— защита проведения антимонопольной политики государства.

В развитии институционализма выделяют три этапа.

Первый этап — 20 — 30-е годы XX века; он характеризуется формирова­нием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Г. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл.

Второй этап — середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разрабо­тана теория профсоюзного движения; типичными представителями яв­ляются Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз.

Третий этап — 60- 70-е годы XX века; этот этап называют неоинституционализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процес­сов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Н. Ноув, Дж. Гэлбрейт, Р. Хайлбронер, Р, Коуз.

13. Американский институционализм

1. Общая характеристика институционализма

8 стр., 3649 слов

Возможности применения теории Ханса Йоаса к анализу современной социальной жизни

Оглавление Введение Глава 1. Сущность понятия креативность, креативность с социологической точки зрения и в различных науках 1.1 Креативность: содержание понятия Глава 2. Креативность действия, различие подходов в теориях социального действия М. Вебера, Э. Дюркгейма и Х. Йоаса 2.1 Понятия Действие и социальное действие 2.2 Рационалистическое понимание действия: теория социального действия по М. ...

В начале XX века в связи с ростом монополизма, антитрестовской политикой ученые-экономисты США, отражая изменения в реалиях жизни, разработали ряд теорий, которые положили начало новому направлению экономической мысли — социально-институциональному или институционализму.

Институционализм — в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Теоретики институционализм предметом анализа считают экономические и неэкономические проблемы социально-экономического развития, к движущим силам экономики наряду с материальными факторами относят также духовные, моральные, правовые и другие, рассматриваемые в историческом контексте, объекты исследования — институты они рассматривают совокупно, не делят на первичные и вторичные и не противопоставляют их друг другу.

Институционализм — качественно новое направление экономической мысли, которое вобрало в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшествующих школ экономической теории и прежде всего:

И маржинальные принципы экономического анализа неоклассиков, основанные на математике и математическом аппарате (в части выявления тенденций в развитии экономики и изменений конъюнктуры рынка);

В методологический инструментарий «исторической школы» Германии для исследования проблем «социальной психологии» общества. М. Блауг выделяет три черты в области методологии, «пытаясь определить суть институционализма»:

в неудовлетворенность в высоким уровнем абстракции, присущем неоклассике, и в особенности статическим характером ортодоксальной теории цен;

Я стремление интеграции экономической теории с другими общественными науками, или «вера в преимущества междисциплинарного подхода»;

• недовольство недостаточной эмпиричностью классической и неоклассической теорий, призыв к детальным количественным исследованиям.

Возникновение институционализма одни считают с даты публикования «Теории праздного класса» Т. Веблена

15 стр., 7169 слов

1.3 Психологические и социально – экономические

... экономики переходного общества во многих странах стало характерно действие тенденции нарастания социально - экономической поляризации в переходных обществах, ... экономической теории». М.:Гелиос АРВ, 2005 Ложкина И.И. «Экономическая теория». М.: ТК Велби, 2005 Ефимова Е.Г. «Экономическая теория ... структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово - кредитными методами; - ...

• 1899г., другие 20-30-е годы XX века — с публикаций Дж. Коммонса и У. Митчелла. труды этих американских ученых отличает:

• антимонопольная направленность;

• идея учета влияния на экономический рост всей совокупности общественных отношений;

• необходимость вмешательства государства в экономику.

Понятие «институт», лежащее в основе названия теории, рассматривается институционалистами в качестве первичного элемента движущей силы общества в экономике и вне ее. К «институтам» они относят самые разнообразные категории н явления — государство, семья, предпринимательство, монополии, предпринимательство, частная собственность, профсоюзы, религия, нравы н т.п., предопределяющие обычаи, привычки, этику, правовые решения, общественную психологию н главное — эволюцию экономики.

2. Основные направления институциональной теории

2.1. Торстейн Веблен (1857-1929) — лидер социально-психологического (технократического) варианта институционализма, автор крупных трудов в области экономики и социологии, в которых он исходил из теории эволюции природы Ч. Дарвина, принципа взаимосвязи и взаимообусловленности всех общественных отношений, в т.ч. экономических и социально-психологических. В прошлом студент Дж.Б. Кларка, он стал противником теории своего учителя, многие его воспринимали как американского Маркса.

Т. Веблен считал, что «институты — это результаты процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно» не находятся в полном соответствии с требованиями настоящего времени», т.е. привычными способами мышления и общепринятым поведением. Отсюда, делает он вывод, необходимо их обновление в соответствии с законами эволюции к «требованиям настоящего времени», т.е. привычными способами мышления и общепринятым поведением.

Название его основных работ «Теория праздного класса» (1899), «Инстинкт мастерства» (1914), «Инженеры и система цен» (1921), «Собственность отсутствующего» (1923) и др. — подчеркивает его особое видение проблем социально-экономического развития общества.

Основные теоретические положения:

1) Убежденность в эволюционном преобразовании общества он основывал на своеобразном преломлении теории эволюции природы Ч. Дарвина — «жизнь человека в обществе точно так же, как жизнь других видов, — это борьба ia существование, а следовательно, это процесс отбора и приспособления. Эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов». При этом он отрицает марксистские положения о «классовой эксплуатации» и «исторической миссии» рабочего класса — экономическими мотивами людей движут прежде всего родительское чувство, инстинктивное стремление к знаниям и высокому качеству выполняемой работы.

15 стр., 7402 слов

Методы управления персоналом: административные, экономические, социально-психологические

42 Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова Курсовая работа по менеджменту: «Методы управления персоналом: административные, экономические, социально-психологические» Санкт - Петербург Содержание: Введение 1. Управляющий (менеджер) 2. Административные (организационно-распорядительные) методы 3. Экономические методы 4. Социально-психологические методы 5. ...

2) В теории «праздного класса» отношение «имущего непроизводственного» класса к экономическому процессу Т. Веблен характеризует как отношение «стяжательства, а не производства, эксплуатации, а не полезности» Этот класс предпочитает «обычаи мира бизнеса», сложившиеся под «направляющим и избирательным действием законов хищничества или паразитизма». Эволюция общественной структуры — это «»процесс естественного отбора институтов» в «борьбе за существование». Об этом положении П. Самуэльсон пишет: «Мой учитель Иозеф Шумпетер как-то метко заметил, что способность человека действовать как «логическое животное», могущее систематически проявлять эмпирико-индуктивный метод, сама по себе является прямым следствием дарвиновской борьбы за выживание».

3) Концепция реформ Веблена -имеет немарксистскую позицию. Критикуя «паразитический» образ жизни занятых только финансовой деятельностью рантье, осуждая подчинение сферы «индустрии» миром «бизнеса» в лице финансистов и крупных предпринимателей, стремящихся к максимальной прибыли, он предлагал дальнейшую эволюцию общества путем реформирования, а не революцию и «диктатуру пролетариата» и предполагал, что научно-технический прогресс, возрастание роли инженерно-технической интеллигенции, преследующей цели оптимизации и повышения эффективности производства, неизменно ведет к зависимости «бизнеса» от них, а следовательно и к переходу власти к их представителям — «совету техников» «Индустриальная система» перестанет служить монополистам, т.к. мотив технократов и индустриалов — не прибыль, а служение интересам всего общества.

17 стр., 8493 слов

Социология и психология в бизнесе. Модуль 1. Теории личности Содержание

Учебные цели модуля Понятие личности Основные теории личности: Зигмунд Фрейд: психоанализ Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности Альфред Адлер: индивидуальная теория личности Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности Реймонд Кеттел: структурная теория черт личности Ганс Айзенк: теория типов личности Беррес Фредерик Скиннер: теория оперантного научения Альберт Бандура: ...

2.2. Джон Р. Коммонс (1862-1945) — лидер социально-правового (юридического) течения институционализма

Исследуя такие коллективные институты как семья, профсоюзы, торговые объединения, производственные корпорации, правовые отношения и другие, приоритетное внимание уделял юридико-правовым институтам Исходил из попытки «сделать систему бизнеса эффективной настолько, чтобы она заслуживала сохранения», и неприятия классовой борьбы. Основные положения его теории:

1) В концепции стоимости Дж.Р. Коммонс использовал правовой аспект — стоимость товарной продукции есть результат юридического соглашения «коллективных институтов» — союзов корпораций, политических партий, выражающих профессиональные интересы социальных групп и слоев населения Марксистскому учению о классовой борьбе он противопоставил положение о проведении государством реформ в области законодательства и создании правительства, представленного лидерами различных «коллективных институтов». Был убежден в необходимости такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению н осуществляло бы демонополизацию экономики

2) Центральная идея главных трудов «Правовые основания капитализма» (1924), «Институциональная экономика. Ее место в политической экономии» (1934) и др. — эволюция капитализма свободной конкуренции в финансовую стадию. Ее суть — «нечестная монополистическая конкуренция предпринимателей»вызывает усиление «социального конфликта», который могут устранить только государственные правовые решения в рамках экономических реформ. Это ознаменует переход к стадии административного капитализма.

Следует отметить, что идеи Дж.Р. Коммонса, как и идеи Т. Веблена, нашли свое отражение уже в 30-е годы в «новом курсе» президента США Ф. Рузвельта

2.3. Уэсли Клер Митчелл (1874-1948) — ученик и последователь Т. Веблена, автор конъюнктурно-статистического (эмпирико-прогностического) течения институционализма, руководитель Национального бюро экономических исследований (1920-1945).

Основная работа «Лекции о типах экономической теории» (1935).

Исходя из идей Т. Веблена, доказывал взаимосвязь экономических проблем с неэкономическими — в области социологии, культуры и др. обуславливающими психологию, поведение и мотивы деятельности людей в обществе.

7 стр., 3156 слов

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

Приложение 1 Таблица 1 Возраст Сенсорное развитие Органы чувств - анализаторы (А) Эмоции (Э) Движения (Д) Подготовительные этапы развития речи (Р) Формирование навыков и умений (Н) Зрительный (Аз) Слуховой (Ас) Движения руки и действия с предметами (Др) Движения общие (До) Понимание речи или пассивная речь (Рп) Активная речь (Ра) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 дней Удерживает в поле зрения движущийся ...

Его личный вклад в институциональную теорию заключается:

• в выявлении влияния на экономические факторы (денежное обращение, кредит, финансы и др.) неэкономических факторов (психологии, поведения и пр.) посредством конкурентного изучения цифровых показателей и установления закономерностей в колебаниях (конъюнктуре) этих показателей на базе широкого массива статистических данных по фактическому материалу и ее математической обработки;

• в попытке обоснования концепции бескризисного цикла посредством различных вариантов государственного вмешательства в экономику.

У.К. Митчелл является основателем Национального бюро экономических исследований, один из первых исследователей циклов в экономике. Считал необходимым государственное воздействие на экономику в области денег, финансов и кредита во взаимосвязи с социально-культурными проблемами и с учетом психологического анализа.

Представители этого направления еще в 20-е годы в «конъюнктурном барометре» в Гарварде на основе «анализа динамических рядов» публиковали первые прогнозы экономического роста, лежащие в основе новой отрасли экономической науки — эконометрики. Применение математики и статистики позволили У.К. Митчеллу и его коллегам рассчитывать длительность малых и больших циклов, привели к попыткам создания модели бескризисного (нециклического) развития экономики, предсказания отклонений в динамике показателей и предотвращении спада Средством смягчения циклических колебаний, по его мнению, должен являться специальный государственный планирующий орган, осуществляющий свою деятельность не на директивной, а на рекомендательной основе, используя прогнозирование реальных и достижимых конечных целей.

Неквалифицированный прогноз «Гарвардского центра» накануне великой депрессии, предвещавший рост экономики, показал несовершенство исследовательской базы, но продемонстрировал правильность главного положения — о необходимости государственного и социального контроля над экономикой Именно поэтому институцирнализм считается одним из теоретических предшественников кейнсинианской и неолиберальной концепций государственного регулирования экономики, основной идеей которых является вмешательство государства в экономику.