Умения и навыки в системе дошкольного образования

3

Введение

Формирование общеучебных умений и навыков — один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения. В новых образовательных стандартах начального общего образования формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок, как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. Проблемой формирования общеучебных умений и навыков в педагогической науке и образовательной практике занимаются не одно десятилетие, однако, до сих пор главный недостаток современного образования, в том числе и начального, связывают с неумением школьников учиться. Учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации структуры и содержания образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. Слабо сформированы отдельные компоненты учебной деятельности: понимание и четкое выполнение инструкции, понимание учебной задачи, самоконтроль, не четко определены уровни сформированности общеучебных умений и навыков. Администрация и педагоги школ не всегда проявляют достаточное внимание к решению проблемы повышения активности и учебной самостоятельности школьников, и это обусловлено рядом причин.

— формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности до сих пор рассматривалось вне учебных дисциплин, а если и было «встроено» в учебный предмет, то слабо согласовывалось между отдельными предметами;

— объектами контроля и оценки со стороны администрации и учителя являлись исключительно предметные знания, умения и навыки;

— существование обязательной пятибалльной системы оценивания со стороны взрослых тормозило формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;

— информационно-репродуктивное содержание учебных предметов не способствовало развитию поисковой активности детей и тормозило освоение разных способов человеческой деятельности;

— отсутствовали контрольно-измерительные материалы по отслеживанию уровней формирования этих умений и способов деятельности.

Проблема исследования: выявление условий формирования общеучебных умений и навыков младших школьников.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы и методы формирования учебных умений и навыков младших школьников.

4 стр., 1629 слов

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНТИЧЕСКИХ ...

... литературы, приложения.       ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ        1.1 Понятие гигиены письма ... и др. раскрывают особенности развития умственно отсталых детей. О формировании санитарно-гигиенических навыков и умений описано в работах В. Карвялис, Г. Мерсияновой, С. ...

Объект исследования: учебный процесс в начальной школе

Предмет исследования: процесс формирования учебных умений и навыков.

В соответствии с целью, объектом, предметом сформулированы следующие задачи:

1. На основе изучения психолого-педагогической литературы раскрыть содержание основных понятий исследования: «общеучебные умения и навыки младших школьников», «уровни сформированности общеучебных умений и навыков »

2. Изучить особенности проведения диагностики учебных умений и навыков младших школьников;

З. Выявить наиболее эффективные формы и методы работы способствующие формированию общеучебных умений и навыков младших школьников.

Методы исследования: анализ литературных источников, наблюдение, теоретический анализ полученных результатов.

1. Теоретические аспекты формирования общеучебных умений и навыков

педагогика умение навык школьник

1.1 Определение понятий «умение» и «навык»

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык. Для того чтобы разобраться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся умений и навыков, надо сначала уяснить, что собой предоставляют умения и навыки. До сих пор не уточнены соотношения между понятиями «умения» и «навыки». Большинство психологов и педагогов считают, что умение — более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения. Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.

Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями. Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.

Умение — это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык — это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов. Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка (Ильин Е.П., 1986, С. 138-147).

4 стр., 1724 слов

Особенности использования различных приемов совершенствования ...

... уроках чтения в равной степени предполагает овладении учащимися определенным комплексом знаний и умений и формирование у них личностных качеств, необходимых человеку. Идейно-тематический и ... цель исследования. Цель: выявить особенности различных приемов, оказывающих влияние на совершенствование навыка чтения учащихся начальных классов и разработать методическое обеспечение работы учителя. Объектом ...

Умение — это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.

Навыки — это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью (Рубинштейн С.Л., 1946. С. 553-554).Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано — у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык. Но в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости от характера соответствующих действий. Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т.д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков.

Таким образом, термин «умение» имеет два значения:

1) Как первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык.

2) Как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык — это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения.

4 стр., 1597 слов

Формирование трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

... прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В ... рабочее место. В старших группах решается задача формирования элементарных навыков планирования умения намечать последовательность работы, распределять обязанности между участниками, договариваться о ...

Общеучебные умения и навыки — это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. Для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые узкопредметные умения и навыки. Им соответствуют такие действия, формируемые в каком-либо учебном предмете, которые могут становиться операциями для выполнения лишь других специфических действий этого предмета или смежных предметов. Например, навыки чтения и записи натуральных чисел и действий над ними при первоначальном формировании — сугубо математические умения (действия), однако затем, когда они уже сформированы, они превращаются в операции, широко используемые не только для осуществления различных математических действий, но и для действий во многих других предметах (даже таких, как история или литература) и в повседневной жизненной практике. Поэтому эти навыки являются общеучебными. А вот умению находить производную некоторой функции соответствует такое действие, которое используется в курсе математики и в некоторых случаях в курсах физики и химии. Поэтому это умение является узкопредметным.Как видим, четкую границу между узкопредметными и общеучебными умениями и навыками провести довольно трудно. Вместе с тем, все учебные умения и навыки, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории:

1) Общие, которые формируются у учащихся не только при изучении данного предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике, например, навыки письма и чтения, работы с книгой и т.д.;

2) Специфические (узкопредметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах, например, определение общего сопротивления цепи проводников в физике, или вычисление валентности сложного химического вещества и т.д.

Общие учебные умения и навыки структурированы как блоки умений, навыков, способов действий в следующих видах деятельности:

Познавательная деятельность:

? умение определять адекватные способы решения задач на основе заданных алгоритмов (осуществлять вычислительные действия, переводить одни единицы измерения в другие на основе их отношения; решать задачи арифметическим способом; выполнять морфемный разбор слова; выделять орфограммы в слове; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи);

? умение моделировать информацию, процессы и явления (выполнять намеченный план и порядок действий; формулировать задачу по данному числовому выражению; работать с простейшими готовыми знаковыми моделями; записывать предложения заданной структуры; составлять цитированные выписки из письменного текста; заполнять схемы, таблицы; владеть знаково-буквенной символикой);

? умение сравнивать, сопоставлять, ранжировать, классифицировать объекты по предложенным критериям (сравнивать величины по их числовым значениям; различать звуки и буквы; распознавать части речи; различать члены предложения; разбирать слово по составу; сопоставлять данные задачи)

4 стр., 1947 слов

Глава 1. Регулятивные универсальные учебные действия в начальной школе

... этих целей является формирование регулятивных универсальных учебных действий (УУД). В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к самосовершенствованию и ... парадигме образования, выражающейся в формуле «Человек, владеющий ЗУН (знания, умения, навыки)», приходит новая, выражающаяся в формуле «Человек, подготовленный к жизнедеятельности». Оправданно ...

Коммуникативная деятельность:

? умение осуществлять поиск и преобразование информации (осуществлять поиск информации, заданной в явном и неявном виде; объяснять термины с использованием данного текста; работать со структурными единицами текста);

? умение создавать собственные письменные высказывания по заданному вопросу (создавать предложения заданной структуры и собственные тексты; применять данный текст для описания ситуации).[12]

1.2 Уровни овладения умениями и навыками

Процесс формирования учебных умений и навыков (общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Можно установить следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими и учебным умениям, и навыкам

1 вариант

0 уровень — учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения).

1 уровень — учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);

2 уровень — учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;

3 уровень — учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;

4 уровень — учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).

2 вариант

1 уровень — знакомство. В результате усвоения на этом уровне учащийся может узнавать изученные объекты, процессы, явления, способы действия

2 уровень — воспроизведение. Учащийся может воспроизвести изученную информацию, повторять усвоенные действия и операции

3 уровень — умения и навыки. Учащийся может выполнить действия ,операции по программе или алгоритму, которые изучены при обучении, а содержания и условия -новые

4 уровень — творчество. Учащийся участвует в выполнении исследований, решает творческие задачи.

Подчеркнем, что далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

1.3 Формирование общеучебных умений и навыков

Формирование общеучебных умений и навыков — специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, — это положение неверно. Школьник в своей учебной деятельности действительно перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество полученного учеником результата (решенная или нерешенная задача; содержательный или неглубокий, отрывочный, малоинформативный ответ и т.д.) и не представляет себе, какие индивидуальные умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию.

15 стр., 7395 слов

Тема №7 «Упражнение – метод формирования умений, навыков и привычек ...

... Из результатов психологического исследования: «Тип высшей нервной деятельности - сильный, уравновешенный, подвижный». Кто автор приведенной в ... ТЕСТ 18.Из результатов психологического исследования: « Интроверт, уровень нейротизма высокий, эмоциональные переживания глубоки, отличается повышенной тревожностью ... 10-ти лет, слабо развиты трудовые навыки, избегает сложных заданий, ситуаций соревнования с ...

Итак, у учащихся на всем протяжении школьного обучения нужно формировать общеучебные умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. Что же при этом должен делать учитель? Отметим два главных момента, или этапа: постановку цели и организацию деятельности (см. анимацию) (Бардин К.В., 1973; аннотация).

Прежде всего перед детьми ставится особая цель — овладеть определенным умением. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале задать себе вопрос, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают ли ученики ее? Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операциональную сторону учебной деятельности, остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями. Очень распространенный недостаток организации учебной работы учащихся состоит в том, что они не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Конечно, на первых порах, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем, учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой ими работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы. Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно, что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательней мотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы — широкие социальные, достижения успеха, избегания наказания и др. Учителю приходится ориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов. Ставя цель обучить данному умению, он должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом высокие оценки и т.д.).

Чтобы поставить перед учениками четкую цель, ему нужно сначала самому иметь соответствующую программу формирования умений. При планово-тематической системе организации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебном минимуме — перечне основных знаний, умений и навыков, которые должны быть обязательно усвоены всеми учащимися при изучении учебной темы. В учебный минимум включаются лишь наиболее важные, существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы. В него включается также освоение учебных умений, как предусмотренных учебной программой, так и не предусмотренных ею, без овладения которыми деятельность учеников не будет достаточно рациональной и эффективной (эту систему мы рассмотрим ниже).

После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец или правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами (но под руководством учителя) разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом. Например, при обучении умению составлять план-схему учитель может показать в виде образца план к определенной, уже знакомой детям теме. Ориентируясь на него, ученики выполняют задание по другой, близкой теме — составляют план по этому учебному материалу. Далее они совместно с учителем тщательно анализируют несколько работ из класса, сопоставляя, их друг с другом и образцом. Определяется, какие элементы в плане-схеме выделены, какие связи показаны, какие отсутствуют, а какие являются лишними, ненужными. Как уже видно из приведенного примера, совместная с учителем деятельность по выработке осознанного умения всегда внешне развернута. У учащихся обычно недостаточно развита способность внутренне, теоретически действовать, имея познавательную задачу. Во всяком случае, действуя по плану, они сталкиваются со значительными трудностями. Поэтому им нужны более легкие, доступные действия, внешние по форме. Таким образом, основной путь здесь — совместная деятельность, а метод — выполнение внешних действий. Причем внешние действия должны быть вначале максимально развернутыми и лишь потом, по мере отработки умения, они могут сокращаться. После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны. Например, при обучении умению различать главное и второстепенное используются, в частности, такие упражнения-задания: выделить в тексте те его части, которые наиболее существенны для раскрытия его содержания; опустить при пересказе текста второстепенные моменты; расположить учебный материал в определенном порядке, соответствующем степени его важности; сравнить какие-либо явления, сходные в главном и различные в частностях, при этом четко объясняя, что здесь существенно, а что нет. Тренировка, нужная для отработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение, которым ребенок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает «выпадать». Так, на уроках русского языка и литературы ученик, хорошо выполнявший упражнения, может ошибаться, не используя те же правила в диктанте, а тот, кто грамотно писал диктанты, может ошибаться при работе над сочинением. Избежать этого можно, приучая ребенка совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности. Таким образом, вся эта сложная работа направлена на то, чтобы внешняя практическая деятельность учащегося стала его внутренним достоянием и могла выполняться в умственном плане.

1.4 Применение знаний, умений и навыков

Применение знаний, умений и навыков — важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах. Знания становятся средством воздействия на предметы и явления действительности, а умения и навыки — орудием практической деятельности только в процессе их применения. Важнейшая функция применения — получение с его помощью новых знаний, т.е. превращение их в инструмент познания. В этом качестве применения знаний может нередко означать лишь мысленное преобразование некоторых исходных моделей действительности с целью получения новых, более полно и совершенно отражающих реальный мир. Характерный пример такого применения — т.н. мысленное экспериментирование. Способность использовать усвоенные знания для получения новых называют интеллектуальными умениями и навыками. В практической деятельности, кроме интеллектуальных, обязательно применение специфических умений и навыков, в совокупности обеспечивающее успешность труда. Применение знаний, умений и навыков — один из этапов усвоения — осуществляется в самых разнообразных видах деятельности и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания изучаемого. Его можно педагогически организовать путем выполнения упражнений, лабораторных работ, практической деятельности. Особенно глубоким по своему воздействию является применение знаний к решению учебно-исследовательских задач. Применение знаний усиливает мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемого, делает знания более прочными, реально осмысленными. Применение знаний по каждому учебному предмету своеобразно. При изучении физики, химии, естествознания, физической географии знания, умения и навыки применяются в таких видах деятельности учащихся, как наблюдение, измерение, фиксирование полученных данных в письменных и графических формах, решение задач и т.д. При изучении гуманитарных предметов знания, умения и навыки реализуются при самостоятельном объяснении учащимися тех или иных явлений, при применении правил правописания и т.д. Применение знаний, умений и навыков связано, прежде всего, с распознаванием в конкретной ситуации случаев, где такое применение целесообразно. Специальное обучение соответствующему распознаванию связано с установлением принципиального сходства и, следовательно, с умением отвлечься (абстрагироваться) от факторов и особенностей, которые при данных обстоятельствах можно считать несущественными. Единство обобщения и конкретизации позволяет избежать решения задач лишь с опорой на память, а не на всесторонний анализ предлагаемых условий, т.е. избежать формализма знаний. Другое необходимое условие — владение последовательностью операций применения. Обучению такого рода действиям уделяют обычно больше внимания, но и здесь встречаются ошибки — чаще всего попытки свести его к чисто алгоритмическим процедурам в раз и навсегда заданной последовательности. Применение знаний, умений и навыков успешно тогда, когда оно приобретает эвристический и творческий характер. Обучение невозможно без применения наличных (пусть минимальных, почерпнутых из житейского опыта) знаний, умений и навыков и является целесообразно организованной системой последовательного применения знаний, умений и навыков. В ряде случаев применение может быть лишь мысленным, воображаемым. Совершенствование знаний, умений и навыков также происходит только в процессе их применения, поэтому повторение изученного должно быть, как правило, не простым воспроизведением, а применением его в более или менее новых условиях. Для применения знаний, умений и навыков важны межпредметные связи, т.к. действия с реальными объектами требуют одновременного учета знаний по нескольким учебным предметам. Успешному применению знаний, умений и навыков способствует самоконтроль.

Выводы по первой главе

Овладение знаниями и умениями является условием и основой образования человека. В психолого-педагогическом понимании знание представляет собой адекватно запечатленную в памяти человека в языковой форме познаваемую действительность, в том числе способы (правила) деятельности. Умение есть знание в действии. Знание и умение взаимосвязаны, как абстрактное и конкретное. Человек знает только то, что умеет и наоборот. Умение своим проявлением свидетельствует об овладении определенным навыком. Пока ученик не покажет в процессе деятельности нужного умения, нельзя говорить о наличии у него такого навыка, а следовательно, и знания и умения.

2. Практические основы учета сформированности умений и навыков у учащихся начальной школы

2.1 Описание базы исследования

С целью выявления формирования умений и навыков у учащихся начальной школы мы провели исследование во втором классе МОУ сош № 2 учитель второй квалификационной категории Котова Евгения Александровна. В исследовании принимали участие 20 детей.

В рамках исследования мы проверили уровень сформированности умений и навыков учащихся второго класса по таким предметам как русский язык ,математика и окружающий мир.

По русскому языку и математике отслеживались следующие предметные знания и умения:

по русскому языку:

? умения, связанные с усвоением знаний системы языка (различать звуки и буквы; разбирать слова по составу; распознавать части речи; определять морфологические признаки слова; выделять грамматическую основу предложения);

? умения, связанные с овладением нормами литературного языка (грамотно писать слова с изученными орфограммами; выделять орфограммы в слове; объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученной структуры);

? умения, связанные с речевой деятельностью (осуществлять поиск и преобразование информации; создавать письменные высказывания по заданному вопросу)

по математике:

? умения, связанные с простраиванием отношений между величинами (знать и применять отношения между единицами измерения величин разного рода; понимать и применять отношения «больше на», «меньше на», «больше в», «меньше в», «увеличить на» и т.п.);

? умения, связанные с решением задач арифметическим способом (знать сущность задачи; осуществлять анализ задачи; выстраивать план решения; осуществлять проверку и подводить итог);

? умения, связанные с выполнением вычислений (расставлять порядок действий; находить сумму, разность, произведение, частное чисел).

В рамках исследования по окружающему миру были использованиы КИМ (контрольно-измерительные материалы нового типа — задачи, текст которых был практико-ориентированным, а умения и навыки, определяемые среди учащихся, надпредметными, задания к тексту — разноуровневыми).

Они стали контрольно-измерительным материалом, направленным на определение уровня функциональной грамотности учащихся. (приложение)

Любая работа предполагала трехуровневую оценку сформированности учебных навыков и умений, определённую в зависимости от количества набранных баллов за выполнение заданий.

В оценивании использовался балловый коэффициент определения уровня: 2 балла — навык сформирован (100%); 1 балл — навык развит недостаточно, есть погрешности в выполнении задания (50%); 0 баллов — задание не выполнено, данный навык отсутствует. Низкий уровень соответствует умению элементарно воспроизводить материал (линейный).

Средний уровень — недостаточно развиты умения (анализ, синтез).

Высокий уровень — творческий подход к выполнению задания (конструирование).

Это овладение умениями и навыками.

2.2 Анализ результатов исследования

В результате проведенных исследований мы выяснили следующее:

Русский язык

Обучение русскому языку формирует у детей представление о языке как целостной системе. Оно направлено на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, на формирование его индивидуальности, на становление всех форм общения — говорения, письма, слушания, чтения, на познание окружающего мира и самого себя. Результаты представлены в диаграмме 1

Диаграмма 1. Сформированность умений по русскому языку

По математике в рамках исследования были выделены базовые математические умения, необходимые учащимся для дальнейшего обучения:

— умение видеть, описывать и применять отношения между величинами;

— решать простейшие задачи арифметическим способом;

— осуществлять вычисления.

Результаты представлены в диаграмме 2

Диаграмма 2 Сформированность умений по математике

Результаты работы по окружающему миру представлены в таблице 1

Табл. 1 Результативность выполненной работы по окружающему миру.

Ф.И.

К-во правильных ответов

К-во неправильных ответов

Федоров Р.

7

13

Коломеец С.

9

11

Гутовова А.

9

11

Иванов Р.

15

5

Малышевич Д.

14

6

Кунгуриев В.

14

6

Бриль Е.

11

9

Бударная Н.

13

7

Тюликов С.

15

5

Путренко С.

14

6

Зуева Д.

5

15

Чахлова С.

8

12

Семеруха И.

9

11

Шершова В.

10

10

Колесникова В.

7

13

Кошеварова Е.

8

12

Хомутцова В.

12

8

Сулиманов И.

14

6

Ваганова С.

11

9

Солонко А.

6

14

Диаграмма 3. Сформированность умений по окружающему миру

Вывод по таблице

1. ни один ребенок не справился с работой в полном объеме

2. практически у всех детей вызвали затруднения вопросы и задания связанные с третьим и четвертым уровнями овладения знаниями и умениями.

3.затруднения вызвали вопросы, связанные с переносом умений из одной ситуации в другую.

Вывод по второй главе

Часть исследуемых учащихся начальной школы допускают вычислительные ошибки; часть учащихся не умеют простраивать отношения между единицами; практически каждый третий не умеет решать задачи арифметическим способом.

Каждый четвертый исследуемый испытывает затруднения при выполнении заданий, проверяющих умения, связанные с усвоением знаний системы языка, и умения, связанные с овладением нормами литературного языка.

Ряд исследуемых учеников не демонстрируют умение осуществлять поиск и преобразование информации.

Заключение

Овладение умениями и навыками является условием и основой образования человека. В психолого-педагогическом понимании знание представляет собой адекватно запечатленную в памяти человека в языковой форме познаваемую действительность, в том числе способы (правила) деятельности. Умение есть знание в действии. Знание, умение и навык взаимосвязаны как абстрактное и конкретное. Человек знает только то, что умеет и наоборот. Умение своим проявлением свидетельствует об овладении определенным знанием. Пока ученик не покажет в процессе деятельности нужного умения и навыка, нельзя говорить о наличии у него такого умения и навыка, а, следовательно, и знания. Методология оценивания учебных достижений предполагает, что умение и навык как совокупность усвоенных элементов опыта человека и общества воспроизводятся обучаемым в речи и в деятельности. Так как для успешного обучения школьникам необходим навык чтения, письма, счета, разговорной речи, то именно эти умения позволят перейти к усвоению более сложных умений и навыков.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности//Психология образования: проблемы и перспективы. Материалы первой международной научно-практической конференции. — М., 2004.

2. Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования//Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред. Л.А. Венгера.- М., 1986.

3. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение.- М., 1999.

4. Концептуальная модель развития универсальных учебных действий.

5. Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. уч. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Прометей, 1992.-528 с., с.351-357.

6. Маскин М.М., Петренко Т.К. , Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностно-

7.Оконь В. Введение в общую дидактику. — М.: Высш. шк., 1990.

8.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. И.П. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с., с. 129-192.

9.Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. — 423 с., с. 199-224.

10.Ступницкая, М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников. / М. Ступницкая, // Школьный психолог. — 2006. — № 7 — С.20 — 29.

11. Татьяченко, Д. Развитие общеучебных умений школьников. /

12. Федорова, Л.А. Формирование практических умений и навыков школьников / Л.А. Федорова, // Аспирант и соискатель. — 2005. — №6. -С.128 — 135.

13. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990. — 576 с., с. 122-148.

14. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — Томск, 1989.

15. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной жизни. — М., 2000.

Приложение

1. Наблюдение, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.

Объект наблюдения: рисунки к страничке, знакомящей детей с буквой а и звуком «а».

Задания: рассмотреть рисунки в азбуке, которые сделаны к страничке, знакомящей с буквой и звуком «а». Выбрать те рисунки, названия которых начинаются со звука «а».

Придумать свои задания на группировку этих рисунков.

Предложить для записи на доске собственное решение.

2. Слушание, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.

Текст: «Борин папа — капитан. Папа Павлика — радист. Лидин папа — кок. А у Оли, Даши и Коли папы служат матросами».

Задания: прослушать два первых предложения и назвать слова, в которых есть звук «п» (папа, Павлика).

Проверить себя по азбуке.

Варианты задания, которые могут придумать и дети: прослушать предложения и назвать только такие слова, в которых есть звук [п’]; такие слова, в которых нет ни звука [п], ни звука [п’] (Борин, радист, Лидин, кок, а, у, Оли, Даши, и, Коли, служат, матросами); на какие группы можно разделить слова предложений? (На группы, в которых есть звук [п], есть звук [п’], нет ни того, ни другого звука — три группы; односложные и многосложные; начинающиеся с большой буквы и с маленькой — две группы…)

3. Чтение, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.

Текст:

Вот стоит пастух, // Как постовой. // Стаду он сигналит: // — Стадо! Стой!

Задания: прочитать текст и решить, как разделить слова текста на две разные группы (с буквой с и без этой буквы), на разные группы (с буквой с только в начале, только в середине, без буквы с…);записать слова по группам в разные столбики; проверить работу, используя азбуку.

4. Наблюдение, обобщение, самоконтроль.

Объект наблюдения: рисунок к словам он, она, оно, они, мы.

Задания: назвать этот рисунок. («Светит солнце», «Дружная семья», «Чаепитие», «Летний дождь», «Мама несет самовар»…).

Определить, чье название самое точное. Почему? («Дружная семья», «Чаепитие» — названия обобщенно и наиболее точно раскрывают рисунок.)

5. Слушание, обобщение, самоконтроль

Текст: «Громко заиграла музыка. Туман окутал зал, и возник фокусник. Перед ним был пустой сундук.

Фокусник сказал:

— Финти, винти, фукс!

И вдруг из сундука забил фонтан. Вот это фокус!

— Браво! Браво! Браво!»

Задание: прослушай текст и озаглавить его. («Цирк», «Я тоже люблю цирк»…) Какое название наиболее точное? Почему?

6. Чтение, обобщение, самоконтроль

Текст: «Новый год — это снег, сугробы, санки, коньки. Это зимние каникулы!

Но в это же время в далекой Австралии у детей наступают летние каникулы. Жара до сорока градусов. Вот тебе и Новый год! Но Санта-Клаус и Дед Мороз долетят с подарками и до Австралии, и до Африки».

Задание: прочитать и назвать этот рассказ. («Про зиму», «Зима в России и в Австралии», «Какая бывает зима»…) Какое название самое точное? Почему?

Размещено на