Пояснительная записка
Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы.
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в то же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учения и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов. В результате такие дети нередко выпадают из обучения.
Несмотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет. Поданным Института возрастной физиологии РАО, трудности в обучении отмечаются у 15-40% школьников (Дубровинская Н. В., 2000; Корнев А. И., 1996).
М. М. Безруких (1995) отмечает, что более 30% детей имеют непреходящие трудности в обучении. Надо сказать, что проблема школьной неуспеваемости характерна не только для нашей страны. Так, например, по данным М. Ленардюсси (Бабой Д., 1994), 25% учащихся Западной Европы отстают в учебе, а в Мали число неуспевающих учеников составляет 25-35%.
Устойчивая неуспеваемость и второгодничество, по мнению Н. И. Мурачковского (1977), могут привести к серьезным психологическим последствиям. Возможны существенные отклонения в развитии личности школьников, формирование агрессивности, неуверенности в себе, замкнутости, лживости. Неуспеваемость школьника может стать причиной школьной дезадаптации, стремительного снижения учебной мотивации, а как следствие — ухудшение поведения, а иногда даже и криминального поведения (Корнев А. Н., 1997; Заваденко Н. Н., 199).
По данным Н. Н. Заваденко, школьная дезадаптация имеет место у одной трети учащихся первых классов (31,6%).
Кроме того, только 15,1% детей предшкольного возраста признаны здоровыми (Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю., 1997), поэтому уже на начальных этапах обучения в школе из-за интенсивно возрастающих нагрузок появляется большое количество детей, не справляющихся с учебной программой. Год от года «армия неуспевающих» пополняется.
Под школьными трудностями имеется в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе (Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., 2000).
Нейропсихологический подход к проблеме трудностей обучения в школе
... же ребенка способен к дублированию в нем и модулированию всех жизненно важных функций. 1.2 Взгляд на проблему школьной неуспеваемости в зарубежной психологии. Перед современной зарубежной психологией проблема трудности обучения ... чем перед отечественной. Если в 1977 году в США было около 1,8% детей с трудностями обучения, то к 1993 году их доля составила уже 5,4% (Office of ...
Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения.
Отставание- невыполнение требований (или одного их них), которые имеет место на одном из предметов, этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости.
По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте систематизированы отдельные отставания, она итог отставания. Многочисленные отставания в итоге их переплетения дают неуспеваемость.
В свою очередь, школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями.
Понятие «неуспеваемость» по-разному трактуется в педагогической и психологической литературе. По мнению Л. А. Регуш (1999. С. 8), «в психологии, говоря о неуспеваемости, имеют в виду ее психологические причины, которыми являются, как правило, свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и т. д. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом».
Существуют различные концепции и теории неуспеваемости:
-биологическая теория (Л. С. Славина),
-социогенетический подход (И.А. Армянов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский),
-социологическая теория (Дембеле Бабой).
В зависимости от причин, которые вызывают неуспеваемость, существует несколько подходов к классификации типов неуспеваемости. Рассмотрим некоторые из них.
Так, А. А. Бударный (1965) выделяет два типа неуспеваемости — абсолютную и относительную.
Абсолютная неуспеваемость, по мнению автора, выражена оценками «2» и «1» и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.
Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.
Польский исследователь В. С. Цетлин (1977), анализируя литературу по проблеме неуспеваемости, акцентирует наше внимание на том, что наряду с фиксированной неуспеваемостью существует неуспеваемость скрытая, что школьная неуспеваемость может выражаться не только в пробелах в знаниях, но и в отношении учащихся к учению.
Классификация английского автора Ф. Шонелла (Борисов П. П., 1980) составлена на основании выделения вызывающих ее причин, а именно:
А — общая неуспеваемость, к которой ведет тупость;
В — общая неуспеваемость (исправленная и неисправленная) или специальная (исправленная и неисправленная);
С — неуспеваемость, вызванная нереализованными возможностями ребенка. Высшая степень этой неуспеваемости ведет к В, т. е. к общей неуспеваемости.
Типичные проблемы неуспеваемости в учебной деятельности младших школьников
... является одной из типичных трудностей учебной деятельности младших школьников и, что педагог может оказать помощь в преодолении этих трудностей, ГЛАВА 1 . Причины неуспеваемости младших школьников Итак, почему ... усваивать качественно школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия. Можно сказать, что такие дети не умеют по – настоящему учиться. Учебная деятельность, как и ...
Н. П. Локалова (1998) выделяет два типа школьной неуспеваемости: общее отставание в учении и отставание по отдельным предметам.
П. П. Блонский (1930, 1965) считал, что причинами неуспеваемости могут стать патологическая наследственность (нервные и сердечные болезни), неблагоприятное утробное детство, плохая успеваемость родителей и др.
П. П. Борисов (1980) предлагает подробную классификацию причин неуспеваемости, объединяя все возможные причины в четыре крупных блока.
· Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.
· Социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение родителей. Материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка.
· Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей. Инфекционные болезни, нарушения двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы.
· Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Неуспеваемость тесным образом связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематическая работа по поиску способов решения проблемы школьной неуспеваемости. Для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности ребёнка, уметь установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и корригировать их последствия, а также осуществить систему мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, а именно:
· помощь неуспевающему ученику в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и др.)
· дополнительное инструктирование неуспевающих школьников в ходе учебной деятельности
· стимулирование учебной деятельности неуспевающего ученика
· контроль учителя за учебной деятельностью неуспевающего ученика
· различные формы взаимопомощи
· организация коррекционно — развивающих занятий с неуспевающим учеником
· организация работы с родителями по ликвидации неуспеваемости у ребенка
· профилактика неуспеваемости среди учащихся.
Если причины трудностей в учебе вовремя определить и повести необходимую, с точки зрения специалистов, коррекционную работу, то это будет лишь временные трудности, преодолев которые ребенок почувствует уверенность в своих силах. Поэтому данная коррекционно- развивающая программа будет способствовать решению проблемы школьной неуспеваемости школьников.
Учебная деятельность и проблема понимания учебного материала в старшей школе
... основных факторов, способных стать причинами школьной неуспеваемости в подростковом возрасте, являются особенности учебной деятельности. Учебная деятельность требует от ребенка умение самостоятельно мыслить, определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы ...
Цель, задачи и содержание коррекционно- развивающей программы
Цель программы: коррекция и профилактика школьной неуспеваемости у учащихся начальных классов.
Задачи программы:
1. Формировать общеучебные умения младших школьников.
2. Развить познавательные процессы.
3. Развить эмоциональную, волевую, личностную, мотивационную сферы младших школьников.
Программа состоит из четырёх основных блоков: диагностический, коррекционный и оценочный.
Диагностический блок
Цель: изучение индивидуально- типических и возрастных особенностей ребенка, условия протекания их развития, уровень сформированности учебной деятельности.
Методы исследования:
-беседа с родителями об особенностях развития и поведения ребёнка –выявление социальных, физиологических, социально- бытовых причин неуспеваемости школьников.
-наблюдение за поведением ребенка, тестирование школьников- выявление психических причин неуспеваемости.
Используемые диагностические методики(приложение 1):
Методика 1. Изучение познавательных мотивов
Цель: определить наиболее значимые мотивы школьника.
Методика 2. Тестирование по русскому языку и математики
Цель: проверить фактические знания неуспевающего школьника.
Методика 3. Диагностика развития логического мышления
Цель: определить уровень развития операции обобщение.
Методика 4. Диагностика логической памяти методом запоминания ряда слов
Цель: определить объем логической памяти.
Методика 5. Методика изучения внимания
Цель: определить уровень концентрации и устойчивости внимания.
Методика 6. Диагностика сформированности приемов учебной деятельности
Цель: определить уровень умения действовать в работе по правилу.
Коррекционный блок
Цель:оказание педагогической помощинеуспевающим школьникам.
Объект коррекции – живой и развивающийся ребенок, поэтому воздействии всегда по своей сути есть творческий процесс, в том числе и в отношении выбора средств с учетом индивидуально-психологической диагностики развития каждого ребенка.
Приступая к реализации коррекционно — развивающей программы по преодолению отставаний в учении младших школьников, преподаватель должен осмыслить и принять следующие аксиомы:
а) овладение содержанием начального образования в значительной степени обуславливается тем действенным, наличным уровнем психического развития учащихся, который должен быть сформирован на каждой возрастной ступени обучения
б) несформированность навыков мешает школьнику усвоить школьную программу, тем самым отражается на успеваемости ребенка, на его отношении к учебе, на эмоциональном самочувствии, на характере взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями
в) без выявления причин возникновения отставаний в учении невозможна эффективная работа по их преодолению, в связи с этим, в работе учителя должна присутствовать психодиагностика, т. к. только она предоставляет возможность экспресс-анализа умения каждого ученика строить интеллектуальные действия в учебной деятельности
г) на основании результатов диагностики учителю предоставляется возможность планирование и реализация адресной коррекционно — развивающей работы с неуспевающими учениками
д) центральное место в коррекционно — развивающей программе должны занимать упражнения и задания, в игровой форме, т. к. только в игре образуются зоны ближайшего развития
Задачи учителя в реализации коррекционно — развивающей программы: помочь ребенку лучше учиться, подготовить его к успешной учебной деятельности на следующей ступени образования. Если у школьника возникли отставания в учении, то учителю следует:
1. Провести анализ состояния изучаемой проблемы в психолого-педагогической и методической литературе с целью выявления степени ее разработанности в педагогической теории и практике (приложение 2).
2. Изучить особенности познавательной сферы младшего школьного возраста, выявить причины их неуспеваемости (приложение 3).
3. Выявить трудности, возникающие у младших школьников в конкретных учебных ситуациях.
4. Определить направления и содержания коррекционно-развивающей работы по оказанию помощи ребенку в преодолении отставания и неуспеваемости (приложение 4, 5, 6).
Коррекционно- развивающая программа включает в себя следующие направления:
1) развитие компонентов психологической готовности к обучению в школе (мотивационная, произвольная, интеллектуальная и речевая сферы).
2) развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления),
3) развитие интеллектуально-познавательной сферы,
4) развитие общеучебных умений.
Формы и методы педагогического воздействия
В разработанную программу коррекции школьной неуспеваемости мы включили разнообразные формы и методыпедагогического воздействия (приложение 7):
1.Индивидуальные и групповые консультации родителей.
2.Индивидуальные консультации для педагогов.
3.Индивидуальные и групповые практические занятия для учащихся, проводимые во внеурочное время.
4.Упражнения (задания, тренинговые и др.), игры (дидактические, интеллектуальные и др.) с учащимися, проводимые на уроках.
Структура занятий
Каждое занятие состоит из трех частей, каждая из которых может использоваться самостоятельно.
Первая часть – вводная. Включает в себя приветствие и разминку. Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. На данном этапе проводилась беседа с учащимися на определенную тему.
Вторая часть — основная. На эту часть приходиться основная смысловая нагрузка всего занятия. Она включает в себя:
— элементы групповой дискуссии;
— дидактические игры;
— игровые задания;
— упражнения- тренинги;
— упражнения;
— техники и приемы саморегуляции.
Третья часть – завершающая. Включает в себя обязательно итоговую рефлексию учащихся и ритуал прощания, а так же возможно проведение какой-либо подвижной игры. Основной целью этой части занятия является закрепление полученного материала и создание у каждого участника чувства принадлежности к группе.
Рекомендации по проведению занятий
— Некоторые занятия включают в себя элементы социально-психологического тренинга, поэтому проводить их лучше в просторном помещении, которое разделено на рабочую зону и зону в котором участники могут свободно располагаться и перемещаться.
— Продолжительность занятий не должна превышать 40 минут.
— Оптимальная периодичность встреч участников программы 1 — 2 раза в неделю.
— Программа относится к разряду групповых. Рассчитана на работу в группе из 10-12 человек, поэтому рекомендуется делить учебный класс на подгруппы.
— Важно, чтобы ведущий был искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации и владел навыками саморегуляции и рефлексии.
Для успешной реализации коррекционно — развивающей программы учитель должен создать во время учебно-воспитательной работы следующие условия для слабоуспевающих школьников:
1. Каждый этап урока должен быть направлен на профилактику неуспеваемости (приложение 4).
2. Цель работы учителя с неуспевающими детьми заключается не только в восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.
3. Учитель допускает временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что должно будет позволить им постепенно наверстать упущенное (приложение 5).
4. Осуществление учителем по мере возможности нейтрализацию причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).
5. Создать особые условия опроса неуспевающих учеников.
6. Во время самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников учитель должен разбивать на этапы, дозы, инструктировать их.
7. Содержание домашних заданий отстающим ученикам учитель составляет дифференцировано.
Функции учителя в реализации коррекционно — развивающей программы:
· Целеполагания (исходя из индивидуальных особенностей испытуемого ученика, определить цель коррекционной работы),
· Проектировочная (наметить коррекционные мероприятия и соответствующие рекомендации по их выполнению),
· Коммуникативная (помочь ученику понять суть предлагаемых методик и рекомендаций, установление доверительных отношений, коммуникативного контакта с учащимися),
· Организационная (провести коррекционное занятие)
· Рефлексивная (самооценка, самокритика своего труда, определение положительных и отрицательных результатов коррекционно-развивающей работы).
Примерный тематический план коррекционно- развивающей программы
Название
Этапа
Форма организации | Формы и методы | |
Диагностический блок | Индивидуальная | 1. Наблюдение. 2. Сбор и анализ вербальной информации (беседа с родителями и ребёнком).
3. Тесты, опросники. Диагностический материал: Методика 1. Изучение познавательных мотивов Методика 2. Тестирование по русскому языку и математики Методика 3. Диагностика развития логического мышления Методика 4. Диагностика логической памяти методом запоминания ряда слов Методика 5. Методика изучения внимания Методика 6. Диагностика сформированности приемов учебной деятельности |
Коррекционный блок | Групповая и индивидуальная | Игры и упражнения 1. Игры, направленные на развитие компонентов психологической готовности к обучению в школе(игра «Определи звуки», игра «Правая, левая», игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак», игра «Сколько знаешь имен?», игра «Узнай фигуру». 2. Игры, направленные на развитие когнитивных процессов (умение работать с понятиями; умения определять логические отношения, развитие операционной памяти, развитие концентрации внимания, тренировка переключения и распределения внимания).
3. Упражнения, направленные на развитие интеллектуально- познавательной сферы. 4. Игры, направленные на развитие общеучебных умений (игра «Передвигай фигуру, не дотрагиваясь», игра «Назови число», игра «Мозаика- телевизор», игра «Кто первый?»). Практические занятия Занятие 1. «Развитие компонентов психологической готовности к обучению» 1. Вступительная беседа. 2. Тренинговые упражнения (“Составление картинки из разрозненных деталей», игра «Определи звуки», упражнение«Построй в темноте», упражнение«Справа – слева»). 3. Упражнение-тренинг: «Волшебные зеркала» 4. Подведение итогов. Занятие 2. «Развитие когнитивных процессов (память, внимание, мышление)» 1. Вступительная беседа. 2. Тренинговые упражненияупражнение на тренировку переключения и распределения внимания, упражнение «Осознание визуального материала», упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями», упражнение «Формирование умение концентрировать внимание»). 3. Подведение итогов. Занятие 3. «Развитие интеллектуально-познавательной сферы» 1. Вступительная беседа. 2. Оздоровительная минутка. 3. Тренинговые упражнения (упражнение «Зрительно-вербальный диктант», упражнения «Странички математики»,,,упражнение для развития наглядно – образной сферы). 4. Подведение итогов. Занятие 4. «Развитие общеучебных умений» 1. Вступительная беседа. 2. Тренинговые упражнения (игра «Да, нет», упражнение «Волшебный квадрат», упражнение «Найди красивый предмет»). 3. Рефлексия. 4. Подведение итогов. |
Оценочный блок | Индивидуальная и групповая | 1. Повторная диагностика Методика 1. Изучение познавательных мотивов Методика 2. Тестирование по русскому языку и математики Методика 3. Диагностика развития логического мышления Методика 4. Диагностика логической памяти методом запоминания ряда слов Методика 5. Методика изучения внимания Методика 6. Диагностика сформированности приемов учебной деятельности 2. Наблюдение, беседа с учащимися. 3. Беседа с родителями, учителями. |
Оценочный блок
Цель: выявление динамики развития ребёнка с эмоциональными проблемами.
Данный этап предполагает повторное диагностирование учащихся, подведение итогов проделанной работы, корректирование программы, беседа с родителями и учителями.
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться:
— положительная динамика в школьной успеваемости учащихся;
— сформированность познавательной мотивации учения;
-изменения в интеллектуальной сфере школьников (развитость познавательных процессов);
— развитость волевой сферы младших школьников;
-сформированность общеучебных навыков.
Результаты апробации программы
Программа прошла апробацию в работе с учащимися начальных классов МБОУ «Гимназия №75» города, а также с определённой группой учащихся вышеуказанного возраста школ Авиастроительного района в течение трёх лет (2007-2009 уч.гг).
Результаты проделанной работы докладывались:
1. на методических объединениях, педагогических советах гимназии.
2. научно — образовательной студенческой конференции (22 апреля 2012, КФУ) секция «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ВУЗЕ» доклад на тему: «Педагогическая коррекция и профилактика школьной неуспеваемости (из опыта работы)».
3. в сборнике «Актуальные проблемы педагогики и психологии. Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов Казанского федерального университета, посвященный 200- летию педагогического образования в Поволжье. Выпуск 15./Под ред. Р.А. Валеевой».-Казань: Издательство «Отечество», 2012.- 5 страниц)
Список литературы
1..Ануфриев А. Ф. , Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1997.
2.Бондаренко С. Н. Почему детям трудно учиться. – М., 1998.
3.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
4.Зак А. З. Как определить уровень развития мышления. – М., 1984.
5. Блинова Л.Ф. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка. – Казань, 2003.
6.Круглова Н. Ф. Психодиагностика регуляторно – когнитивной структуры учебной деятельности и школьная неуспешность / / прикладная психология. – 2001. — № 5. – с. 41-51.
7.Круглова Н. Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения. –М., 2004.
8.Менчинская Н. А. Психологические проблемы неуспевающих школьников.- М., 1981.
9.Цетлин В. С. Неуспешность школьников и ее предупреждение. – М., 2001.
10.Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития ребенка. – М., 1981.
Приложение 1
Методики для диагностики причин неуспеваемости учащихся
Методика 1. Изучение познавательных мотивов
Цель: определить наиболее значимые мотивы школьника.
Ход эксперимента. Каждый мотив выписывается на отдельной карточке в виде суждений.
Суждения 1-3 направлены на выявление мотивов долга и
ответственности
4-6 – самоопределение и самосовершенствования
7-9 – мотивация благополучия
10-12 – престижной мотивации
13-15 – мотивации избегания неприятностей
16-18 – мотивации содержанием
19-21 – мотивации процессом
Исследование проводится несколькими сериями.
Первая серия. Детям дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Предлагается разложить карточки на пять групп: в одну группу отложить все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения, во вторую – имеют значение, в третью – имеют небольшое значение, в четвертую – имеют очень малое значение, в пятую – совсем не имеют значения.
Вторая серия. Из тех же карточек надо отобрать только 7, на которых написаны побуждения, и которые, по мнению испытуемого, особенно важны.
Третья серия. Из тех же карточек отложить только три, на которых написаны особенно важные для ребенка побуждения.
Обработка полученных данных. Первая серия дает большой простор для выбора. Может случиться, что большинство карточек окажется в группе «имеют очень большое значение». Вторая серия обязывает более строго отнестись к выбору. Это ограничивает выбор ребенка и заставляет его лучше осознавать свои побуждения. Третья серия требует еще более глубокого осознания своего отношения к учению. При обработке результатов учитывается только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у ребенка наблюдались одинаковые ответы. Если такого совпадения нет, выбор считается случайным и не учитывается.
Методика 2. Тестирование по русскому языку и математики
Цель: проверить фактические знания неуспевающего школьника.
Ход выполнения. Ребенку предлагается выполнить 9 заданий. Текст заданий содержит материал, соответствующий возрасту обследуемых учащихся.
Обработка полученных данных.
Тестирование по русскому языку оценивается по уровням:
«высокий» — выполнены 9-7 заданий
«средний» — выполнены 6-4 задания
«низкий» — выполнены 3 -1 задание
Обработка полученных данных.
Оценивается тест по математики по уровням:
«высокий» — выполнены 9-7 заданий
«средний» — выполнены 6-4 задания
«низкий» — выполнены 3-1 задание
Методика 3. Диагностика развития логического мышления
Игра типа «Четвертый лишний»
Цель: определить уровень развития операции обобщение.
Ход выполнения. Ребенку зачитывается четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ученик должен найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».
Материал:
— книга, портфель, чемодан, кошелек
— печка, керосинка, свеча, электроплитка
— трамвай, автобус, трактор, троллейбус
— лодка, тачка, мотоцикл, велосипед
— река, мост, озеро, море
— бабочка, линейка, карандаш, ластик
— добрый, ласковый, веселый, злой
Обработка полученных данных.
За каждый правильный ответ — 1 балл
10 – 8 баллов – высокий уровень развития обобщения
7 –5 баллов – средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов
4 и менее баллов – способность к обобщению развита слабо
Методика 4. Диагностика логической памяти методом запоминания ряда слов
Цель: определить объем логической памяти.
Ход выполнения. Экспериментатор читает испытуемому 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой – 5 секунд).
После 10 – секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.
Материал:
кукла – играть бабочка – муха
курица – яйцо щетка – зубы
ножницы – резать барабан – пионер
лошадь – сани снег – зима
книга – учитель корова – молоко
Обработка полученных данных.
Коэффициент смысловой памяти высчитывается по следующей формуле:
С = В/ А • 100%,
где А – количество слов для запоминания
В – количество запомнившихся слов
С – коэффициент смысловой памяти, т. е. объем логической памяти
Результаты интерпретируются следующим образом:
100-75 % — высокий уровень
75-50 % — средний уровень
50 % и ниже — низкий уровень
Методика 5. Методика изучения внимания
Цель: определить уровень концентрации и устойчивости внимания.
Ход выполнения. Дети должны закодировать таблицу 1, расставив в ней знаки по образцу 1.
Образец 1
= | > | + | V | < | ≠ |
Таблица 1
Анализ результатов и оценка
Фиксируется количество ошибок:
высокий уровень устойчивости внимания — без ошибок
средний уровень – 2-4 ошибки
низкий уровень – 5 и более ошибок
Методика 6. Диагностика сформированности приемов учебной деятельности
Диктант «Узор»
Цель: определить уровень умения действовать в работе по правилу.
Ход выполнения. Ребенку предлагается листок с рисунком. Проверяющий говорит: «Нужно нарисовать узор. Я буду называть те фигурки, которые нужно соединить. Линия должна быть непрерывной и идти все время вперед, но при этом нельзя забывать условие, что соединять фигурки можно только через кружок. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки». Диктовать следует медленно. Повторять одно и то же дважды нельзя.
Материал:
□ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □
○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○
∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆
Диктант: «Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом».
Обработка полученных данных.
Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. За ошибку начисляется по одному штрафному очку. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).
Интерпретация полученных результатов:
24 –18 очка – достаточно высокий уровень умения действовать по правилу
17- 11 очков – средний уровень умения действовать по правилу, сформировано недостаточно
11 очков и менее – низкий уровень умения действовать по правилу, не сформировано
Приложение 2
Типы неуспевающих
Для диагностики в условиях массовой школы учитель может воспользоваться классификацией типов неуспевающих, разработанной Ю. К. Бабанским.
Основные восемь типов неуспевающих, которые не успевают:
· из-за недостатков в биологическом развитии
· из-за недостатков в психическом развитии
· из-за отсутствия положительного отношения к учению
· из-за слабой воспитанности
· из-за слабого развития навыков учебного труда
· из-за больших пробелов в знаниях
· из-за отрицательных внешкольных влияний (семьи, сверстников)
· из-за недостатков педагогических влияний
·
Приложение 3
Психодиагностическая таблица
Игры для развития общеучебных умений
Игра «Передвигай фигуру, не дотрагиваясь»
Цель: развитие умения действовать в уме по инструкции и составлять внутренний план действия.
Ход выполнения: перед учеником находится большой квадрат, разделенный на девять клеточек. Ученика просят смотреть на фигуру, расположенную в центральной клеточке и мысленно ее передвигать на одну клеточку в соответствии с указаниями учителя (например, «Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз»).
Игра «Назови число»
Цель: формирование умения принять учебную задачу в полном объеме.
Ход игры: загадывается число, находящееся в пределах от 0 до 10, и сообщаются некоторые его признаки. Учащийся посредством дополнительных вопросов определяет это число и называет его.
Игра «Мозаика – телевизор»
Цель: формирование умения планировать свои действия.
Содержание: игра включает два этапа работы. На первом этапе учащемуся предлагается выложить ряд из цветных фишек на листе белой бумаги. Перед учащимся находится образец, на котором изображен соответствующий цветовой ряд. В цветовом ряду содержатся точки четырех цветов: красного, синего, желтого, зеленого. Точки расположены не по порядку. На первом этапе цветовой ряд может быть коротким – из 6-8 точек. Цветные фишки (из мозаики) лежат кучкой около учащегося, и он может брать только одну фишку, которая соответствует цветовой точке образца. После того, как учащийся перестал ошибаться в выполнении пяти таких цветовых рядов подряд, можно перейти ко второму этапу заданий.
Следующим этапом является игра «Телевизор». Учащемуся предлагается выложить целый рисунок из приложения к игре «Мозаика» подобно тому, как луч в телевизоре чертит изображение, пробегая слева направо и сверху вниз. Выкладывайте рисунок по строчкам, начиная с верхней. При этом брать из коробки можно только одну фишку нужного цвета. После того, как учащийся научится собирать такие картинки безошибочно, можно перейти к завершающей части – к «чтению» цветных точек. Перед учащимся ставится задача – «прочитать» цветные точки на листе бумаги, расположенные в 4 строчки по 14 штук в каждой строке.
Игра «Кто первый»
Цель: тренировка умения удерживать заданную последовательность действий с пошаговым контролем. Смысл игры в том, что нужно по очереди уменьшать или увеличивать начальное число. Кто первый достигнет конечного, заранее установленного числа, тот и выиграл.
Практические занятия
Занятие 1. «Развитие компонентов психологической готовности к обучению»
Цель занятия:гармонизация и развитие гармонической «Я – концепции»;
развитие пространственной ориентации, координации движений, последовательности действий; развитие речи, фонематического слуха, слухового сосредоточения, пассивного словаря; развитие всех форм внимания.
Материал к занятию:альбомный лист, карандаши, кубики.
Ход занятия
5. Вступительная беседа
Учитель знакомит ребенка с отрывком стихотворения Дж. Родари:
«Жил однажды человек,
Беспокойный человек,
Он объездил всю планету,
Все искал по белу свету
Страну без ошибок.
Но, увы; надежды зыбки,
Всюду он встречал ошибки…»
— Все ли ошибки можно исправить?
— Как вы понимаете пословицу «Учимся на своих ошибках»? (ошибки нужны для того, чтобы чему — то научиться, разобраться, стать уверенным в каких — то вопросах)
6. Тренировочные упражнения
а) упражнение “Составление картинки из разрозненных деталей»
Ход выполнения: учитель предлагает ребенку отдельные детали, какого – либо предмета. Ребенок соединяет их так, чтобы получился заданный предмет (по образцу или сам должен догадаться).
б) игра «Определи звуки»
Ход выполнения: учитель читает ребенку ряды слов, в каждом из слов повторяется, какой — либо звук. Задача ребенка – определить этот звук.
Примеры: а) дротик, кров, песок, мост
б) лимон, килька, батист, бисквит
в) носки, астра, постель, стриж
Вариант игры: определить, какие два звука повторяются в каждом из следующих рядов слов: а) книга, гора, ангел, грамота
б) бокс, короб, роба, забор
в) упражнение «Построй в темноте»
Ход выполнения: на столе лежит 10-12 кубиков или спичечных коробок. Играющий за определенное время с завязанными глазами должен соорудить одной рукой столбик.
г) упражнение «Справа – слева»
Ход выполнения: попросите ребенка показать или назвать те предметы в классной комнате, которые в данный момент находятся справа от него, затем – слева от него. Параллельно ребенок объясняет предназначение этого предмета.
7. Упражнение-тренинг: «Волшебные зеркала»
Ход выполнения: учитель предлагает ребенку нарисовать себя в двух «волшебных» зеркалах. В первом – испуганным; во втором – веселым и уверенным.
— Какой человек симпатичнее?
— На кого ты больше похож?
— В какое зеркало ты чаще смотришься?
8. Итог
— Чему ты сегодня научился?
— Чему ты можешь научить своего одноклассника?
— Какая эмблема соответствует твоему настроению?
Занятие 2. «Развитие когнитивных процессов (память, внимание, мышление)»
Цель занятия:гармонизация и развитие гармонической «Я – концепции»;
развитие умения анализировать написанные слова, формировать внимательность; развитие осознанного восприятия; формирование устойчивого и последовательного умения устанавливать логические ассоциации;формирование умение концентрировать и удерживать внимание.
Материал к занятию:лист бумаги, карандаши, секундомер, толковый словарь
С. И. Ожегова, карточки для упражнений
Ход занятия
1. Вступительная беседа
— Как вы понимаете пословицу «Ум и здоровье всего дороже»? (ответы детей)
— Что такое «ум»?
Обратимся к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, где раскрывается понятие «ум» как «способность человека мыслить, т. е. думать, рассуждать». Значит, наши занятия помогут нам стать еще умнее и сообразительнее.
2. Тренировочные упражнения
а) упражнение на тренировку переключения и распределения внимания
Ход выполнения: учитель предлагает карточки с пословицами. Задача ребенка гласные буквы подчеркивать, а согласные — вычеркивать.
Второй вариант: учитель может провести беседу по содержанию пословиц с целью развития речи детей.
Образец карточки:
Ум хорошо, а два лучше.
Сколько голов, столько умов. |
По одежке встречают, по уму провожают. |
б) упражнение «Осознание визуального материала»
Ход выполнения: учитель предлагает ребенку рассмотреть рисунок 30 секунд, затем по памяти его нарисовать. Далее сравнить свой рисунок с оригиналом.
Второй вариант: количество рисунков для запоминания можно увеличить.
Образец:
в) упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями»
Ход выполнения: учитель знакомит ребенка с парой слов, которые являются ключом выявления отношений между словами. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий.
Образец:
лошадь
жеребенок
корова |
пастбище, рога, молоко, теленок, бык |
чай
сахар
суп |
вода, тарелка, крупа, соль, ложка |
г) упражнение «Формирование умение концентрировать внимание»
Ход выполнения: ребенку предлагается без ошибок переписать строчки, вычеркнуть строчные буквы и прочитать начало девиза.
«…………, что полезно для здоровья, то и буду выбирать»
беЯронгУмотМтиЕЮнавДуУвуМАчиьжТолЬвкуен
ЯямхзУМюблоЕывцЮфтимсРячАССыящУбюЖэъДАфысТЬ
3. Итог
— Чему ты сегодня научился?
— Какое задание ты сможешь выполнить, работая с текстом на уроке чтения?
Занятие 3. «Развитие интеллектуально-познавательной сферы»
Цель занятия:гармонизация и развитие гармонической «Я – концепции»;
развитие речевой сферы, речедвигательной памяти, умения воспринимать и понимать чужие мысли и выражать свои; развитие вербально – понятийной сферы,развитие процессов зрительного анализа слова; развитие мыслительной деятельности в работе со знаково – счетным материалом; развитие умения ориентироваться в пространстве и в системе правил с нахождением общего принципа решения проблемной задачи.
Материал к занятию:сказка«Вершки и корешки».
Ход занятия
1. Вступительная беседа
— Учитель читает русскую народную сказку «Вершки и корешки». Ребенок пытается составить алгоритм поведения главных героев по отношению друг к другу.
— Какие пословицы можно подобрать к данной сказке? (Без труда не вынешь и рыбку из пруда)
2. Оздоровительная минутка
Ход выполнения: если едим подземные части продуктов надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.
Например: картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква.
3. Тренировочные упражнения.
а) упражнение «Зрительно-вербальный диктант»
Ход выполнения: предлагаемый материал учитель заранее пишет на классной доске, причем те орфограммы, которые должны быть усвоены, могут быть выделены графически (подчеркиванием, другим цветом или более крупным шрифтом).
Материал подвергается разбору, чтобы прочно запечатлеться в зрительной памяти. Учитель предупреждает, что слова будут стерты с доски.
Образец:
Рады дети лету. Каждое утро мчатся они к реке. Днем собирают щавель. Потом идут гулять в рощу. Там поют чижи, стучат дятлы, трещат сойки. Хорошо летом!
б) упражнения «Странички математики»«
Ход выполнения: устный счет
· Числа 6 и 3.
Сложите их и от полученного результата, отнимите 2.
Затем отнимите еще 4. Пишите ответ (3).
· Числа 15 и 23.
Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа. Отнимите от полученного числа 2. А теперь прибавьте 7. Пишите ответ (8).
· Боря сейчас на 9 лет моложе, чем Ася была год назад. Кто старше? (Ася)
· Что общего между следующими цифрами и буквами:
4 7 5 Г Ж Д
Вариант: учитель предлагает ребенку упражнения из школьных учебников.
в) упражнение для развития наглядно – образной сферы
· Ход выполнения: на доске написаны слова цветными мелками: буква, тетрадь, учебник. Задание: красное слово левее синего, синее – выше зеленого. Какое слово красного цвета? (буква)
·
Р |
· Ход выполнения: за 3 минуты нужно записать 12 слов по модели
Например: марка, корка, парад, ворон, хурма, нарыв, сурок, шарик
4. Итог
— Чему ты сегодня научился?
— Чему ты можешь научить своего друга?
Занятие 4. «Развитие уровня сформированности общеучебных умений»
Цель занятия:гармонизация и развитие гармонической «Я – концепции»;
Развитие уровня осознаваемости регуляторной части психологической основы учебной деятельности; корректировать сформированность действий анализа и осознанность способа решения; развитие умения удерживать в памяти цель деятельности.
Материал к занятию:9-ти клеточный квадрат (9х9 см); игрушки из киндер – сюрпризов.
Ход занятия
1. Вступительная беседа
-Учитель знакомит ребенка с «добрым» советом:
«Суета плохой помощник.
В час, когда пришла беда,
Лишь спокойствие поможет,
Паникерство никогда!»
— Согласны вы с этим советом?
— Приведите примеры, которые доказывают истинность высказывания.
2. Тренировочные упражнения
а) игра «Да, нет»
Ход выполнения: в игре нельзя произносить слова «да» и « нет». Учитель задает провоцирующие вопросы, ребенок отвечает на них, избегая слов «да» и « нет».
Образец вопросов:
Ты любишь смотреть телевизор? Все зайцы серые?
Ты занимаешься спортом? Мячи бывают только резиновые?
Вариант игры: количество и сложность вопросов можно варьировать по желанию учителя.
б) упражнение «Волшебный квадрат»
Ход выполнения: ребенок получает 9-ти клеточный квадрат (9х9 см).
Каждая клетка (3х3см) этого квадрата имеет свой цвет. Учитель предлагает следующие задания:
· Цветовая ориентировка: покажи квадрат голубого цвета; покажи квадрат такого же цвета как трава и т. п.
· Счет: посчитай все зеленые квадраты; на каком месте в первом ряду красный цвет и т. п.
· Знакомство с понятиями: покажи – верхний правый угол,
левую сторону, нижний правый угол и т. п.
· «Путешествие»: путешествие начинается с верхнего левого угла. Дальше мы идем на одну клетку вниз, затем на одну клетку направо, на две клетки вверх и т. д.
в) упражнение «Найди красивый предмет»
Ход выполнения: ребенку предлагается выбрать правильный предмет и объяснить почему (по каким признакам определяется «красивый» предмет).
Образец:
3.Релаксация
Ход выполнения: учитель читает текст, ребенок закрывает глаза и расслабляется.
«Реснички опускаются…
Глазки закрываются….
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряжение улетело….(представляем картинку)
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)»
4.Итог
— Чему ты сегодня научился?
— В какую игру ты сможешь поиграть со своим другом?