Тема 1. Биоэтика: предмет и задачи.

 

1.1. Автором термина «биоэтика» является:

а) Ван Ренселлер Поттер (ум. 1998)

б) Асклепий

в) Гомер (ок.VIII в. до н.э.)

г) Гиппократ (460-ок.377 до н.э.)

д) Сиддахартха Гаутама – Будда (VI-V вв. до н.э.)

 

1.2. Понятие «этика»(гр. ethos – нрав, обычай) означает:

а) философское учение о морали

б) учение о добродетелях

в) учение о нравственном идеале личности

г) учение о ценностях

д) учение о прекрасном

 

1.3. Понятие «мораль»(лат. moralis – нравственный)буквально означает:

а) нравственность

б) господствующую в обществе нравственность

в) нравственные нормы элиты общества

г) нравственность и безнравственность

д) религиозную нравственность

 

1.4. Термин «биоэтика»(греч. bios – жизнь + ethica – учение о морали)буквально означает:

а) этика жизни

б) жизнь как благо

в) спасение жизни

г) смысл жизни

д) самоценность жизни

 

1.5. В качестве своего предмета биоэтика изучает:

а) законы биоморали

б) мир «живого вещества» (В.И.Вернадский)

в) биомораль

г) происхождение жизни

д) высокие медицинские биотехнологии

 

1.6. Понятие «биомораль» означает:

а) господствующие в обществе нормы манипуляций с растениями, животными, человеком

б) господствующие в обществе нормы отношений между людьми

в) господствующие в обществе нормы гармонизации отношений между людьми

г) господствующие в медицине нормы и принципы

д) господствующие в биологической науке нормы и принципы

 

1.7. Важнейшим законом биоморали является ее зависимость от:

а) культуры общества

10 стр., 4823 слов

Этика как учение о морали и нравственности

... подобных ограничений человеческая жизнь была бы невозможна. Человек, следовательно, возникает вместе с появлением морали. ,     Этика как учение о морали и нравственности Этика возникла более ... они могут быть морально оценены. Нарушение юридических законов карается обществом или государством, нарушение моральных норм или законов карается моральным осуждением. И часто моральное осуждение ...

б) решений правительства

в) социальной активности церкви

г) социального влияния биоэтики

д) состояние экономики

 

1.8. Биоэтика в широком смысле слова (по В.Р.Поттеру) призвана изучать:

а) всю совокупность моральных норм и принципов отношения общества ко всему живому (растениям, животным, человеку)

б) все явления жизни во вселенной

в) все явления жизни общества

г) все проблемы медицины и фармации

д) все последствия от внедрения биотехнологий

 

1.9. Биоэтика в узком смысле слова изучает:

а) моральные, юридические и социальные проблемы здравоохранения, порождаемые развитием биологии и медицины

б) историю биотической морали

в) будущую биокультуру общества

г) морально – этический аспект высоких медицинских биотехнологий

д) весь круг проблем, порождаемая развитием фармации

 

1.10. К основному аспекту биоэтики как междисциплинарной науки не относится:

а) астрологический

б) биологический

в) философский

г) медицинский

д) биотехнологический

 

1.11. К основному фактору биоэтики не относится:

а) мифологический

б) биоисследовательский

в) биотехнологический

г) социальный

д) мировоззренческий

 

1.12. К революционным медбиотехнологиям рубежа XX – XXI вв. не относится:

а) пересадка мозга от человека к человеку

б) клонирование

в) медицинское применение стволовых клеток

г) реанимационная поддержка жизни коматозных больных

д) метод экстракорпорального оплодотворения

 

1.13. В современной биоэтической науке борются две основные морально-этические традиции:

а) консервативная и либеральная

б) революционная и либеральная

в) демократическая и революционная

г) либеральная и демократическая

д) консервативная и демократическая

 

1.14. Не является биоэтическим вопрос:

а) о структуре генома человека

б) о морально-правовой стороне генной инженерии

в) о морально-этической стороне клинического использования абортивного материала

г) о нормах забора человеческих органов

8 стр., 3974 слов

Особенности профессиональной деятельности психолога в медицине. ...

... требования к специалисту. Например, в классификации профессий по целям профессиональной деятельности профессия психолога-исследователя относится к изыскательским, психодиагноста — к гностическим, а психолога-консультанта ... психолог должен владеть как разносторонними психологическими знаниями, так и определенной медицинской подготовкой, в частности – в области психиатрии и неврологии. Должен ...

д) о допинг-тестах в спорте

 

1.15. В состав биоэтических комитетов и комиссий при парламентах, правительствах, исследовательских центрах и медицинских учреждениях из ниже перечисленных обычно входят все, кроме:

а) многодетных родителей

б) ученых

в) медицинских и фармацевтических работников

г) юристов

д) общественных и религиозных деятелей

 

1.16. Биоэтические комитеты и комиссии не призваны осуществлять морально-правовую экспертизу профессиональной деятельности в сфере:

а) искусства

б) биоисследований

в) медицины

г) фармации

д) ветеринарии

 

1.17. К основной задаче биоэтических комитетов и комиссий в сфере медицины не относится:

а) материальное поощрение добросовестных медицинских работников

б) морально-этическая экспертиза деятельности учреждений здравоохранения и их медперсонала

в) морально-этическая экспертиза применения в медицине новых биотехнологий

г) разбор конфликтных ситуаций в системе отношений «врач-пациент»

д) морально-этическая оценка врачебных ошибок

 

1.18. Понятия «врачебная этика» и «медицинская этика» соотносятся как:

а) частное и общее

б) частное и частное

в) общее и частное

г) частное и глобальное

д) понятия никак не соотносятся

 

1.19. Медицинская биоэтика отличается от традиционной медицинской этики постановкой вопроса о необходимости изучения и решения всего спектра моральных проблем:

а) любой деятельности, затрагивающей жизнь, здоровье и безопасность людей

б) только биоисследовательской деятельности

в) только медицинской деятельности

г) только фармацевтической деятельности

д) отличий нет

 

1.20. Понятие «биокультура»(греч. bois — жизнь + лат. cultus – возделывание)означает систему материальных и духовных ценностей общества, определяющих его отношение к(о):

а) всему живому

б) выдающимся людям

в) человеку

г) животным

д) растениям

 

1.21. Биоэтику как сложившуюся научную дисциплину характеризует важнейшая черта:

а) ее признание научным сообществом

б) ее статус как учебной дисциплины медицинских академий

22 стр., 10578 слов

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

... Пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 25 с. Учебно-методический комплекс «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального ... 8 1 – 7 13. Латерализация и межполушарная асимметрия. Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Пластичность мозга как основа компенсации функций 7 1 – 6 ИТОГО: 78 12 4 62 ...

в) ее мультидисциплинарность

г) ее органическая связь с биологией

д) ее гуманистическая направленность

 

1.22. Декларация Международного комитета по биоэтике «О всеобщих нормах в области биоэтики» от 28 января 2005 года провозглашает ответственность всех людей за сохранение на планете Земля разнообразия (статья 15):

а) биологического

б) культурного

в) национального

г) религиозного

д) политического

 

1.23. Научными понятиями биоэтики являются:

а) жизнь и смерть

б) посмертное воздаяние

в) ад и рай

г) эликсир вечной молодости

д) судьба

 

1.24. Биоэтика является наукой:

а) мультидисциплинарной

б) узко специализированной

в) традиционной

г) чисто биологической

д) чисто медицинской

 

1.25. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА; осн. в 1947 г.) отличается от Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, осн. в 1948 г.) тем, что:

а) ВОЗ – учреждение ООН, финансируется правительствами и поэтому больше, чем ВМА подвержена политическому влиянию

б) ВМА, как добровольное профессиональное объединение врачей мира, больше, чем ВОЗ, подвержена политическому влиянию

в) ВМА и ВОЗ финансируются правительствами и поэтому в равной мере подвержены политическому влиянию

г) ВМА и ВОЗ не финансируются правительствами и поэтому в равной мере не подвержены политическому влиянию

д) ВМА и ВОЗ упразднены и поэтому говорить об их отличиях в привязке к настоящему времени некорректно

 


 

Тема № 2. История медицинской биоэтики

 

2.1. Понятие «биоэтическая мысль» означает:

а) совокупность представлений мыслителей, философов, ученых, врачей о биоморали общества

б) нейрофизиологические процессы

в) просто мысль

г) раздумья человека

д) озарение

 

2.2. Биоэтическая мысль человечества возникает в эпоху:

а) Древнего мира

б) Средневековья

в) Возрождения

г) Нового времени

д) Новейшего времени

 

2.3. Медицинская биоэтика как наука формируется в эпоху:

а) в Новейшее время

б) Древнего мира

14 стр., 6829 слов

Глава 1.Филосовская основа медицины

... по мере расширения культурных контактов и развития наук, письменные медицинские труды становились достоянием более широкого круга людей наукой. ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. В древней Индии давным-давно ... качеством - земля. Здесь схематично представлена идея творения Макрокосмоса, которая была основой учения древней медицины и философии. Кроме этого существует идея тождественности Макрокосмоса и Микрокосмоса. Эта ...

в) Средневековья

г) Возрождения

д) Нового времени

 

2.4. Непосредственной предшественницей медицинской биоэтики была:

а) медицинская этика

б) биология

в) этика

г) психологическая этика

д) парламентская этика

 

2.5. В медико-исследовательской и лечебной практике главной нормой традиционной этики была защита прав:

а) испытуемого, пациента

б) исследователя

в) человека

г) врача

д) вспомогательного медицинского персонала

 

2.6. В медико-исследовательской и лечебной практике главной нормой медицинской биоэтики является защита прав:

а) человека

б) исследователя

в) испытуемого, пациента

г) врача

д) вспомогательного медицинского персонала

 

2.7. Конфликтные ситуации в клинической практике традиционная медицинская этика разрешала преимущественно:

а) на корпоративной основе

б) на научной основе

в) на широкой социальной основе с личным активным участием пациентов, их близких, экспертов, представителей общественности

г) на морально-этической основе

д) на правовой основе

 

2.8. Конфликтные ситуации в клинической практике медицинская биоэтика требует разрешать:

а) на широкой социальной основе с личным активным участием пациентов, их близких, экспертов, представителей общественности

б) на научной основе

в) на корпоративной основе

г) на морально-этической основе

д) на правовой основе

 

2.9. Не является общей чертой морально-этического наследия древней восточной и античной медицины:

а) строгая научность

б) синхронизм возникновения

в) идея профессиональной ответственности врача

г) идеи гигиены

д) идеи санитарии

 

2.10. Морально-этические документы восточной медицины не представляют:

а) ацтекский «Кодекс Бандиано» (1552 г.)

5 стр., 2155 слов

Реферат ИГНАТЬЕВОЙ К.П. Л211А_РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ...

... -эмоциональная) — восприятие посредством ощущений. Типичное выражение — «атмосфера невыносимая». Как врач воспринимает пациента? В силу своей позиции эксперта он устанавливает это не как личное восприятие, ... несет больше половины информации. Существует понятие «социальное восприятие». Взаимодействуя с людьми, человек ориентируется на какие-то их личностные характеристики. Здесь очень легко может ...

б) Законы Хамураппи (Вавилон, XVIII в. до н.э.)

в) египетские папирусы Г.Эберса и Э. Смита (XVI в. до н.э.)

г) тибетский трактат «Четыре медицинских тантры» (Чжуд Ши, XIV в.)

д) Аюрведа (Индия, III тыс. до н.э.)

 

2.11. Католические теологи догматизировали идеалистические идеи Гиппократа (460- ок. 377 до н.э.):

а) о богах, управляющих жизнью и здоровьем людей

б) о Мировом Разуме как истоке жизни

в) о Боге-Творце, управляющем жизнью людей

г) о фортуне, обеспечивающей счастье людей

д) о Юпитере-дарителе жизни

 

 

2.12. Кто приписывал настоящему врачу следующие черты:

«Глаза сокола,

Руки девушки,

Мудрость змеи,

Сердце льва»

а) Абу Али Ибн Сина — Авиценна (980-1037 гг.)

б) Эскулап (III в. до н.э.)

в) Гиппократ (460 – ок.377 до н.э.)

г) Цельс (I в. до н.э. — I в. н.э.)

д) Гален (129-199 гг.)

 

2.13. К условиям поддержания здоровья человека автор «Канона врачебной науки» Авиценна (980-1037 гг.) не относил:

а) специальные магические действия

б) гимнастику

в) чистоту тела

г) диетику

д) воздержанность и распорядок в пище

 

2.14. Основоположником европейской врачебной химии — ятрохимии является:

а) Парацельс (1493-1541гг.)

б) Аристотель (ок. 383 – ок. 321 до н.э.)

в) Платон (427-347 до н.э.)

г) Гиппократ (460 – ок.377 до н.э.)

д) Святой Августин (354-430 гг.)

 

2.15. Научные заблуждения алхимии европейского Средневековья не выражало понятие:

а) безбожие

б) философский камень

в) целительная панацея

г) алкаест — универсальный растворитель

д) гомункул – искусственный человек

 

2.16. Суждение «Все есть яд и все есть лекарство. Одна лишь доза делает вещество или ядом, или лекарством» высказал в свое время:

а) Парацельс (1493-1541гг.)

б) Авиценна (980-1037 гг.)

в) А.Везалий (1514-1664 гг.)

г) Ф.Бэкон (1561-1626 гг.)

д) Р.Декарт (1596-1650 гг.)

10 стр., 4889 слов

Медицина новейшего времени

... хирургии, анестезиологии и реанимации, трансплантологии, кардиохирургии, молекулярной генетике, космической и радиационной медицине Связь медицинской науки с практикой здравоохранения, участие клиницистов в разработке и ... февральской и октябрьской революций, негативно сказались на состоянии политической и экономической жизни страны. В первые годы советской власти в России свирепствовали эпидемии ...

 

2.17. Кому принадлежат слова «…первая обязанность медицины – сохранять здоровье, вторая – лечение болезней, третья – продлевать жизнь человеку …»:

а) Ф.Бэкону (1561-1626 гг.)

б) Парацельсу (1493-1541гг.)

в) А.Везалию (1514-1664 гг.)

г) Р.Декарту (1596-1650 гг.)

д) И.Бентаму (1748-1832 гг.)

 

2.18. Общепризнанным каноном традиционной тибетской медицины является:

а) «Чжуд-ши»(«Четыре медицинских тантры») (XIV в.)

б) «Вайдуръя-онбо» (XVII вв.)

в) «Лхантаб»

г) «Ганчжур»

д) «Данчжур»

 

2.19. Какая поэма содержит совет
«Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище»:

а) «Салернский кодекс здоровья» (XIV в.)

б) Аюрведа (III тыс. до н.э.)

в) Предписания Ману (II в. до н.э.- II в. н.э.)

г) Нэй цзин (III в. до н.э.)

д) Изборник Святослава (XI в.)

 

2.20. Процесс десакрализации (лат. де – отмена, sacer – священный) общества в эпоху Нового времени означал освобождение медико-этической мысли от господства:

а) религии

б) науки

в) искусства

г) политики

д) законов

 

2.21. Назовите имя профессора, «рыцаря врачебной этики», редактора русской газеты «Врач», непримиримого противника частной практики в медицине, сторонника ее достойного государственного обеспечения, автора одних из первых в России «Этических правил» (1884 г.)

а) В.А.Манассеин (1841-1901 гг.)

б) Ф.П.Гааз (1780-1853 гг.)

в) Н.И.Пирогов (1810-1881 гг.)

г) С.П.Боткин (1832-1889 гг.)

д) М.Я.Мудров (1776-1831 гг.)

 

2.22. Основоположник русской внутренней медицины М.Я.Мудров (1776-1831 гг.) не относил к нормам медицинской этики:

а) лечение болезни, а не больного

б) детальный расспрос больного — анамнезис

в) обстоятельное физическое обследование больного

г) лечение больного, а не болезни

д) комплексное лечение больного с применение ЛС, личной гигиены, диеты, водолечения, сна

 

2.23. Предметом заботы организатора тюремной медицины в Российской империи врача Ф.П.Гааза (1750-1853 гг.) не были вопросы:

а) медицинского образования заключенных

б) строительства тюремной больницы в Москве

в) учреждение больницы для больных и беспризорных детей

г) запрещения бритья половины головы заключенным женщинам и ссыльным

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

д) открытие школ для детей заключенных родителей

 

2.24. Отец русской хирургии Н.И.Пирогов (1810-1881 гг.) не относил к нормам медицинской этики:

а) приоритет клинической медицины перед предохранительной

б) приоритет предохранительной медицины перед клинической

в) готовность врача признавать свои ошибки

г) развитие медицинской гигиены и санитарного просвещения

д) учет питания как фактор здоровья человека

 

2.25. Автором термина «медицинская деонтология»(лат. medicina – наука о здоровье человека + греч. deontos – должное) является отечественный ученый, врач:

а) Н.Н.Петров (1876-1964гг.)

б) Н.И.Пирогов (1810-1881 гг.)

в) Ф.П.Гааз (1780-1853 гг.)

г) М.Я.Мудров (1776-1831 гг.)

д) Е.И.Чазов (р.1929 г.)

 

Тема №3. Морально-правовые проблемы медицинских биоэкспериментов и биотехнологий

 

3.1. Термин «био-эксперимент» (греч. bios – жизнь + лат. experimentum – опыт, проба) означает:

а) опыт и над живым, и над мертвым организмами

б) опыт над жизнью

в) только опыт над живым организмом

г) только опыт над мертвым организмом

д) только психотехники

 

3.2. Объектами биоэкспериментов не могут быть:

а) русалки

б) растения

в) животные

г) люди

д) микроорганизмы

 

3.3. Понятие «медицинский био-эксперимент» означает:

а) любые опыты на организмах, проводимые с целью укрепления здоровья человека

б) любые опыты на человеке

в) любые опыты на организмах

г) любые опыты на организмах, проводимые с целью укрепления физического здоровья человека

д) любые опыты на организмах, проводимые с целью укрепления психологического здоровья человека

3.4. Объектами медицинских био-экспериментов не могут быть:

а) организмы потустороннего мира

б) микроорганизмы

в) растения

г) животные

д) человек

 

3.5. К медицинским био-экспериментам не относятся опыты:

а) чисто научные

б) доклинические

в) клинические

г) диагностические

д) профилактические

 

3.6. Предварительный проект декларации Международного комитета по биоэтике «О всеобщих нормах в области биоэтики» от 28 января 2005 года требует ставить интересы и благосостояние человека над интересами науки и общества (статья 4):

а) во всех видах практики

3 стр., 1374 слов

Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника

... у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его ... Всероссийского съезда средних медицинских работников, доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации, отраслевая ... положение в организации доступной медицинской помощи населению России. Изменения в подготовке медсестер могут в значительной ...

б) только в био — исследовательской практике

в) только в медицинской практике

г) только в фармацевтической практике

д) только в социальной практике

 

3.7. В отличие от точных наук (физика, математика) медицина является по сути своей наукой экспериментальной, так как она:

а) учитывает уникальность состояния любого человеческого организма в каждом конкретном случае, используя проверенные методы, корректирует их с поправкой на индивидуальность человека

б) не все «знает» о здоровье и болезнях человека

в) не владеет методами точных наук

г) представляет специализированные знание о здоровье человека

д) находится на стадии формирования

 

3.8. Предварительный проект декларации Международного комитета по биоэтике «О всеобщих нормах в области биоэтики» от 28 января 2005 года требует во всех решениях и видах практики (статья 7):

а) учитывать культурную среду, мировоззрение, системы ценностей, традиции, религиозные и иные особенности общества

б) группировать людей на основе критериев их культуры, мировоззренческой принадлежности

в) руководствоваться своими религиозными убеждениями

г) ориентироваться на общечеловеческие ценности

д) ограничивать права человека, когда речь идет о его благе

 

3.9. В случае, если одно и то же лицо выполняет функции и «врача пациента», и «исследователя пациента» должна доминировать роль:

а) врача пациента

б) исследователя пациента

в) независимого эксперта

г) пациента

д) все роли совпадают

 

3.10. Для одобрения проекта медицинского исследования биоэтическим комитетом ученые-экспериментаторы не обязаны:

а) предъявлять лицензию на право проведения испытаний

б) предоставлять план исследовательского проекта

в) иметь схему получения информированного согласия испытуемых

г) иметь письменное согласие испытуемых на участие в исследованиях

д) иметь схему способов защиты частной жизни пациента

 

3.11. В международном проекте «Геном человека», осуществляемого с участием России с 1990 года, не является этической проблемой:

а) секвенирование, то есть определение последовательности нуклеотидов генома человека

б) перспективы манипуляций с генофондом человечества

в) возможность «генетической» помощи людям

г) попытки исследовательских фирм запатентовать расшифрованные ими тексты участка ДНК

д) совершенствование методов психиатрической помощи больным

 

3.12. Понятие «биотехнология» (греч. bios – жизнь + лат. techne – искусство + logos – наука) буквально означает:

а) науку об искусстве воздействия на жизнь или живое

б) искусство жизни

в) искусство жизни и смерти

г) искусство выживания

д) искусство продления жизни

 

3.13. Понятие «нано-медицинская технология» (греч. nanos – карлик + лат. medicina – наука о здоровье человека + греч. techne – искусство + logos – наука) означает манипуляции с биосистемами человека с использованием наноустройств и наноструктур на уровне:

а) атомов и молекул

б) вещества

в) клетки

г) органа

д) организма

 

3.14. Разновидностью биотехнологий не являются:

а) мини-биотехнологии

б) микро-биотехнологии

в) нано-боитехнологии

г) фито-биотехнологии

д) мед-биотехнологии

 

3.15. Понятие «репродукция человека» с биологической точки зрения означает:

а) естественный процесс воспроизводства человека

б) особую биотехнологию

в) направление демографической политики

г) искусственный процесс воспроизводства человека

д) художественный образ человека

 

3.16. Всякое медицинское вмешательство в репродукцию человека не может иметь цель:

а) устранение бессонницы супругов

б) обеспечение рождения ребенка

в) предотвращение рождения ребенка

г) лечение репродуктивных органов человека

д) укрепление репродуктивного здоровья человека

3.17. Научным критерием, определяющим биологическое начало человеческой жизни, является:

а) слияние женской и мужских гамет

б) формирование первой ткани плода

в) первое сердцебиение плода

г) заключение брачного союза

д) моральный статус человеческого эмбриона, включенного в систему нравственных взаимоотношений людей

 

3.18. По замыслу ее основателя Ф.Гальтона евгеника (греч. eugenes — породистый) – это наука:

а) о биологических методах улучшения человеческого рода

б) о выдающихся предках

в) о хорошей родословной людей

г) о психологических методах оздоровления людей

д) о расовой классификации людей

 

3.19. Основным критерием ценности человеческой жизни медицинская биоэтика признает:

а) бесценность жизни любого человека

б) пол человека

в) возраст человека

г) социальное положение человека

д) этическую принадлежность человека

 

3.20. Действующие этико-правовые нормы современной мировой медицины не допускают:

а) куплю-продажу человеческих органов

б) экс-плантацию

в) ауто-трансплантацию

г) алло-трансплантацию

д) ксено-трансплантацию

 

3.21. Назначение паллиативной(лат. palliare – прикрывать) медицины заключается в оказании особой медицинской помощи:

а) всем неизлечимо больным (СПИД, рак и др.)

б) всем людям

в) всем больным

г) только больным СПИДом

д) только онкобольным

 

3.22. Метод пренатальной (предродовой) диагностики (ПД) сталкивается с морально-этической проблемой:

а) совершения аборта вследствие установления серьезных наследственных заболеваний плода

б) непрофессионализма врачей

в) отсутствия технических средств ПД

г) систематического нарушения норм врачебной тайны

д) сверхвысокой стоимости этого вида медицинских услуг

 

3.23. Метод клонирования (греч. clon — побег, черенок) человека порождает морально-этическую проблему:

а) социального статуса клона, являющегося не ребенком своих родителей, а однояйцевым близнецом отца или матери

б) дефицита средств для этого дела

в) религиозного статуса клона человека

г) нежелания представителей биомедицины заниматься этим делом

д) отказа всех потенциальных доноров участвовать в этой биотехнологии

 

3.24. Не относится к морально-этическим и правовым проблемам, порождаемых применением метода экстракорпорального (лат. extra – вне + corpus – тело) оплодотворения – метода ЭКО:

а) естественный процесс образования эмбриона человека

б) любое искусственное образования эмбриона человека

в) перенос человеческого эмбриона, полученного методом in vitro, в организм женщины

г) получение человеческого эмбриона из донорских гамет

д) получение человеческого эмбриона из гамет супругов

 

3.25. Верно ли, что «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г., июль) допускают эвтаназию (греч. eu – легкий + thanatos – смерть) неизлечимых и безнадежных больных по настоятельной просьбе последних и в исключительных случаях:

а) закон России не допускает эвтаназию человека

б) когда об этом просят сами больные

в) когда об этом просят родственники

г) когда врачи, ввиду безнадежности и страданий больных, отказываются от жизнеподдерживающих процедур

д) когда биокомитет принимает решение об эвтаназии

 


 

Тема №4. Фармацевтическая биоэтика и фармацевтическая деонтология

 

4.1. Первые европейские регламенты, разграничивающие деятельность врачей и провизоров появились в эпоху:

а) Средних веков

б)Древнего мира

в) Возрождения

г) Нового времени

д) Новейшего времени

 

4.2. По новым правилам для аптекарей, утвержденным университетом в Монпелье (XVI век, Франция), фармацевтам разрешалось из перечня медицинских процедур только:

а) лечить травмы

б) ставить больным банки

в) исследовать мочу

г) делать кровопускание

д) назначит лекарства больным

 

4.3. В штате Аптекарского приказа при Иване Грозном, обслуживавшем в середине XVI века только царский двор, знатных бояр и армию, не состояли:

а) законники

б) доктора

в) аптекари

г) лекари

д) алхимисты

 

4.4. Лекарственную помощь основной части населения России вплоть до начала XX -го века не оказывали:

а) аптекари

б) лекари

в) травники

г) шаманы

д) народные знахари

 

4.5. Расширению аптечного дела в России способствовал Указ Петра I-го от 27 октября 1701 года, разрешивший «вести вольные аптеки»:

а) всякому русскому или иностранцу

б) всякому русскому

в) всякому иностранцу

г) всякому дворянину

д) всякому врачу

 

4.6.«Аптекарский Устав», подписанный Екатериной Второй в 1789 году и регламентировавший деятельность фармацевтов в Росси вплоть до 1917 года, не относил к важнейшим морально-профессиональным качествам аптечных работников:

а) сострадание

б) искусство («повинен быть искусен»)

в) совестливость

г) трезвость

д) ответственность перед обществом (исполняющий звание свое всеобщему благу)

 

4.7. Вопрос о выделении фармацевтической этики из медицинской впервые в России поставил:

а) А.П.Нелюбин (1785-1858 гг.)

б) М.Я.Мудров (1776-1831 гг.)

в) Н.И.Пирогов (1810-1881 гг.)

г) В.А.Манассеин (1841-1901 гг.)

д) В.В.Вересаев (1867-1945 гг.)

 

4.8. Право фармацевтического образования и фармдеятельности женщины в России получили:

а) при Александре Третьем

б) при Иване Грозном

в) при Петре Первом

г) при Екатерине Второй

д) при Николае Втором

 

4.9. Фармацевтическая этика была традиционно узко ориентирована и разрабатывала главным образом деонтологические проблемы:

а) деятельности аптечных работников

б) социального института фармации

в) специального фармацевтического образования

г) соотношения импорта и экспорта ЛС

д) безопасности ЛС

 

4.10. В отличие от фармацевтической этики «фармацевтическая биоэтика» (термин ФБЭ введен П.В.Лоптиным в 1997 г.) изучает все ниже названные моральные, правовые, социальные, экологические и биологические проблемы, кроме:

а) любой рекламы

б) испытаний ЛС

в) регистрации ЛС

г) производства ЛС

д) врачебного назначения ЛС

 

4.11. При этическом и правовом подходах к рассмотрению проблем фармацевтической биоэтики упор делается на анализ аспектов ФБЭ соответственно:

а) морального и юридического

б) юридического и морального

в) законодательного и духовного

г) духовного и юридического

д) религиозного и светского

 

4.12. Цель «Этического кодекса фармацевтического работника России (провизора и фармацевта)» (1997 г.) – служить переходу российского общества:

а) к рынку потребителя фармацевтических услуг

б) к рынку потребления ЛС

в) к рынку ЛС

г) к рынку производителей ЛС

д) к рынку рекламодателей ЛС

 

4.13. «Этический кодекс фармацевтического работника России …» определяет нормы моральных отношений:

а) между фармработником, пациентом, медицинским работником и обществом в целом

б) между фармработником и его друзьями

в) между фармработником и церковью

г) между фармработником и его семьей

д) между фармработником и фармсообществом

 

4.14. «Этический кодекс фармацевтического работника России …» в первую очередь направлен на обеспечение прав, достоинств и здоровья:

а) отдельного человеческого индивида и общества в целом

б) фармацевтов и провизоров

в) медицинских работников

г) малообеспеченных слоев общества

д) детей и пожилых людей

 

4.15. «Этический кодекс фармацевтического работника России …» (статья 1.4.) не допускает навязывания фармработником своих взглядов пациенту:

а) любых взглядов

б) только профессиональных взглядов

в) только политических взглядов

г) только религиозных взглядов

д) только художественных взглядов

 

4.16. Моральные требования к провизору, изложенные в «Этическом кодексе фармацевтического работника России …» основываются на принципе (статьи 1.4., 2.2.):

а) информированного согласия пациента

б) Ахимсы

в) медицинского патернализма

г) «благоговения перед жизнью» (А.Швейцер)

д) обоюдной выгоды фармацевтического работника и пациента

 

4.17. Федеральный закон «О лекарственных средствах» (1997, статья 40) допускает при особых условиях участие в клинических испытаниях:

а) недееспособных лиц с психическими заболеваниями с письменного согласия их законных представителей

б) недееспособных лиц с легкими психическими заболеваниями без их письменного согласия

в) недееспособных лиц с психическими заболеваниями с письменного согласия главного врача лечебного учреждения

г) недееспособных лиц с тяжелыми психическими заболеваниями без их письменного согласия

д) лиц, находящихся в местах лишения свободы

 

4.18. Нано – фармация (греч. nanos – карлик + pharmakon – лекарство) не предусматривает изучение проблемы:

а) психологического программирования личности

б) конструирования молекул с заданными терапевтическими свойствами

в) биодоступности ЛС

г) биоэквивалентности ЛС

д) молекулярной репарации – починки клеток

 

4.19. Встречаются среди больных – фармакофилы(греч. pharmakon – лекарство + phileo – люблю) и фармакофобы (греч. pharmakon – лекарство + phobos – страх).

Врач в праве рекомендовать:

а) фармакофилу – исключить или ограничит прием ЛС, а фармакофобу – преодолеть страх от приема ЛС

б) фармакофобу – ограничить прием ЛС в любом случае

в) фармакофилу – преодолеть страх перед приемом ЛС

г) ничего не менять в их отношении к ЛС

д) обоим вообще отказаться от приема ЛС

 

4.20. Фармацевтическая деонтология учит фармацевтического работника самопринуждению:

а) ради интересов других людей

б) ради своих личных интересов

в) только ради интересов общества

г) только ради интересов нации

д) только ради интересов своей фирмы

 

4.21. Деонтологический принцип, отсутствующий и в «Этическом кодексе фармацевтов» Международной Федерации фармацевтов (1997 г.), и в «Этическом кодексе фармацевтического работника России…»
(1996 г.) – это:

а) медицинский патернализм

б) равное отношение ко всем пациентам

в) приоритет блага пациента

г) информированное согласие пациента

д) уважительное отношение к врачам и коллегам

 

4.22. Понятие контрафактный «лекарственный препарат» означает:

а) фальсифицированное ЛС, готовое к применению

б) новое дозированное ЛС, готовое к применению

в) экспериментальное дозированное ЛС, готовое к применению

г) герметично закрытое ЛС, готовое к применению

д) импортное ЛС, готовое к применению

 

4.23. Замалчивание фармработником возможных побочных эффектов ЛС в первую очередь нарушает биоэтический принцип:

а) «информированного согласия пациента»

б) «не навреди»

в) «делай добро»

г) «справедливости»

д) врачебного патернализма

 

4.24. Посетителям аптеки, нуждающимся в опеке, слабовольным, испытывающим сомнения, разочарованным в лечении, враче и ЛС, необходим стиль беседы:

а) лидерский, руководящий

б) демократический

в) стиль сотрудничества, партнерства

г) свободный

д) ситуативный

 

4.25. Посетителям аптеки, эмоционально напряженным, охваченным страхом, хроническим и инкурабельным больным, необходим стиль беседы:

а) стиль сотрудничества, партнерства

б) демократический

в) лидерский, руководящий

г) свободный

д) ситуативный

 

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

 

В. И. Шпунтов

 

 

Биоэтика. Итоговые тесты контроля знаний студентов. III-й курс очного отделения. – Пятигорск: Пятигорский медико-фармацевтический институт-филиал ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России. – 2013. – 22с.

 

 

Технический редактор: Браташева Т. М.

Подписано в печать……………………………………………………………

Формат 60 х84 1/16 Бумага писчая белая. Усл. печ. л.Уч.-изд.л…………

Тираж экз. Заказ № ……………………………….

 

Пятигорский медико-фармацевтический институт-филиал ГБОУ ВПО

ВолгГМУ Минздрава России

357532, Пятигорск, проспект Калинина,11