Вопрос5. Правила эффективной обратной связи: ты мне, я тебе. Нерефлексивное и рефлексивное слушание

Вопрос 4. Умение слушать и задавать вопросы. Особенности хорошего слушателя. Умение слушать — одно из основных умений, которое развивает курс речевой коммуникации. Это умение очень важно в повседневной жизни. Оно является одним из критериев коммуникабельности человека. Ученые обнаружили существенный разрыв между диктором и аудиторией. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за десять минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник. Чтобы научиться слушать эффективно, необходимо оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании устнго выступления, то есть определитьцели, в соответствии с которыми рекомендуется его слушать.

Цели:1. Получение информации. Среднестатистический гражданин узнает новости, главным образом слушая радио, телевизор, (80:) беседуя с близкими. Особую роль играет слушание в работе ученых (например, опросы населения), деловых людей, журналистов (различного рода интервью).

2.Развлечение. Развлечение, получение удовольствия — это одно из основных желаний человека, помогающее ему отвлечься от забот повседневной жизни. Эта потребность и составляет один из мотивов слушания.

3.Воодушевление. Часто мы слушаем не для того, чтобы узнать факты, а для воодушевления. Это одна из потребностей человека. Именно поэтому хорошо продуманные речи начинаются с высказываний, поднимающих настроение и воодушевляющих слушателей.

4.Анализ фактов и идей. Средняя скорость речи составляет 120—150 слов в минуту, в то время как слушающий способен воспринимать 300—500 слов в минуту. Хороший слушатель должен использовать эту разницу, чтобы анализировать факты и идеи говорящего.

5.Улучшение собственной речи. Наблюдение при слушании за речью хорошего диктора помогает улучшить навыки собственной речи.

При слушании выступления необходимо более четко определить для себя ту цель, с которой вы будете слушать. Далее необходимо организовать свою работу в процессе слушания в соответствии с принципами эффективного слушания.

Человек, который хочет слушать эффективно, никогда сразу не должен соглашаться с оратором или критиковать его в самом начале речи. У него скорее возникает проблемное, творческое отношение, теоесть он может задавать вопросы.

6 стр., 2915 слов

Эмоциональный интеллект человека и умение управлять эмоциями

... управляют эмоциями, чем другие. В чем причина данного явления? Какие особенности человека обеспечивают умение управлять эмоциями? В литературе существует два типа теорий ЭИ - смешанные ... -первых, при диагностике распознавания эмоций должен быть определен круг эмоций, которые человек должен уметь идентифицировать. Межкультурные эксперименты показывают семь универсальных эмоциональных проявлений на ...

УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

Чтобы спрашивать, необходима смелость. Ведь задавать вопросы другому — значит идти на определённое самораскрытие. Спрашивать — это делать свою систему ценностей прозрачной для другого. Спрашивать — значит обеспечивать взаимопроницаемость; спрашивать — это приобретать сведения и выражать сомнение, критически мыслить и обнаруживать собственную позицию, оказывать доверие собеседнику и проявлять к нему интерес, терпимость и готовность уделить ему время, то есть идти на встречу другому. Спрашивать — значит проявлять приятное собеседнику любопытство к нему, его личности.

   Задавать вопросы — не просто умение: по сложности это искусство, требующее владения речью, чуткости и коммуникативным проявлениям партнёра, особенно невербальным сигналам, и способности отличать искренние ответы от уклончивых.

НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ И РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ. Два важных приёма слушания необходимо рассмотреть отдельно. Это нерефлексивное (не отражающее, «впитывающее») и рефлексивное (отражающее, с обратной связью к говорящему) слушание.

НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ.Эта форма слушания наиболее проста. Здесь нужно всего лишь использовать, такие несложные приёмы, как внимательное молчание и минимальную словесную реакцию типа «Хм-хм» или «Ага». Хорошо уже то, что здесь нет перебиваний. Более того, как замечал каждый, просто «Хм-хм» или кивок головы может вдохновить говорящего на довольно продолжительную тираду. Сигналы реакции могут быть самыми разными, лишь бы они не содержали оценки или суждения. (Например: «А?», «Так-так», «Давай дальше», «Да?», «Понимаю», «Правда?»).

Нерефлексивное слушание особенно ценно, когда люди хотят высказать наболевшее, как это часто бывает, скажем, между коллегами или близкими друзьями. Иногда внимательно выслушать партнёра оказывается вполне достаточным. Правда, далеко не всегда. Во многих случаях одной лишь словесной реакции мало, например, когда собеседник ошибочно принимает её за ваше согласие. Тогда необходимо вступить в беседу и высказать вашу точку зрения на сообщение более подробно, чем «Угу», то есть перейти к рефлексивному слушанию.

РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ. Здесь слушатель вступает с говорящим в отношение обратной связи, также, впрочем, не исключающие элементы оценки или суждения. Это служит средством контроля говорящего со стороны слушающего, даёт знать возбуждённым и встревоженным людям, что их понимают, сочувствуют и хотят помочь. Ведь для них особенно важно, чтобы их своевременно и внимательно выслушали. В данном случае полезно вспомнить, что при коммуникации осуществляется процесс кодирования и раскодирования сообщений. Говорящий «кодирует» то, что он хочет сказать, то есть факты и своё отношение к ним, в общественно значимые словесные фразы и несловесное поведение. Затрудняется дело тем, что как слова, так и жесты имеют много значений и могут быть раскодированы слушателем по-разному. Иногда говорящие путаются в словах, иногда слишком дают волю чувствам, выражаемым путаной жестикуляцией, — то и другое может исказить смысл высказывания настолько, что сам говорящий перестаёт соображать, о чём же он, собственно, ведёт речь. Каково же тогда приходится принимающему сообщение? Чтобы обеспечить понимание, он должен дать знать говорящему, что именно до него «дошло», чтобы тот мог скорректировать своё сообщение и сделать его более понятным. Именно такой обмен сигналами прямой и обратной связи и представляет собой процесс рефлексивного, «обратного» слушания.

12 стр., 5654 слов

Эффективность управления социальными процессами

... работе с персоналом в Сбербанк России осуществляет Департамент управления персоналом. Предмет исследования: социальные процессы управления в коллективе ОАО «Сбербанка России». Объект исследования: Открытое ... Акционерное Общества «Сбербанк России)». Целью курсовой работы: изучить эффективность управления социальными процессами на примере ОАО «Сбербанк». Исходя из поставленной цели, необходимо ...

Вопрос6. Понятие об управленческом общении. Педагог профессионального обучения в управляющем общении.

Понятие управленческого общения

В общении руководителя и подчинённого ярко выражен ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и обязанности, ответственности, определяющие зависимость одного участника общения от другого.

Таким образом, управленческое общение — это деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное потребностями управления их деятельностью.

Общение руководителя с подчинённым неразрывно связано с управленческой деятельностью вообще. В целом же можно констатировать, что посредством общения организуется и реализуется управление. Благодаря присущей ему функции воздействия, общение позволяет согласовывать действия различных его участников.

Структура управленческого общения.

Как правило, в общении выделяют три стороны: коммуникация, понимая в узком смысле слова как обмен информацией между субъектом и объектом управления; интеракция — их взаимодействие, предполагающее определённую форму организации совместной деятельности; межличностная перцепция — процесс взаимопознания объектом и субъектом управления друг друга как основа для их взаимопонимания.

КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА.

В процессе общения субъект и объект управления обмениваются разного рода информацией. Не менее важен также осуществляемый в ходе общения обмен настроениями, интересами, чувствами. Это предстаёт как коммуникативный процесс.

Специфика коммуникативных процессов проявляется в следующих особенностях: В характере процесса обратной связи;Наличии коммуникативных барьеров;Наличии феномена коммуникативного влияния; Существование различных уровней передачи информации.

С точки зрения эффективности управления, для руководителя очень важно понимание этих особенностей и их учёт в повседневной деятельности. Кроме того очень важно правильно понимать назначение и уместность следующих знаковых систем:Вербальные средства коммуникации — речь, пара- и экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь — паузы и так далее), Невербальные, система «контакта глазами».

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА В результате взаимодействия объекта и субъекта управления решение принимается последним, то есть вышестоящим. И задача взаимодействия усложняется тем, что объект управления должен её воспринять на уровне побуждения к действию. Стратегии общение, избранные руководителем (в большинстве случаев неосознанно), определяет стиль общения и управления. .

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА С точки зрения эффективности управления, процесс восприятия объекта и субъекта управления друг другом не являются равноценным. Каждый руководитель понимает, насколько важно сформировать необходимый образ у подчинённого. Межличностная перцепция — процесс взаимопознания субъектами общения друг друга как основа для их взаимопонимания. Эта сторона управленческого общения включает в себя определённые механизмы взаимопонимания и прогнозирования поведения партнёра. Важную роль при этом играют коммуникативные барьеры, механизмы психологической защиты личности.

4 стр., 1988 слов

Преодоление конфликтов: конструктивное общение

... один избазовых навыков — «активное слушание». Приемы, используемые при этом,являются необходимыми для эффективного управления общением, особенно впотенциально конфликтных ситуациях. Известный автор бестселлера « ... не обостряется. «Вы-утверждения» или«Вы-обращения», напротив, могут усугублять конфликты, так как длядругого человека они представляются обвинительными, осудительными,наступательными и, ...

Вопрос7. Взаимопонимание. Условия принятия учащимися требований педагога

Чтобы учащиеся понимали рекомендации и советы, педагогу надо усвоить обеспечивающие взаимопонимание следующие условия:

— непротиворечивость того, что учащийся должен сделать, своим принципиальным взглядам, позиции. Если учащийся не принимает позиции педагога, то дальнейшее убеждение следует направить только на устранение этого разногласия, а не на повторение сказанного:

— убедить учащегося, что действия, которые от него ожидаются, не только не будут противоречить его взглядам, но и будут способствовать удовлетворению каких-то его потребностей:

— учитывать, что учащиеся легче принимают позицию педагога, к которому положительно относятся (сильная привязанность, дружба и любовь), и отвергают позицию того, к которому испытывают эмоционально отрицательные чувства (неприязнь, ненависть, антипатия).

Третье условие оказывает влияние на принятие позиции педагога даже тогда, когда первые два условия не срабатывают. Этот фактор как бы перекрывает все остальные. Поэтому задача практического психолога в работе с педагогами – научить последних психологическим приёмам достижения расположенности учащихся.

К числу их относятся:

1. Приём «имя собственное». При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, что вызывает не всегда осознанное им чувство приятного, причём это необходимо делать постоянно, а не от случая к случаю.

2. Приём «зеркало отношений». Люди с приветливым выражением лица притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это нужно учитывать в работе.

3. Приём «золотые слова» — преувеличение положительных качеств человека, ведь самый эффективный комплимент – комплимент на фоне антикомплимента тебе.

4. Приём «терпеливый слушатель». При общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.

5. Приём «личная жизнь». Общаясь с учащимся, интересуясь их внеучебными увлечениями, личными заботами, важно использовать эти знания в процессе воспитания и обучения.

Вопрос10. Предупреждение конфликтов. Умение жить без конфликтов.

СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Конфликт, как и любые взаимодействия людей, регулируется нормами социального поведения. Нормативное регулирование конфликтов делает систему более стабильной, определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтов. Большое значение при этом имеют нравственные нормы, они затрагивают наши представления о добре и зле, правильном и неправильном поведении, справедливости и порядочности и т.п.

Установка толерантности призывает отказываться от такой позиции, когда единственным критерием правоты может быть сила. Такая установка предполагает учет интересов другого человека именно тогда, когда ты сам обладаешь силой, властью и т.д. Например, богатый человек добровольно, без принуждения готов экономить воду, чтобы хватило ее и другим; если сильнейший боксер не «дает сдачу» наступившему ему на ногу не потому, что не может; а кто-то не берет взятку не потому, что не может, а потому, что ему не позволяет совесть, и т.д.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... какие – ментального, какие – огненного. Что умирает при первой физической смерти человека, что умирает при сбрасывании астральной оболочки и как и что – при сбрасывании ментальной? В чем заключается бессмертие ... особенно трудном случае мне пришлось отлететь назад, чтобы передохнуть и обдумать проблему. Тогда и выяснилось, что мое материальное тело раздваивается... Расстояние между двумя телами было ...

Если человек сумел осознать и принять толерантность как ценность, она позволяет ему в дальнейшем жить по иным (согласованным с самим собой и с миром) нормам, тогда и общество, в котором он живет, тоже будет меняться.

Стабилизирующим фактором, препятствующим возникновению конфликтов, служат положительные традиции.

Профилактика конфликта важна как в социальном плане, так и в личностном. Актуальной задачей являетсяовладение необходимыми нормами социального поведения, соответствующими возрастным особенностям человека, отвечающими современным представлениям о социальной компетентности.

Другой существенной задачей являетсяконфликтологическая грамотность, предполагающая овладение стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов, возможности перевода конфликта из деструктивного русла в конструктивное, навыками саморегуляции в конфликте и т.д.

Третья важная задача — осознанное отношение к собственным психологическим проблемам, понимание важности самоисследования и самоизменения, свободное и осознанное принятие толерантности как нормы существования и сосуществования. Этот далеко не полный перечень мер профилактики конфликта, необходимых сегодня каждому человеку.

Опыт показывает, что можно ввести обучение практической конфликтологии, разрешении конфликтов, методам посредничества, ведения переговоров. На специальных занятиях по психологии можно научиться понимать чувства другого, считывать невербальную информацию, управлять конфликтами, справляться с напряжением, возникающим в их собственных конфликтах; преодолевать деструктивность конфликтов, в том числе внутриличностных, эффективно помогать другим в решении конфликтов.

Жить без конфликтов— значит всегда стремиться к конструктивным решениям, вести себя и коллектив к успехам. Современная жизнь требует от меня высокого уровня стрессоустойчивости, психологической готовности к острым, конфликтным ситуациям, требующим: — мудрости; — психической уравновешенности; — бескомпромиссности; — стойкости; — выдержки; — силы воли и характера.

Собственная недооценка знания источников и причин конфликтов, отсутствие навыков организации своего поведения в конфликтной ситуации существенно снижают шансы на выживание. Конфликт невозможно упростить, но его можно прогнозировать и применять для его разрешения эффективные методики и теории. Умение это делать, а также способность к адекватному и глубокому восприятию, пониманию людей внесет в ваше поведение чувство: — уверенности и безопасности; — деловой устойчивости в общении.

У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по — своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности, сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который — один из самых главных врагов, так как он: — дезорганизует; — переводит логику рассуждений в эмоциональную сферу, а не разум.

13 стр., 6332 слов

Система командной деятельности в организации и управление командами

... включает введение, главу 1 - теоретические основы командной деятельности в организации и потенциал команд, главу 2 - характеристика деятельности агентства безопасности «Лайтфлай» ООО, главу 3 - ... [3.48 стр.147] Малая группа - относительно обособленное объединение небольшого количества людей, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение ...

Поэтому, ваша задача: — предотвращение возникновения разногласий; — сглаживание последствий конфликта; — разрешение споров; — умение увести людей из состояния вражды интересов; — взаимопонимание; — ориентация на сотрудничество. Если вам трудно сосредоточиться в конфликтной ситуации, встать на объективную позицию, то пытайтесь инстинктивно или предотвратить конфликт, или отложить, что не дает полного решения проблем.

Вопрос 11. Методика и техника организации деятельности по воспитанию учащихся. Стратегия работы и тактика воспитания

Вопро12. Правила организации деятельности мастера-наставника. Начало работы. Алгоритм видов деятельности.