ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
27. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, являетсяпроцесс обучения(учебный процесс).
В настоящее время в понятие обучения включаютпреподавание(деятельность учителя по организации усвоения учебного материала) иучение(деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний).
Признаки обучения: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителя и учащихся; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.
Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования(термин введен немецким педагогом Вольфгангом Ратке, 1571-1635),наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах. Ее основные задачи: разработка проблемчему, как, когда, где, кого и зачем учить. Основными категориями дидактики являютсяпреподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а такжецель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.
Преподавание– упорядоченная деятельность педагога по реализации целей обучения.
Учение– процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Обучение– упорядоченное взаимодействие педагога с учениками, направленное на достижение поставленной цели.
Образование– система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
Знание– совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение учебным предметом.
Умения– овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Навыки– умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение.
Содержание(обучения, образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления. Которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
Педагогическое сопровождение в развитии коллективной творческой ...
... -воспитательном процессе. Поставленная нами проблема заключается в специфике педагогического сопровождения коллективной творческой деятельности учащихся. Цель ... в школе совершается в учебной деятельности, продуктом развития становится «умение и желание учиться» [16, ... обучения» [16, 75]. В данной работе В.В. Давыдов придерживался понимания личности как «субъекта свободной творческой деятельности, ...
Организация– упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей организации поставленной цели.
Форма– способ существования учебного процесса; прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения. Порядком его осуществления.
Метод– путь достижения цели и задач обучения.
Средство– предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д.
Результаты(продукты обучения) – то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Процесс обучения как специфический процесс познания надо рассматривать в его противоречивости – как процесс постоянного движения и развития. Основное противоречие: между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, и умственного развития и отношений.
На течение и результаты образовательного процесса одновременно и совокупно влияет большое количество разнообразных причин (факторов).
Их исследование носит название факторного анализа, который является развитой математической дисциплиной. Взаимосвязь между двумя причинами —корреляцию — выражают в количественной форме; на основе достаточного количества пар наблюдений рассчитываетсякоэффициент корреляции (коэффициент взаимосвязи). И.П.Подласый выделяет четыре генеральных фактора, определяющих в комплексе формирование продуктов дидактического процесса: 1) учебный материал; 2) организационно-педагогическое влияние; 3) обучаемость учащихся; 4) время (затраченное на уроке + затраченное на самоподготовку).
В теории и на практике убедительно доказана необходимость применять в обучении как индуктивно-аналитическую, так и дедуктивно-синтетическую логику учебного процесса в их тесном взаимодействии. При этом почти одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений вводятся научные понятия и принципы, благодаря которым восприятие учебного материала становится более глубоким и содержательным.
28. Закономерности и принципы обучения. Основной закон педагогического процесса – обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений.
Закономерности обучения: 1) обусловленность содержания, форм и методов педагогической деятельности уровнем развития производительных сил общества, соответствующих им производственных отношений и надстройки (политики, идеологии); 2) зависимость эффективности педагогического процесса от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и др.); 3) зависимость воспитательных результатов от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром; 4) обусловленность внутренних взаимосвязей между компонентами педагогического процесса (содержанием и задачами, методами/средствами и задачами, формами и содержанием и т.д.).
Тема №3 Психоаналитические теории развития
... ребенка с близким взрослым, значении детства (особенно ранних периодов) для развития личности. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона Эрпигинез – наличие целостного врожденного плана, определяющий этапы ... т.е. быть самим собой в собственных глазах и в глазах окружающих. Развитие – процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психо-социальных кризисов. Делит ...
Дидактические принципы– основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Общепризнанными являются: 1) принцип сознательности и активности; 2) наглядности; 3) систематичности и последовательности; 4) прочности; 5) научности; 6) доступности; 7) связи теории с практикой.
29. Анализ современных дидактических концепций. К настоящему времени сложились две основные теории обучения: ассоциативная (ассоциативно-рефлекторная) и деятельностная.
Ассоциативнаяоформилась еще в 17 веке. Ее методологические основания разработаны Дж.Локком; окончательное оформление получила в классно-урочной системе Я.А.Коменского. Основными принципами этой теории являются следующие: механизмом любого акта учения является ассоциация; всякое обучение основано на наглядности, чувственном восприятии; наглядные образы обеспечивают продвижение к обобщениям; основной метод ассоциативного обучения – упражнение. Объяснительно-иллюстративное обучение нуждается в повышении его развивающей функции (Л.С.Выготский, Д.Н.Богоявленский, Н.А.Менчинская, Л.В.Занков и др.).
Ассоциативным теориям противостоят теории, ориентированные на деятельностныйподход.Теория проблемного обучения(А.М,Матюшкин, М.И.Махмутов и др.) предполагает решение познавательных задач, содержащих противоречие между имеющимися у учащихся знаниям, умениями, отношениями и предъявляемым требованием –проблемных ситуаций.Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.) основана на повышении успешности усвоения знаний с помощью прохождения учащимися пяти этапов: 1) предварительное ознакомление с действием; 2) формирование действия в материальном виде; 3) формирование во внешнем плане как внешнеречевого; 4) формирование по внутренней речи; 5) переход действия в глубокие свернуты процессы мышления.Теория учебной деятельностиисходит из учения Л.С.Выготского о соотношении обучения и развития, согласно которому обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет прежде всего через содержание усваиваемых знаний.
30. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обусловливает функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Первая связана с расширением объема, вторая – со структурным усложнением, третья – с формированием отношений (В.В.Краевский).
Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике. Обучение всегдавоспитываетопределенные взгляды, убеждения, отношения, качества личности, но не автоматически, не всегда в нужном направлении; поэтому необходимо формировать мотивы учебной деятельности, определяющие ее успешность.Развивающий характер обучения тоже объективно вытекает из самой природы этого социального процесса; необходимо специально направлять взаимодействие учителя и учащихся на развитие личности ученика («развивающее обучение»).
31. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека (М.А.Данилов).
данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям.Целостность, общность, единство– главные характеристики педагогического процесса. Диалектика соотношений внутри него заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) в наличии общего и сохранности специфического. Она налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы, методы обучения и воспитания. Например, в содержании обучения доминирующей функцией является формирование научных представлений, оказывающих впоследствии значительное влияние на развитие и воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений (норм, идеалов и т.д.), но в то же время формируются и представления, знания, умения.
32. Двусторонний и личностный характер обучения. Обучение всегда происходит в общении основывается на вербально-деятельностном подходе. Оно не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Этодвусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. Обучению присущличностныйхарактер, так как оно ориентировано на формирование личности учащегося, который в деятельности, на практике проявляет свои внутренние свойства.
33. Единство преподавания и учения. Учебный процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
Деятельность педагога |
Деятельность обучаемых |
1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения |
1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения |
2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) |
2. Восприятие новых знаний, умений |
3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений |
3. Анализ, синтез, сопоставление. систематизация |
4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов |
4. Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей |
5. Управление процессом перехода от теории к практике |
5. Приобретение умений и навыков, их систематизация |
6. Организация эвристической и исследовательской деятельности |
6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем |
7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся |
7. Самоконтроль, самодиагностика достижений |
34.0бучение изобразительному искусству как сотворчество учителя и ученика. Б.М.Неменский особо выделяет проблему преодоления противоречия между творческой свободой и ее ограничениями. Обучение искусству, считает он, не свободное творчество, а лишь путь к нему. Помощь учащемуся заключается в постановке творческой сверхзадачи, которая требует разделения работы на этап замысла (эскиз, пластическое решение образа в ритме пятен) и этап исполнения на холсте, листе по найденному замыслу. Сверхзадачу (эмоционально-образную задачу) может ставить и педагог, и обучаемый. Педагог не должен поэтому формально подходить к любой учебной программе, даже собственной; необходимо учитывать интересы и характеры учеников, свои собственные увлечения.
Ученик может выбирать между бессознательной интерпретацией темы и осознанным подходом (с постановкой определенной задачи).
Роль педагога: помочь в осознании эмоционального, драматургического замысла, не показывая готовые образцы(это приводит к стандартизации трактовки образа), вести учащегося от интуиции к развитию композиционного мышления.
Тема 6. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
35.Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе. Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования– педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).
Абсолютной ценностью при таком подходе являются не отчужденные от личности знания, а сам человек; поэтому содержание образования выбирается с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, на основе гуманного отношения к развивающейся личности, становлению ее индивидуальности возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.
36. Государственный образовательный стандарт. Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Во-первых, необходимостью создания единого образовательного пространства в стране, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования. Во-вторых, России предстоит войти в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной практике. Подстандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. В государственном стандарте (ГС) общего среднего образования выделяют три компонента: федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения.
В области изобразительного искусствафедеральным компонентом ГС предусмотрен обязательный минимум содержания образовательных программ, который включает следующие разделы: «Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры» (изобразительное искусство и его виды; народное художественное творчество; изобразительное искусство и архитектура России; зарубежное изобразительное искусство и архитектура; современное изобразительное искусство; синтез искусств) и «Опыт художественно-творческой деятельности» (изображение с натуры; проектирование обложек и иллюстрирование литературных/музыкальных произведений; использование разнообразных художественных материалов; проектная деятельность и др.).
В ГС определенытребования к уровню подготовки выпускников.
На уровне общего теоретического представления ГС находит отражение вучебном плана школы. На уровнеучебного предметаразрабатываютсяучебные программы (типовые, рабочие, авторские, адаптированные).
На уровнеучебного материала– учебная литература(школьный учебник, учебное пособие, хрестоматия, сборник задач, атлас, сборник упражнений и др.).
37. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Базовая(инвариативная) часть содержания образования обеспечивает приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям с целью формирования базовой культуры личности учащегося.Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.Дополнительные образовательные программы осваиваются учащимися по их выбору в системе дополнительного образования (центры дополнительного образования, дома детского творчества, студии, школы искусств, детско-юношеские спортивные школы, музеи, оздоровительно-образовательные лагеря и т.д.).
Тема 7. Методы, формы, средства обучения
35. Методы обучения. Метод обучения — упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В нем отражены объективные закономерности, цели, содержание, принципы обучения, на которые метод оказывает и обратное влияние, так как они не могут быть изменены без учета возможностей их практической реализации.Объективная часть методаобусловлена постоянными положениями, не зависящими от использования его разными педагогами.Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.
Методы можно классифицировать по источнику знаний: практический, наглядный, словесный (рассказ, беседа, лекция, учебная дискуссия), работа с книгой, видеометод (традиционная классификация); по назначению:приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений и навыков (М.А.Данилов, Б.П.Есипов); по типу познавательной деятельности:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин); по дидактическим целям:способствующие первичному усвоению материала и способствующие закреплению знаний (Г.И.Щукина, И.Т.Огородников); бинарная классификация:методы преподавания и методы учения(М.И.Махмутов) и др.
Широкое распространение получили следующие методы: демонстрация (художественных произведений, приборов и т.д.), иллюстрация (показ в символьном изображении – плакаты, карты, портреты, фотографии, схемы, репродукции, плоские модели), упражнения (повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества), лабораторный метод (проведение экспериментов), практический метод (применение полученных знаний к решению практических задач), познавательные игры (ситуации, моделирующие реальность), методы программированного обучения (выполнение программированных заданий, обычно с использованием компьютера), обучающий контроль ( устный, письменный, лабораторный, программированный, тестовый, самоконтроль), ситуационный метод (скомбинированный из нескольких других).
Методы делятся на составляющие их элементы – приемы, которые детализируют и уточняют данный метод. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах.
36. Современные модели организации обучения. В настоящее время разработаны десятки моделей для описания, объяснения, расчета процесса обучения или его разнообразных аспектов. В них очевидна тенденция сращивания классической теории Коменского-Гербарта с прогрессивистской теорией Дьюи и новейшими теориями обучения.
В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся: индивидуальное обучение и воспитание, классно-урочная система и лекционно-семинарская система.
Система индивидуального обучения и воспитаниясложилась еще в первобытном обществе. Содержание занятий и их регламент были строго индивидуализированными.
Классно-урочная система (Я.А.Коменский, «Великая дидактика», 17 век) утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы; основной формой организации занятий являетсяурок. Задача урока, по Я.А.Коменскому, соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время отводится упражнению. Идеи Я.А.Коменского развивали К.Д.Ушинский, А.Дистервег. В настоящее время урок определяют как форму организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А.Бударный).
Типы уроков: урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления знаний; урок выработки и закрепления умений и навыков; обобщающий, урок проверки знаний, умений и навыков; комбинированный (смешанный).
Для успешного протекания педагогического процесса необходим контроль за его эффективностью – предварительный, текущий, тематический и итоговый, который осуществляется с помощью методовнаблюдения, устного опроса (индивидуального и фронтального), письменной работы, лабораторной работы, компьютерного тестирования, самоконтроля.
Белль-ланкастерская система (А.Белль и Д.Ланкастер, Англия, 19 век) позволяет работать одновременно с большой (до 600 человек) аудиторией, при этом учитель занимается со старшими и более успевающими, а те, в свою очередь, обучают младших.
Дальтон-план (Е.Пархерст, США, начало 20 века) – система, при которой традиционные занятия отменяются, а учащиеся работают самостоятельно над письменными заданиями по индивидуальному плану. На основе дальтон-плана разработаналабораторно-бригадная форма организации обучения, сочетающая коллективную работу всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой.
Лекционно-семинарская системав основном используется в системе профессиональной подготовки, в общеобразовательной школе – ее элементы.
37. Типология и многообразие образовательных учреждений.Образовательные учреждения — организации, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие образовательные программы, могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных объединений).
По типам выделяются: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального образования, среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (или законныхпредставителей).
Государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его аккредитации.
38. Авторские школы.Авторская школа (с 80 гг. 20 века) – экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Авторские школы обычно известны по именам их создателей – «школа В.А.Караковского», «школа Е.А.Ямбурга» или по обобщающим названиям идей, лежащих в основе их образовательной системы – «школа диалога культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов), «школа развивающего обучения» (В.В.Давыдов), «школа самоопределения» (А.Н.Тубельский) и др. термин «авторская школа» употребляют и по отношению к наиболее известным образовательным учреждениям прошлых десятилетий («школа А.С.Макаренко», «школа В.А.Сухомлинского»).
39. Инновационные образовательные процессы.Применительно к педагогическому процессуинновацияозначает введение нового в цели, содержание методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся. В понимании сущности инновационных процессов лежат две проблемы: 1) проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и 2) проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.
Педагогические инновации оцениваются по следующим критериям: оптимальность (затрата сил и средств), результативность, возможность творческого применения инновации в массовом педагогическом опыте. Для успешного внедрения инноваций необходимо наличие в школе инновационной среды – определенной морально-психологической установки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы.
40. Средства обучения. Средствами обучения (учебным оборудованием, учебно-наглядными и учебными пособиями, дидактическими средствами) называют обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе искусственно созданные для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО) – компьютеры, видео, учебное оборудование на базе электронной техники и т.п.
Литература к разделу «Теория обучения»
-
Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2003. — 528 стб.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений. В 2-х кн. — М., 2003. — КН.l: Общие основы. Процесс обучения. — 516 с., ил.
- Сборник нормативных документов. Искусство / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., 2004. – 63, [1] с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 3-е изд. — М., 2000. — 512 с.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
Тема 8.Воспитание в структуре целостного педагогического процесса
41. Особенности воспитательного процесса. В целостном педагогическом процессе особое место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).Воспитание– процесс целенаправленного формирования личности.
Особенности воспитательного процесса: 1) целенаправленность; 2) многофакторность; 3) сложность выявления результатов, их вариативность и неопределенность; 4) динамичность, подвижность и изменчивость; 5) длительность; 6) непрерывность; 7) комплексность; 8) двусторонний характер (от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю).
42. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Процесс воспитания диалектичен, он развивается в соответствии с действующими причинами. Диалектика процесса воспитания раскрывается в его противоречиях, которые и поддерживают непрерывное течение процесса (между возникающими у личности потребностями и возможностями их удовлетворения, между школой и семьей, в содержании информации, между словом и делом, между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников, несоответствие требований уровню подготовленности учащегося).
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. При этом для достижения целей образования необходимо учитывать движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, использовать положительные влияния общественной и природной среды, стремиться к единству и согласованности всех социальных институтов.
43. Системы и структуры воспитательного процесса. Процесс воспитания – сложная динамическая система. Каждый ее компонент тоже может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты. Применив соответствующие критерии (обособления), можно получить различные системы и структуры. Например: критерии целей и задач; содержания воспитательного процесса; условий протекания процесса; взаимодействия воспитателя и воспитанников; применяемых методов, форм воспитательной деятельности; этапов (стадий) развития процесса во времени и др.
44. Содержание процесса воспитания. Подсодержанием воспитанияпонимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, дают возможность достичь главную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи: 1) реализм целей воспитания; 2) совместная деятельность детей и взрослых; 3) самоопределение; 4) личностная направленность воспитания; 5) добровольность; 6) коллективная направленность.
45. Диагностика воспитанности. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Выявить степень соответствия помогает диагностика. В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии (от лат «сравнение»).Критерии воспитанности– это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).
Выделяют критерии «жесткие» и «мягкие», содержательные и оценочные, общие и частные, внешние и внутренние.
Тема 9. Теория воспитания личности: многообразие подходов и идей
46. Теория свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо.Французский философ-просветитель (1712-1778) призывал уважать в ребенка растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.
47. Идеи воспитания И.Г.Песталоцци. Швейцарский педагог И.Г.Песталоцци (1746-1827) основной задачей воспитания считал развитие способностей человека в соответствии с законами природы. Основа для этого – деятельность, которая в обучении должна принимать форму упражнения. «Познание истины у человека вытекает из познания самого себя», — утверждал И.Г.Песталоцци.
48. Воспитательная система А.С.Макаренко и альтернативный взгляд на нее. Долгие годы авторитет А.С.Макаренко и его теории коллектива был непоколебим. Однако в последние годы положение изменилось. Процессы демократизации и гуманизации привели к переосмыслению прежних ценностей. По мнению профессора Ю.П.Азарова, А.С.Макаренко пропагандировал «внутреннюю диктатуру», создал «набор примитивных догм», игнорируя развитие личности.
Тема 10. Закономерности, принципы и направления воспитания
49. Общие закономерности процесса воспитания. Эффективность воспитания зависит от: 1) сложившихся воспитательных отношений; 2) соответствия цели и организации действий; 3) соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников; 4) совокупного действия объективных и субъективных факторов; 5) интенсивности воспитания и самовоспитания; 6) активности его участников в педагогическом взаимодействии; 7) эффективности сопутствующих процессов – развития и обучения; 8) качества воспитательного воздействия; 9) интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника; 10) сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; 11) интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками.
50. Принципы воспитания. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами: 1) общественная направленность воспитания; 2) связь воспитания с жизнью, трудом; 3) опора на положительное в воспитании; 4) гуманизация воспитания; 5) личностный подход; 6) единство воспитательных воздействий.
51. Направления воспитания.Составными компонентами содержания воспитания являются физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание; они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающего поколения.
Литература к разделу «Теория и методика воспитания»
-
Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2003. — 528 стб.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений. В 2-х кн. — М., 2003. — КН.l: Общие основы. Процесс обучения. — 516 с., ил.
- Проблемы этнокультурного взаимодействия в Урало-Поволжье: история и современность: Материалы и тезисы докладов Межрегиональной научно-практической конференции (27-29 октября 2006 г., г.Самара).
– Самара, Изд-во СГПУ, 2006. – 340 с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 3-е изд. — М., 2000. — 512 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Тема 11.Современные педагогические технологии: общее и особенное
52. Понятие «педагогической технологии».Педагогическая технология– совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
В современной науке существуют и другие определения педагогической технологии, отражающие различные аспекты понятия.
53. Классификация педагогических технологий. Педагогические технологии можно классифицировать по ряду признаков. Г.К.Селевко предлагает следующие классификационные группы: по уровню применения (общепедагогические, частнометодические и локальные (модульные); по философской основе (материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные и др.); по ведущему фактору психического развития (биогенные, психогенные, социогенные, идеалистические); по научной концепции усвоения опыта (ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие); по категорииобучающихся (массовая, технология продвинутого уровня, технологии компенсирующего обучения, виктимологические, технологии работы с отклоняющимися детьми) и т.д.
Тема 12. Интенсивные игровые технологии
54. Педагогические технологии в интенсификации обучения. Интенсификация обучения – процесс, ориентированный на внедрение комплексных методов, передача большого объема информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Для этого необходим оптимальный отбор учебной информации, эффективное использование индивидуальных средств технического обучения и компьютерных технологий, приобретение навыков управления коллективной деятельностью учащихся, распределение учебного материала во времени, широкое использование в обучении социально-психологических методов, обеспечение результативного обучения, обеспечение учебного материала для самостоятельной работы, разработка и внедрение аудиовизуальных педагогических технологий, оптимальное экономическое использование учебного времени, совершенствование педагогического общения, обеспечение преемственности новой и ранее проработанной учебной информации, широкое использование парной и групповой работы, ролевых и учебных игр, применение различных форм и подходов проблемного обучения.
55. Учебно-деловая игра (УДИ): принципы формирования, особенности, организация. Для достижения учебных целей учебно-деловая игра должна отражать психолого-педагогические принципы: 1) имитационное моделирование ситуаций; 2) проблемность содержания игры; 3) ролевое воздействие; 4) диалоговое общение; 5) двуплановость игровой учебной деятельности (участники ощущают себя играющими и в то же время – будущими профессионалами).
Особенности УДИ: снятие психологических барьеров, раскрепощенность в синтезе с имитационными проблемными ситуациями, в том числе конфликтными, когда участники выполняют определенные роли.
Учебно-деловую игру целесообразно проводить после изучения темы, сообщив обучаемым о предстоящей игре примерно за неделю. Преподаватель подготавливает необходимые материалы, музыкальное сопровождение, разрабатывает правила игры и содержание ее этапов. Результаты может оценивать сам преподаватель или экспертная группа (старшие учащиеся, другие преподаватели).
Тема 13. Информационные технологии обучения
60. Характеристика информационных педагогических технологий. Сегодня уже 60 процентов предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент возрастает. Учащимся необходимо осваивать новые жизненно необходимые навыки, потому что современные технологии все глубже проникают в их жизнь. Задача дидактики состоит в том, чтобы определить и обеспечить те условия, при которых действительно достигается интенсификация учебного процесса.
На первом этапе обучения компьютер выступает предметом учебной деятельности, в ходе которой приобретаются знания о работе на нем, изучаются языки программирования, усваиваются навыки работы оператора. На втором этапе компьютер превращается всредство решения учебных или профессиональных задач.
Разработка и использование компьютерных средств обучении развивается по двум направлениям. Первое опирается на идеи программированного обучения, автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам (учебный материал вводится в базы данных и программируются алгоритмы его изучения).
Второе направление связано с использованием программ, предназначенных для автоматизации трудоемких расчетов, оптимизации исследования свойств объектов и процессов на математических моделях.
61. Двойственный характер компьютеризации учебного процесса. Автоматизация учебных работ создает, с одной стороны, предпосылки для более глубокого познания свойств изучаемых объектов. Однако осмысленное применение данных технологий требует подготовленности, которой обладают не все учащиеся. Нередко они не получают в полном объеме тех знаний, которые дает традиционное обучение. Относительная легкость получения результат может снизить интерес к самому результату. Необходимо рациональное сочетание компьютерного обучения с другими средствами.
Тема 14. Активные методы обучения
62. Понятие «активное обучение». Активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентированных, алгоритмизированных, программированных форм и методов обучения к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. Активные методы обучения побуждают самостоятельно мыслить, обновлять свои знания, критически подходить к суждениям других и обладать собственным независимыми суждениями. Все это необходимо для успешного профессионального и личностного развития в условиях «информационного бума».
63. Многообразие активных методов обучения и их характеристика. Активные методы обучения (АМО) включают неимитационные и имитационные (игровые и неигровые).
На неимитационных занятиях отсутствуетмодель изучаемого процесса или деятельности, активизация обучения осуществляется непосредственно в общении учителя и учащихся. Отличительной чертой имитационных занятий являетсяналичиемодели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности).
Методы, при реализации которых учащиеся исполняют определенные роли, относятся к игровым (М.Новик).
Проблемная лекция– лекционная форма, в которой процесс познания обучаемых приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Новое знание вводится как неизвестное для аудитории.
Анализ конкретных ситуацийпредполагает рассмотрение ситуаций-проблем (сочетание фактов из реальной жизни), ситуаций-оценок (описание положения с критическим анализом готовых решений), ситуаций-иллюстраций (поясняющих сложную процедуру или ситуацию, относящуюся к основной теме), ситуаций-упражнений (на применение уже известных вариантов решений).
Имитационные упражнения— в этом случае преподаватель знает, как наилучшим образом решить проблему, а студенты находят это решение в ходе игры-упражнения.
Семинар-дискуссияобразуется как процесс диалогического общения участников в ходе обсуждения проблемы; может содержать элементы «мозгового штурма», учебно-деловой игры.
Деловая играпредполагает распределение ролей между участниками.
«Мозговой штурм» (брейнсторминг) направлен на достижение цели организации коллективной мыслительной деятельности.
Тема 15. Проблемное обучение
64. Основные функции и признаки проблемного обучения.Концепция проблемного обучения (ПО) в зарубежной педагогике развивалась под влиянием идей американского педагога Дж.Дьюи («Как мы мыслим, 1909»), который обосновал психологические механизмы способности решать проблемы. Дж.Брунер (психолог, США) предложил структурировать учебный материал и обратил внимание на доминирующую роль интуитивного мышления в усвоении новых знаний. Свой вклад в решение проблемы внесли отечественные дидакты М.А.Данилов и В.П.Есипов, сформулировав правила активизации процесса обучения (вести учащихся к обобщению, эпизодически знакомить их с методами науки, развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий).
Основные функции и признаки ПО сформулировал М.И.Махмутов. Он разделяет функции ПО на общие (усвоение учениками системы знаний и способов деятельности, развитие интеллекта, формирование диалектико-материалистического мышления, всесторонне и гармонично развитой личности) и специальные (воспитание навыков творческого усвоения и применения знаний, формирование и накопление опыта творческой деятельности, мотивов учения и потребностей – социальных, нравственных, познавательных).
Особенности ПО: специфическая интеллектуальная деятельность учащегося по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем; ПО – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения; связь с практикой выступает как источник нового знания; систематическое применение различных сочетаний самостоятельных работ учащихся; индивидуальный подход; динамичность ПО (подвижная взаимосвязь его элементов); высокая эмоциональная активность обучаемых; ПО обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции, репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.
65. Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения. А.М.Матюшкин выделяет следующие компоненты проблемной ситуации: неизвестное достигаемое знание или способ действия; познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности; интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности или прошлый опыт. Проблемная ситуация в педагогике рассматривается как состояниеумственного затруднения, вызванного объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов деятельности. Словесное выражение содержания проблемной ситуации составляетучебную проблему. Проблемная ситуация возникает только при наличии определенных внутренних условий мышления.
Тема 16. Технологии интегративного обучения
66. Обзор современных интеративно-педагогических концепций. В отечественной и зарубежной педагогике исследователями уделяется немало внимания вопросам интеграции. Среди интегративно-педагогических концепций можно выделить две группы: 1) концепции, предметом которых являются непосредственно интеграционные процессы (В.Д.Семенов и Ю.С.Бродский – концепция интеграции воспитательных сил общества; В.И.Загвязинский – концепция внутрипредметной интеграции педагогического знания; М.Н.Берулава и Ю.С.Тюнников – концепция интеграции общего и профессионального образования; в США – концепция интегрированных учебных заведений и др.); 2) концепции, в которых интегративный элемент внешне не проявляется, но выступает в качестве результата их реализации (А.Я.Найн – концепция культурно-образовательного центра; А.С.Белкин – концепция голографического образования и др.).
Концепция интеграции воспитательных сил общества основана на положении Дж.Дьюи о слиянии школы с социально-экономическими потребностями.
Концепция внутрипредметной интеграции педагогического знания содержит положение о синтезе и взаимообогащении существующих концепций в педагогике.
В концепции интеграции общего и профессионального образования объективной основой названного процесса выступают интеграционные процессы науки, техники и производства.
Концепция культурно-образовательного центра ориентирована на формирование у подростков ценностных установок, мировоззрения в профессионально-учебном заведении.
Концепция голографического образования обладает большим интегративным потенциалом, так как основывается на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллекта и психологических возможностей в образовательных целях.
67. Обучение на интегративной основе в средней школе. В современной школе более 10 лет преподаются интегративные курсы «Мировая художественная культура» и «Естествознание». Из общности нескольких предметных областей возникают образовательные области: «Общество» (история + социальные дисциплины); «Язык и литература» (родной, русский, иностранные языки и литература); «Земля» (география + экология) и т.д. Интеграция может быть «вертикальной» (в историческом аспекте) и «горизонтальной» (на одном временном уровне).
Межпредметная интеграция – сочетаться с внутрипредметной, образуя единое научное поле. Кроме интегрированных курсов, возможно эпизодическое применение интеграции в обучении, неглубокая степень ее выраженности (решение отдельных задач).
Литература к разделу «Педагогические технологии»
-
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологичнские основания образовательной технологии. – М., 2003. – 256 с.
- Краткий справочник по педагогической технологии./ Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1997. – 64 с.
- Педагогические технологии. — М., Ростов-на-Дону, 2006~ — 336 с.
- Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2003. — 528 стб.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений. В 2-х кн. — М., 2003. — КН.l: Общие основы. Процесс обучения. — 516 с., ил.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 3-е изд. — М., 2000. — 512 с.