Современному обществу свойственно стереотипное мышление и восприятие гендерных отличий. При первом впечатлении множество людей приписывают собеседнику не те качества, которыми он обладает, а те, которыми в его представлении должен обладать представитель данного пола. Чрезвычайно важно обращать внимание на стереотипы, чтобы не поддаваться их воздействию на восприятие и жизнедеятельность. Одни из наиболее распространенных стереотипов это представление о типично женских и типично мужских качествах. Наличие разных социальных ролей, которые воспринимаются как фундаментальные различия между мужчинами и женщинами в их психике и деятельности, формирует гендерные стереотипы. В первую очередь гендерные стереотипы формируются в рамках определенной культуры.
Культурные cтереотипы — неотъемлемый элемент обыденного сознания. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и направляет его поведение в определенное русло. Он выражает отношение, установку данной социальной группы. У разных групп и культур гендерные стереотипы совершенно противоположны [1].
Вильямс и Бест (Williams & Best, 1990 а), Хоффман и Херст (Hoffman & Hurst, 1990), Игли (Eagly, 1987) утверждают, что гендерные стереотипы возникают на основе гендерных ролей. Установившиеся стереотипы выступают как нормы для женщин и мужчин и являются моделями для гендерно-ролевой социализации (Eagly, 1987; Williams & Best, 1990)
Уже в процессе первичной социализации стереотипы активно функционируют как гендерные схемы.
Гендерные схемы — это когнитивные категории гендера. Они управляют процессами обработки поступающей информации таким образом, что увиденнное начинает восприниматься, запоминаться и интерпретироваться в соответствии с представлениями о гендере.
Кондри и Росс (Condry & Ross, 1985) установили, что гендер ребенка влияет на то, каким образом его воспринимают взрослые. Исследователи пришли к выводу, что такая когнитивная социальная категория, как гендер, преимущественно направляет восприятие одного и того же качества, предчувствия и ожидания по отношению к ребенку в зависимости от его гендера. Вера в то, что ребенок является мальчиком, настраивает на одни ожидания, а вера в то, что ребёнок окажется девочкой — на совершенно противоположные [2].
Таким образом, родители и окружающие ребенка люди формируют его представление о себе и своей гендерной идентичности.
РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВОСПРИЯТИИ
... образом будет интересовать особая разновидность социального стереотипа, а именно, стереотип этнический , который можно предварительно определить как упрощенное, схематизированное представление индивида о той или иной этнической группе. Таким образом, восприятие ...
Гендерная идентичность —базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения принадлежности к мужской или женской группе. Наиболее значимо, как человек сам оценивает свою идентичность, что формируется в определенной культуре при взаимодействии «Я» и «других». Психологический пол — это совокупность личностно психологических, социокультурных и поведенческих характеристик личности [3].
Взаимодействуя и наблюдая за окружающими его людьми, человек приобретает представление о том, к какой группе относиться и выбирает те типы деятельности и поведения, которые соответствуют его представлению о мужском и женском поведении и увлечениях.
Стереотипы проявляются на всех стадиях развития. В младшем и дошкольном возрасте наблюдается четкое разделение полов: они почти не общаются, у них нет общих интересов. На более старших этапах развития женщины и мужчины начинают стремиться к общению и опять же попадают во власть своих стереотипов — как следствие, им трудно понять поведение друг друга.
Стили социального гендерного поведения так же отличаются, так каксуществуют половые различия в таких типах поведения: инструментальное и экспрессивное, деятельное и коммуникативное, конкурентное и кооперативное поведение, а также поведение, связанное с ориентацией на задачу или на взаимоотношения.
Популярность приобрела точка зрения Д. Бакана: мужчины считались «деятельными» (активными, производящими действия, решающими проблемы, агрессивными), а женщины — «коммуникативными» (пассивными, эмоциональными, интересующимися не делом, а взаимоотношениями индивидами).
Экспериментальные исследования дали следующие результаты. Прежде всего, выяснилось, что личностный стиль зависит от возраста испытуемых и полового состава группы: в младенческом возрасте половых различий по уровню активности нет. Они появляются в дошкольном возрасте — когда дети начинают участвовать в социальных играх. Поскольку в этих играх отражаются гендерные роли взрослых людей, как правило, мальчики демонстрируют большую активность, чем девочки, Девочки часто играют в более спокойные игры, но это не значит, что они менее активны.
Установлено, что взрыв активности мальчиков наблюдается в присутствии других мальчиков — возможно, из-за конкуренции с ними. Так, например, К. Гиллиган объясняла разные стили мальчиков и девочек разными условиями социализации (Gilligan, 1987).
Женщины проявляют гибкость в реакции на ситуацию: с экспрессивными коллегами они более экспрессивны, с инструментальными — инструментальны. Для мужчин это не характерно — они склонны проявлять свой инструментальный стиль во всех ситуациях, возможно, потому, что эти стили связываются с маскулинностью и феминностью.
Считается, что мужчины будут демонстрировать в своем поведении ориентацию на задачу, а женщины — на взаимоотношения. Иногда этот стереотип имеет уточнение: ориентированное на задачу поведение будут демонстрировать не все, а лишь маскулинные мужчины, а ориентацию на людей — фемининные женщины.
Стиль поведения представителя определенного пола не является врожденным, а формируется обществом.Сочетание индивидуальных качеств и требований социума влияет на тип подчинения гендерным нормам.
Шон Берн (2001) выделяет три типа подчинения людей гендерным нормам: уступчивость, одобрение и идентификацию.
Уступчивость— это такой тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.
Тема № : «Психозы позднего возраста». Задача №1
... синдрома? Организация ухода и надзора Каковы лечебные рекомендации? Симптоматическая терапия, ноотропы Задача №8 Женщина 55 лет, бухгалтер, длительно страдающая сахарным диабетом и хроническим холециститом, ... расстройства, при которых наблюдается этот синдром?Сосудистые препараты, рациональная диета, психотерапия Задача №10 Мужчина 45 лет, научный сотрудник, без внешней причины резко изменился по ...
Одобрение,или интернализация это тип подчинения, когда человек полностью согласен с гендерными нормами.
Идентификация — это повторение действий ролевой модели (мужчины, женщины, отца, матери).
Обществу нужно, чтобы женщины были ориентированы на взаимоотношения, а мужчины — на задачу. Это соответствует исторически сложившемуся разделению ролей — мужчина занимался делом, а женщина заботилась о психологическом климате. Такое разделение ролей можно часто проследить и в семьях, и в деловом мире.
В привычных условиях, т. е. при решениистереотипной задачи (где, как правило, преимущество на их стороне)женщины не уступают мужчинам по инструментальности, но в сложной ситуации (возможно, из-за того, что они не знают решения задачи) женщины прибегают к гендерно-типичному поведению и не решают задачу, а проявляют эмоции, выясняют отношения с окружающими [4].
Часто стереотип преувеличивает гендерные различия которые на самом деле не является устойчивой характеристикой отдельных личностей. В современном обществе существует множество женщин, которые успешно занимаются бизнесом и мужчин, которые обретают себя в творчестве и традиционно чисто женских занятиях.
Социальные представления в отношении мужчин и женщин касаются норм их социального поведения, а также того, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим социальным и психологическим качествам.
В таких случаях несоответствие стереотипу может проявляться в осуждение или непонимании со стороны общества, это непонимание может травмировать личность.
В последние годы представления о мужских и женских половых ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности. Те, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие.
Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они есть в действительности.
Второй отрицательный эффект половых стереотипов — это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Это наглядно проявилось при восприятии взрослыми детей разного пола.
Дж. Рубин с коллегами (J. Rubin et al., 1974) опросили родителей, имевших однодневный опыт общения со своим младенцем в первый день его появления на свет. Младенцы мужского и женского пола не различались в оценках по активности и другим поведенческим признакам. Однако девочек описывали как маленьких, хорошеньких, красивеньких, а мальчиков как более настороженных, уверенных и сильных.
Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.
Считается, например, пишет Н. Н. Обозов (1997), что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов.
Для лица мужского пола проявить чувства — значит, нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться феминофобия,т. е. страх перед проявлением у себя женственности. Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не должен быть эмоциональным, то не за чем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоции других.
Наиболее распространенный стереотип о подчиненном, зависимом положении женщины проявляется в обществе на подсознательном уровне, вне зависимости от сознательного восприятия. Это стереотип хорошо освещен в статье И. С. Клециной (1999), ниже дается ее сокращенное изложение.
В большинстве культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, активностью, силой, культурой, рациональностью, светом, наполненностью. «Женское» — с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью. Мужчина выступает как носитель активного, социально-творческого начала, а женщина — как пассивно-природная сила. Мужчинам и женщинам предписываются противоположные и социальные роли. Первые являются преимущественно «инструментальными», а вторые — «экспрессивными». Мужчина — это «кормилец», который в семье осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей; женщина должна выполнять семейно-бытовые обязанности и обеспечивать дома душевное тепло и уют. Уже из этого перечня следует, что речь идет не просто о распределении функций между мужчинами и женщинами, но и об иерархии, подчинении женщины мужчине.
Подтверждает существующие в обществе гендерные стереотипы эксперимент Н. Портер с соавторами (N. Porter et al., 1983), которые давали испытуемым фотографии «группы выпускников университета, работающих над исследовательским проектом». Они предлагали им высказать свое мнение по поводу того, кто из изображенных на фотографии внес наибольший интеллектуальный вклад в данный проект. Когда группа на фотографии состояла из одних мужчин, испытуемые преимущественно выбирали того из них, кто сидел во главе стола. Когда группа была разнополой, тоже преимущественно выбирали мужчину, занимавшего эту позицию. Но если во главе стола сидела женщина, то ее игнорировали. Каждый из мужчин на рисунке выбирался на роль лидера в три раза чаще, чем все три женщины, вместе взятые. Это стереотипное представление о мужчине как о лидере было характерно и для феминисток [6].
Хотя в современном обществе представление о мужественности и женственности становятся более гибкими для восприятия, все же многим людям нужна помощь психолога для того, чтобы принять себя и свои качества, которые не всегда одобряются традиционными взглядами общества.
Из вышеприведенных фактов следует: понимание гендерного стереотипа чрезвычайно важно, поскольку многие талантливые люди вынуждены бороться с химерами не только общества, но и своими собственными. Осознание и принятие того факта, что каждый человек, вне зависимости от его гендерной принадлежности, является индивидуальностью, со своим набором психологических качеств и свойств, соотношением маскулинности и феминности в психике, позволит каждой индивидуальности и обществу в целом стать более продуктивным, развивающимся и гармоничным.
Образы мужчин и женщин в массовом сознании. Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного
Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы можно условно разделить на половые (различия, идущие от природы мужчины и женщины) и гендерные(различия, сформированные под влиянием социума).
Половые стереотипы отражают представления о мужественности — женственности и касаются прежде всего антропометрических характеристик. В массовом сознании женщины, по сравнению с мужчинами, ниже ростом, имеют меньшую массу тела, узкие плечи и широкий таз, меньшую мышечную силу. Распространено также мнение,что женщины выносливее мужчин и т. д.
К психофизиологическим характеристикам, дифференцирующим в массовом сознании мужчин от женщин, относятся агрессивность, доминантность, уверенность в себе,независимость, смелость, грубость, активность и логичность мышления мужчин изависимость, кротость, боязливость, мечтательность, суеверность, эмпатичность,тревожность и эмоциональность женщин
И.Броверман с соавторами (Browerman et al., 1972) попросили юношей и девушек дать характеристики типичным мужчине и женщине. В результате для тех и других выявился различный набор качеств (табл. 1).
Полоролевые стереотипы в немалой степени присущи и профессионалам, близко знакомым с психологией. И. Броверман с коллегами изучил описания мужчин и женщин, данные клиническими практиками, психиатрами и социальными работниками. Обнаружилась общая для них установка, что компетентность больше присуща мужчине, чемженщине. Женщины же характеризовались как более послушные, менее объективные и подверженные внешнему влиянию, менее агрессивные и состязательные, легко раздражающиеся по незначительным поводам. Ф. Гейс (Geis F., 1993) показано, чтово многих случаях психологи игнорировали или преуменьшали проявление агрессии женщинами и заботливости мужчинами.
Дж.Макки и А. Шериффс (McKee, Sheriffs, 1957) пришли к выводу, что типично мужской образ — это набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. В целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. При этом авторы считают, что чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фемининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчин признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и т. п., женщин — формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т. п.
Типичный мужчина | Типичная женщина |
Агрессивный | Тактичная |
Предприимчивый | Проявляет расположение |
Доминирующий | Нежная |
Независимый | Не использует грубых выражений |
Скрывающий эмоции | Понимает чувства других |
Любит математику и науку | Разговорчивая |
Обладает деловыми навыками | Религиозная |
Знает,как осваивать мир | Интересуется собственной внешностью |
Легко принимает решения | Ценит искусство и литературу |
Самодостаточен | Сильно нуждается в защите |
Свободно говорит о сексе с другими мужчинами | Аккуратная в привычках |
Спокойная |
Обнаружено также,что мужчины демонстрируют гораздо большую согласованность в отношении типично мужских качеств, чем женщины — женских.
Женщина с мужским образованием и даже в мужском платье должна оставаться женственной и никогда не пренебрегать развитием лучших дарований своей женской природы.
Дж. Уильямс(Williams J., 1999; Williams J., Best D., 1990) предложил испытуемым из 25стран использовать 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающих личностные черты, для характеристики мужчин и женщин. Выявилось, что мужчинам приписывались 48 слов, а женщинам — 25 (табл. 2).
Вильямс отметил, что процент культурных сходств в характеристиках, которые дают мужчинам и женщинам, в 25 странах очень высок.
Наконец, в одной изпоследних работ (Prentice, Carrance, 2002) приводятся характеристики, типичные и нетипичные для мужчин и женщин с точки зрения гендерных стереотипов (табл.3).
Таблица2.Качества,ассоциирующиеся только с мужчинами или только с женщинами минимум в 19 из 25стран (количество стран указано в скобках)
Мужчины | Женщины |
Мужественный,сильный, склонный к риску, независимый,доминирующий, убедительный (25) | Сентиментальная,покорная, суеверная (25) |
Агрессивный,властный, дерзкий, неумолимый(24) | Женственная,чувствительная, мечтательная, нежная(24) |
Активный,мудрый, суровый, грубый, храбрый,неэмоциональный, крепкий (23) | Боязливая,зависимая, мягкосердечная, слабая,привлекательная, эмоциональная (23) |
Логичный,амбициозный, изобретательный, энергичный(22) | Сексуальная(22) |
Ленивый,самоуверенный, трезвомыслящий, громкий,неорганизованный, тупоголовый, жестокий,неотесанный, жестокосердный, целеустремленный,инициативный, эгоцен-тричный(21) | Мягкая,спокойная (21) |
Реалистичный,серьезный, бесстрастный, напористый,неосторожный, заносчивый, прогрессивный,рациональный (20) | Жеманная,очаровательная, разговорчивая (20) |
Недобрый,уверенный, несносный, хвастливый,шутливый, искусный (19) | Добрая,застенчивая, тревожная, кроткая, приятная(19) |
Таблица 3. Типичные желательные и нежелательные характеристики мужчин и женщин
Желательные характеристики | Нежелательные характеристики | ||
мужчины | женщины | мужчины | женщины |
Стремлениек бизнесу | Добрая | Счастливый | Умная |
Спортивный | Интересующаясядетьми | Дружелюбный | Злая |
Лидерскиеспособности | Надежная | Полезный | Самолюбивая |
Уверенныйв себе | Чувствительная | Аккуратный | Здравомыслящая |
Надежный | Дружелюбная | Добрый | Имеющаячувство юмора |
Амбициозный | Аккуратная | Энтузиаст | Направленнаяв будущее |
Самолюбивый | Внимательнаяк внешности | Оптимист | Принципиальная |
Бунтарский | Покладистая | Эмоциональный | Непослушная |
Серьезный,важный | Эмоциональная | Ищущийодобрения | Упрямая |
Управляющий | Впечатлительная | Впечатлительный | Управляющая |
Упрямый | Какребенок | Покладистый | Циничная |
Самоуверенный | Наивная | Суеверный | Самоуверенная |
Ревнивый | Суеверная | Искренний | Высокомерная |
Завистливый | Застенчивая | Застенчивый |
При этом в ряде стран при описании мужчин и женщин имеется своя специфика. Например, в Нигерии слова «заносчивый», «грубый», «ленивый», «шумный» были отнесены к женщинам. В Японии «хвастливыми», «несносными» и «неорганизованными» тоже были женщины. В одних странах (Германия, Малайзия) дифференцировка полов была резко выраженной,в других (Индия, Шотландия) — слабо выраженной. В ряде стран описание мужчин было более отрицательным.
Исследование гендерных стереотипов в сознании народов соха (Якутия. — Е. И.) А. И. Егоровой показало,что в образе «традиционной женщины» и «традиционного мужчины» завышались маскулинные и фемининные черты соответственно (т. е. они характеризовались андрогинностью)…автостереотипы женщин в целом оказались менее традиционны и консервативны, чемстереотипы мужчин, ибо, по мнению автора, эмансипация в семье сохаосуществляется скорее через женщин, чем через мужчин.
Интересным оказалось, что при составлении своего индивидуального портрета 25% женщину потребили прилагательные, более характерные для описания типичных мужчин, а такое же количество мужчин описали себя как типичных женщин. В описаниях лучшего друга мужчины и женщины одинаково хотели видеть мужчину-друга,соответствующего описанию типичного мужчины, а женщину-подругу —соответствующей описанию типичной женщины.
Сходные данныеполучены и другими психологами (Street et al. S., 1995).
В. Г. Горчакова(2000) выявила, что в стереотипном массовом сознании женщина воспринимается как носитель эстетической функции: красивая, обаятельная, женственная. Об этом заявили 60% женщин и 68% мужчин. Мужчина в общественном сознании должен быть мужественным, сильным, надежным. Так считают 69% женщин и 61% мужчин.
Если проанализировать представления о личностных качествах мужчин и женщин с точки зрения их привлекательности, то явное преимущество останется за женщинами.Мужчина, несмотря на ряд имеющихся достоинств, предстает этаким монстром:агрессивный, амбициозный, грубый, дерзкий, заносчивый, жестокий, неотесанный,несносный, эгоцентричный, ленивый, хвастливый, тупоголовый, самоуверенный,недобрый. По сравнению с ним женщина — просто ангел; она, как пишут Е. М.Зуйкова и Р. И. Ерусланова (2001), добра, гуманна, демократична, отрицательноотносится к насилию, остро переживает несправедливость, более отзывчива к чужимпереживаниям, легче поддается воспитанию. Кроме того, она мягкосердечная,спокойная, привлекательная, покорная. По сравнению с этими достоинствамизабывчивость, несдержанность, истеричность, депрессивность, вспыльчивость,завистливость, болтливость являются просто маленькими женскими слабостями.
Между тем А. Маслоу считает, что понятия «мужское» и «женское» не отражают сущности явления,которое они должны раскрывать. Они только вводят людей в заблуждение, так как качества, которые в обществе считаются присущи ми мужчине, подчас в большей степени обнаруживаются у женщин, и наоборот.
Возрастные особенности формирования половых и гендерных стереотипов
Т. И. Юферева (1982) полагает, что основной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об образах мужчин и женщин, является сфера взаимоотношений с противоположным полом. Представления об образе мужчин и женщин в каждом возрасте отражают отдельные аспекты общения: в VII–VIII классах — семейно-бытовые взаимоотношения(девочки и мальчики, характеризуя образ женщины, перечисляют ее обязанности какхозяйки, а характеризуя образ мужчины — как мужа, отца, подчеркивают в основном его роль как помощника жены по хозяйству).
У подростков, отмечает Т. И.Юферева, представления о мужественности — женственности, очевидно, являются просто усвоенными соответствующими взглядами взрослых и не играют существенной роли в регуляции их поведения.
Несколько отличное мнение высказывается И. С. Коном (2001).
Он считает, что в подростковом июношеском возрасте соответствующие нормативные представления о мужественности особенно жестки и стереотипны; желая утвердиться в мужской роли, мальчик всячески подчеркивает свое отличие от женщин, стараясь преодолеть все, что может быть воспринято как проявление женственности. У взрослых эта поляризация ослабевает. Мужчина начинает ценить в себе и другие качества: терпимость,способность понять другого, эмоциональную отзывчивость, которые раньшерасценивались им как признак слабости.
У старшихшкольников представления о мужественности — женственности базируются на взаимоотношениях с ровесниками противоположного пола, в ходе которых происходит осознание себя как представителя определенного пола, своих потребностей, связанных с сексуальным развитием. Эти представления проверяются на практике, вне посредственном общении с противоположным полом. Однако это лишь начало формирования представления о понятии «психологический пол», касающегося только сферы взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.
По мнению восьмиклассниц и девятиклассниц, мужчина должен быть смелым, сильным,настойчивым, гордым, рыцарем (должен ухаживать за девушкой и защищать ее,уважать женский пол, быть снисходительным, внимательным, благородным по отношению к женщине).
Женщина, по мнению девочек, должна быть ласковой, нежной, мягкой, но, озвучивая эти характеристики, девочки, как правило, не трансформируют их в эталон поведения по отношению к мужчине.
Мальчики всех возрастов не отметили в большинстве случаев особых качеств, выражающих отношение мужчины к женщине и, наоборот, женщины к мужчине. Однако для них было характерным придание при описании образа женщин особенностей их внешнего облика(красота, элегантность, аккуратность).
В исследовании Т.А. Арканцевой и Е. М. Дубовской (1999) выявлены сходные характеристики мужчин и женщин, данные подростками.
Идеальный мужчина впредставлении подростков — это маскулинный тип с присущими ему качествами смелости, силы, выносливости, уверенности, ответственности, а женщина —андрогинный тип: нежная, ласковая, заботливая, мягкая, но в то же время активная, ответственная, уверенная.
Однако выявилось и отличие по сравнению с данными, полученными Т. И. Юфе ревой. Вместо семейно-бытовойсферы при описании мужчины на первое место вышли его личностные характеристики,а семейно-ролевые характеристики отошли на последнее место. То же произошло и приописании женщины, но в меньшей степени. Повысилась роль универсальных признаков при описании идеальной женщины.
В. Е. Каган (1989)опрашивал школьников VII–X классов трех регионов страны, какими они представляют себе большинство мужчин и женщин. Стереотипы мужественности,описываемые девочками, и женственности, описываемые мальчиками, во многомоказались сходными. Для того и другого стереотипа были характерны доброта,отзывчивость, справедливость, честность, самостоятельность, обаятельность.Сходство по ряду признаков обнаружилось и при описании мальчиками мужественности и девочками — женственности; это решительность, энергичность,уверенность. Различия же состояли в следующем (табл. 4).
Таблица4.Различия в стереотипах мужественности и женственности, имеющиеся у мальчиков и девочек
Мужественностьв описании мальчиков | Женственностьв описании мальчиков |
Сильный,независимый, деятельный | Добросовестная,независимая, общительная, невозмутимая,спокойная |
Мужественность в описании девочек | Женственностьв описании девочек |
Решительная,энергичная, уступчивая | Добрая,справедливая, честная, общительная,слабая |
Многие из отмеченных подростками качеств соответствуют списку мужских и женских качеств из работы Уильямса и Беста. Нельзя, однако, не отметить, что имеется очень много совпадающих характеристик мужчин и женщин, что свидетельствует, вероятно,о еще не сформировавшихся стереотипах мужчины и женщины у детей этого возраста.Кроме того, женщинам часто приписывались «мужские» качества (уверенность,энергичность, решительность), а мужчинам — «женские» (доброта, отзывчивость,обаятельность).
Таким образом, характеристика мужчин и женщин у подростков висследовании Е. В. Кагана получилась скорее андрогинной.
В целом автор отмечает, что стереотипы женственности более сходны у мальчиков и девочек, чемстереотипы мужественности. Негативные характеристики (непривлекательный,враждебный, раздражительный, черствый, эгоистичный, несправедливый,неискренний) включены только в стереотипы своего пола, при чем в основном этовыражено у мальчиков.
И. С. Клецина(1998) в результате опроса 70 студенток выявила характеристики, которые приписывались мужчинам и женщинам чаще всего (табл. 5).
В целом и эти данные подтверждают устойчивость гендерных стереотипов в сознании женщин.
Таблица5.Черты характера и способности, по которым, по мнению студентов, наблюдаются наибольшие различия между мужчинами и женщинами
Характеристики,больше выраженные у женщин | Количествоответов, % | Балльныеоценки степени различий | Характеристики,больше выраженные у мужчин | Количествоответов, % | Балльныеоценки степени различий |
Заботао детях | 64,5 | 3,8 | Математическиеспособности | 61,3 | 3,5 |
Боязливость | 64,5 | 3,8 | Логическоемышление | 61,2 | 3,7 |
Уступчивость | 62,9 | 3,7 | Агрессивность | 53,2 | 3,4 |
Эмоциональность | 58,0 | 3,4 | Стремлениеруководить, быть на первых ролях | 50,0 | 3,3 |
Тревожность | 54,8 | 3,4 | Авторитарныйстиль общения | 48,5 | 3,4 |
Для выявления общих тенденций гендерного развития личности у современной молодежи нами было проведено исследование среди студентов вуза. Использование методики«Полоролевые портреты» показало, что большинство девушек реального представителя мужского пола воспринимает недостаточно позитивно (лишь 44% качеств принимается).Анализ содержания структуры психологического пола показывает его неопределенность (по терминологии С. Бем).
т. е. низкую выраженность маскулинных и фемининных черт. Идеальный мужской образ наделяется девушками андрогинным психологическим полом, в структуре которого маскулинные характеристики заметно преобладают над фемининными.
В отличие от мужских представителей женский образ воспринимается большинством девушек более позитивно (принимается 68% качеств), однако тип психологического пола также приближается к неопределенному. Характерным является преобладание в структуре психологического пола маскулинных черт над фемининными как в образе реальной, так и идеальной женщины, что говорит о явной тенденции девушек быть более маскулинными, не выходя за границы андрогинного типа.
Юноши, в отличие от девушек, наделяют образ реального мужчины ярко выраженной маскулинностью и фемининностью с преобладанием маскулинности в структуре андрогинного психологического пола.Женский образ воспринимается большинством юношей как фемининный или андрогинный(с преобладанием женских качеств над мужскими).
Примечательно, что идеальныйженский образ видится юношами более маскулинным, но остается в рамкахандрогинного психологического пола с перевесом фемининных характеристик. Более привлекательным является для юношей мужской образ, который оценивается ими более позитивно по сравнению с женским (73% черт мужского поведения и 50%характеристик женского поведения оценивается позитивно).
Таким образом, большинство юношей более позитивно воспринимают женщин, нежели девушки мужчин,хотя обе стороны представителей своего пола оценивают выше, чем противоположный,что указывает на некоторую конкуренцию и напряженность в гендерных отношениях.Юноши описывают психополовое поведение более четко и определенно, девушки —более неопределенно и размыто. Это отражает определенные трудности гендерной социализации девушек, направленные в сторону утверждения своей активности и самодостаточности, несмотря на то что юношами это приветствуется при условии сохранения также черт фемининности. В целом и девушки и юноши обнаруживают невысокую подверженность традиционным гендерным стереотипам, наблюдается постепенная их трансформация в направлении снятия их былого противостояния и жесткой иерархичности в пользу мужского пола, все более ценной становится маскулинность.Такие тенденции способствуют развитию партнерских отношений между полами.Однако для развития отношений по типу сотрудничества необходимо более высокое принятие представителей противоположного пола, способность к эмпатии. Впротивном случае партнерство между полами приобретет исключительно активно-конкурентныйхарактер, поддерживающий напряженность гендерных отношений.
Различия в оценках себя и лиц противоположного пола по личностным качествам. В рядеисследований выявлен фаворитизм в отношении своего пола, который проявляется в более высокой оценке личности представителей своего пола. Он проявляется уже у двухлетних детей, которым предлагали описать положительные характеристики,относящиеся к их собственному полу, и отрицательные, относящиеся к противоположному полу (Kuhn et al., 1978).
Аналогичные результаты были получены и на детях от 5 до 12 лет (Martin C., 1989; McAninch et al., 1993).
Младшие школьники проводят четкие различия между полами, используя психологические категории и приписывая своему полу положительные характеристики, а отрицательные — противоположному полу (Serbin et al., 1993).
А. А. Никитина и Н.К. Радина (2007) изучали, как студенты — юноши и девушки — представляют образ«настоящей мужественности». Выявлено, что и те и другие приписывают «настоящемумужчине» эмоциональную, физическую и умственную твердость (по Ш. Берн) иуспешность. Однако выявлены и различия в представлениях девушек и юношей.Девушки по сравнению с юношами в 3 раза чаще употребляли характеристики,раскрывающие «социальные качества» мужчины (галантность, хорошее воспитание,отсутствие вредных привычек, наличие чувства юмора).
Но девушки в 4 раза чаще приписывалиобразу мужчины и типично женские черты (нежность, чуткость, терпеливость,открытость).
Юноши в 3,5 раза чаще употребляли характеристики, описывающие внешний вид «настоящих мужчин»(красив и хорошо выглядит, одевается со вкусом или небрежно одет, обладает мужественным тембром голоса, средних лет с проседью и др.).
Таким образом, юноши более склонны к стереотипному представлению «настоящего мужчины»,воспринимают его как «успешного добытчика».
Значение полоролевых и гендерных стереотипов
Гендерные стереотипы касаются и той роли,которое общество навязывает лицам мужского и женского пола в различных сферах жизнедеятельности. Это, прежде всего, стереотипы, касающиеся распределения семейных ролей: для женщины более значимой является роль домохозяйки, матери.Частная жизнь для нее важнее, чем профессиональная или политическая карьера.Мужчинам предписывается материальное обеспечение семьи, но при этом для них важным является включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность.
Другие гендерные стереотипы касаются профессиональной сферы: женщинам предписывается исполнительская и обслуживающая деятельность (образование, здравоохранение,торговля, социально-бытовая сфера), для мужчин более подходит инструментальная сфера деятельности, техника, творческая и руководящая работа, а также тяжелая физическая работа.
Наконец, существуют стереотипы, касающиеся политической деятельности: большинство людей считают, что политика — не женское дело.
Изучение вопросов,связанных с различными аспектами полоролевых стереотипов, имеет кактеоретическое, так и практическое значение. Неслучайно вопросы полоролевых стереотипов обсуждались еще древними философами. Так, на жестком разделении функций между мужчинами и женщинами настаивал Лукиан, который писал, что, создав мужчину и женщину, природа предпочла, чтобы они оставались верными своему естеству, т. е. чтобы ни женщины не вели себя вопреки природе, как мужчины, ни мужчины непристойно не изнеживались.
В наше время Дж.Мани и П. Такер (2001) позитивные моменты в гендерных стереотипах видят в том,что они поддерживают межличностное и межгрупповое взаимопонимание и сотрудничество. При этом они отмечают, что данные стереотипы должны быть не только ригидными, но и гибкими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать устойчивость представлений, а с другой — не останавливать развитие общества.
Сама природа позаботилась о том, чтобы половина населения — женщины — максимум своей энергииотдавала семье, чтобы вторая половина — мужчины — высвобождала время и энергию для общественной деятельности, требующей не «тела», а подлинно человеческих качеств, проявляющихся в политической, хозяйственной, военной, научной деятельности.
с другой стороны, чрезмерное акцентирование половых различий, жесткое противопоставление мужского и женского начала, традиционно осуществляемое с давних времен, тоже имеет свои недостатки. Как пишет И. С. Кон (1981), «издавна шел спор, считать ли более желательной поляризацию мужского и женского начала, при максимальном совпадении индивидуальных качеств с соответствующим культурным стереотипом(сильный, грубый, энергичный мужчина и слабая, нежная, пассивная женщина), или,напротив, их преодоление и сочетание в одном лице (сильный, но одновременно мягкий мужчина и нежная, но вместе с тем самостоятельная женщина)? Причем наболее высоких уровнях развития культуры и философской рефлексии предпочтение обычно отдается второй модели, сулящей большую степень взаимопонимания полов,тогда как в первом случае их от ношения мыслятся как иерархические, основанные на господстве и подчинении» (с. 53).
Как тут не вспомнить: «Да убоится жена мужа своего».
Важно учитывать два основных направления, связанных с гендером: преувеличивающие и игнорирующие различия между женщинами и мужчинами. Рашел ХарМастин и Джеан Марасек (1988)называют их альфа и бета предубеждениями.
Альфа предубежденияпредполагают, что существуют реальные и качественные различия между характеристиками, ориентациями, возможностями, ценностями мужчин и женщин.Исследователи, придерживающиеся этой позиции, «поляризуют» женщин и мужчин; при этом поддерживаются различные роли, базирующиеся на «естественном природном»основании. Примеры альфа предубеждений: концепция об особом, «женском», способе мышления (Belenky M. F. et al., 1986); теории о неотъемлемых особенностях поведения женщин — заботливости и поддержке (Chodorow N., 1978), об их особом моральном сознании и этике. Примеры альфа предубеждений можно найти в социобиологии и эндокринологии. Обнаруженные здесь гендерные различия объясняются генетическим (биологическим) детерминизмом или влиянием андрогенов на функционирование мозга. Например, промискуитет и социальное доминирование мужчин интерпретируются как природные явления, уходящие корнями в генетическое выживание вида или инстинкты.
На основании современных данных биологии был сделан вывод: нет доказательств, что в основе различий поведения мужчин и женщин лежат биологические факторы ( Bleier R.,1984, 1988).
Альфа предубеждения могут оказаться полезными в том случае, когда надо сформулировать новые исследовательские задачи, связанные со спецификой жизненного опыта женщин вотличие от социальной жизни мужчин.
Бета предубеждения игнорируют и минимизируют различия между мужчинами и женщинами. Как правило, в психологических исследованиях игнорируются проблемы, связанные с содержанием жизни женщин. Предполагают, что исследования, основанные на мужской выборке, могут быть обобщены для объяснений поведения и переживания женщин. Преуменьшение различий приводит к иллюзии, что женщины имеют равный с мужчинами доступ к материальным ресурсам, равные возможности в отношении работы и руководящей деятельности.
В последние годы представления о мужских и женских половых ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Ф. Л. Джейс (2001) полагает, что закрепляясь, гендерные стереотипы способствуют доминирующему положению мужчин и дискриминации женщин.Больше того, приверженцы новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности мужчин и непригодны для воспитания мальчиков. Указывается, что эти стереотипы не подходят большинству мужчин.Кроме того, они вредны, потому что мужчины, не принимающие их, подвергаются общественному осуждению, те же, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие. Дж. Плек (Pleck J., 1978) даже придерживается мнения, что, за исключением агрессивности, мужчины и женщины похожи друг на друга в своем поведении, и их не следует дифференцировать по характеру половых ролей.
Надо признать, что существующие в обществе гендерные стереотипы действительно могут играть негативную роль, во многом искажая истинную картину.
Первый отрицательный эффект состоит в том, что существующие стереотипы образов мужчини женщин дают эффект увеличительного стекла, поскольку различия между мужчинамии женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они есть в действительности. Так, К. Мартин (1987) в одной группе предложил мужчинам и женщинам отметить, какими качествами из сорока предложенных (среди которых были«типично мужские», «типично женские» и «нейтральные») они обладают. Во второй группе мужчинам и женщинам было предложено определить, какому проценту мужчин и женщин присуще каждое из сорока качеств. В первой группе, где опрашиваемые оценивали сами себя, половые различия вы явились только по пяти качествам:эгоцентризм, цинизм, сопереживание, плаксивость, суетливость. Во второй группе различия между мужчинами и женщинами обнаружились по всем качествам. Показано,однако, что мужчины и женщины воспринимают гендерные различия довольно значительными в тех областях, где их пол рассматривается положительно, а при рассмотрении негативных сторон различия стараются преуменьшить (Eagly, Mladnic,1989).
Второй отрицательный эффект половых стереотипов — это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события, что наглядно проявилось при восприятии взрослыми детей разного пола.
Дж. Кондри и С.Кондри (Condry J., Condry S., 1976) проделали любопытный эксперимент:испытуемым показывали фильм о девятимесячном ребенке; при этом одной половине зрителей говорилось, что этот ребенок — мальчик, а другой половине — что девочка. В одном из показанных эпизодов ребенок начинал кричать после того,как из коробки внезапно выпрыгивал попрыгунчик. Те, кто считал ребенка мальчиком, воспринимали его «рассерженным», а те, кто считал ребенка девочкой,воспринимали ее «испугавшейся».
Опрос родителей, проведенный через сутки после рождения ребенка, показал, что девочки воспринимались более мягкими, миловидными, более похожими на мать; при этом отцы были более стереотипными в таких оценках (Rubin J. et al., 1974).
Маленькие девочки,по мнению взрослых, имеют более приятную внешность, чем мальчики. Миловидных младенцев в большинстве случаев считают девочка ми (Hildebrand K., FitzeraldH., 1979).
Дж. Рубин с коллегами (Rubin et al., 1974) опросили родителей, имевших однодневный опыт общения со своим младенцем в первый день его появления на свет. Младенцы мужского и женского пола не различались в оценках по активности и другим поведенческим признакам. Однако девочек описывали как маленьких, хорошеньких,красивеньких, а мальчиков как более настороженных, уверенных и сильных.
Характерно, что уже пятилетние дети обладают стереотипным восприятием детей разного пола. К. Смит иЛ. Барклай (Smith K., Barclay L., 1979) показали, что одного и того же ребенка пятилетние дети описывали как большого, некрасивого, шумного и сильного, если считали его мальчиком, и как красивую, спокойную, слабую, если считали его девочкой.
Сходный эффект выявлен и при оценке родителями способностей своих детей. Экклз (Eccles, 1984)показала, что родители, исходя из существующего стереотипа, считают способности сына к математике выше, чем дочери, даже в том случае, когда их успеваемость одинакова.
В исследованиях ряда авторов показано, что хорошая успеваемость по математике мальчиков объясняется их родителями имеющимися у мальчиков способностями, а такая же успеваемость девочек — их старанием. Вероятно, это действительно может иметь место, но не всегда.
Этот эффект гендерных стереотипов проявляется и в том, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения. Например, стоит женщине-водителю совершить нарушение правил дорожного движения, как мужчины сразу восклицают: «Я же говорил, что женщины не умеют водить машину!» Здесь проявляется эффект пристрастного отношения к той группе, к которой принадлежит оценивающий. Вильямс и Бест(Williams, Best, 1986) установили, что женщины неизменно демонстрировали более положительное отношение к женщинам, чем то, которое демонстрировали по отношению к женщинам мужчины, а мужчины в свою очередь также неизменно демонстрировали более позитивное, чем женщины, отношение к мужчинам.
Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.
Считается,например, пишет Н. Н. Обозов (1997), что мужчина должен быть выдержанным,уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Женщина же может позволить себе каприз, а когда ее обидят, она может и по плакать.Большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов. М. Джекмен и М. Сентер (Jackman M., Senter M., 1981) выявили, что только 22% мужчин думали, что оба пола в равной степени эмоциональны. Из оставшихся 78% соотношение тех, кто считал более эмоциональными женщин, и тех,кто считал более эмоциональными мужчин, составляло соответственно 15:1. Ответы женщин оказались идентичными.
Для лица мужского пола прослезиться — значит нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться фемифобия, т. е. страх перед проявлением у себя женственности. У взрослых мужчин появление этого страха может быть обусловлено представлениями, что гомосексуализм присущ мужчинам с чертами женственности (O’Neil J., 1990).
Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не дол жен быть эмоциональным, то незачем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоции других. В результате природные различия между мужчинами и женщинами еще больше увеличиваются.