Структура и функции процесса обучения

Характеристика принципов обучения

Принципы обучения Суть принципа Правила реализации принципа
Научность    
Доступность    
Наглядность    
   
   
   
   
     

Задания для самостоятельной работы по теме 3: «Методы обучения. Классификации методов. Средства обучения»:

1. Выпишите из разных учебников и учебных пособий определения понятия «метод обучения», проанализируйте их и определите, какие наиболее точно отражают сущность образовательного процесса и почему:

2. Проанализируйте свои занятия в вузе и определите, какие методы используют преподаватели на них. Зависит ли от изучаемого курса применение ими тех или иных методов? Как связаны они с целями и содержанием образования? Соответствуют ли применяемые в вузе методы обучения вашему уровню развития?

Подумайте, какие методы обучения вы хотели бы использовать на своих занятиях в вузе. Назовите их (письменно).

3. Сделайте наглядное пособие – памятку по классификации средств обучения, вида:

 

Идеальные средства обучения Материальные средства обучения
На уровне урока
   
На уровне предмета
   
На уровне всего процесса обучения
   

4.Заполнить таблицу:

 

Этапы развития методов обучения Характеристика методов обучения
1.Древние времена  
2.Период появления школ  
3.Средние века  
4.17–18 век  
5.19–20 век  
6. 21век  

Задания для самостоятельной работы по теме 4: «Формы организации обучения»:

1. Составьте рассказ о том, какими вы хотите видеть свои уроки.

2. Каким дидактическим требованиям должно удовлетворять проведение экскурсии? Составьте план проведения экскурсии. Подумайте, какие действия необходимо выполнить для организации экскурсии: 1) определить тему, цели и задачи, объект, место, время проведения экскурсии; 2) составить план экскурсии; 3) определить состав руководителей; 4) разработать или подобрать задания, вопросы для учащихся; 5) определить форму обучения для экскурсии (групповая, индивидуальная, фронтальная); 6) продумать сроки оформления учащимися результатов экскурсии. Какие еще действия необходимы?

3. Разработайте примерные виды домашних заданий по одной из тем любого учебного предмета.

4. Составьте структуру урока усвоения новых знаний.

5. Составьте структуру урока контроля и коррекции знаний, умений.

6. Составьте схему анализа традиционного и инновационного урока.

7.Заполнить таблицу:

 

Системы обучения
Система взаимного обучения Маннгеймская Дальтон – План План Трампа
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

По теме 5 « Содержание образования в современной школе»

1.Проанализируйте какое-либо учебное пособие и определите, какие элементы знания в нем рассматриваются. Сколько новых понятий дается, сколько теорий, закономерностей и др.?

2. Изучите какой-либо учебник по школьному предмету и охарактеризуйте его структуру — какие аппараты представлены (тектовый, внетекстовые – иллюстративный, аппарат ориентировки, проверочный), какие разделы в него включены, что особенного в содержании учебного материала и т. д.)

 

 

3.Заполнить таблицы:

Теории организации содержания образования:

Название теории Автор Основные положения теории Достоинства Недостатки
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        

2.Структура учебного плана:

Части учебного плана Компоненты учебного плана Виды учебных занятий
1. 1. 2. 1. 2.
2. 3. 3.

3.Способы построения учебной программы:

Способ построения учебной программы Сущность способа Достоинства способа Недостатки способа
     

 

Составные части школьной программы

 

4.Составить схемы: а) требования к учебнику; б) функции учебника; в)структура учебника.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.– М., 2006.

2.Кукушин Вадим Сергеевич. Теория и методика обучения: учеб. пособие для вузов /В.С.Кукушин. — Ростов н/Д:Феникс. — 2005 .- 474 с.

3.Педагогика: учеб. Пособие по дисциплине «Педагогика и психология» (часть I»Педагогика») /под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Высшее образование. — 2008.-430 с.

4.Педагогика: учебник для вузов по пед. специальностям/под ред. Л. П. Крившенко.-М.: Проспект. — 2008.-432 с.

5.Подласый Иван Павлович. Педагогика: в 3 кн.: учеб. для вузов по направлению подготовки и специальностям в области «Образование и педагогика»/И. П. Подласый.-2-е изд., испр. и доп.-М. : ВЛАДОС.-(Педагогика и воспитание).

Кн. 1:Общие основы. — 2007.-527 с.

6.Сластёнин Виталий Александрович. Педагогика: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина.-5-е изд.,. — М.: Академия. — 2008.-576 с.

Дополнительная:

1.Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах.

, popsofts@narod.ru, 2005 г.

 

2.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2004. – 544с.

3.Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

 

Тест по модулю 3 «Теория обучения»

 

Общие принципы дидактики

 

1. Осмысление цели и задач обучения, глубокое понимание материала и умение применить его на практике составляет содержание принципа ___________ обучения.

a) доступности

b) наглядности

c) сознательности

d) последовательности

 

2. Опора на реальные представления учеников составляет содержание принципа ___________ обучения.

a) последовательности

b) сознательности

c) прочности

d) наглядности

 

3. Использование наглядности является…

a) принципом обучения

b) формой обучения

c) приемом воспитания

d) методом формирования познания

 

4. Наглядность, научность, систематичность и доступность являются __________ обучения.

a) формами

b) принципами

c) методами

d) средствами

 

5. Нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса называются ___________ обучения.
a) методами
b) средствами
c) принципами
d) закономерностями

6. Мера совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой, определяет ______________ обучения.

a) доступность

b) целостность

c) эффективность

d) системность

 

7. Дидактический принцип, который предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм обучения возможностям обучаемых, называется принципом…

a) целостности

b) дифференциации

c) системности

d) доступности

 

8. Автором теории оптимизации обучения является…

a) Ю.К. Бабанский

b) Л.С. Выготский

c) И.Я. Лернер

d) В.В. Краевский

 

 

9. Приведение содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники составляет сущность принципа…

a) доступности

b) преемственности

c) научности

d) соединения обучения и воспитания с трудом

 

10. Логическая взаимосвязь всех этапов обучения составляет сущность принципа …

a) научности

b) доступности

c) наглядности

d) преемственности

 

11. Применение в процессе обучения разнообразных примеров, иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ позволяет реализовать принцип…

a) наглядности

b) доступности

c) преемственности

d) систематичности

 

12. Учет возрастных особенностей учащихся при выборе содержания и методов обучения является примером реализации принципа ____________ обучения.

a) наглядности

b) доступности

c) систематичности

d) преемственности

 

13. Процесс учебного планирования основан на применении принципов _______ обучения.

a) наглядности и эстетизации

b) преемственности, последовательности, систематичности

c) научности и доступности

d) единоначалия и коллегиальности

 

14. Принципы обучения выводятся из ___________ обучения.

a) форм

b) приемов и методов

c) содержания

d) закономерностей

 

 

Цели, содержание и структура непрерывного образования

 

1. Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов и порядок их изучения по годам обучения, называется…

a) учебным планом

b) тематическим планом

c) учебно-методическим комплексом

d) учебной программой

 

2. Книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету, называется…

a) учебно-методическим комплексом

b) учебной программой

c) учебником

d) хрестоматией

 

3. Показатель определенного уровня усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, называется…

a) воспитанностью

b) образованностью

c) отметкой

d) уровнем личностного развития

 

4. Состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии называется профессиональным(ой)…

a) адаптацией

b) диагностикой

c) пригодностью

d) самоопределением

 

5. Учет реальных возможностей учащихся, предупреждение перегрузок составляет сущность принципа…

a) научности

b) наглядности

c) преемственности

d) доступности

 

6. Степень и вид профессиональной обученности специалиста называется…

a) образованием

b) специальностью

c) квалификацией

d) мастерством

 

7. Наука, изучающая организацию образования взрослых, называется…

a) педагогикой

b) акмеологией

c) аксиологией

d) андрагогикой

 

8. Средством реализации образовательных стандартов на практике, отражающим содержание образования определенного уровня и направленности, является…

a) учебный предмет

b) образовательная программа

c) образовательное учреждение

d) учебник

d) хрестоматия

 

9. Показатель определенного уровня усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, называется…

a) воспитанностью

b) образованностью

c) отметкой

d) уровнем личностного развития

 

 

Структура и функции процесса обучения

 

1. Основными характеристиками, соответствующими понятию «обучение» являются…

a) систематическая работа учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков, подготовку их к активной жизнедеятельности

b) взаимодействие учителя и учащихся, направленное на умственное развитие, овладение знаниями, умениями и навыками, культурой умственного труда, на формирование научного мировоззрения

c) упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний

d) вооружение учащихся знаниями и способами учебной деятельности, в результате чего осуществляется их умственное развитие

 

2. К функциям процесса обучения относятся…

a) воспитательная

b) просветительская

c) коррекционная

d) развивающая

 

3. Сущность процесса обучения состоит в единстве…

a) реализации учебно-познавательных задач

b) уроков и домашней подготовки

c) учителя и администрации

d) преподавания и учения

 

4. К моделям обучения в дидактике относят…

a) программированное

b) автоматизированное

c) объяснительно-иллюстративное (сообщающее)

d) проблемное

 

5. Процесс формирования у школьников системы научных знаний, умений, навыков происходит в результате…

a) целенаправленной деятельности учителя

b) самообразования

c) получения информации средствами массовой коммуникации

d) помощи родителей

 

6. Основными характеристиками процесса обучения являются…

a) стабильность методов и форм обучения

b) организованное взаимодействие учащихся и учителей

c) соответствие результата обучения его целям

d) направленность на решение учебных задач

 

7. Учебная программа определяет…

a) количество учебных предметов

b) количество часов, которое отводится на изучение определенных тем, вопросов курса

c) содержание и объем знаний по каждому учебному предмету

d) порядок изучения учебных дисциплин

 

8. Результатами процесса обучения являются…

a) выносливость

b) акселерация

c) эрудиция

d) Гуманизация

e) умение учиться

9. Признаками процесса обучения являются…

a) слабая управляемость

b) целенаправленность

c) комплексность

d) односторонний характер

 

10. Дидактическими функциями учебников и учебной литературы являются…

a) информационная

b) материализованная

c) мотивационная

d) альтернативная

 

11. Проблемное обучение способствует…

a) эффективному управлению процессом обучения

b) быстрому запоминанию фактов и понятий;

c) развитию умений анализировать и обобщать

d) формированию умений использовать знания в нестандартной ситуации

 

12. К современным технологиям обучения относятся…

a) игровые

b) объяснительно-репродуктивные

c) личностно-ориентированные

d) развивающие

Методы и формы организации учебной деятельности

 

1. Классно-урочная система обучения была научно обоснована…

a) К.Д. Ушинским

b) Я.-А. Коменским

c) В. Ратке

d) И.Ф. Гербартом

 

2. Наиболее экономичным способом передачи учебной информации, при котором материал излагается концентрировано и логично, является…

a) лекция

b) урок ознакомления учащихся с новым учебным материалом

c) консультация

d) семинар

 

3. Учебное занятие в форме коллективной дискуссии и обсуждения докладов и рефератов называется…

a) семинаром

b) беседой

c) проблемной лекцией

d) уроком повторения и обобщения

 

4. К словесным методам обучения относится:

a) упражнение, объяснение, рассказ, лекция

b) беседа, рассказ, лекция, объяснение

c) дискуссия, иллюстрация, конспектирование, демонстрация

d) беседа, иллюстрация, демонстрация, упражнение

 

5. Метод обучения, основанный на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов и инструментов, называется…

a) лабораторной работой

b) упражнением

c) практической работой

d) экспериментом

 

6. Задание стандартизованной формы, выполнение которого характеризует уровень усвоения учебного материала, называется…

a) тестом

b) контрольной работой

c) диктантом

d) практической работой

 

7. Специфика осуществления проверки знаний при модульном обучении состоит в…

a) выполнении творческих заданий

b) использовании тестирования

c) использовании только письменного опроса

d) рейтинговом контроле

 

8. Изложение лекционного материала в форме диалога двух преподавателей называется…

a) лекцией-консультацией

b) бинарной лекцией

c) проблемной лекцией

d) лекцией-конференцией

 

9. Ориентация на наибольшую самостоятельность обучаемых в учебно-познавательной деятельности свойственна…

a) лекции

b) факультативу

c) семинару

d) уроку

10. Форма обучения, предусматривающая углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся, называется…

a) факультативом

b) лабораторной работой

c) предметным кружком

d) семинаром

 

11. Формирование профессиональных умений и навыков, применение знаний в реальной деятельности является целью…

a) предметного кружка

b) производственной практики

c) факультатива

d) лабораторной работы

 

12. Организационная форма контроля, применяемая для проверки уровня подготовленности выпускника учебного заведения к самостоятельной профессиональной деятельности, называется…

a) тестированием

b) курсовым проектированием

c) дипломным проектированием

d) производственной практикой

 

13. Затраты времени, режим и продолжительность не регламентируются и зависят от способностей обучающегося и конкретных условий при выполнении _____________ работы.

a) домашней

b) практической

c) контрольной

d) лабораторной

 

14. Урок, основным содержанием которого является повторное осмысление ранее приобретенных знаний, их более прочное усвоение, называется уроком…
a) проверки

b) обобщения

c) выработки умений и навыков

d) закрепления

 

15. Обязательными элементами любого типа уроков является…

a) повторение изученного и выполнение упражнений

b) организационный момент и подведение итогов

c) проверка домашней работы и опрос учащихся

d) изучение нового материала и его закрепление

 

16. Основной дидактической целью консультации является…

a) закрепление и совершенствование знаний

b) контроль знаний учащихся

c) ликвидация пробелов в знаниях учащихся

d) подготовка к семинарскому занятию

 

17. Способ достижения цели обучения называется _________ обучения.

a) техническими средствами

b) приемом

c) методом

d) формой организации

 

 

18. Классно-урочная система обучения – это…

a) метод обучения

b) средство обучения

c) разновидность лекции

d) совокупность организационных форм обучения

 

19. Важнейшими составляющими учения как деятельности НЕ является(ются)…

a) содержание

b) педагогическая реальность

c) формы

d) методы

 

20. К формам организации учебной деятельности НЕ относится…

a) групповая

b) идеальная

c) индивидуальная

d) фронтальная

 

21. К практическим методам обучения относят…

a) упражнение, лабораторная работа, графическая работа

b) наблюдение, беседа, инструктаж

c) демонстрация, работа с контурными картами

d) экскурсия, рассказ, дискуссия

 

22. Метод обучения – это…

a) упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение целей обучения

b) исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса

c) путь движения мысли от учителя к учащемуся с целью передачи знаний последним

d) логическая категория, которая указывает на путь организации познавательной деятельности

 

23. Преимущество беседы как метода обучения состоит в том, что она…

a) активизирует высказывания учащихся

b) реализует связь знаний и умений учащихся

c) развивает память учащихся

d) логически излагает учебный материал

 

24. Форма занятия, которая обеспечивает создание учащимися личных образовательных продуктов в ходе коллективно-групповой коммуникации называется…

a) практикумом

b) семинаром

c) лекцией

d) экскурсией

 

25. Наиболее распространенным типом урока в практике школьного обучения является…

a) комбинированный урок

b) урок индивидуальной работы с учащимися

c) компьютерный урок

d) урок обобщения и систематизации изученного

 

26. Воспитательная функция оценки заключается в том, что она…

a) свидетельствует о степени успешности учащегося в достижении образовательных стандартов и т.п.

b) формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности

c) поощряет образовательную деятельность ученика

d) указывает на причины тех или иных затруднений учащихся

 

Образование как общественное явление и педагогический процесс

 

1. Цель образования определяется как совокупность требований…

a) образовательных запросов личности

b) требований общества в сфере духовного воспроизводства

c) возможностей педагогического процесса

d) требований к педагогической деятельности

 

2. Цели образования зависят от…

a) форм организации образовательного процесса

b) содержания образования

c) субъектов образовательного процесса

d) характера общества и государственной образовательной политики

 

3. Единство всех компонентов образования при их относительной автономности определяет…

a) непрерывность образования

b) функциональность образования

c) процессуальность образования

d) целостность образования

 

2. В средние века основным фактором, определяющим развитие образования в Западной Европе, являлось…

a) появление машинного производства

b) общественное управление образованием

c) влияние христианства

d) возникновение первых школ

 

3. Одной из глобальных тенденций развития образования является…

a) непрерывность образования на протяжении всей человеческой жизни

b) обязательность дошкольной подготовки

c) уменьшение срока вузовского обучения

d) сокращение наполняемости школьных классов

 

4. Процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и опытом познавательной деятельности называется __________ личности.

a) воспитанием

b) развитием

c) социализацией

d) образованием

 

5. Образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникло вместе с появлением…

a) письменности

b) общества

c) науки педагогики

d) первых школ

 

6. Степень и вид профессиональной обученности работника называется…

a) образованием

b) специальностью

c) квалификацией

d) компетентностью

 

7. Развивающаяся сеть учреждений разного типа и уровня определяет образование как …

a) социальное явление

b) культурное явление

c) систему

d) процесс

 

8. Первые университеты появились …

a) в Древнем Риме в I в.

b) в России в XVIII в.

c) в Древней Греции в III в. до н.э.

d) в Западной Европе в XII – XIII вв.

 

9. Одним из важнейших условий модернизации современного образования является его…

a) информатизация

b) теоретизация

c) систематизация

d) профессиональная направленность

 

10. Словесно-знаковый способ образования возник в связи с …

a) распространением книгопечатания

b) возникновением школ

c) изобретением письменности и математической символики

d) изобретением компьютеров

 

11. Максимальное использование образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек и негативных последствий определяет степень ________ образования.

a) эффективности

b) целенаправленности

c) гуманности

d) целостности

 

 

12. Методологический подход конструирования образования с учетом образовательных запросов и способностей обучающихся называется…

a) деятельностным

b) культурологическим

c) природосообразным

d) личностно-ориентированным

 

13. Образование стало особой сферой социальной жизни с возникновением…

a) педагогики как науки

b) письменности и математической символики

c) первых университетов

d) педагогической деятельности

 

14. Характеристика достигнутого уровня образованности личности определяется как _________ образования.

a) цель

b) результат

c) процесс

d) система

 

15. Религиозные ценности явились определяющими для содержания образования в …

a) эпоху Возрождения

b) средние века

c) первобытном обществе

d) Древнем Мире

 

16. В число основных требований, предъявляемых к системе образования России на современном этапе, НЕ входит…

a) использование многообразия форм и методов обучения

b) разработка методологии и методов педагогического исследования

c) реализация требований государственного образовательного стандарта

d) выполнение государственного социального заказа на подготовку специалистов

 

17. Под образованием понимают…

a) целенаправленную и систематическую передачу учащимся содержания образования, ценностных ориентаций и отношений

b) процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, формирование мировоззрения и познавательных процессов

c) целеустремленную деятельность человека, направленную на саморазвитие и самосовершенствование

d) формирование умственных, физических, эстетических качеств человека

 

 

18. Стандарт образования – это система параметров, характеризующих…

a) государственные нормы образованности

b) обязательства школы по образованию, развитию и воспитанию учеников
c) учебно-воспитательный план учителя

d) общественный идеал

 

19. Педагогический процесс определяется как…

a) условия осуществления образования и воспитания личности

b) система методов реализации образования

c) специально организованное в рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели

d) процесс развития личности

 

20. Гуманизация образования предполагает…

a) внедрение в педагогический процесс инновационных методов обучения

b) ориентацию процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на раскрытие индивидуальности учащегося

c) организацию обучения вне социальных институтов

d) приоритет гуманитарных наук в учебном процессе

 

21. Под дистанционным образованием понимается…

a) технологии, ориентированные на формирование системного творческого технического мышления студентов

b) целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения

c) процесс обеспечения системы образования информационными средствами и технологиями обучения

d) целенаправленное непрерывное повышение профессиональных знаний преподавателей

 

22. Системообразующей составляющей образовательной системы является…
a) содержание образование

b) цель образования

c) многообразие образовательных учреждений

d) методы, технологии и средства образования

 

23. Экзистенционализм как методологический подход в педагогике школы раскрывается следующим утверждением…

a) цель воспитания – христианская нравственность

b) чтобы достичь эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы
c) воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей и ориентировано на рациональность мышления

d) наука бессильна определить цели воспитания

 

24. Современной тенденцией развития Российского образования НЕ является…

a) модернизация

b) информатизация

c) технологизация

d) проблематизация

 

25. В Государственном образовательном стандарте НЕ обозначен…

a) минимум содержания основных образовательных программ

b) уровень подготовки выпускников

c) порядок изучения учебных дисциплин

d) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся

 

26. Отбор содержания образования определяется уровнем…

a) профессиональной подготовки педагогов

b) социальных и научных достижений

c) развития личности

d) развития технологий обучения

 

Цели, содержание и структура непрерывного образования

1. Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов и порядок их изучения по годам обучения, называется…

a) учебным планом

b) тематическим планом

c) учебно-методическим комплексом

d) учебной программой

 

2. Книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету, называется…

a) учебно-методическим комплексом

b) учебной программой

c) учебником

d) хрестоматией

 

3. Показатель определенного уровня усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, называется…

a) воспитанностью

b) образованностью

c) отметкой

d) уровнем личностного развития

 

4. Состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии называется профессиональным(ой)…

a) адаптацией

b) диагностикой

c) пригодностью

d) самоопределением

 

5. Учет реальных возможностей учащихся, предупреждение перегрузок составляет сущность принципа…

a) научности

b) наглядности

c) преемственности

d) доступности

 

6. Степень и вид профессиональной обученности специалиста называется…

a) образованием

b) специальностью

c) квалификацией

d) мастерством

 

7. Наука, изучающая организацию образования взрослых, называется…

a) педагогикой

b) акмеологией

c) аксиологией

d) андрогогикой

 

8. Средством реализации образовательных стандартов на практике, отражающим содержание образования определенного уровня и направленности, является…

a) учебный предмет

b) образовательная программа

c) образовательное учреждение

d) учебник

 

9. Учебная программа, разрабатываемая на основе Государственного образовательного стандарта по определенной дисциплине, называется …

a) дополнительной

b) типовой

c) рабочей

d) авторской

 

10. Способ изложения материала в учебной программе, при котором круг знаний по исходной проблеме расширяется и углубляется на каждом следующем этапе обучения, называется …

a) линейным

b) спиральным

c) концентрическим

d) модульным

 

11. К дополнительным образовательным учреждениям относятся…

a) музыкальные и художественные школы, дома детского творчества

b) аспирантура, адъюнктура, интернатура

c) колледжи, техникумы, училища

d) лицеи, гимназии, интернаты

 

12. Решающим фактором в изменении содержания и организации обучения в высшей школе является …

a) развитие науки

b) информатизация общества

c) развитие личности

d) профессионализм преподавателей

 

13. Масштаб, характер и мера заинтересованности человека в тех или иных образовательных услугах составляют…

a) образовательную деятельность

b) образовательные потребности

c) эффективность образования

d) цели образования

 

14. Автором дидактической системы начального обучения, направленной на общее развитие детей, является…

a) Л.С. Выготский

b) Ю.К. Бабанский

c) Л.В. Занков

d) И.Я. Лернер

 

15. Проблемы непрерывного образования по своему характеру являются…

a) глобальными

b) федеральными

c) региональными

d) социальными

Цели, содержание и структура непрерывного образования

 

1. Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов и порядок их изучения по годам обучения, называется…

a) учебным планом

b) тематическим планом

c) учебно-методическим комплексом

d) учебной программой

 

2. Книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету, называется…

a) учебно-методическим комплексом

b) учебной программой

c) учебником

d) хрестоматией

 

3. Показатель определенного уровня усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, называется…

a) воспитанностью

b) образованностью

c) отметкой

d) уровнем личностного развития

 

4. Состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии называется профессиональным(ой)…

a) адаптацией

b) диагностикой

c) пригодностью

d) самоопределением

 

5. Учет реальных возможностей учащихся, предупреждение перегрузок составляет сущность принципа…

a) научности

b) наглядности

c) преемственности

d) доступности

 

6. Степень и вид профессиональной обученности специалиста называется…

a) образованием

b) специальностью

c) квалификацией

d) мастерством

 

7. Наука, изучающая организацию образования взрослых, называется…

a) педагогикой

b) акмеологией

c) аксиологией

d) андрагогикой

 

8. Средством реализации образовательных стандартов на практике, отражающим содержание образования определенного уровня и направленности, является…

a) учебный предмет

b) образовательная программа

c) образовательное учреждение

d) учебник

 

Цели, содержание и структура непрерывного образования

 

1. Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов и порядок их изучения по годам обучения, называется…

a) учебным планом

b) тематическим планом

c) учебно-методическим комплексом

d) учебной программой

 

2. Книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету, называется…

a) учебно-методическим комплексом

b) учебной программой

c) учебником

d) хрестоматией

 

3. Показатель определенного уровня усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, называется…

a) воспитанностью

b) образованностью

c) отметкой

d) уровнем личностного развития

 

4. Состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии называется профессиональным(ой)…

a) адаптацией

b) диагностикой

c) пригодностью

d) самоопределением

 

5. Учет реальных возможностей учащихся, предупреждение перегрузок составляет сущность принципа…

a) научности

b) наглядности

c) преемственности

d) доступности

 

6. Степень и вид профессиональной обученности специалиста называется…

a) образованием

b) специальностью

c) квалификацией

d) мастерством

 

7. Наука, изучающая организацию образования взрослых, называется…

a) педагогикой

b) акмеологией

c) аксиологией

d) андрагогикой

 

8. Средством реализации образовательных стандартов на практике, отражающим содержание образования определенного уровня и направленности, является…

a) учебный предмет

b) образовательная программа

c) образовательное учреждение

d) учебник

 

 

Образовательные учреждения, их типы и организационная структура

 

1. Университеты относятся к учебным заведениям ________ образования.

a) среднего профессионального

b) общего среднего

c) начального профессионального

d) высшего профессионального

 

2. Профессиональные училища относятся к учебным заведениям ________ образования.

a) высшего профессионального

b) начального профессионального

c) дополнительного

d) общего среднего

 

3. Общеобразовательное учреждение повышенного типа с усложненной учебной программой называется…

a) школой

b) вечерней школой

c) профессиональным училищем

d) гимназией

 

4. К учреждениям общего среднего образования относятся…

a) профессиональные училища, музыкальные школы, вузы

b) техникумы, колледжи, институты

c) вечерние школы, интернаты, детские сады

d) школы, лицеи, гимназии

 

5. Коллегиальный орган управления образовательным учреждением, объединяющий представителей общественности, администрации, педагогов, родителей, учащихся, называется…

a) методическим советом

b) советом образовательного учреждения

c) педагогическим советом

d) педагогическим консилиумом

 

6. Государственный статус образовательного учреждения фиксируется его …

a) Советом

b) аттестацией

c) аккредитацией

d) уставом

 

7. Техникумы и колледжи относятся к учреждениям __________ профессионального образования.

a) начального

b) высшего

c) послевузовского

d) среднего

 

8. Аспирантура и докторантура относятся к учреждениям….

a) повышения квалификации и переподготовки

b) высшего профессионального образования

c) общего образования

d) послевузовского профессионального образования

 

9. Вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций, называется …

a) повышением квалификации

b) докторантурой

c) аттестацией

d) аспирантурой

 

Типология образовательных учреждений и их организационная структура

 

1. Разработка государственного стандарта образования вызвано следующими обстоятельствами…

a) информатизацией общества

b) необходимостью обеспечения в стране единого уровня общего образования

c) вхождением России в мировое образовательное пространство

d) демократизацией общества

 

2. Необходимыми разделами в структуре Устава образовательного учреждения являются…

a) методы и формы обучения

b) основные задачи учреждения

c) образовательный процесс

d) финансово-хозяйственная деятельность

 

3. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть…

a) созданные общественными организациями

b) государственными

c) частными

d) созданные религиозными организациями

 

4. К общеобразовательным учреждениям относятся…

a) профтехучилища

b) гимназии

c) общеобразовательные школы

d) лицеи

 

5. К учреждениям дополнительного образования относятся…

a) школы искусств

b) дома детского творчества

c) реабилитационные центры

d) колледжи

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.– М., 2006.

Кукушин Вадим Сергеевич. Теория и методика обучения: учеб. пособие для вузов /В.С.Кукушин. — Ростов н/Д:Феникс. — 2005 .- 474 с.

Педагогика: учеб. Пособие по дисциплине «Педагогика и психология» (часть I»Педагогика») /под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Высшее образование. — 2008.-430 с.

Педагогика: учебник для вузов по пед. специальностям/под ред. Л. П. Крившенко.-М.: Проспект. — 2008.-432 с.

Подласый Иван Павлович. Педагогика: в 3 кн.: учеб. для вузов по направлению подготовки и специальностям в области «Образование и педагогика»/И. П. Подласый.-2-е изд., испр. и доп.-М. : ВЛАДОС.-(Педагогика и воспитание).

Кн. 1:Общие основы. — 2007.-527 с.

Сластёнин Виталий Александрович. Педагогика: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина.-5-е изд., стер. — М.: Академия. — 2008.-576 с.

Дополнительная

1. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544с.

2. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ по дисциплине «Теория обучения»

(2012-2013 учебный год, 2 курс ЕГФ Педобразование)

Преподаватель Бизина Н.М.

1. Дидактика как наука, ее объект и предмет.

2. Категории дидактики: обучение, преподавание, учение, их взаимосвязь. Связь

3. дидактики с другими науками.

4. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах

человека, общества и государства.

5. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

6. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

7. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.

8. Закономерности и принципы обучения.

9. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

10. Двусторонний и личностный характер обучения.

11. Единство преподавания и учения.

12. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

13. Анализ современных дидактических концепций.

14. Методы обучения: понятие, классификации, выбор

15. Характеристика словесных и наглядных методов обучения.

16. Практические методы обучения.

17. Средства обучения и их классификации.

18. Компьютерные средства обучения: электронные носители информации, веб-сайты,

веб-страницы, веб-квесты.

19. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

20. Формы организации обучения и их развитие в дидактике.

21. Урок как целостная система. Типы уроков и их структура.

22. Основные требования к современному уроку.

23. Классно-урочная система обучения и ее альтернативы.

24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

25. Теории формирования содержания образования.

26. Принципы и критерии отбора содержания образования.

27. Государственный образовательный стандарт. Компетентностный подход в

образовании.

28. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

29. Учебные планы государственных и негосударственных школ.

30. Учебные программы и способы их использования в школьной практике.

31. Характеристика учебников и учебных пособий, требования к ним.

32. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.

33. Инновационные образовательные процессы.

34. Образовательные технологии: понятие, уровни, структура, критерии

технологичности.

35. Классификации образовательных технологий.

36. Характеристика одной (на выбор) образовательной технологии, связанной со

спецификой наук естественного профиля.

37. Дистанционное обучение.

38. Дидактические основы проблемного обучения.

39. Программированное обучение.

40. Технологии контроля и оценки учебных достижений.

41. Предметное тестирование.

42. Модульно- рейтинговая система контроля в обучении.

Терминологический словарь

Преподавание – педагогическая деятельность по управлению познавательной деятельностью учащихся.

Развитие личности –процесс количественныхи качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека.

Образование –1) целенаправленная и систематическая передача уч-ся содержания образования, ценностных ориентаций и отношений. 2) процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, формирования ценностных отношений и мировоззрения. 3) единый процесс физического и духовного становления личности, ее социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны

Гуманизация образования – ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на раскрытие ее индивидуальности

целенаправленный процесс формирования личности в соответствии с потребностями общественно-экономического развития; 3) целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью формирования характера, морально-волевых качеств, норм и правил поведения в обществе; 4) целенаправленное развитие мировоззрения и мотивационно-ценностной сферы личности; 5) профессионально педагогическая деятельность, содействующая максимальному развитию личности ребенка, обеспечивающая вхождение его в контекст современной культуры.

Обучение –целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в результате которого формируются знания, умения и навыки, развивается мировоззрение, нравственные и другие качества личности.

Теория обучения – наука, изучающая процесс обучения, содержание образования, принципы, формы способы и средства реализации обучения.

Педагогический процесс – 1)целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели образования в условиях педагогической системы. 2) специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателя и воспитанников, направленное на достижение педагогической цели.

Педагогический процесс как целостная структура объединяет в себе воспитание и обучение.

Движущие силы педагогического процесса– противоречия возникающие между знаниями и умениями учащихся; условиями и результатами обучения и воспитания; идеальными целями педагогического процесса и реальными результатами

Дидактика (теория обучения)

Основные характеристики процесса обучения (ПО):1)организованное взаимодействие учителей и учащихся; 2) вооружение учащихся знаниями и способами учебной деятельности, в результате осуществляется их умственного развитие; 3) соответствие результата обучения его целям.

Сущность ПО – единство преподавания и учения.

Функции ПО: образовательная — передача и усвоение ЗУНов, развивающая- ориентация на зону ближайшего развития, воспитывающая — формирование нравственно-эстетических представлений, дисциплинированности ученика и способности к взаимодействию с учителем и лругими учащимися.

Движущая сила ПО – противоречия, возникающие в ходе обучения между требуемыми и достигнутыми ЗУНами; между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению

Признаки ПО– целенаправленность, двусторонний характер, управляемость .

Модели обучения —объяснительно-иллюстративное (сообщающее), программированное, проблемное.

Технологии обучения –строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Виды современных технологий обучения – развивающие, личностно-ориентированные.

Ученик в процессе обучения– выступает как объект педагогической деятельности (формирование ЗУНов в результате целенаправленной деятельности учителя) и субъект собственной познавательной деятельности (процесс самообразования).

 

Преподавание– 1) упорядоченная деятельность педагога по реализации образовательных задач, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний; 2)целенаправленная деятельность учителя по организации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

Учение – 1) усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности; 2) учебно-познавательная деятельность, в ходе которой происходит усвоение ЗУНов.

Знания– отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.

Умение – освоенный человеком способ выполнения действия.

Навык – способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным.

Способности– индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности.

· ХОД ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

· Внимательно прочитайте план семинарского занятия. Вспомните, какие занятия из философии, педагогики, психологии и других дисциплин, полученные на предыдущих курсах, вы можете использовать при ответе. Если данная тема или отдельные вопросы рассматривались на лекциях по дисциплине «Педагогическая антропология», посмотрите свои записи.

· Подберите всю рекомендованную литературу, просмотрите ее и наметьте, в какой последовательности лучше читать, с учетом того, что на некоторые вопросы плана можно ответить, изучив один источник, для ответа же на другие требуется работа с несколькими источниками.

· Приступайте к чтению источников, используя оба вида чтения: ознакомительное (первичное) и повторное. При первичном чтении следует понять суть содержания, отметить, какие части текста к какому пункту плана, данного к семинарскому занятию, относятся, то есть сгруппировать материал по источникам, проявив умения анализа и синтеза.

· При повторном чтении надо осмыслить не только отдельные части изучаемого источника, но и содержание в целом и его логику.

· После этого можно приступить к конспектированию. Наиболее распространенная ошибка студентов при конспектировании такова: прочитав статью, а порой даже не дочитав, студент тут же начинает переписывать в тетрадь большие части текста, притом в той же авторской последовательности, без всякого осмысления, без всякого соотношения с формулировкой поставленных в плане семинарского занятия вопросов, без учета их логической последовательности, а на семинаре затем считывает из своей тетради эти отрывки. Для кого и зачем это «чтение вслух»? При подготовке вначале прочитывается весь материал, осмысливается с учетом поставленных вопросов, классифицируется и только потом можно делать записи.

· Конспект может быть сжатым, тезисным, а может быть развернутым. Главное – раскрытие в нем сути вопросов, поставленных в плане семинара. Записи можно делать в виде уже готового ответа на вопросы, перетасовывая для этого отдельные части статьи, группируя их вместе, т.е. записывать все то, что относится к первому пункту и т.д. А можно законспектировать все ценные положения статьи полностью, включая и те, которые в плане данного семинара не находят отражения, но понадобятся студенту в его будущей работе. Однако в этом случае в тексте конспекта следует четко выделить те фрагменты записей, которые будут использованы на данном семинаре, продумать логику их изложения.

· Конспект старайтесь писать своими словами, в отдельных случаях подкрепляя выделенные мысли цитатами.

· Обратите внимание, как автор раскрывает сущность изучаемого педагогического явления, какое он дает ему определение (формулировку).

Процитируйте определение понятия автором и проанализируйте его, сравните с определением этого понятия предшественниками и с тем, которое дается в «Педагогическом словаре».

· Определение педагогических понятий разными авторами выписывайте в тетрадь под названием «Педагогический словарь».

· При составлении конспекта отметьте, насколько полно и глубоко раскрыто автором исследуемое явление, что им внесено нового, прогрессивного в теорию и практику решения проблемы по сравнению с его предшественниками и современниками.

· Итак, конспект написан. Но работа с ним еще не заключена. Теперь его нужно прочитать, посмотреть еще раз, все ли основные положения выделены и подчеркнуты.

· Составьте план своего ответа. Запишите для себя вопросы, требующие уточнения с учетом темы семинарского занятия.

· В конце конспекта по каждому пункту плана сформулируйте контрольные вопросы, которые вы после своего ответа зададите аудитории с целью проверки усвоения изложенного вами материала. В свою очередь, каждый может задать вопросы выступающему.

· Работа с учебниками при подготовке к семинарскому занятию поможет понять материал, запомнить его, сконцентрировав внимание на главном. Для этого надо сначала внимательно прочитать всю главу, найти ответы на вопросы, которые возникли в ходе конспектирования источников и при чтении своих записей прослушанной лекции. Особое внимание сосредоточьте на вопросах, поставленных в плане семинара, но не рассмотренных в лекциях, а вынесенных целиком на самостоятельную работу.

· Готовясь к семинару, определите, какую часть материала можете преподнести при ответе наглядно, какие термины напишете па доске.

· Если самостоятельно найдете интересную дополнительную литературу, подготовьте краткую аннотацию и порекомендуйте другим студентам ознакомиться с этими книгами.

· Используя творческий подход, продумайте и предложите группе в соответствии с темой семинара своеобразную форму проведения занятия: диспут, конференцию, деловую или ролевую игру, заочную экскурсию, аукцион идей, презентацию педагогических книг, заседание редакционной коллегии, фрагмент театрализованной инсценировки, ресурсный круг и др.

· ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА СЕМИНАРЕ

· Выступающие по основным вопросам делают свои сообщения с кафедры.

· Их манера держаться перед аудиторией (речь, поза, жесты, одежда, прическа, контакт со слушателями) оценивается всей группой как поведение будущего учителя.

· Студент начинает ответ с сообщения цели, формы своего выступления, изложения плана.

· Пользуясь этим планом, студент должен рассказывать, говорить, объяснять, доказывать, но не читать. Необходимо научиться выступать без шпаргалок, конечно, отдельныe положения можно подкрепить цитатой.

· Форма выступления допускает различная, даже с использованием элементов деловой игры. Отвечающий студент может выступить в роли учителя, излагающего новый материал, в роли освобожденного классного руководителя, проводящего какое-либо внеклассное мероприятие, в роли учителя, ведущего родительское собрание или выступающего на научно-методической конференции и т.д.

· По содержанию студенческое выступление должно быть лаконичным и полным, основательным, глубоким, логичным с использованием примеров, с высказыванием студентом собственных оценочных суждений.

· Ответ желательно сделать эмоциональным, пропущенным сквозь свое, личностное отношение к излагаемой проблеме, с сообщением своего собственного мнения.

· Речь выступающего требует богатого словарного запаса, владения терминологией (философской, политической, психологической, педагогической, культурологической, искусствоведческой и т.д.), грамотного стилистического построения фраз, четкой дикции, ясного, внятного, литературного, в соответствии с правилами орфоэпии, произношения слов. Громкость определяется степенью отдаленности слушателей от кафедры. Темп речи избирается наиболее удобный для осознанного восприятия излагаемого.

· Для того чтобы речь не была монотонной, следует поработать и над модуляцией голоса, его звуковой, интонационной, тембровой палитрой, придавая ему многокрасочные оттенки.

· Выступающий должен видеть всех слушателей, управлять их вниманием, пользуясь образностью своей речи, сменой интонации, жестами, риторическими вопросами, а порой и прямым непосредственным обращением к аудитории.

· В конце выступления студент предлагает слушателям сделать выводы, а затем сам обобщает сказанное, используя свои выводы, ранее записанные в конспекте.

· Если у студентов окажется различное понимание сути вопроса, различные оценки тех или иных явлений, то на семинаре заслушиваются и обсуждаются все точки зрения.

· Перечень использованной литературы выступающий может сообщить или в начале своего выступления после изложения плана, или в самом конце выступления. Если это дополнительная литература, не указанная в списке к семинару, то желательно дать краткую рецензию.

· После ответа выступающего всей группе предлагается сделать дополнения, задать вопросы.