Тема. Проблема изучения мотивации в зарубежной и отечественной психологии

  1. Изучение мотивации в зарубежной психологии

 

Научное направление Авторы Содержание подхода
Философия Древней Греции Демокрит Рассматривал нужду как основную движущую силу, которая приводит в действие эмоции, и позволила приобрести речь, привычку к труду.
Аристотель Полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. Кроме того, стремления связаны с чувствами удовольствия или неудовольствия, которые позволяют оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма.  
  Сократ Отмечал, что человек должен стремиться к минимизации потребностей и удовлетворять их тогда, когда они становятся действительно насущными. Это бы приблизило человека к Богоподобному состоянию, и все усилия он мог бы направить на поиск смысла жизни.
Психоанализ З.Фрейд Основная идея отражается в учении З. Фрейда о бессознательном и влечениях человека. Предпринял попытку свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам: инстинкт жизни (эрос), инстинкт смерти (танатос).

Данные инстикты формируют влечение человека, которые сопровождаются состоянием напряжения и требуют разрядки. Разрядка может происходить в асоциальных действиях – агрессивное, половое поведение. Либо, благодаря защитным механизмам личности (сублимация) человек может удовлетворять возникающие желания в социально приемлемых формах деятельности (выбор профессии хирурга, художника и т.д.).

А.Адлер. Индивидуальная психология Движущими силами поведения и развития личности являются чувство неполноценности и необходимость компенсации дефекта, что выражается в стремлении человека к власти и превосходству. Чувство неполноценности вызывается органическими, морфологическими, функциональными недостатками органов, а также субъективными факторами – ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях и др. Человек стремится преодолеть неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой. Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, даже превосходству. Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта.

Нормальная личность с хорошо развитым социальным интересом хорошо компенсирована. Невротическая личность характеризуется увеличивающимся чувством неполноценности, неразвитым социальным интересом и преувеличенным стремлением к достижению превосходства.  

К. Юнг. Аналитическая психология Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение двух системах бессознательного – личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное – это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Зависит от личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях. Коллективное бессознательное – это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы. Архетип – это праформа поведения и мышления, система установок и реакций, которые направляют жизнь человека. Наиболее известными архетипами являются Персона (маска) – то, каким человек представляет себя миру, совокупность социальных ролей, «фасад», за которым скрывается индивидуальность человека.

Тень – социально неприемлемые установки личности. Анима – внутренний идеальный образ женщины у мужчины. Анимус- внутенний идеальный образ мужчины у женщины.

«Гормическая концепция» У. МакДуголл Движущей силой поведения, в том числе и социального, является особая врожденная энергия (горме), определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и направляющая умственные и телесные действия организма к цели. Пытался объяснить поведение человека ограниченным набором инстинктов: инстинкт изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный (родительский), отвращения, самоунижения, самоутверждения. Инстинкты человека являются общими для всех людей и заданы от рождения. Каждому инстинкту соответствует своя эмоция.  
Бихевиоризм Дж.Уотсон, Б.Ф. Скиннер. Радикальный бихевиоризм. Основным условием поведения является реактивность организма, т.е. способность отвечать специфическим образом на раздражители. Мотивация понимается как состояние, функция которого состоит в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители.При этом внутренние причины поведения отвергались. Не признавали явление внутренней мотивации.
Э. Толмен. Необихевиоризм Представители необихевиоризма впервые разделили понятие научение и мотивация. Так. Э. Толмен, выделяет в процессе научения промежуточные переменные (когнитивные карты, нужность и ожидание цели).

Для того, чтобы выученное проявилось в поведении, необходима соответствующая мотивация, к которой Толмен относит «влечение» (драйв) и «нужность цели».  

А. Бандура Теория социального научения Первопричиной начала поведения является информация, которую человек получает путем викарного, социального научения. В этой теории впервые вводятся когнитивные понятия — формирование ожидания в процессе подражания. Пример: Если человек видит, что агрессивное поведение приводит к получению желаемого результата, то формируется ожидание «Если я буду вести себя агрессивно, то я получу награждение…».
Гештальтпсихология К. Левин. Динамическая теория мотивации Побуждение человека связывает с взаимодействием квазипотребностей и «психологического поля». Квазипотребности – это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации и стремится к разрядке (удовлетворению), обеспечивая деятельность человека. Подчеркивал её социальное (ситуативное) происхождение. К. Левин не придавал значения содержанию потребности, определяющим для него являлся динамический аспект, т.е. существующая напряженность. «Психологическое поле» – мир предметов, которые обладают определенной валентностью — психологические силы (притяжения или отталкивания), исходящие от объектов окружающего мира.

Цитата: «Валентность предмета, взаимодействуя в квазипотребностями, формирует человеческое поведение». Анализируя различные ситуации поведения человека он выделяет 2 вида поведения: 1. Полевое поведение – П, при котором субъект импульсивно откликается на стимулы, обладающие для человека побудительной силой (положительной валентностью), вне зависимости от поставленной цели. Поленезависимое поведение (волевое поведение) – проявляется в преимущественной ориентации Ч на собственную цель и в игнорировании давления наличной ситуации. В данном случае можно говорить о намеренном действии.

Когнитивная психология Д. Макклелланд, Д.Аткинсон Теория мотивации достижения Мотив достижения– это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. Были выделены 2 вида М.Д.: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания – как склонность отвечать переживанием стыда и унижения за неудачу.
Л. Фестингера, Теория когнитивного диссонанса Мотивацию поведения обеспечивают противоречивые знаниям об одном и том же предмете. Человек стремится устранить возникающее при столкновении с противоречиями чувство дискомфорта за счет изменения существующих знаний или социальных установок. Диссонанс переживается как неприятное, дискомфортное состояние, которое побуждает активность, направленную на устранение несоответствия (курильщик, который знает, что курить это вредно).

Основные положения. 1. Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт, будет мотивировать индивида к попытке уменьшить степень диссонанса и по возможности достичь консонанса. 2. В случае возникновения диссонанса, помимо стремления к его уменьшению, индивид будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию.

Гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерс Каждый человек уникален по своей природе, у него есть биологическая предрасположенность к осуществлению успешного взаимодействия со средой, врожденное стремление к росту и совершенствованию. Основной движущей силой развития личности называют потребность в самоактуализации. Для того, чтобы личность достигла полной реализации необходимо удовлетворение 2 основных потребностей. 1. Потребность в позитивном отношении – получении признания и одобрения со стороны значимого окружения. 2. Потребность в самопринятии.

2. Изучение мотивации в отечественной психологии

 

Научное направление Авторы Содержание подхода
Деятельностный подход А.Н. Леонтьев Проблема мотивации занимает важнейшее место при анализе структуры деятельности и развитии личности. Основные положения теории А.Н. Леонтьева, связанные непосредственно с мотивационной сферой личности 1. Источником активности является потребность. Потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. 2. Характеристики потребностей: предметность и динамика. Предметность-необходимость в том, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом. Динамика: способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь 3. Развитие потребностей. Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, их удовлетворяющих. 4. Виды потребностей. А.Н. Леонтьев выделяет биологические и социальные потребности (витальные и высшие), а также предметные и функциональные 5.Понятие мотива–это опредмеченная потребность. Мотивы выполняют функцию побуждение и направления деятельности. Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей.

Напротив, их совпадение есть вторичное явление; либо результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы, либо результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы-цели. «Сдвиг мотива на цель»- приобретение целью побуждающей силы. 6. Полимотивациядеятельности. 7. Роль мотивации в развитии личности Ядро личности образуют иерархии деятельностей и мотивов. Это явление называется соподчинение мотивов –явление, при котором устойчивые, социальные мотивы приобретают ведущее значение, подчиняя себе ситуационные, импульсивные побуждения.

  С.Л. Рубинштейн Ввел понятие направленности личности – эта иерархия базовых потребностей и ведущих мотивов личности, направляющая её активность. Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и тенден­ций, вообще направленности личности дает ответ на вопрос: чего человек хочет, к чему он стремится? Относил к структуре Н. установки, тенденции, потребности, идеалы и интересы.
Теория установки Д.Н. Узнадзе Установка – это неосознанное состояние готовности человека к выполнению определенной деятельности и восприятию действительности. Эксперимент: Испытуемому предлагают взять два разных по весу, но совершенно одинаковых в других отношениях предмета — два шара, которые отчетливо отличаются друг от друга по весу, но по объему и другим свойствам совершенно одинаковы. Если предложить испытуемому сравнить их между собой по объему, то, как правило, последует ответ: более тяжелый шар — меньше по объему, чем более легкий. Ответ обусловлен тем, что разность предметов в весе формирует у испытуемого установку на восприятие разности их в объеме. Для того, чтобы возникла установка к определенной активности, нужно, чтобы потребность совпала с наличием ситуации, включающей в себя условия для ее удовлетворения.