Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Факультет информационных ресурсов и технологий
Кафедра библиотечно-информационной деятельности
Утверждаю
Первый проректор,
проректор по учебной работе
_____________ С. В. Буцык
«___» _____________2013 г.
Эффективное профессиональное чтение
Рабочая программа дисциплины
по направлению подготовки
071900 Библиотечно-информационная деятельность
квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
форма обучения – очная, заочная
срок изучения
очная форма – 1 семестр, заочная форма 3,4 семестры
Челябинск 2013
УДК 02
ББК 78.32я73
Э 94
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной образовательной программой по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность
Автор-составитель: М. Ю. Ваганова, кан. пед. наук, старший преподаватель каф. БИД
Рецензент : В. Л. Солодкова, заведующая библиотекой МОУ ДПО «Учебно-методический центр г. Челябинска
Программа одобрена на заседании совета факультета информационные-ресурсы и технологии от 16.09.13 г., протокол № 1.
Э 94 |
Эффективное профессиональное чтение: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность квалификация выпускника «бакалавр», форма обучения – очная, сроки изучения – очная форма 1 семестр, заочная форма 3, 4 семестры/ авт.-сост. М. Ю. Ваганова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2013. – 17 с.
Программа определяет цели и задачи освоения дисциплины, ее роль и место в структуре ООП. Определены компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, раскрыта ее структура и содержание. Охарактеризованы образовательные технологии, используемые при изучении дисциплины. Представлены оценочные средства для контроля успеваемости и самостоятельной работы, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.
© Челябинская государственная
академия культуры и искусств, 2013
Содержание
1. Цель и задачи освоения дисциплины 1.1. Цель дисциплины | |
1.2. Задачи дисциплины | |
2. Роль и место дисциплины в структуре ООП | |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | |
4. Структура и содержание дисциплины | |
4.1. Структура преподавания дисциплины | |
4.1.1. Матрица компетенций | |
4.2. Содержание дисциплины | |
5. Образовательные технологии | |
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | |
6.1. Темы рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине | |
6.2. Темы курсовых работ | |
6.3. Задания для проведения текущего контроля | |
6.3.1. Темы семинарских занятий | |
6.3.2. Темы практических занятий | |
6.4. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам | |
6.5. Вопросы для подготовки к зачету | |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
7.1. Основная литература | |
7.2. Дополнительная литература | |
7.3. Программное обеспечение, электронные издания и интернет-ресурсы | |
7.4. Журналы и сборники | |
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины | |
8.1. Список изданий по дисциплине (модулю), используемых для проведения занятий | |
8.2. Перечень используемых наглядных средств | |
8.3. Перечень используемых аудиовизуальных материалов | |
8.4. Перечень используемых лицензионных программных средств | |
8.5. Технические средства, используемые на учебных занятиях | |
8.6. Учебно-лабораторная база для проведения учебных занятий |
Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины
Цель дисциплины – повышение качества подготовки библиотекаря, библиографа за счет освоения методики профессионального чтения, во многом определяющей эффективность профессиональной деятельности
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
– умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
– стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
– овладением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
– готовностью к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации (ПК-6);
– способностью к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности (ПК-22);
– готовность к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной деятельности (ПК-23);
– способностью к информационной диагностике предметной области и информационному моделированию (ПК-29);
– владеть навыками оценки и анализа литературно-художественных и отраслевых текстов (ВК-1);
Задачи дисциплины
Задачи дисциплины заключаются в:
–изучении документального потока по библиотековедению и библиографии ;
–освоении системы теоретических знаний в области профессионального чтения;
–совершенствовании и формировании умений и навыков чтения (рационального, акмеологического, динамического и др.),позволяющих осваивать большой объем информации психологически более комфортно;
–развитии установки студентов на дальнейшее освоение методики рациональной организации профессионального чтении;
–обеспечить изучение читательского развития различных категорий пользователей библиотек с учетом их профессиональных информационных потребностей.
Роль и место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Эффективное профессиональное чтение» входит в вариативную часть профессионального цикла. Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами, изучаемыми в циклах:
– гуманитарный, социальный и экономический – «Педагогика и психология», «Русский язык и культура речи».
– информационно-коммуникационный – «Информатика».
– профессиональный – «Библиотековедение », «Документоведение», «Аналитико-синтетическая переработка информации».
В соответствии с учебным планом дисциплина изучается в 1 семестре входные знания у студентов не сформированы.
Освоение дисциплины «Эффективное профессиональное чтение» будет необходимо при изучении дисциплин «Психология познавательной деятельности», «Социология и психология чтения», «Информационно-библиографическое обеспечение образования», «Библиотечно-библиографическое обслуживание».
Компетенции обучающегося,
Формируемые в результате освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
— профессиональныйдокументальный поток по библиотековедению библиографии (ОК-2), (ОК-12), (ПК-6);
— технологии эффективного чтения (ПК-22), (ПК-23), (ПК-23);
Уметь:
— защищать и разрабатывать модели профессионального документального потока по библиотековедению и библиографии (ОК-2), (ОК-6), (ПК-29);
— разрабатывать программы читательского саморазвития с учетом достигнутых результатов обучения эффективному чтению (ОК-6), (ОК-12), (ПК-22), (ПК-23), (ВК-1);
Владеть:
— методами рационализации и интенсификации читательской деятельности в контексте научной организации труда личности
— методами проектирования читательского саморазвития (ОК-2), (ОК-12), (ПК-23), (ВК-1).
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 3 зачетных единиц, 108 часов, в т. ч 3 часа на зачет.
Структура преподавания дисциплины
№ раздела Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лек. | сем. | практ. | с/р | |||||
1. | 1-6 | проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре | ||||||
2. | 7-13 | текущий контроль знаний, оценка за участие в семинаре, проверка практических заданий | ||||||
3. | 14-20 | проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре | Зачет | |||||
Итого 108 часов |
Для заочного отделения
№ раздела Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лек. | сем. | практ. | с/р | |||||
1. | проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре | |||||||
2. | текущий контроль знаний, оценка за участие в семинаре, проверка практических заданий | Зачет | ||||||
Итого 108 часов |
Матрица компетенций
Разделы, темы дисциплины | Кол-во часов | Компетенции | ||||||||||
№−ОК-2 | №−ОК-6 | №−ОК-12 | №−ПК-6 | №−ПК-22 | №−ПК-23 | №−ПК-24 | №−ПК-29 | №−ВК-1 | Σ общее количество компетенций | |||
Раздел 1. Теоретические основы профессионального чтения | ||||||||||||
Тема 1. Введение. Самообразование и профессиональное чтение библиотекаря- библиографа, преподавателя: исторические, междисциплинарные аспекты | + | + | + | 3 | ||||||||
Тема 2. Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа, преподавателя: требования, модели, технологии развития | + | + | + | 3 | ||||||||
Тема 3. Современный портрет библиотекаря-библиографа, преподавателя как читателя | + | + | + | 3 | ||||||||
Раздел 2. Документальный поток в сфере библиотечно-библиографической, педагогической деятельности | ||||||||||||
4. Структура и особенности документального потока: типы, виды литературы отраслевой тематики | + | + | + | 3 | ||||||||
Тема 5. Интернет ресурсы по библиотековедению, библиографоведению педагогике, психологии | + | + | + | 3 | ||||||||
Раздел 3. Научная организация профессионального чтения: рефлексивно-методологический тренинг | ||||||||||||
Тема 6. Рефлексивно-методологическая культура чтения специалиста. | + | + | + | 3 | ||||||||
Тема 7.Научная организация профессионального чтения. | + | + | 2 | |||||||||
Тема 8. Разработка индивидуальных программ и стратегий самосовершенств. профессионального чтения | + | + | + | + | 4 | |||||||
Итого | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | |||
Содержание дисциплины
Раздел 1. Теоретические основы профессионального чтения
Тема 1. Введение. Самообразование и профессиональное чтение библиотекаря-библиографа, преподавателя: исторические, междисциплинарные аспекты. Развитие представление о чтении. Чтение в традиционный период развития культуры. Чтение в ремесленно-кооперативный период. Особенности чтения в профессиональный период развития культуры. Характеристика чтения в проектно-технологический период. Чтение в полидисциплинарном аспекте.
Тема 2. Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа, преподавателя: требования, модели, технологии развития Чтение как вид речевой коммуникации; связь письма, говорения, слушания и чтения. Модель чтения: прдчтение, чтение, послечтение. Технология ИНЛОКК И. В. Усачевой; Акмеологического чтения В. А. и С. М. Бородиных; Стратегиальное чтение Н. Н. Сметанниковой, Творческого чтения И. И. Тихомировой и др.
Тема 3. Современный портрет библиотекаря-библиографа, преподавателя как читателя. История исследования чтения библиотекарей. Современные исследования чтения библиотекаря. Основные характеристики, профессионального чтения. Идеальная модель профессионального чтения библиотекаря, библиографа, преподавателя.
Раздел 2. Документальный поток в сфере библиотечно-библиографической, педагогической деятельности
Тема 4. Структура и особенности документального потока: типы, виды литературы отраслевой тематики. Характеристика документального потока по библиотековедению, библиографии, педагогике. Видовое разнообразие. Справочные, научные, научно-популярные, учебные издания, периодические издания и т.д.
Тема 5. Интернет ресурсы по библиотековедению, библиографоведению, педагогике, психологии. Русскоязычные ресурсы Интернета и справочные ресурсы. Характеристика интернет – ресурсов. Электронные издания; виртуальные энциклопедические и справочные издания, научные, учебные, периодические, библиографические. Портал Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ», портал «Library», сайт «Школа библиотечного лидерства» (проект Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека»), Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Библиогид «Книга и дети», «Русская справочная библиотека», сайт Вадима Степанова и др. Электронные каталоги российских библиотек. Электронные каталоги наиболее крупных зарубежных библиотек. Библиографические базы данных. Электронные каталоги издательств и книготорговых организаций. Электронные библиотеки как создатели, распространители информации по библиотековедению, библиографии. Полнотекстовые базы данных. Информационный сервис Интернета. Поисковые системы.
Раздел 3. Научная организация профессионального чтения: рефлексивно-методологический тренинг
Тема 6. Рефлексивно-методологическая культура чтения специалиста. Совершенствование рефлексивно-методологической культуры специалистов посредством технологии преодоления и осознания трудностей профессионального чтения. Технология осознания и преодоления трудностей чтения: эмоционально-рефлексивный, мотивационно-целевой, процессуально-ориентировочный, результативно-проектный блоки.
Тема 7. Научная организация профессионального чтения. Читательская деятельность видных ученых, практиков. Методы, приемы, стратегии работы с профессиональным текстом на различных этапах чтения (постчтение, чтение, послечтение).
Продукты профессионального чтения.
Тема 8. Разработка индивидуальных программ и стратегий самосовершенствования профессионального чтения. Правила составления индивидуальных программ. Разработка личных программ самосовершенствования профессионального чтения.
Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков, обучающихся в сочетании с внеаудиторной работой предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм.
Использование технологий активного и интерактивного обучения
№ п/п | Вид учебных занятий | Технологии активного и интерактивного обучения | Кол-во часов |
Лекции | Показ слайдов, медиапрезинтация | ||
Семинарские занятия | дискуссия | ||
Практические занятия | Кейс-метод | ||
Всего из 54 аудиторных часов на интерактивные формы приходится | 24 часа |
Таким образом, удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины, и в целом в учебном процессе он составляет 44 % от общего числа аудиторных занятий.
В рамках дисциплины предусмотрены встречи:
№ п/п | ФИО | Место работы, должность |
В. Л. Солодкова | заведующая библиотекой МОУ ДПО «Учебно-методический центр г. Челябинска |
Занятия лекционного типа по дисциплине «Эффективное профессиональное чтение» для студентов составляют 37 % аудиторных занятий.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Темы рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине
1. Разработать граф-схему технологии чтения (на выбор студента)
2. Подготовить презентацию по технологиям чтения (на выбор студента)
3.Эссе на тему: «Чтениекак интеллектуальная деятельность специалиста» (анализ работы с текстом ученых).
4. Составить библиографический список адресов интернет-ресурсов для профессионального чтения специалиста
5.Аннотированный список виртуальных энциклопедических и справочных изданий по библиотековедению, библиографоведению.
6. Характеристика профессиональной периодики (2-3 журнала)
7. Эссе на тему: «Государственная библиография и профессиональное чтение»
8. Разработать Глоссарий по теме курса
9. Библиографический обзор «Исследования чтения библиотекарей»
10.Контент-анализ профессиональной периодики по изучаемой дисциплине
Темы курсовых работ
По дисциплине «Эффективное профессиональное чтение» курсовая работа не предусмотрена
Задания для проведения текущего контроля
Темы семинарских занятий
Для очного отделения
Семинар № 1. Тема «Чтение в традиционный и в ремесленно-кооперативный периоды развития культуры» (2часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-12).
Семинар № 2. Тема «Особенности чтения в профессиональный и в проектно-технологический период развития культуры» (2часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-12);
Семинар № 3. Тема «Чтение как вид речевой коммуникации; связь письма, говорения, слушания и чтения» (4часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-12);
Семинар № 4. Тема «Чтение в полидисциплинарном аспекте» (4часа); (ПК-22), (ПК-23), (ПК-29);
Семинар № 5. Тема «История исследования чтения библиотекарей. Современные исследования чтения библиотекарей» (2часа); (ПК-24), (ВК-1), (ОК-12).
Для заочного отделения
Семинар № 1. Тема «Чтение как вид речевой коммуникации; связь письма, говорения, слушания и чтения» (2часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-12);
Семинар № 2. Тема «История исследования чтения библиотекарей. Современные исследования чтения библиотекарей» (2часа); (ПК-24), (ВК-1), (ОК-12)
6.3.2. Темы практических занятий
Практическая работа № 1. Тема «Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа, преподавателя: требования, модели, технологии развития» (технологии ИНЛОКК И. В. Усачевой; Акмеологического чтения В. А. и С. М. Бородиных)» (4часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-23).
Практическая работа № 2. Тема «Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа, преподавателя: требования, модели, технологии развития» (Стратегиальное чтение Н. Н. Сметанниковой, Творческого чтения И. И. Тихомировой и др).
» (4часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-23).
Практическая работа № 3. Тема «Интернет ресурсы по библиотековедению, библиографоведению Анализ сайтов: «Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества», Библиогид «Книга и дети», «Русская справочная библиотека», сайт Вадима Степанова и др.» (4часа); (ПК-22), (ПК-24), (ПК-29).
Практическая работа № 4. Тема «Интернет ресурсы по библиотековедению, библиографоведению. Портал Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ», портал «Library», сайт «Школа библиотечного лидерства» (проект Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека») (2часа); (ВК-1), (ПК-29), (ВК-24).
Практическая работа № 5. Структура и особенности документального потока: типы, виды литературы. Анализ профессиональной справочной, научной литературы (2часа); (ВК-1), (ПК-23), (ПК-29).
Практическая работа № 6. Структура и особенности документального потока: типы, виды литературы. Анализ профессиональной учебной, библиографической литературы (2часа); (ВК-1), (ПК-29), (ПК-22).
Практическая работа № 7. Чтение как вид речевой коммуникации; связь письма, говорения, слушания и чтения» (4часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-23).
Практическая работа № 8. Чтение как вид речевой коммуникации: эффективное слушание» (2часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-23).
Практическая работа № 9. Чтение как вид речевой коммуникации: письмо и говорение» (2часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-23).
Практическая работа № 10. Читательская деятельность видных ученых. (2часа); (ВК-1), (ПК-23), (ПК-24).
Практическая работа № 11. Разработка индивидуальных программ и стратегий самосовершенствования профессионального чтения (2часа); (ВК-1), (ПК-22), (ПК-29).
Практическая работа № 12. Разработка индивидуальных программ и стратегий самосовершенствования профессионального чтения (2часа); (ВК-1), (ПК-22), (ПК-29).
Для заочного отделения
Практическая работа № 1. Тема «Интернет ресурсы по библиотековедению, библиографоведению. Портал Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ», портал «Library», сайт «Школа библиотечного лидерства» (проект Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека») (2часа); (ВК-1), (ПК-29), (ВК-24).
Практическая работа № 2. Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа, преподавателя: требования, модели, технологии развития Чтение как вид речевой коммуникации: эффективное слушание» (2часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-23).
6.4. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам
Самостоятельная работа № 1.
Тема: Самообразование и профессиональное чтение библиотекаря- библиографа, преподавателя: исторические, междисциплинарные аспекты (ОК-2), (ОК-12), (ПК-6).
Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к семинарским занятиям №1, тема «Развитие представление о чтении» и № 4, тема «Чтение в полидисциплинарном аспекте».
Формой контроля выполненной работы стает степень участия в семинаре.
Самостоятельная работа № 2.
Тема: Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа,преподавателя: требования, модели, технологии развития (ОК-6), (ПК-22), (ПК-23).
Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к практическому занятию № 1, тема «Чтение как интеллектуальная деятельность»,№ 9, тема «Рациональное чтение: модели»,№ 10, тема «Рациональное чтение: роль познавательных процессов» и семинарскому № 2, тема «Модели чтения: место психологических компонентов».
Формой контроля выполненной работы стает степень участия в практическом занятии.
Самостоятельная работа № 3.
Тема: Современный портрет библиотекаря-библиографа, преподавателя как читателя (ПК-24),(ПК-29), (ВК-1).
Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к семинарскомузанятию №3, тема «Чтение как вид речевой коммуникации; связь письма, говорения, слушания и чтения» и практическому занятию № 2, тема «Чтение как вид речевой коммуникации: эффективное слушание».
Формой контроля выполненной работы стает степень участия в семинарском и практическом занятии.
Самостоятельная работа № 4.
Тема «Структура и особенности документального потока: типы, виды литературы отраслевой тематики» (ОК-6), (ПК-6), (ПК-24).
Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к практическому занятию№ 3, тема «Читательская деятельность писателей, ученых» и семинарскому занятию № 5, тема «Методы, стратегии рационализации чтения».
Формой контроля выполненной работы стает степень участия в практическом занятии.
Самостоятельная работа № 5.
Тема «Тема 5. Интернет ресурсы по библиотековедению, библиографоведению педагогике, психологии» (ОК-12), (ПК-22),(ПК-29).
Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к практическому занятию № 8, тема «Объективные факторы, мешающие рациональному чтению». Формой контроля выполненной работы стает степень участия в практическом занятии.
Самостоятельная работа № 6.
Тема: Рефлексивно-методологическая культура чтения специалиста. (ОК-2), (ОК-6), (ПК-6).
Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к практическому занятию № 7, тема «Субъективные факторы, мешающие рациональному чтению»
Формой контроля выполненной работы стает степень участия в практическом занятии.
Самостоятельная работа № 7.
Тема « Научная организация профессионального чтения» (ПК-22), (ВК-1)
Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к практическому занятию.
Формой контроля выполненной работы стает степень участия в практическом занятии.
Самостоятельная работа № 8.
Тема «Разработка индивидуальных программ и стратегий самосовершенствования профессионального чтения» (ПК-22), (ПК-24).
(ПК-29), (ВК-1).
Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к практическому занятию№ 11, тема «Разработка индивидуальных программ и стратегий самосовершенствования профессионального чтения».
Формой контроля выполненной работы стает степень участия в практическом занятии.