Цель, задачи и формы организации занятий

Физическая культура как учебная дисциплина в системе образования Республики Беларусь

 

1.1. Введение в содержание курса

1.2. Цель, задачи и формы организации занятий

1.3. Организация учебного процесса по физическому воспитанию студентов

1.4. Учебный процесс в основном, подготовительном, специальном и спортивном отделениях

1.5. Программа курса

1.6. Зачетные требования и обязанности студентов

 

Ключевые слова и понятия

 

Двигательная активность — естественная и социально-организованная деятельность человека, успешно обеспечивающая его физическое и психическое развитие.

Двигательный навык — такая форма реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения.

Двигательное умение — одна из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, выражающейся в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций.

Компетентность — выраженная способность применять свои знания и умения.

Компетенция — знания, умения и навыки, необходимые для той или и иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом.

Общая физическая подготовка — разносторонне воспитание физических качеств, которые не сводятся к специфическим способностям, проявляемым в избранном виде спорта, но, так или иначе, обуславливают успех спортивной деятельности.

Специальная подготовка — вид подготовки, как непосредственный фактор специализации в избранном виде спорта, включающий обучение технике и тактике данного вида спорта, воспитание физических и психических способностей, отвечающих специфическим особенностям избранной спортивной деятельности.

Учебная программа дисциплины — учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, раскрывающие основные методические подходы к преподаванию дисциплины.

Физическое воспитание — педагогический организованный процесс целенаправленного формирования физической культуры личности и оптимизации физического статуса.

Физическое воспитание студентов — неразрывная составная часть высшего гуманитарного образования, результат комплексного педагогического воздействия на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции.

7 стр., 3198 слов

1.Значение спорта в физическом воспитании студента

... многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания. Спорт в физическом воспитании студента представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению ...

Физкультурная деятельность — формы рациональной двигательной деятельности, которые позволяют в принципе наилучшим образом сформировать нужные в жизни двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических способностей, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности.

Физические качества — врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

Физическая культура — вид (часть) культуры, ее самостоятельная область, представляющая собой специфический процесс и результат деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных функций [1,6]. Исходя из этого положения, физическая культура имеет широкую и многогранную структуру, которая обусловлена совокупностью материальных и духовных основ, составляющих базовый компонент ее системы.

Физическая культура личности — образованность, физический статус и совершенство личности, отраженные в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, в здоровом образе жизни.

Физическая подготовленность — результат физической подготовки, выраженный в достигнутом уровне физической работоспособности, развитие физических способностей, сформированности двигательных умений и навыков.

Физическое совершенство — оптимальная мера общей физической подготовленности и гармонического физического развития, которая соответствует требованиям трудовой и других сфер жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, согласуется с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения крепкого здоровья.

Ценности физической культуры — значимые явления, предметы, процессы и результаты познавательной деятельности в области физической культуры, ориентации на которые стимулируют поведение и проявление физкультурно-спортивной активности.

Цикл социально-гуманитарных дисциплин — образовательная область, которая включает систему учебных дисциплин и курсов, раскрывающих специфику бытия, функционирования и развития человека, мирового сообщества и белорусского социума, а также способствующих приобретению знаний и опыта решения социальных, профессиональных и личностных задач.

 

Введение в содержание курса

Физическая культура — вид (часть) культуры, ее самостоятельная область, представляющая собой специфический процесс и результат деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных функций. [1,6]. Исходя из этого положения, физическая культура имеет широкую и многогранную структуру, которая обусловлена совокупностью материальных и духовных основ, составляющих базовый компонент ее системы.

Студенты представляют собой социальную группу общества, учебный труд которой является видом сложной и напряженной умственной деятельности. Рациональное использование времени в период учебы определяет уровень культуры личности, его творческие перспективы. Знание основ методики физической культуры позволит студенту овладеть на достаточно высоком уровне умением самостоятельно заботиться о своем здоровье, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности дозировать физическую нагрузку в зависимости от возрастных особенностей организма.

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

... связи с этим появляется необходимость изучения деструктивного влияния педагогической деятельности на личность учителя, проявляющегося в стагнации, профессиональных кризисах и деформациях. ... в нежелании совершенствования навыков работы и повышения своей информационной культуры. 9. Педагогическая индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей ...

Актуальность физической культуры как вида общей культуры обусловлена тем, что она представляет самостоятельную область, специфический процесс деятельности, средство и способ физического совершенствования личности.

Место учебной дисциплины «Физическая культура» в системе социально-гуманитарных знаний вуза определяется предметом ее изучения, которым являются системные закономерности и особенности процесса формирования физической культуры личности выпускника, совокупность знаний, умений и навыков физкультурно-оздоровительной деятельности в интересах укрепления физических и духовных сил личности, достижением ею жизненных и профессиональных целей [5,3].

В соответствии с государственным образовательным стандартом физическая культура объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наиболее действенные и долговременные результаты образования по физической культуре.

3 стр., 1169 слов

«Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП). ...

... Новиков, И.В. Организация занятий по физическому воспитанию студентов с учетом специфики будущей трудовой деятельности. - С-П., 1994. - 45 с. 8. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. ... воздействиям условий труда (вибрация, шум и т.п.); ? содействие формированию физической культуры личности, укрепление ее психики. Решение задач ППФП для конкретной профессии возможно только ...

Таким образом, физическая культура является действенным средством формирования общей культуры личности студентов, их жизненно важных общекультурных и профессиональных качеств, умений и навыков.

Цель, задачи и формы организации занятий

Целевой компонент физического воспитания, суть которого состоит во взаимном принятии целей и задач студентом и преподавателем образуют цель и задачи. При этом цель физического воспитания является тем исходным положением, которое в полном объеме определяет его направленность и содержание, и исходит из объективных потребностей личности и общества. Задачи физического воспитания в вузе обусловлены необходимостью создания условий для полной реализации и физического развития студентов в ходе учебного процесса, организованного на основе современных общенаучных и специальных технологий в области теории, методики и практики физической культуры и спорта.

На современном этапе целью физического воспитания в высших учебных заведениях Республики Беларусь — формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечивающих целевое использование соответствующих средств физической культуры и спорта для сохранения, укрепления здоровья и подготовки к профессиональной деятельности.

Физическое воспитание студентов имеет отдельные слагаемые структурные звенья и состоит из нескольких стадий — от элементарного освоения физических упражнений до соответствующего уровня специальной подготовки и далее — до совершенствования целостной физической культуры. Поэтому для достижения поставленной в физическом воспитании цели предусматривается решение комплекса воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

· понимание и принятие студентом социальной роли и ценностей физической культуры в профессионально-личностном формировании будущего специалиста;

· овладение знаниями научно-биологических, методических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

· формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и видами спорта;

· использование средств физической культуры и спорта для профилактики заболеваний, психического благополучия, развития и совершенствования качеств и свойств личности;

· овладение опытом активной физкультурно-спортивной деятельности по освоению ценностей физической культуры.

Целевой компонент физического воспитания реализуется с помощью различных форм организации учебных и внеучебных занятий, которые взаимосвязаны между собой и имеют преемственность. В вузе они представлены в системе, которая состоит из урочных и внеурочных занятий. Руководство, контроль и консультирование всех форм занятий осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедры ФКиЗОЖ.

Урочные академические (аудиторные) занятия, как правило, проводятся в сетке учебного расписания и делятся на:

· практические (учебные занятия, зачетные соревнования, контрольное тестирование и соревнования по избранному виду спорта);

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

... как возможного партнера по игре. Как мы указывали в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно форми­рование игровых умений осуществляет­ся в совместной ... этом см.: Михайленко Н. Я. Фор­мирование предметно-игрового взаимо­действия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных действий очень быстро дает результат ...

· теоретические занятия (лекции, методические уроки, консультации).

Урочные занятия являются базовой формой организации физического воспитания студентов, предусматриваются в учебных планах всех специальностей.

Неурочные занятия обеспечивают поддержание студентами высоко­го уровня физической работоспособности, а также способствуют выполнению требований программы и делятся на:

· физические упражнения в режиме дня (зарядка, атлетические занятия, оздоровительные плавание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.);

· занятия в спортивных секциях, туристических клубах, а также оздоровительных, атлетических и других группах общей физической и специальной подготовки на платной основе;

· спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (ФСМ) и спортивные соревнования по календарю отдела по ФКиС — туристские походы, спортивные праздники, вечера, «Дни здоровья», показательные выступления, внутривузовские спартакиады, студенческие игры, чемпионаты Республики Беларусь, универсиады и т. д., проводимые республиканским центром физического воспитания и спорта учащихся и студентов, администрацией вузов, спортивным клубом;

· самостоятельные занятия для студентов с низким уровнем физического состояния и студентов специальных медицинских групп — оздоровительные (групповые, индивидуальные).

Использование разнообразных форм занятий в процессе физического воспитания создаёт условия, обеспечивающие выполнение студентами научно-обоснованного объёма (8—10 часов в неделю) активной двигательной активности, необходимого для нормального функционирования организма. В таблице 1.1 представлен недельный двигательный режим студентов.

 

Т а б л и ц а 1.1 — Минимальный объем двигательной активности студентов в недельном цикле

Учебный процесс в основном, подготовительном, специальном и спортивном отделениях

Учебный процесс в каждом из представленных выше учебных отделений имеет свои специфические особенности.

Основное учебное отделение формируется из числа студентов, отнесенные к основной медицинской группе, имеющих высокий и средний уровень физического и функционального состояния организма.

В основном учебном отделении учебный процесс направлен:

· на формирование позитивного отношения, интереса и потребности в занятиях физической культурой и спортом;

· повышение физического статуса студента на основе увеличения диапазона двигательных способностей, профессионально-прикладной и методической подготовленности;

· подготовку и участие в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях и соревнованиях по видам спорта.

Студенты основного учебного отделениядолжны уметь использовать средства физической культуры для развития и совершенствования физических и двигательных способностей, применять методические подходы к основанию физических упражнений в процессе самостоятельных занятий, участвовать в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях в период обучения и профессиональной деятельности.

21 стр., 10036 слов

Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ...

... основных движений. А.В. Кенеман подчеркивала благоприятное влияние упражнений с мячом на физическое развитие и работоспособность дошкольников. Упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том ... правильно, быстро, рационально, находчиво. В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» упражнения и действия с мячом включены начиная со второго года жизни. ...

Подготовительное учебное отделениесостоит из числа студентов основной и подготовительной медицинских групп, имеющие низкий уровень физического состояния (физического развития и физической подготовленности).

У студентов подготовительно-медицинской группы, как правило, недостаточная функциональная подготовленность, которая может быть обусловлена отклонениями в состоянии здоровья.

Учебный процесс в подготовительном учебном отделении направлен:

· на комплексное использование средств физической культуры по типу общефизической подготовки;

· повышение уровня физического и функционального состояния;

· профилактическое использование средств физической культуры в оздоровительных целях;

· приобретение студентами дополнительных необходимых знаний по основам психологического, педагогического, врачебного и биологического контроля по методике и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Студенты подготовительного отделения должны уметь использовать физические упражнения для профилактики профессиональных заболеваний, использовать средства физического воспитания для коррекции физического и функционального состояния, составлять комплексы физических упражнений, организовывать спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты специальной медицинской группы, имеющих определенные отклонения в состоянии здоровья и ограничения в занятиях физическими упражнениями. Комплектование учебных групп специального отделения осуществляется с учетом пола, заболеваний студентов, уровня физического и функционального состояния и нозологическим нормам:

· группа «А» — студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушениями функций нервной и эндокринной систем, ЛОР-органов и органов зрения;

· группа «Б» — студенты, имеющие заболевания органов брюшной полости (хронический холецистит и гастрит, дискинезия желчных путей, язвенная болезнь, колит) и малого таза (дисфункция яичников, гинекологические воспалительные заболевания и др.), нарушение жирового, водно-солевого обменов и заболеваниями почек;

· группа «В» — студенты, имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата и снижение двигательных функций.

Студенты специального учебного отделениядолжны уметь применять здоровьесберегающие технологии в личной жизни, использовать средства физического воспитания для профилактики заболеваний и укрепления здоровья, оказывать содействие в организации и судействе соревнований.

Спортивное учебное отделениеформируется из числа студентов, показывающих хорошую физическую подготовленность, как общую так и специальную, применительно к избранному виду спорта. Положительным моментом при распределении в спортивное отделение является наличие у студента спортивного разряда или звания, а также его желание заниматься определенным видом спорта и совершенствовать свое спортивное мастерство.

Учебный процесс в спортивном отделении направлен на:

· соблюдение принципа спортивной тренировки (цикличность, волнообразность, индивидуализация, углублена специализация, непрерывность тренировочного процесса, единство общей и специальной подготовки);

9 стр., 4198 слов

Психологические основы учебного и производственного труда. Средства ...

... и повышении умственной работоспособности. Не менее действенны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями. Активный отдых повышает работоспособность только при соблюдении определенных условий: его ... и "совами", но все же они ближе к "жаворонкам". Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов (в экзаменационный период) Вуз ...

· повышение уровня спортивного мастерства;

· приобретение теоретико-методических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности студента;

· подготовку студента-спортсмена к спортивным соревнованиям и соревновательной деятельности.

Студенты спортивного учебного отделениядолжны уметь:

· владеть техникой и тактикой избранного вида спорта;

· организовывать учебно-тренировочные занятия со студентами;

· осуществлять помощь в организации соревнования и судейства;

· соблюдать соревновательные ритуалы, достойно вести себя во время соревнований, учебно-тренировочных занятий;

· достойно отстаивать честь ВУЗа на соревнованиях различного уровня.

Программа курса

 

В соответствии с требованиями государственного стандарта утверждена типовая учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре. Типовая учебная программа дисциплины «Физическая культура» предназначена для руководства в своей деятельности преподавателями и студентами, обучающимся в вузах Республики Беларусь. Программа определяет совместное сотрудничество преподавателя и студента в процессе физического воспитания на всем протяжении обучения в контексте требований к уровню освоения дисциплины и формированию физической культуры личности будущего специалиста.

Особенность программы состоит в том, что содержание дисциплины направлено на использование компетентностного подхода в обучении, усиление роли физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста, использование теоретико-методологических основ физической культуры, обобщение и дифференцирование практических умений и навыков для сохранения и укрепления здоровья, развития профессионально-личностных качеств выпускника.

В цикле социально-гуманитарных дисциплины «Физическая культура» обязательна для всех специальностей и предусматривается в учебных планах с первого по четвертый курс включительно в объеме четырех часов в неделю. Изучение дисциплины «Физическая культура» рассчитана на 560 учебных часов, из них 16 лекционных часов, 544 часа составляют практические занятия.

Программа учебного курса по дисциплине «Физическая культура» включает следующие разделы:

· общетеоретический курс;

· общая физическая подготовка (развитие физических качеств);

· специальная физическая подготовка;

· специально-подготовительные упражнения;*

· легкая атлетика;

· гимнастика / корригирующая гимнастика* (применительно к имеющимся заболеваниям);

· атлетическая гимнастика;

· спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол;

· лыжная подготовка;

· профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП);

· современные оздоровительные системы: дыхательная гимнастика, релаксационная гимнастика, ритмическая гимнастика, аэробика (от греч. аэро —- воздух, биос — жизнь), калланетика, фитнесс, шейпинг (от лат. shaping придавать форму, формировать);

· контроль уровня физической подготовленности.

8 стр., 3932 слов

Нетрадиционные виды физических упражнений и спорта

... двигательную активность, и оздоровительный эффект. 1. Понятия «физические упражнения» и «спорт» В практике физического воспитания физические упражнения сложились на основе движений и действий, заимствованных из ... для повышения уровня функциональных и двигательных способностей. 2. Восточные нетрадиционные физические упражнения и спорт Восточные методики и нетрадиционные оздоровительные системы - это ...

Теоретический раздел программы предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового образа жизни.

Общетеоретический курс дисциплины включает следующие темы:

I курс обучения:

1. Физическая культура как учебная дисциплина в системе образования республики Беларусь.

2. Основы здорового образа жизни.

3. Естественно-научные основы физического воспитания.

 

II курс обучения:

1. Современные оздоровительные системы и основы контроля физического состояния организма.

2. Основы методики самостоятельных занятий.

3. Физическая культура и спорт как общественное явление.

 

III курс обучения:

1. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

 

IV курс обучения:

1. Физическая культура в научной организации труда.

Практический раздел направлен на повышение уровня физической подготовленности и развитие физических качеств, освоение техники видов спорта, освоение и совершенствование навыков профессионально-прикладной подготовки в соответствии с требованиями специалистов, подготовку студентов к участию в массовых спортивных соревнованиях.

При планировании материала практического раздела используется широкий выбор средств общей и специальной физической подготовки, оздоровительных упражнений и их комплексов.

Программный материал по видам спорта

Гимнастика. Общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, используемые под эмоционально-ритмическую музыку, которая является эффективным средством психоэмоционального переключения на другой вид деятельности.

Упражнения различной деятельности, сложности, ритмической структуры. Интенсивности. Формы танцевальных упражнений. Самостоятельное освоение выполнения сложных двигательных комплексов под музыкальное сопровождение. Выполнение зачетных и соревновательных ритмо-танцевальных программ.

Атлетическая гимнастика. Упражнения атлетической гимнастики с использованием отягощений для устранения различных дефектов телосложения, а также для укрепления мышц и повышения работоспособности.

Общеразвивающие упражнения с гантелями: с гирями; с эспандером; с гимнастической палкой; на тренажерах; со штангой.

Баскетбол. Стойка, повороты, вышагивание, передвижение, ведение, передачи, броски. Обучение техническим и тактическим действиям. Ловля и передача мяча (одного, двух) на месте и в движении. Ведение мяча на месте и с передвижением вперед. Броски с различных точек и после двойного шага. Командная игра.

Ловля и передача мяча. На месте (одного, двух), с передвижением вперед, при встречном движении, с сопротивлением.

Ведение мяча. Ведение мяча(одним, двумя) шагом, бегом, с поворотами. Ловля и передачи мяча (одного, двух) на месте, с передвижением вперед, при встречном движении, с сопротивлением.

25 стр., 12302 слов

Дидактические условия и содержание программно-методического обеспечения ...

... общую работоспособность, обеспечивать целенаправленное формирование мотивов к познанию и освоению ценностей физической культуры. Однако даже при наличии достаточно полной концепции воспитания ... и развивающе-тренировочные упражнения, отличающиеся высокой эмоциональностью и динамичностью, способствующие расширению двигательного опыта, формированию здоровья, развитию физических качеств и двигательно- ...

Броски мяча по кольцу. Бросок мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча (на месте, с точек).

Бросок мяча по кольцу после двойного шага (правой и левой рукой).

Штрафные броски, броски в прыжке.

Волейбол. Стойка и передвижение. Прием и передача мяча на месте и с передвижением (вперед, назад, влево, вправо).

Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя (одной) руками с места и в движении. Прием мяча: сверху, снизу, на месте и с передвижением вперед, назад, влево и вправо.

Подачи мяча: боковая, нижняя, верхняя прямая, через сетку, в зоны. Прием мяча после подачи. Страховка. Командная игра.

Футбол. Передача мяча ногой (левой, правой) партнеру на месте и с передвижением (вперед, назад, влево, вправо).

Удары мяча ногой (правой, левой) с последующим попаданием в ворота. Командная игра.

Перемещения футболиста. Упражнения в виде ходьбы, медленного бега, бега с ускорением, бега спиной вперед. Быстрая смена игровых ситуаций, предельно быстрого бега с места, ускорения, бега приставными шагами; движения в различных направлениях по прямой, дуге, в противоположную сторону, зигзагом и т.д.

Удары по мячу составляют основу техники игры в футбол. При помощи ударов ногой игроки передают мяч партнеру, бьют по воротам, осуществляют ведение мяча и другие действия.

Приемы мяча осуществляются подошвой, внутренней и внешней стороной стопы, бедром, грудью, головой.

Ведение мяча осуществляется последовательными толчками внешней или внутренней частью подъема, внутренней стороной, серединой подъема или носком, войной или поочередно то правой, то левой ногой.

Отбор мяча. При отборе мяча необходимо приблизиться к игроку, владеющему мячом, и, когда он потеряет контроль над мячом, послать ногу навстречу мячу. Упражнения в парах, тройках.

Приемы игры вратаря. В ходе игры вратарь почти не стоит на месте: он ловит мяч, отбивает его, защищая ворота, бросает пойманный мяч на поле или ведет его ногой.

Легкая атлетика.

Бег. Семенящий, поднимая бедро, захлестывая голень и т.п. Комплексы общих и специальных упражнений средневика-стайера. Бег по пересеченной местности. Кроссовая подготовка. Контрольные старты: 100 м, 500 м, 1000 м. Бег на вираже, челночный бег и др. Ускорения на отрезках. Эстафеты. Подвижные игры.

Метания. Общеразвивающие и специальные упражнения метателя. Освоение техники метаний легкоатлетических снарядов. Упражнения с набивными мячами и другими приспособлениями для развития общей и специальной силы метателя.

Прыжки. Общеразвивающие и специальные упражнения прыгуна. Упражнения с элементами прыжков различными способами. Техника прыжков (в длину с места, с разбега).

Освоение индивидуализированных комплексов прыжковых упражнений. Понятие о тренировочном эффекте физических нагрузок. Многоскоки (тройной, пятерной и др.).

Лыжный спорт.Техника передвижения на лыжах по пересеченной местности. Прохождение дистанции в медленном и среднем темпах на время. Эстафеты на лыжах. Изучение техники различных шагов: ступающий шаг, скользящий шаг, попеременный двухшажный ход.

Подвижные игры и эстафеты.Примерные подвижные игры: «Метко в цель», метание «тарелок», «Охотники и зайцы», «Передал-садись», «Подвижная мишень», «Успей точно передать», «Сбей мяч», «Пионер-бол», «Попади в круг», «Кто дальше», «Метко в ворота», «Точная передача», «Обведи и забей мяч в ворота», «Футбольный слалом», «За мячом», «Поймай мяч», «Мяч водящему», «Жонглирование двух мячей», «Мяч в воздухе», «Эстафета-биатлон».

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) реализуется на учебных и методических занятиях, на занятиях и соревнованиях по видам спорта и направлена на:

· развитие и совершенствование физических качеств, необходимых будущему специалисту-медику в профессиональной деятельности;

· воспитание общей выносливости;

· воспитание статической выносливости;

· точность двигательного и зрительного анализаторов;

· координацию двигательных действий кистей и пальцев рук.

Программный материал по физическому воспитанию базируется на приобретенных компонентах физической культуры, ее материальных и личностных ценностях, формирующих содержательную направленность обучения, воспитания и образования студента.

Зачетные требования и обязанности студентов

В целях контроля и оценки знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе физического воспитания студенты основного, подготовительного, спортивного и специального отделений ежегодно с I по IV курс сдают (посеместровый) зачёт.

В соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 130 от 27.12.2006 г. для определения учебных достижений студентов используются критерии оценок (организационные, общеобразовательные, методические и практические).

· организационный — это посещаемость занятий, участие студента в различных спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, практическое содействие в организации и проведении соревнований и т. д.;

· общеобразовательный — усвоение студентом физкультурных знаний;

· методический — оценка методики занятий, индивидуальное освоение студентом и использование в процессе физического воспитания средств и методов физической культуры и спорта;

· практический — оценка практической деятельности: выполнение контрольных нормативов физической подготовленности, внедрение в режим дня студента и его жизненную практику эффективных средств физической культуры, а также использование видов и методов контроля за своим психофизическим состоянием.

Для объективной оценки учебной деятельности студента зачетные требования дифференцируются следующим образом:

· теоретический раздел проводится в виде собеседования по темам учебной программы с выставлением оценки;

· методический раздел предполагает выполнение студентами практических заданий по организации, проведению и контролю учебных и самостоятельных занятий физическими упражнениями;

· практический раздел проводится в виде тестирования физической подготовленности по развитию физических качеств и овладению двигательными способностями. К контрольному тестированию физической подготовленности могут быть допущены студенты, прошедшие соответствующую физическую подготовку. При тестировании физической подготовленности (практический раздел) оценка суммируется.

Зачетные требования и контрольные нормативы разрабатываются методической комиссией кафедры «ФКиЗОЖ», утверждаются заведующим кафедрой и доводятся до сведения студентов на каждом курсе, факультете.

Студенты, освобожденные от занятий на длительный срок (более 1 месяца), а также студенты, занимающиеся в группах лечебной физической культуры (ЛФК) при лечебно-профилактических учреждениях, сдают зачет на кафедре «ФК и ЗОЖ» на основании следующих нормативных требований теории и практики физического воспитания:

· оценки уровня теоретических знаний с включением контрольных вопросов по обязательным лекциям по предмету «Физическая культура»;

· оценки самостоятельного освоения дополнительной тематики по физической культуре с учетом состояния здоровья студента, показаний и противопоказаний к применению физических упражнений;

· написания рефератов по разработанной для каждого студента теме, отражающей оздоровительно-профилактическую направленность физического воспитания;

· умения проводить функциональные пробы, оценивать физическое развитие студента и вести дневник самоконтроля;

· включения студентов в научно-исследовательскую работу кафедры физического воспитания и спорта по проблемам оздоровительной и адаптивной физической культуры.

При невозможности оценить результаты учебной деятельности по причине пропуска занятий по уважительной причине в течение сессии студент не аттестуется. При этом кафедра может перенести аттестацию на более поздние сроки.

Сроки и порядок выполнения зачетных требований, контрольных упражнений и нормативов определяется учебно-методическим отделом УО БарГУ совместно с кафедрой ФКиЗОЖ на весь учебный год и утверждается ректором (проректором) [5,4].

В обязанности студентов УО БарГУ, обучающихся по дисциплине «Физическая культура» входит:

· систематическое посещение учебных занятий (не менее 75%) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;

· прохождение медицинского обследования в установленные сроки, осуществление самоконтроля за состоянием своего здоровья и физическим развитием;

· выполнение программных и зачетных требований, предъявляемых преподавателем, исключая те виды контрольных упражнений и нормативов, которые им противопоказаны в соответствии с медицинскими показаниями;

· овладение знаниями теории и методики физического воспитания;

· освоение техники изучаемых физических упражнений;

· рациональное использование время учёбы, отдыха и питания;

· регулярные занятия утренней и производственной гимнастикой;

· самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом;

· выполнение необходимого недельного двигательного режима;

· укрепление собственного физического здоровья, а также повышение функциональных возможностей организма;

· совершенствование спортивного мастерства;

· активное участие в массовых оздоровительных, спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, вузе и др.;

· повышение уровня физической подготовленности.

По итогам деятельности студента в конце каждого семестра выставляется «зачтено» или «не зачтено».

Физическая культура представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студентов в течение всего периода обучения, физическая культура постоянно обновляется в своем содержании и средствах обучения, а также постепенно усиливает свою роль и социальную значимость.