Составлена на основание
Положения о бально-рейтинговой системе
оценки знаний студентов
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
от 01.09.2011
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ «Введение в специальность» психолого-педагогическое образование профиль: «Психология и социальная педагогика»
Наименование курса |
Уровень образования (бакалавриат, магистратура) |
Количество зачетных единиц |
|||
Основы социальной работы |
бакалавриат |
2 |
|||
Посещение аудиторных занятий (семинарских, практических, лабораторных) За отсутствия на лекции снимаются баллы (2 часа-1 балл) с последующей отработкой (написание реферата по пропущенной теме, заданий выполняемых студентом входе интерактивных лекций) Для текущего контроля проводятся понятийный диктант или тесты. (если студент имеет отрицательный результат по итогам проверочной работы у него снимается 4 балла, до момента отработки) Для итогового и промежуточного контроля предлагаются разработанные тестовые задания. |
|||||
Тема |
Краткое содержание |
Характер и цель |
Минимальное кол-во баллов |
Максимальное кол-во баллов |
|
1. Социально-педагогическая деятельность в современном обществе |
Особенности социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности. |
Опрос. Дискуссия. Уяснение сути и смысла вопросов плана семинара. Составление таблицы |
1 |
2 |
|
3.Социальное воспитание как целевая функция социально-педагогической деятельности |
Современные социально-педагогические концепции |
Деловая игра (разработка и защита концепций) |
2 |
4 |
|
4.Профессиональный портрет бакалавра психолого-педагогического образования |
Сущность основных понятий |
Составление кроссворда. При составлении вопросов, изменять понятия на собственное понимание («своими словами»)15-20 вопросов |
2 |
4 |
|
Образовательный стандарт подготовки специалиста. |
Творческая работа «Компетенции бакалавра психолого-педагогического образования» |
2 |
6 |
||
5. Этика социально-педагогической деятельности |
Нравственно-этический кодекс специалиста |
«Свод этических законов социального педагога», а также определите слагаемые успеха его деятельности |
2 |
6 |
|
|
Профессионально-этические требования |
Работа в микрогруппах с материалом |
1 |
2 |
|
6. Роли и функции социального педагога (8 часов) |
Деятельность специалиста в различных сферах жизнедеятельности (образовательная система, система помощи и поддержки детства, система профилактики и т.д.)и социальных институтах. |
Доклады студентов, с просмотром презентаций |
2 |
6 |
|
Доклады студентов |
Участие в дискуссии |
1 |
2 |
||
Решение ситуации |
Деловая игра «Пятый элемент» |
2 |
4 |
||
7. Правовое поле специалиста |
Личностные и профессиональные качества, имидж социального педагога |
Творческая работа: «Составление портрета и имиджа» |
2 |
6 |
|
8. Организация, критерии эффективности работы специалиста |
Готовность специалиста к профессиональной деятельности. |
Проанализировать таб. Р.В. Овчаровой, о критериях эффективности, дополнить собственными предложениями |
1 |
2 |
|
Сущность профессиональной деятельности социального педагога. |
«Введение в специальность» |
Тест по курсу |
2 |
10 |
|
ИТОГО |
20 |
54 |
Самостоятельная работа |
||||
Тема |
Задание для самост работы |
Отчет о сам работе |
Минимальное количество баллов |
Максимальное количество баллов |
1.Социально-педагогическая деятельность в современном обществе |
Посещение библиотеки, составление списков литературы по социальной педагогике |
Письменный Проверка списков литературы |
2 |
4 |
2.Возникновение и становление социальной педагогики как науки |
Составить глоссарий, проанализировать |
Письменный. |
1 |
3 |
3.Социальное воспитание как целевая функция социально-педагогической деятельности |
Обзор статей по проблемам научных исследований в области социальной педагогики |
Письменный |
1 |
5 |
4.Профессиональный портрет бакалавра психолого-педагогического образования |
Написание Эссе «Почему я выбрал эту специальность» |
Письменный |
1 |
2 |
5.Этика социально-педагогической деятельности |
Домашнее сочинение. Допишите утверждения: По моему мнению, социальный педагог и психолог: — должен… — может… – это… — необходимо… |
Письменный |
1 |
3 |
6.Роли и функции социального педагога. |
Подготовка доклада с презентацией о деятельности специалиста в различных сферах жизнедеятельности |
Устный (доклад на семинарском занятии) |
1 |
6 |
7.Правовое поле специалиста |
Обзор правовых документов в области социально-педагогической деятельности |
Письменный Каталог, составление таблицы |
2 |
4 |
8. Организация, критерии эффективности работы специалиста |
Готовность специалиста к профессиональной деятельности |
Разработать тест |
1 |
3 |
9. Сущность профессиональной деятельности социального педагога. |
Алгоритм деятельности социального педагога и психолога при разрешении проблемной ситуации |
Письменный |
3 |
6 |
ИТОГО по самостоятельной работе |
13 |
36 |
||
ИТОГО ПО КУРСУ |
33 |
90 |
||
Дополнительное задание для самостоятельной работы |
||||
Задание текущей аттестационной работы |
Продукт |
Форма отчета |
Минимальное количество баллов |
Максимальное количество баллов |
Описать деятельность одной из социально-педагогических служб, центров района проживания |
Реферат |
письменный |
2 |
10 |
ИТОГО по дополнительному заданию |
2 |
10 |
||
ИТОГО |
35 |
100 |
100 балла- 100%
91-100%- от максимальной суммы — оценка «отлично»
76-90% — от максимальной суммы – оценка «хорошо»
61-75 % — от максимальной суммы – оценка «удовлетворительно», ( «зачтено»).
ИТОГО:
91-100 баллов – оценка «отлично»
77-90 баллов – оценка «хорошо»
61-75 баллов – оценка « удовлетворительно»
Задания для самостоятельной работы:
1.Социально-педагогическая деятельность в современной обществе
Посещение библиотеки для составления списков литературы по социальной педагогике. Списки составляются согласно правилам составления библиографического списка. Количество 10-15 источников.
2. Возникновение и становление социальной педагогики как науки .
Составить глоссарий. Глоссарием называется терминологический словарь. Структура нашего глоссария следующая: термин — определение его сущности — ассоциация, которую вызывает в сознании данный термин. При оформлении глоссария необходимо каждую страницу разделить на три части. Давая определение, обратите внимание на четкость и научность формулировки термина. Ассоциация может быть представлена в виде рисунка, цвета или цветового сочетания (палитры), геометрической фигуры или их сочетаний и т. д. В любом случае необходимо одновременно подключить фантазию и логику.
Например: «Социальное воспитание», «социализация», «социальное становление», «социальное формирование» и т.п.).
Количество понятий 15-20.
3. Социальное воспитание как целевая функция социально-педагогической деятельности.
Подготовить аннотацию 3-5 статей по проблемам социальной педагогики в современном обществе. Источник: журнал «Социальная педагогика», любой номер за 2010 – 2013 год.
Методические рекомендации по составлению аннотаций:
Аннотация – это краткий ответ на вопрос «О чем эта статья?».
Аннотация дает понять найдет ли читатель что-то интересное по теме своей работы. Поэтому в качестве аннотации обычно даются три — пять предложений, в которых описана область, которой посвящена статья, и выводы.
Как правильно составить текст аннотации? Самый лучший способ – попробуйте рассказать кому-нибудь в трех- пяти предложениях, чему посвящена статья, для чего она написана, какие выводы в ней делаются.
Оформляется аннотация следующим образом: сначала указывается автор статьи, затем её название, далее дается ссылка в каком номере журнала за какой год опубликована статья, далее указываются номера страниц журнала на которых расположена статья (номера страниц указываются в виде интервала, например «с. 26 – 29»).
Далее следует собственно текст аннотации.
4. Профессиональный портрет бакалавра психолого-педагогического образования
Написать эссе на тему: «Почему я выбрал эту профессию»
Методические рекомендации по написанию эссе:
Эссе — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Жанр эссе имеет свою специфику — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать свою точку зрения соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Эссе должно содержать: обоснование актуальности темы; четкое изложение сути авторского мнения по заявленной проблеме; аргументы и доказательства своей точки зрения (возможно с использованием цитат, статистических данных, результатов исследований); выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
При написании эссе следует избегать таких фраз, как «В данном эссе я расскажу о…», «В этом эссе рассматривается проблема…» и т.п. Следует заменить их вопросами, постановкой проблемы или обращением к читателю, ведь основная цель эссе — заинтересовать, донести до читающих точку зрения автора, заставить задуматься о прочитанном, сделать свои собственные выводы по исследуемым вопросам.
Главное при написании эссе — высказать свою точку зрения.
Объем эссе: 2 – 3 страницы.
5. Этика социально-педагогической деятельности
Написать сочинение, отразив в нем собственные мысли на утверждения:
По моему мнению, социальный педагог и психолог:
— должен…
— может…
– это…
— необходимо…
Объем сочинения: 2-3- печатные страницы.
6. Роли и функции социального педагога
Подготовить реферат и презентацию (в формате powerpoint) о деятельности специалиста в различных сферах жизнедеятельности (образовательная система, система помощи и поддержки детства, система профилактики и т.д.)и социальных институтах. деятельности любой социально-педагогической службы, учреждения, центра Ярославской области.
Структура и содержание реферата.
- Ориентировочный объем – 7 – 10 страниц.
- Текст должен состоять из краткого введения, основной части и заключения. Во введении приводится анализ существующих подходов к теме, самостоятельная трактовка ключевых понятий темы, выделяется центральная проблема. В основной части дается систематизированное, аргументированное решение проблемы, предлагается анализ рассматриваемого педагогического феномена, объясняется его значение для современного образования. Заключение представляет собой краткие выводы и возможные перспективы рассмотрения темы.
- Критерии для оценивания рефератов: знание предмета исследования, логичность изложения, самостоятельность, творческий характер, аргументированность позиции.
Тематика рефератов:
- Взаимодействие социального педагога с школой, государственными и общественными организациями
- Социальный педагог в школе
- Социальный педагог в дошкольном учреждении
- Социальный педагог в школе – интернате
- Семья и социальный педагог
- Работа социального педагога с детьми с ограниченными возможностями
- Работа социального педагога в учреждении дополнительного образования
- Социальный педагог в исправительном учреждении
- Работа социального педагога по месту жительства
- Социально-педагогическая волонтерская деятельность.
- Особенности психолого-педагогической помощи и поддержки детям группы риска
- Профилактика девиантного поведения детей.
- Психолого-педагогическая помощь в период личностных кризисов.
- Работа с детьми сиротами
- Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность специалиста с неблагополучной семьей.
- Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность специалиста с неполной семьей.
- Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность специалиста с молодой семьей.
Методические рекомендации по подготовке презентаций:
Презентация – это образовательный продукт, который представляет собой набор слайдов, на которых информация предъявляется в виде текста, изображения, аудиоматериалов и видеороликов. Слайды готовятся вместе с устным отчетом о достижениях, например, о результатах решения проблемы, выполнения учебного проекта. При этом необходимо выполнение нескольких условий, которые обязательно предполагают все виды рефлексии:
- оценить достижения по вектору цель→результат. Если цель достигнута не полностью, определить причины этого;
- выявить наиболее значимые достижения, дать оценку их новизне (субъектную или научную);
- определить форму, в которой информацию целесообразно представить на слайде (текст, график, рисунок и т.д.) с учетом сложности информации, ее новизны для остальных учащихся класса. Текстовые слайды должны иметь структуру. Существующие программы позволяют достаточно просто менять форму представления информации;
- продумать функцию каждого слайда в ходе презентации (иллюстрация, опорный сигнал, пояснение, пример и т.д.) в соответствии с общей целью работы. С учетом этого определить время, необходимое на показ каждого слайда;
- подсчитать общее время презентации, в случае необходимости скорректировать количество и содержание слайдов.
- продумать возможные вопросы по содержанию выступления и слайдов, подготовить ответы.
7. Правовое поле социального педагога
Обзор законов и положений, обеспечивающих социально-педагогическую деятельность в современных условиях развития общества. Составление каталога 3-5. Результаты представить в виде таблицы:
Название закона |
Его номер, дату принятия |
Целевая аудитория (для кого может быть применен) |
Сущность закона |
1 |
|||
2… |
8. Организация, критерии эффективности работы специалиста.
Разработать тест позволяющий определить уровень готовности психолого-педагогического образования к профессиональной деятельности. Тест должен включать не менее 20 вопросов разных уровней сложности.
9. Сущность профессиональной деятельности социального педагога.
Алгоритм деятельности социального педагога и психолога при разрешении проблемной ситуации. Необходимо описать решаемую ситуацию, схематично изобразить алгоритм действий специалиста, описать какие цели, задачи ит методы использовались на каждом этапе (в виде таблицы)
Название этапа |
Цель |
Субъекты |
Методы |
1 |
|||
2… |
Дополнительное задание для самостоятельной работы:
Описать деятельность одной из социально-педагогических служб, центров района проживания. Результат представить в виде реферата (требования к оформлению смотри в теме 6).