Тема 2. Динамика развития и функционирования

1. Биогенный период в развитии культуры.

2. Роль семьи, первобытной религии и искусства в формирова­нии культуры.

3. Памятники первобытной культуры.

4. Культура в мифологической картине мира.

Тема 3.Особенности европейской культуры от средневековья до наших дней

1. Античное наследие в средние века. Латинская образованность и университеты. Схоластика.

2. Жанры средневековой литературы. Лирика провансальских трубадуров. Рыцарский роман. Городская сатира.

3. Византия: вехи истории и культурного развития.

4. Особенности западного и восточного средневекового искусства (Европа и Византия).

5. Влияние христианства на развитие русской культуры.

6. Основные виды и жанры культуры Средневековой Руси.

Тема 4.Особенности европейской культуры от средневековья до наших дней

1. Предпосылки и основные черты Возрождения в Италии. Периодизация итальянского Ренессанса.

2. Философские и эстетические идеи итальянских гуманистов XIV-XVI вв.

3. Северное Возрождение.

4. Протестантизм как обновленное христианство. Люди и идеи Реформации.

5. Становление национальных европейских литератур.

6. Философские, политические, эстетические идеи русской культуры времени Московского царства.

7. Становление культуры буржуазного общества. Рационализация мышления и научная революция XVII в.

8. Классицизм и барокко в европейской культуре XVII в.

9. Философские и политические идеи эпохи Просвещения. Особенности английского и французского просветительства. Идеологи Просвещения.

1. Основные направления в европейской культуре XVIII вв.

2. Своеобразие русского Просвещения. Просветители XVIII века и их роль в истории культуры России.

Тема 7. Отечественная культура советского периода и современной России

1. Общая характеристика культуры советского периода.

2. Влияние советской идеологии на развитие культуры

3. Советская культура в годы Великой Отечественной войны

4. Культурная жизнь в первые послевоенные годы

5. Культурная жизнь во второй половине 80-х годов

6. Отечественное искусство конца ХХ века

Тема 8.Культура поведения и труда

1. Деятельность как осознанная, целенаправленная активность.

2. Мо­тивы, идеалы и ценности как культурные обоснования деятельности.

3. Труд как конкретная фор­ма деятельности.

4. Труд как феномен культуры и социокультурный процесс.

15 стр., 7110 слов

Особенности и основные черты средневековой философии

... котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Особенности и основные черты средневековой философии. Особенности философии Средневековья. В отличие от греческой философии, которая была ...

возрождение?

Тестовые задания (ОК-1-9)

Вариант 1.

1. Культуру общества и его субъектов специально изучает наука …
культурология

социология

философия

антропология

2. Главное отличие культурной антропологии от культурологии заключается в том, что культурная антропология носит по преимуществу ______ характер.
практический

поведенческий

национальный

этнический

3. Знаковую и коммуникативную функцию культуры изучает …

культурная семантика

история культуры

психология

социология

4. Культура определяет …
модели поведения человека в обществе

уровень развития искусства

взаимоотношения в обществе

уровень производства

5. Ценности человека формируются …
в процессе социализации

на основе общения

на основе инстинктов

в процессе инкультурации

 

 

6. Картографические знаки можно отнести к …

знакам-индексам

символам

следам

эскизам

 

7. К числу отличительных особенностей человека не относится

способность приспосабливаться к окружающей среде

наличие речи

наличие интеллекта

трудовая деятельность

 

8. Экологическая культура представляет собой …

модели поведения, характеризующие позитивное отношение человека к природной среде

любовь к природе

взаимосвязь природы и социума

формирование правил поведения

9. Культура русских старообрядцев представляет собой пример …

субкультуры

этнокультуры

национальной культуры

народной культуры

 

10. Для восточной этики характерны …

отрицание традиций

неуважительное отношение к старшим
конформизм

консерватизм

11. Характерной чертой средневековой культуры не является

деизм

монизм

дуализм

плюрализм

12. Результаты формирования национально-государственной идеологии России, нашедшей выражение в теории «Москва – третий Рим»:

отрицательное отношение к научным знанием

возвышение человека
расширение территории государства

отсутствие возможностей для обеспечения экономического прогресса и культурного развития народа

 

Вариант 2.

1. Получение ценностных суждений является главной целью _______ метода исследования культуры.
философского

исторического

индуктивного

дедуктивного

2. Культурологическое знание востребовано …
политологией

психологией

логикой

экономикой

 

 

3. Теории и методики воспитания личности в культурном пространстве изучает …

социология
психология культуры

культурология

антропология

 

1. Часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни является …
обыденной культурой

первобытной культурой

массовой культурой

народной культурой

 

2. К числу финальных ценностей не относится (ятся)

деньги

справедливость

дружба

вежливость

 

6. Культура как коллективный интеллект и коллективная память, то есть надиндивидуальный механизм хранения и передачи сообщений и выработки новых, элементами которого являются знаки и знаковые системы, рассматривается в рамках _______ подхода.

9 стр., 4005 слов

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. ...

... его терминологической определенностью и однозначностью. Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности ... многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Чаще всего человек проявляет свою волю ...

информационно-семиотического

исторического

психологического

философского

 

 

7. Процесс развития человеческого общества сопровождается …
освобождением человека от диктата традиций

климатическими условиями

наличием материальных ценностей

наличием духовных ценностей

8. Обучение традициям и нормам поведения в конкретной культуре называется …
инкультурация

социализацией

воспитанием

образованием

9. Локальная культура представляет собой …
культуру конкретного исторически определенного общества

культуру определенного населенного пункта

элитарную культуру

массовую культуру

10. Для западной культуры характерны …
развитая наука

логическое обоснование суждений

растворение науки в мифах

отсутствие логических обоснований в науке

 

11. Установите соответствие между типом культуры и особенностями развития искусства:
1) первобытная культура
2) античная культура
3) культура Возрождения
4) культура Нового времени

А) нерасчлененность мифологии, искусства, религии

Б) превращение искусства в самостоятельную область культуры

В) превращение искусства в главную арену манифестации новых идей

Г) утверждение реализма в искусстве

 

12. Культурной нормой, характерной для российского типа культуры, является …
коллективизм

Релятивизм

Национализм

Традиции

 

Вариант 3.

 

1. При семиотическом подходе к изучению культуры особое внимание обращают на

символы и знаки культуры

поведение людей

интеллектуальный уровень

уровень производства

2.Знания индивида о мире, в первую очередь, определяются …

актуальной культурой общества

манерами поведения

развитием речи

развитием мышления

3. Использование исторического метода исследования культуры предполагает особое внимание к изучению …

генезиса, развития и угасания культурных явлений во времени

поведения людей

творчества людей

языка общества

4. Взаимосвязь культурологии и социологии проявляется в …

сходных методах исследования

предмете изучения

истории происхождения

наличии общих задач изучения

5. В фундаментальную культурологию не включается

культурная политика

история культуры

философия культуры

социология культуры

6.Культура представляет собой …

проявление творческих сил человека

природную среду

производство

политику

7.Характер ожидаемого поведения человека, находящегося в заданной социальной позиции (руководитель, покупатель, отец и пр.) определяют ____ нормы.

10 стр., 4975 слов

Биосоциальное развитие человека будущего

... искусство, культура и др.), эволюция человека на современном этапе включает в себя биологическую (размножение, сексуальное поведение, забота о потомстве) и социальную доминанты развития человеческого общества. На современном этапе развития ...

ролевые

нравственные

правовые

языковые

8. Языком культуры называется(-ются) …

представление культуры в словах, образах, жестах

произведения искусства

манеры поведения

символы

9. Культурные традиции представляют собой …
актуальные ценности и нормы, унаследованные от предыдущих поколений

культурные универсалии

религиозные верования

национальные особенности

10. Культура в обществе проявляется в …

социальных технология

искусстве

религии

традициях

 

 

11. Для контркультуры характерно …

притязание на универсальность

наличие традиций

состязание с другими культурами

изолированное положение

12. Для духовной культуры Средневековья характерна идея …

аскетизма

гедонизма

натурализма

национализма

Вариант 4.

 

1. При культурологическом сопоставлении разных обществ и культур существенными критериями являются…

 

достижения в области образования, науки и искусства

тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, историческая ментальность

генетический «код», антропометрия, коэффициент интеллектуального уровня человека

средняя продолжительность жизни

 

2. Соотнесите термин и его определение:

культурология

философия культуры

А) фиксирует результаты теоретического интереса к культуре, являя наиболее общие законы ее развития

 

В) изучает конкретные формы существования культуры, включает эмпирические материалы и теоретические обобщения

3. Соотнесите функцию культурологи и ее определение:

1) объяснительная

2) герменевтическая

 

 

А) сведение к понятному

Б) воспроизведение культурной системы изнутри

 

 

4. Для терминов «историческая культурология» и «история культуры» справедливо утверждение о том, что…

существует только «историческая культурология»

 

существует только «история культуры», «историческая культурология» — некорректный термин, ведь «неисторической» культурологи не существует

 

это тождественные понятия: «историческая культурология», как и «история культуры» изучает историю материальной и духовной культуры

 

 

это нетождественные понятия: «историческая культурология» объединяет культурологические подходы к истории культуры, она более теоретична

 

5. Установите соответствие…

1. Культура – это совокупность лучших творений человека, высших духовных ценностей.

2. Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.

 

А) ценностный подход к культуре

 

В) антропологический подход к культуре

 

6. Понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающего от поколения к поколению и сохраняющего в течении длительного времени, — это…

обряд

ритуал

обычай

традиция

 

 

7. Термин «культурогенез» означает…

период упадка в процессе культурного развития

процесс возникновения становления культуры

 

 

процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры

период стагнации культурного развития

 

 

8. Разновидностью культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усредненного потребителя» является … культура

потребительская

коммерческая

массовая

популярная

 

9. Основанием китайской государственности являлась семья, которая не могла придерживаться соблюдения устоя, заключающегося в том, что…

 

праведный суд, защита «убогих» и «вдовиц» от чинимых им притеснений

долг сына – почитать родителей

старшие братья должны питать к младшим дружеское расположение, младшие к старшим – уважение

отец должен следовать Долгу и справедливости, мать источать милосердие

 

10. Культура конкретного исторически определенного общества, обладающая специфическими чертами, — это… культура

 

локальная

массовая

корпоративная

глобальная

 

11. К биологическим аспектам человеческого существования не относится …

солнечное излучение

символ

вода

атмосфера

 

11. Просветительское понимание культуры – это понимание культуры как …

знаковой системы

совокупность лучших творений человеческого духа

средства возвышения человека, совершенствования его духовной жизни

мира артефактов

 

12. К тенденциям современного мирового социокультурного развития не относится …

сведение массового среднего образования к уровню освоения элементарной картины мира

формирование крупной элитарной прослойки высококлассных специалистов международного уровня

 

 

формирование новой социально-культурной стратификации основной массы населения

 

усиление социально-психологического начала в отношениях между людьми

 

Вариант 5.

 

1. Получение ценностных суждений является главной целью _______ метода

 

исследования культуры

философского

структурно-функционального

компаративного

 

 

2. Взаимосвязь культурологии и социологии проявляется в …

тождестве научных выводов

сходных методах исследования

единой терминологии

общей генеалогии

 

3. В фундаментальную культурологию не включается

психология культуры

культурная политика

социальная культурология

культурная семантика

 

 

4. Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, называется культурным(-и) …

 

комплексом

универсалиями

ареалом

наследием

 

 

5. Культурная норма представляет собой …


правило, обязательное для исполнения социальных ролей

кодекс строителя капитализма

 

норму права, закрепленную законодательством

рефлекс, выработанный обществом

 

 

6. Символ позволяет …

повысить эффективность учебы

понять достоинства своей культуры

получить общественное признание

отличить своих от чужих

 

 

7. Отношения человека и природы в современном обществе можно охарактеризовать следующим высказыванием:

техническая цивилизация обеспечит человечество новыми планетами, когда это потребуется, люди покорили природу и могут жить, как им заблагорассудится

 

люди зависимы от природы и то, что ими создано, лишь иллюзия свободы от среды, в которой человек появился на светлюди зависимы от природы и то, что ими создано, лишь иллюзия свободы от среды, в которой человек появился на свет

 

люди всегда организуют свою жизнь в гармонии с природой люди всегда организуют свою жизнь в гармонии с природой

 

 

8. Локальная культура представляет собой …


культуру, существующую в определенном населенном пункте

 

сферу культуры

 

субкультуру

культуру конкретного исторически определенного общества

 

9. Характерной чертой западного мировоззрения является …

активное познание мира

 

активное познание мира

 

консерватизм

 

аскетизм

 

10. Установите соответствие между типом культуры и характерным для нее представлением о человеке:
1) культура Античности

2) культура Средних веков
3) культура Возрождения
4) современная культурао

А) рождение концепции прав человека

Б) жизнь человека подчинена табу

В)признание человека мерой всех вещей

Г) утверждение торжества человеческого духа над телом

Д) признание ценности человека как личности

 

11. Принятие Русью христианства в форме православия …

позволило сохранить независимость от духовно-религиозной власти римского папства

не позволило овладеть культурными традициями Византии

не позволило овладеть культурными традициями Византии

отделило Русь от вариантов развития культуры, связанных с исламом, иудаизмом, буддизмом

 

12. Одним из основных факторов культурогенеза является (-ются) …

социокультурная адаптация

морфологические изменения

динамика культуры

упадок культуры

 

Пример вопросов для подготовки к зачету в период промежуточной аттестации (ОК-1-9)

1. Предмет и задачи культурологии

2. Основные категории и понятия культуро­логии.

3. Особенности метода культурологии

4. Связь культурологии с другими науками

5. Предпосылки возникновения культуры

6. Структура культуры. Характеристика материальной и духовной культуры

7. Основные функции культуры

8. Соотношение религии, науки и культуры

9. Основная роль религии в разви­тии русской духовной культуры

10. Взаимосвязь науки и культуры

11. Культурные основания науки

12. Особенности культурных причин научных рево­люций

13. Дифференциация понятий «цивилизация», «цивилизованность», «цивилизованный человек»

14. Взаимосвязь культуры и цивилизации

15. Роль духовной культуры в возникновении современных цивилизаций

16. Особенности формационного, цивилизационного и культурологического подходов к развитию общества

17. Назовите причины существования множества этни­ческих культур.

18. Взаимодействие национальных культур в со­временных условиях

19. Возникновение культурологи как науки

20. Философия и социология культуры

21. Основные этапы в развитии культуроло­гии

22. Особенности многообразия научных подходов к фе­номену культуры

23. Основной смысл культурологической теории О. Шпенглера

24. Характеристика социокультурной теории П. А. Сорокина и структурной антропологии К. Леви-Стросса

25. Содержание социологии культуры М. Вебера

26. Смысл игровой концепции культуры Й. Хейзинги

27. Основные представители современной ре­лигиозной культурологии

28. Основные черты русской культурологиче­ской мысли

29. Славянофильство и западничество в са­моопределении русской культуры

30. Характеристику культурологических воззре­ний Н. Я. Данилевского. Как называется его куль­турологическая теория

31. Основные представители религиозной культурологической мысли в России

32. Особенности развития культурологии в Рос­сии советского периода

33. Основные тенденции развития культуроло­гии в нашей стране в настоящее время

34. Содержание понятия «тип культуры»

35. Основания дифференциации типов культуры

36. Возможность существования единой культура всего человеческого общества

37. Основные черты древнегреческого искус­ства

38. Особенности памятников античной культуры

39. Особенности культуры и искусства Рима

40. Особенности европейской средневековой культуры

41. Основные черты средневекового искусства

42. Особенности памятников средневековой культуры

43. Культурологический смысл культуры эпохи Возрождения

44. Гуманистический характер куль­туры Возрождения

45. Выдающиеся ученые и художники эпохи Возрождения

46. Особенности культуры Реформации

47. Основные черты культуры Просвещения

48. Особенности культуры XIX — XX ве­ков

49. Влияние научно-технической революции на развитие культуры в XX веке

50. Глобальные проблемы современно­сти в культуре

51. Содержание понятия «политическая культура»

52. Зависимость политической куль­туры от общей культуры личности и общества

53. Понятие экономической культуры

54. Взаимосвязь личностного и институциональ­ного аспекта экономической культуры

55. Определение нравственной культуры

56. Структура нравственности как формы куль­туры

57. Понятие эстетической культуры

58. Эстетический и социальный смысл художественной культуры

59. Основные функции искусства как ядра эс­тетической культуры

60. Взаимосвязь основных видов искусства

61. Массовая и элитарная культура

62. Влияние средств массовой коммуникации на формирование и развитие массовой культуры

63. Культура общения, ее содержа­ние

64. Содержание понятия «культура труда»

65. Культурологический смысл поведения человека

66. Роль ценностей и мотивов в культуре по­ведения

67. Понятие и содержание этикета

 

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

 

Процедуры и шкалы оценивания сформированности знаний, умений, навыков обучающихся в ходе текущей аттестации по дисциплине

Типовая шкала оценивания компетенций в ходе осуществления преподавателем ткущей аттестации обучающихся

Шкала оценивания и отметка по результатам ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ Показатели оценивания Уровень сформированности компетенции
5 – Отлично Зачтено Обучающийся: — демонстрирует глубокое познание программного материала, в полном объеме раскрывает теоретическое содержание вопросов задания, увязывая его с задачами профессиональной деятельности; — не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы преподавателя; — успешно выполнил практические задания, продемонстрировав повышенный уровень сформированности компетенций, способность правильно применять теоретические знания в практической деятельности; — дает четкое обоснование принятых решений, умеет самостоятельно последовательно, логично, аргументированно излагать, анализировать, обобщать изученный материал, не допуская ошибок. III-й (Повышенный)
4 – Хорошо Обучающийся: — проявил достаточный уровень сформированности компетенций, твердо знает программный материал, правильно, по существу и последовательно излагает содержание вопросов задания; — в целом уверенно и правильно выполнил практическое задание; — владеет основными умениями и навыками, но при ответе (выполнении практического задания) допускает незначительные ошибки и неточности. II -й (Достаточный)
3 – Удовлетворительно Обучающийся: — усвоил только основные положения программного материала; — проявил минимальный уровень соответствующий сформированности компетенций, содержание вопросов задания излагает поверхностно, дает неполные (неточные) определения понятий, при аргументации не дает должного обоснования; — допускает неточности и ошибки, нарушает последовательность в изложении материала; — практические задания выполнены не в полном объеме; — испытывает затруднения при ответе на дополнительные вопросы преподавателя. I-й (Пороговый)
2 – Неудовлетворительно Не зачтено Обучающийся: — при оценке сформированности компетенции показал знания, умения и владения программным материалом ниже минимального (порогового) уровня; — не выполнил практические задания; — не смог ответить на дополнительные вопросы или отказался отвечать. Ниже I-го (Недопустимый)

 

Схема оценивания выполнения практической задачи

Оценка Описание
Демонстрирует полное понимание проблемы. Все требования, предъявляемые к заданию выполнены.
Демонстрирует значительное понимание проблемы. Все требования, предъявляемые к заданию выполнены.
Демонстрирует частичное понимание проблемы. Большинство требований, предъявляемых к заданию выполнены.
Демонстрирует небольшое понимание проблемы. Многие требования, предъявляемые к заданию не выполнены.
Демонстрирует непонимание проблемы.
Нет ответа. Не было попытки решить задачу.

 

 

Шаблон для аналитической шкалы оценивания (для оценивания устного ответа на коллоквиуме, собеседовании)

Показатель (уровень) Минимальный ответ (результат) 1 Изложенный, раскрытый ответ (результат) 2 Законченный, полный ответ (результат) 3 Образцовый, примерный; достойный подражания ответ (результат) 4 Оценка
Показатель 1          
Показатель 2          
Показатель 3          
Итоговая оценка:          

Критерии оценки результатов тестирования:

% верных решений (ответов) Отметка
85-100 5 – Отлично
71-84 4 – Хорошо
50-70 3 – Удовлетворительно
0-49 2 – Неудовлетворительно

Основные критерии и показатели оценки реферата:

Критерии Показатели
Использование современной научной литературы Диапазон и качество (уровень) используемого информационного пространства
Владение языком дисциплины (понятийно-категориальным аппаратом) Четкое и полное определение рассматриваемых понятий (категорий), приводя соответствующие примеры в строгом соответствии с рассматриваемой проблемой
Самостоятельная интерпретация описываемых в реферате фактов и проблем Умелое использование приемов сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений. Личная оценка (вывод), способность объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению
Язык и стиль работы Соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка
Аккуратность оформления и корректность цитирования Оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации, методических требований и ГОСТа.

 

 

Шкала оценивания презентации