Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета

Раздел 1. Пояснительная записка

Данный курс направлен на предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера).

На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять ее по ориентирам основным и вспомогательным. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полно­ценного овладения грамотой, чтением и письмом.

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произноше­ния звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи — выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов. Таким образом, среди первоклассников выделяют группы детей с нарушениями речи, обусловленными фонетическим, фонетико-фонематическим (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР).

Среди учащихся 2 — 3 классов — группы учащихся с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

Группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедическо­го воздействия в каждой группе.

Обследование учащихся проводится по методикам Фатековой, Садовниковой И.Н., Кобзаревой Л.Г., Кузьминой Т.И. На основании материалов обследования составляется перспективный план работы для каждой группы детей.

Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении пер­воклассников составляет своевременная и целенаправленная под­готовка их к обучению грамоте.

17 стр., 8264 слов

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

... сущность коммуникативной системы обучения детей с нарушениями слуха и предполагает прежде всего тесную связь развития речи с практической деятельностью. Практическая деятельность является условием, средой, в ... , стой, прыгай, ползи», а так же умение детей выполнять соответствующие действия. Дети оценивались по пятибалльной системе: балов - ребёнок выполняет задания самостоятельно и правильно; бала ...

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета

Цель — коррекция дефектов устой и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.

В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи.

Задачи:

1. Сформировать полноценные фонематические процессы.

2. Сформировать представления о звукобуквенном составе слова.

3. Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

4. Корригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим не­доразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения.

На втором этапе осуществляется работа по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:

Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.

Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций

На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:

Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.

Программирование смысловой структуры высказывания.

Установление связности и последовательности его.

Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.

Для выявления эффективности данной программы нами в течении года, а именно в середине и конце учебного года будет проводиться повторная диагностика занимающихся на логопункте детей для выявления динамики развития речи и речевых компонентов. Для этого нами будет использоваться методики Фотековой, Садовниковой И.Н., Кобзаревой Л.Г., Кузьминой Т.И.

4 стр., 1623 слов

Проблемы личностного развития на разных этапах школьного обучения

... фактов и закономерностей психического развития ребёнка. Объектом нашего исследования является изучение личностного развития ребёнка на разных этапах школьного обучения. В ходе исследования мы ставим ...

Раздел 3. Содержание учебной программы

Программа включает в себя следующие разделы (этапы):

I этап

Основным содержанием I этапа является восполнение пробе­лов в развитии звуковой стороны речи (как у детей с ФФН, так и у детей с ОНР).

I этап коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР продолжается с 01 октября по 13 марта, что составляет, при­мерно, 50−60 занятий. Количество занятий для детей свыраженным ОНР может быть увеличено, примерно, на 15−20 занятий.

Из общего количества занятий данного этапа особо выделя­ются первые 10−15 занятий, основными задачами которых являются: развитие фонематических представлений; постановка и закрепле­ние поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок к полноценной учебной деятельно­сти. Эти занятия могут иметь следующую структуру:

15 минут — фронтальная часть занятий, направленная на фор­мирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи (работа строится на правильно про­износимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению,

5 минут — подготовка артикуляционного аппарата (комплекс уп­ражнений определяется конкретным составом группы);

20 минут — уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2−3 чело­века) в зависимости от этапа работы над звуком.

С первоклассниками мож­но по подобной структуре работать первые 20 занятий с поправкой на режим работы этих классов.

На последующих занятиях I этапа проводится автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незна­чительном количестве детей в группе с дефектами произношения или при отсутствии у детей дефектов произношения большая часть времени отводится фронтальной работе. В ходе фронтальной части занятий формируются фонемати­ческие процессы и уточняются представления о звуко-слоговом со­ставе слова. Кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устно­го опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтак­сических конструкций.

4 стр., 1865 слов

Занятие детей саморазвитием посредством Дома Детского Творчества (ранее Дом Пионеров)

... течение всего дня пребывания детей в Доме Творчества: музыкальное сопровождение занятий, праздников, развлечений, досугов, в работе с родителями. Планируется ... о каких личных интересах пойдет речь. Сложность решения задач гражданского воспитания личности в условиях ... только если будут понимать о каких интересах страны идет речь и 22,6% - готовы пожертвовать, но смотря ...

Необходимость такого подхода обусловлена основным прин­ципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР, а имен­но: одновременная работа над всеми компонентами речевой систе­мы. В связи этим методом устного опережения, в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала второго и третьего этапов.

Фронтальная часть следующих 40−45 занятий складывается из следующих видов работы:

— развитие фонематических процессов;

— формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины;

— формирование готовности к восприятию определенных ор­фограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

— закрепление звукобуквенных связей;

— автоматизация поставленных звуков.

По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает всё больше времени, однако при этом она осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе каждому ученику с учётом его психологических особенностей, степени выраженности речевого дефекта и отработанности каждого звука.

Таким образом, общее содержание и по­следовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципи­альное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего об­щему развитию ребенка и структуре дефекта.

В течение всего периода ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно — над развитием и совершенствованием фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на занятиях центральное место. В процессе реализации дан­ного учебного комплекса дети уточняют практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, букве, звуке, гласном, соглас­ном. На первых занятиях термины используются только учителем-лого­педом. За это время достаточно полно выявляются индивидуальные особенности и возможности учащихся группы, что позволяет учителю-логопеду определить оптимальное для каждого ребенка соотношение между предъявляемыми ему индивидуальными заданиями и фронталь­ной работой.

II этап

На II этап коррекционной работы отводится обычно 35 — 45 занятий (примерно, с 4−5 марта по 3−4 ноября следующего учебного года), в зависимости от состава конк­ретной группы.

Основной задачей данного этапа являет­ся восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у детей с ОНР. Целью — формирование предпосылок полноценного усвоения знаний о системности семантических полей, о парадигматических и синтаг­матических связях слов, о контекстуальных значениях слов.

Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу по уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обо­гащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являю­щихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; по уточнению значений используемых синтаксических конструкций; по дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформ­ления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осущест­вляется на фронтальных занятиях. Поскольку в течение I этапа в процес­се работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфемном составе слова и синонимии родного языка.

Таким образом, в процессе реализации содержания II этапа лого­педических занятий у детей с ОНР формируются умения и навыки полноценной речевой деятельности, в частности построения и свобод­ного продуцирования связного учебного высказывания (типа доказа­тельства, рассуждения).

Поскольку целью логопедических занятий с детьми с ОНР является развитие полноценной речевой деятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, сло­варь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном со­ставе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап

III этап

Ос­новной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:

— программирование смысловой структуры высказывания;

— установление связности и последовательности его;

— отбор языковых средств, необходимых для построения выска­зывания в тех или иных целях общения (доказательство, рас­суждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Эти цели реализуются в определенной последовательности через следующие задачи:

1. Формирование практических представлений о тексте.

2. Развитие умений и навыков анализировать текст.

3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связно высказывания.

Раздел 4. Тематическое планирование занятий с учащимися 1 класса с логопедическим заключением «ОНР»

Дата № заня-тия Тема коррекционного занятия Пропедевтика русского языка Речевой материал Восполнение пробелов в разв. предпосылок к полноцен. овладению чт. и письмом
Развитие и уточнение временных представлений Согласование имен существительных с числительными в роде и числе Час, минута, сутки, день, ночь, вчера, сегодня, завтра, дни недели Развитие слухового внимания, всех видов памяти, словесно-логического и образного мышления
Развитие и уточнение временных представлений Год, календарь, времена года, месяцы
Уточнение пространственных представлений (дифференциация правых и левых частей тела; ориентировка в схеме собственного тела, схеме тела стоящего напротив) Практическое ознакомление с предлогами, формирование умения правильно употреблять их в речи Тема: «Части тела» (названия частей тела) + левый — правый, назад — вперед, вверх — вниз, над — под, на, центр-угол, около, напротив. Развитие мелкой моторики, координации движений; развитие внимания, слуховой, зрительной и двигательной памяти, мыслительных операций
Уточнение пространств. представлений (правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов); графическое воспроизведение направлений
Звуки речи и неречевые звуки (строение артикуляционного аппарата, образование и дифференциация неречевых звуков) Звуки речи Тема «Осень, осенние месяцы, погода осенью» Неречевые звуки: шелест, шуршание листьев, капли дождя. Осень, природа, увядание, листопад, сырость, ненастье, урожай, лужи, дождь, небо, солнце, тучи, туман, изморозь и т. д. Тема «Перелетные птицы» Развитие слухового внимания, восприятия и памяти.
Гласные звуки (а, о, у, э, ы, и), их артикуляция Гласные звуки Развитие фонематического восприятия, концентрации слухового внимания, наблюдательности, способности к воссозданию мысленных образов
7−8 Гласные звуки. Выделение гласных звуков из слогов и слов: — под ударением — в начале и конце слова — в безударной позиции Образование слов с помощью суффиксов (умен.-ласк.): дождь — дождик, ветер — ветерок
Согласные звуки. Выделение согласных: — из слогов — в начале слова Образование относительных прилагательных (сок из моркови — морковный) Тема «Сбор урожая»: огород, теплица, грядка, семена, плоды, овощи. Развитие фонематического восприятия, зрительной памяти, мелкой моторики.
Согласные звуки. Дифференциация согласных по твердости — мягкости Мягкие и твердые согласные; образование существительных множественного числа («один-много») Тема «Растительный мир» (травы, кусты, деревья): лес, бор, чаща, сад, названия деревьев (тополь, дуб, клен, липа, береза, рябина, черемуха), названия частей дерева (крона, ветка, кора, листья, иголки, хвоя, цветки), названия плодов (шишка, сережка, желудь) Развитие мыслительных операций (анализ, обобщение — «4-й лишний»), развитие слухового внимания, памяти
Согласные звуки. Дифференциация согласных по звонкости — глухости Звонкие и глухие согласные; согласование прилагательного с существительным в роде (сосновый — шишка, кресло, бор) Упражнения на увеличение объема внимания, развитие зрительной, слуховой памяти
Дифференциация гласных и согласных звуков Гласные и согласные звуки; образование существительных множ. числа в родительном падеже «Один-много» Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбки (аквариум, озеро, река, окунь, акула, карась, щука, плотва, судак, меченосец, сом) Развитие слухового внимания, логического мышления («Кто лишний?»)
13−14 Фонематический анализ и синтез слов Связь слов по типу управления (войти в класс — выйти из класса) Тема «Школа, школьные принадлежности» Развитие фонематических процессов, мелкой моторики
Слоговой состав слова. Развитие слогового анализа и синтеза. Образование существительных с помощью суффиксов (улочка, мостик) Тема «Наш город» (адрес, улица, дом, мост, вокзал, завод, фабрика, почта, школа, цирк) Развитие фонематического восприятия, зрительной памяти
Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных. Образование прилагательных в сравнительной степени (этот мост широкий, а тот шире) Тема"Достопримечательности города" (театр, музей, площадь, памятник, парк) Развитие наблюдательности, зрительного внимания, фонематического восприятия
Слоговой состав слова. Порядок слогов в слове. Образование имен прилагательных от существительных с помощью суффиксов (почтовый, газетный) Тема «Почта» (письмо, конверт, бланк, посылка, адрес, газета, журнал, перевод, телеграмма) Развитие мыслительных операций (загадки), воображения, слухового внимания и памяти
Слоговой состав слова. Ударение. Образование имен прилагательных от существительных с помощью суффиксов (овощной, книжный) Тема «Магазин» (товар, продавец, покупатель, чек, касса) Развитие наглядно-образного мышления, зрительной восприятия и памяти
Слоговой состав слова. Ударение, ударный слог, ударная гласная. Связь слов в предложении (составление предложений по опорным словам и картинкам) Тема «Зима, зимние месяцы, зимние забавы» (санки, лыжи, коньки, снеговик, снежки) Развитие временных представлений, зрительной и двигательной памяти
20−21 Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Подбор однокоренных (родственных) слов (зима — зимний, зимушка, зимовать) Тема «Погода зимой» (снег, лед, гололедица, узоры, снежинки, холод, мороз, стужа, метель, снегопад) Развитие фонематических процессов, наблюдательности
Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство. Дифференциация в-ф Образование существительных с помощью суффиксов (воспитатель — воспитательница) Тема «Профессии людей» (название разных профессий + назначение) (врач, водитель, воспитатель, фотограф, фигурист, футболист, библиотекарь, банкир, балерина, плотник, парикмахер, повар, портной, пекарь, писатель, певец) Развитие фонематического слуха, слуховой памяти и внимания, мыслительных операций («Кому что надо для работы?», «Путаница»)
Дифференциация б-п Правильное употребление форм имен существительных единственного числа в родительном падеже (ножницы портного)
Дифференциация т-д Подбор однокоренных (родственных) слов (хлеб — хлебушек, хлебница) Образование относительных прилагательных (каша из риса — рисовая) Тема «Продукты питания» (творог, тесто, торт, дрожжи, дары моря, говядина, диета, повидло, леденец, пудинг, батон, котлета, селедка, холодец) Развитие фонематического слуха, слухового и зрительного внимания, памяти
Дифференциация к-г Формирование словообразования с помощью суффиксов («Назови ласково») Тема «Домашние животные и птицы» (г-к: гусь, гусыня, курица, гребешок, крылья, клюв, крошки, курятник, с-з: селезень, насест, семечки, зерно и т. д.) Развитие фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия, зрительной памяти
Дифференциация с-з Образование существительных множ. числа («Один-много»)
Дифференциация ж-ш Образование глаголов с помощью приставок (шить — пришить, зашить, перешить) Тема «Одежда» (названия предметов и деталей одежды: шарф, шапка, шуба, шорты, рубашка, жилет, джинсы, пижама), материал (шелк, шерсть, сатин, ситец) Развитие фонематического слуха, координации движений
Дифференциация с-ш Образование относительных прилагательных, обознач. материал (шерсть-шерстяной) Развитие фонематического слуха, логического мышления, слухового восприятия и зрительной памяти
Дифференциация з-ж Формирование словообразования с помощью суффиксов (заяц-зайчик, зайчонок) Тема «Зоопарк» (животные, звери, зоопарк, зебра, заяц, жираф) Развитие воображения, зрительной памяти
Дифференциация с-щ Образование существительных с помощью суффиксов (умен.-ласк.) Тема «Тело человека» (ступня, спина, щиколотка, щека, волосы, нос, пояс) Развитие пространственных представлений, логического мышления («4-й лишний»)
31−32 Дифференциация свистящих и шипящих звуков Образование притяжательных прилагательных («Чей хвост?») Тема «Дикие животные и их детеныши» (слон, заяц, морж, лиса, еж, зебра) Развитие слухового внимания, наблюдательности
Дифференциация ч-щ Образование формы множественного числа существительных («Посчитай») Тема «Предметы быта» (щетка, часы, мочалка, ящик, очки, ключ) Развитие пространственной ориентировки, зрительной памяти
Дифференциация ч-т Образование формы един. числа творительного падежа имени существительного Тема «Инструменты» (топор, ключ, тиски, молоток) Развитие слухового внимания и памяти, фонематического слуха
Дифференциация с-ц Формирование умения правильно употреблять предлоги (у, в, на, над, под, за) Образование глаголов с помощью приставок (двигать-передвигать, задвигать) Тема «Мебель» (стол, стул, спинка, сиденье, кресло, дверцы) + глагольный словарь Развитие пространственных представлений
36−37 Дифференциация аффрикат между собой и звуков, входящих в их состав Согласование прилагательного с существительным в роде, числе Тема «Посуда» (название видов посуды; предметов: стакан, блюдце, чайник; частей посуды) Развитие пространственных представлений, логического мышления
Дифференциация сонорных звуков: л-р, л' -р' Формирование навыков предложного и беспредложного управления (гладит утюгом, смотрит по телевизору) Тема «Домашние электроприборы» (радио, лампа, телевизор, пылесос и т. д.) Развитие наблюдательности, пространственных представлений
Дифференциация л'-й Образование глаголов с пом. приставок (пере-, вы-, за-, об-, на-) Тема «Транспорт» (виды: троллейбус, автомобиль, самолет, корабль, лодка, трамвай; признаки: легковой, пассажирский, городской, воздушный, водный) Развитие зрительной и слуховой памяти, пространственной ориентировки
Звукобуквенный анализ и синтез слов Образование формы един. числа творительного падежа имени существительного («Кто чем управляет?») Развитие мыслительных операций («Назови лишнее»), фонематических процессов
Работа над словом. Слова, обозначающие предметы. Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов; образование сущ-х с пом. умен.-ласк. суффиксов Тема «Семья, состав семьи» (название членов семьи и ближайших родственников) Развитие логического мышления, памяти, развитие мелкой моторики
Слова, обозначающие действие Формирование умения подбирать антонимы к словам Тема «Обязанности членов семьи» Развитие внимания, наблюдательности
Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие. Постановка вопросов к словам Развитие умения подбирать несколько глаголов к одному существительному Тема «Весна, весенние месяцы, погода весной» Развитие временных представлений
Простое двусоставное предложение. Подбор слов-действий к словам-предметам. Дифференциация понятий «слово» — «предложение» Согласование глагола с именем существительным в роде, числе Тема «Весенняя погода» (оттепель, ручьи, ледоход, половодье, капель) Развитие временных представлений, зрительной памяти
Простое двусоставное предложение. Развитие навыка смыслового и интонационного оформления предложений. Формирование умения подбирать антонимы к глаголам; правила оформления предложений (заглавная буква, точка) Тема «Животный и растительный мир весной» (глагольный словарь: просыпаются, прилетают, щебечут, пробиваются, журчит, распускаются) Развитие логического мышления («Подскажи словечко»)
Слова, обозначающие признак предмета. Постановка вопросов к словам Развитие умения подбирать глаголы к существительным («Кто как кричит?»).

Формирование умения правильно употреблять предлоги (в, на, по, к, над, из)

Тема «Перелетные птицы» (названия, внешний вид) Напр.: клюв — короткий, прямой, узкий, длинный, вытянутый и т. д. Развитие пространственной ориентировки, слуховой памяти и внимания
Слова, обозначающие признак предмета. Развитие умения подбирать слова-признаки к словам-предметам и наоборот Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе Тема «Фрукты» (названия фруктов, их свойства: форма, величина, цвет, вкус, запах; что можно приготовить из фруктов) Развитие зрительных представлений, мелкой моторики
Развитие умения составлять и анализировать простые распространенные предложения. Выделение слов, обознач. предметы, действия, признаки. Выделение главных членов предложения; количество слов в предложении Развитие мыслительных операций («Найди ошибки»)
49−50 Работа над распространением предложения и его грамматическим оформлением Грамматическое оформление предложений Тема «Овощи» (названия, внешний вид, запах, на ощупь; что можно приготовить) Развитие зрительной памяти, мелкой моторики
Развитие умений и навыков построения связного высказывания — последовательный пересказ с опорой на картинки и вопросы Развитие умения грамматически правильно строить предложения Тема «Домашние птицы» (повторение) Рассказ «На птицеферме» Развитие логического мышления (последовательность событий)
Развитие умений и навыков составления повествовательного рассказа Развитие умения грамматически правильно строить предложения Тема: «Дикие животные» (повторение) Рассказ «Зоопарк» Развитие логического и образного мышления, памяти
Развитие умений и навыков построения связного высказывания — пересказ текста описательного характера с опорой на картинки и план Развитие умения грамматически правильно строить предложения Тема «Лето, летняя погода» (солнце, небо, деревья и цветы и т. д.) Развитие и уточнение временных представлений
Развитие умений и навыков составления описательного рассказа Развитие умения грамматически правильно строить предложения Рассказ о своем домашнем животном (кличка, цвет, шерсть, лапы, уши, хвост) Развитие способности к воссозданию мысленных образов

Календарно-тематический план работы с группами учащихся 2−3 классов

№ заня­тия Тема коррекционной работы Цели урока Дата
Диагностика письменной речи Выявить наличие специфических оши­бок в письменных работах
Диагностика письменной речи Исследовать состояние навыка чтения
Работа над словом Усваивать понятие слово как части предложения, его лексическое значение. Усваивать слова, обозначающие живые и неживые предметы
Слова, обозначающие предмет Закрепить понятие о словах, обозна­чающих предметы. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Учить графически изображать слова, обозначающие предметы
5. Слова, обозначающие действие предмета Учить различать слова, обозначающие действие предмета, слова, отвечающие на вопрос: что делает?
6. Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия предметов Учить различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. Составлять предложения из двух слов: предмет — действие, составление схем. Познакомить с частями речи: существи­тельное и глагол
7. Слова, обозначающие признаки предметов Учить различать слова, обозначающие признаки предмета. Учить правильно изменять слова по родам.
8. Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов Закрепить представления о словах, обозначающих предмет, действие и признак предмета. Самостоятельная работа.
9. Работа над слоговым составом слова Учить делить двух- и трехсложные сло­ва на слоги. Дать представления о слогообразующей роли гласного. Учить выделять гласные из слов.
10. Работа над слоговым составом слова Учить определять порядок слогов в слове. Выполнять анализ и синтез слов, полу­ченных путем перестановки слогов
11. Перенос слов Упражнять в формировании умения делить слова на слоги для переноса.
12. Ударение, ударный слог Сформировать навык определения удар­ного слога в словах. Подчеркивать роль ударения в устной речи. Научить различать значения слов
13. Повторение пройденного материала. Диктант Проводить проверочную работу. Проводить контрольную проверку.
14. Звуковой состав слова. Понятия звук, буква Познакомить со способами образования звуков речи. Сформировать понятие о букве, как о графическом образе звука
15. Гласные первого ряда. Выделение из слогов и слов Учить слышать и выделять гласные зву­ки первого ряда из звукового ряда, сло­га, слова
16. Гласные второго ряда. Выделение их из слогов и слов Познакомить с образованием гласных звуков второго ряда
17. Дифференциация звуков И—[я] Учить различать звуки [а]—[я] устно и на письме в слогах и словах Учить различать звуки [а]—[я] устно и на письме в предложениях и текстах.
18. Повторение пройденного материала Проверочная работа
19. Дифференциация гласных звуков [о]—[ё] Учить различать звуки [о]—[ё] устно и на письме в слогах и словах Учить различать звуки [о]—[ё] устно и на письме в предложениях и текстах.
20. Повторение пройденного материала Проверочная работа
21. Дифференциация звуков [у]-[ю] Учить различать звуки [у]—[ю] устно и на письме в слогах и словах Учить различать звуки [у]—[ю] устно и на письме в предложениях и текстах
22. Повторение пройденного материала Проводить проверочную работу
23. Дифференциация звуков [и]-[ы] Учить различать звуки [и]—[ы] устно и на письме в слогах и словах Учить различать звуки [и]—[ы] устно и на письме в предложениях и текстах.
24. Повторение пройденного материала Проводить проверочную работу
25. Дифференциация звуков [э]-[е] Учить различать звуки [э]—[е] устно и на письме в слогах и словах
26. Контрольное списывание Проводить контрольную работу
27. Дифференциация звуков [э]-[е] Учить различать звуки [э]—[е] устно и на письме в слогах и словах
28. Согласные звуки, буквы. Способы образования согласных звуков Учить узнавать согласный звук на слух и по артикуляции. Учить вычленять согласный звук из сло­ва
29. Твердые и мягкие соглас­ные Учить различать твердые и мягкие со­гласные
30. Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([е]) Учить слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда Проводить контрольные упражнения
31. Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ё]) Учить слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда Проводить контрольные упражнения
32. Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([и]) Учить слышать мягкие согласные звуки перед гласными второго ряда
33. Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([и]) Проводить контрольные упражнения
34. Обозначение, мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ю]) Учить слышать мягкие согласные звуки перед гласными второго ряда
35. Обозначение, мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ю]) Проводить контрольные упражнения
36. Диктант Проводить контрольную проверку
37. Обозначение мягкости согласных в конце слова с помощью мягкого знака Учить обозначать мягкость согласных в конце слова с помощью мягкого знака
38. Обозначение мягкости согласных в конце слова с помощью мягкого знака Проводить самостоятельные контрольные упражнения
39. Обозначение мягкости со­гласных в середине слова с помощью мягкого знака Учить обозначать мягкость согласных между двумя согласными с помощью мягкого знака
40. Обозначение мягкости со­гласных в середине слова с помощью мягкого знака Проводить самостоятельные контрольные упражнения
41. Повторение пройденного материала Проводить проверочные работы
42. Диктант Проводить контрольную проверку
43. Дифференциация понятий предложение, слово Уточнить понятия предложение, слово. Формировать навык определения коли­чества и последовательности слов в предложении
44. Прописная буква в начале предложения. Знаки пре­пинания в конце предло­жения Учить определять границы предложения и интонационно их оформлять
45. Имена собственные Обучать практическому усвоению напи­сания имен собственных
46. Предложение и его грам­матическое оформление Учить согласованию глагола с именем существительным в роде и числе Учить согласованию имени прилага­тельного с именем существительным в роде и числе
47. Распространение предло­жения Учить распространять предложения дополнением
48. Распространение предло­жения Учить распространять предложения дополнением
49. Предлоги Дать понятие о предлоге как самостоя­тельном слове. Формировать навык раздельного напи­сания предлога со словом
50. Предлоги Проводить самостоятельные контроль­ные упражнения
51. Составление предложений по опорным словам и схе­мам и описательного рас­сказа Закреплять умение согласовывать слова в предложении
52. Составление и запись предложений по серии сюжетных картинок Обучать придумыванию части текста (начало, середина и окончание)
53. Составление и запись предложений по серии сюжетных картинок Обучать придумыванию части текста (начало, середина и окончание)
54. Контрольное списывание с рукописного текста Проводить итоговые проверочные рабо­ты. Оценивать динамику работы с учащи­мися. Выполнять количественный и качест­венный анализ ошибок
Контрольный слуховой диктант Проводить контрольную проверку

Календарно-тематический план работы с группами учащихся 4 классов

Раздел 5. Требования к уровню подготовленности учащихся. При завершении 1 этапа коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания даного этапа

При завершении 1 этапа коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания даного этапа. К этому времени у учащихся должны быть:

сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;

восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;

поставлены и от дифференцированы все звуки;

уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение.

По истечении 2 этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны уметь:

ориентироваться в морфемном составе слова, т. е. определять посредством каких частей слова, состоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются при этом их значения;

активно пользоваться различными способами словообразования;

правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);

передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

К концу 3 этапа у учащихся должны быть:

сформированы практические представления о тексте;

развиты умения и навыки анализирования текста;

развиты умения и навыки построения самостоятельного высказывания.

Дети должны иметь представление:

— о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении;

— о признаках предложения (смысловая законченность, оформление: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нужный знак);

— о различии предложений по цели высказывания, по интонации;

— о признаках текста и его оформлении; отличать текст от предложения, предложение от слова;

Раздел 6. Программно-методическое обеспечение программы

Программа составлена согласно:

1.Инструктивному письму № 2 от 14.12.2000 г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» утверждённым Министерством образования РФ.

2. Ястребова А. В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М., 2005.

4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. — М., 2006.

5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М., 2206.

6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М, 2006.

7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. — С.-Пб, 2006.

Раздел 7. Список литературы учителя-логопеда

1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. — Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).

2. Безруких М. М. Как научить ребенка писать красиво. — М., 1995.

  1. Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П.Белянин. — 2-е изд. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 232с.
  2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
  3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Издательство «Наука», 1981. — 140с.
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — Т.1. — 472 с.
  5. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: АСТ: Астрель, 2005. — 351, [1]с. — (Высшая школа).
  6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с. (Биб-ка практикующего логопеда).
  7. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с. (Серия «Учимся играя»)

10. Логопедия. Учебник для студентов дефектол.фак.педвузов. /Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. — М., «Владос», 1999.- с.584−586.

  1. Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие. — М.: НМЦентр, 2000.
  2. Поваляева М.А. Справочник логопеда. — Ростов-на- Дону, «Феникс», 2001.- с.226−227.
  3. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  4. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998. — 112 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector