Задание по педагогике (5 курс)
1 вариант
«Специфика профессиональной деятельности учителя математики (физики, информатики)»
Выявить специфику деятельности учителя математики (физики, информатики):
- изучить цели и содержание математического (физического) образования в школе,
- изучить систему методов и средств обучения математике (физике, информатике), используемых в современной школе, выявить их специфику и эмпирически (с помощью бесед, наблюдений, анкетирования и т.д.)1 выявить принципы их выбора,
- представить содержание основных структурных компонентов профессиональной деятельности учителя математики (физики, информатики), определяющее специфику его профессиональной деятельности.
Существует два аспекта рассмотрения структуры педагогической дельности: внешний и внутренний.
Внешние компоненты педагогической деятельности:
а) цель деятельности;
б) средства достижения цели;
в) объект педагогического воздействия (учащиеся), другие объекты (содержание, учебный процесс и т. д.);
г) субъект педагогической деятельности (учащиеся, сам учитель);
д) результат педагогической деятельности.
Внутренние компоненты педагогической деятельности
а) мотивационный компонент, — это то, что движет работой учителя:
- мотивы долга, самовыражения, вынужденности;
- мотивы желания передать знания в готовом виде (по учебнику);
- стремление вызвать интерес у учащихся к предмету, приобщить к самостоятельной поисковой деятельности и т. д.
б) содержательный компонент — необходимые в педагогической деятельности знания:
- предмета;
- психологии учащихся, их индивидуальных особенностей
- педагогических закономерностей;
- методики преподавания предмета и пр.
в) операционный компонент — это необходимые для достижения цели педагогические умения:
- гностические;
- проектировочные;
- конструктивные;
- коммуникативные;
- организаторские.
Н. В. Кузьмина выделяет в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Сущность педагогической деятельности. Функции учителя. Профессиональная ...
... и функции педагогического процесса. Основные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Целостный педагогический процесс (ЦПП) ... Организационно-координирующая– организация внеурочной деятельности; работа с учителями предметниками, психологом, соц. педагогом; индивидуальная ... дела, журнал, дневники учащихся; «содержание воспитательной работы» Форма этого раздела ...
Конструктивная деятельность связана с разработкой технологии каждой формы деятельности! учащихся, решением каждой возникшей педагогической задачи.
Организаторская деятельность направлена на создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность предполагает установление связи и отношений педагога с учащимися, их родителями, своими коллегами.
Подробная характеристика структуры педагогической деятельности дана А.И.Щербаковым. Он относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты к общетрудовым. Конкретизируя функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, он представил конструктивный компонент как взаимосвязь аналитической, прогностической и проективной функций, а организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.
Все компоненты педагогической деятельности проявляются в работе педагога любой специальности.
Литература:
- Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. — Л., 1988.
- Гоноболин Ф.И. Книга об учителе. — М., 1965.
- Капкаева Л .С. Алгебраический и геометрический методы в обучении математике // Математика в школе. — 2004. — № 7. — С. 27.
- Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. — Ростов н/Д., 1997.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. — М., 1993.
- Мезинов В.Н. Введение в педагогическую деятельность. — Елец, 2005.
- Митина Л.М.Учитель как личность и профессионал. — М., 1994.
- Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. — Новосибирск, 1991.
- Мордовина Е.Е. К вопросу реализации логической составляющей образовательной области «Математика» // Математика в школе. — 2005. — № 9. — С. 56.
- Пускин Л.Ф. Система работы педагога // Открытая школа — 1998 — № 5.
- Румбешта Е.А. Обучение деятельности на уроках физики. // Физика в школе. — 2003. — № 7. — С.
61.
- Саранцев Г.И. Гуманитаризация математического образования и его состояние сегодня // Математика в школе. — 2006. — № 4. — С. 57.
- Сенновский И.Б. Управленческая деятельность учителя / И.Б.Сенновский // Педагогика. — 2004.-№2.-С. 48-54.
- Сердитых З.Н. Физика и методы научного познания. // Физика в школе. — 2005. — № 8. — С. 25.
- Смирнова Г. Коммуникативные умения учителя // Нар. обр. — 1999 — № 1-2.
- Спичак С. Индивидуальный стиль деятельности учителя // Нар. обр. — 1993 — № 2.
- Торхова А.В. Индивидуальный стиль деятельности учителя / А.В.Торхова // Педагогика — 2003. -№ 6.-С. 52-60.
- Фирсов В.В. О прикладной ориентации курса математики. // Математика в школе. — 2006. — № 6, 7.-С. 2.
2 вариант
Развитие исследовательских умений учащихся начальной школы.Анализ ...
... и содержание В последние годы учителя стали активно использовать технологию исследовательской деятельности учащихся. Это обуславливается тем, что именно исследовательская деятельность дает возможность ребенку раскрыть весь ... школе эта проблема затрагивается лишь поверхностно, так как считается, что младшие школьники не имеют достаточных умений и навыков для выполнения исследовательских работ. ...
«Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в обучении математике (физике, информатике)»
Изучить современное состояние и перспективы организации учебно- исследовательской деятельности учащихся в процессе их обучения математике (физике, информатике):
- изучить сущность самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;
- эмпирически (с помощью бесед, наблюдений, анкетирования и т.д.)2 выявить состояние организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе их обучения математике (физике);
- разработать систему исследовательских заданий по одной учебной теме;
- по возможности представить результаты выполнения одним-двумя учащимися предложенного им исследовательского задания из разработанной системы.
Одна из задач воспитания современного подрастающего поколения — формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима специальная система работы учителя и школы в целом.
Школа должна готовить учащихся к непрерывному образованию и самообразованию, вырабатывать у них навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке научной и политической информации. Ответ на этот вопрос состоит в разработке методики формирования у школьников рациональных методов и приемов учебной работы, воспитания у них потребности в знаниях, интереса к учению.
Задача включения ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире, облегчается при том условии, что учителя являются носителями традиций науки и исследовательской деятельности, передавая ее в межличностном взаимодействии ученикам.
Исследовательский подход — один из способов познания человеком окружающего мира. Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской.
Самостоятельные исследовательские работы школьников — лишь первый шаг в науке, а настоящее самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования.
Под самостоятельной исследовательской работой учащихся можно понимать форму организации образовательной работы, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Сущность самостоятельной исследовательской деятельности учащихся можно и правомерно будет определить в сопоставлении данных литературных первоисточников, их творческом анализе, произведенных на его основе выводах, а также к применению имеющихся знаний в новых нестандартных ситуациях.
Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как научный, аппарат исследования, практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Работа может выполняться в течение одного или нескольких учебных часов в классе, мастерских, на участке, в лаборатории. Задание может быть рассчитано и на несколько дней. Учащиеся в этих случаях занимаются в библиотеках, кабинетах, работают на учебно-опытных участках и представляют коллективный отчет.
От исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Учащимся самостоятельная исследовательская работа дает:
- навыки самостоятельной постановки задачи исследования: выбор темы, ее сужение или расширение;
- выбор аспектов рассмотрения предмета исследования;
- распределение этих аспектов по мере убывания или возрастания их значения и важности;
- анализ большого числа однородных элементов;
- умение делать обобщение и выводы;
- опыт письменного изложения результатов исследования.
Литература
- Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 классах сельских школ / С.Д.Абдурахманов. -М., 1990.
- Браверманн Э.М. Наблюдения и эксперименты в системе развития учащихся и ознакомления с теорией познания. // Физика в школе. — 2006. — № 1. — С. 21.
- Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. / В.К.Буряк. — М., 1984.
- Воронько Т.А. Задачи исследовательского характера. // Математика в школе. — 2004. — № 8. — С. 10.
- Врыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников. / Е.Врыкова // Народное образование. — 2000. — № 9. — С. 188 — 190.
- Дахин А.Н. Шестиклассникам — навыки научного исследования. // математика в школе. — 2003. -№ З.-С. 75.
- Ерастов Н.П. Методика самостоятельной работы. / Учебно-методическое пособие. — М.: Издательство Мысль, 1985.
- Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской деятельности учащихся. / А.В.Леонтович // Завуч. — 2001. — № 1.
- Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. / А.В. Леонтович // Народное образование. — 1999. — № 10.
- Обухов А. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности учащихся. / А.Обухов // Народное образование. — 2002. — № 2. — С. 65-69.
- Одинцова Н.И. Обучение теоретическим методам познания. // Физика в школе. — 2002. — № 4. — С. 27.
- Охтеменко О.В. Исследовательские задания на уроках алгебры. // Математика в школе. — 2003. -№2.-С. 22.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. Учебное пособие. / П.И.Пидкасистый, Коротяев В.И. -М., 1978.
- Прояненкова Л.А. Деятельностный подход в обучении физике. // Физика в школе. — 2005. — № 1.-С. 34.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001.
ЗАДАНИЯ ДО ПСИХОЛОГИИ №2.
ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕДСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРОХОДЯЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ.
ТЕМА: «Диагностика взаимоотношений в классном коллективе».
Цель: Овладение психологическими методиками изучения классного коллектива.
Задачи:
- Изучение социально-психологической структуры класса.
- Выявление ролевых отношений в изучаемом коллективе.
- Анализ имеющихся групповых норм в классе.
- Составление психологической характеристики класса по результатам проведенных психологических методик.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
- Провести диагностику в школьном классе по предложенные методикам.
- Составить отчет о проведенном исследовании, в котором предоставить ‘информацию о социально-психологической структуре класса, о ролевых отношениях в классе, об имеющихся в нем групповых нормах. Предложить возможные варианты коррекции групповых взаимоотношений.
- К отчету должны быть приложены протоколы исследования.
ОПИСАНИЕ КОНКРЕТНЫХ МЕТОДИК
МЕТОДИКА № 1.
Социометрия.
Цель: исследование структуры взаимоотношений в классе.
Инструкция: Учащимся предлагается ответить письменно на следующий вопрос:
«С кем из своих одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?»
Обработка результатов: При проведении социометрии необходимо соблюсти ряд условий:
1:Нужно позаботиться о том, чтобы члены группы отвечали самостоятельно, не советуясь друг с другом.
2.Для того чтобы испытуемые не упустили из внимания никого из членов группы, необходимо на доске написать фамилии отсутствующих. Результаты представить в виде таблицы (социометрической матрицы) социограммы.
вертикали в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Заполнение матрицы начинается ‘с внесения в нее выборов сделанных каждым человеком. Для этого в клетках пересечения строки соответствующего испытуемого со столбцами тех, кого он выбрал проставляются крестики. В нижние строки матрицы заносятся результаты о количестве полученных выборов. Число выборов полученных каждым человеком, является критерием оценки положения его в системе личностных отношений.
Ученики, которые получили наибольшее количество выборов (крестиков) , пользуются наибольшей популярностью и симпатией, их именуют «звездами». Если ученик получил среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа, то к категории «принимаемых». Если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», (См. пример таблицы) .
Ф.И. 0. |
Иванов |
Петров |
Сидоров |
|
1. Иванов |
X |
|||
2. Петров |
X |
|||
3. Сидоров |
X |
|||
4. … |
||||
Количество выборов |
(не выбрал никто) |
2 (выбрало два человека) |
1 (выбрал один человек) |
Примечание: по’ горизонтали пишутся фамилии тех, -кто выбирает, по вертикали указываются выбираемые. Пример социограммы:
Девочки Мальчики
односторонний выбор
<—> взаимный выбор
Заполнение социограммы:
Учащихся класса обозначить условными знаками приведенными выше (в треугольниках и кружках поставить порядковый номер ученика по списку).
Расположить условные обозначения в соответствии с категориями («звезды», «предпочитаемые», «принимаемые» и «изолированные») по зонам сопрограммы. Стрелками обозначить односторонние и взаимные выборы учеников.
Анализ результатов:
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
- Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
- Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
- Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
- Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты) .
Указать, кто в классе занимает какую позицию, выделить «звезд» и «изолированных». Назвать ребят, сделавших взаимные | выборы.
МЕТОДИКА № 2.
Выбор роли.
Цель: выявление ролевых отношений в коллективе Инструкция: «Пожалуйста, назови, кому какая роль .в классе соответствует в данном списке. Может быть одну роль играют несколько человек, а какую-то — никто».
СПИСОК РОЛЕЙ (для младших школьников) :
- Разведчик (находчивый, не боится трудностей)
- Айболит (человек, который в трудную минуту приходит на
помощь)
- Хулиган (дерется, обижает слабых)
- Принцесса (красивая девочка, знающая себе цену)
- Незнайка (не хочет учиться, но думает, что все знает)
- Рядовой солдат (умеет подчиняться и выполнять команды)
- Лежебока (ленивый)
- Добрая фея (добрая, разумная девочка)
- Знайка (много знает)
- Добрый дух (добрый и справедливый мальчик)
- Плакса (плаксивый и обидчивый)
- Командир (любит командовать)
- Злая фея (вредная, злая девочка)
- Учительница, учитель (любит объяснять)
- Хвастун (врунишка)
- Принц (красивый мальчик, знающий себе цену)
- Волшебник (выдумщик)
- Ябеда
- Скоморох (весельчак)
- Новцй русский (зазнайка)
- Колдун (всем желает зла)
СПИСОК РОЛЕЙ (для подростков и старших школьников):
- Самый лучший ученик
- Самый любимый ученик у учителя
- Организатор
- Культурный
- Спокойный
- Охотно помогает другим
- Компанейский
- Веселый
- Добродушный
- Сочувствующий другим
- Любитель ссор
- Старается быть в хороших отношениях с учителем
- Ни с кем не дружит
- Плачет по пустякам
- Робкий
- Невежливый в отношениях с учителем
- Любящий дразнить других
- Считает, что всегда прав
- Легко впадает в гнев
- Самый начитанный
- Сквернослов
Обработка результатов: Каждому испытуемому зачитывается или выдается список ролей. Выбор учащихся фиксируется в протоколе. Результаты могут быть представлены в виде таблицы. Укажите, кто из учеников, по мнению одноклассников, в наибольшей степени соответствует той или иной роли. Какие роли отсутствуют в классе, а каких ролей много.
МЕТОДИКА №3
Нормы класса. ЩШШ выявление групповых норм в классе. Инструкция: «Из предложенных норм выберите те, которые наиболее характерны для взаимоотношений в вашем классе, а • затем те, которые являются менее характерными, и, наконец, те, которые мало характерны или совсем не характерны для вашего класса».
НОРМЫ КЛАССА:
- Один за всех и все за одного
- Учеба — это достойный способ завоевать авторитет Одноклассников
- Учеба — это достойный способ завоевать авторитет учителей
- Шпаргалка — это хороший способ получить хорошую отметку, нет ничего зазорного в пользовании шпаргалкой
- Ангина — это дополнительные каникулы
- Ангина — это потеря времени, в течение которого можно было бы получить дополнительные знания
- Без муки нет науки
- Учить надо только то, что интересно
- Сам погибай, а товарища выручай
- Лучший товарищ тот, кто дает списать контрольную
- Хороший товарищ не будет давать списывать контрольную
- Дружить в классе нужно не со всеми
Обработка результатов: При проведении данной методики необходимо написать каждую норму в отдельной карточке. Испытуемые должны разложить их на три группы^ по предложенным выше основаниям. Результаты заносятся в протокол и анализируются. Определяются те нормы, которые принимаются большинством учеников данного класса и те, которые ими отвергаются.
2 вариант
«Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в обучении математике (физике, информатике)»
Изучить современное состояние и перспективы организации учебно- исследовательской деятельности учащихся в процессе их обучения математике (физике, информатике):
— изучить сущность самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;
— эмпирически (с помощью бесед, наблюдений, анкетирования и т.д.)2 выявить состояние организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе их обучения математике (физике);
— разработать систему исследовательских заданий по одной учебной теме;
— по возможности представить результаты выполнения одним-двумя учащимися предложенного им исследовательского задания из разработанной системы.
Одна из задач воспитания современного подрастающего поколения — формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима специальная система работы учителя и школы в целом.
Школа должна готовить учащихся к непрерывному образованию и самообразованию, вырабатывать у них навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке научной и политической информации. Ответ на этот вопрос состоит в разработке методики формирования у школьников рациональных методов и приемов учебной работы, воспитания у них потребности в знаниях, интереса к учению.
Задача включения ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире, облегчается при том условии, что учителя являются носителями традиций науки и исследовательской деятельности, передавая ее в межличностном взаимодействии ученикам.
Исследовательский подход — один из способов познания человеком окружающего мира. Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской.
Самостоятельные исследовательские работы школьников — лишь первый шаг в науке, а настоящее самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования.
Под самостоятельной исследовательской работой учащихся можно понимать форму организации образовательной работы, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Сущность самостоятельной исследовательской деятельности учащихся можно и правомерно будет определить в сопоставлении данных литературных первоисточников, их творческом анализе, произведенных на его основе выводах, а также к применению имеющихся знаний в новых нестандартных ситуациях.
Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как научный, аппарат исследования, практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Работа может выполняться в течение одного или нескольких учебных часов в классе, мастерских, на участке, в лаборатории. Задание может быть рассчитано и на несколько дней. Учащиеся в этих случаях занимаются в библиотеках, кабинетах, работают на учебно-опытных участках и представляют коллективный отчет.
От исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Учащимся самостоятельная исследовательская работа дает:
1) навыки самостоятельной постановки задачи исследования: выбор темы, ее сужение или расширение;
2) выбор аспектов рассмотрения предмета исследования;
3) распределение этих аспектов по мере убывания или возрастания их значения и важности;
4) анализ большого числа однородных элементов;
5) умение делать обобщение и выводы;
6) опыт письменного изложения результатов исследования.
Литература
1. Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 классах сельских школ / С.Д.Абдурахманов. -М., 1990.
2. Браверманн Э.М. Наблюдения и эксперименты в системе развития учащихся и ознакомления с теорией познания. // Физика в школе. — 2006. — № 1. — С. 21.
3. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. / В.К.Буряк. — М., 1984.
4. Воронько Т.А. Задачи исследовательского характера. // Математика в школе. — 2004. — № 8. — С. 10.
5. Врыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников. / Е.Врыкова // На-родное образование. — 2000. — № 9. — С. 188 — 190.
6. Дахин А.Н. Шестиклассникам — навыки научного исследования. // математика в школе. — 2003. -№ З.-С. 75.
7. Ерастов Н.П. Методика самостоятельной работы. / Учебно-методическое пособие. — М.: Изда-тельство Мысль, 1985.
8. Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской деятельности учащихся. / А.В.Леонтович // Завуч. — 2001. — № 1.
9. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. / А.В. Леонтович // Народное образование. — 1999. — № 10.
10. Обухов А. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности учащихся. / А.Обухов // Народное образование. — 2002. — № 2. — С. 65-69.
Задание по педагогике и психологии — Стр 2
11. Одинцова Н.И. Обучение теоретическим методам познания. // Физика в школе. — 2002. — № 4. — С. 27.
12. Охтеменко О.В. Исследовательские задания на уроках алгебры. // Математика в школе. — 2003. -№2.-С. 22.
13. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. Учебное пособие. / П.И.Пидкасистый, Коротяев В.И. -М., 1978.
14. Прояненкова Л.А. Деятельностный подход в обучении физике. // Физика в школе. — 2005. — № 1.-С. 34.
15. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001.
1Протоколы и заполненные анкеты обязательно прилагаются к отчету.