1.Жанровое своеобразие ренессансной комедии, её новаторство, пафос. Особенности композиции пьес Шекспира, Лопе де Вега, Макиавелли. Поэтика названий.
2. Проблематика комедий.
3.Любовные перипитии как основа конфликта в комедиях Шекспира, Лопе де Вега и Макиавелли.
4. Образы влюблённых и слуг, своеобразие их художественного воплощения.
5. Характер комического в произведениях мастеров ренессансной драматургии. Традиции античного и народного театра (комизм ситуаций, характеров: буффонада, каламбур. ирония).
Литература
1. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия, Испания, Англия. – Л., 1973.
2. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.3 – М.: Наука, 1985.
3. Плавскин З.И. Лопе де Вега: 1562 – 1635. – Л.-М., 1960.
4. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. – Сов. Писатель, 1989.
5. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.3 – М.: Наука, 1985.:
6. Аникст А.А. Ремесло драматурга. – М.: Худ.лит., 1974.
7. Западноевропейский театр: от эпохи Возрождения до рубежа ХIХ – ХХ вв. – М.: РГГУ, 2001.
Практическое занятие № 10
Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль»
1. Ф. Рабле и французское Возрождение.
2. Жанровое своеобразие и структура романа.
3. Проблематика и система конфликтов в произведении Рабле. Гуманистические идеалы.
4. Философия пантагрюэлизма.
5. Образ мира в романе. Способы его комического воплощения (гротеск, ирония, пародия, языковая игра).
6. Природа смеха у Рабле (концепция М. Бахтина).
7. Эволюция представлений о судьбе гуманизма, отраженной в образной системе: Гаргантюа – Пантагрюэль – Панург.
Литература
1. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М.: Худож. лит., 1990.
2. Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. – М.: Гослитиздат, 1961.
3. Артамонов С.Д. Франсуа Рабле. – М.: Худож. лит., 1948.
4. История всемирной литературы: В 9-ти тт. – Т. 3 – М.: Наука, 1985.
5. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. –М.: Высш. шк., 1987.
6. Евнина Е.М. Франсуа Рабле. – М.: ГИХЛ, 1948.
7. История французской литературы: В 3-х тт. – Т. 1. – М-Л.: АН СССР, 1946.
Тема 1. История психологии как наука.
... психологии. 2.3. Библиографический список (основной литературы): Галустова О.В. История психологии: в вопрсах и ответах: ... студентов со стадиями развития категориального аппарата науки и раскрытие своеобразия их конкретного содержания в различные исторические ... арабоязычной науке. Психологические идеи средневековой Европы (Августин, Фома Аквинский). Психологические взгляды в эпоху Возрождения. ...
8. Анненская А. Рабле // Рабле. Сервантес. Шекспир. Мильтон. Свифт. Биографические очерки. –СПб: Редактор, 1998.
9. Кирнозе З.И. Франсуа Рабле // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч.2./ Под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение, 1997.
Практическое занятие № 11
Трагедия французского классицизма:
П. Корнель, «Сид». Ж. Расин, «Федра»
План
1. Трагедия как жанр в художественной системе классицизма (способ отражения действительности, выбор жанров, язык).
2. Трагедия П. Корнеля «Сид»:
a. сущность конфликта;
b. композиция;
c. система образов.
3. Трагедия Ж. Расина «Федра»:
a. переосмысление традиции античной драмы (Еврипид «Ипполит»);
b. особенности конфликта;
c. концепция любви;
d. образ главной героини;
e. специфика нового стиля трагедии, психологизм.
4. Творчество П. Корнеля и Ж. Расина: два этапа в истории французского классицизма (проблематика, герой, характер конфликта, художественный язык).
5. Конфликт страсти и долга в «Сиде» «Федре». Сравнительная характеристика. Новый этап женского самосознания.
6. Переосмысление античного мифа в античной трагедии (Еврипид, Сенека).
7. Особенности художественного языка «Федры». Специфика нового стиля трагедии.
8. Своеобразие Расина как позднего классициста (сравнить с Корнелем).
Письменное задание
1. Найдите и выпишите элементы классицистического канона трагедии (конфликт, герой, художественный язык и т.д.) в трактате Н. Буало«Поэтическое искусство» (Буало Н. Поэтическое искусство. – http://fgpodsobka.narod.ru/poetica.htm (Песнь третья)).
ЛИТЕРАТУРА
1. Обломиевский Д.Д. Корнель // История всемирной литературы в 9 т. – Т. 4. – М.: Наука, 1987. – С. 120-127.
2. Виппер Ю.Б. Расин // История всемирной литературы в 9 т. – Т. 4. – М.: Наука, 1987. – С. 138-146.
3. Виппер Ю.Б. Драматургия Расина // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. – М.: Худож. лит., 1990. – С. 183-194.
4. Обломиевский Д. Французский классицизм. Очерки. – М.: Наука, 1968.
5. Козлова Н.П., Ранний европейский классицизм (XVI-XVII вв.) // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С.5-28.
6. Адан А. Театр Корнеля и. Расина // Театр французского классицизма – М.: Худож. лит., 1970. – С. 5-18.
7. Бахмутский В.Я. Время и пространство во французской классической трагедии XVII века // Бахмутский В.Я. В поисках утраченного: (от классицизма до Умберто Эко): статьи разных лет. – М.: МПП «Измайлово», 1994. – С. 3-19.
8. Корнель П. Рассуждение о трех единствах действия, времени и места // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. З84-391.
9. Корнель П. Рассуждение о полезности и частях драматического произведения // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. З61-377.
10. Расин Ж. Предисловие к трагедии «Андромаха» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. 419-420.
11. Жирмунская Н.А. Трагедии Расина и Примечания // Расин Жан. Трагедии / Сер. «Литературные памятники» /. – Л.: Наука, 1977. – С. 377-408; 409-428.
12. Бахмутский В.Я. Театр слова (Время и пространство во французской классической трагедии) // Бахмутский В.Я. Пороги культуры. – М.: Гелеос, 2005. – С. 46-63.
Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер
... сформировался ранее всего, здесь же он принял наиболее законченные формы. Представители классицизма: Корнель, Расин, Мольер (Франция) 2. Происхождение и общественная роль театра в Испании. Трактат ... Трактат Лопе - это манифест новатора, это протест против утвержденных норм литературной науки. Утверждая независимость национальной драмы, живущей не механическим следованием нормам античной поэтики, ...
13. Мориак Ф. Жизнь Жана Расина // Мориак Ф. Жизнь Жана Расина; Нерваль Ж. де. Исповедь Никола; Виньи А. де Стелло, или Синие демоны / Пер. с фр. – М.: Книга, 1988.
14. Федра // Мифы народов мира в 2-х т. – Т.2. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.
Практическое занятие № 12
Ж.-Б. Мольер, «Тартюф», «Дон Жуан»
План
1. История создания комедии «Тартюф».
2. Понятие «высокойкомедии» в творчестве Мольєра.
3. Система образов в комедии: антагонисты и жертвы.
4. Образы Тартюфа и Оргона, их структура и способы создания.
5. Особенности конфликта. Сатирическое и комичное начала в комедии
6. Истоки сюжета «ДонЖуана», своеобразие мольеровской интерпретации.
7. Основная тема трагикомедии, особенности ее развития. Образы Дон Жуана и Сганареля.
8. Пьеса «ДонЖуан» и каноны классицизма.
Конспектирование + письменное задание
1. Шайтанов И. Мольер // Искусство европейской комедии в XVII веке http://lit.1september.ru/article.php?ID=200102006
2. Выпишите из текста в две колонки все положительные и отрицательные характеристики Тартюфа, которые дают ему персонажи комедии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мольер. Тартюф. Дон Жуан (любоеиздание).
2. Обломиевский Д.Д. Мольер // История всемирной литературы в 9 т. – Т. 4. – М.: Наука, 1987. – С. 146-152.
3. История французской литературы. Т.1. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946.
4. Обломиевский Д. Французский классицизм. – М.: Наука, 1968.
5. Гликман И. Мольер. – М.; Л.: Худож. лит., 1966.
6. Бояджиев Г. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М. : Искусство, 1967
7. Булгаков М. Жизнь господина де Мольера (будь-яке видання).
8. Бордонов. Мольер. – М.: Искусство, 1983.
9. Мольер Ж.-Б.Критика «Школы жен» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – С. 392-405.
10. Гриб В.Р. Мольер // Гриб В.Р. Избранные работы: Статьи и лекции по зарубежной литературе. – М.: Гослитиздат, 1956. – С. 335–390.
Практическое занятие № 13