Совместимость и конфликтность в семейных отношениях.

Психологическая совместимость представляет собой достаточно эффективное сотрудничество брачных партнеров в многообразных видах семейной деятельности, согласованное разделение труда, прав, обязанностей. Психологическая совместимость брачных партнеров основана на взаимном положительном психологическом восприятии качеств характера, темперамента, ума, привычек и потребностей. Психологическая совместимость также основана на взаимном уважении, симпатии, дружбе, любви, на единстве взглядов и представлений. Это понятие включает в себя взаимное принятие, взаимное согласие относительно вклада каждого из участников семейной кооперации. Психологическая совместимость — совокупность положительных эмоций и положительных взаимных оценок брачных партнеров. Психологическая совместимость основана на взаимной комплексной оценке образа мыслей, поведения, намерений и желаний брачных партнеров. Единство взглядов, эмоционального настроя, достижение взаимопонимания, примерно одинаковая оценка жизненных ситуаций, требования к сотрудничеству — все это в какой-то мере входит в понятие психологической совместимости. Она прежде всего предполагает, что другой человек по крайней мере не вызывает отрицательных эмоций при общении, сотрудничестве, кооперации.

Психологическая совместимость — интегральная психологическая категория, потому что она синтезирует целый ряд качеств, свойств характера, темперамента, ума человека, его взгляды и т. д. и т. п. Понятие психологической совместимости включает в себя и способность к психологической адаптации к другому человеку. Возможно, психологическая совместимость связана с готовностью личности идти на многие уступки в целях достижения определенных целей и результатов совместной деятельности. При анализе супружеских взаимоотношений на первый план выступают те качества и свойства характера супругов, которые препятствуют установлению нормальных взаимоотношений в семье и являются провоцирующими условиями конфликтов и ссор. Такими чертами характера, как правило, являются сварливость, мелочность, злобность, злопамятство, эгоизм, эгоцентризм, жестокость, подозрительность, зависимость, враждебность к людям, недоверчивость, отсутствие отзывчивости и теплоты, чрезмерная гордость и тщеславие, чрезмерное болезненное самолюбие, мрачность, властность, эмоциональная холодность. Наличие совокупности перечисленных выше черт и качеств характера, как правило, свидетельствует о том, что в психологической биографии человека (начиная с младенчества) было много случаев нарушения межличностных отношений с близкими людьми (матерью, отцом, братьями, сестрами, другими родственниками), а также конфликтов с товарищами, друзьями, воспитателями в детском саду, учителями в школе.

9 стр., 4451 слов

Совместимость характеров

... назад американский психолог Тимоти Френсис Лири, изучая совместимость характеров людей, пришел к выводу, что лучше всего ... ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», ... пониманием и по-дружески к своему агрессивному партнеру. Конечно, людей с чисто одной манерой ...

Эти случаи порождали отрицательные эмоции, которые закреплялись в психике личности в период формирования и становления. Подобное часто случается, в результате отсутствия в семье подлинной любви к ребенку, настоящей заботы о нем, понимания его специфических проблем, жестокость родителей, их холодность, несправедливость, чрезмерные и противоречивые требования. Споры по поводу воспитания детей, секса, отношений с родственниками, бюджета, а также религиозные и политические различая могут послужить другими возможными причинами неудач в супружеской жизни. По мнению Блада и Вольфе, браки оказываются неустойчивыми, если отношения супругов с родственниками становятся главной проблемой, разрушающей их жизнь. Самые серьезные конфликты возникают между супругами по поводу воспитания детей. Множество разногласий может быть связано с ролевыми конфликтами, но они в меньшей мере способствуют неустойчивости брака, чем другие проблемы. (Ролевые конфликты возникают по поводу работы жены и разделения домашнего труда. Жены часто жалуются, что их мужья мало получают в то время как мужья упрекают жен за неумелое ведение домашнего хозяйства).

По-видимому, наиболее опасны конфликты, обусловленные личностными различиями между супругами. Привычки, которые осуждает один из партнеров, например пьянство или курение, часто приводит к столкновениям. Они могут стать причиной тяжелого стресса в супружеской жизни. Из-за чего же бывают конфликты в семейных отношениях?

А. И. Кочетов называет семь основных причин, перечисляя их в соответствии с частотой встречаемости:

· нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);

· биологическая несовместимость;

· неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с

окружающими их людьми — родственниками, знакомыми, сослуживцами и т. д.;

· несовместимость интересов и потребностей;

· различные педагогические позиции по отношению к ребенку;

· наличие личностных недостатков или отрицательных

· качеств у одного, а подчас и у обоих супругов; отсутствие

взаимопонимания между родителями и детьми.

Гендерные отношения

Расшифровывая это определение, необходимо сказать следующее. Гендерные отношения — это не просто социальная условность, или, как принято говорить, социальная конструкция. Это социальная конструкция, построенная, а точнее говоря, «замешанная» на власти, то есть на сегрегации и иерархии. Первым важным аспектом этой конструкции является то, что социально сконструированным иерархии и сегрегации приписывается статус естественных, протест против иерархии и сегрегации воспринимается как агрессия и нарушение порядка вещей. В бинарных гендерных системах идеи доминирования одной гендерной группы (мужчин) над другой гендерной группой (женщинами) и гендерной сегрегации так глубоко укоренен в сознании любого человека, что они воспринимаются как естественные не только мужчинами как субъектами власти и сегрегации, но и женщинами, которые являются их объектами.

25 стр., 12388 слов

Иерархия потребностей женщин (по Лонгве). Критерии положения женщин

... возможность зримо выявить разные приоритеты мужчин и женщин, отражающие различия их рабочей нагрузки и образа жизни, и учитывать эти различия в развивающейся деятельности. ... индив. на ур-не сознания принятия задан. общ-ом норм и ролей. *г-р как стратифик катег.: гендер рассм. в совокупн. катег.- ... пропорц. распред. мат. благ м-у м. и ж. Лидир. роли: пропорция ж. по отн. к м. на руковод. постах в ...

Это особенно ярко проявляется в семейных отношениях. Для женщины традиционная гендерная роль включает в себя роль хранительницы очага, жены, матери, домохозяйки. Женщине предписывается нахождение в приватной сфере жизни — дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. Традиционная гендерная роль для мужчины включает в себя профессиональные роли — это роль участника общественной жизни, отличного специалиста своего дела, кормильца семьи. Бытует мнение, что «сама природа позаботилась о том, чтобы половина населения — женщины — максимум своей энергии отдавали семье, чтобы вторая половина — мужчины — высвобождали время и энергию для общественной деятельности, требующей не «тела», а подлинно человеческих качеств, проявляющихся в политической, хозяйственной, военной, научной деятельности». Таким образом, женщина должна реализовываться в микросреде (семья, быт), а мужчина — в макросреде (работа, политика, наука).

В отечественных исследованиях было установлено, что наше общество ориентировано на традиционные гендерные роли. И для того чтобы соответствовать существующему в нашей культуре стереотипу маскулинности, мужчина должен быть сильным, независимым, возможно, даже грубым, сдержанным, волевым и т.д. Женщина, чтобы соответствовать стереотипу фемининности, — мягкой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на других и т.д. (Ю.Е. Алешина, А.С. Волович, В.Е. Каган, И.И. Лунин и др.).

Социальный прогресс с его демократизацией отношений полов, стиранием границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместными обучением и работой изменяют нормативные представления о мужских и женских гендерных ролях, нивелируют многие, казавшиеся раньше «естественными», различия (И.С. Кон, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.).

Так, А.В. Мытиль в своем исследовании отмечает, что в настоящее время женщина видится более маскулинной (под маскулинностью автор понимает не половую принадлежность, а набор качеств, таких, как: умение переносить невзгоды, стойкость, деловитость и т.д.).

Вместе с тем, женщины хотят видеть мужчин более эрудированными и нежными. Эти необратимые и в целом прогрессивные социальные сдвиги вызывают перемены в гендерных стереотипах. Происходит ломка традиционной системы гендерных ролей и соответствующих ей культурных стереотипов.

Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала, выступают барьером в развитии индивидуальность. Следование гендерным ролям часто связано с механизмами долженствования. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, самореализация и самовыражение невозможно, если деятельность выполняется на основании чувства долга. В подобной ситуации не учитываются личностные интересы, теряется чувство Я, формируется покорность и зависимость. Подобные самоощущение и самовосприятие не соответствуют идеям самореализации и свободного выбора.

Так, женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщины в обществе и, возможно, к конфликту с собственными представлениями о себе как о личности. Часто женщины сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении — все это препятствует реализации женщиной себя как личности. Но и на мужчину следование традиционным гендерным ролям также оказывает негативное влияние. Компонентами традиционной мужской роли относят нормы успешности/статуса, умственной, физической и эмоциональной твердости, антиженственности. Для многих мужчин полное соответствие этим нормам не достижимо, что вызывает стресс и приводит компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, навязчивое стремление к соревнованию и успеху и т.п.

9 стр., 4367 слов

Психологические проблемы детей в семьях одиноких матерей

... которого становятся дети. Наряду с легкомысленными внебрачными семьями встречаются семьи с нежеланными, случайными внебрачными детьми, где мать свои жизненные проблемы, личные неурядицы переносят на отношения к ребенку. Естественно, ... какой она была раньше – женственной, слабой, не приспособленной к жизни. Поэтому женщина не только трудится наравне с мужчиной, но и хочет сохранить независимость, ...

Вариации на тему «естественного» порядка властных отношений многообразны, но, как правило, сводятся к трем основным сюжетам:

а) утверждение доминирования мужчин над женщинами;

б) манипулирование мужчинами, осуществляемое со стороны женщин;

в) приравнивание женской эмансипации к сексуальной распущенности.

Можно привести в качестве примера, достаточно типичное высказывание из романа писателя Юрия Полякова «Небо павших» (М.: Олма-пресс, 1999. С. 62): «Женщина – это, в сущности, прирученная хищная птица. Сколько зайцев она закогтит, пока отпущена на волю, ее проблема, но по первому же хозяйскому свисту она должна усесться на господскую руку, на всякий случай, защищенную перчаткой из толстой кожи». Отдавая должное этому современному писателю, следует сказать, что он хорошо показывает, какой трагедией оборачиваются такие «традиционные» отношения между полами.

Факторы, сглаживающие неравенство мужчин и женщин:

Повышение уровня образования женщин

В течение последних десятилетий девочки не только догнали, но даже перегнали мальчиков в плане образования: по средней продолжительности обучения, по среднему уровню диплома, по количеству остающихся на повторный год обучения или отстающих, по количеству успешно сдавших экзамены, по среднему уровню контрольных работ и т.д. Такие тенденции подтверждаются на уровне начального и среднего образования. Подобное наверстывание могло осуществиться только посредством кардинальных изменений в образовании самих девочек и их матерей.

Расширение сферы профессиональной деятельности женщин

За последние десятилетия также заметно сократился разрыв между мужчинами и женщинами в профессиональной сфере: в частности, наблюдается резкое увеличение доли женщин в сфере наемного труда. Этой тенденции не помешал даже кризис на рынке труда, когда было достаточно сложно найти рабочее место. Среди молодого поколения работают более 90% женщин, не имеющих детей, и 75% женщин, имеющих двоих детей. Подавляющее большинство женщин отказались от роли домохозяйки.

Очевидна тесная взаимосвязь между первым и вторым факторами. Перспектива профессиональной деятельности, которая означает личную автономию, является мощным стимулом для получения образования. С другой стороны, наличие диплома позволило женщинам получить квалифицированную, а значит, и высокооплачиваемую работу, включая управленческие должности.

Распространение контрацепции

На сегодняшний день пользуются контрацепцией девять женщин из десяти. Остается лишь незначительное количество женщин (примерно 3%), подверженных риску нежелательной беременности.

Это позволило женщинам не только ограничить число детей (эта тенденция фактически началась еще два века тому назад), но и распределить рождение детей во времени. Таким образом, данный фактор является существенным условием вступления и закрепления женщин в сфере наемного труда.

23 стр., 11136 слов

Психокоррекция негативных отношений родителей к детям с проблемами в развитии

... семьях имеющих ребенка с проблемами в развитии. 2) Исследование психологических особенностей матерей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью. 3) Разработка программы по коррекции негативного отношения родителей, воспитывающих детей ... неосознанно. Семейные стереотипы в отношении ребенка-инвалида приводят к своеобразию формирования его личности. Такой ребенок крайне зависим от семьи, в ...

Возрастание автономии женщин в супружеских отношениях

Совокупность всех предыдущих тенденций: улучшение образовательного уровня, повышение занятости женщин, контроль рождаемости — все это позволило женщинам получить большую автономию в отношении супружеских связей, что связано прежде всего с созданием семьи и ее сохранением. Таким образом, изменение социальной роли женщины вызвало в последние 20 лет изменение брачных отношений: увеличение количества гражданских браков, количества разводов, количества женщин, сознательно придерживающихся безбрачия, особенно среди наиболее образованных и высококвалифицированных женщин.

Однако, с другой стороны, наблюдается сохранение некоторых сторон традиционного неравенства мужчин и женщин, которое приводит к застою в положении женщин. Можно выделить два основных очага доминирования мужчин, которые противостоят вышеописанным изменениям.

Гендерная асимметрия в семейных отношениях

Гендерная асимметрия в семейных отношениях влияет на воспитание, образование детей и психологический климат в семье. Как показали проведенные исследования, большинство россиян недовольны сложившимся паритетом властных отношений в семье, основанном на базовом гендерном контракте. А существующая законодательная база этот факт продолжа- ет игнорировать, что ведет к росту латентных проявлений семейного насилия – и по отношению к супругу (супруге), и по отношению к детям. С крушением советской системы рухнула и эта система защиты семьи, материнства и детства. Государство предоставило родителям самим решать все вопросы семейного воспитания, упомянув, что «забота о детях… – равное право и обязанностей родителей» (Конституция РФ).

Это выражается в предоставлении членам семьи свободы выбора модели поведения, расширении диспозитивного начала в семейных взаимоотношениях. Но, уда- лившись из приватной сферы семейных отношений, государство должно было найти новые пути контроля за воспитанием будущего поколения. Такой, причем не самый лучший, путь был найден – через самого ребенка. Одной из важнейших тенденций современного законодательства стала склонность рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый от родителей объект. Правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов самого ребенка, а не прав и обязанностей его родителей. Выходит парадокс: право воспитывать ребенка принадлежит родителям, но границы использования этого права сведены к минимуму. На фундаментальном уровне необходим межрегиональный компаративный социологический анализ возможных метаморфоз самой семейной власти. Классический базовый гендерный контракт (жена – домохозяйка, муж – кормилец) вытеснился, по крайней мере для среднего класса, контрактом «равного статуса» супругов и родителей. Разработка сущностных характеристик гендерно-властного взаимодействия, возможно в виде программы гендерного развития российских регионов, будет способствовать построению «оптимальной» системы власти в семье. В практической сфере необходим учет еще двух обстоятельств. Во-первых, поддержка правового статуса обоих родите- лей. Во-вторых, четкая регламентация возможностей обоих родителей в воспитании детей, поскольку до сих пор отсутствуют общепринятые критерии разграничения воспитания и правовой ответственности родителей. Конституция РФ закрепляет принцип равных прав и свобод мужчины и женщины и равных возможностей для их реализации, на основе чего закрепляется и принцип равенства родителей во всех областях семейных отношений в сов- ременном Семейном кодексе РФ. Но, как показали социологические исследования 2002 и 2009 гг., ни то ни другое положение не соблюдаются в полной мере, что говорит об автономности института семьи и недостаточной проработанности мер правового контроля. Таким образом, на наш взгляд, существует эффективные правовые и социокультурные меры государственной социальной политики, способные содействовать выводу российских семей из состояния кризисного развития, снижению уровня насилия в них, либерализации властных отношений. Но сегодня можно говорить и об усложнении структурных элементов и механизмов самоконтроля властных отношений в самом институте семьи за пределами государственной социальной политики. Все это обуславливает двустороннюю возможность снятия властного конфликта в семье с ролью социальной политики и использования мер внешнего воздействия и контроля.

9 стр., 4470 слов

Специфика семейного воспитания в семьях с различным достатком

... мир, расширяет социальный мир родителей и их кругозор. Мы будем рассматривать прежде всего воспитание ребенка в семье. 1.2 Воспитательный потенциал семьи и факторы эффективности семейного воспитания. Семья является ... следует учесть, что семья не однородна, а дифференцированная социальная группа. В ней различные по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас ...

 

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.

2. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. — М.: РОССПЭН, 2004.

3. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2001.

4. Бир А., Пфеффвркорн Р. Мужчины / женщины: динамика идентичности //Журнал социологии и социальной антропологии. — 1998. —Т. 1. — Вып. 1.

5. Клецина И.С. Самореализация и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. — СПб., 1998. — С. 188 – 202.

6. Кон И.С. Маскулинность как история // Гендерные проблемы в общественных науках / Отв. ред. И.М.Семашко. — М.: РАН, 2001. — С. 9 – 38.

7. Слепкова В.И., Заеко Т.А. Практикум по психологической диагностике семейных отношений. — Минск: БГПУ, 2003.

8. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства гендерной идентичности // Вопросы психологии. — 2001. — № 6. — С. 3 – 16.

9. Степанова Л.Г. Диагностика гендерной идентичности личности. Уч.-метод. пособие. — Минск: БГПУ, 2002.

10. Best, Deborah L. Gender Concepts: Convergence in Cross-Cultural irchand Methodologies//Cross-Cultural Research. — Feb. 2001. -Vol. 35 (1).

– Р. 23 – 43.

11. Hoffman R., Borders L., Hattie J. Reconceptualizing Femininity and Masculinity: From Gender Roles to Gender Self-Confidence // J. of Social Behavior & Personality. — Dec. 2000. — Vol. 15 (4).

— P. 475-503.