Современные исследования русского национального характера (К.Касьянова, П.И.Смирнов). Национально-психологические особенности народов России

Модуль 4. 4.4. Исследования национального характера

1.Национальный характер: миф или реальность. Концепции национального характера.

Национальный характер — особый психо-генетический склад народа, возникающий на основе всего его исторического и социокультурного опыта, всей совокупности традиций, идей, ценностей, стереотипов, идеалов, интересов, распространенных в данной этнической общности. Характер народа (национальный характер) проявляется прежде всего как системасоциокультурных норм и как психическое явление.

Вопрос о национальном характере вставал ещё перед мыслителями древности. Первые работы с упоминанием национального характера были написаны таким античным авторам, как Геродот и Тацит. Авторов средневековья вопрос национального характера, по всей видимости, не особо интересовал. Новый всплеск интереса к данному вопросу возник вначале XVIII века, когда им занялись, такие блестящие умы, как Дэвид Юм, Георг Гегель и Иммануил Кант. Вероятно, эта активность была связана с новым витком национального самоопределения народов Европы.

Проблема национального характера до сих пор является предметом научных дискуссий. До сих пор среди ученого сообщества не существует единого мнения по поводу природы, сути и сущности национального характера. Имеет ли национальный характер социальную или биологическую природу, на этот вопрос ответят ученые будущего. Например, проект «Геном 1000», ставящий перед собой задачу расшифровать генетическую информацию 1000 человек, возможно, им удастся выделить взаимосвязь между национальным характером и генетическим материалом людей принадлежащих к одной нации.

Из истории вопроса. Описание национального характера в античности и средневековье. Примеры рефлексии этнического самосознания Л. Баруини (описание характера итальянцев).

Н. Лосский (Характер русского народа).

Э.Фромм (Бегство от свобод. Описание немецкого национального характера).

Ф.Хсю об американском национальном характере. Представление зарубежных исследователей о национальном характере русских (Д.Горер, К. Клахкон).

Характер и жизнь итальянцев состоит из парадоксов и противоречий. Знаменитые на весь мир оперные певцы и — грубые, крикливые голоса жителей. Классические идеалы силы и здоровья — и плохие воины. Сильно развитый индивидуализм — и царство толпы. Одна из самых совершенных в Европе систем переработки мусора — и грязные улицы. Культ семьи — и крайне низкая рождаемость…

Этому народу трудно, почти невозможно, дать емкую и краткую характеристику, однозначные эпитеты не удерживаются за итальянцами. У итальянца каждая отличительная особенность характера успешно уживается со своей противоположностью.

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

... теизм. - деизм. - монизм. Вопрос 17. Какая основная черта русской философии: - эмпиризм. - позитивизм. - нравственно-религиозный характер. - рационализм. Вопрос 18. Что НЕ относится к ... типам философии (философствования): - мифологический. - божественный. - идеалистический. - материалистический. Вопрос 19. Какую новую ...

Важной составляющей итальянской натуры является стремление сохранить «bella figura» (дословно — «прекрасная фигура»).

Ближайшим по значению русским эквивалентом этого понятия будет выражение «держать фасон», хотя оно и не передает всю гамму оттенков понятия итальянского. Это — особый кодекс норм и принципов внешнего поведения, крайне важный для народа, жизнь которого постоянно протекает на публике. Прежде всего он включает в себя манеру одеваться. Одежда должна быть красивой во всех жизненных ситуациях. Никогда итальянка не позволит себе выйти на улицу (даже в соседний магазинчик за хлебом) небрежно одетой, в спортивном костюме или старом домашнем платье.

Основной чертой характера русского народа является его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божьем. В душе русского человека есть сила, влекущая его к добру и осуждающая зло, – голос совести. Даже с утратой христианской идеи Царства Божьего, став атеистом, русский человек сохраняет стремление к совершенному добру (искание социальной справедливости русскими революционерами и т.д.).

Важнейшее выражение характера религиозности русского народа осуществлено в Русской Православной Церкви. Русское православие сосредоточено на эсхатологии, на стремлении к Царству Божьему, к сверхземному абсолютному добру. Однако официальная церковь в России находится в приниженном состоянии, являясь одной из форм администрации. Настоящая христианская церковь – в лице почитаемых народом старцев, подвижников.

Немцы аккуратны, но не стремятся к изысканности в одежде и домашнем хозяйстве. Их деловые, а часто и выходные туалеты не отличаются шикарностью: обычно они скромны, неброски. Так же нетребовательны немцы и к еде. Само собой разумеется, что все продукты отменного качества, но культа разносолов, как, например, во Франции, нет. Самые любимые национальные блюда — сардельки, колбасы, тушёная капуста, свинина, шоколад, хлеб, а из напитков, конечно, пиво.

Жители Германии консервативны. К нововведениям они относятся с недоверием, предпочитая старое, знакомое, понятное, хорошо себя зарекомендовавшее. Замкнутость и некоторая неконтактность — первые впечатления от встречи с незнакомыми немцами — создали вокруг них ореол холодности, отстранённости и даже бесчувственности. На самом же деле это очень постоянные в дружбе и преданные люди, мало подверженные минутным переменам в настроении.

Известно германское самообладание: на бытовом уровне конфликты чрезвычайно редко разрешаются силой, а драки — вообще исключительное явление.

О русском национальном характере оставили много заметок иностранные путешественники, купцы, писатели и просто наблюдатели. Многие из них дышат любовью как, например, записки англичанина С. Грэхема, писавшего «Я люблю Россию. Она для меня в некотором смысле есть нечто большее, чем моя родная страна. Иногда мне кажется, что я счастливый принц, нашедший Спящую Красавицу». Другие — исполнены ненависти как, например, книга немца Виктора Гена «De moribus Ruthenorum», в которой он пишет, что русские — народ без совести, чести, самодеятельности; лирика Пушкина — подражание, без души и чувства; русские не способны охватывать целое, и в практической жизни, и в художественном творчестве; их литература бездарна. Есть любовь и ненависть, нет одного — равнодушия. Это свидетельствует о том, что феномен русского национального характера во всей его сложности и противоречивости всегда притягивал к себе внимание тех, кто с ним соприкасался. Изучали его и профессиональные ученые: культурные антропологи и психологи. Вкратце остановимся на некоторых результатах их исследований.

Вот как выглядит противопоставление в «Русской драме национального характера» К. Клакхона:

Тип традиционной русской личности Идеальный тип советской личности
Теплый, экспансивный Формальный, контролируемый
Правдивый, отзывчивый Лживый, упорядоченный
Идентификация с первичной группой (личная лояльность) Лояльность к вышестоящим (безличностная)
Основан на «зависимой пассивности» Основан на «практической активности»

Современные исследования русского национального характера (К.Касьянова, П.И.Смирнов).

Национально-психологические особенности народов России.

Вопреки историческим испытаниям русский национальный характер в основах своих неистребим до тех пор, пока жив народ. «Исследования последнего десятилетия убедительно доказывают, чтобазовые ценности нашего народа остаются традиционными… В иерархии ценностей населения России, безусловно, лидируют те, что связаны с мироощущением человека, такие, как “спокойная совесть” и “душевная гармония”. В числе аутсайдеров оказались “власть”, “признание” и “успех”. Даже в такое исключительно сложное время, как последние годы, среди респондентов не произошло роста значимости ценностей материального благосостояния. То, что система ценностей в России оказалась весьма устойчивой, вселяет веру в наш народ, который, несмотря ни на какие развращающие его либеральные СМИ, в массе своей сохранил способность различать добро и зло»(Н.Я. Лактионова).

Страна не провалилась в бездну в начале девяностых годов ХХ века, когда с разрушением государственности были попраны фундаментальные жизненные ценности, благодаря неистребимым достоинствам русского народа. Люди в невыносимых условиях сумели сохранить достоинство и добропорядочные взаимоотношения. В западных странах без контракта и строжайшего юридического сопровождения не проходит ни одна сделка, ибо только так можно защититься от недобросовестного партнера или конкурента. У нас в ситуации полного беззакония и финансового хаоса средний и малый бизнес держался на стихийной порядочности большинства участников, – сделки, проплаты и бартер осуществлялись на честном слове. Беспринципные негодяи не преминули воспользоваться доверительностью и доверчивостью большинства населения для его ограбления («МММ» Мавроди, «ваучер» Чубайса и множество тому подобных).

От преступников и негодяев людей должно защищать государство и право, а достойные жизнь и взаимоотношения в обществе могут основываться только на духовном нравственном фундаменте.

Достоинства русского национального характера – становой хребет нации, который необходимо оздоровлять в первую очередь, – опять же всем миром. «Воспитание характера является национальной проблемой в России, музыкой будущего»

Россия — государство, на территории которого проживает более 170 народов.

Большинство из них существенно различается по своей численности: 82 млн. (83% населения) — русские, свыше 5 млн. — татары, свыше 3 млн. — украинцы, 1,7 миллионов — составляют чуваши. Всего 10 народов нашей страны имеют численность больше 1 млн. человек, еще 15 — более 100 тыс. человек. Есть этнические общности, которые насчитывают менее тысячи человек. История одних наций России измеряется многими веками, другие окончательно сложились лишь в XX в. По-разному у них складывались и отношения друг с другом.
«Богатство страны заключается в числе ее жителей и в их труде».
Ф.Вольтер

В силу особенностей исторического, экономического и социально-политического развития, специфики религиозных, культурных, языковых, миграционных и других влияний многие нации и народы России имеют значительное хозяйственное, культурное и, соответственно, национальное сходство.

Рассматривая национально-психологические особенности представителей разных регионов нашей страны и предполагая, что на этой основе можно строить стратегию и тактику межнациональных отношений, целесообразно объединить их (с определенной долей условности) в несколько этнорегиональных групп:

· славянские национальности: русские, украинцы, белорусы;

· тюркские и алтайские группы народов: татары, чуваши, башкиры, кумыки,

· тувинцы, хакасы, ногайцы, алтайцы;

· финно-угорская группа народов: мордва, удмурты, марийцы, коми и коми пермяки, карелы, финны, ханты, манси, вепсы, саамы;

· монгольская группа народов: буряты, калмыки;

· тунгусо-маньчжурская группа народов: якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, ульчи, удыгейцы, орочи;

· народы Северного Кавказа: адыгейцы, черкесы, карачаевцы, абазины, ингуши, балкарцы, кабардинцы, чеченцы, осетины, лезгины, аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, табасараны, рутульцы и др.

Трудно рассмотреть национально-психологические особенности всех перечисленных народов (некоторые из них психологами и не изучались), поэтому основное внимание уделим характеристике лишь некоторых титульных национальных и этнических групп.