Тема 4. Репрезентативные системы и процесс учения

  1. Репрезентативные системы — модальности восприятия и представления информации. Репрезентативные системы и процесс обучения.
  2. Предикаты.
  3. Упражнения на определение предикатов и идентификацию репрезентативних систем.
  4. БИАС-тест Льюиса (Lewis В. А.), Пуцелика (Pucelik F.).
  5. Рекомендации по повышению успешности учебной деятельности с помощью ведущих репрезентативных систем.

Репрезентативные системы — модальности восприятия и представления информации

(М.Гриндер, Л. Ллойд, Х. Альдер, Д. Молден, Ж Эйхер)

Человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством своих органов чувств, и каждый человек обладает индивидуально-психологическими особенностями восприятия.

Органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная: оптического канала связи — 1,6×106 бит/сек; акустического — 0,32×106 бит/сек; тактильного — 0,13×106 бит/сек. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации. Чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу) (поэтому во время лекции рекомендуется смотреть на лектора), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

Обычно выделяют следующие модальности восприятия:

1) визуальную (зрительную);

2) аудиальную (слуховую);

3) кинестетическую (телесных ощущений); (в отличие от отечественной академической психологии, где под кинестетическими подразумеваются либо мышечные, либо суставные ощущения, в НЛП кинестетика включает в себя и обоняние, и осязание, и тактильные ощущения и, собственно кинестетику)

4) обонятельно-вкусовую.

6 стр., 2891 слов

Восприятие и понимание информации в процессе обучения

... искусственно созданными знаками (или знаковыми системами), доступное восприятию и пониманию аудиторией, на которую оно рассчитано. Итак, понятие информации здесь и далее будет употребляться ... . показать месторасположение того или иного объекта; 3. показать функциональное назначение органов управления или индикации; 4. показом ситуации или объекта инспирировать определенный ...

Одна из модальностей у человека обычно доминирует (её называют ведущей или основной), остальные же являются сопутствующими. Это связано с историческим жизненным опытом, особенностями географической среды, анатомо-физиологическим развитием организма, особенностями обучения и воспитания. Именно благодаря основной модальности восприятия осуществляется максимальный доступ к информации.

В каждом человеке развиты способности всех репрезентативных систем. Но необходимо обращать внимание на ту, которая является «ведущей», т. е. той, которой студент «пользуется» чаще, чем остальными репрезентативными системами. У некоторых одинаково хорошо развиты два, а в редких случаях и три канала восприятия. В исследованиях выявлена определенная взаимосвязь между типом ведущих репрезентативных систем учащихся и успешностью их обучения. Те учащиеся, у которых хорошо развиты все три или две модальности восприятия находятся в процессе обучения в более благоприятном положении. В работах по нейролингвистическому программированию доказывается, что среди факторов, активно влияющих на процесс познавательной деятельности, главная роль принадлежит ведущей модальности. В зависимости от развитости репрезентативных систем выделяют подгруппы мономодальных, бимодальных и полимодальных учащихся.

Достоверно известно, что в начальную школу учащиеся поступают преимущественно как кинестетические создания. Учителя знают, что их подопечные познают реальность, овладевают учебной деятельностью прикасаясь, собирая и разбирая. Между третьим и четвертым классами обучение меняется, и большую часть информации учащиеся получают на слух. Ученики, которые не адаптировались к этому методу, попадают в затруднительное положение в условиях школьной жизни. Учащиеся старших классов сталкиваются с более абстрактным, символическим, графическим содержанием. Стиль обучения становится визуальным. Ученики «аудиалы» и «кинестетики» попадают в разряд проблемных, для которых необходима коррекционная работа, где развивается отстающая модальность учащегося. В каждом классе 15−20% учащихся, испытывающих: трудности в обучении, -это преимущественно «аудиалы» или «кинестетики». Большинство же отстающих учащихся — «кинестетики». Некоторое время эта категория учеников может работать достаточно функционально, но определенную часть времени у них забирает так называемая трансляция, что и является первой преградой к успешному овладению учебным материалом.

10 стр., 4892 слов

§ 3. Особенности восприятия информации обучающимися

... способов получения информации о модальностях восприятия. Например, тембр голоса выше (темп речи ускоряется) при зрительном состоянии, он понижается (темп замедляется) при кинестетическом. Ведущую систему помогают ... -образную (мысленный чертеж), что существенно снижает успешность в обучении геометрии. Обсуждая особенности восприятия информации, нельзя оставить в стороне и проблему ее визуализации, ...

Дело в том, что любая информация у этой категории учеников, идущая через их нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модальность, которая переводит ее в память и позволяет достичь понимания. Когда информация совпадает с ведущей модальностью, ученики справляются и хорошо запоминают определенную часть урока. Когда же учитель переключается с ведущей модальности на другую, ученик вынужден «транслировать» информацию на другой канал. Такой перевод требует временного отключения от реальности (ученик в это время не слышит учителя), в результате чего появляется серия пробелов в информации. В этом случае задача учителя определить подходящий стиль обучения, основанный на соответствии модальности восприятия при подаче информации, или основываться на многосенсорном обучении. «Точкой перегиба» от кинестетической к визуальной и аудиальной репрезентациям можно считать возраст 11−13 лет, когда происходит массированная перестройка модальной структуры восприятия.

Если человек воспринимает внешний мир в разных модальностях, одна из которых доминирующая, то примерно так же он отражает и свой внутренний мир. Прежде чем что-то сказать, ответить на вопрос, человек должен «получить доступ» к собственной информации, к своим собственным бессознательным процессам.

Модальная система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей, система, представляющая эту информацию сознанию — репрезентативной (от английского слова REPRESENT, означающего воспроизведение), а система, сверяющая полученный результат — референтной.

4 стр., 1837 слов

Система переработки информации и ее связь с принятием решений

... принятии решений ограниченны. Эти ограничения объективны и определяются особенностями человеческой системы переработки информации. Использование интуиции для разработки управленческих решений В управлении применяются ... внешнего мира, автоматически ассоциируется в нашем сознании с более ранним восприятием внешнего мира. Столкнувшись с проблемой, можно заставить память восстановить в ...

Исследования психологов, психолингвистов, педагогов, специалистов по рекламе отмечают высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой, кинестетической, т. е. при расширении системы восприятия.

Основная характеристика ярко выраженного, визуального студента: «видеть слова глазами мозга». Когда он слушает лекцию, то быстро представляет полученную информацию в виде картинок. Для того чтобы представить, он поднимает голову вверх и как будто читает то, что говорят.

Визуальная система самая быстрая и речь такого студента отличается от представителей других репрезентативных систем высокой скоростью. Чтобы понять, что перед нами именно «визуал», необходимо внимательно прислушаться, как он описывает свой опыт при передаче его другим людям на уровне языковых коммуникаций.

Человек, ориентированный визуально, как правило, организован, ориентирован на внешний вид, он тщательно выбирает, запоминает графические изображения, меньше увлекаем шумом. Он с трудом запоминает словесные инструкции, с большим удовольствием читает, нежели слушает. В процессе обучения нуждается в общем обзоре. Он должен видеть цель происходящего, должен рассмотреть детали, будет добиваться полной ясности. При разговоре требует описать или предложить общую картину. Пишет грамотнее других, но испытывает затруднения со словами, которые он читает впервые. Визуальный ученик быстро читает, обладает красивым почерком, живым воображением. Данная модальность — наилучшая для долгосрочного планирования, так как визуалы прекрасно «видят» перспективу.

Визуалу при восприятии лекции важны изображения. И в речи, и в тексте необходимы слова-ключи, помогающие быстро восстанавливать картину предмета.

Он будет часто употребляться слова, отвечающие за визуальную систему: ясно видеть, прозреть, в четких рамках, обозревать, представлять, вспыхнуть, светящийся, с блеском, облачный, мерцать, графический и т. п.

Студент — «аудиал» придает большое значение звучанию слов, темпу речи и интонации, с которой слова будут произнесены. Такой студент способен повторить слово в слово, даже когда кажется, что он не слушает преподавателя. Студента — «аудиала» можно очень легко отвлечь и ему при написании важной работы будет сложно сосредоточиться, если будут лишние звуки (к примеру, шум в аудитории).

Для того чтобы лучше понять написанное или услышанное, он, скорее всего, будет проговаривать. Аудиальная система является последовательной. Когда студент — «аудиал» отвечает на экзамене, он словно магнитофон заученно повторяет речь преподавателя или текст учебника. При отвлечении его от ответа, ему необходимо мысленно вернутся к моменту в прошлом (когда он еще отвечал), вспомнить ключевые слова и оттуда продолжить свое повествование. Ему труднее дается математика и письмо (при письме использует фонетический подход и поэтому пишет неправильно).

Легко осваивает разговорный язик. Хорошо подражает звукам, учится, слушая. Запоминает по шагам, по действиям. Диалоги ведет как внешние, так и внутренние. Не начнет ничего делать до тех пор, пока не проговорит это. Самый разговорчивый индивид, который способен монологизировать разговор и любит дискуссии. Пишет с ритмическими движениями, любит читать вслух и слушать. Любит говорить во время письма.

Для описания своего опыта такой студент будет использовать следующие слова: звучно, слышать, рассказывать, глухой, немой, скрипящий, свистеть, журчание, мелодичный, громкий и др.

На лекции аудиал воспринимает информацию на слух и для него важны интонация и громкость преподносимого материала.

Для студента — «кинестетика» такими характерными словами будут являться: я чувствую, кислый, ухватить подбирать, жаркий, трогать, влажный, ощущать, словом все, что можно «пощупать», «потрогать», «почувствовать».

Кинестетическая система является самой медленной, т.к. сменить одно ощущение на другое более длительный процесс, чем перевести взгляд с одного предмета на другой или вспомнить разные звуки. Кинестетика легко выделить среди других представителей репрезентативных систем. Он говорит медленно и скорость процесса мышления так же достаточно медленная. Он мало жестикулирует, ориентирован на тактильные ощущения и при чтении водит пальцами по словам, обучается, делая и оценивает эффективность знаний и умений именно по действиям. При доминирующей кинестетической модальности человек реагирует на тактильные поощрения, при этом любит прикасаться к людям и делает это. Физически ориентирован, много двигается. Для него характерно раннее мышечное развитие. Учится, делая, запоминает, проходя через опыт. Читая, указывает. У него много жестов. Иногда опущен вниз подбородок (у внутренних кинестетиков).

Вспоминает общие впечатления от пережитого опыта, в разговоре лаконичен, тактичен, использует слова, описывающие действия. Любит книги с активным сюжетом. Пишет с нажимом, толсто и не столь хорошо, как другие. Стремится пережитое передать поведенчески.

У кинестетиков главенствующее место занимают ощущения, удобство, комфорт.

Окружающий мир представляется для нас в виде звуков (А), образов (В), ощущений (К).

Когда маленький человечек подрастает, он сталкивается с буквами, цифрами и тем, что можно изучить, познать. Тогда и появляется дискретный канал, отвечающий за формулы, схемы, графики и тому подобные достижения человеческого разума. Дискретами не рождаются. Ярко выраженными «дискретами» становятся в результате сильной психологической травмы, которая как бы отрезала какой-либо из каналов (ВАК), а то и все сразу. Дискретная репрезентативная система является важной составляющей всех репрезентативных систем и выражается в виде следующих внемодальных слов: понимать, воспринимать, отсутствующий, повторять, соглашаться, верить, считать, знать, сознавать, обдумывать, убедительно, оценивать, анализировать и т. д.

Тип репрезентативной системы, как определенная характеристика познавательной деятельности человека, обусловлена функциональной асимметрией мозга. Люди с угадывающим (правополушарным) способом восприятия обладают либо кинестетической, либо визуальной доминирующей модальностью в структуре RS. Для испытуемых с детализирующим (левополушарным) способом восприятия характерно преимущественное доминирование аудиальной модальности.

Предикаты

Существует определенная зависимость между доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и предикатами речи, посредством которых он это восприятие выражает. Предикаты формируются у пациента на бессознательном уровне, и, например, психотерапевту, чтобы быстро установить контакт с пациентом (сформировать раппорт), нужно пользоваться теми предикатами речи, к которым прибегает пациент (табл. 1).

Таблица 1. Таблица взаимного перевода языка модальностей

Неопределенная модальность

Визуальная модальность

Аудиальная модальность

Кинестетическая модальность

Установка

Перспектива, точка зрения

Комментарий, мнение

Направленность

Обдумать

Осветить

Обсудить

Прочувствовать

Проявлять настойчивость

Отслеживать

Выслушивать

Добиваться, упорствовать, держаться

Продемонстрировать

Показать

Объяснить

Извлечь, разобраться

Отсутствовать

Быть пустым, чистым

Быть оглушенным, безмолвным

Онеметь, замереть

Обычный, привычный

Тусклый

Однозвучный, приглушенный

Вялый, дряблый, безвкусный

Заметный, привлекающий внимание

Яркий, показной, цветистый, бросающийся в глаза

Громкий, оглушительный

Прилипчивый, упорный, поразительный

Быть внимательным

Присматриваться, приглядываться

Прислушиваться

Беспокоиться, волноваться

Игнорировать

Упускать из виду

Не услышать

Не почувствовать, пропустить

Сделать заметным, привлекающим внимание

Выявить

Провозгласить, огласить

Выдвинуть

Замечать

Осматривать

Вслушиваться

Вчувствоваться

Воспроизвести, повторить

Сделать обзор, просмотреть

Обсудить

Пройти

Изложить

Показать

Рассказать

Провести

Придумать

Вообразить

Припомнить звучание

Охватить

Напоминать о чем-либо

Выглядеть знакомым

Согласовываться с чем-либо, быть созвучным

Состыковываться, соприкасаться

Привлечь внимание

Указать

Намекнуть

Коснуться

Лишенный ощущений

Слепой

Глухой

Бесчувственный

Давайте обдумаем

Давайте рассмотрим

Давайте обсудим

Давайте разберем

Для того чтобы определить, какая именно репрезентативная система является у человека ведущей, необходимо всего лишь обратить внимание на предикаты, с помощью которых человек описывает свой опыт. Описывая свой опыт, он обычно выбирает (как правило, неосознанно) слова, которые наилучшим образом репрезентируют его опыт. Среди этих слов имеется особое множество, которое называется предикатами. Предикаты — это слова, применяемые для описания различных частей опыта того или иного индивида, которые соответствуют процессам и отношениям, присутствующим в его опыте. Предикаты проявляются в виде глаголов, прилагательных и наречий, применяемых в предложениях, с помощью которых пациент описывает свой опыт. Например, в следующей фразе (предложении) есть примеры каждой из описываемых, выше перечисленных категорий предикатов:

Она ясно видела пурпурные пижамы…

В этом предложении имеются следующие предикаты:

глагол: видела

прилагательное: пурпурный

наречие: ясно

Ещё пример:

Индивид с визуальной модальностью в качестве основной часто употребляет слова: «вижу», «ясно», «картина»… Например, визуалы говорят: «Это проясняет задачу», «давайте посмотрим картину…», «у нее солнечный характер», «я не вижу вашего внимания». Аудиалы часто произносят: «слышу», «звучит», «громко», «в вашем ответе есть много разногласий», «кричащий привал». Все, что связано со звуками для них очень важно. Кинестетически ориентированный индивид использует слова: «чувствую», «легко», «давит», «это вызывает скользкие чувства», «чувствуете, мы подходим к ответу?», «его слова пролились на меня как теплый дождь»…

***

— Ксения, расскажи, пожалуйста, о чем хочется.

— Я не знаю… Ладно… Расскажу, как мы с дедушкой в лес ходили. Мы зашли в лес и пошли по тропинке. КОЛЮЧИЕ, ВЫСОХШИЕ от солнца ветки ХЛЕСТАЛИ нас по лицу. Потом появились черные тучи, пошел дождь. Я ПОЧУВСТВОВАЛА, как на меня падают капли. Началась гроза. Было страшно.

— Ты боялась ярких молний или грома?

— Нет, а чего грома бояться?

— А почему страшно?

— Просто страшно, и все. А еще могло что-нибудь на меня УПАСТЬ: ветка или даже дерево. Все вокруг развезло. Такая НЕПРИЯТНАЯ ГРЯЗЮКА вокруг. Мы шли по упавшим деревьям, поросшим мхом и древесными грибами. Вокруг нас прыгали зеленые лягушки. Лягушкам хорошо — им НРАВИТСЯ МОКРЯТИНА, и совсем им не страшно…

— Ксения, расскажи, как ты в гости ходила.

— Я опишу их квартиру: темная, ДУШНАЯ, НЕПРОВЕТРИВАЕМАЯ, и большой кот у них живет — им ПАХНЕТ…

— Ты наряжаться любишь?

— Терпеть не могу. Замучили бедного ребенка. Вчера куртку покупали. Напялили на меня одну: «Посмотри, какой фасон модный! Посмотри, как идет!» А у этой куртки РУКАВА КАК МАНЖЕТЫ.

— Какие манжеты?

— от аппарата, которым давление меряют.

— Купили куртку?

— Эту нет, купили другую, очень МЯГКУЮ.

Мир Ксении, — мир колючих веток и мокрых капель, душных комнат, тесных или мягких курток. Ксения — КИНЕСТЕТИК, то есть для ее сознания наибольшее значение имеют ощущения тела, движения, прикосновения, а также запахи и вкусы.

А теперь — мир одиннадцатилетнего Саши.

— Расскажи, пожалуйста, как ты любишь проводить свое свободное время.

— Я иногда с друзьями, а иногда с собакой люблю ходить гулять в лес. Могу бродить часами, СЛУШАЯ ЗВУКИ ПРИРОДЫ: то ШЕЛЕСТ ЛИСТЬЕВ на деревьях, то ЩЕБЕТАНИЕ ПТИЦ. В лесу есть небольшая ЖУРЧАЩАЯ РЕЧКА. Там, где я гуляю, почти не бывает людей, поэтому ЧУВСТВУЕШЬ ТАКОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ДАЖЕ ОТ ТИШИНЫ ЛЕСА.

А вообще, я испытываю большую радость от ОБЩЕНИЯ с друзьями. Мы обмениваемся КАССЕТАМИ, бывает, что ходим на КОНЦЕРТЫ. Мне очень нравятся ГРУППЫ «Машина времени», «Блэк Саббэт», «Ария». Когда я СЛУШАЮ такую музыку, меня охватывает чувство необыкновенной радости, внутреннего подъема.

— Какой твой любимый урок?

— Люблю историю и иностранный язык. Из истории узнаешь, как люди жили раньше. Иностранный — для умения ОБЩАТЬСЯ с людьми на другом языке.

У мальчика неплохо развита кинестетическая система: постоянным рефреном в его рассказе звучат слова «чувствую», «охватывает чувство». И все же он в первую очередь — АУДИАЛ, то есть опирается в постижении мира на слуховую информацию. Его мир — мир звуков природы и любимых рок-групп, радости общения (разговора) с друзьями. Его любимые предметы дают возможность общаться (на другом языке) или узнавать интересные истории (как люди жили раньше).

Приведем беседу с шестилетним Колей. Обратите внимание, что даже отдельные обращения к визуальной системе быстро переводятся в привычный для мальчика кинестетический код.

— Коля, чем ты больше всего любишь заниматься?

— Спортом, лыжами. На них можно покататься с горки, потренироваться. Поиграть, разогнаться, на скорости поездить и с горки можно порулить, как на машине.

— А еще чем ты любишь заниматься?

— Зарядкой. Там много всяких упражнений. Особенно ползать по канату. Нравится, что можешь на высоте посидеть, так интересно.

— А почему интересно на высоте посидеть?

— Все ВИДНО.

— А что тебе видно?

— Ну, будешь старше всех.

— А тебе хочется быть старше всех?

— Да. Чтобы быть высоким. Чтоб ДОСТАТЬ до неба и СНЯТЬ оттуда солнышко…

— Представь такую ситуацию: ты оказался в лесу один и заблудился. Как ты будешь выбираться, искать дорогу домой?

— По дереву можно определить. ПОСМОТРЕТЬ, где больше мха, где меньше. Где меньше мха — там север, где больше — там юг.

— И куда пойдем?

— Пойдем по той дороге, ГДЕ ТЫ УЖЕ ХОДИЛ.

***

О том, насколько сложно понимать друг друга даже самым близким людям, если у них различные репрезентативные системы, свидетельствует следующий пример, приведенный Гриндером и Бэндлером.

Муж-кинестетик приходит с работы домой усталым и хочет уюта. Он садится в кресло, скидывает обувь, обкладывается газетами и журналами. Заходит жена-визуал. Она весь день убирала в доме, чтобы все хорошо выглядело. Она видит вещи, разбросанные по всей комнате, и взрывается. Муж жалуется: «Она не дает мне места в доме, где я мог бы уютно расположиться. Это ведь мой дом. Я хочу комфорта!»

Для того чтобы супруги поняли друг друга, необходимо найти кинестетическое соответствие визуальным жалобам. Например, так: «Вы действительно не понимаете, что переживает ваша жена. Представьте себе, что вы пришли вечером в спальню, чтобы лечь спать, а жена сидит в кровати и ест печенье. Вы ложитесь и чувствуете, что крошки впиваются вам в кожу. Знаете ли вы теперь, что она испытывает, заходя в гостиную и видя раскиданные вещи?»

Говорить с собеседником на «языке» его ведущей репрезентативной системы — значит, сохранять с ним тесную связь и добиваться взаимопонимания. Навыки ведения такого разговора важны для практических психологов и всех, кто работает с людьми.

Упражнения на определение предикатов и идентификацию репрезентативних систем

Теперь вам предлагаются три упражнения, которые позволят вам:

А. Развить способность к узнаванию предикатов.

Б. Определить репрезентативную систему или системы, связанные с каждым из предикатов.

В. Обратите внимание на предикаты, применяемые несколькими конкретными лицами.

УПРАЖНЕНИЕ А. Предикаты

Укажите предикаты, присутствующие в каждом из предложений, приведенных ниже:

Глядя, как она держит плачущего ребенка, он чувствовал, что ему становится тошно.

глаголы: глядя держит становится чувствовал

прилагательное: ползущий

наречие: тошно

Ослепительная женщина проследила взглядом за тем, как серебристый автомобиль мелькнул мимо мерцающей витрины.

глаголы: следить мелькнуть

прилагательные: ослепительная серебристый мерцающая

Услышав резкий визг шин об асфальт тихой улицы, он громко вскрикнул.

глаголы: вскрикнул услышав

прилагательное: тихая

наречие: громко

Человек коснулся рукой сырого пола отсыревшего здания.

глаголы: коснуться

прилагательное: сырой, отсыревший

УПРАЖНЕНИЕ Б. Идентификация репрезентативных систем по предикатам

После того, как вы установили предикаты в вышеприведенных предложениях, вернитесь к ним и определите, какая репрезентативная система или системы связаны с каждым из них. Обратите внимание на то, что некоторые предикаты не связаны однозначно с какой-либо из репрезентативных систем. Например, предикат «легкий» может быть связан либо с кинестетической репрезентативной системой, либо с визуальной, в зависимости от контекста его употребления, а, например, предикат «напрягаться» в таком предложении, как:

Тело ее напряглось…,

может относиться к визуальной или кинестетической репрезентации, потому что опыт, описанный в данном предложении, можно проверить тактильно или визуально, наблюдая за напряжением мышц на теле.

Чтобы сориентироваться в тех случаях, когда вы не уверены, о какой именно репрезентативной системе идет речь в том или ином случае, задайте себе вопрос о том, что бы вы сделали для проверки описания, задаваемого предикатами в предложении, в котором они присутствуют.

Здесь мы хотели бы сообщить, что наиболее распространенной реакцией на мысль о том, что репрезентативную систему можно установить по применяемым предикатам, на наших семинарах была реакция недоверия. Мы хотели бы, чтобы вы поняли, что лишь очень малая часть общения на естественном языке оказывается на самом деле метафорической. Большинство людей, описывая собственный опыт, даже в малозначащем разговоре, обыденном разговоре, буквальны в своих выражениях. Высказывания вроде: «Я вижу, что вы говорите» чаще всего употребляется людьми, организующими свой мир средствами визуальных образов. Это люди, у которых ведущей репрезентативной системой является визуальная система. Они в буквальном смысле превращают то, что слышат в «картины». Сначала наши студенты не верят в это. Затем они начинают по-новому прислушиваться к тому, что люди говорят, и поражаются, как много можно, оказывается, узнать таким образом о самих себе и о других людях. Наконец, они осознают ценность этого знания.

Мы надеемся, что вы начнете прислушиваться к самим себе и к другим людям. Чтобы развить эти навыки, предлагаем вам следующее упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ В. Как определить предикаты какого-либо конкретного человека

Выбирайте каждый день какого-либо конкретного человека и обращайте внимание на предикаты, применяемые этим человеком. Говоря конкретно, определите предикаты и репрезентативную систему, с которой они связаны. После того, как вы в течение некоторого времени прислушивались к речи этого человека и установили, какая репрезентативная система у него ведущая, обратитесь к нему с прямым вопросом о том, как он в данный момент времени организует свой опыт.

Если ведущей репрезентативной системой этого человека является визуальная система, задайте следующие вопросы:

-- вызываете ли вы в своем воображении картины, зрительные образы?

-- Появляются ли в вашем сознании зрительные образы и представления?

-- Можете ли вы увидеть то, о чем я говорю?

Если у такого человека ведущая репрезентативная система кинестетическая, задайте ему следующие вопросы:

-- Ощущаете ли вы то, что я говорю?

-- Чувствуете ли вы то, что я говорю?

К человеку с ведущей аудиальной репрезентативной системой можно обратиться с вопросами:

-- Слышите ли вы у себя в голове голоса?

-- Слышите ли вы то, что я говорю вам, в голове?

Попробуйте выполнить эти упражнения. Уверяем вас, что с их помощью вы сможете узнать много интересного о самом себе и о других. Настойчиво рекомендуем вам задавать разные вопросы разным людям, которые помогут поменять вам природу того, как люди организуют свой опыт в этих различных модальностях.

Текст с использованием преимущественно кинестетических слов.

Вчера я ходила на футбол. Поле покрыто невысокой мягкой травкой, наверное, по ней очень приятно бегать за мячом. Народу было много, такое ощущение, что сегодня здесь собралось полгорода. Задумавшись, я даже не почувствовала, что матч уже начался. Комментатор старался для тех, кто следит за ходом матча по телевизору. Наши забили гол, и я испытала прилив гордости. Что касается этой команды, то за них можно не волноваться: у них будет много побед.

Текст с использованием преимущественно аудиальных слов.

Вчера я ходила на футбол. На трибунах очень много народу, все галдят, как будто эхо со всех сторон. Задумавшись, я не услышала, что матч уже начался. Комментатор рассказывает о ходе матча телезрителям. Недалеко от меня громко скандируют разные кричалки. Мои соседи обсуждают тренера команды. Я слышала, что этот тренер новый, работает только пару месяцев. Что касается команды, по-моему, она достаточно гармонична и у нее будет много побед.

Биас-тест для определения репрезентативных систем

Для определения репрезентативных систем в 1982 г. Б. Льюис и Ф. Пуцелик предложили БИАС-тест.

Инструкция. Ниже приведены утверждения с несколькими вариантами окончания каждое. Проранжируйте все варианты окончания каждого утверждения по степени того, насколько они вам подходят: от 4 баллов варианту, который подходит вам в наибольшей степени, до 1 балла варианту, который вам совершенно не подходит. Результаты занесите в бланк ответов.

1. Когда я принимаю важные решения, то основываюсь на:

а) своих эмоциях, чувствах;

б) том, как, я слышал, решаются подобные вопросы;

в) том решении проблемы, которое кажется мне наилучшим;

г) тщательном изучении проблемы и фактов.

2. Когда я обсуждаю что-либо с другими людьми, то замечаю, что на меня больше всего действует:

а) интонация речи, голос собеседника;

б) те картины, перспективы, которые описывает мой собеседник;

в) логика доказательств собеседника;

г) соприкасаюсь ли я с искренними чувствами собеседника.

3. Мне гораздо легче общаться с людьми, если мне нравится в партнере:

а) его манера одеваться;

б) его эмоциональность, чувства, которые я разделяю;

в) аргументы, которые он использует для доказательства своих суждений и которые я тоже использую в разговоре;

г) интонация, темп речи, тональность голоса.

4. Из нижеперечисленного мне легче всего:

а) найти идеальную для меня громкость звучания магнитофона, телевизора;

б) подобрать наиболее разумные, убедительные аргументы, относящиеся к интересующему меня предмету;

в) выбрать наиболее удобную мебель;

г) подобрать для одежды, интерьера и др. богатые цветовые комбинации.

5. Что больше всего влияет на мое настроение, самочувствие:

а) я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, интонации голосов людей;

б) чувствую себя «в своей тарелке», когда мне надо доказать правильность какого-либо положения, выяснить причину какого-либо события, построить цепь логических умозаключений;

в) я очень чувствителен к тому, насколько удобна моя одежда, приятно ли мне в ней находиться, двигаться и др.;

г) На меня производит сильное впечатление освещение и общий вид обстановки, помещения.

Обработка результатов: ответы переносятся на бланк.

Бланк ответов и ключ

№ утверждения/

№ варианта окончания утверждения

Балл

Модальность репрезентативной системы (ключ)

1/а

К (Кинестетическая)

1/б

А (Аудиальная)

1/в

В (Визуальная)

1/г

Д (Дигитальная) [1]

2/а

А (Аудиальная)

2/б

В (Визуальная)

2/в

Д (Дигитальная)

2/г

К (Кинестетическая)

3/а

В (Визуальная)

3/б

К (Кинестетическая)

3/в

Д (Дигитальная)

3/г

А (Аудиальная)

4/а

А (Аудиальная)

4/б

Д (Дигитальная)

4/в

К (Кинестетическая)

4/г

В (Визуальная)

5/а

А (Аудиальная)

5/б

Д (Дигитальная)

5/в

К (Кинестетическая)

5/г

В (Визуальная)

Полученные результаты переносятся в итоговую таблицу.

Итоговая таблица

Выраженность в баллах 4 типов модальных репрезентативных систем

Визуальный тип (В)

Кинестетический тип (К)

Аудиальный тип (А)

Дигитальный тип (Д)

1

2

3

4

5

Итого

На основании относительного преобладания каждой из репрезентативных систем выстраивается их иерархия. Возможный разброс выраженности каждой модальной системы в баллах составляет от 5 до 20 баллов. Показатели выраженности модальной системы от 15 баллов и выше свидетельствуют о выраженном ее преобладании по отношению к другим модальным системам. Показатели от 5 до 10 баллов свидетельствуют о недостаточной выраженности модальной репрезентативной системы, показатели же от 10 до 15 баллов свидетельствуют о средней выраженности модальной системы.

БИАС-Тест определения репрезентативных систем (on-line) — на сайте www.altermed.by/index.php?item=bias

Домашнее задание

Представьте себе героев мультфильма «Вини Пух и все-все-все» (нашего, а не Диснеевского) и разделите их на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов.

Спрядышева О.В. «Рекомендации школьникам: Типы личности по модальностям. Как определить свой тип личности?»:

Сова более походит на Аудиала — особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух (помните, как она надписывала горшок).

Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом. Сова явно живет в мире звуков, для нее не столь важно, что она видит. Речь Совы достаточно монотонная, мимика невыразительная.

Винни-Пуху наиболее важны ощущения тела — например, вкус. Очень зависит от настроения, в хорошем распевает песенки. Жестикулирует в нижней части туловища, эмоциональный, дома бардак, голос низкий, постоянно почесывается…

Кролик, скорее, Визуал (очками это особенно подчеркивается) — тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено. Голос, кстати, достаточно высокий. Кролик говорит громко, очень любит порядок — в его доме все аккуратно разложено по полочкам.

На роль Дигитала явно претендует Ослик Иа — завязший в рассуждениях, понурый, говорящий очень обще и на отвлеченные темы с самим собой: «- Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше. А все почему и по какой причине? И какой из этого следует вывод?»

К какому типу принадлежит Пятачок, определить не удалось — и мы постановили считать его полимодальщиком, то есть хорошо ориентирующемся во всех каналах сразу.

Рекомендации по повышению успешности учебной деятельности с помощью ведущих репрезентативных систем

Если учебный процесс основывается на различиях сенсорных репрезентативных систем человека, говорят о дифференцированном подходе к обучению.

«Для эффективного процесса обучения, как считают Бендлер Р. и Гриндер Д., необходимо преподавать в наиболее доступном для учащихся виде, то есть, используя именно ту модальность, на основе которой ученик осуществляет репрезентацию мира. Чтобы расширить возможности учащихся к обучению необходимо, присоединившись к репрезентативной модели учащегося, наложить на нее другую модель». [5]

В обучении рекомендуется определить доминирующую систему и, по возможности, задействовать её в большем объёме по сравнению с остальными сенсорными системами.

Аудиалам можно порекомендовать при самостоятельной подготовке дома проговаривать материал вслух или про себя, использовать аудиокниги, слушать аудиолекции. Чем четче и выразительнее речь, тем лучше аудиал все усвоит. Можно комментировать то, что студент делает (например, при изучении психодиагностической методики).

Самое главное заучивать устно, повторять его чаще;

— изучая материал, чаще использовать аргументы, доказательства, умозаключения;

— возможно использование во время занятия слабого звукового фона.

Кинестетикам — чертить схемы, графики, диаграммы, таблицы, рекомендуется больше записывать, помнить, что запоминание материала у кинестетиков легче происходит во время движения, Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться,

Рекомендации: Во время экзамена. Задействовать преобладающий информационный канал, то есть помогать себе простыми движениями, например, подвигать ногами под столом и т. д. Для реализации потребности в двигательной активности воспользоваться возможностью выйти из аудитории, например — в туалет.

особенности запоминания — помнят общее впечатление.

В учебной деятельности теоретический материал лучше усваивается после практики, т. е. решения задач, упражнений;

— больше внимания уделять логике построения учебной информации;

— в изучении нового материала выделять существенные и главные моменты;

— при повторении ставить перед собой чёткие и конкретные вопросы.

Визуалам — помнят то, что видели, запоминают картинами, потому — представлять то, что учите, в процессе осмысления и запоминания материала — чертить, штриховать, рисовать, использовать наглядне пособия и т. д. Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, компьютерных программ, ему нужно на что-то смотреть. Писать можно цветными ручками. Побольше работать с цветом: выделять, например, цветным маркером ключевые моменты текста. Такая работа помогает еще и научиться анализировать и структурировать учебный материал, что способствует развитию логического мышления.

Усвоение материала начинать с главного, большие фрагменты курса вначале изучать обзорно, а затем более подробно;

— при работе с учебным материалом использовать схемы, таблицы, чертежи, блок- схемы;

— главные мысли выделять цветом или подчёркивать;

— практиковать заучивание больших кусков материала,

— в тексте выделять слова-ключи, помогающие бістро восстановить картину предмета.

Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал — произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.

Литература

  1. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. 2-е издание. — Питер, 2007 г.
  2. Джон Гриндер, Ричард Бэндлер. Структура магии (том 2)
  3. Саушева В.А., Шашурин П.И. «НЛП — подходы в педагогическом процессе обучения студентов». \\ Московский психологический журнал. № 2. magazine.mospsy.ru/nomer2/ped01.shtml
  4. Наумова Е.А. Роль репрезентативных систем в формировании образа успешности ученика и учителя.
  5. Ремеева А.Ф. Проблема индивидуализации обучения и НЛП.
  6. Сундеева А.М. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ С УЧЕТОМ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ СТУДЕНТОВ. planeta.tspu.ru/files/file/1 305 861 143.doc
  7. Шевченко Г. И. Формирование стратегий успешной учебной деятельности через развитие репрезентаций. www.dissercat.com/content/formirovanie-strategii-uspeshnoi-uchebnoi-deyatelnosti-cherez-razvitie-reprezentatsii
  8. Барлас Т. Введение в профессиональную психологію. Москва, 2001.
  9. Спрядышева О.В. «Рекомендации школьникам: Типы личности по модальностям. Как определить свой тип личности?»
  10. Рекомендации учителю и родителям rasnajamatematika.blogspot.com/2010/08/blog-post_7453.html
  11. КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ. gymnasium178.edu.kh.ua/dopomoga_psihologa/stilee_sprijnyattya/

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector