Шекспир, «Сон в летнюю ночь», Лопе де Вега «Собака на сене», Макиавелли «Мандрагора».

1.Жанровое своеобразие ренессансной комедии, её новаторство, пафос. Особенности композиции пьес Шекспира, Лопе де Вега, Макиавелли. Поэтика названий.

2. Проблематика комедий.

3.Любовные перипитии как основа конфликта в комедиях Шекспира, Лопе де Вега и Макиавелли.

4. Образы влюблённых и слуг, своеобразие их художественного воплощения.

5. Характер комического в произведениях мастеров ренессансной драматургии. Традиции античного и народного театра (комизм ситуаций, характеров: буффонада, каламбур. ирония).

 

Литература

1. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия, Испания, Англия. – Л., 1973.

2. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.3 – М.: Наука, 1985.

3. Плавскин З.И. Лопе де Вега: 1562 – 1635. – Л.-М., 1960.

4. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. – Сов. Писатель, 1989.

5. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.3 – М.: Наука, 1985.:

6. Аникст А.А. Ремесло драматурга. – М.: Худ.лит., 1974.

7. Западноевропейский театр: от эпохи Возрождения до рубежа ХIХ – ХХ вв. – М.: РГГУ, 2001.

 

Практическое занятие № 10

Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль»

 

1. Ф. Рабле и французское Возрождение.

2. Жанровое своеобразие и структура романа.

3. Проблематика и система конфликтов в произведении Рабле. Гуманистические идеалы.

4. Философия пантагрюэлизма.

5. Образ мира в романе. Способы его комического воплощения (гротеск, ирония, пародия, языковая игра).

6. Природа смеха у Рабле (концепция М. Бахтина).

7. Эволюция представлений о судьбе гуманизма, отраженной в образной системе: Гаргантюа – Пантагрюэль – Панург.

 

Литература

1. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М.: Худож. лит., 1990.

2. Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. – М.: Гослитиздат, 1961.

3. Артамонов С.Д. Франсуа Рабле. – М.: Худож. лит., 1948.

4. История всемирной литературы: В 9-ти тт. – Т. 3 – М.: Наука, 1985.

5. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. –М.: Высш. шк., 1987.

6. Евнина Е.М. Франсуа Рабле. – М.: ГИХЛ, 1948.

7. История французской литературы: В 3-х тт. – Т. 1. – М-Л.: АН СССР, 1946.

17 стр., 8110 слов

Тема 1. История психологии как наука.

... психологии. 2.3. Библиографический список (основной литературы): Галустова О.В. История психологии: в вопрсах и ответах: ... студентов со стадиями развития категориального аппарата науки и раскрытие своеобразия их конкретного содержания в различные исторические ... арабоязычной науке. Психологические идеи средневековой Европы (Августин, Фома Аквинский). Психологические взгляды в эпоху Возрождения. ...

8. Анненская А. Рабле // Рабле. Сервантес. Шекспир. Мильтон. Свифт. Биографические очерки. –СПб: Редактор, 1998.

9. Кирнозе З.И. Франсуа Рабле // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч.2./ Под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение, 1997.

 

Практическое занятие № 11

Трагедия французского классицизма:

П. Корнель, «Сид». Ж. Расин, «Федра»

План

1. Трагедия как жанр в художественной системе классицизма (способ отражения действительности, выбор жанров, язык).

2. Трагедия П. Корнеля «Сид»:

a. сущность конфликта;

b. композиция;

c. система образов.

3. Трагедия Ж. Расина «Федра»:

a. переосмысление традиции античной драмы (Еврипид «Ипполит»);

b. особенности конфликта;

c. концепция любви;

d. образ главной героини;

e. специфика нового стиля трагедии, психологизм.

4. Творчество П. Корнеля и Ж. Расина: два этапа в истории французского классицизма (проблематика, герой, характер конфликта, художественный язык).

5. Конфликт страсти и долга в «Сиде» «Федре». Сравнительная характеристика. Новый этап женского самосознания.

6. Переосмысление античного мифа в античной трагедии (Еврипид, Сенека).

7. Особенности художественного языка «Федры». Специфика нового стиля трагедии.

8. Своеобразие Расина как позднего классициста (сравнить с Корнелем).

 

Письменное задание

1. Найдите и выпишите элементы классицистического канона трагедии (конфликт, герой, художественный язык и т.д.) в трактате Н. Буало«Поэтическое искусство» (Буало Н. Поэтическое искусство. – http://fgpodsobka.narod.ru/poetica.htm (Песнь третья)).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Обломиевский Д.Д. Корнель // История всемирной литературы в 9 т. – Т. 4. – М.: Наука, 1987. – С. 120-127.

2. Виппер Ю.Б. Расин // История всемирной литературы в 9 т. – Т. 4. – М.: Наука, 1987. – С. 138-146.

3. Виппер Ю.Б. Драматургия Расина // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. – М.: Худож. лит., 1990. – С. 183-194.

4. Обломиевский Д. Французский классицизм. Очерки. – М.: Наука, 1968.

5. Козлова Н.П., Ранний европейский классицизм (XVI-XVII вв.) // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С.5-28.

6. Адан А. Театр Корнеля и. Расина // Театр французского классицизма – М.: Худож. лит., 1970. – С. 5-18.

7. Бахмутский В.Я. Время и пространство во французской классической трагедии XVII века // Бахмутский В.Я. В поисках утраченного: (от классицизма до Умберто Эко): статьи разных лет. – М.: МПП «Измайлово», 1994. – С. 3-19.

8. Корнель П. Рассуждение о трех единствах действия, времени и места // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. З84-391.

9. Корнель П. Рассуждение о полезности и частях драматического произведения // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. З61-377.

10. Расин Ж. Предисловие к трагедии «Андромаха» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. 419-420.

11. Жирмунская Н.А. Трагедии Расина и Примечания // Расин Жан. Трагедии / Сер. «Литературные памятники» /. – Л.: Наука, 1977. – С. 377-408; 409-428.

12. Бахмутский В.Я. Театр слова (Время и пространство во французской классической трагедии) // Бахмутский В.Я. Пороги культуры. – М.: Гелеос, 2005. – С. 46-63.

12 стр., 5970 слов

Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер

... сформировался ранее всего, здесь же он принял наиболее законченные формы. Представители классицизма: Корнель, Расин, Мольер (Франция) 2. Происхождение и общественная роль театра в Испании. Трактат ... Трактат Лопе - это манифест новатора, это протест против утвержденных норм литературной науки. Утверждая независимость национальной драмы, живущей не механическим следованием нормам античной поэтики, ...

13. Мориак Ф. Жизнь Жана Расина // Мориак Ф. Жизнь Жана Расина; Нерваль Ж. де. Исповедь Никола; Виньи А. де Стелло, или Синие демоны / Пер. с фр. – М.: Книга, 1988.

14. Федра // Мифы народов мира в 2-х т. – Т.2. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.

 

Практическое занятие № 12

Ж.-Б. Мольер, «Тартюф», «Дон Жуан»

План

1. История создания комедии «Тартюф».

2. Понятие «высокойкомедии» в творчестве Мольєра.

3. Система образов в комедии: антагонисты и жертвы.

4. Образы Тартюфа и Оргона, их структура и способы создания.

5. Особенности конфликта. Сатирическое и комичное начала в комедии

6. Истоки сюжета «ДонЖуана», своеобразие мольеровской интерпретации.

7. Основная тема трагикомедии, особенности ее развития. Образы Дон Жуана и Сганареля.

8. Пьеса «ДонЖуан» и каноны классицизма.

 

Конспектирование + письменное задание

1. Шайтанов И. Мольер // Искусство европейской комедии в XVII веке http://lit.1september.ru/article.php?ID=200102006

2. Выпишите из текста в две колонки все положительные и отрицательные характеристики Тартюфа, которые дают ему персонажи комедии.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Мольер. Тартюф. Дон Жуан (любоеиздание).

2. Обломиевский Д.Д. Мольер // История всемирной литературы в 9 т. – Т. 4. – М.: Наука, 1987. – С. 146-152.

3. История французской литературы. Т.1. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946.

4. Обломиевский Д. Французский классицизм. – М.: Наука, 1968.

5. Гликман И. Мольер. – М.; Л.: Худож. лит., 1966.

6. Бояджиев Г. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М. : Искусство, 1967

7. Булгаков М. Жизнь господина де Мольера (будь-яке видання).

8. Бордонов. Мольер. – М.: Искусство, 1983.

9.  Мольер Ж.-Б.Критика «Школы жен» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – С. 392-405.

10. Гриб В.Р. Мольер // Гриб В.Р. Избранные работы: Статьи и лекции по зарубежной литературе. – М.: Гослитиздат, 1956. – С. 335–390.

 

Практическое занятие № 13