Почему одни люди совершают преступления, а другие нет?
Человек не рождается преступником, но он не рождается и с заранее заданными социально-положительными свойствами − в противном случае не было бы нужды в воспитании. Его собственно человеческие черты, его личность формируются именно потому, что с момента рождения он не просто биологическая особь, но существо общественное. Эта специфически человеческая сущность является следствием процесса социализации, то есть процесса нормального включения человека в общество, начинающегося с самого раннего детства. Человек познает окружающую его социальную среду, устанавливает определенные отношения с ней и приобретает те или иные качества и свойства, влияющие на его поведение. И прежде всего он приобретает умение действовать наиболее целесообразно, практически оправданно. Проблема личности преступника — во многом проблема ее формирования, а проблема преступного поведения — проблема происхождения такого поведения, его обусловленность теми общественными связями с окружающим миром, в которые вступает личность.
Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация позволяет человеку при соблюдении установленных в обществе правил беспроблемно функционировать в нем.
Социализация включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.
Социализация личности осуществляется в процессе различных видов общения (массового, группового, межличностного, делового, неформального), под влиянием средств массовой информации, культуры.
Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.
· Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учится соответствовать всему обществу.
· Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.
· Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.
Только последовательное протекание всего процесса может привести к его благополучному завершению.
Главным критерием социализированности личности выступает степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности, незакомплексованности, автономности организации и осуществления своей жизнедеятельности.
Проблемы социализации детей из семей алкоголиков
... 50 2.2.Программно-целевой подход как инновационная технология решения проблем социализации детей из семей алкоголиков на уровне г.Чебоксары Чувашской ... являются................................ Предметом исследования являются ....................... Цель работы - исследовать состояние проблемы социализации детей из семей алкоголиков .................. Для достижения поставленной цели определены ...
Основная цель социализации личности в удовлетворении ее «потребностей в самореализации» (по А. Маслоу) и в развитии способности для успешного осуществления этой цели.
Источниками социализации личности являются:
· опыт раннего детства – формирование психических функций и элементарных форм поведения;
· социальные институты – системы воспитания, обучения и образования;
· взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.
В социальной психологии принято выделять три сферы социализации человека: деятельность, общение и самосознание.
Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности:
· Первичная социализация − процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;
· Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.
Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.
Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.
Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.
Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить, выбирает для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.
В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляются на работу и личную жизнь, любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное их освоение, либо восприятие себя может привести к серьезным необратимым последствиям.
Особенно важную роль в формировании личности играет первичная социализация, когда ребёнок еще бессознательно усваивает образцы и манеру поведения, типичные реакции старших на те или иные проблемы.
Дефекты ранней социализации могут иметь криминогенное значение в первую очередь потому, что ребенок еще не усвоил другие положительные воздействия, он полностью зависим от старших и беззащитен перед ними. Поэтому семья — главное звено той причинной цепочки, влияющей на преступное поведение.
Социализация человека
... социализации человека Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно в какой-то мере рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой. Социализация человека ...
Решающую роль играет не состав семьи, не взаимоотношения родителей, а их эмоциональное отношение к ребенку и целенаправленное нравственное воспитание.
Именно на фундамент, закладываемый в детстве, наслаиваются сознательные идеи, понятия, представления, формируются с разной степенью успешности элементы развитого сознания. В жизни все составные части процесса социализации, естественно, тесно переплетаются и неотделимы друг от друга.
Процесс возникновения связей, ассоциаций в психике человека продолжается непрерывно, он ведет к образованию все новых связей и все новых рефлексов. Так, например, когда ребенку после его плохого поступка говорят: брать чужую вещь нехорошо, это кража, — то в его сознании возникает ассоциация между неприятными переживаниями — следствием неправильного поступка — и словом, понятием «кража». В дальнейшем, по мере роста и развития человека, уже одно это понятие само по себе будет способно выполнять сдерживающую функцию.
Усваивая такие понятия, ребенок начинает ценить то, что ценит все общество, презирать то, что оно презирает. Это способствует воспитанию социально значимых вкусов, склонностей, предпочтений.
Воспитание – это процесс организованного воздействия на личность и поведение человека. Это воздействие применимо не только к детям, но и взрослым людям. Это научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого их них как личности;управляемый и целенаправленный процесс социализации, в ходе которого в сознании личности закрепляются общественно одобренные нормы и правила поведения, моральные и нравственные ценности, отношения, существующие в обществе.
Многочисленные криминологические исследования семей несовершеннолетних правонарушителей говорят, что именно в этих семьях наиболее часты случаи физического наказания детей по сравнению с благополучными семьями, где, как правило, не бывает физического наказания детей. Как известно, не дают воспитательного эффекта и «подкрепляющие» стимулы материального, «осязаемого» характера (деньги, подарки «за хорошее поведение» и т. д.).
Польский криминолог Г. Малевская утверждает, что «правильная социализация (в смысле включения в общество) требует сильных эмоциональных связей между родителями и детьми и определенных воспитательных методов».
И это верно. Умные родители, понимающие душу ребенка, умеют установить сердечные отношения с детьми. Они не прибегают ни к материальному поощрению в виде денег или ценных подарков за тот или иной одобряемый поступок, ни к наказанию в виде окриков, брани, побоев. Они поощряют детей моральным одобрением, особым сердечным вниманием, а наказывают лишением удовольствия или проявлением своей холодности. И этого оказывается достаточно для ребенка, потому что мнение о нем родителей, отношение их к нему для него очень важно, он боится потерять их уважение, одобрение и сильно переживает такую потерю. А это-то и обеспечивает у него формирование блокирующей эмоциональной реакции.
Дисциплина, основанная на моральном, психологическом воздействии, всегда надежнее, эффективнее дисциплины, для поддержания которой применяются «материальные» методы и средства. Объясняется это различной степенью эффективности разных видов контроля общества над отдельной личностью. Контроль может быть, так сказать, внешним, когда дисциплинирующее, принуждающее к должному поведению воздействие исходит из окружающей человека среды. Внешний контроль воплощен обычно в нормах права, предписаниях, регулирующих поведение человека. Но существует еще своего рода внутренний, или, как его еще называют, этический, контроль. Он как бы заключен в самом человеке и начинает действовать тогда, когда соответствующие нормы, правила поведения настолько усвоены человеком, настолько стали его внутренним достоянием, что он следует им, не задумываясь над тем, почему поступает так, а не иначе. Социолог И. М. Попова отмечает, что «именно в такой неосознанности и состоит сила «этического контроля». И действительно, если можно избежать контроля со стороны закона, уклониться от выполнения определенных предписаний, то совершенно немыслимо уйти от своих собственных чувств, увильнуть от самого себя.
Поведение как психофизиологический феномен
... еще два типа поведения: нормальное и девиантное поведение. Человек — существо социальное, мы живем в обществе, которое четко прописало нормы поведения. Отсюда – нормальное поведение – это поведение, которое не противоречит ... часто рассматривают как одну из форм психологического стресса. У сильных личностей с хорошо выраженными волевыми качествами, способностью к самоанализу возможна психологическая ...
Если подросток совершает преступление, это свидетельствует о том, что у него не была выработана достаточно сильная эмоциональная реакция, способная предотвратить преступные намерения. Значит, произошла неудача в социализации данного подростка. Это могло быть следствием ряда причин, но прежде всего это пробел в процессе его воспитания в семье.
И здесь хочется еще раз повторить: недостатки воспитания в семье все-таки чаще всего объясняются склонностью родителей к окрикам, одергиванию, бранным словам, побоям либо к материальному поощрению. Ни тот, ни другой метод не способен заложить в ребенке нравственные основы, воспитать у него такие регуляторы человеческой деятельности, как социально значимые вкусы, склонности и иные подобные ценностные ориентиры. Такие методы могут привести лишь к временному послушанию. Наоборот, вырвавшись на «волю», подросток, словно вознаграждая себя за прошлое воздержание, начинает делать то, что ему запрещалось.
Отсюда мы можем сделать выводы, имеющие более широкое криминологическое значение. Сам по себе характер «санкции», налагаемой за проступок (удар или шлепок, вид нахмуренных бровей или строгое физическое наказание), не имеет главного, решающего значения (с точки зрения воздействия на поведение) для того, чтобы вызвать нужное переживание, ту реакцию, которая способна была бы предотвратить тот или иной проступок. Такое воздействие, или «санкция», служит лишь «сигналом», является вторичным, сопровождающим фактором, который по ассоциации вызывает к жизни главный обусловливающий фактор, а именно переживание, связанное с чувством отверженности, которое возникало в прошлом в связи с применением такого рода «санкции».
Это положение чрезвычайно важно для понимания существа процесса социализации. Сознание единства, общности с другими лицами (в нашем примере прежде всего чувство общности детей и родителей) — реальный социально-психологический феномен. Именно он (а не только лишь примитивно понимаемый принцип «стремление к благу и стремление избежать страданий») оказывает чаще всего решающее воздействие на мотивы человеческого поведения. Поэтому даже когда «санкция» за неодобряемый поступок сама по себе незначительна и особых страданий не причиняет (это лишь порицание, упрек), она тем не менее весьма эффективна, так как служит «сигналом» гораздо более серьезного фактора, а именно прекращения, разрыва высокоценимой эмоциональной общности. И, с другой стороны, даже достаточно суровое физическое наказание не несет с собой этого важного «сигнализирующего» смысла, если общности между воспитателем и воспитуемым попросту нет либо она очень слаба. Поэтому такая «санкция», хотя и причиняет лишние страдания, физическую боль, переживается гораздо легче, а ее воздействие вызывает скорее обратную реакцию — затаенное озлобление, непокорство.
Типы поведения личности в организации 2
... решений и поступков. Характер людей порождает еще одно свойство личности - темперамент. Темперамент - это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Темперамент можно ...
Следовательно, эффективность воздействия, следующего за неодобряемым поступком, тем выше, чем теснее общность, сплоченность между воспитателем и воспитуемым.
Семья, включая ребенка в свою эмоциональную структуру, вводит его в структуру общества. Если этого не происходит, ребенок отчуждается от нее, чем закладывается основа для вероятного отдаления в будущем от общества, его институтов и ценностей.
Отчужденные личности обязательно объединяются в свои группы для защиты собственных интересов и взаимной поддержки. Именно там формируются ценностные ориентации и установки, включающие в себя способы разрешения возникающих жизненных ситуаций и проблем. Это позволяет закрыться или защититься от общества, которое воспринимается ими как нечто враждебное.
Отчуждение личности, начатое в семье и закрепленное в неформальных антиобщественных группах, затрудняет восприятие позитивных ценностей общества и, наоборот, способствует восприятию негативных норм и представлений. Социально-психологическое отчуждение порождает социальную дезадаптацию индивида (его личностной позиции и социального статуса в среде).
Дезадаптация – это нарушение процесса взаимодействия человека с окружающей средой, т.е. утрата способности осуществлять нормальные для его возраста виды деятельности, используя для этого асоциальные или антисоциальные нормы.
На нравственное формирование личности влияют различные типы социальной микросреды: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, производственно-трудовой и др. Ни один из типов нельзя оценивать при криминологическом анализе однозначно только положительно или только отрицательно, поскольку в формировании личности преступника присутствует определенная закономерность — взаимное дополнение негативных влияний, исходящих из различных типов микросреды.
Поведение личности и ее развитие, не отвечающее требованиям социальной нормы, и есть отклонение от нее.
Человек, отклонившийся в своем поведении от предписанного пути, является девиантной личностью, т.е. личностью отклонившейся от соблюдения «правильной» нормы.
Укоренившиеся отклонения в поведении индивида могут приводить к совершению ими криминальных деяний.
Девиантное (отклоняющееся) поведение – система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации, или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Асоциализация – процесс усвоения личностью негативных норм поведения и проживания в обществе или приспособления личности к негативному опыту организации своей жизнедеятельности.
Аддиктивное поведение – тип девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Аддикция всегда развивается на фоне неудовлетворенности какой-то частью или целой жизни. Иногда это является формой саморегуляции, самоуспокоения. Человек вынужден прибегать к некоторой зависимой форме, поскольку это помогает ему быстро восстановиться, прийти в себя.
Практически от чего угодно человек может стать зависимым. Все зависит лишь от того, помогает данный способ удовлетворить свою потребность человеку или нет. Условно можно разделить аддикцию на такие виды:
Проблемы отклонения социального поведения личности в условиях ...
... девиантного поведения человека; - рассмотреть проблемы отклонения социального поведения личности в условиях российского общества; - выявить пути преодоления девиации. 1. Сущность девиантного поведения человека Девиантное, ... регулирующие имущественные отношения, общение, обеспечивающие права и свободы личности, регламентирующие деятельность учреждений, взаимоотношения между государствами и т. д.; • ...
1. Химическая (физическая). Характеризуется воздействием на организм определенными веществами, которые помогают в изменении сознания или состояния. Нередко эти вещества приносят вред и разрушают организм. Самыми распространенными и известными формами аддикции данного вида являются: Алкогольная – когда человек не способен удержать внутреннюю тягу к алкоголю, похмелению, достижению внутреннего комфорта путем распития спиртных напитков. Наркотическая (наркомания) — непреодолимая тяга к потреблению наркотиков. Сюда же относится и токсикомания. Организм разрушается настолько под воздействием данных веществ, что человек практически всегда рано погибает.
2. Поведенческая (психологическая). Характеризуется совершением таких действий, которые позволяют человеку получать желаемое. Он придает сверхценное значение определенному виду деятельности, из-за чего не может от него отказаться. Сюда относятся такие формы:
Игровая (гемблинг) – когда человек не видит жизни без рулетки, игровых автоматов, казино и прочих азартных игр. Она выявляется изменениями качеств в человеке: раздражительность, изменение круга общения, увеличение количества времени, которое тратится на игру, повышение ставок, неспособность не играть или отказаться от игры и т. д. Любовная – повышенная заинтересованность в партнере. Постоянно хочется быть с ним рядом и ограничить его круг общения. Избегание – когда человек подвержен страху покинутости, поэтому избегает слишком близких отношений, привязанности. Интимная – повышенное желание к интимным ласкам, даже если они приведут к негативным последствиям. Трудоголизм – одна из форм бегства от реальности. Человек путем полного ухода в работу сторонится отношений, дружбы, близких контактов с людьми. Здесь нет цели много заработать. Целью трудоголизма является достижение успеха и одобрения. Трудоголик желает быть лучше других, если же его увольняют с работы, тогда он тяжело это переживает. Нередко в таких случаях трудоголик будет устранять свой стресс химическими веществами, то есть поведенческая аддикция станет химической. Однако есть случаи, когда человек путем трудоголизма избавляется от химической зависимости. Компьютерная – использование компьютерных возможностей для ухода от реальности. Самой прогрессирующей является интернет аддикция, когда человек уходит в виртуальный мир и отказывается от реального общения с людьми. Спортивная – когда человек чрезмерно занимается спортом. Данный вид аддикции является социально приемлемым. Однако человек часто подвергает свой организм опасности: изнашивает его, чрезмерно напрягает, быстро старит. Нередко бывшие спортсмены становятся химически зависимыми: алкоголиками, наркоманами, токсикоманами и т. д. Шопоголизм – неконтролируемое желание в совершении покупок. Человек практически никогда не может утолить свою жажду в приобретении вещей. Причем часто покупаются вещи, которые абсолютно не нужны человеку. Таким образом он ненадолго заменяет ощущение счастья, которое очень быстро проходит. Здесь появляются проблемы в трудовой деятельности, поскольку человек много времени тратит в магазинах, в денежном плане, поскольку расходуется много денег, с законом и долгами. Также портятся отношения с близкими и любимыми, поскольку они не способны понять порывов шопоголика, который тратит много денег на ненужные вещи. Пищевая – когда человек фиксируется на еде: то переедает, то голодает. Здесь рассматриваются анорексия, булимия, компульсивное переедание. Ургентная − зависимость от состояния постоянной нехватки времени. Состояние обусловлено сверхзанятостью, необходимостью принимать участие во многих видах деятельности, ускорением темпа жизни, общей гиперстимуляцией.
Примерная схема анализа поведения и деятельности, обучающихся на уроке.
... Стиль педагогического общения. 5. Профессиональная рефлексия автора урока. Примерная схема анализа поведения и деятельности, обучающихся на уроке. (Схема психологического анализа урока) I. Общие сведения ... учащихся при решении задач и усвоении новых понятий, какие логические формы мышления инициировались деятельностью учителя). VI. Эмоциональное состояние учащихся на уроке. (преобладающие их виды: ...
Девиантное поведение может иметь разнообразную структуру и динамические характеристики, формироваться как изолированное явление или как явление группового порядка, сочетать в себе несколько клинических форм или единственную, быть устойчивым или неустойчивым, иметь различную направленность и социальную значимость.
Формы девиантного поведения по В.Д. Менделевичу
Девиации могут носить и индивидуальный и групповой характер. Индивидуальные девиации – не носят характера зависимости от поведения окружающих. Отличительной чертой групповых девиаций являются сходные формы девиантного поведения у близкого окружения, авторитетных лиц в рефренной группе. Здесь может иметь место проявление группового давления.
Девиантные формы поведения могут быть временными и постоянными, устойчивыми и неустойчивыми.
Выделяют стихийные и спланированные, структурированные и неструктурированные разновидности отклоняющегося поведения. Структурированные – четко расписаны все роли участников. Спланированные – это регламентированные.
Экспансивные и неэкспансивные девиации. Экспансивные предполагают вторжение в сферы жизни и деятельности людей.
Эгоистические девиации и альтруистические. Эгоизм – любовь к себе. Альтруизм – самопожертвование ради других людей.
Особенности форм девиантного поведения подростков
... общества. Новизна данной работы заключается в анализе детерминант форм девиантного поведения, объясняющих причины происхождения девиаций, рассмотрении основных форм и методов предотвращения девиаций подростков в современном мире. Практическая значимость работы. Предложенные ...
Осознаваемые девиации и неосознаваемые.
Первичные девиации и вторичные. Первичные – любые формы ненормативного поведения. Вторичные – подтверждают следование девиантом за приклеенным ему ярлыком.
Клинические формы девиантного поведения:
1) агрессия;
2) аутоагрессия;
3) злоупотребление веществами, вызывающими изменение психической деятельности;
4) нарушение пищевого поведения (нервная анорексия – отказ от пищи, нервная булимия – переедание);
5) аномалии сексуального поведения (в сексологии принято различать индивидуальные и партнерские нормы); требования к партнерским: количество партнеров, их зрелость, стремление к достижению обоюдного согласия, отсутствие ущерба собственному здоровью, здоровью и комфорту других людей;
6) сверхценные психологические увлечения (страстная любовь к чему-либо);
7) сверхценные психопатологические увлечения (клептомания, кверулянтство — повышенное чувство справедливости);
8) характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипация); здесь может быть присуще параноидальное расстройство личности, шизоидное расстройство личности, диссоциальное расстройство личности (пренебрежение к чувствам других).
9) коммуникативные девиации (сверхобщительность);
10) безнравственное и аморальное поведение;
11) неэстетическое поведение, или девиации стиля поведения.
Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий спектр явлений – от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы поведения.
Делинквентное поведение – отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее нарушение установленных требований государства и общества, содержащихся в нормах права и имеющих все признаки уголовно-наказуемого деяния. Оно же – преступное поведение.
В современной научной литературе преступность определяется как относительно распространенное, статистически устойчивое социальное явление, форма отклоняющегося (девиантного) поведения, которое представляет общественную опасность.