Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОУ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА 827

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

 

 

 

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета

от 10 сентября 2015 г.

Протокол №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учителя-дефектолога

На 2015-2016 учебный год

составитель:

Учитель-дефектолог

Военная Т.Ю,

Москва, 2015г.

Содержание рабочей программы

Раздел программы Страница
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ  
1. Пояснительная записка  
2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей  
3. Возрастные и индивидуальныеособенности психического развития детей с нарушением развития дошкольного возраста  
4. Планируемые результаты освоения программы .  
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ  
1. График организации образовательного процесса.  
2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.    
3. Годовое тематическое планирование работы.  
4. Система педагогической диагностики и достижения детьми планируемых результатов  
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ  
1. Оформление предметно-пространственной среды кабинета  

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Данная Рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими нарушения в развитии.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

— Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

Рабочая программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития детей с нарушением развития.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач Основной образовательной программы ГБОУ «Школа»№827 Дошкольного отделения компенсирующего вида №5, исходя из потребностей и возможностей воспитанников.

Основной базой рабочей программы являются:

— Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред.

М.А. Васильевой,Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы -М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.;

— Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко.

— Методические разработки Н. Ю. Боряковой, М.А. Касициной.

 

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением развития приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

 

 

 

 

Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.

 

Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Задачи:

1.Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса;

— определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

-формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;

2. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка с нарушением развития;

3. Преодоление и предупреждение у обучающихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;

4. Подготовка детей к школьному обучению.

 

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников

 

 

Принципы:

1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДО. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.

4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДО. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

 

Возрастные и индивидуальные особенности психического развития детейс нарушением развития дошкольного возраста

Для детей с нарушением развития дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия. На основе проснувшегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам возникает и стремление к знакомству с их свойствами и отношениями. Развитие восприятия у этих детей происходит неравномерно, усвоенные детьми эталоны часто оказываются нестойкими, расплывчатыми. У них отсутствует перенос усвоенного способа

действия с одной ситуации на другую. Весьма сложными, отличными от нормальных оказываются взаимоотношения между восприятием свойства, знанием его названия, возможностью действовать с учетом данного свойства и производить на его основе простейшие обобщения. Дети, успешно выделяющие свойства во время занятий, совсем не могут выделять их в быту, в самостоятельной деятельности.

У детей с нарушением развития наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Они очень часто не осознают наличия проблемной ситуации, а если понимание в целом есть, не связывают поиски решения с необходимостью использования вспомогательных средств. В тех случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно обобщают собственный опыт действия и не могут использовать его для решения новых задач, что выражается в неумении переносить опыт в новую ситуацию.

У детей отсутствует активный поиск решения, они часто остаются равнодушными как к результату, так и к процессу решения задачи даже тогда, когда задача предложена как игровая. У тех детей, которые пытаются выполнить задание, как правило, имеется лишь ориентировка на цель без учета условий ее достижения.

Развитие игры в дошкольном возрасте является прямым продолжением предметной деятельности, может возникнуть только на ее основе, на определенном уровне ее развития. В то же время к началу дошкольного возраста у детей фактически совсем не возникает предметная деятельность. Их действия с предметами остаются на уровне манипуляций, в подавляющем большинстве случаев неспецифических. В младшем дошкольном возрасте дети в основном овладевают специфическими манипуляциями, которые должны лечь в основу формирования зрительно-двигательной координации и выделения свойств и отношений предметов. Однако процесс овладения специфическими манипуляциями без специального обучения идет медленно, так как у детей не возникает подлинного интереса к окружающему их предметному миру.

Продуктивная деятельность у детей с нарушением развития вне обучения фактически не возникает. У них не появляются конструктивные умения, не возникает предметный рисунок. Под влиянием требований окружающих у детей начинают формироваться элементы трудовой деятельности, прежде всего навыки самообслуживания, однако сам характер умений и навыков заслуживает более детального рассмотрения. Движения у детей при выполнении действий, связанных с самообслуживанием, неуверенные, нечеткие, часто замедленные или суетливые, недостаточно целенаправленные. Сильно выражена несогласованность обеих рук.

У детей с нарушением развития нет готовности к усвоению речи, не сформированы такие

предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему, развитие эмоционально-волевой сферы, в частности эмоционального общения со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат. Для большинства детей становление речи в дошкольном возрасте только начинается. Первые слова у них появляются после трех лет, фразы — к концу дошкольного возраста. Речь ‘настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения.

Поведение, как правило, оказывается непроизвольным, «полевым». В то же время после четырех лет, когда у умственно отсталых детей начинает развиваться интерес к

окружающему, формируются действия с предметами, появляется желание подчиняться взрослому, у них можно наблюдать и возникновение первых проявлений самосознания, отделения своего «Я», которое находит выражение в негативных реакциях на замечание, порицание, неудачу. Систематические переживания ведут к формированию патологических черт личности — к отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости или заискиванию.

Таким образом, у детей с нарушением развития отмечается замедленный темп развития всех психических процессов. Наряду с отставанием в развитии прослеживаются и качественные отклонения. Для детей характерна неравномерность созревания отдельных психических процессов. При этом большинство отклонений являются вторичными нарушениями.

 

Планируемые результаты освоения программы.

 

Социальное развитие и ознакомление с окружающим

Дети должны научиться:

— здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании;

— благодарить за услугу, подарок, угощение;

— адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуациях;

— проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям;

— выражать свои чувства — радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие, в соответствии с жизненной ситуацией, в социально приемлемых границах;

— устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его, отражая это в речи или в пантомимике;

— проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий;

— адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;

— быть партнером в игре и в совместной деятельности со сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности;

— уважать труд взрослых и положительно относиться к его результатам;

— называть свое имя, фамилию, возраст;

— называть город (населенный пункт), в котором они проживают;

— узнавать и показывать на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофер;

— выделять на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называть их;

— различать деревья, траву, цветы, ягоды и называть их;

— называть отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детенышей;

— определять признаки четырех времен года;

— различать время суток: день и ночь.

 

Формирование элементарных математических представлений и развитие сенсорного восприятия

Дети должны научиться:

— осуществлять количественный счёт в прямом и обратном порядке, счет от средних членов ряда, порядковый счет в пределах семи;

— пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках, расположенных в ряд, при разном их расположении; предметы и изображения предметов, имеющих различную величину, цвет, форму;

— осуществлять преобразования множеств, предварительно проговаривая действие;

— определять место числа в числовом ряду и отношения между смежными числами; решать задачи по представлению и отвлеченно в пределах пяти;

— Дети должны усвоить представление о сохранении количества; знать цифры от нуля до пяти, соотносить их с числом предметов;

— воссоздавать целостное изображение предмета по его частям;

— соотносить форму предметов с геометрической формой — эталоном;

— ориентироваться в пространстве, опираясь на схему собственного тела;

— дифференцировать цвета и их оттенки;

— описывать различные свойства предметов: цвет, форму, величину, качества поверхности;

— группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;

— использовать обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов в деятельности.

 

Развитие речи

Дети должны научиться:

— выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;

— пользоваться в повседневном общении фразовой речью;

— употреблять в речи названия предметов и детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;

— понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед, около, у, из, между;

— использовать в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе;

— использовать в речи глаголы настоящего и прошедшего времени;

— строить фразы и рассказы по картинке, состоящие из трех-четырех предложений;

— читать наизусть 2-3 разученных стихотворения;

— отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечислять ее основных персонажей;

— знать 1-2 считалки, уметь завершить потешку или поговорку;

— планировать в речи свои ближайшие действия.

 

Обучение грамоте

Дети должны научиться:

— составлять предложения из двух и более слов (длинные и короткие предложения) по действиям детей с игрушками и сюжетным картинкам;

— определять количество слов в предложении и место слов в предложении;

— делить слова на слоги (части), определять количество слогов в слове;

— определять первый звук (а, у, и, о, м, ш, р, к, с) в слогах и словах; соотносить звуки (а, у, и, о, м, ш, р, с, к) с буквой.

 

.

I.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.

 

Направле ние развития Методические пособия Наглядно-дидактические пособия
Социально-коммуника тивное развитие Баряева Л.Б. «Обучение сюжетной игре детей с проблемами интеллектуального развития» Санкт-Петербург, Союз, 2001 Кислякова Ю.Н., Ковалец И.В. «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью» «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», 2008 г. № 3 Комратова Н.Г. «Мир, в котором я живу» Москва, Сфера, 2005 Малер А.Р. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии» Москва, Аркти, 2002 «Педагогическая коррекция и социальное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Авторы-сост. Мельникова Р.В., Косогорова А.Н., Бареева Т.В. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010 «Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками» под ред. Баряевой Л.Б., Вечкановой И.Г. Санкт-Петербург, КАРО, 2009 Хайрдинова Л.Ф. «Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта» «Дефектология», 2002, № 1 Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.- М.: Дидактика Плюс, 2002 Различные куклы; игрушки, изображающие сказочных персонажей. Атрибуты для кукол. Фотографии (индивидуальные фотографии каждого ребенка группы, фотография группы детей, индивидуальные фотографии каждого сотрудника группы и сотрудников дошкольного учреждения, индивидуальные фотографии каждого родителя; фотографии, отражающие различную деятельность ребенка в группе); фотоальбомы (индивидуальные для каждого ребенка с фотографиями, отражающими жизненный опыт ребенка, интересные события жизни).

Книги и иллюстративный материал, отражающий различное эмоциональное состояние людей, деятельность людей различных профессий. Различные виды театров.  

Познавательное развитие Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Москва, Сфера, 2005   Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) СПб, Союз, 2002 Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию» Москва, Просвещение, 1978 Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва, Сфера, 2001 Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» Москва, Просвещение, 1991 Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии» Москва, Книголюб, 2008 Метлина Л.С. «Математика в детском саду» Москва, 1984 Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» Москва, Мозаика–Синтез, 2000 Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение в процессе дидактических игр» Москва, Владос, 2008 Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» Москва, Владос, 2005 Т. С. Голубина «Чему научит клеточка». Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез; М.: Т Дидактические игры по познавательному развитию Дидактические материалы (демонстрационный и раздаточный).

Пособия Воскобовича. Палочки Кюизенера. Блоки Дьеныша. Иллюстрированные развивающие книги и альбомы познавательного характера. Картинный материал. Природный материал, сыпучие и технические материалы для познавательно-исследовательской деятельности.

Речевое развитие Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008 Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир растений. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008 Буфетов Д. «Коррекция навыков общения у детей с нарушением интеллекта». – М.: Просвещение, 2011 Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в детском саду» Москва, Мозаика-Синтез, 2005 Иншакова О. Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет». — М.: ВЛАДОС, 2005 «Коррекция нарушений речи у дошкольников» Авторы-составители: Сековец Л.С., Разумова Л.И. и др. Нижний Новгород, 2002 Лебедева Е. Н. Ознакомление детей с отклонениями в умственном развитии со звуками окружающей действительности. М.: Классикс Стиль, 2007 Шевченко С.Г. Капустина Г.М. «Предметы вокруг нас» Учебное пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Смоленск, «Ассоциация XXI» 1998; Созонова Н. Н., Куцина Е. В. «Рассказы о временах года» (для детей 5-7 лет): тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2013. – 32 с. Ткаченко Т. А. «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников». Выпуск № 1. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 20 с., 16 с. цвет.вклейка. Ткаченко Т. А. «Формирование и развитие связной речи». Альбом дошкольника «Учим говорить правильно». Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Альбомы 1-4. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» Москва, ГНОМиД, 2005 Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» Москва, Просвещение, 1986 Детские книги. Картинный и иллюстративный материал. Дидактические игры по речевому развитию. Произведения детской художественной литературы. Наборы иллюстраций по произведениям детской художественной литературы. Альбомы с потешками, чистоговорками, скороговорками, загадками и др.

Содержание коррекционной работы

Годовое тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы учителя-дефектолога с детьми

Система педагогической диагностики и достижения детьми планируемых результатов

 

Педагогическая диагностика представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу дальнейшего развития ребенка.

Проводится индивидуально три раза в год в сентябре, январе и мае. Определяется уровень познавательного развития.

 

Методика проведения обследования и критерии его оценки

(Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» под ред.Е.А.Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009)

 

Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей считаются:

• принятие задания;

• способы выполнения задания;

• обучаемость в процессе обследования;

• отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.

Способы выполнения задания. При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются: хаотичные действия; метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод практического примеривания); метод зрительной ориентировки.

Под адекватностью действий понимается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции.

Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов.

Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.

Обучаемость в процессе обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допустимы следующие виды помощи:

• выполнение действия по подражанию;

• выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов;

• выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции.

Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия:

— количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз;

— речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка;

— обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий кадекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях; отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Количественная оценка в баллах производится следующим образом:

1 балл ставится в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию и не понимает его цели (низкий уровень).

2 балла ставится в тех случаях, если ребенок принимает задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания (уровень ниже среднего).

3 балла ребенок получает, если он начал сотрудничать совзрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания (средний уровень).

4 балла ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения (высокий уровень).

Задания для обследования детей 4-5 лет

1.Поиграй (набор сюжетных игрушек)

2.Коробка форм

3.Разбери и сложи матрешку (пятисоставную)

4.Дом животного (адаптированный вариант методики В.Венгера)

5. Сложи разрезную картинку (из четырех частей)

6.Угадай, чего не стало (сравнение картинок)

7.Посчитай

8.Построй из палочек

9.Нарисуй человека

10.Расскажи (сюжетная картинка «Зимой»)

 

Задания для обследования детей 5—6 лет

1.Включение в ряд (методика А.А.Венгера)

2.Коробка форм

3.Построй из палочек (лесенка)

4.Сложи разрезную картинку

5.Сгруппируй картинки(по цвету и форме)

6.Количественные представления и счет

7.Сравни(сюжетная картинка «летом»

8.Найди время года

9.Нарисуй целое

10. Расскажи (серия сюжетных картинок «Утро мальчика»)

Задания для обследования детей 6—7 лет

1.Сложи (разрезная картинка «Клоун»)

2.Представления об окружающем (беседа)

3.Представления о временах года

4.Количественные представления и счет

5.Расскажи (серия сюжетных картинок «Зимой»)

6.Дорисуй

7.Расскажи (сюжетная картинка «В лесу»)

8.Звуковой анализ слова

9.Продолжи ряд (письмо)

10. Узнавание фигур (тест Бернштейна)

 

 

Педагог обрабатывает полученные результаты. Данные заносятся в индивидуальный профиль познавательного развития ребенка, а также в сводную таблицу по группе с построением диаграммы, что дает возможность проследить динамику развития всей группы и каждого ребенка.

III .ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Оформление предметно-пространственной среды кабинета

Кабинет учителя-дефектолога – это подразделение в системе коррекционной работы в дошкольном отделении.

Основными задачами функционирования кабинета являются консультативно-диагностическая работа, проведение индивидуальных и подгрупповых занятий. Кабинет находится на третьем этаже и имеет необходимое для коррекционно-развивающей работы оборудование. Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-дефектолога дает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

— реализацию различных образовательных программ;

— в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия; — учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

— Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной

Кабинет оснащен:

— детской мебелью,

-шкафами для дидактических и наглядных пособий,

-магнитной доской, -компьютерным столом с орг. техникой,

-наглядно-иллюстративным материалом, систематизированным по темам,

-различными дидактическими играми и лото

-интерактивными игрушками,

-оборудованием для развития мелкой моторики,

— методическими пособиями для коррекционной работы по всем возрастам. Разработан паспорт кабинета .

Список литературы

1. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой. – М.: Просвещение, 2011

 

2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009

 

3. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева«Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации» – М.: Просвещение, 2009

 

4. Агаева Е.Л., Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает» — Москва, Просвещение 1991.

 

5. Бондаренко Л.К. «Дидактические игры в детском саду» — Москва, 1991.

 

6. Ильин А.М., Ильина Л.П. «Букварь 21 века или как научить детей читать, считать,

думать». Санкт Петербург, «Сфера» 1992г.

 

7. Катаева А. Л., Стребелева Е. Л. «Дидактические игры и упражнения» — Москва,

«Бук-Мастер», 1993.

 

8. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми

дошкольного и младшего

школьного возраста» Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. – Москва,

Просвещение, Учебная литература, 1996.

 

9. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для

дошкольников. Методические рекомендации. Москва. Баласс, 2002.

 

10. Тихомирова Л.Ф. «Логика. Дети 5-7 лет» — Ярославль, Академия развития. Академия

Холдинг, 2001.

11. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. УМК: тетрадь-учебник «Звуки речи, слова,

предложения — что это?». — Смоленск, 1998.

12. Цыпина Н.А., Волкова И.Л. «Почитаем — поиграем» — Москва, 1995.

 

13. Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой

психического развития» — Москва, Школьная пресса, 2003.

 

14. Шевченко С.Г. Капустина Г.М. «Предметы вокруг нас» Учебное пособие дляиндивидуальных и групповых коррекционных занятий, Смоленск, «Ассоциация XXI»1998.

15. Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкойпсихического развития» — Москва, Школьная пресса, 2003.

 

16. Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к обучению письму» — Смоленск,

Ника-пресс,

 

17. Методические пособия, указанные в п.II.2. настоящей Рабочей программы.