Опросник родительской любви и симпатии

Опросник родительской любви и симпатии

Часть I

Цель этой части методики: выявить преобладающее у родителя чувство по отношению к ребенку (симпатия или любовь).

Инструкция. К каждому утверждению подберите вариант ответа, который, по вашему мнению, соответствует вашим отноше­ниям с ребенком. Помните, неправильных ответов не существует.

Варианты ответа:

4 — Да, это так.

3 — Вероятно, это так.

2 — Вряд ли это так.

1 — Нет, это совсем не так.

Список утверждений

1. Я считаю, что я и мой ребенок можем абсолютно доверять друг другу.

2. Когда мы вместе, у нас схожее настроение.

3. Я считаю, что знаю достоинства и недостатки моего ребенка и при­нимаю его таким, каков он есть.

4. Мой ребенок очень умный.

5. Ради моего ребенка я готов (а) на любые жертвы.

6. В большинстве случаев мой ребенок нравится людям сразу же пос­ле знакомства.

7. Я испытываю радость, когда нахожусь рядом с моим ребенком.

8. Я думаю, что мы с ребенком во многом похожи.

9. Я чувствую ответственность за то, чтобы ребенку было хорошо и комфортно со мной.

10. Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок был похож на меня.

11. Я часто прощаю моего ребенка, признавая за ним право на ошибку, слабость и несовершенство.

12. Мой ребенок самый лучший из всех известных мне детей.

13. Мне будет очень тяжело, если придется жить без моего ребенка.

14. Я уверен (а), что мой ребенок хорошо ко мне относится.

15. Между мной и ребенком существует эмоциональная близость.

16. Я принимаю активное участие в жизни моего ребенка: во всем ему помогаю, контролирую, регулирую его.

17. Я стремлюсь больше отдавать своей любви ребенку, чем получать от него.

18. Мне нравится быть с моим ребенком потому, что мне хорошо с ним,

19. Каждый из нас (и я, и мой ребенок) обладаем независимостью друг от друга.

20. От ребенка я жду любви столько же, сколько даю ему я.

Обработка результатов

Складываем полученные баллы:

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на ... за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими ... фразы за взрослым. Художественно-творческое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок эмоционально подпевает, различает музыкальный темп и ...

Шкала любви: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19.

Шкала симпатии: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.

В зависимости от того, какая сумма баллов выше, можно су­дить о том, какое чувство в отношениях с ребенком преобладает. Каждая сумма должна превышать 20 баллов, лишь в этом случае можно говорить о том, что в отношениях родителя и ребенка пре­обладает любовь или симпатия.

Часть II

Цель этой части опросника: определение компонентного со­става и типологии родительской любви.

Инструкция. Прочтите каждое из утверждений, выберите, какое из них, по вашему мнению, наиболее характерно для вас (отметьте знаком +).

Помните, неправильных ответов не суще­ствует.

Список утверждений

I. 1. Когда в моей семье появился ребенок, у меня возникло ощущение сопричастности и желание быть с ребенком.

II. 2. Я испытываю удовольствие от общения с моим ребенком.

III. 3. Я полагаю, что знаю, как выражается родительская любовь.

IV. 4. Я принимаю активное участие в жизни моего ребенка, помогаю, даю советы, при этом каждый из нас обладает относительной свободой и автономностью.

I. 5. Я испытал (а) чувство облегчения, удовлетворения и радости, когда завершились роды.

II. 6. Я переживаю о душевном покое моего ребенка.

III. 7. Я считаю, что достаточно хорошо и отчетливо представляю образ любящего отца и любящей матери.

IV. 8. Я проявляю нежность и ласку по отношению к моему ребенку по­средством поцелуев, теплого объятия, ласкового взгляда. Допишите свое…

I. 9. Когда я впервые увидел (а) ребенка, у меня пробудилось чувство жалости к нему, сочувствие и желание помочь.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр. нарушения у детей

... считают нарушение детско‑родительских отношений. Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации ... внутреннего мира других людей (вчувствование)… сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым» (Психологический словарь, 1997). ... релаксационные упражнения. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих ...

II. 10. Я доволен (а) своей ролью родителя.

III. 11. Я хорошо знаю личностные особенности моего ребенка.

IV. 12. Я считаю, что создаю благоприятную семейную атмосферу для ребенка: он знает, что я всегда рядом, чувствует психологическую поддер­жку и защищенность с моей стороны.

I. 13. Мне было приятно чувствовать:

А) для матери: как шевелится плод во время моей беременности.

Б) для отца: как шевелится плод во время беременности моей жены.

II. 14. Я испытываю чувство радости, когда нахожусь рядом с моим ре­бенком.

III. 15. Я могу предвидеть реакции и поступки моего ребенка.

IV. 16. Считаю, что мои взаимоотношения с ребенком можно назвать открытыми, искренними и доверительными.

I. 17. Считаю, что между мной и ребенком с момента рождения суще­ствует тесная взаимосвязь, которую порой я не могу объяснить слова­ми.

II. 18. Я испытываю потребность быть рядом с моим ребенком.

III. 19. Я думаю, что знаю интересы моего ребенка.

IV. 20. Я принимаю моего ребенка таким, каков он есть, признаю и ува­жаю его индивидуальность.

I. 21. Во время беременности:

А) для матери: я чувствовала нежность к будущему ребенку.

Б) для отца: я чувствовал нежность к будущему ребенку.

II. 22. Мне грустно во время разлуки с моим ребенком.

III. 23. Думаю, что я знаю потребности и желания моего ребенка.

IV. 24. Я жертвую собой ради моего ребенка, стараясь отдавать ему все физические и душевные силы.

I. 25. Беременность моей жены (для отца), моя (для матери) была желанной и запланированной.

II. 26. Я испытываю гордость за моего ребенка.

III. 27. Я думаю, что знаю, каким образом я могу контролировать прояв­ление своей родительской любви.

IV. 28. Я часто прощаю моего ребенка, признавая за ним право на ошиб­ку, слабость и несовершенство.

8 стр., 3655 слов

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 4

... попечения родителей Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав ... воспитание в семье в атмосфере любви и взаимопонимания; осуществить общественно-государственную помощь детям-сиротам и детям, которые остались без родительской опеки; охранять права этих ...

Обработка результатов

Наибольшая сумма баллов (± 1 балл), набранная человеком при выборе наиболее близких ему утверждений, укажет на доминирующий компонент в родительской люби, а вместе с этим и на тип. Если равным количеством баллов будут отмечены два и лее компонента, следует говорить о смешанной типологической принадлежности. Если наряду с доминирующим компонентом какой-либо другой компонент наберет достаточно высокий балл, также следует говорить о смешанной типологической принадлежности, хотя не столь явно выраженной, как в предыдущем случае. Информативно отсутствие баллов по тому или иному компоненту.

Компоненты родительской любви входят в структуру составляющих родительской любви. В целом глубокий анализ результатов данного исследования дает возможность выявить фундаментальные установочные ориентации родительской любви и впоследствии корректировать и развивать другие ее компоненты (набрав-с незначительное количество баллов).

I. Биологическая составляющая

1. Биологический компонент. Это физиологическая взаимен между родителем и ребенком, наличие биологических потребностей в продолжении рода.

2. Психологическая составляющая

II. Эмоционально-чувственный компонент. Это сфера глубоких лич­ностных, субъективно-психологических переживаний родителя по отношению к ребенку, которые характеризуются удовольствием неудовольствием, комфортом — дискомфортом, стеничностью- астеничностью; сфера воспоминаний, предчувствий родителя по поводу ситуаций взаимоотношений с ребенком. Данный компонент включает: аффективные состояния (переживания, предчувствия); эмоции (восторг, радость, страх, гнев и др.); чувства, отличающиеся отчетливостью и осознанностью (наслаждение, симпатия и др).

Он обеспечивает налаживание эмоциональных взаимоотношений между родителями и ребенком, а также способов ориентировки в его пе­реживаниях; включает переживание или осознаваемое «ощущение родительской любви», процессы, происходящие в нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной системах орга­низма, а также поддающиеся наблюдению комплексы эмоций. Бла­годаря эмоционально-чувственному компоненту происходит аффек­тивная (эмоциональная) преднастройка к активному контакту родителя с ребенком еще до начала взаимодействия с ним (до рож­дения ребенка).

23 стр., 11464 слов

Развитие компетентности родителей детей раннего возраста

... с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Успешное воспитание ребенка может ... тем более электронных игр. Еще одним важным компонентом обучения являются занятия эвритмией (художественное музыкальное ... баллов, 2 человека по 10 баллов, 1 человек 9 баллов и 1 человек 7 баллов. Шкала "Кооперация" – 4 человека по 7 баллов, 1 человек 6 баллов ...

Кроме того, у родителей происходит выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с ребенком.

III. Когнитивный компонент (рациональный).

Включает в себя представления (когнитивные репрезентации) о том, что есть ро­дительская любовь, каковы ее проявления — способы выраже­ния, контроля, регулирования. Также включает знание интересов ребенка, его желаний, потребностей, особенностей поведения и в целом личности.

3. Социальная составляющая

IV. Поведенческий компонент. Проявление родительской любви (как субъективного отношения) в реакциях, действиях и поступ­ках родителя. При этом родительская любовь обнаруживает свою объективность, индивидуально-психологическое «Я» родителя стано­вится социально-психологическим.


[1] Разработан и валидизирован Е. В. Милюковой под руководством Р. В. Овчаровой (2003)

Adblock
detector