Опросник родительской любви и симпатии

Опросник родительской любви и симпатии

Часть I

Цель этой части методики: выявить преобладающее у родителя чувство по отношению к ребенку (симпатия или любовь).

Инструкция. К каждому утверждению подберите вариант ответа, который, по вашему мнению, соответствует вашим отноше­ниям с ребенком. Помните, неправильных ответов не существует.

Варианты ответа:

4 – Да, это так.

3 – Вероятно, это так.

2 – Вряд ли это так.

1 – Нет, это совсем не так.

Список утверждений

1. Я считаю, что я и мой ребенок можем абсолютно доверять друг другу.

2. Когда мы вместе, у нас схожее настроение.

3. Я считаю, что знаю достоинства и недостатки моего ребенка и при­нимаю его таким, каков он есть.

4. Мой ребенок очень умный.

5. Ради моего ребенка я готов(а) на любые жертвы.

6. В большинстве случаев мой ребенок нравится людям сразу же пос­ле знакомства.

7. Я испытываю радость, когда нахожусь рядом с моим ребенком.

8. Я думаю, что мы с ребенком во многом похожи.

9. Я чувствую ответственность за то, чтобы ребенку было хорошо и комфортно со мной.

10. Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок был похож на меня.

11. Я часто прощаю моего ребенка, признавая за ним право на ошибку, слабость и несовершенство.

12. Мой ребенок самый лучший из всех известных мне детей.

13. Мне будет очень тяжело, если придется жить без моего ребенка.

14. Я уверен(а), что мой ребенок хорошо ко мне относится.

15. Между мной и ребенком существует эмоциональная близость.

16. Я принимаю активное участие в жизни моего ребенка: во всем ему помогаю, контролирую, регулирую его.

17. Я стремлюсь больше отдавать своей любви ребенку, чем получать от него.

18. Мне нравится быть с моим ребенком потому, что мне хорошо с ним,

19. Каждый из нас (и я, и мой ребенок) обладаем независимостью друг от друга.

20. От ребенка я жду любви столько же, сколько даю ему я.

Обработка результатов

Складываем полученные баллы:

Шкала любви: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19.

Шкала симпатии: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.

В зависимости от того, какая сумма баллов выше, можно су­дить о том, какое чувство в отношениях с ребенком преобладает. Каждая сумма должна превышать 20 баллов, лишь в этом случае можно говорить о том, что в отношениях родителя и ребенка пре­обладает любовь или симпатия.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Часть II

Цель этой части опросника: определение компонентного со­става и типологии родительской любви.

Инструкция. Прочтите каждое из утверждений, выберите, какое из них, по вашему мнению, наиболее характерно для вас (отметьте знаком +).

Помните, неправильных ответов не суще­ствует.

Список утверждений

I. 1.Когда в моей семье появился ребенок, у меня возникло ощущение сопричастности и желание быть с ребенком.

II. 2. Я испытываю удовольствие от общения с моим ребенком.

III. 3. Я полагаю, что знаю, как выражается родительская любовь.

IV. 4. Я принимаю активное участие в жизни моего ребенка, помогаю, даю советы, при этом каждый из нас обладает относительной свободой и автономностью.

I. 5. Я испытал (а) чувство облегчения, удовлетворения и радости, когда завершились роды.

II. 6. Я переживаю о душевном покое моего ребенка.

III. 7. Я считаю, что достаточно хорошо и отчетливо представляю образ любящего отца и любящей матери.

IV. 8. Я проявляю нежность и ласку по отношению к моему ребенку по­средством поцелуев, теплого объятия, ласкового взгляда. Допишите свое…

I. 9. Когда я впервые увидел(а) ребенка, у меня пробудилось чувство жалости к нему, сочувствие и желание помочь.

II. 10. Я доволен(а) своей ролью родителя.

III. 11. Я хорошо знаю личностные особенности моего ребенка.

IV. 12. Я считаю, что создаю благоприятную семейную атмосферу для ребенка: он знает, что я всегда рядом, чувствует психологическую поддер­жку и защищенность с моей стороны.

I. 13. Мне было приятно чувствовать:

А) для матери: как шевелится плод во время моей беременности.

Б) для отца: как шевелится плод во время беременности моей жены.

II. 14. Я испытываю чувство радости, когда нахожусь рядом с моим ре­бенком.

III. 15. Я могу предвидеть реакции и поступки моего ребенка.

IV. 16. Считаю, что мои взаимоотношения с ребенком можно назвать открытыми, искренними и доверительными.

I. 17. Считаю, что между мной и ребенком с момента рождения суще­ствует тесная взаимосвязь, которую порой я не могу объяснить слова­ми.

II. 18. Я испытываю потребность быть рядом с моим ребенком.

III. 19. Я думаю, что знаю интересы моего ребенка.

IV. 20.Я принимаю моего ребенка таким, каков он есть, признаю и ува­жаю его индивидуальность.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

I. 21. Во время беременности:

А) для матери: я чувствовала нежность к будущему ребенку.

Б) для отца: я чувствовал нежность к будущему ребенку.

II. 22. Мне грустно во время разлуки с моим ребенком.

III. 23. Думаю, что я знаю потребности и желания моего ребенка.

IV. 24. Я жертвую собой ради моего ребенка, стараясь отдавать ему все физические и душевные силы.

I. 25. Беременность моей жены (для отца), моя (для матери) была желанной и запланированной.

II. 26. Я испытываю гордость за моего ребенка.

III. 27. Я думаю, что знаю, каким образом я могу контролировать прояв­ление своей родительской любви.

IV. 28. Я часто прощаю моего ребенка, признавая за ним право на ошиб­ку, слабость и несовершенство.

Обработка результатов

Наибольшая сумма баллов (± 1 балл), набранная человеком при выборе наиболее близких ему утверждений, укажет на доминирующий компонент в родительской люби, а вместе с этим и на тип. Если равным количеством баллов будут отмечены два и лее компонента, следует говорить о смешанной типологической принадлежности. Если наряду с доминирующим компонентом какой-либо другой компонент наберет достаточно высокий балл, также следует говорить о смешанной типологической принадлежности, хотя не столь явно выраженной, как в предыдущем случае. Информативно отсутствие баллов по тому или иному компоненту.

Компоненты родительской любви входят в структуру составляющих родительской любви. В целом глубокий анализ результатов данного исследования дает возможность выявить фундаментальные установочные ориентации родительской любви и впоследствии корректировать и развивать другие ее компоненты (набрав-с незначительное количество баллов).

I. Биологическая составляющая

1. Биологический компонент. Это физиологическая взаимен между родителем и ребенком, наличие биологических потребностей в продолжении рода.

2. Психологическая составляющая

II. Эмоционально-чувственный компонент. Это сфера глубоких лич­ностных, субъективно-психологических переживаний родителя по отношению к ребенку, которые характеризуются удовольствием неудовольствием, комфортом — дискомфортом, стеничностью- астеничностью; сфера воспоминаний, предчувствий родителя по поводу ситуаций взаимоотношений с ребенком. Данный компонент включает: аффективные состояния (переживания, предчувствия); эмоции (восторг, радость, страх, гнев и др.); чувства, отличающиеся отчетливостью и осознанностью (наслаждение, симпатия и др).

Он обеспечивает налаживание эмоциональных взаимоотношений между родителями и ребенком, а также способов ориентировки в его пе­реживаниях; включает переживание или осознаваемое «ощущение родительской любви», процессы, происходящие в нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной системах орга­низма, а также поддающиеся наблюдению комплексы эмоций. Бла­годаря эмоционально-чувственному компоненту происходит аффек­тивная (эмоциональная) преднастройка к активному контакту родителя с ребенком еще до начала взаимодействия с ним (до рож­дения ребенка).

Кроме того, у родителей происходит выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с ребенком.

5 стр., 2408 слов

Изучение компонента готовности детей с нарушениями зрения и слуха к обучению

... разрабатывается программа коррекционно-развивающей поддержки формирования мотивационного компонента психологической готовности к обучения в школе у детей с косоглазием и амблиопией старшего дошкольного возраста, ... Изучение мотивационного компонента готовности детей с нарушениями зрения к обучению в школе Так, в большинстве исследований готовность детей к школе, в том числе, и детей с нарушениями ...

III. Когнитивный компонент (рациональный).

Включает в себя представления (когнитивные репрезентации) о том, что есть ро­дительская любовь, каковы ее проявления — способы выраже­ния, контроля, регулирования. Также включает знание интересов ребенка, его желаний, потребностей, особенностей поведения и в целом личности.

3. Социальная составляющая

IV. Поведенческий компонент. Проявление родительской любви (как субъективного отношения) в реакциях, действиях и поступ­ках родителя. При этом родительская любовь обнаруживает свою объективность, индивидуально-психологическое «Я» родителя стано­вится социально-психологическим.


[1] Разработан и валидизирован Е. В. Милюковой под руководством Р. В. Овчаровой (2003)