8.6.1. Организация управления конфликтами и стрессами Подстраивание системы управления под организационную культуру
Организация |
Стратегия |
Что было бы желательно иметь |
Барьеры организационной культуры |
Возможные альтернативные решения |
А |
Диверсификация по продукту и рынку |
Дивизиональная структура
|
Приверженность централизации. Единоначалие. Функционализм. Иерархичность |
Создание центров прибыли. Четкое стратегическое планирование. Измерение эффективности |
Б |
Концентрация в маркетинге на наиболее прибыльных сегментах рынка |
Отлаженная система стимулирования. Приспособление информационной системы |
Распределенная власть. Ориентация на индивида. Отношения важнее работы |
Закрепление за работниками определенных сегментов рынка |
В |
Развитие новых рынков |
Матричная структура |
Множество цент- ров власти. Функциональная ориентация |
Назначение координирующих программ. Создание комитетов по планированию. Большая вовлеченность высшего руководства |
Функции управления производственными и социальными конфликтами, а также стрессами должны выполняться не только руководителями, но и специалистами-конфликтологами и специально созданными подразделениями. Во многих крупных и средних организациях эти функции, в частности, возлагаются на вновь созданные отделы трудовых отношений.
Схема функциональных взаимосвязей в процессе управления конфликтами отдела трудовых отношений
Функции |
Исполнители |
||||
Нач. отдела |
Зам. нач. отдела |
Конфликтолог |
Психолог |
Социолог |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Проведение социологических опросов, социапьно-психологических исследований |
Р |
К |
П |
О, У |
О, У |
2. Проведение лекций и семинаров в подразделениях |
Р |
К, О |
У |
У |
У |
3. Обеспечение руководителей организации литературой по конфликтам |
Р |
К, О |
П, У |
П |
П |
4. Информирование работников об общих рекомендациях по разрешению конфликтов |
Р |
К |
О, У |
У |
У |
5. Информирование работников об их социальном и экономическом положении на текущий момент |
Р |
К, О |
У |
У |
У, П |
Условные обозначения:
О — отвечает за выполнение функции;
У — участвует в выполнении функции;
П — предоставляет необходимую информацию, исходные данные;
К — контролирует;
Р — принимает решение.
Информационные связи отдела трудовых отношений (состав основных документов)
Откуда поступает |
Куда направляется |
Какая документация |
Юридический отдел |
Отдел трудовых отношений (ОТО) |
Заключения, письменные и устные справки по правовым вопросам; исковые заявления и претензии по вопросам, подведомственным отделу; договоры для проработки и исполнения |
ОТО |
Юридический отдел |
Справки, заключения, расчеты и другие подлинные документы или их копии для предъявления претензий, преддоговорных и имущественных исков и отзывов |
Комиссии по трудовым спорам (КТС) |
ОТО |
Информация о поступающих в КТС жалобах и копии решения об их рассмотрении |
ОТО |
КТС |
Письменные и устные справки по методологическим вопросам социологии, психологии, конфликтологии |
Профсоюзные комитеты |
ОТО |
Предложения по совместной подготовке и проведению лекций и семинаров в цехах и отделах |
ОТО |
Профсоюзные комитеты |
Письменные и устные справки по методологическим вопросам социологии, психологии и конфликтологии |
Отдел кадров |
ОТО |
Сведения о численности работников на предприятии и в подразделениях |
ОТО |
Цехи, отделы и другие подразделения |
Анкетные и опросные листы |
Цехи, отделы и другие подразделения |
ОТО |
Информация о социально-психологическом климате в коллективах, отношении к руководству предприятия и его подразделений, наличии недовольства и возможности конфликта |
8.6.2. Методы управления конфликтами
Управление конфликтами — это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.
Существует ряд методов управления конфликтами, которые по признаку поведения конфликтующих сторон можно разделить на несколько групп:
Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента.
Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.п. К таким методам относят: разъяснение требований к^эаботе, использование координационных механизмов, разработку или уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения.
Межличностные методы предполагают выбор стиля поведения участников конфликта, чтобы свести к минимуму ущерб для своих интересов. Наряду с хорошо известными стилями конфликтного поведения, к которым относятся приспособление (уступчивость), уклонение, противоборство, сотрудничество и компромисс, следует обратить внимание на принуждение и решение проблемы.
Управление конфликтом через решение проблемы осуществляется в следующем порядке:
1. Определите проблему в категориях целей, а не решений.
2. После того как проблема определена, выявите решения, которые приемлемы для обеих конфликтующих сторон.
3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой конфликтующей стороны,
4. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияниеи обмен информацией.
5. Во время общения создайте т ложительное отношение другк другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявл :ние гнева и угроз.
Методы управления конфликтами подразделяются также попризнаку принадлежности к направлению управления конфликтами. Практика показывает, что сложилось три направленияуправления конфликтами: уход от конфликта, подавление конфликта и собственно управление конфликтом.
Метод ухода от конфликта. Преимущество такого метода состоит в том, что решение принимается, как правило, оперативно. Этот метод применяетсяв случае ненужности данного конфликта, когда он не подходит
к ситуации, сложившейся в организации, или очень высоки издержки возможного конфликта.
Разновидностью метода ухода от конфликта является методбездействия, уступки или приспособлени, метод сглаживания.
Подавление конфликта, в свою очередь, предполагает использование различных методов. Например, метод скрытых действий
применяется в случаях, когда стечение экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств делает
невозможным открытый конфликт; отсутствует желание иметьдело с открытым конфликтом из-за боязни потери имиджа.
Может оказаться эффективным метод быстрого решения. Сутьего в том, что решение по проблеме, вызвавшей конфликт, принимается в самые короткие сроки, почти мгновенным соглашением.
Для управления конфликтом наиболее рациональным и оправданным является использование всего комплекса методов воздействия на конфликтную ситуацию и поведение участников конфликта.
Конфликт — это сигнал того, чтопроизошло что-то неладное в коммуникациях между людьми либо появились какие-то существенные разногласия.
В порядке основных рекомендаций относительно поведенияв конфликтных условиях можно указать на такие ориентиры, как:
— умение отличить главное от второстепенного
— внутреннее спокойствие(эмоциональная зрелость и устойчивость, знание меры воздействия на события, умение подходить к проблеме с различных точек зрения, готовность к любым неожиданностям
восприятие действительности такой, какая она есть, стремление к выходу за рамки проблемной ситуации, наблюдательность, дальновидность, стремление понять других, их помыслы и поступки)
— умение извлекать опыт из всего происходящего
Методы управления стрессами
Управление стрессами — это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности
к стрессовой ситуации, устранения источников стресса и овладения методами их нейтрализации всем персоналом организации.
Стресс, как известно, представляет собой комплекс физических, химических и иных реакций человека на стрессоры (или стимулы) в окружающей среде, действие которых выводит из равновесия его физиологические и психические функции.
Классификация стрессоров и их последствий
Производственные: перегрузки (недогрузки); необъясненные перемены; изменение расписания; плохое оборудование
Ролевые; ролевой конфликт; ролевая неясность; ответственность за людей; недостаток поддержки; недостаток статуса
Структурные: слабая коммуникация; недостаток соучастия; неправильно построенная иерархия
Карьерные: замедленное (слишком быстрое) продвижение по службе; несправедливость; недостаток возможностей для
продвижения; отсутствие необходимой подготовки
Отнощенческие: отношения с: руководством; подчиненными; коллегами; клиентами; рабочими
Внеорганизационные: отношения в семье; состояние экономики; обстоятельства жизни; рост преступности; рост цен
Методы нейтрализации стрессов
- Планирование
- Физические упражнения
- Режим питания
- Психотерапия
- Медитация и расслабление
8.7. Безопасность, условия и дисциплина труда персонала
Безопасность организации — это такое состояние, которое достигается посредством обеспечения и поддержания защищенности ее персонала и жизненно важных интересов организации от внутренних и внешних угроз с целью уменьшения отрицательных
последствий нежелательных событий и достижения наилучших результатов деятельности.
Угроза безопасности организации — это событие, действие илиявление, которые посредством воздействия на персонал, финансовые, материальные ценности и информацию могут привестик нанесению вреда здоровью работников и ущерба организации,
нарушению или приостановке ее функционирования.
Обеспечение безопасности организации — это деятельность еедолжностных лиц, персонала, специального подразделения побезопасности, государственных правоохранительных органови иных структур, направленная на предотвращение возможногонарушения ее нормального функционирования.
Система безопасности организации — это комплекс организационно-управленческих, экономических, правовых, социально-
психологических, профилактических, пропагандистских, режимных и инженерно-технических мер и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности организации и ее персонала.
Физическая безопасность объекта — это охрана материальныхи финансовых ресурсов от чрезвычайных обстоятельств (пожар,стихийное бедствие, терроризм) и от несанкционированного проникновения на территорию (вандализм, кража, хищение и т.д.).
Личная безопасность руководства и ведущих специалистов — этоих физическая охрана, а также охрана жилья и средств передвижения руководителей и ведущих специалистов организации и членов их семей.
Физическая безопасность персонала — это система охраны трудаи техники безопасности в организации на основе производственной санитарии и психологии деловых отношений.
Экономическая безопасность — это состояние защищенности экономических интересов организации от внутренних и внешних
угроз посредством минимизации коммерческих рисков, системы мер экономического, правового и организационного характера, разработанной администрацией организации.
Информационная безопасность — это охрана каналов поступления, хранения, обработки и передачи информации, защита любых информационных ресурсов по уровням доступа.
Существует два основных принципа защиты информации: разделение обязанностей и минимизация привилегий.
Принцип разделения обязанностей предписывает так распределять роли и ответственность, чтобы один человек не смог нарушить критически важный для предприятия процесс.
Принцип минимизации привилегий предписывает выделять пользователям толь-
ко те права доступа, которые необходимы им для выполнения служебных обязанностей.
Юридическая безопасность — это охрана прав, порядка и условий осуществления конкурентной предпринимательской деятельности организации в рамках законодательства Российской Федерации. Если рассматривать юридическую защиту более подробно, то условно ее можно подразделить на три основных направления:
• взаимоотношения с органами государственной власти;
• защита от действий недобросовестных партнеров, заказчиков или контрагентов;
• создание условий для успешной производственной деятельности организации.
Интеллектуальная безопасность — — охрана прав на научные труды, промышленные образцы, товарные знаки, коммерческие наименования.
Экологическая безопасность — охрана окружающей среды,обеспечение безопасной работы экологически опасных объектов предприятия, предотвращение экологических катастроф.
Как показывает практический опыт, обеспечение безопасности организации должно соответствовать следующим принципам:
— непрерывность
— комплексность
— своевременность
— законность
— активность
— универсальность
— экономическая целесообразность
— конкретность и надежность
— профессионализм
— взаимодействие и координация
— централизация управления и автономность
Безопасность труда и здоровья персонала — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные.
Под условиями труда понимается совокупность, психофизиологических, санитарно-гигиенических, эстетических и социально-психологических состояний производственной среды, оказывающих влияние на функционирование организма работника, его здоровье и продолжительность жизни, работоспособность, удовлетворенность трудом, воспроизводство рабочей силы и эффективность труда.
Классификация факторов, воздействующих на условия труда
Факторы, воздействующие на условия труда |
Содержание факторов |
Социально-экономические |
1. Нормативно-правовые факторы (законы о труде, правила, нормы, стандарты и т.п. и практика государственного и общественного контроля за их соблюдением). 2. Социально-психологические факторы, характеризующие отношение работника к труду, психологический климат в коллективе и т.п. 3. Общественно-политические факторы (общественные формы движения за создание благоприятных условий труда, рационализаторство, изобретательство и т.п.). 4. Экономические факторы (системы льгот и компенсаций, моральное и материальное стимулирование и т.п.) |
Организационно- технические |
1. Средства труда. 2. Предметы труда. 3. Технологические процессы. 4. Организационные формы производства. 5. Режимы труда и отдыха, дисциплина труда и т.п. |
Естественно-природные |
Климатические, геологические, биологические особенности местности, где протекает работа |
Производственные факторы опасных и вредных условий труда
Наименование фактора |
Характеристика фактора |
Физический |
Движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия (материалы, заготовки); повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны. Повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука, инфразвуковых колебаний; повышенное или пониженное барометрическое давление и его резкое изменение; повышенные или пониженные влажность, подвижность, ионизация воздуха; повышенный уровень ионизирующих излучений; повышенное напряжение в электрической цепи; повышенные уровни статического электричества, электромагнитных излучений; повышенная напряженность электрического, магнитного полей; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны; повышенная яркость света; повышенная пульсация светового потока; повышенные уровни ультрафиолетовой и инфракрасной радиации; острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхности заготовок, инструментов, оборудования; расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли (пола), невесомость |
Химический |
По характеру воздействия на организм человека подразделяются на токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию. По путям проникновения в организм человека делятся на проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки |
Биологический |
Патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы простейшие) и продукты их жизнедеятельности |
Психофизиологический |
Физические (статические и динамические) и нервно- психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки) |
Утомление — это вызванное интенсивной или длительной работой временное уменьшение работоспособности, выражающееся
в снижении количества и качества выполняемой работы и в ухудшении координации рабочих функций. Утомление бывает физиологическим и психическим.
Рациональный режим труда и отдыха — это чередование работы и перерывов на протяжении смены, недели, месяца, года, устанавливаемое на основе анализа работоспособности с целью обеспечения высокой производительности труда и сохранения здоровья работника при эффективном использовании производственного оборудования.
Под дисциплиной труда понимается закрепленная правом и другими социальными нормами система трудовых отношений в коллективе, направленная на поддержание надлежащего порядка в процессе осуществления трудовой деятельности. Дисциплина труда является необходимым условием успешного функционирования организации и основой социально-экономического развития коллектива.
Виды трудовой дисциплины
Классификационный признак |
Виды дисциплины |
1. По характеру воздействия |
принудительная, или дисциплина труда, основанная на применении санкций; добровольная, или сознательная дисциплина, основанная на осознании необходимости соблюдения каждым членом общества юридически установленных или традиционно сложившихся норм и правил поведения; самодисциплина, или внутренняя дисциплина, основанная на внутреннем самоубеждении индивида, предъявляющего к себе лично высокие требования |
2. По сфере воздействия |
плановая; договорная; финансовая и др. |
3. По объектам дисциплинарных отношений |
производственная дисциплина — соблюдение установленных режимов работы оборудования, бережное отношение к оборудованию, оснастке, другим материальным ценностям, соблюдение техники безопасности, правил охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, должностных инструкций и т.д. технологическая дисциплина предполагает точное выполнение всех требований технологии производственного процесса, режимов и способов его ведения; трудовая дисциплина — это соблюдение работниками организации установленных правил внутреннего трудового распорядка (своевременное начало и окончание рабочего дня, обеденного перерыва, кратковременных перерывов на отдых и личные нужды), норм поведения в организации |
Работа по укреплению трудовой дисциплины в условиях рынка требует использования различных методов управления дисциплинарными отношениями в организации, которые включают применение методов убеждения, стимулирования, принуждения.
Методы убеждения — это методы воспитания, воздействия на сознание работников с целью направления их на полезную деятельность или предупреждения нежелательных поступков путем
обоснованной аргументации.
Методы стимулирования работников опираются на личную материальную и моральную заинтересованность работников в высоких конечных результатах труда. Дисциплина обеспечивается
сознательным отношением работников к труду и поощрением за добросовестный труд.
Методы принуждения предполагают использование дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой дисциплины. К дисциплинарным взысканиям относят привлечение к административной и материальной ответственности.
Укрепление дисциплины — это постоянная работа администрации организации, так как соблюдение дисциплины способствует успешному решению стоящих перед ней задач.