Вопрос 1. Представление о консультировании в массовом сознании

Основы консультирования

Е.Ю. Макарова изучала представление о консультировании у разных социальных групп (дис. канд. пс. н., РГСУ, 2009).

Она установила, что представления о целях консультирования согласуются с представлениями о причинах затруднений людей, обращающихся за помощью к консультанту:

а) «неправильное мышление»,

б) «неправильное поведение»,

в) «неприятные воспоминания, связанные с переживаниями в детстве».

Ею были выделены три уровня функционирования социальных представлений о консультировании:

— научно-теоретический,

— профессионально-обыденный,

— обыденный.

Научные представления о консультировании отражают существование большого количества методов, основанных на ведущих теоретических концепциях, — гуманистической, когнитивной, бихевиоральной и психодинамической.

Профессионально-обыденные представления студентов-психологов и психологов-практиков соответствуют педагогической модели психологического консультирования и являются противоположностью собственно психологической модели, предполагающей взаимодействие консультанта и клиента как полноправных субъектов. Они характеризуются противоречивостью профессиональных ролей и позиций консультанта по отношению к клиенту и предъявляемой ведущей теоретической парадигмой.

Обыденные представления о психологическом консультировании отражают представления людей, не имеющих профессионального отношения к психологической практике. Они также соответствуют педагогической модели психологического консультирования.

Психолог в более чем половине ответов опрашиваемых — это, прежде всего, врач и эксперт, который знает, как разрешить трудности клиента и готов дать совет, как действовать дальше.

Опрошенные в 50% случаев считают для себя возможным обращение к психологу при условии невозможности справиться с затруднениями самостоятельно, так называемая ситуация «безвыходного тупика». При этом около 30% опрошенных считают для себя невозможным обратиться за помощью к психологу «ни в каком случае».

Для старшего поколения наиболее актуальна ситуация «отсутствия выхода», а для респондентов до 30 лет это ситуации: «полоса неудач» и «душевной боли, одиночества, отчужденности».

Наибольшее расхождение в целях консультирования прослеживается в зависимости от уровня образования респондентов:

— люди со средним уровнем образования не обращаются за консультативной помощью по поводу экзистенциональных проблем, однако профиль образования не оказывает существенного влияния на первичные запросы клиентов.

3 стр., 1283 слов

Использование модели ноэтической динамики в психологическом консультировании

Пуха Марина, Психолог, тренер, член Гильдии тренинга и психотерапии, Санкт-Петербург, Сотрудник Международной Лаборатории Умных Психотехнологий В последние годы проблематика современного мира очень изменилась, и человек зачастую не успевает адекватно реагировать на изменения и успевать приспосабливаться к ним. Такие перемены требуют новых системных подходов, и один из них - модель Ноэтической ...

У многих людей не сформирована потребность обращения за социально-психологической помощью к профессионалу. В качестве основного источника помощи традиционно указываются друзья и родители. Причём женщины чаще мужчин прибегают к помощи родителей в трудной жизненной ситуации, но мужчины значительно реже обращаются к консультантам. Для мужчин дружеская поддержка является основным источником психологической помощи.

Люди готовы обращаться за консультацией, чтобы научиться новым способам поведения и получить поддержку со стороны.

Типичный консультант-психолог в глазах российского населения обладает притягательной внешностью, опрятен, обаятелен, умеет расположить к себе, аккуратен, готов к диалогу. Идеальным возрастом консультанта, вызывающего наибольшее доверие, является 40-49 лет, что говорит о том, что консультант должен быть, прежде всего, зрелой личностью, как в социальном, так и в профессиональном плане. Он также должен состоять в браке, быть уверенным в себе, спокойным, иметь приятный тембр голоса. Важной составляющей консультирования является «взаимопонимание консультанта и клиента» (86,7%), а также «квалификация консультанта» (20%) и «желание клиента измениться» (20%).

Консультант-психолог, по мнению респондентов с экономическим профилем образования, выступает в роли врача (33,3%), фасилитатора (33,3%), священника (26,7%), эксперта (26,7%), учителя (20%).

 

Проблема определения понятия «психологическое консультирование»

Проблема определения понятия «психологическое консультирование». Цели и задачи психологического консультирования

Психологическое консультирование — одна из сравнительно молодых областей деятельности, изначально базирующаяся на практическом использовании методов психологии и психотерапии с включением элементов философии и социологии, идеологически и функционально частично унаследовавшая элементы практик образовательного, воспитательного и «духовного» наставничества, т.е. фактически являющаяся междисциплинарным подходом.

Несмотря на более чем сорокалетнее активное использование данного термина как идентификатора вида деятельности, его общепринятого определения пока не выработано. Это связано с тем, что консультанты придерживаются разных идеологий, подходов и методов, обобщение и стандартизация которых пока еще не осуществлены, хотя такие попытки делаются.

5 стр., 2036 слов

Условно « психологические » определения

Проблема определения перевода как процесса и результата (исторический обзор- эмпирический период vs лингвистический период). Метафористичность терминов «трансформация» и «передача смысла» в определениях перевода. Слово «перевод» имеет несколько различных значений. Так, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова указывается на наличие у этого слова пяти значений, большинство ...

В качестве примера неоднозначности определения психологического консультирования можно привести следующие варианты:

Психологическое консультирование — ориентированный на обучение процесс, осуществляемый двумя участниками в простой социальной обстановке, один на один, когда консультант, профессионально компетентный в отношении соответствующих психологических умений и знаний, стремится помочь клиенту способами, обусловленными потребностями последнего, и в контексте общей программы работы с клиентурой: лучше узнать самого себя, научиться пользоваться этими знаниями для достижения более ясно очерченных и реалистичных целей, с тем чтобы клиент мог почувствовать себя счастливее и стать более полезным членом общества (J.W. Gustad).

Психологическое консультирование — специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий (определение Британской ассоциации консультирующих психологов).

Психологическое консультирование — применение принципов психической гигиены, психологии, развития человека в ходе когнитивных, аффективных, бихевиоральных или системных воздействий и стратегий, которые направлены на достижение психологического комфорта, на личностный рост, на развитие карьеры, а также на лечение патологии (определение Американской ассоциации консультирования).

Психологическое консультирование — это отношения между консультантом и клиентом, которые обычно представляются как «личность-личность», хотя иногда в них участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера (Н. Burks, В. Steffire).

10 стр., 4680 слов

Представление о психологическом консультировании, психологической коррекции и психотерапии

... эффективно решали задачи консультирования, психологической коррекции, изменения представлений и отношений клиента, оптимизации его состояния, облегчения болезненных переживаний, поиска ресурсов клиента, возможностей разрешения проблем, создавали дополнительные ...

«Психологическое консультирование — это специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек помогает другому помочь самому себе. Оно позволяет другому человеку изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, в т.ч. и во взаимоотношениях с другими людьми, а затем открыть и исследовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью…» (Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. 2003).

Психологическое консультирование (ПК) — область практической психологии, которая помогает найти решения относительно широкого поля проблем повседневной жизни — внутриличностные и межличностные конфликты, социальные и экономические трудности, неустроенность в семье, сложности с учебой или на работе, поиски смысла жизни и т.д.

Цели психологического консультирования

Р. Кочюнас (1999) отмечает, что вопрос определения целей психологического консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. На основании иностранных источников он выделяет несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения;

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Во время консультирования клиенты могут научиться: совершать самостоятельные поступки, распределению времени и энергии, оценке последствий риска, исследованию ценностей, оценке свойств своей личности, преодолению эмоциональных стрессов, пониманию влияния установок на принятие решений и т.д.;

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений;

14 стр., 6716 слов

Психологические методы в социальной работе

... инструментарии к проблемам и ситуациям клиентов. Целью данной работы является ознакомление с психологическими методами в социальной работе. Объект исследования - социальная работа.. Предмет: психологические методы в рамках ...

5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности, стремление к самоактуализации.

Несмотря на общность целей, основные психологические школы значительно расходятся в их понимании. От того, какую позицию в консультировании занимает консультант, какого направления придерживается, он сам для себя будет определенным образом отвечать на такие вопросы, как:

— Что такое консультирование для меня?

— Какую психологическую парадигму я разделяю?

В «Психотерапевтической энциклопедии» (под ред. Б.Д. Карвасарского) описаны следующие виды психологического консультирования:

1. Проблемно-ориентированное консультирование. Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом — формирование и укрепление его способности к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование. Центрировано на анализе индивидуально-личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, превенции подобных проблем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, т.к. это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии, например, из гештальтерапии и гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование. Упор здесь делается на активизацию ресурсов клиента для решения проблемы. Обращается внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Существует и другая классификация видов

психологического консультирования

— индивидуальное психологическое консультирование;

— семейное психологическое консультирование;

— групповое психологическое консультирование;

— профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;

— мультикультурное психологическое консультирование.

 

 

Цели, задачи и методы консультирования

Консультирование клиента является одним из видов помощи в психосоциальной работе. На практике консультирование проводит практически каждый специалист социальной сферы, работая с людьми, находящимися в кризисной ситуации, в условиях стресса.

6 стр., 2613 слов

Специфика психологического консультирования обсессивных личностей

... шанс хоть немного освободить обсессивного клиента от бремени невыраженных эмоций. 4. Обсессивные личности на приёме психологическое консультирование обсессивная личность Эти люди стремятся быть «хорошими ... его носом захлопывается дверь, значит, он приблизился к самым существенным проблемам клиента. Уклонение от погружения в свой внутренний мир проявляется в склонности ...

Любая деятельность, включая консультирование, имеет определенную цель, которая должна базироваться на потребностях клиента. Выделяют две основных цели консультирования:

1) повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;

2) развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности.

В социальной работе целью консультирования является помощь человеку в нахождении как можно большего количества вариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для активного взаимодействия с людьми и группами в социуме. Консультант помогает человеку осознать проблемы, которые он не контролирует, изменить свои установки по отношению к окружающим и в соответствии с ними корректировать свое поведение. Таким образом, основные цели консультирования имеют направленность на повышение удовлетворенности жизнью, что непосредственно связано с личностным ростом человека, развитием навыков преодоления трудностей, умением завязывать и поддерживать межличностные отношения.

Перед консультантом в социальной сфере стоят разнообразные конкретные задачи, например помочь клиенту справиться с текущими социально-профессиональными или индивидуально-личностными проблемами либо помочь клиенту психологически и социально выйти из кризисной (экстремальной) ситуации, помочь семье в решении тех проблем, в которых они испытывает наибольшие затруднения.

Для осуществления целей и задач консультирования специалисты пользуются определенными методами. Метод(от греч. methodos- путь исследования или познания, теория, учение) определяется в науке как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) деятельности.

Единой классификации методов консультирования не существует, однако выделяют несколько оснований для классификации:

1) исследование проблем (сбор информации, диагностика);

2) снятие эмоционального напряжения;

3) определение приоритетов проблем и работа над ее решением;

4) психопрофилактика.

К первой группе методов относятся: беседа (интервью), наблюдение, тестирование, анкетирование, биографический метод и т. д.

16 стр., 7575 слов

Проблемы личности в гуманистической психологии

... 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32 ВВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМА Необходимо изучить проблемы личности в гуманистической психологии. Осознать потребности ... в практике консультирования консультант добивается в диалоге с клиентом осмысления кризисной ситуации самим клиентом, которое в ... , фактов, противоречивости научных представлений. ТЕМА Проблемы личности в гуманистической психологии. АКТУАЛЬНОСТЬ Основными аспектами ...

Основным методом консультирования является определенным образом организованная беседа как системная ситуация общения (условие взаимодействия) клиента и консультанта, в процессе которого имеет место принятие последним профессиональных решений в отношении проблем клиента.

Метод наблюдения — это метод сбора информации об изучаемом объекте путем непосредственной регистрации фактов (событий и условий), значимых с точки зрения целей исследования (в ситуации консультирования — исследование консультантом клиента как личности, особенностей его жизненной ситуации и проблем и т.д.).

Данный метод используется в процессе консультирования на всех этапах, в результате чего появляется возможность уточнения запроса клиента (над чем именно он готов работать в данный момент), формулирования, проверки и корректировки консультантом возникающих у него гипотез относительно проблем клиента.

Тестирование может проводиться консультантом в форме опроса, эксперимента, краткосрочного задания. Тест отличается от других психодиагностических методик своей стандартизованностью (существование задания, четкой инструкции, прописанной процедуры тестирования, стандартными являются и способы обработки и интерпретации тестовых заданий).

Особенно популярны в отечественной психосоциальной работе проективные тесты, которые применяются при самых разных направлениях в консультировании: выявлении отношения клиента к собственной жизни, к членам семьи, друзьям и коллегам (рисуночные тесты «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное» и т.д.).

Более глубокие результаты исследования получают при комплексном применении методов беседы, наблюдения, тестирования.

Анкетирование позволяет собрать материал об интересах, особенностях личности, психологических проблемах и поступках клиента. Прежде чем начать анкетирование, для достоверности результатов необходимо наладить рабочий контакт с клиентом, включающий доверительные отношения, искренность и открытость. Содержание вопросов анкеты может быть направлено на изучение планов на будущее; особенностей поведения; социального положения; уровня знаний и т.д.

Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Источником данного метода служат: опрос близких людей, анализ документов (дневников, писем и т.д.), биографические методики (сочинения, диаграммы жизненных изменений и т.д.).

Вторая группа методов направлена на снятие эмоционального напряжения клиента. Они могут использоваться в любом направлении консультативной работы. Такие методы называют катарсическими. Эмоциональное состояние клиента, безусловно, оказывает влияние на процесс консультирования, в этой связи снятие напряжения, создание безопасной и благоприятной атмосферы — одна из задач консультанта. Создание такой обстановки возможно с помощью применения следующих методов: вербальная и невербальная поддержка, нерефлексивное слушание, дыхательные методы, арт-терапия.

Третья группа методов: определение приоритетов проблем и работа над ее решением. Используются для анализа проблем, анализа факторов, вызывающих проблему, анализа взаимного влияния этих факторов, сравнения различной информации и др., что позволяет определить степень важности проблем и срочность их решения. К таким методам относят, например, метод ранжирования альтернатив, с помощью которого возможно упорядочить все варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее предпочтительные.

Четвертая группа методов направлена на психопрофилактику. Это деятельность по психопросвещению клиента или его семьи: библиотерапия (использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения), тренинги на темы: поиск работы, сексуальные отношения, распределение времени, отношение к деньгам и многие другие важные для клиентов социальной сферы темы.

 

6. Консультирование и психотерапия.

Распределение этих двух сфер психологической помощи — сложная задача, поскольку в немалом числе случаев профессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. Из-за трудности разделения этих двух областей некоторые практики используют понятия «психологическое консультирование» и «психотерапия» как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта-психолога.

Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что «человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста» (Jordan с соавт.; цит. по: Myers с соавт., 1968);

консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Сходств между консультированием и психотерапией тоже довольно много.
Как уже говорилось выше, консультирование зачастую перерастает в психотерапию. Даже при небольшом кол-ве встреч (до 10) психологу порой удается добиться решения серьезной проблемы, коррекции и даже того, что называется исцелением.
Теория и техники воздействия чаще всего одинаковы как при консультировании, так и при терапии, поэтому границы между этими областями психологической практики весьма условны, и для многих специалистов, особенно клиницистов, различие между психотерапией и психологическим консультированием носит скорее количественный, чем качественный, характер.
Поэтому, решая к какому именно специалисту обратиться за помощью, важно понимать, какова желаемая цель, которую в ходе такого обращения клиент хочет достичь (но хочу заметить, что довольно часто первоначальная жалоба клиента меняется в ходе работы или всплывают новые аспекты, заслуживающие внимания клиента и психолога).

Индивидуальная консультация может помочь:
— найти выход из сложной ситуации, например на работе,
— разрешить конфликт с близкими или друзьями,
— пережить стресс,
— подготовиться к какому-то важному событию, определиться в выборе или принятии решения и др.

Психотерапия может помочь:
— пережить личный кризис,
— исследовать свой внутренний мир,
— изменить привычный способ мышления и реагирования,
— пережить потерю близкого человека,
— выйти из депрессии,
— изменить отношения с близкими и др.

 

7. Консультирование и психокоррекция.

Психологическое консультирование используется при любых психологических проблемам человека как начальный этап терапии и «реконструкции личности». Нередко его использование сочетается с применением психокоррекции и психотерапии.

Целями применения психологической коррекции (психокоррекции) является оптимизация, исправление и приведение в норму каких-либо психических функций человека, отклонений от оптимального уровня его индивидуально-психологических особенностей и способностей. Выделяется пять видов стратегий психокоррекции (Ю.С.Шевченко):

1. Психокоррекция отдельных психических функций и компонентов психики (внимание, память, конструктивное и вербальное мышление, фонематическое восприятие, ручная умелость, познавательная деятельность и т.д.), либо коррекция личности.

2. Директивная или недирективная стратегия психокоррекционного воздействия.

3. Коррекция, направленная на индивида или сконцентрированная на семье.

4. Психокоррекция в форме индивидуальных или групповых занятий.

5. Психокоррекция как компонент клинической психотерапии в комплексном лечении нервно-психических заболеваний, либо как основной и ведущий метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптации.

В отличие от психологического консультирования при психокоррекции роль клиента или пациента оказывается не столь активной и даже чаще пассивной. Коррекция подразумевает выработку новых психологически адекватных и выгодных навыков в процессе специально разработанных тренинговых программ. Активность клиента или пациента заключается лишь в желании измениться, но отнюдь не в экзистенциальной работе над собой. Человек готов «вручить себя» клиническому психологу или психотерапевту для того, чтобы тот восполнил имеющиеся недостатки, исправил отклонения, привил новые умения и навыки. Даже, если речь идет о психокоррекции личностных или характерологических свойств, то имеется ввиду, что основным способом изменений и психологической помощи должен быть процесс научения эффективному принятию себя и реальности, а не философское осмысление своего места в мире, своих возможностей и способностей.

Психокоррекция в отличие от психологического консультирования использует в качестве основных методов манипулирование, формирование и управление человеком, имея четкие представления об искомом состоянии, уровне развития психических функций или индивидуально-личностных качеств. Заданными оказываются эталоны и идеалы. Человек выступает в роли материала, из которого «лепится» оптимальный для него или идеальный для общества образ. Ответственность за психологические изменения ложится исключительно на психолога. Классическим является спектр манипулятивных методик: от советов Карнеги до нейролингвистического программирования и разнообразных тренингов (женского обаяния, личностного роста, сексуальный тренинг и пр.).

В клинической психологии психокоррекция используется при выявляемых у клиента психологических проблемах, возникающих в связи с характерологическими девиациями и личностными аномалиями, а также при невротических психосоматических расстройствах. Выработка оптимальных навыков происходит в процессе тренингов, среди которых наиболее известными являются: аутотренинг, поведенческая (бихевноральная) терапия, нейролингвистнческое программирование, психодрама, трансакгный анализ (Е.Bern).

 

Вопрос 11. Индивидуальное консультирование.

Индивидуальное консультирование — это работа практического психолога, направленная на одного клиента при отсутствии посторонних лиц.

Исходным условием для проведения консультирования во всех случаях является переживание клиентом неадекватности собственных отношений и действий в актуальной ТЖС, осознание безысходности которой достигнуто им после ряда неудавшихся попыток изменить своё положение.

Проблемная ситуация, с которой человек обраща­ется к консультанту, содержит три компонента:

— объективную проблематику,

— отношение к ней клиента,

— неадекватные попытки клиента достичь желаемого.

Консультирование выступает для клиента как возможность доступа к более широкому социаль­ному опыту, информации, идеям, методам и специальным приёмам, пригодным для преобразования ситуации. Оно позволяет обес­печить соответствие между позицией личности-В-ситуации и требованиями ситуации и осуществляется после поступления заказа, в котором клиент выразил потребность в помощи.

В функции консультанта входит:

1) составление портрета индивидуальности (диагностическая функция);

2) определение возможностей и средств психологической помощи (психотерапевтическая функция);

3) направление клиента к нужному специалисту (диспетчерская);

4) сообщение клиенту нужных ей знаний о её проблеме и путях её разрешения (информационная функция).

 

Р. Кочюнас приводит перечень специальных проблем, которые требуют особого внимания к индивидуальности клиента. Сюда относится консультирование:

— клиентов при реакциях страха и фобиях;

— враждебно настроенных и агрессивных клиентов;

— «немотивированных клиентов»;

— клиентов, предъявляющих завышенные требования; при переживании вины; плачущих клиентов; истерических личностей;

— обсессивных личностей;

— при параноидальных расстройствах;

— шизоидных личностей;

— асоциальных личностей;

— при алкоголизме;

— с психосоматическими расстройствами;

— с депрессией и суицидальными намерениями;

— при переживании утраты;

— беседы с умирающим человеком;

— при сексуальных проблемах.

Навыки индивидуального консультирования включают: 1) навыки слушания; 2) навыки предоставления информации, 3) навыки предложения советов; 4) навыки, позволяющие «разговорить» собеседника; 5) навыки провоцирования; 6) навыки оказания поддержки.

Общий принцип индивидуальной психологической помощи таков: чем больше клиент узнаёт о себе — о том, каков он как личность, чем больше он осознаёт свои роли в системе социальных, в т.ч. гендерных отношений, тем проще ему принимать решения, тем выше его способность использовать во благо себе и людям собственные природные и социальные ресурсы.

Следуя принципам клиент-центрированного консультирования К. Роджерса, для достижения позитивного результата консультанту необходимо:

а) находиться в психологическом контакте с клиентом;

б) понимать, что клиент находится в состоянии неконгруэнтности, уязвимости и тревоги;

в) быть конгруэнтным или интегрированным в отношения;

г) эмпатийное восприятие системы личных взглядов клиента и доведение этого факта до клиента;

д) ничем не обусловленное позитивное отношение консультанта к клиенту;

е) безоценочное отношение и эмпатическое понимание.

Индивидуальное консультирование клиентов осуществляется в соответствии с их запросами о помощи. Следует учитывать также типологию клиентов. Среди них:

1) клиенты, обращающиеся к психологу лишь в ситуации тупика;

2) мнительные клиенты, обращающиеся за психологической помощью по любому пустяковому случаю;

3) клиенты, просящие помочь кому-то другому (это манипулятивный тип запроса, и в этом случае практическому психологу следует проявить твердость и сказать, что он работает только с тем, кто сам к нему обращается).

Наиболее распространенная причина обращения за консультацией — жалобы на трудности в общении. Клиенты с этим запросом делятся на три группы:

I — клиенты, которые считают, что им общаться мешает застенчивость, неуверенность в себе;

II — клиенты, которые считают, что вокруг них нет интересных людей;

III — клиенты с трудностями в общении с другим полом.

Консультанту необходимо подвести каждого клиента к пониманию того, как тот «делает» свою проблему, а затем помочь принять ответственность за свои затруднения (в большинстве случаев за трудностями общения скрываются личностные проблемы; зачастую клиенту мешает его характерное поведение, в основе которого лежат родительские программы).

К установкам, затрудняющим процесс общения, относятся:

а) представление о собственном превосходстве,

б) завышенные требования к окружающим и одновременно отсутствие требований к себе.

Клиенты I типа (застенчивые) в привычной социальной среде чувствуют себя хорошо, но как только попадают в окружение малознакомых или вообще незнакомых людей, замыкаются. Такая черта характера, если ее не корректировать, может привести к депрессии и алкоголизму. 3адача психолога в работе с таким типом клиентов — показать источник проблем, рекомендовать потихоньку выдавливать из себя эту черту характера, делая что-либо необычное в окружении малознакомых людей.

Методики психологической помощи:

1. Учиться заговаривать с самыми разными людьми и вести разговор.

2. Играть роль балаболки (препятствие застенчивых людей — установка: «Если начал говорить, говори только умные вещи!». Чтобы устранить этот барьер, нужно разрешите себе болтать всякую ерунду, хотя бы иногда).

3. Впадать в состояние счастливого детства. Первое время это лучше делать без свидетелей. Если клиенту тяжело настроить себя на то, чтобы стать чуть-чуть ребенком, ему рекомендуется почитать «Вредные советы» Г. Остера.

4. Учиться быть спонтанным. Можно начать с рассказывания анекдотов. Но попытайтесь рассказывать их к месту и, естественно, на одном дыхании.

5. Отзываться на просьбы о помощи.

6. Следите за своим лицом — оно должно выражать доброжелательность и готовность к улыбке.

Клиенты II типа начинают свой рассказ с жалоб на то, как окружающие раздражают их — кто своей болтливостью, кто инертностью и т.д.

Психолог может предложить клиенту задуматься о причинах поведения других людей, о том, что ими движет, что им необходимо. Трудности в общении часто бывают связаны с неумением прощать, с чрезмерным вниманием к мелочам, огрехам.

Задача психолога — помочь клиенту концентрировать свое внимание на положительных качествах партнера, зная и обходя отрицательное в нем.

В основе трудностей клиентов III типа лежат гендерные стереотипы. Многие клиенты уже приходят на консультацию с мнением о том, что виновники проблемных отношений с другим полом — они сами. Первое в работе с подобными трудностями — уделить внимание требованиям и ожиданиям, которые клиент связывает с представителями другого пола. О требованиях к партнеру клиент говорит без труда, но это стереотип. Часто к стереотипным требованиям к партнеру клиент добавляет стереотип своего собственного поведения (например, у женщины это внешняя холодность, неприступность, сокрытие заинтересованности мужчиной).

Резюме: проблемы в общении — это проблемы личностные. Решить их можно методами личностного роста. Но не следует ждать от клиента быстрого преображения. Главное, чтобы он осознал проблему и захотел работать над собой.

Причина обращения за психологической помощью — стресс,

вызванный потерей работы

Это одна из наиболее серьезных потерь, которые испытывает человек. Испытывает — и ломается, или испытывает — и выходит из этого более сильным, даже преуспевающим. 3адача психолога — помочь клиенту пойти по второму сценарию.

Оставшись без работы, человек проходит три стадии переживаний.

I стадия — «оцепенение». Проявляется оно в нежелании признать очевидное. Срабатывает защитный механизм: человек вытесняет из сознания негативную информацию. Клиенту нужно помочь ускорить эту стадию. Оцепенение особенно разрушительно, если оно наступает в период предупреждения об увольнении: человек надеется на чудо, тогда как плодотворнее было бы в это время что-то искать, готовить резюме.

II стадия — «стадия смешанных чувств». Это и злость, и печаль, и страх. Одно чувство сменяет другое. Этот период опасен тем, что у безработного мужчины может возникнуть тяга к алкоголю, появиться суицидальные мысли. Женщины склонны искать утешение в еде (это прямой путь к булимии).

Психолог может порекомендовать избавляться от негативных эмоций другими методами (поход в спортивный зал, поездка, просмотр кинокомедий, творчество и др. виды занятий).

В процессе консультации психолог вместе с клиентом может проанализировать минусы и плюсы безработицы.

III стадия — «принятие ситуации». Когда клиент осознает, что жизнь этим увольнением не заканчивается, а возможно, только начинается. Даже если сразу не удается устроиться на желаемую работу, то клиенту рекомендуется устроиться на временную работу — это поддержит самооценку, а кроме того, временная работа иногда становится постоянной.

 

Индивидуальное консультирование клиентов, страдающих фобиями

Фобий, испытываемых людьми, свыше тысячи. Существует боязнь острых предметов (аймофобия), боязнь высоты (гипсофобия), боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия), боязнь открытых пространств (агорафобия)…

Фобии на первый взгляд кажутся необъяснимыми, однако, всегда имеет место незрелая нервная система и/или тяжелый стресс. Истоки фобии стоит искать в далеком детстве. Ребенок еще не может отделить источник страха от сопутствующих страху вещей и явлений. Образуется связь между испугом и безобидным предметом, случайно попавшим в поле зрения ребенка. Впоследствии человеку сложно понять, почему безобидный предмет вызывает у него ужас.

Фобии возникают у человека с повышенным вниманием к собственной персоне, сосредоточенном на изменениях, происходящих в его душе и в физическом состоянии. Буквально в каждом симптоме он обнаруживает предвестие надвигающейся катастрофы. У него наблюдается сердечная аритмия, повышается давление, учащается дыхание, появляется тошнота, комок в горле, желудочные расстройства. Парадокс в том, что люди, страдающие от фобии высоты, в приступе ужаса кончают жизнь самоубийством, выбрасываясь из окна.

Причины арахнофобии (боязнь пауков) и герпетофобии (боязнь змей) надо искать в раннем детстве, когда ребенок слышит от родителей непривлекательные истории об этих существах. Следует отметить, что герпетофобию испытывают, в основном, женщины.

Фобию также следует разграничивать с отвращением. О фобии говорят только тогда, когда человек сильно возбуждается в неприятной для него ситуации или, наоборот, испытывает ступор, который ограничивает его действия.

Схема быстрого лечения фобий (метод Ричарда Бэндлера):

1. Попросить клиента кратко рассказать о случившемся неприятном событии, о том, что конкретно вызвало страх.

2. Можно выявить дополнительное травмирующее воздействие в месте проведения сеанса. Например, какой-то колющий или режущий предмет, которого клиент опасается. Сразу же можно выяснить, как клиент воспринимает предмет и защищается от него. На этапе завершения консультации следует проверить, исчезла ли эта боязнь.

3. Попросить клиента представить себя в кинотеатре лицом к экрану. Пусть он мысленно выберет себе место в зале и удобно в нем расположится.

4. Попросить клиента мысленно перенестись в кинобудку и посмотреть на себя, сидящего в зале.

5. Дать инструкцию клиенту: «На экране будет демонстрироваться черно-белый кинофильм о случившемся с Вами происшествии (частичка того, что было непосредственно перед вызвавшим страх событием, само событие, а затем «счастливый» конец — ведь Вы остались живы!).

Вы не должны смотреть на экран, ведь Вы и так знаете, что там будет происходить! Вы должны наблюдать за поведением самого себя, сидящего в зале и смотрящего черно-белый кинофильм (обратите внимание на внешние признаки поведения: положение головы, туловища, рук и т.д.).

Когда Вы увидите по поведению сидящего в зале своего двойника, что фильм закончился, остановите последний кадр на экране».

6. Перенеситесь из будки в сидящего в зале своего двойника, а затем вместе с ним перенеситесь в стоп-кадр на экране. Он сразу станет цветным.

7. Быстро прокрутите цветной фильм в обратном направлении (обратите внимание на то, что люди будут двигаться в обратную сторону, спиной вперед).

Фильм может сопровождаться музыкой. 3акончится обратный просмотр ситуацией до события (например, ограбления).

После завершения этой процедуры ее можно повторить еще раз, начиная с усаживания в мнимом кинозале, перенесения в кинобудку и т.д. Повторение здесь уместно.

8. После этого можно снова представить себе фобийную ситуацию и определить свое отношение к ней. Подумайте о страхе (…).

Изменилось ли что-то в Вашем состоянии? Если страх исчез — все нормально! Если нет, то нужно выяснить причину: что клиент не понял, что неправильно сделал.

9. Можно дополнительно проверить лечебный эффект на ситуации с колюще-режущим предметом в комнате. Страх должен исчезнуть или значительно уменьшиться.

В процессе работы с фобиями можно использовать методы психоанализа, трансактного анализа, экзистенциальной терапии, НЛП. Наиболее известной методикой работы с фобическими реакциями является НЛП, техника диссоциации (метод основан на работе с частью личности, отвечающей за стереотип поведения, и создании для нее новых способов поведения), метод десенсибилизации Ф. Шапиро.

 

Вопрос 12. Групповое консультирование.

Групповое консультирование — это такой вид психологической помощи, когда клиент обсуждает свои жизненные трудности не только с глазу на глаз с психологом, но и с другими людьми, и сама группа является основным условием развития его личности и разрешения проблемы.

Групповое консультирование используется для решения проблем межличностных взаимоотношений и проблем социальной и культуральной реадаптации, включая разнообразные тренинги на основе внутригруппового взаимодействия, нередко на основе культурно-независимого подхода.

Консультативные группы в значительной степени отличаются от других видов групп:

— от психотерапевтических групп по своим целям. Психотерапевтические группы характеризуются исследованием того, как можно изменить поведение, переживания и мысли клиентов, а также использованием меж- и внутриличностной оценок, диагнозов и интерпретаций для установления связи между материалом прошлого и событиями будущего;

— от образовательных или темо-центрированных групп, характеризующихся представлением участникам группы и обсуждением в ней знаний и навыков, полученных специалистом где-либо в ходе обучения;

— от групп, ориентированных на решение задач, которые характеризуются применением принципов групповой динамики, а также практиками/процессами совместного решения групповых проблем, построением команды и программы

развития консультирования;

— от групп краткосрочной групповой работы.

— от групп самопомощи или групп поддержки, в рамках которых объединяются люди со схожими жизненными трудностями или проблемами, создавая систему поддержки, которая защищает их от психологического стресса и стимулирует изменять свою жизнь:

Выделяются следующие виды консультативных групп (по критерию возраста):

— консультативные группы для детей;

— консультативные группы для подростков;

— консультативные группы для студентов и молодёжи;

— консультативные группы для взрослых;

— консультативные группы для пожилых людей.

Консультативные группы нацелены на росте и развитии участников группы, на освобождении от всего того, что препятствует этим процессам. Это отличает консультативные группы от групп терапевтических, которые сконцентрированы вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности.

Преимущества группового консультирования перед индивидуальным:

— участники группы могут исследовать свой стиль отношений с другими людьми и приобрести более эффективные социальные навыки (например, учатся заботиться о других или не соглашаться с ними), в частности через эксперименты с альтернативными формами поведения;

— члены группы могут обсуждать своё восприятие друг друга и получать обратную связь о том, как их воспринимает группа, и отдельные её участники;

— группа в некоторой мере воссоздаёт привычный для её участников мир — социальный микрокосм, образец социальной реальности, и делает это тем сильнее, чем сильнее участники группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу, типам проблем и др.;

— консультативные группы, как правило, предлагают своим участникам понимание и поддержку, что усиливает готовность членов группы исследовать и

разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу.

Консультативные группы развиваются, и в этом процессе можно выделить

следующие стадии:

1) формирование группы;

2) ориентационная фаза;

3) переходная стадия;

4) рабочая стадия;

5) стадия объединения и закрепления полученного опыта, сосредоточенная на применении участниками группы полученного в группе, чем бы оно не являлось к повседневной жизни;

6) стадия постгрупповых мероприятий и оценки результатов работы группы.

В процессе работы с группой консультант может сталкиваться с т.н. «трудными» членами группы, действия которых следует рассматривать как часть группового процесса. Чтобы такие участники не истощали группу и не затрудняли продуктивную работу с остальными, на них полезно обратить внимание группы, показать им, как они выглядят в глазах других, а также обратить внимание остальных участников группы на их собственные реакции на сопротивляющихся членов группы.

Навыки эффективного группового консультанта:

— активное слушание, подразумевающее полное внимание к говорящему и чувствительность к коммуникации на вербальном и невербальном уровнях;

— перефразирование того, что говорит клиент, в частности для того, чтобы смысл сказанного (включающий в себя, в частности чувства мысли, переживания, понимание «проблемы» и отношение к ним) стал понятен ему самому и другим членам группы, а также для предоставления обратной связи участникам группы и сообщению им, что их понимают, а также как-то относятся к тому, что они сообщают;

— разъяснение — фокусирования внимания на ключевой теме, проблеме и отношении к ней, всестороннее её осмысление;

— подведение итогов — сведение воедино важнейших моментов и истории группового взаимодействия, для перехода от одной темы к другой. Особенно важно в конце сессии;

— вопросы;

— интерпретация — выраженное в форме гипотезы предложение возможных объяснений участникам группы чего-либо, в частности их мыслей, чувств, поведения их отношения к ним. Может помогать увидеть новые перспективы и альтернативы. Важно предлагать интерпретацию тогда, когда участник группы готов подумать над ней. Консультанту следует быть готовым, что интерпретация может быть отвержена;

— конфронтация — средство для изменения поведения участников группы. Она строится на несоответствиях, в частности, на несоответствиях между вербальными и невербальными сообщениями, которые наблюдаются в группе;

— отражение чувств — ответ на ключевые моменты того, о чём сообщает клиент;

— поддержка — обеспечение членов группы помощью и подкреплением, когда они раскрывают свою личность, исследуют болезненные чувства или идут

на риск; осуществляется с помощью «психологического присутствия»;

— эмпатия как чувствительность к «внутреннему миру» участников группы;

— фасилитация — практика расширения группового опыта и помощи членам группы в обогащении своих целей;

— инициативность — практика предотвращения нахождения и движения группы вне конкретного направления; сосредоточение внимания членов группы на значимой работе;

— постановка целей — практика помощи участникам группы отобрать, уточнить и согласовать собственные цели;

— оценивание и рефлексия — практика, сопровождающая группу на всех этапах группового процесса, направленная на себя, своё и/или групповое движение/продвижение в ходе группового психологического консультирования;

— обратная связь — сообщение наблюдений и отношения к различного рода проявлениям и действиям членов группы;

— совет, предложение — форма взаимодействия, помогающая участникам группы развивать альтернативные способы мышления и действия;

— защита — умение консультанта предохранять участников группы от излишнего психического или физического риска, связанного с различными

аспектами пребывания в группе, не перерастающая в родительскую позицию;

— самораскрытие — навык и знания консультанта о том, когда, что, как и в какой мере следует открыть о себе, и какой эффект это принесёт группе и её участникам;

— моделирование — практика обучения межличностной коммуникации, в ходе которой участники группы, наблюдая за действиями и проявлениями консультанта, учатся вести себя таким же образом;

— связывание групповой работы — организация взаимодействия между членами группы, в ходе связывания работы, осуществляемой участниками группы, с темами, рождающимися и выделенными в ходе её работы;

— блокирование — вмешательство консультанта в целях прекращения непродуктивного поведения в группе, осуществляемое без нападения на личности, осуществляемое, в частности, если один участник группы вторгается в личный мир другого, задавая и настаивая на ответе на личный вопрос, и т.п.

 

Вопрос 13. Консультирование по вопросам брака, семьи и построения личных взаимоотношений

Добрачное консультирование в качестве «консультирования» рассматривается неоднозначно. Из функций консультирования в нем остаются лишь обсуждение проблем и образовательное вмешательство, имеющее главной целью снабжение жениха и невесты типичными для таких случаев сведениями.

Пионером в реализации образовательного инструктивного метода подготовки к браку являлся Эрнст Р. Гровс, который в 1924 г. в одном из колледжей Университета Бостона ввел учебный курс под названием «Подготовка к браку и семейной жизни». Большое влияние на развитие добрачного консультирования также оказал переход в психологии от строго интрапсихического рассмотрения проблем к расширенному взгляду на межличностные системы и культурные аспекты проблемных ситуаций. Это побудило специалистов в области психического здоровья и пасторских консультантов обратить внимание на переменные отношений в браке и в процессе подготовки к браку.

Со временем накопились данные, позволяющие утверждать, что некоторые из тех, у кого не сложились отношения в первом браке, благодаря консультированию, строят более конструктивные отношения во втором браке, — консультирование помогает новой супружеской паре избежать тех проблем, которые привели к несостоятельности предшествовавшего брака.

В современной литературе по вопросам добрачного консультирования говорится о том, что брачных и семейных консультантов поощряют помогать намеревающимся вступить в брак реалистично оценить многие из романтических иллюзий и мотивов, связанных с браком. Они могут исследовать социально-психологические аспекты динамики брака и процесс формирования супружеской привязанности и верности. Кроме того, многими осознается необходимость исследовать причины образования семьи и болезненный процесс разделения и расставания.

Добрачное консультирование (по Г. Навайтису)

До создания семьи желательно достигнуть физической зрелости, приобрести опыт общения с другим полом, хотя бы частично достигнуть психологической и материальной независимости от генетической семьи. Также важно выбрать подходящего брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.

При решении любой из перечисленных задач возможны трудности. Часть из них «запрограммирована» возрастом либо детерминированы моделями поведения родителей, либо определяются индивидуально-психологическими особенностями личности, ее опытом в межличностных взаимоотношениях и т.д. Так как эти трудности отражают проблемы подготовки молодежи к браку, целесообразно применять два вида психологического консультирования — индивидуальное и групповое консультирование.

Консультирование как информирование

Главная задача информирования — психологического просвещения — устранение дефицита психологических знаний, необходимых для эффективного взаимодействия с предбрачным, а в будущем — брачным партнером.

Практические психологи в процессе индивидуального и группового консультирования:

— знакомят молодых людей со спецификой предбрачного ухаживания, основными причинами ошибок межличностной перцепции и другими предбрачными факторами «риска»;

— анализируют психологические условия оптимизации предбрачного периода, раскрывают основные компоненты психологической готовности к браку, психофизиологические и психологические особенности мужчин и женщин и др.;

— популяризируют и разъясняют результаты новейших психологических исследований не только по проблеме брака, но и супружеских отношений, а также факторов, влияющих на них; формируют потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни.

Консультирование как информирование проводится в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставок психологической литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения действующих лиц. Активно применяется такая техника психотерапии, как кинотерапия. Просветительские консультации можно использовать в школах, студенческих аудиториях, центрах молодежи.

Во многих ЗАГСах организуются молодежные группы, которым психолог рассказывает о психологии женщин и мужчин, об адаптации молодых супружеских пар в первый год семейной жизни и пр. Иногда информирование используется во время индивидуального психологического консультирования и в тех случаях, когда нет необходимости проводить коррекционную работу, помогать клиенту в решении его проблем, достаточно лишь дать соответствующую информацию или специальную литературу, посетить лекции, групповые занятия.

Большим спросом у молодёжи пользуется тема любви. В своё время в Санкт-Петербургском университете открытые лекции на эту тему читал Вл. Соловьёв. В целях группового консультирования старшеклассников и студентов можно использовать его работу «Смысл любви».

Современные исследования форм проявления этого чувства позволяют говорить об индивидуальной системе любви и обучать клиентов быть более любящими.

Формы проявления любви

Индивидуальная система любви

Контакт глаз

Пристальное внимание

Физический контакт

Слова: «Я тебя люблю» и другие ласковые слова

Самодисциплина

___________________

Время

Помощь и забота

Подарки

Первые 5 форм — это те формы, которые, проявляясь последовательно, ведут к углублению любви, а 6-8 формы служат поддержанию этого чувства.

 

 

Динамика любви

1. Стадия привлечения внимания (важно эмоционально соответствовать друг другу, видятся только положительные свойства);

2. Увлечённость (есть желание соответствовать ожиданиям партнёра);

3. Привыкание (эмоциональность гаснет, но сохраняется увлечённость);

4. Ожидание: стадия «Любовь уходит» (есть противоречие между долгом и удовольствием, обращается внимание на те проявления партнёра, которые демонстрируют Нелюбовь);

5. Разочарование (появляются «серые очки», видятся только негативные стороны: «Я не любим(а), но в прошлом вспоминаются позитивные моменты);

6. Достижение порога (нет желания быть и жить вместе, нет веры в будущее, прошлое вспоминается негативно);

7. Разрыв отношений.

Любовь не только индивидуальна, но и динамична. Партнёрам, достигшим порога в отношениях, уже вряд ли можно помочь. Обращение за консультацией на более ранних стадиях (4-5) может увенчаться успехом, т.е. возвращением любви.

 

Контакт и контракт (договор) в консультировании. Требования к договору

Контакт — это эмоциональная связь, которая устанавливается между психологом и клиентом-женщиной, на основе которой появляется возможность установления рабочего альянса «Мы против проблемы» и достижения эффекта синергизма. Если контакт состоялся, обе стороны начинают чувствовать себя раскованно и свободно, перестают опасаться неожиданностей, строят обоснованные прогнозы. Психолог может стимулировать этот процесс посредством обсуждения состояния клиента «здесь и теперь» и опасения перспектив взаимодействия, а также с помощью приёмов подстройки к его позе, ритму дыхания, пытаясь скорректировать состояние напряжения и тревоги, отзеркаливания и вентиляции чувств. При отзеркаливании психолог повторяет позу, движения клиента, отдельные речевые высказывания, показывает, что ему можно довериться, что он такой же, как клиент. Успешное проведение процедуры установления контакта приводит к очередной процедуре — заключению контракта и его письменного оформления в виде социального заказа.

Контракт — это договор, включающий согласованный список ожиданий клиента и психолога от процесса и результата консультирования. Контракт, заключаемый в консультации, — динамический, т.к. он может быть изменён в зависимости от изменения условий профессионального взаимодействия психолога и клиента и их состояний.

Контракт предусматривает:

— осознание того, что проблема существует. Без признания клиентом существования проблемы психологическая работа невозможна. Он должен ее осознавать и иметь желание работать с собой;

— наличие намерения решить проблему. Данный тезис исключительно важен, т.к. часто клиент осознает существование проблемы, но у него нет возможностей или желания ее решить. Отсутствие намерения может быть также связано недостаточным ресурсом;

— существование плана действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс консультирования будет зависеть от скорости изменения состояния клиента, новых условий, которые возникнут в его жизни, в последующие сессии может уточниться запрос и т.д. Однако необходимо, чтобы направление психологической работы было определено в общем;

— наличие способов оценки эффективности продвижения к цели и критериев ее достижения. Зачастую клиент считает, что свидетельством движения в правильном направлении будет постоянное и быстрое улучшение его состояния. Но практика показывает, что начало работы несколько ухудшает состояние клиента. Это связано с тем, что в процессе работы происходит обращение к боли, осознание проблем, собственного несовершенства.

Требования к контракту

Контракт должен соответствовать следующим требованиям:

1. Взаимное соглашение. Клиент формулирует то, что он хочет достичь, улучшить, развить, — консультант соглашается (или не соглашается) помочь ему в достижении поставленной цели. Дальнейшая совместная работа производиться не может, если консультант видит у клиента проблему, а клиент – нет (Консультант: «У вас же проблема!». Клиент: «Да она мне не мешает, я не хочу это менять в своей жизни!») или клиент заявляет проблему, которая обесценивается консультантом (Клиент: «Меня очень беспокоит эта проблема!», Консультант: «Да разве ж это проблема!..»).

2. Компетентность. Клиент достигнет своей цели, если консультант

окажет ему квалифицированную помощь. Это еще раз подчеркивает существенную важность образования психолога (и академического, и практического), а также его заботы о своем профессионализме — повышение квалификации, обязательное посещение супервизорских групп и личная терапия.

3. Легальность. Данное требование указывает на то, что в психологической работе закон не должен нарушаться. Однако в нашей стране особой проблемой является то, что права клиента не защищены законодательно. Полностью отсутствует судебная практика рассмотрения дел о нарушении прав обоих участников психологического процесса. В этой ситуации особенно возрастает значение этических норм.

4. Предметом контракта могут быть изменения, лежащие в сфере психологической реальности. Психолог не может работать с голосами, окружающими клиента, барабашками, живущими в его доме, и др., не объясненными с точки зрения психологической реальности, явлениями. Это область работы других специалистов, например, психиатров, которые могут войти в картину мира такого клиента и оказать ему квалифицированную помощь.

На основе содержания заказа психолог определяет предмет и цель консультирования, свою долю ответственности, решает организационные проблемы, моделирует технологию работы.

 

 

Теория коммуникационных мод В Сатир и ее применение в консультирование

Модель В.Сатир привлекательна прежде всего своей простотой и практичностью: ее легко понять, запомнить, распознать и начать применять. Способ, которым эта модель описана, очень графичен; типажи легко увидеть в других и себе даже без традиционных иллюстраций.Сатир говорит о том, что по разным причинам каждый из нас обладает некоей ведущей коммуникативной особенностью, которая ярко проявляется в общении в момент переживания стресса. Она выделяет 5 следующих типажей:

Обвиняющий (Blamer)

Угождающий (Placater)

Супер-рациональный (Super-rational/Computer)

Нерелевантный (Irrelevant)

Конгруентный (Congruent)

С ее точки зрения, каждый человек имеет тенденцию к определенной, типичной для него окраске своих коммуникативный реакций, основанной на его личной и семейной истории. Эта окраска может улучшать коммуникацию, а может, напротив, усугублять, задерживать или разружать конструктивные составляющие общения, подталкивая не к разрешению проблемы или решению задачи, а подменяя содержание взаимодействия его окраской.

Обвиняющий только обвиняет. Его самооценка в такой момент резко падает, ему начинает казаться, что все валится из рук, и что нужно немедленно вернуть вещи в надежное русло: русло контроля. Обвиняющему кажется, что восстановление порядка зависит от его критики действий окружающих и формирования у них ощущения, что обвиняющий контролирует ситуацию и, соответственно, владеет ею. Это знаменитое «я начальник – ты дурак», означает, что другая точка зрения, отличная от точки зрения обвиняющего, в момент стресса выглядит угрожающей мировому порядку, каким он должен быть в глазах обвиняющего. Контекст происходящего и другие участники оказываются практически вычеркнутыми из коммуникативного ряда. Обвиняющий доминирует, сохраняя таким образом себя и свое представление о мире. Внешние признаки обвиняющего типажа могут быть описаны как громкая или подчеркнуто замедленная речь, выпрямленная спина, вытянутая рука с указательным перстом, направленная в сторону второго участника коммуникации. Эмоция, связанная с этим стилем, – гнев.

Угождающий типаж ориентирован на представление других людей о себе. Их хорошее отношение ему важнее, чем собственная точка зрения по тому или иному вопросу; его девиз: «Худой мир лучше доброй ссоры». Ему трудно переносить несогласие, даже тогда, когда оно еще не вылилось в ссору или открытый конфликт. В угоду контексту или участнику коммуникации, угождающий может поступаться достаточно многим, и собственной самооценкой прежде всего. На выражение: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» угождающий говорит: «Да, я виноват». Внешние признаки позы угождающего это преклоненные колени (или готовность их преклонить), взгляд, направленный снизу вверх на второго участника коммуникации, умоляюще протянутые к другому руки. Основные эмоции – страх, чувство вины.

Супер-рациональный типаж в моменты стресса теряет связь с собой и с другими, поскольку переживает ее как ненадежную и считает эмоциональность лишней, мешающей компонентой ситуации. Он ориентирован на контекст и занимается контекстом. Он говорит слова и фразы, максимально удаленные из эмоционального контекста. Вирджиния Сатир в качестве примера приводит следующее предложение: «Я знаю, это убьет тебя, но ты, вероятно, будешь лучше себя чувствовать в следующей жизни». В этот момент поза и тело супер-рационального максимально устранены из возможной зоны общения: руки часто сложены на груди, зрительный контакт может отсуствовать. Тебя и меня нет, есть лишь контекст. Здесь основная эмоция – максимальное подавление эмоций. Речь идет не об эмоциональном контроле, а именно о подавлении, выносе эмоций из зоны, связанной с контекстом происходящего.

Нерелевантный (дизорганизованный) типаж в моменты переживания стресса переживает отрыв от всего сразу: контекста, себя и окружающих. Он отвечает невпопад, движется хаотическим образом; отпускает неуместные шутки или реплики. Этот типаж переживает в такой момент острый разрыв с реальностью; чувствует, что до него никому нет дела. При этом чувства и эмоции движутся внутри него как головокружение, ему не на что опереться. Внешне это выглядит как попытка делать одновременно десколько действий, ни одно из которых не выглядит важным или ведущим, человек как бы находится в постоянном движении типа «не знаю, за что хвататься».

Существует ли ответ на стресс, при котором обычный человек может не растерять ни себя, ни других, ни контекста? Да! И он называется «конгруентным». Тот, кто способен на такой коммуникативный паттерн без истории специального обучения, скорее всего везунчик, родившийся и выросший среди конгруентных людей, которые были ориентированы друг на друга. Более того, они не только встраивали контекст в рамки отношений, но и были способны изменять отношения в связи с контекстом. Однако конгруентную реакцию на происходящее можно выучить. Быть конгруентным действительно обучаемая способность. Это состояние начинается с принятия себя, и осознания в момент стресса, в какой коммуникативный паттерн из описанных выше тебя выталкивает твое тело. Хочется гневно вздернуть подбородок? Умоляюще протянуть руку? Отвернуться и отстраниться? В этот момент можно немного подышать, занявшись собой, затем вернуться в ситуацию, то есть к другим и к контексту. Если предположить, что ваше общение происходит не во враждебной среде (а там действуют совершенно иные законы!), то вам, скорее всего, не грозит ничего, кроме сильного расстройства. Это, конечно, неприятно, но переживаемо. Обратите свои глаза на вашего собеседника, улыбнитесь и посвятите себя тому, чтобы внимательно выслушать то, что он говорит, не прерывая и не перебивая его: «мои уши открыты». Работать с контекстом значительно проще в обстановке взаимной доброжелательности и внимания к деталям – конгруентно.

Оптимальным местом для знакомства с коммуникативными стилями и работы над повышением собственной конгруэнтности является терапевтическая или обучающая группа, особенно с использованием видеозаписи. Участники такой группы не перегружены историей личных взаимных отношений, включая взаимные обиды. Они достаточно легко фокусируются на внешних признаках типажей, играют в ролевые игры, пытаясь то довести до абсурда собственный стиль, то примерить чужой; учатся испытывать безопасность в безопасных условиях. Если у вас есть возможность поучаствовать в такой группе, непременно сделайте это! Ведь, кроме всего прочего, это очень весело, хотя сами гротескно изображенные Сатир типажи во взаимодействии совсем не веселы, а разрушительны.

 

 

Методики психодиагностики в консультировании. Техника консультирования А.Ленца(анализ соц сети клиента)

Психодиагностика – это всегда диагностика какого-либо конкретного психического содержания. Важнейшим содержательным разделом диагностики является оценка индивидуальных различий в области интеллекта, способностей и уровня достижений. Тесты, предназначенные для получения показателей этих различий, называют тестами на определение «максимальных возможностей», поскольку тестируемый человек должен показать все, на что он способен. При этом его ответы в соответствии с определенным правилом оцениваются как правильные или неверные.

Для понимания возможностей психодиагностики имеет принципиальное значение то, какие методы использует психолог в своей работе — тестовые или экспертные. Тестовые методы предполагают использование тестов как относительно кратких стандартизованных испытаний, позволяющих дать количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Стандартизованное испытание подразумевает наличие стандарта процедуры проведения тестирования, обработки его результатов и их содержательной оценки, который задается разработчиком теста, а от пользователя требуется строгое его соблюдение. Основными атрибуты качественного теста являются: стандартный тестовый материал, ключи для обработки, тестовые нормы, сведения об основных характеристиках теста — валидности и надежности, которые позволят пользователю оценить качество теста и его соответствие задачам исследования, а также основы интерпретации, пользуясь которыми можно «перевести» количественный показатель испытуемого в описание его психологических особенностей.

Т.В.Барлас приводит некоторые сравнительно простые экспертные методики, которые могут быть использованы психологами-консультантами в их практической работе:

— Проективная методика неоконченных предложений, восходящая к ассоциативному эксперименту Юнга, предполагает завершение испытуемым фраз, начало которых произносит психолог;

— Методика личностного дифференциала предназначена для изучения самооценки, а также межличностного восприятия и межличностных отношений. Испытуемому предлагается оценить себя или какого-то человека с помощью набора из 21 пары прилагательных. При анализе методики представляют интерес как отдельные оценки, так и три интегральных показателя, получивших название Оценка, Сила, Активность;

— Методика «Психологическая время» предназначена для структурированной самооценки жизненного пути и планов на будущее. Она предусматривает выполнение испытуемым всех или некоторых из нижеперечисленных заданий. В процессе их выполнения испытуемый дает необходимые с его точки зрения комментарии.

Немецкий психолог А. Ленц разработал конкретную схему анализа сети в рамках консультативной работы.
1. В процессе консультирования клиенту предлагают углубленно рассмотреть сеть социальных отношений. Карта сети позволяет сделать наглядными отношения и их структуру.
2. Перед клиентом лежит лист бумаги, на котором в изобилии изображены концентрические круги. В центре внутреннего круга -слово «я».

3. Он должен сделать первый шаг: представить себе людей, с которыми чувствует себя особенно тесно связанным, без которых ему трудно. Эти люди группируются в первом круге вокруг «я».
4. Затем его спрашивают о людях, которые так важны в его жизни, но с ними он менее связан, чем с людьми из первого круга. Эти лица размещаются дальше, в более удаленных кругах.
5. В конце размещают людей, с которыми социальные контакты установлены, существуют, но эмоциональные связи слабее или более дистанцированы.
6. В заключение при составлении карты сети особыми значками отмечаются те, кто связан с поставленными проблемами, с кем отношения особенно конфликтны или развивались напряженно.
7. Эта визуальная реконструкция служит основой для общего анализа структуры отношений, анализ нередко продолжается на последующих консультациях. В диалоге, который сопровождается интенсивным выражением чувств, могут быть затронуты следующие комплексы тем: вид отношений; структура социальной сети; качественные изменения отношений в последние годы желания, стремления опыт отношений; степень удовлетворенности отношениями в сети, доступность членов сети.
8. Анализ ресурсов поддержки в сети: возможность располагать социальной поддержкой формы получаемой помощи; значимость неформальной поддержки; желания и ожидания при оказании поддержки; степень обоюдности, взаимности в неформальных отношениях.
9. Ресурсы сети клиента и готовность использовать их. Понимание и визуализация того определения, в котором живет человек, стимулирует его к более интенсивному критическому анализу своих социальных отношений, активизирует желание воспользоваться ресурсами поддержки своего социального поля.
Люди с негативной ориентацией сети имеют низкую самооценку, испытывают страх зависимости и недоверие к другим.
Консультирование, ориентированное на сеть, концентрируется прежде всего на таком восприятии человеком ситуации, в которой он оказался. Задача психолога на первом этапе — научить клиента понимать свои страхи и затруднения, подвести его к осознанному критическому анализу своей биографии. Это облегчает доступ к имеющемуся у него опыту отношений с людьми, и понимание собственных чувств помогает активизировать взаимодействие с окружающими, установить более тесные связи.
Консультирование на первом этапе направлено на постепенное ослабление его защитных реакций, на расширение пространства общения и вовлечение значимых для клиента людей в его личные проблемы. Общий анализ и проработка личной ориентации в сети требует в первую очередь психотерапевтически ориентированных действий.
Второй этап работы с сетью включает в себя методы вмешательства в структуру повседневных, обыденных отношений человека, обратившегося за помощью; они направлены на улучшение защитного взаимодействия или структурных изменений его социальных отношений. Консультативная работа строится, как правило, на поддержке межличностной компетенции и усилении уверенности клиента в себе. В первую очередь его нацеливают на активный поиск потенциала помощи и образование тесных, защищающих отношений. Его побуждают чаще обращаться к другим людям, учат строить действующие контакты, например с людьми из сети, которые могут рассматриваться как компетентные помощники.

 

Моделирование технологий консультирования

Проведение любой консультации предполагает соблюдение основных принципов:

Целесообразность и целеустремленность Консультация должна иметь конкретную цель, решать строго определенную задачу, проблему.

Добровольность и ненавязчивость Консультируемый вправе в любое время отказаться от помощи консультанта. Эффективность консультации определяется ценностью идей, а не статусом консультанта.

Методическая грамотность и компетентность Ядром технологии процесса консультирования является установление доверительных взаимоотношений консультанта и консультируемого. Грамотный консультант должен обладать широкой эрудицией и быть компетентным в области обсуждаемой проблемы, уметь методически грамотно, убедительно вести консультации.

Консультирование не является одномоментной акцией, это — процесс. Оно имеет протяженность во времени, поэтому в этом процессе можно выделить несколько этапов. Основные из них:

— выявление причин, побудивших к необходимости консультаций, к обращению за консультацией;

— анализ, оценка и диагностика проблемы;

— формулировка проблемы и определение целей консультации;

— установление стратегии и плана действий;

— осуществление соответствующих действий;

— оценка результатов консультации и выводы.

Консультация в социальной работе обычно подразумевает формулирование рекомендаций, советов по содержанию, приемам и формам поведения и жизнедеятельности, по руководству подчиненными, доведения до клиента дополнительной информации.

В процессе консультирования не принято начинать общение с клиентом словами: «Я думаю …», «Я чувствую …» Золотое правило: выслушать клиента полностью и затем реагировать на заключение клиента, его вопросы и поставленные проблемы. Лишь когда клиент продемонстрирует потребность в помощи, проанализировать его действия и определиться с советами и рекомендациями. В этом случае уместно использование фраз: «Вы полагаете …», «Вы чувствуете …», чтобы дать возможность клиенту прислушаться к себе.

Следует учитывать, что на результаты консультации большое влияние оказывает бытующее мнение ближайшего окружения клиента. Социальная среда или обстановка, в которой проводится консультация, способны вызвать к жизни различные ассоциации и влиять на варианты социальной помощи, которые могут по-разному повлиять на действенность усилий консультанта по социальной работе: положительно, негативно, или нейтрально. Предвидеть характер влияния среды и обстоятельств – также задача консультанта.

По мере накопления и обогащения опыта социальной работы, развития социальных служб и расширения спектра оказываемых услуг, складывается целостная модель технологии консультирования, соответствующая конкретным нуждам населения и национальному менталитету. Это эволюционный процесс и количественных, и качественных накоплений, который продолжается непрерывно, ибо уникальный опыт и знания специалистов социальной работы приобретают все большее значение в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания.

Технология консультирования очень близка технологии посреднической деятельности социального работника. Посредничество как вид деятельности широко и с успехом используется во всех сферах жизнедеятельности человека: экономике, политике, при разрешении социальных конфликтов. Обстановка напряженности, конфликты, споры наносят значительный ущерб как физического, материального, так и социального, нравственно-духовного порядка. Помочь сторонам устранить морально-психологические препятствия, достичь взаимных уступок и договоренности, объединить участников конфликта или спора для решения жизненно важных проблем — задача посреднической деятельности.

 

 

Клиенты социального работника, психолога-консультанта и психотерапевта

Основными клиентами социального работника, психолога консультанта и психотерапевта являются:

— инвалиды;

— дети – сироты;

-лица пожилого возраста;

— безработные;

— безнадзорные;

— семьи:

1) асоциальная семья — тип семьи, представляющей собой нарушенную систему ценностей, разбалансированную и непригодную для воспитания ребенка;

2) неблагополучная семья — характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому она не справляется с возложенными на нее функциями, при этом ее адаптивные возможности значительно снижены;

3) семья «группы риска» — тип семьи, в которой отклонения не стали еще дезадаптирующим фактором, но осложняются отрицательными характеристиками. Несоответствие социальным стандартам не осознается членами семьи как важная проблема, способная нарушить жизнедеятельность такой семьи;

— и другие.

Нередко на практике эти три специалиста работают в связке для достижения положительного результата в решении проблем своих клиентов.

48. Функции консультанта:

1)Составление портрета индивидуальности;

2)Определение возможностей и средств психологической помощи (психотерапевтическая функция)

3) Направление клиента к нужному специалисту (диспетчерская)

4) Сообщение клиенту нужных ему знаний о его проблеме и путях ее разрешения (информационная функция)

49. Анализ результатов консультирования:

— во-первых, по самоощущению клиента, по тому, насколько лучше он стал себя чувствовать после проведения психологического консультирования;

— во-вторых, по результатам психологического тестирования состояний и психологических свойств (особенностей личности) клиента;

— в-третьих, по наблюдениям со стороны за поведением клиента. Оценивать итоги проведенного консультирования можно по каждому из названных критериев в отдельности, а лучше – по всем таким критериям, вместе взятым.

Для того чтобы оценка результатов консультирования была достаточно точной, необходимо заранее, до начала психологического консультирования решить, каким образом будут оцениваться его результаты. Возможные способы оценки желательно обговорить с клиентом, причем это касается как основных результатов, так и процедуры оценивания. Это необходимо сделать для того, чтобы еще до начала консультирования клиент определенно знал о том, каким образом можно будет убедиться в том, что консультирование прошло успешно, что, клиент действительно получил от него вполне определенную пользу.

Процедуры, как и критерии оценивания результатов психологического консультирования, могут быть различными. Оценку можно производить, например, в ходе самого консультирования, после его начала, по окончании консультирования. Многократная оценка результатов психологического консультирования позволяет клиенту убедиться в том, что оно проходит успешно.

Итоги психологического консультирования можно оценивать и спустя некоторое время после завершения консультирования, если предполагается, что его позитивные результаты проявятся не сразу и настолько, чтобы их можно было полностью оценить. Последний вариант процедуры оценивания результатов психологического консультирования чаще всего применяется тогда, когда изменяемые в ходе психологического консультирования свойства и формы поведения клиента являются достаточно инертными, устойчивыми и преобразуются медленно, едва заметно. Это могут быть, например, способности, черты характера, привычки клиента.

Что же касается выбора средств оценки результатов консультирования, то этот вопрос психолог-консультант обычно решает самостоятельно в зависимости от того, на что было изначально направлено консультирование. Важно, однако, чтобы применяемые средства оценки, если, к примеру, в качестве их выступают психологические тесты, были понятны клиенту.