Цели и задачи учебной дисциплины. «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

«Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»

По направлению подготовки

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Квалификация (степень)

 

Бакалавр

Санкт-Петербург

Сведения о дисциплине

 

Наименование дисциплины Ступень образования Статус дисциплины в рабочем учебном плане
Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию бакалавриат Общепрофессиональный блок (ОПД)  

 

 

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по базовому педагогическому образованию, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

 

Авторы-составители: д.пс.н, профессор Регуш Л.А.,

к.пс.н., доцент Алексеева Е.В.

 

Рецензент(ы):

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры психологии развития и образования 21 сентября 2010 года, протокол № 2_____.

 

от ___________ года, протокол № ________.

 

Заведующий кафедрой

д.пс.н., профессор Семикин В.В.

 

 

ДИСЦИПЛИНА:Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию

Направление:ОПД

Курс:1

Форма обучения:очная

Семестр:1

Трудоемкость:3 кредита

Количество часов:108

из них аудиторных: 54, лекции – 24, лабораторные занятия – 30;

самостоятельная работа — 54

Цели и задачи учебной дисциплины

Цель изучения курса: становление базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его жизнедеятельности и развития способности к познанию и пониманию индивидуальных особенностей других людей и самопознанию.

Задачи по обеспечению достижения цели курса:

· знакомство с проблематикой психологической науки;

· формирование системы знаний о строении и функционировании психики человека в процессе его жизнедеятельности,

· создание теоретико-методологических основ для усвоения знаний о психологии человека в процессах его развития, обучения, социального взаимодействия;

· формирование навыков понимания и дифференцирования психических явлений в реальной жизнедеятельности человека;

· содействие развитию рефлексивных процессов в отношении собственного «Я» и становлению на этой основе позитивного самоотношения как необходимого условия саморазвития;

· формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.

3. Ожидаемые результаты освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины бакалавр будет демонстрировать

ЗНАНИЯ:

· теоретических основ и понятийного аппарата психологической науки как необходимой базы для изучения других дисциплин, включенных в программу курса «Психология»;

· ключевых принципов и разнообразия основных психологических подходов;

· психологических феноменов, категорий, методов изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;

· способов личностного и профессионального самопознания и саморазвития.

УМЕНИЯ:

· использовать теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения курса, для анализа психологической составляющей жизни и деятельности людей и решения задач профессиональной педагогической деятельности и саморазвития;

· применять разнообразные методы изучения психологических феноменов в профессиональной деятельности;

· понимать причины собственных достижений и проблем, находить оптимальные пути решения этих проблем;

· адекватно оценивать свои возможности и в случае несоответствия между ними, находить пути изменения (коррекции) либо себя, либо выбираемых маршрутов образования и перспектив роста

· проектировать и реализовыватьсобственную программу профессионально-личностного роста.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата критериями результата освоения дисциплины«Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» выступает оценка общекультурных и профессиональных компетентностей, которые используются при решении задач педагогической деятельности на примерах проблемных ситуаций в образовательной среде.

 

В соответствии с целями освоения дисциплины «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» и задачами профессиональной деятельности бакалавр должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК).

Способность и готовность к:

· владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

· использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

· владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

· проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9).

б) профессиональными (ПК):

Практическая деятельность:

Способность и готовность к:

· отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов (ПК-2);

· выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

· психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

· прогнозированию динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме (ПК-7);

· применению, критической оценке и пополнению психолого-педагогических знаний для решения профессиональных задач.

Научно-исследовательская деятельность:

Способность и готовность к:

· применению знаний о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

· проведению стандартного прикладного исследования в области психологии (ПК-12);

· реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности,

Педагогическая деятельность:

Способность и готовность к:

· самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

· пропаганде психологических знаний среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

4. Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

Соответствие содержания курса целям и задачам.

Представленность в содержании взаимосвязи теоретического и практического аспектов обучения.

Междисциплинарность, проявляющаяся в ориентации на интеграцию знаний в сфере человекознания (психология, педагогика, философия, культурология, этика, социология)

Опора на развитие самостоятельности студентов в использовании разных подходов, направлений психологической науки, овладении навыками психологического анализа педагогических ситуаций и самоанализа, активными технологиями обучения и развития в профессиональной деятельности.

 

Организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа предполагает, что 50% от временных затрат на изучение курса студенты занимаются самостоятельно. Организация самостоятельной работы преподавателем включает:

Результаты самостоятельных работ студентов систематически контролируются преподавателем.

 

Основное содержание

 

Тема 1. Психология как наука.

Основные этапы становления психологии как науки. Предмет психологии в основных направлениях современной психологической науки. Психология и ее роль в становлении профессиональной компетентности людей, работающих в системе «человек – человек». Специфика применения психологических знаний в образовании и воспитании.

Способы получения психологических знаний. Житейские психологические знания о себе и других людях. Источники научных психологических знаний. Методы психологии. Наблюдение и эксперимент. Психологическое тестирование. Проективные методы. Проблема достоверности получаемой психологической информации. Использование научных психологических методов в практической деятельности специалиста.

 

Тема 2. Основные психологические концепции в психологии.

Основные идеи и принципы психоанализа. Психический детерминизм. Три состояния психического (сознание, предсознательное, бессознательное).

Понятие о движущих силах развития психики в психоанализе. Методы психоанализа (метод свободных ассоциаций, анализ ошибочных действий, толкование сновидений).

Бихевиоризм: основные положения и роль в развитии психологии. Взгляд на психическое развитие как результат исключительно внешних воздействий и воспитания. Схема «стимул – реакция». Научение. Обуславливание.

Понятие о человеке в когнитивной психологии. Познание как процесс переработки информации. Картина мира и ее влияние на поведение и развитие человека.

Основные идеи гуманистической психологии. Понятие саморазвития (самоактуализации) в трудах психологов гуманистического направления (К. Роджерс, Э. Фромм, А. Маслоу).

Высшие потребности (потребность в самоуважении, потребность в достижении высших метаценностей) как механизмы самоактуализации.

Современная отечественная психология. Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского. Учение Д.Н. Узнадзе о психологической установке. Субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна. Теория отношений В.Н. Мясищева. Разработка А.Н. Леонтьевым теории деятельности. Интегративный подход в познании психологии человека Б.Г. Ананьева.

 

Тема 3. Понятие о человеке.

Понятие о человеке индивиде. Основные особенности человека, связанные с признаками вида Homo sapiens. Социально-биологические признаки человека-индивида: пол, возраст, этничность. Особенности человека, связанные с половым диморфизмом и распределением мужских и женских ролей. Возрастная динамика в психическом развитии человека. Этнические особенности человека, связанные с родовой и социо-культурной принадлежностью.

Понятие о человеке – личности. Определение и структура личности. Внешний уровень функционирования личности: темперамент, характер, способности, роли. Теории темперамента (гуморальные, морфологические, физиологические).

Типы темперамента и возможности их диагностики. Черты характера. Условия формирования характера. Акцентуации. Соотношение характера и темперамента. Биологическое и социальное в развитии способностей. Классификация способностей. Одаренность. Конвенциональные и неформальные роли. Проблема неприятия ролей.

Внутренний мир личности: потребности, мотивы, ценности, отношения, оценки. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Мотивы достижения успеха и избегания неудачи. Составление карты интересов и мотивационного профиля личности. Анализ системы ценностей и их ранжирование. Сопоставление выявленных ценностей с задачами получения профессии и профессиональными ценностями.

Высший уровень проявления личности: свобода, ответственность, творчество, вера, совесть. Соотношение свободы и ответственности. Компоненты ответственности. Взаимосвязь ответственности с другими качествами личности. Ответственность и субъективный контроль. Ответственность и групповые нормы. Виды ответственности. Творчество и креативность. Отношение к жизни и творчество. Особенности творческой личности. Анализ творческого потенциала в профессии педагога. Совесть как внутренний критерий справедливости.

Индивидуальная картина мира и Я-концепция. Структура Я-концепции. Образ «Я» и самооценка. Я-реальное и Я-идеальное. Психологическая защита, ее виды и функции. Личностная идентичность человека в связи с семейными, профессиональными и другими социальными ролями. Личностная самореализация и личностный рост человека. Личностная зрелость.

 

Тема 4. Психологические состояния и процессы.

Ощущения: понятие, виды, общие закономерности ощущений. Понятие порога чувствительности. Адаптация и сенсибилизация.

Восприятие. Характеристика восприятия и его особенностей. Восприятие пространства, времени и движения. Стереотипы и иллюзии восприятия. Восприятие человека человеком.

Внимание и его психофизиологическая характеристика. Свойства и виды внимания. Расстройства внимания.

Память. Виды памяти. Общая характеристика процессов памяти. Запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Индивидуальные различия памяти. Способы тренировки памяти.

Мышление: общая характеристика. Виды мышления. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Мышление как процесс решения задач. Диагностика интеллекта. Анализ психологических факторов, влияющих на процесс мышления.

Речь. Функции речи. Взаимосвязь мышления и речи. Виды речи. Речь как средство общения.

Воображение, его основные виды и процессы. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых.

Эмоции, чувства и настроение. Формы переживания чувств. Диагностика аффекта. Эмоциональные компоненты в педагогической деятельности. Основные формы экспрессии педагога. Влияние негативных эмоций на самочувствие человека. Природа стресса. Физиологические и психологические признаки стресса. Фазы стресса. Хронический стресс. Последствия стресса. Источники напряженности в практике работы педагога и их анализ. Базовые принципы психологической саморегуляции. Психологические механизмы, лежащие в основе изменений внутренних состояний. Условия саморегуляции. Техники изменения настроения. Способы отреагирования негативных эмоций. Техники совладания со стрессом. Психологическая помощь в эмоциональном отреагировании. Воля и эмоциональная сфера личности. Субъективный опыт саморегуляции.

 

Тема 5. Деятельность и ее структура.

Психологическая теория деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Закономерности формирования навыков. Формы жизнедеятельности человека: общение, познание, труд, учение, игра, отдых. Мотивация деятельности. Человек как субъект деятельности. Факторы успешности. Образ жизни как интегративная форма организации жизнедеятельности людей.

 

Основные понятия курса.

Психология, психика, психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология, культурно-историческая концепция, теория деятельности, субъект деятельности, индивид, личность, личностный рост, темперамент, характер, способности, интересы, мотивы, ценности, Я-концепция, психические процессы, ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, психические состояния, эмоции, стресс, деятельность, саморегуляция, самопознание, саморазвитие.