С1- Что мешает считать Лопахина подлинным спасителем вишнёвого сада?
В комедии А.П.Чехова вишнёвый сад- реликвия Раневских, с которой у этой семьи связаны трепетные воспоминания. Продавать имение- последняя крайность для них. Они надеются на спасение сада, надеются на то, что его удастся выкупить на торгах. И тут его приобретает один из персонажей пьесы, купец Лопахин. В своём монологе он открыто заявляет, что хочет вырубить сад, его эмоции отражаются через риторическое восклицание: «Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!». Сад является не только местом, с которым у членов семьи Раневских связаны воспоминания, но и символом красивой, но теперь не нужной жизни. Лопахин разрушает эту жизнь, и именно поэтому его нельзя считать подлинным спасителем вишнёвого сада.
С1- Какова функция образа кометы в контексте событий романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?
Образ кометы в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» является символом новой, благополучной жизни. Автор характеризует её с помощью таких изобразительно-выразительных средств, как эпитеты: «белым светом», «огромная, яркая комета», сравнение: «вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, впилась тут». Несмотря на то, что для всех светлая звезда предвещала апокалипсис, для Пьера она олицетворяет счастливое будущее. Это подтверждают строки: «Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе». Образ кометы является «духовным путеводителем» героя Пьера Безухова в новую, светлую жизнь.
С2- В каких произведениях русской литературы 19-го – 20-го вв. природные явления выступают как знамения грядущих событий?
Русские писатели часто прибегали к символике природных явлений, как знамение грядущих событий в произведении. В поэме «Двенадцать» А.А.Блока метель- это неконтролируемая стихия, которая олицетворяет революцию. «Ветер, ветер! На ногах не стоит человек». В романе М.Булгакова «Белая гвардия», так же, символичным является образ «красного, дрожащего Марса». Он выступает как знак войны и связанных с нею кровопролитием, смертью и страданием. Природные явления в этих произведениях имеют большое смысловое значение, авторы превращают их в символы будущего.
С5- На какие два «полюса» можно разделить героев романа и по какому принципу(по «Войне и миру»)?
«Война и мир»- это роман-эпопея, который написан Л.Н.Толстым в 1863-1869 годах. Это произведение отражает глубину мироощущения и философии автора. Писатель в своём романе противопоставляет такие понятия, как война и мир, зло и добро, ложь и правда, ненависть и любовь.
Образ вожатого
... ваши мысли классифицировать по разделам: чем интересным я занимался в жизни? какие у меня есть способности и таланты? за что меня ... симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний ... (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей: Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а ...
И персонажи произведения тоже олицетворяют философское мировоззрение Л.Н.Толстого. Всех главных героев можно разделить на 2 полюса: люди «мира» и люди «войны». Первые живут ради добра, правды и любви, вторые же считают жизнь игрой, и всё ими совершается ради собственной выгоды.
Люди «мира»- положительные герои романа, к ним относятся Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская. Наташу Ростову можно охарактеризовать такой фразой: «сущность её жизни- любовь». Доброта и положительное начало в ней отражается через стремление к светлому, искреннему чувству. В первых главах романа Наташа предстаёт в образе весёлой, наивной «живой девочки». Она ведёт себя непринуждённо, бегает с одного места к другому, веселится, но, несмотря на свой неусидчивый характер, в эпизоде «ночь в Отрадном» она удивляет глубиной своей души, чуткостью и романтичностью. В силу своего открытого и доверчивого характера героиня влюбляется сначала в Андрея Болконского, потом попадает в коварные сети Анатоля Курагина, а в эпилоге появляется, как счастливая замужняя женщина, супругом которой является Пьер. Он трепетно и нежно относится к своей возлюбленной. Союз Наташи и Пьера- воплощение идеальной семьи, которая олицетворяет спокойствие и мир.
Андрей Болконский- человек чести, ему противны светские интриги, ложный патриотизм, неблагодарные устремления. В этом персонаже Л.Н.Толстой воплотил образ идеального человека. Ему присущи такие черты, как смелость, честность, патриотизм. Перед смертью Андрей испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения, он обрёл веру и неземную любовь.
К людям «войны» относятся такие персонажи, как Элен Безухова, Анатоль Курагин, Наполеон. Этим героям присущи эгоизм, бездушие, самовлюблённость. Жизнь для них- это игра. «Шахматы расставлены, игра начнётся завтра»- так говорил Наполеон перед сражением, которое для него было не больше, чем шахматная партия. Так же, людям «войны» характерна наигранность, театральность поведения. Элен- душа общества, её лицо и улыбка статичны, она вызывает восхищение: «Елена Васильевна, никогда и ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире,- думал Пьер,- представляется людям верхом ума и утончённости, и перед ней приклоняются».
По отношению к себе и к окружающим людей можно разделить на 2 полюса: добрые и злые. Первые готовы пренебречь собой для тех, кто в этом нуждается, вторые же живут только ради себя. Эту идею отразил в своём произведении Л.Н.Толстой.
С1- Какова роль сна Софьи в раскрытии душевных терзаний героини?
Сон, о котором рассказывает Софья в монологе, играет важную роль в раскрытии душевных терзаний героини. Она влюблена в Молчалина, секретаря её отца, но Фамусов хочет выдать её замуж за другого- богатого Скалозуба, и даже говорит: «Кто беден, тот тебе не пара». На этом и основаны терзанья Софьи. Автор показывает, насколько сильны чувства главной героини к Молчалину через сон, при описании которого использует такие изобразительно- выразительные средства, как эпитеты: «цветистый луг», «тёмной комнате», сравнение: «бледны, как смерть, и дыбом волоса», риторические восклицания: «и дыбом волоса!», «он вслед кричит!». Таким образом, сон играет важную роль в раскрытии душевного состояния и переживаний главной героини.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ТЕОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СОФЬИ НИКОЛАЕВНЫ ЛЫСЕНКОВОЙ
... а опорные схемы позволяют самостоятельно делать вывод в процессе объяснения материала. Лысенкова Софья Николаевна (24 февраля 1924 - 6 декабря 2012, Москва), российский педагог- ... опережающего обучения Цель исследования: выявить тенденции и особенности системы опережающего обучения Софьи Николаевны Лысенковой Задачи исследования: 1. Изучить теоретические обоснования системы опережающего обучения. ...
С2- В каких произведениях русской литературы герои видят сны и как их можно соотнести со сном Софьи?
Для того чтобы раскрыть внутренний мир персонажей некоторые русские писатели использовали сны героев. Так же, как и в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», к сновидениям обращались в своих произведениях А.С.Пушкин и М.Булгаков. Сон Татьяны в романе «Евгений Онегин»(А.С.Пушкин) является символическим эпизодом. Он помогает понять всю глубину переживаний героини, её эмоции и страхи(«И Таня в ужасе проснулась»).
Сон Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита»(М.Булгаков) также играет ключевую роль в раскрытии душевных качеств прокуратора. Он видит Иешуа и идёт рядом с ним и псом Бангой по лунной дороге, во сне главный герой раскаивается в казни Га-Ноцри(«Он пойдёт на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя»).
Сны Понтия Пилата и Татьяны можно соотнести со сновидением Софьи- они раскрывают персонажей с другой стороны(внутреннего мира), они помогают понять эмоции и переживания персонажей.
С5- Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому?
Комедия в стихах «Горе от ума» А.С.Грибоедова, который совмещает в ней традиции классицизма и романтизма, является одним из самых ярких произведений в творчестве автора. В основе пьесы лежит любовный конфликт, связанный с сюжетной линией Софья-Молчалин-Чацкий. Чацкий возвращается к своей возлюбленной Софье, которую не видел 3 года. Однако, за время его отсутствия девушка изменилась. Она обижена на Чацкого за то, что он бросил её, уехал и «не писал трёх слов», и влюблена в секретаря отца Молчалина.
Так почему же Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому? На это есть ряд объективных и субъективных причин. К первым можно отнести долгое отсутствие Чацкого, в то время, когда Молчалин постоянно находился рядом. В одной из реплик героиня высказала своё мнение по этому поводу: «Вот о себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него, ах! Если любит кто кого, зачем так ездить далеко?». Так же, к объективным причинам относится то, что Молчалина в таком обществе любить было легче, чем Чацкого. Уступчивость, скромность, молчание, умение прислуживать могли помочь выжить в таком окружении. А ум, вольнодумие, любое слово, сказанное против устоев, обрекли Чацкого на неудачу в фамусовском обществе. Как говорил герой: «Молчалины господствуют на свете».
Одной из ярких субъективных причин является увлечённость Софьи романами. «Ей сна нет от французских книг»(Фамусов).
Любовник-слуга- «идеальный роман», как будто из французских книг. Чацкий унижает избранника героини, тем самым вызывает её недовольство, и после она пускает слух о его безумии.
Показывая любовный конфликт, автор раскрывает характеры персонажей(Софьи, Чацкого, Молчалина).
Финал пьесы является драматичным- узнав правду, герои понимают свои ошибки, но уже становится поздно. Хоть и Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому, но она разочаровалась в этом выборе из-за того, что её возлюбленный оказался негодяем.
Лишний человек в произведениях русских писателей 19 века
... произведений не позволяет оценивать Онегина, Печорина и других только с точки зрения их общественной «пользы», а сам тип «лишнего человека» – это скорее результат осмысления названных героев ... Молчалину? Скалозубу? Это непростительно. Первый признак умного человека ... мнению критика, главный герой комедии – фигура ... века и некоторые литературоведы ХХ к типу «лишнего человека» относят Печорина, героев ...
С2- Каким героям русской литературы было присуще чувство превосходства над другими и чем они схожи с героем «Старухи Изергиль»?
Чувство превосходства над другими, как и герою «Старухи Изергиль», было присуще персонажам произведений М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Печорин(роман «Герой нашего времени») скучает, равнодушно относится к свету и, в общем, потерял интерес к жизни, он закрылся от всех людей(«Поневоле сердце очерствеет и душа закроется…»).
Герой возвышает себя над остальными и делает несчастными людей, которые его окружают. Раскольников же(роман «Преступление и наказание») возносит себя над другими немного по-иному, он разрабатывает собственную теорию. По ней все люди делятся на 2 разряда: «обыкновенные» и «необыкновенные», первые должны жить в послушании, вторые имеют дар или талант сказать в своей среде новое слово, и могут позволить своей совести перешагнуть через закон. Эти герои, Раскольников и Печорин, схожи с Ларрой из рассказа «Старуха Изергиль»- все они обречены на одиночество.
С1- В чём заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе «Судьба человека»?
Андрей Соколов- главный герой шолоховского рассказа «Судьба человека». На его долю выпали серьёзные жизненные испытания: война лишила его семьи(жену и дочерей убило бомбой, а сына пристрелил снайпер), так же Соколов испытал ужасы немецкого плена. В тяжёлых условиях Андрей вёл себя достойно, как настоящий герой. Сказовая форма повествования произведения помогает увидеть и прочувствовать все события вместе с персонажем: «На заре услыхал я в первый раз за два года, как громыхает наша артиллерия, и, знаешь, браток, как сердце забилось? Холостой еще ходил к Ирине на свиданья, и то оно так не стучало!». Автор изображает Соколова, как «человека несгибаемой воли», который испытал муки, страдания, тяготы во время войны, но всё же не уронил достоинства русского солдата. В этом и заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе «Судьба человека».
С2- В каких ещё произведениях русской литературы XX века представлена тема подвига и в чём заключается сходство и различие её художественного решения по сравнению с «Судьбой человека»?
Тема подвига представлена, так же как и в «Судьбе человека», в таких произведениях 20 века, как «Сашка»(В.Кондратьев) и «А зори здесь тихие…»(Б.Васильев).
Главный герой Сашка одноимённой повести В.Кондратьева, несмотря на юный возраст, во время войны проявляет мужество и смелость. Он, рискуя жизнью, во время обстрела отправился за валенками ротному. Сашка для других готов сделать то, чего ради себя не сделал бы- в этом и заключается его героизм. Так же смелость, мужество и самопожертвование проявили персонажи повести «А зори здесь тихие…»(Старшина Васков, Рита, Женя, Галя, Лиза, Соня).
Во имя Родины они вшестером отважно противостояли 16 немцам. В произведениях Б.Васильева, В.Кондратьева и М.Шолохова тему подвига авторы раскрывают через судьбы простых солдат, которые рискуют жизнью ради отечества, не жалеют сил, чтобы победить врага России.
С1- Какова роль автобиографического рассказчика Игнатьича в повести А.И.Солженицына(Матрёнин двор)?
Автобиографический рассказчик играет важную роль в произведении А.И.Солженицына. С помощью этого образа автор раскрывает сущность Матрёны и показывает её жизнь глазами Игнатьича. Лишь он разглядел в неё непонятого праведника, без которого «не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Матрёна является тем столбом, что удерживает окружающий мир благодаря своей духовной чистоте и доброте. Она помогает людям, не требуя ничего взамен, этому герою присущи такие черты, как терпимость, тактичность и трудолюбие(даже в данном эпизоде Матрёна не сидит без дела, она «возится за перегородкой»).
«Лишний человек» в произведениях русских писателей 19 века
... авторе нескольких по-своему замечательных и веселых комедий иводевилей, написанных в соавторстве с ведущими драматургами тех лет(Н.И.Хмельницким, А.А.Шаховским, П.А.Вяземским), но именно «Горе от ума»оказалось произведением ... Всегда некоторая претензия быть судьей своих ближних; оттенокненависти обязателен. Словом, герой – жертва жизненных канонов. Однако привсей, казалось бы, видимой определенности ...
У Матрёны щедрая, добрая, бескорыстная душа, только Игнатьич разглядел эту сторону праведного человека и его истинную сущность.
С3- Как в стихотворении отражён конфликт лирического героя и его жестокого времени(Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков»)?
В этом стихотворении конфликт лирического героя и его жестокого времени автор отразил с помощью изобразительно-выразительных средств. Сквозь строфы тянется цепь тропов- эпитеты: «хлипкой грязицы», «кровавых костей», «голубые песцы», «первобытной красе», метафоры: «шубы сибирских степей», «доблесть грядущих веков», сравнение: «запихай меня лучше, как шапку в рукав». Автор употребляет такие стилистические фигуры, как анафора: «За гремучую доблесть грядущих веков, за высокое племя людей», инверсия: «Чтоб сияли всю ночь голубые песцы мне в своей первобытной красе». Так же, во второй строфе О.Э.Мандельштам использует символ «века-волкодавов». Лирический герой с уверенностью отчуждает себя от этого течения времени(«века-волкодавов»).
Он заявляет: «Мне на плечи кидается век-волкодав, но не волк я по крови своей». Таким образом, все эти художественные средства отражают внутренний мир лирического героя и его отношение к современной жестокой эпохе.
С4- Кто ещё из русских поэтов XX-го века показал в своём творчестве сложный характер отношения к современной ему эпохе, и в чём сходство и различие такого изображения с мандельштамовским?
А.А.Блок и Б.Л.Пастернак, так же как и О.Э.Мандельштам, в своём творчестве показали сложный характер отношения к современной им эпохе. В «Нобелевской премии» Б.Л.Пастернак отразил внутреннее состояние лирического героя, который чувствует себя пропавшим, как «зверь в загоне» в такое «страшное» время. Но, не смотря на это, он, все же, не перестаёт верить в лучшее: «Верю я, придет пора — силу подлости и злобы одолеет дух добра». В стихе «Рождённые в года глухие» А.А.Блок даёт характеристику времени, в котором он живёт: «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы — кровавый отсвет в лицах есть». Эти стихотворения А.А.Блока и Б.Л.Пастернака можно соотнести с произведением О.Э.Мандельштама, их объединяют эмоции лирических героев, которые обусловлены событиями, происходящими в современной поэтам эпохе.
С3- Какую деталь «вещного мира» лирической героини А.А.Блок делает психологическим знаком беды(Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе»)?
Детали играют важную роль в стихотворении А.А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе». Они помогают автору раскрыть угнетённое внутреннее состояние лирического героя, который переживает из-за расставания со своей возлюбленной: «Когда твое лицо в простой оправе перед мной сияло на столе», «Твое лицо в его простой оправе своей рукой убрал я со стола». Так же детали становятся своеобразными символами: «заветное кольцо»- союз двух сердец, «синий плащ»- холод в отношениях и горе расставания. Такое средство выразительности, как повтор акцентирует внимание на одном предмете одежды героини: «Ты в синий плащ печально завернулась, в сырую ночь ты из дому ушла», « Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, в котором ты в сырую ночь ушла…». Тем самым эту деталь автор делает психологическим знаком беды, прошедшей любви и крушения мечты о счастье.
Лирическая новелла как жанр русской «поэзии сердца»
... стихотворения Н. А. Некрасова, А. К. Толстого и А. Блока, в том числе и блоковское "На железной дороге", исследователь прямо отмечал, что "лирическая ... чисто функциональную роль. Драматизация, таким образом, может быть рассмотрена как ... главным фактором душевной жизни героев. Объясняется это во многом ... Кроме того, любовь в понимании романтического автора - постоянный источник внутренних конфликтов ...
С4- В каких произведениях русской лирики изображается переломный момент в жизни лирического героя- подведение итогов «молодости», прощание с любовью, надеждами, юношескими мечтами?
В произведениях М.Ю.Лермонтова и С.А.Есенина, так же как и в стихотворении А.А.Блока, изображается переломный момент в жизни лирических героев. Они подводят итоги «молодости», прощаются с любовью, надеждами и юношескими мечтами. В стихотворении С.А.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» лирический герой анализирует своё прошлое и сравнивает его со своим настоящим(сравнивает своё предыдущее состояние с нынешним): «Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком», «О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств». Тем самым он подводит итог всей жизни. Так же рассматривает своё прошлое и делает печальные, иронические выводы лирический герой лермонтовского произведения «Как часто пёстрою толпою окружён»: «Забыться, — памятью к недавней старине лечу я вольной, вольной птицей; и вижу я себя ребенком; …», «Когда ж, опомнившись, обман я узнаю, и шум толпы людской спугнет мечту мою, на праздник незванную гостью, о, как мне хочется смутить веселость их, и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!..». Таким образом, произведения М.Ю.Лермонтов, С.А.Есенина и А.А.Блока объединяет не только то, что в них изображены переломные моменты в жизни, но и общим является настроение: оно грустное и трагичное.
С5- Какое значение в творчестве А.А.Блока имеет образ стихии?
Александр Александрович Блок- великий русский поэт конца 19- начала 20 века. Его творчество является яркой страницей в истории искусства. Он написал такие известные произведения, как «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «О, я хочу безумно жить», «Россия» и многие другие. Так же ему принадлежат такие циклы стихов, как «Стихи о Прекрасной Даме», «Город», «Снежная маска», «Страшный мир» и так далее.
Но одной из признанных вершин творчества А.А.Блока и русской поэзии в целом считается поэма «Двенадцать». Она была написана в 1918 году и в ней изображена октябрьская революция. Блок говорил после написания своей поэмы: «Сегодня я- гений». Действительно, я считаю что он написал величайшее произведение. Блок был захвачен стихийностью революции и изобразил её в поэме. Образ ветра сопровождает события от начала до конца произведения, и к финалу он перерастает во вьюгу: «Чёрный вечер, белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек»(первые строки произведения), « Впереди с кровавым флагом, и за вьюгой невидим…»(одни из последних строк произведения).
Тема обреченности в поэзии
... не стало. Вернемся к стихотворению Вертинского заслужили ли артисты жестокую речь желтого ангела В другом лирическом произведении - Сумасшедший шарманщик - ... из горя, нищеты, скудости жизни нетленные цветы поэзии, преобразить тоскливую, раздирающую душу мелодию в полифонию жизни и любви - главная ... слово представляет собой уже чисто европейское понятие и образ В. Ходасевич Нет, не найду сегодня пищи я ...
Гуляющая стихия, которая превращается в пылящую пургу, является символом революции, хаоса, перемен. «Мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови». В этих строках появляется образ другой стихии- огня. С одной стороны, он символизирует жар, тепло революции- перемены к лучшему, с другой разрушения и горе народа.
Так же образ стихии нашёл своё отражение и в других произведениях А.А.Блока. Например, «Снежная вязь», «На зов метелей». Так же он частично изображён в стихотворении «В ресторане». «Пожар зари»- символ современного «страшного мира». Он задаёт тон дальнейшим строкам произведения: «…пожаром зари сожжено и раздвинуто бледное небо, и на жёлтой заре — фонари. Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви….».
В творчестве А.А.Блока важную роль играет образ стихии. Через него автор раскрывает сущность тех или иных событий, описываемых в произведении. Этими неоднозначными символами А.А.Блок так же показывает несколько сторон одного явления и его неопределённость.
С5- Каким образом финал поэмы «Двенадцать» А.А.Блока связан с её основным содержанием?
Поэма «Двенадцать» А.Блока изображает события истории начала 20 века, а именно революцию 1917 года. Автор показывает новый и старый мир, это проявляется в резком противопоставлении(антитезе) на протяжении всей поэмы, например: «Чёрный вечер. Белый снег». А.Блок таким образом подчёркивает неоднозначность этого события, он и поддерживает революцию, и одновременно осуждает её. С одной стороны: Иисус Христос, который «несёт в себе освобождение народа», а с другой: горе и убийства, которые приносят красногвардейцы.
Финал поэмы «Двенадцать» отражает её основное содержание. Он показывает старый мир, который «ковыляет позади, как голодный пёс», и противопоставляет ему новый мир, революционное движение, которое «идёт державным шагом» вслед за Иисусом Христосом. Автор изображает его с помощью антитезы и ярких эпитетов: «С кровавым флагом,…В белом венчике из роз».
Но кроме противостояния нового и старого мира с политической и идеологической точки зрения, поэма имеет более широкий философский характер, в ней изображено столкновение разных стихий- народной, природной, и внеземной. Конфликт произведения- столкновение добра и зла, хаоса и спокойствия, мира и войны, света и тьмы в каждом человеке.
«Двенадцать»-число апостолов, учеников Иисуса. Весь путь, которым идут герои поэмы- это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии, Иисус Христос наставляет и направляет в верном направлении. И это ярко изображено в финальных строчках произведения. «В белом венчике из роз- Впереди- Исус Христос», эти слова олицетворяют надежду на светлое будущее и, несмотря на убийства со стороны революционеров, возрождение человечности в людях.
Борьба миров- это основное содержание поэмы А.Блока «Двенадцать». Это, прежде всего внутренняя борьба, преодоление человеком в себе всего тёмного и страшного, становление и «истинный» гуманный путь, которое может обеспечить светлое будущее всему человечеству.
Руская лирика и поэзия
... художественность. Наряду с большим числом анонимных авторов в создании стихотворений песенного содержания и стиля принимали участие ... народной поэтики. Рассмотренные выше случаи использования народной поэзии в песенном творчестве Сумарокова ограничиваются лирической народной ... Закономерно, что традиции народной лирики проявляются главным образом в песнях Сумарокова любовной тематики. Совсем иное ...
С3- Почему в стихотворении о поэзии Б.Л.Пастернак говорит о музыке и о природе(«Определение поэзии»)?
В стихотворении о поэзии Б.Л.Пастернак говорит о музыке и о природе, сопоставляя их с творчеством писателя. Автор это показывает через такие стилистические фигуры, как параллелизм и анафора: «Это — круто налившийся свист, это — щелканье сдавленных льдинок. Это — ночь, леденящая лист, это — двух соловьев поединок». Так же эти приёмы придают особую ритмичность стихотворению. Музыка-лирика, которая постепенно сливается с красотой природы, находит отражение в строках: «Это — с пультов и с флейт – Figaro низвергается градом на грядку». Единство между звуками и жизнью- это и есть определение поэзии.
С4- Чем стихотворение Б.Л.Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирике XIX- XX веков? (При сопоставлении укажите авторов произведений.)
Многие писатели 19-20 века, так же как и Б.Л.Пастернак, обращались к теме поэта и поэзии, например, М.Ю.Лермонтов и М.И.Цветаева. В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов изображает непростую судьбу творца, который «восстал … против мнений света один, как прежде… и убит». Автор осуждает убийц поэта: «Его убийца хладнокровно навел удар… спасенья нет: пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет». Но всё же Лермонтов считает творчество Пушкина бессмертным и восхваляет его талант. Так же восхищается Блоком М.Цветаева в произведении «Имя твоё- птица в руке»: «Имя твое — птица в руке, имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ имя твое — пять букв…». Марина Ивановна проявляет в звучании имени Блока сущность его творчества. Стихотворения М.Цветаевой, М.Ю.Лермонтова и Б.Л.Пастернака объединяет идея о назначении поэзии, которая бесценна, бессмертна и прекрасна.
С3- Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения(М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»).
Лирический герой данного стихотворения М.Ю.Лермонтова является романтичным, чувственным и одиноким. Образ дороги навевает на него философские размышления о жизни и смерти: «Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы…». Изображая мысли лирического героя, автор использует различные средства художественной выразительности. Например, такие как риторическое восклицание: «Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!», анафора: «Чтоб в груди дремали жизни силы, чтоб дыша вздымалась тихо грудь», риторический вопрос: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём?». Эти приёмы помогают автору сделать акцент на эмоциональном состоянии лирического героя, которому «так больно и так трудно». Он несчастен и желает для себя другой жизни: «Уж не жду от жизни ничего я,… я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!»
С4- Каково значение образа дороги, пути в этом стихотворении и в каких произведениях литературы мотив дороги играет ведущую роль?
Образ дороги играет значимую роль в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Он символизирует жизненный путь лирического героя. Так же, как и в лермонтовском стихотворении, образ дороги встречается и в других произведениях, например «Железная дорога» Н.А.Некрасова и «Россия» А.А.Блока. В «Железной дороге» в центре внимания автора- острая социальная тема(строительство железных дорог).
Рассказ М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени
... века, вспомнить хотя бы стихотворение Пушкина"Демон", посвященное Раевскому. Лермонтов тоже погружался вразмышления о ... по дороге",имеется в виду по дороге в Персию или далее, где нибудь ... рождении, она была вспрыснута живою водою поэзии». Роман Лермонтова « Герой нашего времени » классически ... Белинский отдавал должное непревзойденной художественности пушкинского образа: «Печорин - это Онегин нашего ...
Образ пути в этом произведении является символом страданий людей: «Прямо дороженька: насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то всё косточки русские… сколько их!». В произведении А.А.Блока история России тесно связана с дорогой, которая проходит через родную сторону, обожаемую поэтом: «Дорога долгая легка, когда блеснет в дали дорожной мгновенный взор из-под платка…». В стихотворениях М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова и А.А.Блока образ пути имеет большое значение, он является символом жизненной тропы, по которой идёт либо один человек («выхожу один я на дорогу»), либо страна(«Россия»), либо весь народ(«Железная дорога»).