Результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с результатами освоения образовательной программы 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

М.2.11 Психология аддиктивного поведения

по направлению подготовки

Психология

квалификация выпускника «магистр»

 

 

Севастополь – 2015 год

 

Рабочая программа учебной дисциплины

«Психология аддиктивного поведения»

является частью основной образовательной программы магистратуры

по направлению подготовки 37.04.01 Психология

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВО № ____ от ________г.

и учебным планом Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» для очной (заочной) формы обучения
от 18 июля 2015 г.

25 апреля 2015 г. 18 с.

Разработчики:

Кирейчева Е.В., к.психол.н., доцент

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры общей психологии

Протокол от «26» июня 2015 г. №9

 

И.о. зав. кафедрой общей психологии

 

____________________ (Кирейчева Е.В.)

 

«26» июня 2015 г.

Согласовано с учебно-методической комиссией Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Протокол от «30» июня 2015 г. №6

«30» июня 2015 г. Председатель ______________ (Новикова Е.В.)

 

 

 

  © Кирейчева Е.В., 2015 г.
  © Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»., 2015 год

 

 

 

Цель изучения дисциплины

 

Целью дисциплины является профессиональная теоретическая и практическая подготовка будущих психологов к проведению психологической диагностики по выявлению факторов риска аддиктивного поведения и психологической коррекции характерологических и личностных свойств, способствующих формированию зависимого поведения.

Задачи:

— овладение теоретическими основами современной аддиктологии;

— освоение современных методов психологической диагностики социальных и характерологических факторов риска формирования аддиктивного поведения.;

— ознакомление с принципами и методами психологической коррекции аддиктивного поведения.

 

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата

 

Учебная дисциплина «Психология аддиктивного поведения» входит в блок вариативных дисциплин учебного плана направления подготовки 37.04.01 Психология.

Для изучения курса «Психология аддиктивного поведения» студент должен владеть знаниями, умениями и навыками, которые сформированы в ходе изучения дисциплины «Научные школы и теории в современной психологии», «Психотерапия».

Дисциплина изучается на 2 курсе, 3 семестр (заочная форма обучения).

Результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с результатами освоения образовательной программы

Шифр компете-нции Компетенция Знать Уметь Владеть
ПК-6 готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группа биологические, социальные и личностные факторы риска формирования аддиктивного поведения; понятие о психологических защитах, динамике копинг-стратегий зависимой личности. применять основные психотерапевтические подходы к коррекции аддиктивного поведения; · использовать основные техники преодоления сопротивления лечению. ·   · навыками преодоления сопротивления, составления договора на лечение (комплаенс).

 

ПК-7 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека · особенности, функциональные обязанности, задачи и принципы организации рабочего психолога в наркологической клинике. · Критерии диагностики и классификацию форм аддиктивного поведения (химические, нехимические и переходные формы зависимого поведения.). · использовать методы психологического консультирования, психопрофилактики, реабилитации и психотерапии в работе с индивидами, группами, учреждениями, представителями различных субкультур; выявлять целеи-мишени психокоррекионной работы.   · навыками психологической диагностики личностных особенностей пациента с аддиктивным поведением. Оценки макро и микро социальных факторов риска формирования аддиктивного поведения. · Навыками сбора анамнеза, его анализа и оформления истории болезни в рамках клинической психологии.
ПК-8 способностью разрабатывать и использовать инновационные психологические технологии для решения новых задач в различных областях профессиональной практики · особенности семейного воспитания аддиктивной личности. Понятие о дисфункциональной семье и созависимости; · особенности клиники и течения зависимости при различных формах зависимости; · принципы психотерапевтической интервенции на различных этапах течения зависимости. прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования человека при медицинском и психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида · навыками психокоррекции аддиктивного поведения в рамках эмоционально-когнитивной терапии, транзактного анализа, гештальт-психологии, психосинтеза, символодрамы. Освоить приемы суггестивной терапии.  

 

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Самостоятельная работа студентов направлена как на более глубокое самостоятельное изучение теории, так и закрепление практических навыков и умений. Выполняя самостоятельную работу, студент опирается на знания, умения и навыки, полученные в процессе аудиторной работы. Вместе с тем, самостоятельная работа требует от студента дополнительной работы, включая рассмотрение отдельных типов задач, вопросов, положений, подготовку самостоятельных докладов, рефератов, проведения личных научных исследований. Для выполнения самостоятельной работы студент может использовать все доступные ему источники информации, пользоваться знаниями, умениями и навыками, полученными в процессе изучения других дисциплин. Кроме того, при выполнении заданий для самостоятельной работы студент может консультироваться с преподавателем, что позволяет ускорить процесс обучения или придать ему больший динамизм.

Студент по завершению выполнения самостоятельной работы (задания) в установленные преподавателем сроки обязан представить свою работу (реферат) на суд преподавателя и защитить ее путем формулирования объяснений по выполнению практических заданий, раскрытия содержания теоретических вопросов, выступления перед группой студентов с докладом или рефератом.

Завершающей стадией самостоятельной работы является оформление реферата

При представлении реферата студент должен показать: а) самостоятельность выполнения задания; б) глубину усвоения материала; в) способность формулировать выводы и принимать решения; г) вести дискуссию; д) отстаивать свою точку зрения, аргументируя те или иные теоретические или практические положения (решения).

Самостоятельная работа студентов является важнейшим компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру, развивающим его способности к самообучению и повышению своего профессионального уровня.

Кроме того, самостоятельная работа предполагает выполнение тестов по темам дисциплины.

№ п/п Название темы самостоятельной работы Кол-во часов Вид контроля
ОФО ЗФО
1. Становление психологии зависимого поведения как специальной научной и учебной дисциплины. Возникновение и развитие этой отрасли психологического знания в России, странах Европы и США.   Доклады, тестирование
Критерии отнесенности поведения к разряду зависимого: стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния, сильные эмоциональные переживания, замещающий эффект.   Доклады, тестирование
Понятия «порочный круг», «аддиктивный агент», «информационно-энергетический метаболизм», «перенос эмоционального отношения с живого объекта на неживой» и т.д.   Доклады, тестирование
Факторы и условия запуска механизма зависимого поведения. Основные этапы механизма их характеристика.     Доклады, тестирование
Основные направления и формы профилактики зависимого поведения. Первичная, вторичная и третичная профилактика зависимого поведения.     Доклады, тестирование
Общая и специальная профилактика. Пути и способы выхода из зависимости. Факторы, мешающие излечению.   Устный опрос, тестирование
Основные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; социальное обучение; организация альтернативной деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий зависимого поведения.   Устный опрос
Социально-психологическая коррекция зависимого поведения. Основные направления коррекционной работы.   Устный опрос
Стратегии коррекционного вмешательства при различных формах аддиктивного поведения.   Устный опрос
Коррекционная программа: функции, задачи, методика составления. Оценка результативности. Индивидуальная и групповая коррекционные программы.       Устный опрос
  Всего    

 

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций

Вопросы для экзамена:

 

1. Понятие специальной (частной) психологической теории и ее место в структуре психологического знания.

2. Становление психологии зависимого поведения как специальной научной и учебной дисциплины. Возникновение и развитие этой отрасли психологического знания в России, странах Европы и США.

3. Структура психологии зависимого поведения. Задачи, проблемы и перспективы психологии зависимого поведения в современных условиях.

4. Критерии отнесенности поведения к разряду зависимого: стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния, сильные эмоциональные переживания, замещающий эффект.

5. Биологические и психологические причины. Характеристика.

6.Понятия «порочный круг», «аддиктивный агент», «информационно-энергетический метаболизм», «перенос эмоционального отношения с живого объекта на неживой» и т.д.

7.Механизм формирования аддиктивной зависимости (изменение психического состояния, частотность воспроизведения состояния, поведенческая стереотипность, доминация, деструкция).

8.Факторы и условия запуска механизма зависимого поведения.

9. Основные этапы механизма их характеристика.

10. Характеристика различных видов зависимого поведения: гемблинг, шопинг, гаджет, лудомания, наркомания, анорексия, булимия, Интернет- зависимость, религиозные зависимости и др.

11. Основные направления и формы профилактики зависимого поведения.

12. Первичная, вторичная и третичная профилактика зависимого поведения.

13. Общая и специальная профилактика. Пути и способы выхода из зависимости.

14. Факторы, мешающие излечению.

15. Основные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; социальное обучение; организация альтернативной деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий зависимого поведения.

16. Социально-психологическая коррекция зависимого поведения.

17. Основные направления коррекционной работы.

18. Стратегии коррекционного вмешательства при различных формах аддиктивного поведения.

19. Коррекционная программа: функции, задачи, методика составления. Оценка результативности.

20. Индивидуальная и групповая коррекционные программы.

Примерные темы докладов:

1.Аддиктология как отрасль научного знания.

2. Зависимое поведение: история термина.

3. Определение «аддиктивное поведение», виды и уровни.

4. Основные виды зависимого поведения, определения, характеристика.

5. Характеристика объективных факторов зависимого поведения несовершеннолетних.

6. Субъективные факторы поведенческих зависимостей.

7. Механизм формирования зависимого поведения, содержание этапов.

8. Созависимое поведение: определение, причины, виды, способы профилактики.

9. Основные подходы к осуществлению коррекционной деятельности в области зависимого поведения.

10. Наркотическая аддикция.

11. Токсикомания.

12. Лекарственная аддикция.

13. Игровые аддикции.

14. Трудоголизм.

15. Компьютерная аддикция.

16. Секс-аддикции.

17. Пищевые зависимости.

18. Эмоциональные аддикции.

19. Телезависимость.

20. Зависимость от физических упражнений.

21. Гемблинг.

22. Шопинг.

23. Гаджет.

24. Лудомания.

25. Анорексия.

26. Булимия.

27. Интернет — зависимость.

28. Религиозные зависимости.

Примерные варианты тестирования

Вопрос 1. Что понимается под «девиантностью»? –

1) характеристика поведения, не совпадающая с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе

2) поведение, отклоняющееся от норм, стандартов поведения, сложившихся в определенном обществе

3) аморальное, асоциальное поведение

4) поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья

5) Все варианты правильны

Вопрос 2. Что понимается под алкоголизмом? –

1) хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, проявляющихся в физической и психической зависимости от алкоголя, в психической и социальной деградации.

2) Социальная патология, состоящая в массовом злоупотреблении алкоголем

3) Оба варианты правильны

Вопрос 3. Понятие «аномия» – это

1) состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок;

2) психологическое состояние, характеризующееся чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда индивид ставится перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм

3) состояние безнормативности, свойственное обществам, в которых индивиды не располагают сколько-нибудь четкими поведенческими ориентирами во взаимоотношениях друг с другом

4) Все варианты правильны

Вопрос 4. Аутсайдер – это

1) индивид или группа, которая либо в силу собственного выбора, либо в результате общественного давления оказывается вытесненной за рамки характерных для данного общества социальных институтов;

2) член группы, который по причине специфики внешнего облика, «особого» мнения, которого он придерживается, поведения, отклоняющегося от групповых норм, оказывается исключенным из нормального хода внутригрупповых взаимодействий;

3) индивид, особо привилегированный в определенной группе, обществе;

4) правильны первый и второй ответы

Вопрос 5. Виктимология –

1. изучение жертв преступления, выявление природы отношений между жертвой и преступником

2. наука, изучающая преступность как социальное явление

3. отрасль знаний, исследующая особо опасные преступления

4. Правильны все ответы

Вопрос 6. Вторичная девиантность –

1) акт девиантного поведения, ставший объектом общественного внимания, вследствие чего нарушитель получил клеймо (стигму) девиантной личности;

2) изменения в характере взаимоотношений между заклейменными и теми, кто его окружает, с вероятной переменой в характере аттитюдов и поведения человека, получившего общественное клеймо

3) Правильны оба ответа

Вопрос 7. Абстинентный синдром – это

1) болезненное состояние, развивающееся у наркоманов при прекращении приема наркотиков

2) болезненное состояние, вызванное вследствие прекращения приема алкоголя у больных алкоголизмом

3) Все вышеотмеченное выше

Вопрос 8. Делинквентность – это

1) форма отклоняющегося поведения; правонарушения, влекущие за собой уголовное наказание

2) Отклоняющееся поведение в среде подростков

3) Ваше мнение (напишите)

Вопрос 9. Делинквентный дрейф – это

1) «нейтрализация» правовых и моральных норм делинквентом, определяя их как неприменимые, неуместные, несущественные;

2) дрейф в направлении субкультуры делинвентности, которая превращает его в человека, готового к делинквентным действиям

3) направление в субкультуру потенциальных правонарушителей

4) все варианты правильны

Вопрос 10. Депривация – это

1) лишение или недостаточность условий, необходимых для удовлетворение каких- либо потребностей

2) отсутствие необходимых условий для реализации поставленных задач

3) одна из форм социального неравенства в обществе

4) Правильны 1 и 2 варианты ответов

5) Правильны все варианты ответов

Распределение баллов

  Текущий контроль Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация Всего
Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3   Экзамен  
Количество баллов по разделам  
Всего

Шкала оценивания: национальная и ECTS