В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой.
В.Франкл
Проблемные вопросы и задания
6.1 Е.А.Климов предлагает выделять следующие элементы структуры профессионального самосознания. Прочитайте их внимательно и оцените по 5-балльной шкале степень выраженности у Вас (у Вашего знакомого профессионала, у героя литературного произведения) каждого из них.
Элементы структуры профессионального самосознания | Степень выраженности |
· Сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности | 0 1 2 3 4 5 |
· Знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей», на «шкале» общественных положений | 0 1 2 3 4 5 |
· Знание человека о степени его признания в профессиональной группе. | 0 1 2 3 4 5 |
· Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия, своего наиболее успешного «почерка», стиля в работе | 0 1 2 3 4 5 |
· Представления о себе и своей работе в будущем | 0 1 2 3 4 5 |
Аргументируйте свою оценку ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.2.Организуйте в мини-группах дискуссию на тему: «Какова главная, самая важная черта личности психолога?» и аргументируйте свой вариант ответа.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.3. Продолжите фразу: Чтобы стать профессионалом в психологии нужно _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________
6.4. Обсудите в мини-группе вопрос: «Фатальна ли для психолога профессиональная деформация личности».
Творческие задания
6.5. Проанализируйте динамические особенности Вашего самосознания. Вы, как бы, увидите свое настоящее и будущее с точки зрения Ваших возможностей познать себя. Для этого Вам нужно дать себе характеристику с помощью слов, обозначающих качества личности (список дан ниже).
Каждый из 5 рядов составляется по такому принципу: первым ставится слово, которое обозначает качество, присущее Вам в меньшей степени, затем ставится слово, обозначающее качество, выраженное несколько в большей степени и т.п. Последнее место в ряду должно занимать слово, обозначающее качество, выраженное в наибольшей степени. Так составляются все ряды. Сопоставив их между собой, Вы получите представление об особенностях своего самосознания.
Список слов: впечатлительность, гордость, грубость, завистливость, мстительность, обидчивость осторожность, отзывчивость, привязанность, равнодушие, развязность, рассудочность, решительность, сдержанность, сентиментальность, страстность, трусость, упорство.
1.Выберите из списка слова, характеризующие Вас в данный момент, Ваше настоящее Я.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Затем из этого же списка нужно выбрать качества, характеризующие Вас с точки зрения вашего представления о будущем: каким я поставил себе целью стать.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Из этого же списка выберите слова, в которых раскрывается Ваше знание о том, каким Вы должны быть с точки зрения моральных норм и образцов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Выпишите слова, характеризующие «возможное Я» – каким, Вам кажется, Вы становитесь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Подберите из списка слова, каким Вы стремитесь казаться другим.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие качества из ряда №2, по Вашему мнению, обеспечат успех в деятельности психолога? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература: Абрамова Г.С. Алгоритмы работы психолога со взрослыми.- М.: Академический проект: Гаудеамус,2003.-С.196.
6.6. Г.С.Абрамова составила словарь научных психологических понятий в образах и метафорах. В каждом случае перед Вами само понятие, соответствующий понятию образ, краткоесодержание понятия и Я-чувство.
Например:
· «Житейское понятие» Похоже на стрельбу из пушки по воробьям (Результат обобщения человеком его личного опыта).
Переживание: «Я знаю, так будет лучше».
· «Психолог практический» Похож на хирурга (Открывает человеку психическую реальность) Переживание «Я тебе доверяю».
Для психолога построение метафоры, построение образа на основе познанных закономерностей, выраженных в научных понятиях,- это путь к обогащению своего личного и профессионального мышления. Через построение метафоры происходит познание свойств предмета и свойств своего внутреннего мира.
Дайте определения (в образах и метафорах) следующим понятиям:
· Психология_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Психолог академический ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Психолог прикладной ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Психолог профессионал ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература: Абрамова Г.С. Практическая психология.- М.: Академический Проект; Трикста, 2005. С.65-87.
6.7. Прокомментируйте притчу, в том числе, с точки зрения рассматриваемой темы.
Притча о трех мудрецах
Три мудреца спорили о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал: «Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них». Другой сказал: «С этим невозможно согласиться. Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и умею сейчас, — я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Мои действия сейчас зависят не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Мне нравятся люди, непохожие на тех, кого я знал раньше». Третий мудрец вмешался: «Вы совсем упустили из виду, что прошлое и будущее существуют только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего еще нет, и независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем».
И долго еще спорили мудрецы, наслаждаясь неспешной беседой.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.
Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности. //Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981.- С. 159-197.
Гичан И.С. Психология профессионального становления специалиста. – Киев,: Книга,1997.
Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003. с.81
Ливенхуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – М., 1994.
Овсянникова В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней. //Вопросы психологии. -1981.- №5. -С.133-137.Трунов Д. Г. Профессиональная деформация практического психолога // Психологическая газета, 1998.- № 1 (28).-С. 12-13.