Тема 6 Развитие личности в профессии

 

В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой.

В.Франкл

 

Проблемные вопросы и задания

6.1 Е.А.Климов предлагает выделять следующие элементы структуры профессионального самосознания. Прочитайте их внимательно и оцените по 5-балльной шкале степень выраженности у Вас (у Вашего знакомого профессионала, у героя литературного произведения) каждого из них.

 

Элементы структуры профессионального самосознания Степень выраженности
· Сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности 0 1 2 3 4 5
· Знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей», на «шкале» общественных положений 0 1 2 3 4 5
· Знание человека о степени его признания в профессиональной группе.   0 1 2 3 4 5
· Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия, своего наиболее успешного «почерка», стиля в работе 0 1 2 3 4 5
· Представления о себе и своей работе в будущем 0 1 2 3 4 5

Аргументируйте свою оценку ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2.Организуйте в мини-группах дискуссию на тему: «Какова главная, самая важная черта личности психолога?» и аргументируйте свой вариант ответа.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.3. Продолжите фразу: Чтобы стать профессионалом в психологии нужно _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________

6.4. Обсудите в мини-группе вопрос: «Фатальна ли для психолога профессиональная деформация личности».

 

Творческие задания

 

6.5. Проанализируйте динамические особенности Вашего самосознания. Вы, как бы, увидите свое настоящее и будущее с точки зрения Ваших возможностей познать себя. Для этого Вам нужно дать себе характеристику с помощью слов, обозначающих качества личности (список дан ниже).

Каждый из 5 рядов составляется по такому принципу: первым ставится слово, которое обозначает качество, присущее Вам в меньшей степени, затем ставится слово, обозначающее качество, выраженное несколько в большей степени и т.п. Последнее место в ряду должно занимать слово, обозначающее качество, выраженное в наибольшей степени. Так составляются все ряды. Сопоставив их между собой, Вы получите представление об особенностях своего самосознания.

Список слов: впечатлительность, гордость, грубость, завистливость, мстительность, обидчивость осторожность, отзывчивость, привязанность, равнодушие, развязность, рассудочность, решительность, сдержанность, сентиментальность, страстность, трусость, упорство.

1.Выберите из списка слова, характеризующие Вас в данный момент, Ваше настоящее Я.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Затем из этого же списка нужно выбрать качества, характеризующие Вас с точки зрения вашего представления о будущем: каким я поставил себе целью стать.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Из этого же списка выберите слова, в которых раскрывается Ваше знание о том, каким Вы должны быть с точки зрения моральных норм и образцов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпишите слова, характеризующие «возможное Я» – каким, Вам кажется, Вы становитесь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Подберите из списка слова, каким Вы стремитесь казаться другим.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие качества из ряда №2, по Вашему мнению, обеспечат успех в деятельности психолога? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература: Абрамова Г.С. Алгоритмы работы психолога со взрослыми.- М.: Академический проект: Гаудеамус,2003.-С.196.

6.6. Г.С.Абрамова составила словарь научных психологических понятий в образах и метафорах. В каждом случае перед Вами само понятие, соответствующий понятию образ, краткоесодержание понятия и Я-чувство.

Например:

· «Житейское понятие» Похоже на стрельбу из пушки по воробьям (Результат обобщения человеком его личного опыта).

Переживание: «Я знаю, так будет лучше».

· «Психолог практический» Похож на хирурга (Открывает человеку психическую реальность) Переживание «Я тебе доверяю».

Для психолога построение метафоры, построение образа на основе познанных закономерностей, выраженных в научных понятиях,- это путь к обогащению своего личного и профессионального мышления. Через построение метафоры происходит познание свойств предмета и свойств своего внутреннего мира.

Дайте определения (в образах и метафорах) следующим понятиям:

· Психология_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Психолог академический ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Психолог прикладной ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Психолог профессионал ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература: Абрамова Г.С. Практическая психология.- М.: Академический Проект; Трикста, 2005. С.65-87.

6.7. Прокомментируйте притчу, в том числе,  с точки зрения рассматриваемой темы.

Притча о трех мудрецах

Три мудреца спорили о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал: «Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них». Другой сказал: «С этим невозможно согласиться. Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и умею сейчас, — я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Мои действия сейчас зависят не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Мне нравятся люди, непохожие на тех, кого я знал раньше». Третий мудрец вмешался: «Вы совсем упустили из виду, что прошлое и будущее существуют только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего еще нет, и независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем».

И долго еще спорили мудрецы, наслаждаясь неспешной беседой.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.

Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности. //Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981.- С. 159-197.

Гичан И.С. Психология профессионального становления специалиста. – Киев,: Книга,1997.

Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003. с.81

Ливенхуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – М., 1994.

Овсянникова В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней. //Вопросы психологии. -1981.- №5. -С.133-137.Трунов Д. Г. Профессиональная деформация практического психолога // Психологическая газета, 1998.- № 1 (28).-С. 12-13.