Содержание учебного материала дисциплины «психофизиология и нейропсихология»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные социально-экономические преобразования, развитие науки, внедрение новых технологий повышают уровень требований к профессиональной компетентности будущих специалистов. Перед высшим образованием стоит задача готовить не только грамотного исполнителя, но и формировать личность, стремящуюся к профессиональному росту и развитию. В связи с этим особую актуальность приобретает освоение психофизиологии и нейропсихологии как одного из этапов изучения психологии. Знакомство с основами психофизиологических знаний на лекционных и практических занятиях, самопознание, самоанализ будут способствовать раскрытию внутренних резервов личности, формированию профессиональной направленности.

Цель дисциплины – обеспечение студентов системой теоретических знаний в области психофизиологии и нейропсихологии, выступающих как естественнонаучная база современной психологии в различных ее аспектах и направлениях.

Задачи дисциплины:

1. Сформировать у студентов научные представления о предмете психофизиологии и нейропсихологии, их задачах и методах, структуре и месте в системе других наук.

2. Ознакомить студентов с принципами переработки информации в центральной нервной системе.

3. Обеспечить усвоение содержания психофизиологических и нейропсихологических основ сенсорных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных процессов, психомоторики.

4. Создать прочную базу овладения навыками теоретического анализа психофизиологических источников с точки зрения системного подхода.

5. Формировать научные представления о специфике прикладных исследований в области психофизиологии и нейропсихологии.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

  • анатомию и физиологию ЦНС человека и сенсорных систем;
  • физиологические механизмы поведения человека;
  • закономерности мозговой организации психических процессов;
  • основные нейропсихологические синдромы детского возраста, нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга.

уметь:

13 стр., 6350 слов

Представление студентов о справедливом человеке

... указывает на актуальность рассматриваемого в курсовой работе вопроса "Представление студента о справедливом человеке" Задачи исследования: )Анализ психологической литературы по проблеме справедливости )Подбор ... предпринятого исследования. На основе проведенного исследования студентов выявить отличия и сходства в представлениях о справедливом человеке у студенческой молодёжи. Курсовая работа ...

  • оперировать психофизиологическими и нейропсихологическими понятиями и категориями;
  • подбирать методы для нейропсихологического обследования детей;
  • описывать структуру изменений психической деятельности ребенка при различном варианте нейропсихологического синдрома отклоняющегося развития.

Всего часов по дисциплине «Психофизиология и нейропсихология» 152, их них аудиторных 68, лекции – 44 часа, практические и семинарские занятия – 24 часа.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Темы занятий

Количество аудиторных часов

Всего

в том числе

Лек

ции

Семинарские занятия

1

Теоретические основы и практическое значение психофизиологии и нейропсихологии

4

2

2

2

Локальные системы мозга и их функциональная организация

6

4

2

3

Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие

2

2

4

Психофизиология и нейропсихология сенсорно-перцептивных процессов

6

4

2

5

Психофизиология функциональных состояний

4

2

2

6

Психофизиология и нейропсихология внимания

4

2

2

7

Психофизиология и нейропсихология памяти

4

2

2

8

Психофизиология и нейропсихология мышления и речи

6

4

2

9

Психофизиология и нейропсихология сознания и бессознательного

4

2

2

10

Психофизиология и нейропсихология эмоционально-потребностной сферы

6

4

2

11

Синдромный анализ нарушений высших психических функций

2

2

12

Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга

6

4

2

13

Психофизиология и нейропсихология движений и действий

4

2

2

14

Психофизиологические и нейропсихологические механизмы поведения

4

2

2

15

Дифференциальная психофизиология

2

2

16

Новые направления прикладной психофизиологии

4

4

ВСЕГО:

68

44

24

Тема 1. Теоретические основы и практическое значение психофизиологии и нейропсихологии

Предмет и задачи психофизиологии и нейропсихологии. Определение психофизиологии и нейропсихологии. История возникновения и развития. Роль психофизиологии и нейропсихологии в решении общепсихологических проблем. Отрасли психофизиологии и нейропсихологии.

Психофизиологическая проблема: философское, естественнонаучное осмысление (донаучный этап).

Психофизиологическая проблема – основная проблема психофизиологии. Проблема «тело-душа» и варианты ее решения.

Проблема локализации высших психических функций. История изучения проблемы локализации психических функций. Современные представления о психической функции как о функциональной системе. Высшие психические функции человека. Теория системной динамической локализации высших психических функций (работы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия).

Теория функциональных систем П.К.Анохина. Современные исследования в психофизиологии и нейропсихологии (Н.П. Бехтерева, П.В. Симонов, Е.Н. Соколов и др.).

Методы изучения работы головного мозга (электроэнцефалография, вызванные потенциалы, топографическое картирование электрической активности мозга, компьютерная томография, регистрация нейронной активности).

Методы воздействия на мозг (метод раздражения (сенсорная стимуляция, электрическая стимуляция), и метод разрушения участков мозга (выключения).

Методы регистрации вегетативных показателей (электрическая активность кожи, показатели функционирования сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем, реакции глаз, клиренсные методы).

Тема 2. Локальные системы мозга и их функциональная организация

Нейронная организация коры больших полушарий. Строение и функции нервной системы. Строение мозга. Структурно-функциональные блоки мозга. Концепция А.Р.Лурия о трех основных структурно-функциональных блоках мозга. 1) Энергетический блок или блок регуляции тонуса и бодрствования. 2) Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации. 3) Блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности. Участие всех трех блоков мозга в обеспечении высших психических функций. Векторное кодирование информации в нейронных сетях (Е.Н.Соколов).

Принципы кодирования сигнала в нервных клетках.

Тема 3. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие

Концепция доминантности левого полушария мозга. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга. Изучение межполушарного взаимодействия на модели «расщепленного мозга». Нейропсихологический анализ латеральных особенностей нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы. Асимметрия блоков мозга. Методы исследования межполушарной асимметрии. Профиль латеральной организации мозга. Исследование типов межполушарной асимметрии в норме, его значение для психодиагностики. Проблема левшества.

Тема 4. Психофизиология и нейропсихология сенсорно-перцептивных процессов

Понятие о сенсорных системах. Основные функции сенсорных систем. Общие принципы организации и функционирования сенсорных систем. Мозговая организация восприятия. Нарушения восприятия. Агнозии. Сенсорные и гностические расстройства при поражении различных уровней зрительной системы. Виды зрительных агнозий (предметная, симультанная, лицевая, буквенная, цветовая, зрительно-пространственная).

Сенсорные и гностические расстройства при поражении различных уровней кожно-кинестетической системы. Нарушение схемы тела (соматоагнозия).

Тактильные агнозии. Сенсорные и гностические нарушения слуха при поражении различных уровней слуховой системы. Особенности нарушения зрительного, зрительно- пространственного, слухового и тактильного гнозиса при поражении левого и правого полушарий мозга. Нарушения восприятия при поражении лобных долей мозга. Псевдоагнозии.

Тема 5. Психофизиология и нейропсихология функциональных состояний

Определение функционального состояния организма. Роль функционального состояния в поведении. Индикаторы функционального состояния. Континуум функциональных состояний: бодрствование, сон. Состояние спокойного и активного бодрствования. Психофизиологические механизмы сна. Сон в онто- и филогенезе. Потребность во сне, депривация сна. Сновидения. Функциональное значение сна. Регуляция функционального состояния организма.

Тема 6. Психофизиология и нейропсихология внимания

Структурно-функциональная организация внимания. Электрофизиологические корреляты внимания. Физиологические индикаторы внимания. Мозговая организация внимания. Нарушения внимания. Психологическая структура внимания. Модально-неспецифические расстройства внимания при поражении различных уровней неспецифической системы. Модально-специфические расстройства внимания при поражении анализаторных систем. Нарушения произвольного внимания при поражении лобных долей мозга.

Тема 7. Психофизиология и нейропсихология памяти

Энграмма. Временная организация памяти. Стадии фиксации памяти. Теория активной памяти. Процедурная память. Декларативная память. Молекулярные механизмы памяти. Нейронные коды памяти. Психическая организация процессов памяти. Уровень иконической памяти. Модально-неспецифические формы памяти. Модально-специфические формы памяти. Нарушения памяти. Амнезии. Виды нарушения памяти. Модально-неспецифические расстройства памяти при поражении разных уровней неспецифической системы мозга. Корсаковский синдром. Модально-специфические расстройства памяти при поражении корковых отделов анализаторных систем мозга. Нарушения памяти как мнестической деятельности при поражении лобных долей мозга. Произвольная и непроизвольная память. Семантическая и эпизодическая память. Рабочая память. Нарушения памяти при поражении правого и левого полушарий мозга.

Тема 8. Психофизиология и нейропсихология мышления и речи

Механизмы мышления. Психическая и мозговая организация процессов наглядного и вербально-логического мышления. Нарушения мышления. Психологическая структура мышления. Нарушения мышления при поражении лобных долей мозга. Нарушения мышления при поражении затылочных, теменных и височных отделов мозга. Особенности нарушения интеллектуальной деятельности при поражении левого и правого полушарий мозга. Мышление и речь. Психофизиология речевых процессов. Речь как система сигналов. Периферические системы обеспечения речи. Мозговые центры речи. Речь и межполушарная асимметрия. Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе. Психическая и мозговая организация речевой деятельности. Условия понимания целого связного речевого высказывания. Симультанный синтез элементов развернутой речи. Участие лобных долей мозга в развернутой экспрессивной речи. Нарушения речи. Афазии. Психологическая структура речи. Виды и формы речевой деятельности. Классификация афазий А.Р.Лурия (сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, семантическая, афферентная моторная или кинестетическая, эфферентная моторная или кинетическая, динамическая афазии).

Роль правого полушария в организации речевой деятельности. Неафазические нарушения речи (дизартрии, алалии и т.д.).

Тема 9. Психофизиология и нейропсихология сознания и бессознательного

Сознание. Основные концепции сознания. Концепция «светлого пятна». Информационный синтез как мозговая основа возникновения субъективных переживаний. Понятие бессознательного в психофизиологии. Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия Семантическое дифференцирование неосознаваемых стимулов. Обратные временные связи и механизм «психологической защиты». Нейропсихологический анализ нарушений сознания. Клиника локальных поражений мозга при нарушении сознания. Дифференцированный вклад различных структур в мозговую организацию сознания. Особенности межполушарной организации мозга и сознание.

Тема 10. Психофизиология и нейропсихология эмоционально-потребностной сферы

Потребности. Мотивация поведения и ее психофизиологические основы. Эмоция как отражение актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Роль эмоций в структуре психической деятельности. Основные параметры эмоций. Базальные эмоции, положительная и отрицательная эмоциональные системы. Проявления эмоций в зависимости от асимметрии головного мозга. Эмоциональные и личностные нарушения. Феноменология эмоциональных и личностных нарушений у больных с локальными поражениями мозга. Эмоциональные и личностные расстройства при поражении левого и правого полушарий мозга. Методы контроля эмоционального состояния человека.

Тема 11. Синдромный анализ нарушений высших психических функций

Синдромный анализ нарушений высших психических функций. Методы нейропсихологического исследования. Нейропсихологические симптомы, нейропсихологические синдромы, нейропсихологические факторы. Методы нейропсихологического исследования когнитивных функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и др.).

Нейропсихологическое исследование эмоциональных и личностных расстройств. Качественная и количественная характеристика нарушений высших психических функций.

Тема 12. Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга

Нейропсихологические синдромы при поражении корковых отделов больших полушарий. Нейропсихологические синдромы поражения затылочных, височных, теменных отделов мозга. Синдромы поражения теменно-височно-затылочных отделов мозга (зоны ТPО).

Нейропсихологические синдромы поражения лобных долей мозга. Синдромы поражения премоторных и префронтальных отделов лобных долей мозга. Синдромы поражения медио-базальных отделов лобных долей мозга. Нейропсихологические синдромы поражения глубинных подкорковых структур мозга. Синдромы поражения неспецифических структур мозга – уровня нижних отделов ствола, диэнцефальных, лимбических структур мозга. Синдромы поражения базальных ядер. Синдромы поражения мозолистого тела. Специфика нейропсихологических синдромов при симметричных поражениях левого и правого полушарий головного мозга. Нейропсихологические синдромы у леворуких. Особенности нейропсихологических синдромов, связанные с характером заболевания (опухоли, черепно-мозговая травма, сосудистые поражения, атрофические процессы, последствия радиационного воздействия, эпилепсия, шизофрения, аффективная патология, наркомания и алкоголизм и т.д.).

Тема 13. Психофизиология и нейропсихология движений и действий

Понятие о движении. Нервно-мышечная система и особенности ее строения. Проприорецепция. Схема тела. Аппараты управления движениями. Двигательные программы. Современные представления о строении двигательной системы. Концепция Н.А.Бернштейна. Выработка двигательных навыков. Нарушения произвольных движений. Пирамидная и экстрапирамидная системы: симптомы поражения. Апраксии. Классификация апраксий А.Р.Лурия (пространственная, кинестетическая, кинетическая, регуляторная).

Виды двигательных персевераций. Роль левого и правого полушарий в произвольной регуляции движений.

Тема 14. Психофизиологические и нейропсихологические механизмы поведения

Определение адаптации. Стресс. Общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса. Острый и хронический стресс. Копинг. Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Выученная беспомощность. Влияние социально значимого стресса на восприятие эмоциональной информации. Механизмы иммунодепрессии, обусловленной стрессом. Центральная регуляция стрессовых реакций. Центральные механизмы адаптации. Срыв процесса адаптации и незавершенная адаптация. Поведенческие аддикции.

Тема 15. Дифференциальная психофизиология

Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий человека. Развитие учений о свойствах и типах нервной системы человека (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов).

Психофизиологическая характеристика основных свойств нервной системы. Подходы к изучению темперамента. Индивидуальный стиль деятельности и свойства нервной системы. Обще и специальные способности в связи с особенностями нервной системы человека. Психофизиология пола. Половая дифференцировка мозга. Особенности сексуального поведения человека. Феромоны и их влияние на сексуальное поведение. Психофизиологические причины измененного сексуального поведения. Половые различия познавательных процессов. Половые различия в приспособлении к среде.

Тема 16. Новые направления прикладной психофизиологии и нейропсихологии

Педагогическая психофизиология. Экзаменационный стресс. Мониторинг функционального состояния учащихся. Социальная психофизиология. Психофизиологические корреляты группового поведения. Экологическая психофизиология. Изучение психофи­зиологических механизмов воздействия на человека экологически вред­ных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение.

Психофизиология профессионального отбора и профпригодности. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.

Паранатальная психофизиология и нейропсихология.

Нейропсихологическое обследование детей как компонент деятельности практического психолога. Принципы и методы нейропсихологического обследования детей.

Психофизиологические механизмы старения.

Информационно-методическая часть

Список основной и дополнительной литературы

По дисциплине

«Психофизиология и нейропсихология»

Основная

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 373 с.
  2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология».– М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2001. – 400 с.
  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
  4. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – М.: ПЕР СЭ; ЛОГОС, 2003.– 544 с.
  5. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И.Александров. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 432 с.
  6. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.

Дополнительная

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 160 с.

  2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие / Л.И. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина и др.; под. Ред. Л.С. Цветковой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – 263 с.
  3. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения» / Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 72 с.
  4. Ашкинази Л. Анатомия вкуса // Наука и жизнь. – 2003. – № 8. – С. 16-20.
  5. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – СПб.: Лань , 2002. – 408 с.
  6. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988. – 344 с.
  7. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 384 с.
  8. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М.: Книга, 1994. – 231 с.
  9. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 144 с.
  10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
  11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
  12. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
  13. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. – М.: Наука, 1983. – 171 с.
  14. Левин В. Человек, разгадавший тайну живого движения (о Н.А.Бернштейне) // Наука и жизнь. – 2005. – № 10. – С.50-55.
  15. Лозовская Е. Штрих-код запаха // Наука и жизнь. – 2004. – № 12. – С.31.
  16. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М.: Издательство Московского университета, 1998 . – 335 с.
  17. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 Ч. – М.: Гуманит. изд. ценр ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 304 с.
  18. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов: Методические рекомендации / Сост. Э.Г. Симерницкая, И.А. Скворцов, Л.И. Московивичюте и др. – М.: МЗ СССР, 1988. – 21 с.
  19. Мозг и разум / Отв. ред. Д.И. Дубровский.– М.: Наука, 1994.– 175 с.
  20. Мужчина и женщина: 109 различий // Наука и жизнь. – 2004. – № 11. – С.35-39.
  21. Начала физиологии / Под ред. А.Д.Ноздрачева.– СПб.: Лань, 2001. – 1087 с.
  22. Основы нейропсихологии: учеб-метод. Пособие / авт.-сост. Е.В. Костюченко. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 200 с.
  23. Психофизиология. Конспект лекций / Автор-составитель В.А.Титов. – М.: Приор-издат, 2003. – 176 с.
  24. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2002. – 227 с.
  25. Соколов Е.Н. Психофизиология. Нейрон. – М.: Издательство МГУ, 1981. – 64 с.
  26. Фролов Ю. Считаю до трех // Наука и жизнь.– 2005.– № 2.– С. 66-68.
  27. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. – М.: Мир, 1981. – 356 с.
  28. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 84 с.

Планы семинарских занятий по дисциплине «психофизиология и нейропсихология»

(всего 24 часа)

Семинар 1 .Теоретические основы и практическое значение психофизиологии и нейропсихологии

1. Предмет и задачи психофизиологии и нейропсихологии.

2. Психофизиологическая проблема

3. Проблема локализации высших психических функций.

4. Методы изучения работы головного мозга (электроэнцефалография, вызванные потенциалы, топографическое картирование электрической активности мозга, компьютерная томография, регистрация нейронной активности, методы воздействия на мозг).

5. Методы воздействия на мозг (метод раздражения (сенсорная стимуляция, электрическая стимуляция), и метод разрушения участков мозга (выключения).

6. Методы регистрации вегетативных показателей (электрическая активность кожи, показатели функционирования сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем, реакции глаз, клиренсные методы).

Литература

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 373 с.
  2. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 144 с.
  3. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология».– М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2001. – 400 с.
  4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
  5. Начала физиологии / Под ред. А.Д.Ноздрачева.– СПб.: Лань, 2001. – 1087 с.
  6. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – М.: ПЕР СЭ; ЛОГОС, 2003.– 544 с.
  7. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И.Александров. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 432 с.
  8. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.

Семинар 2. Локальные системы мозга и их функциональная организация

1. Нейроны, их строение и функции.

2. Строение и функции нервной системы.

3. Головной мозг, его строение и функции.

4. Функциональные блоки мозга.

5. Локальные системы мозга и их функциональная организация.

Литература

  1. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения» / Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 72 с.
  2. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 144 с.
  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
  4. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 Ч. – М.: Гуманит. изд. ценр ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 304 с.
  5. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология».– М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2001. – 400 с.
  6. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – М.: ПЕР СЭ; ЛОГОС, 2003.– 544 с.
  7. Основы нейропсихологии: учеб-метод. Пособие / авт.-сост. Е.В. Костюченко. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 200 с.
  8. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И.Александров. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 432 с.
  9. Психофизиология. Конспект лекций / Автор-составитель В.А.Титов. – М.: Приор-издат, 2003. – 176 с.

Семинар 3. Психофизиология и нейропсихология сенсорно-перцептивных процессов

1. Сенсорная система, ее функции, принцип организации.

2. Переработка информации в сенсорной системе.

3. Прием и переработка информации в зрительной системе.

4. Слуховая система.

5. Соматосенсорная система.

6. Обонятельная система.

7. Вкусовая система.

8. Висцеральная сенсорная система.

9. Нейропсихология сенсорно-перцептивных процессов.

Литература

  1. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения» / Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 72 с.
  2. Ашкинази Л. Анатомия вкуса // Наука и жизнь. – 2003. – № 8. – С. 16-20.
  3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988. – 344 с.
  4. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 373 с.
  5. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология».– М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2001. – 400 с.
  6. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 Ч. – М.: Гуманит. изд. ценр ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 304 с.
  7. Лозовская Е. Штрих-код запаха // Наука и жизнь. – 2004. – № 12. – С.31.
  8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
  9. Начала физиологии / Под ред. А.Д.Ноздрачева.– СПб.: Лань, 2001. – 1087 с.
  10. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – М.: ПЕР СЭ; ЛОГОС, 2003.– 544 с.
  11. Основы нейропсихологии: учеб-метод. Пособие / авт.-сост. Е.В. Костюченко. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 200 с.
  12. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И.Александров. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 432 с.

Семинар 4. Психофизиология и нейропсихология функциональных состояний

1. Бодрствование и сон.

2. Функциональное значение сна.

3. Психофизиологические механизмы сна.

4. Сновидения, депривация сна.

Литература

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 373 с.
  2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология».– М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2001. – 400 с.
  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
  4. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – М.: ПЕР СЭ; ЛОГОС, 2003.– 544 с.
  5. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И.Александров. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 432 с.
  6. Основы нейропсихологии: учеб-метод. Пособие / авт.-сост. Е.В. Костюченко. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 200 с.
  7. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.

Семинар 5. Психофизиология и нейропсихология внимания

1. Характеристики и виды внимания.

2. Модулирующая система мозга.

3.Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность.

4. Нейропсихология внимания.

Литература

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология.–М.:Аспект Пресс, 2002. –373 с.
  2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология».– М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2001. – 400 с.
  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
  4. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – М.: ПЕР СЭ; ЛОГОС, 2003.– 544 с.
  5. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И.Александров. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 432 с.
  6. Основы нейропсихологии: учеб-метод. Пособие / авт.-сост. Е.В. Костюченко. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 200 с.
  7. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.

Семинар 6. Психофизиология и нейропсихология памяти

1. Характеристика памяти, ее виды.

2. Теории физиологических основ памяти.

3. Системная психофизиология научения.

4. Нейропсихология памяти.

Литература

  1. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения» / Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 72 с.
  2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988. – 344 с.
  3. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 373 с.
  4. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология».– М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2001. – 400 с.
  5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
  6. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – М.: ПЕР СЭ; ЛОГОС, 2003.– 544 с.
  7. Основы нейропсихологии: учеб-метод. Пособие / авт.-сост. Е.В. Костюченко. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 200 с.
  8. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.

Семинар 7. Психофизиология и нейропсихология мышления и речи

1. Механизмы мышления

2. Мозговая организация речи.

3. Функции речи.

4. Функциональная асимметрия мозга и мыслительная деятельность.

5. Нейропсихология мышления и речи.

Литература

  1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988. – 344 с.
  2. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 373 с.
  3. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология».– М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2001. – 400 с.
  4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
  5. Мозг и разум / Отв. ред. Д.И. Дубровский.– М.: Наука, 1994.– 175 с.
  6. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – М.: ПЕР СЭ; ЛОГОС, 2003.– 544 с.
  7. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И.Александров. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 432 с.
  8. Основы нейропсихологии: учеб-метод. Пособие / авт.-сост. Е.В. Костюченко. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 200 с.
  9. Фролов Ю. Считаю до трех // Наука и жизнь.– 2005.– № 2.– С. 66-68.
  10. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.

Семинар 8. Психофизиология и нейропсихология сознания и бессознательного

1. Основные концепции сознания

2. Функции сознания

3. Сознание, общение и речь.

4. Функциональная асимметрия полушарий и бессознательное.

Литература

  1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988. – 344 с.
  2. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 373 с.
  3. Иваницкий А.М. Главная загадка природы: как на основе работы мозга возникают субъективные переживания // Психологический журнал, 1999.– Т.20. – № 3. – С. 93.
  4. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. – СПб.: Питер, 2004. – 167 с.
  5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
  6. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М.: Издательство Московского университета, 1998 . – 335 с.
  7. Мозг и разум / Отв. ред. Д.И. Дубровский.– М.: Наука, 1994.– 175 с.
  8. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология».– М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2001. – 400 с.
  9. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – М.: ПЕР СЭ; ЛОГОС, 2003.– 544 с.
  10. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И.Александров. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 432 с. Основы нейропсихологии: учеб-метод. Пособие / авт.-сост. Е.В. Костюченко. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 200 с.
  11. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции мозга. – М.: Наука, 1985. – 200 с.
  12. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.

Семинар 9. Психофизиология и нейропсихология эмоционально-потребностной сферы

1. Функции эмоций.

2. Классификация эмоций.

3. Лицевая экспреcсия и эмоции.

4. Функциональная ассиметрия мозга и эмоции.

5. Эмоции и деятельность.

6. Физиологические основы потребностей и мотивации.

7. Нейропсихология эмоционально-потребностной сферы.

Литература

  1. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения» / Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 72 с.
  2. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 373 с.
  3. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология».– М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2001. – 400 с.
  4. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – М.: ПЕР СЭ; ЛОГОС, 2003.– 544 с.
  5. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И.Александров. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 432 с.
  6. Основы нейропсихологии: учеб-метод. Пособие / авт.-сост. Е.В. Костюченко. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 200 с.
  7. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.

Семинар 10. Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга

1. Синдромный анализ нарушений высших психических функций.

2. Нейропсихологические синдромы при поражении корковых отделов больших полушарий.

3. Нейропсихологические синдромы поражения глубинных подкорковых структур мозга.

4. Синдромы поражения неспецифических структур мозга

5. Специфика нейропсихологических синдромов при симметричных поражениях левого и правого полушарий головного мозга.

6. Особенности нейропсихологических синдромов, связанные с характером заболевания.

7. Принципы и методы нейропсихологического обследования детей.

Литература

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие / Л.И. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина и др.; под. Ред. Л.С. Цветковой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – 263 с.
  2. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения» / Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 72 с.
  3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 384 с.
  4. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М.: Книга, 1994. – 231 с.
  5. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
  6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
  7. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов: Методические рекомендации / Сост. Э.Г. Симерницкая, И.А. Скворцов, Л.И. Московивичюте и др. – М.: МЗ СССР, 1988. – 21 с.
  8. Основы нейропсихологии: учеб-метод. Пособие / авт.-сост. Е.В. Костюченко. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 200 с. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2002. – 227 с.
  9. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.
  10. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 84 с.

Семинар 11. Психофизиология и нейропсихология движений и действий

1. Современные представления о строении двигательной системы.

2. Концепция Н.А.Бернштейна.

3. Выработка двигательных навыков.

4. Нейропсихология движений и действий.

Литература

  1. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения» / Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 72 с.
  2. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 373 с.
  3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 384 с.
  4. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология».– М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2001. – 400 с.
  5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
  6. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – М.: ПЕР СЭ; ЛОГОС, 2003.– 544 с.
  7. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И.Александров. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 432 с.
  8. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.

Семинар 12. Психофизиологические и нейропсихологические механизмы поведения

1. Общий адаптационный синдром.

2. Стадии развития стресса.

3. Центральная регуляция стрессовых реакций.

4. Поведенческие аддикции.

Литература

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 373 с.
  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 384 с.
  3. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология».– М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2001. – 400 с.
  4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
  5. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – М.: ПЕР СЭ; ЛОГОС, 2003.– 544 с.
  6. Основы психофизиологии: Учебник / Отв.ред. Ю.И.Александров. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 432 с.