Оглавление
Введение. 3
1 Структура спортивной группы.. 4
1.1 Формальная структура спортивной команды.. 8
1.2 Неформальная структура спортивной команды.. 9
2 Возникновение и формирование межличностных отношений. 14
3 Виды взаимоотношений. 15
3.1 Взаимоотношения в системе спортсмен-спортсмен. 15
3.2 Взаимоотношения в системе тренер-спортсмен. 17
Заключение. 19
Список использованных источников. 20
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на драматическую индивидуализацию сознания и поведения людей, человек был и остается существом коллективным, всю свою жизнь являясь частью первичной групповой среды, в которой он совершает свои первые шаги и с которой не расстается на всем протяжении своего жизненного пути. Причем человек не просто испытывает на себе влияние этих групп, но только в них и через них получает значительную часть информации о внешнем мире и организует свое поведение, ориентируясь на групповые стандарты и ценности. [5]
Значительную роль в достижении высоких результатов в спорте, играют взаимоотношения между членами команды. Для того чтобы тренер смог предварительно реализовать задачи стоящие в процессе тренировки, он должен знать сущность межличностных отношений в команде. Высокие результаты в большом спорте, в настоящее время, достигаются ценой огромных эмоциональных и энергетических затрат. В процессе соревновательной деятельности взаимоотношения между членами команды испытывают напряжение, социально-психологический климат в команде характеризуется конфликтами, взаимными претензиями и т.д. Межличностные отношения в команде оказывают огромное влияние на уровень спортивных достижений, наряду с такими компонентами тренировочного процесса как: теоретическая, тактическая и техническая подготовка. Юных спортсменов нужно обучить, как правильно строить свои взаимоотношения в коллективе, отношения с людьми, от этого будет зависеть успех в дальнейшей жизни. Ведь общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, в том числе и спортивной. [3]
Структура спортивной группы
Спортивная группа – это одна из разновидностей малых организованных групп.
Структура спортивной группы представляет собой сеть относительно упорядоченных и оптимально взаимосвязанных подструктур (ролевых, межличностных
и т.д.).
Уровень владения техникой спортивно-бальных танцев у спортсменов 6-7 лет
... Пыльнов, 1999; И.Е. Ересько, 2005; О.Г. Румба, 2006). Достаточная спортивно-техническая подготовленность спортсменов обеспечивает целостность, ритмичность и безопасность тренировочного процесса, а также является ... 2007). [1,16,32] Цель исследования - определить уровень владения техникой спортивно-бальных танцев у спортсменов 6-7 лет. Задачи исследования: 1. Изучить тренировочный процесс, ...
Каждая из этих подструктур и структура спортивной группы в целом делится на формальную и неформальную.
Формальная структура отношений в команде создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиям тренера. Она регламентирует процесс взаимодействий и взаимоотношений членов команды в этот деятельности.
Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами команды гарантирует им удовлетворение их личных потребностей, потребностей тренера и вышестоящих организаций.
Однако чтобы успешно действовать, формальная организация должна предусматривать в своей структуре, определенную степень «свободы» для развития связей, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностях.
Эти нерегламентированные спонтанно возникающие взаимоотношения, нормы поведения и действия получили в психологии название неформальных отношений, или неформальной структуры связей. [3]
Одной из главных особенностей формальной организации (впрочем, как и неформальной) является то, что она способствует объединению индивидов в группу, создает основу для личного контакта. В то же время, она регулирует частоту этих контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной организации по отношению к развитию неформальной организации.
Порой неформальная структура связей почти полностью совпадает с формальной или даже перекрывает ее, становится ведущей. В таких случаях наблюдается «размывание» формальной структуры, характеризующееся нарушением субординации в системе «тренер-спортсмен», дисциплины, снижением критической оценки поведения, группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана, превращаясь в средство достижения целей узкого круга лиц, т.е. в корпорацию.
Если же члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Отсутствие эмоциональных связей приводит к незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений и, в конечном счете, к конфликту.
Два типа структур – формальная и неформальная – всегда сосуществуют, образуя сложное соотношение между собой.
Образование и существование формальной структуры обусловлено:
– инструкциями, установками и программой деятельности, разработанными тренером, руководством команды, вышестоящими организациями;
– нормами и правилами, формулируемыми в самой спортивной группе в процессе основной деятельности;
– потребностями и мотивами членов группы;
– потребностями и мотивами тренера;
– требованиями сложившейся ситуации;
– перспективными целями и задачами основной деятельности.
Все перечисленные факторы находятся постоянно в динамике и отдельно или суммарно воздействуют на подструктуры ролей, статусов, взаимоотношений и т.д., изменяют формальную структуру.
Подструктуры, в неформальной сфере не успевают меняться вслед за изменениями родственных подструктур в формальной сфере общения, а следовательно, в течение какого-то периода или постоянно не совпадают с формальной
структурой.
Малая группа понятие, структура, механизмы групповой динамики
... формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры ... которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и ...
Разность во времени формирования структур объясняется еще и тем, что изменение различных подструктур в формальной сфере бывает нередко процессом, планируемым и управляемым со стороны тренера, а поэтому и более оперативным, тогда как в неформальной сфере – спонтанным, обусловленным личностными и социально-психологическими характеристиками членов спортивной группы и, следовательно, отстающим по времени, менее оперативными.
В качестве примера можно привести действия тренера по изменению ролевой структуры команды и игровых связей с целью повышения результативности действий отдельных игроков и команды в целом.
Хотя изменения в формальной структуре и способствуют позитивным изменениям в выступлении команды, тем не менее, некоторая ее часть (а иногда и вся команда) может стремиться к поддержанию прежних неформальных межличностных отношений, что естественно будет характеризовать несоответствие двух типов структуры.
Полное соответствие структур – явление не только редкое, но и нежелательное, т.к. формирует замкнутый круг коммуникаций и связей, ведет к образованию «единой жесткофиксированной иерархии статусов», а в целом – к окостенению системы.
Исследования показывают, что спортивные результаты растут как в тех группах, где коэффициент соответствия структур (КСС) высокий, так и там, где он низкий.
Надо стремится не к жесткому соответствию структур, а к оптимальному их соотношению, которого можно достигнуть благодаря повышению статуса аутсайдеров, созданию ситуаций, в которых они проявили бы себя как авторитетные лица или как лидеры.
В каждой конкретной группе, на различных этапах ее развития должен быть свой оптимальный коэффициент соответствия формальных и неформальных структур.
Размеры спортивных групп. Наиболее устойчивой, не подвергающейся распаду является группа из 6-7 человек. Это количество можно считать оптимальным для формальной малой группы, так как она позволяет: [3]
– быстрее и легче устанавливать контакты;
– лучше узнать личные качества и способности каждого;
– в минимальные сроки, с минимальным искажением передавать информацию друг другу.
Признаки спортивной группы.
Спортивной группе свойственны некоторые признаки, которыми характеризуются малые группы.
К ним относятся:
– автономия группы, ее некоторая обособленность от других групп;
– сплоченность, наличие чувства «мы»;
– контроль за поведением членов группы;
– положение и роль (группа отводит каждому своему члену определенную роль согласно занимаемому им в группе положению);
– иерархия членов группы;
– конформизм; приспособленность и готовность разделить существующие в группе нормы, обязанности, порядок;
– добровольность входа и выхода их группы;
– стремление сохранить оптимальный объем группы;
– интимность (члены группы в достаточной мере знают личные и интимные стороны жизни каждого);
– стабильность;
– референтность, привлекательность членов группы для каждого входяще-
го в нее;
– психологический климат группы, в котором чувства и желания индивида получает свое удовлетворение или неудовлетворение.
Спортивная тренировка — структура построения в различных видах спорта
... из направлений достижения максимально спортивного результата является оптимизация структуры спортивной тренировки. Структура спортивной тренировки состоит из различных ... весь планомерный процесс подготовки спортсменов к высоким и рекордным спортивным достижениям. Спортивная тренировка -- это ... разнообразные обсуждения и совещания в тренировочной группе, которые служат по преимуществу для анализа ...
Помимо этого, спортивной группе присущи некоторые специфические
признаки:
– направленность на достижение высоких личностных и командных спортивных результатов;
– специфичность ролевых действий;
– относительно одинаковый возрастной и квалификационный уровень ее членов;
– половая идентичность (за исключением некоторых видов спорта);
– специфичность мотивов поступления в группу и дальнейшего присутст-
вия в ней;
– спонтанность организации; [6]
Спортивная команда – это всегда спортивная группа; спортивная группа становится командой тогда, когда берет на себя функции представительства какой-либо организации на тех или иных соревнованиях. Спортивной команде присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам.
Спортивной группой следует считать группу, в состав которой входит не менее двух и не более 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи. Эта деятельность характеризуется как индивидуальными, так и совместными физическими усилиями, направленными на достижение высоких личных и командных результатов. Причем цель деятельности – достижение высоких личных и командных результатов – не должна противоречить общей для спортивной организации или общества цели. [1]
Дифференцированность и структурность.Взаимодействие в процессе решения стоящих перед командой задач порождает дифференциацию между ее членами как по выполняемым функциям и обязанностям, так и по личным контактам, т. е. внутри одной команды возникают формальные (официальные) и неформальные (дружественные) группировки. Однако групповая дифференциация еще не создает структуру. Структуру создают связи и отношения между спортсменами и подгруппами спортсменов внутри команды. [2]
1.1 Формальная структура спортивной команды
В процессе совместной спортивной деятельности происходит дифференциация ролей и функций между членами команды и формирование определенной устойчивости систем деловых отношений между спортсменами, выполняющими различные функции. Без «разделения труда» и согласования, кооперирования различных функций групповая деятельность не может быть успешной. Эту простую истину спортсмены иногда забывают, и не только по своей вине; во многом этому способствует соперник, разрушающий наигранные связи. В этом случае каждый член команды стремится взять на себя ведущую роль в атаке, защитники начинают играть «на отбой», забывая, что атака начинается с их точного паса. И тогда о матчах футболистов, например, пишут, что на поле было 11 игроков, но не было команды. Чтобы такие ситуации возникали как можно реже, права и обязанности каждого члена команды закрепляются в правилах, приказах, распоряжениях и других официальных документах, которые регламентируют процессы взаимодействия спортсменов. В совокупности эти документы определяют формальную (или официальную) структуру спортивной команды.
Формальная структура спортивной команды разделяется на горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная структура отражает распределение ролей (амплуа) в команде. Например, команда гандболистов имеет следующую горизонтальную структуру: вратарь, правый и левый, полусредний, разыгрывающий, линейный, правый и левый крайний. Это игровые амплуа. В условиях тренировок и соревнований взаимоотношения спортсменов регламентируются их амплуа, определяющими частоту, плотность и характер контактов.
Психология деятельности спортсмена
... спортсменов; · изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Психология деятельности спортсмена Деятельность спортсменов ... психологии спорта: · изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в ...
Вертикальная структура определяется наличием субординационных отношений внутри команды: начальник команды – старший тренер – второй тренер —> капитан команды – основные игроки —> запасные игроки. Вертикальная структура задает порядок соподчинения и зависимости. Нарушение вертикальной структуры имеет своим следствием снижение дисциплины, личной ответственности, качества выполнения спортсменами своих функций. [1]
1.2 Неформальная структура спортивной команды
Если члены команды взаимодействуют только на основе формальных предписаний, согласованность их действий будет минимальна. Настоящее взаимодействие возникает лишь в том случае, когда официальные связи между спортсменами наполняются эмоциональным личностным содержанием, т. е. становятся субъективно значимыми, иными словами, когда над формальной системой отношений надстраивается другая, неформальная система связей, характер отношений предписывается формальной структурой, однако все отношения, в том числе и деловые, протекают как личностные реакции.
Исследования, проведенные в разных видах спорта со спортсменами разной квалификации, показали, что с ростом спортивного мастерства происходит конвергенция, сближение обеих структур при доминирующей роли формальной структуры. Чем более зрелой и развитой становится спортивная команда, тем более значительную роль приобретает формальная структура и тем большее влияние она оказывает на неформальное межличностное общение. [2]
Неформальная структура команды, как и формальная, делится на горизонтальную и вертикальную. По горизонтали неформальная структура команды распадается на две подструктуры: деловую и эмоциональную.
Деловая подструктура возникает в результате кооперативно-деятельностной интеграции спортсменов. Она в значительной степени определяется внешними целями команды и закономерно меняется вместе с ними (например, при переходе от подготовительного периода к соревновательному).
Эмоциональная подструктура отражает непосредственные аффективные связи (симпатии, антипатии и безразличия) между членами команды. Она как бы дополняет деловую подструктуру, сглаживая дезинтегративные тенденции, являющиеся следствием функционального расслоения (каждый спортсмен отвечает за отдельный порученный ему участок).
Эмоциональные отношения неизбежно возникают в любой команде как результат взаимных оценок поведения и поступков в процессе взаимодействия.
Выделение деловой и эмоциональной подструктур носит условный характер. В спорте эмоциональные отношения формируются в процессе совместной деятельности, в зависимости от того, насколько успешно выполняются общекомандные цели. Кроме того, в связи с высокой значимостью для спортсменов успешности спортивной деятельности деловые отношения между ними всегда сопровождаются сильными эмоциями, способствуют активному формированию субъективности в их межличностных отношениях.
Вертикальная организация неформальной структуры команды отражает характер распределения отношений руководства и подчинения между спортсменами. Каждый спортсмен имеет в команде определенный ранг, соответствующий его статусу власти: чем выше ранг спортсмена, тем большей властью и авторитетом он пользуется внутри команды. Следовательно, вертикальная организация может рассматриваться как ранговая зависимость между спортсменами в неформальной иерархии команды. [1]
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Проблема лидерства в спорте. Максимальный ранг в неформальной иерархии команды определяет статус ее лидера. Естественно, лидер располагает в команде наибольшей властью и авторитетом, что позволяет ему осуществлять руководство командой, аналогичное тому, которое осуществляет тренер. Разница заключается в том, что тренер является лидером в формальной структуре команды и в своей руководящей деятельности пользуется официальными санкциями: поощрениями, взысканиями, материальными стимулами и т. п.; лидер же обладает неформальной властью, он не вправе использовать официальный аппарат власти, его власть опирается на нормы, ритуалы, неписаные правила и традиции команды. Кроме того, тренер может эффективно выполнять свои функции только в условиях учебно-тренировочного сбора, где его власть практически неограниченна. На соревнованиях тренер не может непосредственно вмешиваться в деятельность спортсменов, и поэтому его возможность руководить командой резко уменьшается. В это время управление командой почти полностью переходит к лидеру. Именно он должен организовать команду для реализации намеченных тактических замыслов, направить ее усилия на достижение победы.
Анализ руководящих действий лидера позволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства: организационную, информационную и воспитательную. [7]
Организационная функция заключается в выработке общекомандных целей, разработке планов реализации усилий всех членов команды для достижения поставленных целей. В игровой ситуации эта функция проявляется главным образом в указаниях, направляющих, ускоряющих или закрепляющих определенные действия товарищей по команде: «Бросок!», «Блок!», «Стоять!», «Быстрей!», «На меня!» и т. п. Часто лидер сознательно временно уступает свои функции одному из спортсменов, находящемуся в более благоприятных условиях, или принуждает, навязывает своим партнерам определенные действия. Этими способами лидер организует и направляет усилия членов команды на осуществление тактической комбинации.
Информационная функция предполагает, что лидер является центром обмена информацией в команде. Он сообщает спортсменам информацию о текущих задачах команды, способах их решения, распределении функций, ожидаемых результатах, соперниках и т. п. В игровой ситуации эта функция сводится к налаживанию и поддержанию на оптимальном уровне обмена информацией между спортсменами исходя из тактического замысла и выполняемой комбинации. Лидер сообщает сведения о заменах и перемещениях в своей команде и в команде соперников, информирует о времени, текущем счете, ожидаемых действиях противников и пр.: «Будет бросок», «Нас меньше», «Руки!» и т. п. [2]
Воспитательная функция предполагает усилия лидера по развитию у членов команды чувства товарищества, личной ответственности, уважения к социальным нормам и требованиям, дисциплинированности, собранности, надежности и других общественно значимых характеристик поведения. Эта функция осуществляется лидером главным образом не на соревнованиях, а в условиях тренировочных занятий и отдыха. В соревновательной обстановке воспитательные действия лидера ограничены оценочными суждениями: «Правильно!», «Молодец!», «Куда смотришь?!», «Что делаешь?» и т. п. Их содержание и эмоциональная окраска служат эффективным средством закрепления правильных форм спортивного поведения и устранения ошибок. Интенсивность использования лидерских функций в значительной степени зависит от характера задач, стоящих перед командой, складывающейся спортивной ситуации и напряженности деятельности. Существует, по-видимому, соответствие между степенью успешности деятельности команды в напряженной ситуации и интенсивностью осуществления лидерских функций.
Мотивация профессиональной деятельности
... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...
Интенсивность использования различных лидерских функций (организационной, информационной и воспитательной) зависит от типа лидера и главным образом от того, в какой подструктуре (деловой или эмоциональной) он является лидером. Спортсмен, имеющий максимальный статусный ранг в деловой подструктуре, является деловым лидером команды, в эмоциональной—эмоциональным. Таким образом, в каждой команде имеется по крайней мере два лидера: деловой и эмоциональный.
Деловой лидер ориентирован на спортивные достижения, заботится о совершенствовании мастерства спортсменов, выступает инициатором в поисках более эффективных и современных методов
Эмоциональный лидер ориентирован на межличностные отношения в команде, поддержание благоприятного психологического климата, профилактику межличностных конфликтов, воспитание у спортсменов высоких нравственных и патриотических чувств.
В действительности разделение на деловых и эмоциональных лидеров несколько условно. Нередко обе лидерские функции выполняет один спортсмен. Причем такое совмещение наблюдается тем чаще, чем выше ранг спортивной команды. Специалисты объясняют это влиянием уровня требований на концентрацию власти в команде. Чем выше требования к результату и чем напряженнее спортивная деятельность, тем выше должна быть концентрация власти. Спортивная команда функционирует эффективнее, если распределение власти в команде соответствует характеру спортивной деятельности. Когда команда ориентирована просто на участие в соревнованиях, а не на определенный результат, более эффективным является распределенное лидерство, а когда команда ориентирована на достижение высоких результатов—интеграция лидерства. Поэтому при ориентации спортивной команды на рекорды (ведомственные, мировые, олимпийские и др.) она функционирует более эффективно, если лидерские функции совмещены. Когда в команде имеется несколько лидеров, между ними может, возникнуть соперничество за абсолютное лидерство. В этом случае, они сами не могут успешно выступать в одной команде и вызывают раскол ее на конкурирующие группировки, что, конечно, отрицательно сказывается на спортивных достижениях команды. [7]
Возникновение и формирование межличностных отношений
В процессе формализованных совместных действий, благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т.е. возникают неформальные отношения. [5]
Этот процесс в спортивной группе, команде нельзя рассматривать без учета движущей силы человеческих потребностей, направленности, системы ценностей.
Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах можно разбить на несколько этапов:
1. возникновение потребности и ее осознание;
Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры
... — прекращение спортивной деятельности, спортивных тренировок и выступлений в соревнованиях; — прекращение опеки со стороны спортивного клуба, тренеров, врачей, обслуживающего персонала; — разрыв дружеских и профессиональных связей с командой, спортивным клубным тренером; ...
2. превращение потребности в стойкий интерес к той или иной деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность;
3. сравнение и оценка своих возможностей, способностей с требованиями той деятельности, в которой подлежит принять участие для удовлетворения потребностей;
4. формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность;
5. установление контактов и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности; возникновение формальных взаимоотношений способствующих удовлетворению потребностей;
6. возникновение симпатий, предпочтений, дружбы, общих интересов и увлечений на основе формальных взаимоотношений; формирование неформальных отношений. [3]
Виды взаимоотношений
Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения между спортсменами (горизонтальный уровень), или взаимоотношения в системе «спортсмен-спортсмен», и отношения спортсменов с тренером (вертикальный уровень), или взаимоотношения в системе «тренер-спортсмен».
Каждый из этих видов взаимоотношений может, свою очередь, делится на формальные и неформальные.
Формальные отношения в системах «спортсмен-спортсмен» и «спортсмен-тренер» заранее «запрограммированы» и обусловлены требованиями деятельности, подчинены ее задачам.
Значительно труднее предугадать, как в этих системах будут складываться отношения в неформальной сфере, т.к. их развитие происходит спонтанно, на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, совместных интересов и увлечений. [5]
3.1 Взаимоотношения в системе спортсмен-спортсмен
В спортивных командах есть лица, пользующиеся значительно большими симпатиями, уважением и авторитетом у своих товарищей, нежели кто-либо другой. Это лидеры команды.
Лидерство как процесс управления возникает и формируется в команде стихийно и отражает неофициальную связь между членами команды по признаку отношений «лидер-ведомый».
Выделяются два типа лидеров: деловые (инструментальные) и эмоциональные (экспрессивные).
Первые сориентированы на спортивно значимые цели и задачи команды, являются помощниками тренера. Вторые – на создание благоприятных межличностных отношений, организацию досуга, развлечений. Нередко эти две роли может выполнить один спортсмен.
Вместе с тем, в командах, как правило, есть спортсмены, которые не пользуются никаким авторитетом. Это аутсайдеры группы. Кроме этих категорий есть спортсмены, занимающие как бы среднее, промежуточное положение. Они не имеют популярности лидеров, но их не игнорируют, как аутсайдеров. [7]
Все взаимоотношения в команде формируются с учетом статуса, который имеет каждый ее член. Они характеризуются прочностью только там, где участвующие в общении лица имеют примерно одинаковый статус.
Совместное выполнение тренировочных упражнений спортсменами слишком разной квалификации отрицательно влияет на их психическое состояние.
В связи с этим для проведения учебно-тренировочных занятий на высоком уровне, необходимо формировать команду с учетом тех взаимоотношений, которые могут возникнуть из-за разного уровня спортивного мастерства ее членов.
Роль тренера в спортивном коллективе
... в сложных соревновательных ситуациях и который (по мнению самих тренеров) может организовать и контролировать деятельность спортсменов. Однако Хендри обнаружил интересные различия при сравнении действительных личностных ... стороны руководителя. Они рекомендуют более гибкий подход в ситуациях, требующих взаимодействия группы и лидера. Преподаватель в спорте, по мнению М. Мосстона, должен начинать ...
Поэтому желательно проводить спарринги аутсайдеров со спортсменами, стоящими несколько выше по мастерству, с теми, кто относится к средине иерархической структуры группы.
Отношения, складывающиеся в спортивных командах, не бывают незыблемыми, раз и навсегда устоявшимися. Они постоянно в динамике, непрерывно меняются.
Тренер должен постоянно следить за динамикой отношений, улавливать повышение конфликтности, психологической напряженности и принимать соответствующие меры.
Приступая к изменению взаимоотношений в группе, необходимо помнить о трех наиболее важных моментах, влияющих на предстоящую психолого-педагогическую работу. Прежде всего, это способности спортсмена, наличие у него специфических спортивных качеств. [6]
Другим моментом, о котором надо помнить, является определение референтной группы аутсайдера, т.е. тех людей, мнением которых он более всего дорожит, поведение и поступки которых принимает за эталон для себя. Знание референтной группы помогает выяснить насколько, спортсмен ценит мнение той группы, в которой он тренируется. Если референтная группа находится за пределами спортивной, то психологическая изоляция со стороны ее членов не будет тревожить «аутсайдера». Уверенность его в себе и удовлетворение своим положением в группе основываются на одобрении его поведения значимыми для него лицами, референтными членами.
Третьим фактором, способным усилить или ослабить психолого-педагогическую работу, является представление аутсайдера о своем положении в группе. Не осознавая и не чувствуя своего низкого статуса, аутсайдер расценивает собственное положение в группе как благоприятное, представляя, что он пользуется расположением и авторитетом у его членов. Ложность такого представления создает иллюзию психологического комфорта, которая может способствовать успешной деятельности этого спортсмена.
Создание благоприятного социально-психологического климата для лиц, находящихся в изоляции или имеющих низкий психологический статус, иногда может быть тем, что необходимо для роста и расцвета их спортивного мастерства. [4]
3.2 Взаимоотношения в системе тренер-спортсмен
Факторов обуславливающих отношение тренера к специфическим спортивным и личностным качествам своих учеников, много, но главные из них – это задачи деятельности, система ценностей и потребности тренера, а также представления тренера и спортсменов об их взаимных отношениях.
Тренер должен подбирать учеников с пригодными для данного вида спорта качествами. Одаренность и талант спортсменов во многом определяют отношение тренера к ученикам.
Тренер подбирает таких учеников, которые благодаря своим качествам и способностям могут реализовать на практике все его концепции и взгляды, воплотить его замыслы в жизнь. Иногда тренер может находиться как бы в плену спортивных способностей своего ученика, не замечая, а иногда, игнорируя сознательно негативные качества его личности, если он успешно решает поставленные перед ним задачи.
Если тренер видит негативное отношение к себе всех или некоторых учеников, знает о негативной оценке ими его профессиональных и личностных качеств, то, как правило, он относится к таким ученикам тоже негативно.
Начинающие спортсмены с трудом оценивают профессиональные качества тренера, но более уверенно, правильно и, главное в первую очередь, дают оценки ему как личности. [6]
В дальнейшем на отношение юных спортсменов к тренеру будут оказывать влияние те потребности, мотивации, направленность и система ценностей – факторы, которые формируются в процессе занятий самим же тренером.
Спортсмены, представляющие себе, что тренер высоко оценивает их по личностным и спортивным качествам, в свою очередь, высоко оценивают в тренере личностные и профессиональные качества. И наоборот.
В зависимости от пола спортсмены также по-разному оценивают тренера. Так, девушки значительно выше, оценивают его по профессиональным и личностным качествам.
У спортсменов формируется отношение к тренеру в первый год занятий и остается неизменным на многие годы.
Одним из основных факторов, определяющих отношение спортсменов к тренеру, является способность последнего создать все условия для удовлетворения учениками своих потребностей в спорте.
Нередко конфликт точек зрения и убеждений из соревновательной и тренировочной деятельности переходит в неформальную сферу, перерастает в стойкие негативные отношения между спортсменами, между тренером и спортсменом.
Особого внимания заслуживают конфликты между спортсменами и тренером. Такие конфликты не компенсируются ничем. Спортсмены в таких случаях вынуждены или покинуть свою команду или приложить усилия к налаживанию отношений.
Конфликт с членами команды компенсируется общением с другими людьми и переносится легче. [1]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спорт – это жизнь в миниатюре, поэтому спортивная деятельность подчиняется всем социально-психологическим принципам, механизмам и закономерностям, таким как; закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их принадлежностью к группе, взаимоотношение личности и группы, групповое взаимоотношение, и т.д.
Таким образом, существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для спортивной команды и оказывают большое влияние на её членов.
всегда сосуществуют вместе, взаимодополняя и образуя сложное соотношение между собой. [3]
Спортивная деятельность человека – это коллективная деятельность, она протекает в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда – это коллектив со своими психологическими характеристиками, в которых преобладает свой социально-психологический климат, а между спортсменами складываются определенные отношения. Спортивная команда – это спортивная группа, которая подчиняется законам малой группы, ей присущи все социально-психологические закономерности и принципы малой группы, такие как: размер группы, наличие формальных и неформальных структур. [1]
Спортивной группой можно считать группу, в состав которой входит не менее 2 и не более 25 человек, объединенных едиными целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи. Эта деятельность характеризуется как персональными, так и совместными физическими усилиями, направленными на достижение высоких личных и командных результатов, которые регламентированы временем, полом, возрастом, правилами и нормами. [3]