Ученые, внесшие вклад в разработку вопросов
возрастной и педагогической психологии
Ученые |
Разрабатываемые вопросы |
Основные публикации |
Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) |
Заложил фундамент к изучению психики детей. Доказал рефлекторную природу психического. Основываясь на генетическом подходе изучения психики ребенка, разработал вопрос о развитии самосознания ребенка. Показал особенности развития чувствительности и движений детей |
«Рефлексы головного мозга» |
Выготский Лев Семенович (1896-1934) |
Разработал вопросы: 1) периодизации и динамики развития психики ребенка; 2) соотношения обучения и развития; 3) развития житейских и научных понятий; 4) развития речи и мышления и др. Основа взглядов — концепция культурно-исторического развития. Особенность развития психики — создание особых средств-знаков. Такими знаками, как своеобразными психическими орудиями, являются языковые знаки |
«Проблемы психического развития ребенка»; «История развития ВПФ»; «Мышление и речь»; «Этюды по истории поведения»; собр. соч. в 6 т. |
Блонский Павел Петрович (1884-1941) |
Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению ребенка. Придавал большое значение умственной активности и творческим силам детей. Анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения |
«Педология»; «Очерки детской способности»; «Память и мышление» . |
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) |
Разработал деятельностный подход в психологии и педагогике: человек и его психика формируются и проявляются изначально в практической деятельности и потому должны изучаться через |
«Основы общей психологии»; «Бытие и сознание» |
Ученые |
Разрабатываемые вопросы |
Основные публикации |
их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и т. д.). Деятельность определяется ее объектом не прямо, а лишь опосредованно через внутренние специфические закономерности (через цели, мотивы и т. д.). При объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия (педагогические и т. д.) |
||
Лурия Александр Романович (1902-1977) |
Вместе с Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым разрабатывал культурно-историческую теорию человеческой психики. Особое внимание уделял проблеме социальной обусловленности мышления. Главные теоретические и экспериментальные исследования А. Р. Лурия посвящены проблемам мозговой локализации высших психических функций |
«Этюды по истории поведения»; «Об историческом развитии познавательных процессов»; «Основы нейропсихологии» |
Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) |
Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и разработал общепсихологическую теорию деятельности. Провел анализ развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающий механизм происхождения сознания и его роль в регуляции деятельности человека. Структуру деятельности (деятельность — действие — психофизиологическая функция) соотнес со структурой мотивациошгой сферы (мотив — цель — условие), изучал широкий круг психических явлений. Концепция деятельности А. Н. Леонтьева стимулировала рост исследований в различных отраслях общей психологии, в том числе и возрастной |
«Проблемы развития психики»; «Деятельность. Сознание. Личность» |
Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) |
Разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Рассматривал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности. В связи с этим выявил особенности освоения ребенком общественного опыта.! Изучал проблемы соотношения обучения и умственного развития и формирование |
«Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий»; «Введение в психологию» |
Ученые |
Разрабатываемые вопросы |
Основные публикации |
творческого мышления. Разрабатывал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка |
||
Запорожец Александр Владимирович (1905-1981) |
Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте. Раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов. Выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой была разработана система сенсорного воспитания] Занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, он выявил значение ориентировочной деятельности в регулировании поведения. В последние годы разрабатывал теорию эмоций как особого звена смысловой регуляции деятельности |
«Развитие произвольных движений» |
Щелованов Николай Матвеевич (3892-1964) |
Изучал следующие основные проблемы: 1) первенство развития слуха и зрения ребенка; 2) развитие ребенка до 3 лет; 3) возникновение госпитализма в результате дефицита общения ребенка со взрослыми |
«Воспитание ребенка раннего возраста»; «Физиология высшей нервной деятельности» |
Люблинская Анна Александровна (1903-1983) |
Разрабатывала вопросы детской и педагогической психологии |
«Очерки психического развития ребенка»; «Детская психология» |
Божович Лидия Ильинична (1908-1981) |
Изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов. Изучала аффекты неадекватности, анализируя конфликты детей. Исследовала функции самооценки, уровень притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, а также пути формирования устойчивости личности. Л. И. Божович вслед за Л. С. Выготским выстраивала линию возрастного развития кризисов: новорожденности, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста |
«Личность и ее формирование в детском возрасте» |
Ученые |
Разрабатываемые вопросы |
Основные публикации |
|||||||
Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) |
Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущая деятельность». Предложил эффективный метод обучения ребенка чтению путем звукового анализа слов. С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявил ее роль в процессе развития ребенка. Разрабатывал теорию развивающего обучения учащихся начальной школы |
«Детская психология»; «Психология игры»; «Психология обучения младшего школьника» |
|||||||
Венгер Леонид Абрамович (1925-1992) |
Область исследований: закономерности развития восприятия и наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте, формирование общих и специальных способностей, диагностика умственного развития |
«Воспитание и обучение»; «Педагогика способностей»; «Диагностика умственного развития дошкольника» (ред.); «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» (ред.) |
|||||||
Давыдов Василий Васильевич (1930-1996) |
Изучал возрастную периодизацию, психологию детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Исследовал соотношение обучения и развития, развитие личности ребенка, формирование мышления, речи, овладение им учебной деятельностью. Совместно с Д. Б. Элькониным разрабатывал теорию обучения на основе общепсихологической теории деятельности |
«Детская психология»; «Виды обобщений в обучении»; «Теория развивающего обучения»; «Психическое развитие в детских возрастах» |
|||||||
Петровский Артур Владимирович (1931-2006) |
Личность рассматривал через группу, через социум. Потребности в персонификации, по А. В. Петровскому, являются отправным пунктом анализа развития. Он выделил 3 основных процесса, определяющих ход развития: 1) адаптацию; 2) индивидуализацию; 3) интеграцию. |
«Психология развивающейся личности»; «Личность. Деятельность. Коллектив. Психологическая теория коллектива» |
|||||||
Ученые |
Разрабатываемые вопросы |
Основные публикации |
В периодизации возрастного развития выделял эпохи детства, отрочества и юности |
||
Фельдштейн Давид Иосифович (род. в 1929 г.) |
Изучает проблемы онтогенеза психического и личностного развития ребенка, подростка. Предложил возрастную периодизацию психического развития. Исследует общественно-полезную деятельность подростков, закономерности личностного, профессионального самоопределения подростков и юношества |
«Трудный подросток»; «Проблемы возрастной и педагогической психологии»; «Психология становления личности» |
Лисина Майя Ивановна (1929-1983) |
На основе общепсихологической теории деятельности рассматривала общение как коммуникативную деятельность. Потребность в общении М. И. Лисина считала самостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. По ее теории, в качестве мотивов деятельности общения выступает партнер по общению. В периодизации развития общения выделила следующие формы: 1) ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (0-6 месяцев); 2) ситуативно-деловое общение (6 месяцев — 1 год); 3) внеситуативно-познавательное общение (3-5 лет); 4) внеситуативно-личностное общение (6-7 лет) |
«Проблемы онтогенеза общения» |
Мухина Валерия Сергеевна (род. в 1935 г.) |
Разрабатывает концепцию становления самосознания личности на разных этапах онтогенеза, а также исследует проблему психологической коррекции развития личности в детстве |
«Близнецы»; «Р1зобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта»; «Возрастная психология» |