Психолого-педагогическая диагностика в системе других наук

Психологическая диагностика. Основные понятия науки, цель, предмет, задачи психологической диагностики; связь с другими науками.

 

В целом под диагностикой понимается распознавание состояния определенного объекта или системы путем регистрации существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза и принятия решения о возможностях воздействия в желательном направлении.

Термин «психодиагностика» был введен в 1921 году Г. Роршахом.

Психодиагностика – раздел психологии, изучающих принципы, приемы, средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых феноменов, позволяющих установить диагноз (Шевандрин).

Наука и практика постановки психологического диагноза (Бодалев, Столин).

Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики.

Предмет психологической диагностики составляют:

1. Познавательная деятельность: внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь, интеллект в целом;

2. Личностная сфера: характер, темперамент, самосознание, мотивы, интересы, потребности, эмоционально-волевая сфера, поведение в целом;

3. Общение и взаимоотношения: структура коллектива, взаимоотношения в макро и микросоциуме, общение с противоположным полом;

4. Виды деятельности человека: игровая, учебная, трудовая, профессиональная.

Психологическая диагностика в области дефектологии решает несколько основных задач. Прежде всего, при обследовании детей с отклонениями в развитии на медико-педагогических комиссиях её применение позволяет получить сведения об уровне умственного и об особенностях психического развития ребёнка, что имеет существенное значение в определении того, для какой категории аномалий характерны отклонения, наблюдаемые у данного ребёнка, и, следовательно, какой тип учреждения наиболее адекватен для его обучения.

Вторая задача психологической диагностики – выявление индивидуально-психологических особенностей ребёнка для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.

Третья задача психологической диагностики – это оценка хода (динамики) психического развития. Такая оценка необходима, в частности, для определения эффективности методов, содержания и средств обучения, поскольку определить их только на основе оценки знаний нельзя. Для этой цели необходимо в начале и конце эксперимента по применению нового содержания (методов) обучения производить замеры каких-то проявлений психического развития, что лучше всего делать методами тестового характера с достаточно широким возрастным диапазоном применения [В.И. Лубовский].

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...

... в целом. Авторы разработали специальные методы нейропсихологи-ческой диагностики и нейропсихологической коррекции. К исследованию особенностей психического ... также замедленное развитие интеллектуальных процессов. Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным ... с психофизическим инфантилизмом испытывают в начале обучения в школе. Им трудно длительно сосредоточиваться ...

 

Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики. То и другое в отдельности, т.е. знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания её научного обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области.

Практическая психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов; и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по крайней мере в работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Её целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психологического состояния человека.

Психолого-педагогическая диагностика в системе других наук

Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки: общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и др. [К. М. Гуревич, Е. М. Борисова].

Развитие этих отраслей – медицинской психологии, возрастной, консультативной, юридической, инженерной, военной, спорта и др. – уточнение их предметов и методов существенно влияет на содержание психодиагностики. Благодаря развитию отраслей психологии психодиагностика получает возможность использовать всё большее число конкретных показателей психической реальности и выделять всё более существенные связи и закономерности между ними. Эти проблемы решает дифференциальная психометрика – наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы.

Итак, теоретическая психодиагностика использует данные общей психологии, её отраслей (предметных областей), а также данные психометрики и практики применения психологического знания [Г. С. Абрамова].

В психологическом консультировании психодиагностика в начале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в основном должна опираться на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента, когда консультант общается с ним в психологической консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно получаемых от клиента без применения специальных психологических тестов.

В психокоррекционной работе психодиагностика играет более заметную роль, проводится обычно в самом начале консультации и на неё отводится гораздо больше времени [Р. С. Немов].

Таким образом, психодиагностика тесно связана, прежде всего, с другими разделами психологической науки:

· с общей психологией, которая изучает общие закономерности возникновения и функционирования психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых и др. у нормального взрослого человека;

· с возрастной психологией, которая даёт психодиагностике информацию по вопросам развития психики в онтогенезе, закономерностях перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности;

12 стр., 5899 слов

Спецкурс — Гендерная психология для студентов 5 курса психологического ...

... психологии, психологии личности, психодиагностики, возрастной психологии, социальной психологии, философии и культурологии. Учебно-тематический план № Тема Всего часов Лекций Практ. занятий 1 ТЕМА 1. Категория пола в структуре психологических ... в психологии. История развития проблематики половых психологических различий в зарубежной психологии (4 этапа: "психология пола", "психология половых ...

· с педагогической психологией, изучающей закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательного процесса;

· с дифференциальной психологией, изучающей как психологические различия отдельных конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, этнических, возрастных и др. групп;

· с патопсихологией, изучающей изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга, связанных с психическими или соматическими заболеваниями;

· со специальной психологией, которая изучает психологические феномены детей, имеющих те или иные отклонения физического и/ или интеллектуального развития, закономерности этого развития;

· с отраслями специальной психологии:

— тифлопсихологией, изучающей закономерности развития слепых и слабовидящих детей;

— сурдопсихологией, изучающей закономерности развития глухих, слабослышащих и позднооглохших детей;

— психологией умственно отсталых детей;

— психологией детей с задержками психического развития (ЗПР);

— психологией детей – логопатов, имеющих нарушения речевого развития;

— психологией детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;

— психологией детей, имеющих отклонения эмоционально-волевой сферы и поведения.

· с психиатрией, изучающей причины и сущность психических болезней, их проявления, течение, способы лечения и предупреждения; использующей клинические, нейрофизиологические, генетические, психологические и др. методы исследования.

Задачами психодиагностики являются:

1. измерение определенных качеств, психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых;

2. определение особенностей психических состояний, под которыми понимается целостные, временные и динамические характеристики психической деятельности (подъем, уверенность, тоска, печаль, сомнение, угнетенность, подавленность);

3. определение особенностей психических свойств личности: социальной направленности, характера, темперамента, способностей;

4. выявление психологической закономерности формулирования личности и профессионально важных качеств;

5. изучение коллектива, класса, группы;

6. разработка проблемы психологической подготовки специалистов;

7. изучение психологии личности и труда специалистов, психологичеких основ его педагогического мастерства и творчества;

8. психологический анализ взаимодействия и общения учителей и детей;

9. анализ адаптации к учебно-воспитательному процессу;

10. обоснование путей демократизации;

11. определение состояния развитости того или иного качества;

12. установление изменений, произошедших под влиянием учебно-воспитательных воздействий;

13. определение перспективы развития того или иного качества;

14. разделение обследуемых людей на группы, категории для дальнейшей дифференцированной работы;

18 стр., 8805 слов

Практическое использование адаптированного теста интеллекта в ...

... наиболее традиционному использованию «коэффициента интеллекта» (определению умственной отсталости) существенно изменилось по ... ля. В отечественной медицинской психологии, как известно, наиболее традиционны ... существенными характеристиками обоснованного психологического теста явля ются, с одной ... коэффициент интеллекта вычислялся как отношение «умственного» возраста к фактическому возрасту ребенка ( ...

15. установление проф. пригодности человека к исполнению своих служебных обязанностей;

16. определение соответствия того или иного качества норме с целью проведения коррекционной работы;

17. выработка рекомендации для индивида или группы;

18. изучение динамики познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного развития личности.

19. определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию;

20. получение достоверной информации для воспитателей, учителей и родителей.

 

 

История становления психологической диагностики

Предпосылки становления психологической диагностики заключаются в объективно существующих индивидуальных различиях между людьми, поэтому изучение человека начинается ещё до нашей эры для определения и выделения особенностей, присущих людям в разных сферах жизнедеятельности: для распределения обязанностей, отбора чиновников, поступления в школу. Определение и изучение индивидуальных различий проходило длительное становления, первые попытки с точки зрения современности были иногда изощрёнными, неадекватными, не имеющими научной основы. Например, в 413 году до нашей эры Афинская армия потерпела поражение на Сицилии, из 7000 оставшихся солдат, брошенных в каменные карьеры возле Сиракуз, имели право на жизнь и освобождение из плена те, кто был способен повторить стихи Еврипида. В Древней Греции Пифагор в основанную им школу осуществлял отбор по таким признакам, как: смех, походка, прохождение экстремальных испытаний.

Значимым фактором в становлении психологической диагностики стала книга Хуана Хуарта, изданная в 1575 г., посвященная измерению интеллектуальных и умственных способностей у детей. Также в конце XIX — начале XX вв. известность приобрели такие «науки», как френология, физиогномика, графология, которые объединяет попытка поиска средств изучения и выявления психологических особенностей людей.

Значительную роль в становлении зарубежной психодиагностики сыграло введение всеобщего обязательного начального образования в Германии, что вызывало необходимость отбора стойко неуспевающих детей в специальные образовательные учреждения.

Наиболее известными учёными, внёсшими вклад в становление научной психодиагностики, являются следующие: Ж. Эскироль, Э. Сеген, Ж. Итар. Ж. Эскироль занимался разграничением умственной отсталости от психических заболеваний, предлагал классификацию умственной отсталости, но обучение умственно отсталых лиц считал невозможным или малоперспективным. Ж. Итара называют «отцом олигофренопедагогики», так как он занимался обучением и воспитанием мальчика Виктора, найденного в Авейронском лесу и жившего с волками. Ж. Итар добился значительных успехов, чем и способствовал становлению и развитию научной мысли о возможностях обучения умственно отсталых лиц. Э. Сеген также занимался обучением и воспитанием умственно отсталых детей. До сих пор всемирную известность имеют доски Э. Сегена, направленные на изучение и развитие сенсорной сферы человека, а также невербального интеллекта в целом. Возникала необходимость измерения индивидуально-психологических особенностей личности с помощью математики и статистики, в психологическую науку проникала идея эксперимента. Наибольшую известность в данном направлении приобрели труды: Ламберта Кьютела — моральная статистика, Вольфа — психометрия, Э.Вебера и Г. Фехнера -психофизика, Ф. Дондерса — «ментальная хронометрия». В. Вундт является родоначальником экспериментальной психологии, так как в 1979 году он основал первую лабораторию экспериментальной психологии, где в основном изучались ощущения и реакции человека.

6 стр., 2530 слов

Психодиагностика: изучение интеллекта

... месяцев. Шкала Кюльмана-Бине представляет собой одну изсамых ранних попыток разработать тесты интеллекта для младенцев и дошкольников. 3. Невербальныетесты интеллекта Невербальные тесты интеллекта состоят ... собственное Представление об интеллекте Можно констатировать, что существует почти бесчисленное количество определенийинтеллекта. Значение IQ. В психодиагностику прочно вошлопонятие коэффициента ...

Основателями тестирования являются: Ф. Гальтон, Дж. М. Кеттелл, А. Бине, Т. Симон. Ф. Гальтон занимался измерением человеческих способностей, в 1884 г. он открыл антропометрическую лабораторию для измерения физических и умственных свойств. Дж. М. Кеттелл обратился к измерению ума, создавая и совершенствуя умственные тесты («динамометрия», «зоны чувствительности», «время распознавания цветов» и др.).

Таким образом, эти «тесты» измеряли психофизические параметры. Наиболее известными стали тесты интеллекта А. Бине и Т. Симона. Созданию данных тестов способствовало участие А. Бине в деятельности Комиссии по разработке средств выявления умственно отсталых детей, которая была создана Министерством народного просвещения Франции в 1904 г. Эта средства должны были помочь в организации образования умственно отсталых лиц. А. Бине и Т. Симон последовательно создают 3 варианта «Метрической скалы (шкалы) умственных способностей»: 1905, 1908 и 1911 гг. Каждый последующий вариант был усовершенствован по сравнению с предыдущим. А. Бине ввёл понятие «умственный возраст», который на основе тестов можно было сопоставить с хронологическим. Несмотря на недостатки предложенных серий заданий, тест стал основным инструментом психодиагностики, на основе данных тестов была отработана технология создания тестов вообще. В 1912 г. В. Штерн на основе тестов А. Бине и Т. Симона предложил определять относительную меру интеллекта человека — коэффициент интеллекта IQ. Формула его такова:

1Q = (умственный возраст / хронологический возраст) х 100 %

Основными вехами зарубежной психодиагностики XX века стали следующие. В 1921 г. выходит книга Г. Роршаха «Психодиагностика», в которой автор описывает созданную им методику, основанную на перцепции — чернильные пятна. К концу 1920-х годов существовало уже около 1300 тестов, то есть шло бурное развитие тестологии. Начинался кризис тестирования, связанный с тем, что тесты предлагали ограниченное, фрагментарное знание о личности, запросы практики не удовлетворялись в полной мере. В 1930-е гг. появилось много новых тестов, одни из самых известных: прогрессивные матрицы Дж. Равена для измерения интеллекта, тест Бэбкока для диагностики снижения интеллекта, тест тематической апперцепции (проективная методика) Г. А. Мюррея, а также тест Д. Векслера для оценки разных сторон интеллекта. Происходит преобразование формулы IQ в плане изменения понятий на «достигнутый (реальный) показатель», который сопоставляется с «ожидаемым средним показателем для возрастной группы». В 30-е гг. также идёт совершенствование психометрии. В 1940-е гг. разработка новых тестов обусловлена потребностями Второй мировой войны – созданию групповых тестов для нужд армии (отбор морских офицеров, пилотов, командного состава и др.).

9 стр., 4314 слов

Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста

... характеризуется преобладанием непроизвольных познавательных процессов, на них и опирается ребенок, познавая окружающий мир. Психодиагностика детей этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной: Детальное изучение развития ... Шкалы Пиаже предназначены главным образом для изучения когнитивной, а не личностной сферы ребенка и пока не доведены по формальным параметрам до уровня тестов ...

В 1942 г. появляется вторая редакция теста Д. Векслера — «армейский Векслер», в 1949 г. им опубликована шкала для определения уровня интеллектуального развития детей от 5 до 15 лет. Появляется шкала для обследования младенцев от 2 до 30 месяцев. Также известными становятся Миннесотский многоаспектный личностный опросник, опросник Г.Ю. Айзенка, методика С. Розенцвейга, методика на завершение предложений Саймондса, проективный рисунок человека К.С. Маховер, методика цветового выбора М, Люшера. В 1955 г. появляется шкала Д. Векслера для измерения интеллекта взрослых от 16 до 64 лет, в 1958 г. — Культурно — свободный тест для измерения интеллекта, также известным становится тест GATB, использующийся службами консультации и профессионального отбора. В 1950-е гг. развивается направление измерений личности: шкала проявлений тревожности Дж. Тейлора, MMPI, Моудслейский личностный опросник, методика репертуарных решёток, проективная методика «Зверинец» Р. Заззо для обследования детей и др. Также развивается направление диагностики креативности, значительный вклад в которое внёс Дж. Гилфорд. 1960-е гг. — годы дискуссий о тестах, критика проективных методик. В 1967 г. появился новый вариант шкалы Д. Векслера для оценки уровня интеллектуального развития дошкольников и младших школьников. В 1969 г. были представлены шкалы развития младенцев Бейли. Проводилась разработка критериально-ориентированного тестирования. Также 1960-е гг. известны появлением компьютеризированных тестов и «Стандартов для тестирования в образовании и психологии». В 1970-е гг. продолжается критика тестирования, обвинения касаются сегрегации людей, низкой валидности методик и др. Тем не менее, количество тестов продолжает увеличиваться, в 1974 г. появляется новая редакция шкалы Д. Векслера для детей. Появляются новые личностные опросники, продолжается компьютеризация психодиагностики, появляется второе издание «Стандартов», на основе которых составляются требования к психодиагностическим методикам, их разработчикам и пользователям. В 1980-е гг. намечаются положительные изменения в отношении тестирования, но вопросы валидности по-прежнему остаются актуальными. В 1981 г. выходит ещё один вариант шкалы Д. Векслера, новая версия этой шкалы также появляется в 1989 г. В период с 1982 по 1989 гг. издаётся пятитомник «Успехи в психологии человеческого интеллекта». Увеличивается количество личностных опросников, продолжается развитие интереса к факторным исследованиям личности. Появляется большое количество компьютерных версий тестов. Совершенствуются нормативно-правовые основы деятельности психологов. В 1990-е гг. наиболее популярными в диагностике остаются шкалы Д. Векслера: в 1991 г. выходит третья редакция шкалы для детей, в 1998 г. — третья редакция шкалы для взрослых. Продолжает развиваться интерес к диагностике младенцев и детей раннего возраста, а также к изучению роли ситуаций в поведении людей. Большое число тестов предполагается с помощью использования компьютера.

10 стр., 4898 слов

Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста

... и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим - менее развитым - только ... весь их облик, служит ролевая игра во всем ее разнообразии. В игре появляется стремление к общественной оценке, развивается воображение и умение использовать символику. Все это ...

Предпосылками становления психодиагностики в нашей стране являются работы и научные взгляды учёных: И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. В середине-конце XIX века в отечественную психологию были внесены экспериментальные методы исследования, идущие от физиологии высшей нервной деятельности и от зарубежных исследований В. Вундта. В большей мере психодиагностика в нашей стране стала развиваться в начале XX века в связи с открытием в 1908-1910 гг. первых школ и классов для умственно отсталых детей (вспомогательных) и необходимостью отбора в них учащихся. Массовые обследования детей проводились группой учёных: Е.В. Герье, В.П. Кащенко, М.П. Постовской, Г.И. Россолимо и др. Среди известных отечественных учёных можно выделить Г.И. Россолимо, Ф.Е. Рыбакова, А.Ф. Лазурского, Л.С. Выготского. Г.И. Россолимо предложил систему исследования психических процессов — «Психологические профили», где изучались 11 психических процессов. Ф.Е. Рыбаков разработал тест для изучения уровня пространственного воображения «Фигуры Рыбакова». Л.Ф. Лазурский разработал и обосновал естественный эксперимент, включающий элементы целенаправленного наблюдения и специальные задания. Л.С. Выготский внёс неоценимый вклад в психологию и педагогику, в том числе и в психодиагностику, на становление которой повлияли его учения: о сложной структуре дефекта, о динамическом подходе к изучению ребёнка, о зонах ближайшего и актуального развития, о развивающем влиянии процесса обучения, о психологическом диагнозе. В 20-30-е гг. шло активное использование тестов — «бум тестирования»; педагогами, психологами и врачами большое внимание уделялось проблемам и учения детей, разрабатывались диагностические методики. Но не все психодиагностические методики, применяемые на практике, были совершенны и не всегда их использовали специалисты, поэтому результаты обследований иногда оказывались неточными или недостоверными. Также существовали и социально-идеологические проблемы в диагностике интеллекта. Это вызвало критику массового тестирования. 4 июля 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое накладывало запрет на психодиагностику в нашей стране. Дальнейшее развитие психодиагностики можно отнести уже к 50-70-м гг. В 1969 г. на Центральном совете Общества психологов СССР психодиагностика была признана одной из наименее развитых областей психологического знания, которая нуждается во внимании исследователей. Значительный вклад в становление психодиагностики во второй половине XX века был внесён такими учёными, как: Б.Г. Ананьевым, Г.М. Дульневым, С.Д. Забрамной, Б.В. Зейгарник, В.И. Лубовским, А.Р. Лурией, В.Н. Мясищевым, Ж.И. Шиф и др. Во второй половине 1970-х гг. возрастает интерес к зарубежной психодиагностике. В 1980-1990-е гг. начинают появляться отечественные психодиагностические методики — К. Акимова, А.Е. Личко, В.В. Столина и др. Обращается внимание на разработку профессинально-этических норм в отношении создания и использования психологических тестов. Постепенно начинается внедрение компьютерных вариантов психодиагностических тестов. Значительным событием впсихологической диагностике стало создание в Петербурге ИМАТОНа — предприятия, призванного заниматься подготовкой и распространением психологических тестов: как зарубежных, так и отечественных, а также совершенствованием знаний и повышением квалификации в области психодиагностики психологов-практиков. Несмотря на трудности становления отечественной психодиагностики, она смогла стать самостоятельной областью знания, достичь успехов в теории и практике.

6 стр., 2949 слов

Психодиагностика коммуникативной сферы с помощью методик Р. Кеттелла ...

... Психолог пользуется преимущественным правом на проведения психодиагностики и получение методических материалов. Это необходимо ...                      методики. 2.Методика «Шестнадцатифакторный личностный опросник» Р. ... ответила на все вопросы, проводится обработка теста по ключу. При подсчете баллов ...

Таким образом, становление психодиагностики изначально обусловлено интересом к изучению индивидуальных различий между людьми. Далее ведутся попытки создания приёмов и средств к данному изучению, которые не всегда имеют научный и обоснованный характер, затем в связи с запросами практики и тенденциями развития общества начинают появляться методы и методики психодиагностики, первыми из которых становятся эксперимент и тест, далее -проективный метод и метод опросников. Значительное внимание уделяется диагностике интеллекта. Первоначально выявление умственной отсталости является преимущественно медицинской проблемой, а затем в связи с появлением потребности отбора детей и специальные образовательные учреждения — психолого-педагогической. За рубежом и в нашей стране становление психодиагностики имеет своеобразие и различную динамику развития.