Психологические особенности формирования мелкой моторики.

Введение 3

Введение. 2

1.1 Психологические особенности формирования мелкой моторики. 5

1.2 Особенности влияния мелкой моторики на развитие речи у детей раннего возраста 12

1.3 Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста 16

Заключение 21

Список информационных источников

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний день проблема развития мелкой моторики у детей раннего возраста — одна из актуальных. Потребность развития мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными особенностями — в раннем и младшем дошкольном возрасте активно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что повышает его возможности в познании окружающего мира. В основе чувственного познания лежит тактильно – двигательное восприятие. Поэтому всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия. Для того, чтобы малыш научился говорить надо — не только развивать мелкую моторику рук, но и тренировать его артикуляционный аппарат.

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Движения пальцев рук настолько положительно влияют на развитие нашей речи, что стали вспомогательной частью нашего языка. Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня.

Тему курсовой работы определила актуальность данного вопроса: «Психологические особенности формирования мелкой моторики у детей раннего возраста».

Цель исследования: определить характеристики и возможности использования игр в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста.

Объект исследования: развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук детей раннего возраста.

Гипотеза исследования: что пальчиковые игры являются эффективным средством развития моторики, сложных движений руки, мелких и крупных мышц руки, словесной регуляции движений, а также влияют на сенсорный компонент психомоторного развития.

11 стр., 5416 слов

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в ДОО

... именно с самого раннего возраста Объект исследования: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. Предмет исследования: возможности использования дидактической игрушки в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ. ...

Задачи исследования:

-Изучить понятие «мелкая моторика» в психологических исследованиях.

-Выявить особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

-Проанализировать эффективность использования пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

 

 

Глава 1. Психологические особенности формирования мелкой моторики у детей раннего возраста как психолого-педагогическая проблема.

Психологические особенности формирования мелкой моторики.

Понятие мелкой моторики в психологических исследованиях.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. В.А. Сухомлинский писал: « Что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее». Установлено, что включение методов развития тонкой моторики в содержание и технологию преподавания письма, чтения, математики и, особенно, физической культуры, естественно, наблюдается значительное улучшение успеваемости детей и развития значимых психических процессов (памяти, внимания, мышления).

Особенно значительны положительные сдвиги у детей, изначально наиболее отстающих по развитию школьно-значимых функций. Необходимость разработки активных движений пальцев получило научное обоснование. Ученые, исследуя мозг детей, психику детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой – «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующие улучшения реакции речи стоит в прямой пропорции к степени подготовки движения пальцев. Есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга.
Все мыслительные процессы сознания как сознательной, так и бессознательной, влияют на мелкие движения пальцев рук и тела. Степень развития речи детей напрямую зависит от уровня мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики, необходимо в любом возрасте как детей и взрослых! Во II веке до нашей эры китайские мудрецы утверждали, что руки действительно влияют на развитие человеческого мозга. Древние даоситы утверждали: «Массаж пальцев укрепляет тело и гармонизирует его дух, и также имеет благотворное влияние на активность мозга». Простейшие уроки с пальцами являются огромным преимуществом для общего человеческого развития. Многие преподаватели и психологи, занимающиеся развитием дошкольников и младших школьников, единодушно соглашаются, что развитие мелкой моторики важно, потому что через нее развиваются такие важные психические процессы, как внимание, мышление, координация движений, воображение, наблюдения, зрительная память, речь. Развитие мелкой моторики важно, также тем, что в жизни ребенку, когда он вырастает, потребуются точные скоординированные движения, чтобы писать, одеваться и выполнять различные бытовые и другие действия. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь. В монографии А.Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», посвященной проблемам нейропсихологии, рассматривается функции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в частности упоминается об их тесной взаимосвязи: «Так, в заднем отделе периферического поля слуховой коры обособляется специальный участок для анализа и синтеза рецептивных элементов устной речи — фонем (так называемый «центр Вернике»), в периферических полях зрительной коры — участок, позволяющий реализовать анализ и синтез зрительных элементов рецептивной речи; в расположенных по соседству с кожно-кинестетической зоной, участках нижних отделов теменной области, непосредственно примыкающих к чувствительным «центрам» руки, губ, языка, гортани, осуществляется анализ и синтез кожно-кинестетических рецепций, лежащих в основе артикуляции; в определенном отделе периферии двигательной зоны коры (нижние отделы моторной зоны) протекают нейродинамические процессы, связанные с преобразованием членораздельных звуков устной речи в сложные последовательные синтезы (так называемый «центр Брока»); в другом отделе предмоторной зоны, примыкающем к двигательным «центрам» руки (в заднем отделе средней лобной извилины), локализуется программирование и осуществление сложных систем последовательных движений и двигательных навыков».
«Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте,- по мнению Д. Б. Эльконина, -надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями». Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.

14 стр., 6974 слов

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего ...

... связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует ...

27 стр., 13324 слов

Иследование развития мелкой моторики и зрительно-двигательной ...

... что чем более развиты движения ребенка, тем более совершенна его речь [110, 65]. Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в ... педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом ...

Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Можно проиллюстрировать данное утверждение следующими примерами: если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоящей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае — он больше интересовался пересечением перекладин. То есть, вначале ребенок использует свои пальцы для ощупывания предмета, чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребенок получит, тем полнее сможет описать его словесно. Затем, используя опять-таки мелкомоторные навыки, ребенок изображает предмет на бумаге, рисует его, Это способствует более полному восприятию предмета, выделение его из ряда других, обоснование его отличительных признаков, запоминание их, то есть происходит формирование еще и мышления, и памяти ребенка. Подтверждение данного тезиса мы можем найти в работах ученых-психологов. Например, по словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». То есть это и мышление, и память, и внимание. Следовательно, нашу цепочку можно дополнить: мелкая моторика – речь – восприятие – высшие психические функции (мышление, память, внимание).

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга.

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... которых данная организация существует; Управление, которое формирует и приводит в движение потенциал организации для решения задач. Структура – является формальной классификацией ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре большого полушария. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики также определяет формирование сенсомоторной координации ребенка в согласованные действия рук и глаз. Используя представление ребенка, рассматривает окружающую действительность, контролирует их движения, таким образом, чтобы они стали более сложными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий газа помогают рукам.

По словам Монтессори, с помощью упражнений, развития мелкой моторики, ребенок учится контролировать себя и свои вещи, учится правильно закреплять кнопки, сшить их, нанизывания шнурков в обувь. То есть, точные движения рук также связаны с развитием ребенка во всех отраслях нашей жизни, это очень важно для формирования человеческой личности в целом.

 

Особенности влияния мелкой моторики на развитие речи у детей раннего возраста.

Последние десятилетия характеризуются усилением внимания к изучению механизма психомоторного развития мелкой моторики детей.
М.Ю.Кистяковская отмечала, что одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движениях интенсивнее протекают все физиологические процессы, что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Особенно велико влияние двигательной активности на физическое и нервно-психическое развитие детей. Несвоевременное развитие движения оказывает пагубное влияние на ребенка и создает трудности для его полноценного развития в более старшем возрасте.
Н.М.Щелванов указывал, что благодаря максимальной кортикальности иннервации скелетной мускулатуры у ребенка в развитии его движений существенную роль играет организация сложных функциональных связей моторных и анализаторных центров мозговой коры.
В сборнике научных статей под редакцией Б.А.Ашмарина, дается описание изучения мелкой моторики, которая рассматривается как двигательные качества, делаются выводы о том, что связи морфологических признаков физического развития с психическими процессами осуществляются, в основном, через психомоторику.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический ...

Многочисленные исследования, проведенные Е.Флейшманом, позволили ему выявить следующие направления изучения мелкой моторики:

Тонкая координация движений – это точные движения больших мышечных групп (движения руками, ногами)

Координация – отражает движение рук, ног, или одновременное движение ногами и руками.

Ловкость рук – координированные и быстрые движения, действия рук с относительно большими объектами.

Основными функциями моторной подсистемы являются осуществление двигательных актов и поддержание необходимой позы.
В.В.Никандров рассматривает моторику как систему двигательных реакций и выделяет в ней следующие компоненты:

1. Фоновая моторика – это непрерывное состояние двигательных систем, являющееся как бы моторным фоном для проявления психической активности. Она включает:

Мышечный тонус – несильное стойкое напряжение мышц, не сопровождающееся утомлением, направленное на поддержание статики тела и уравновешивание различных движений, а также сигнализирующее о потенциальной двигательной активности. Мышечный тонус обычно предполагает быстрое включение мышц в работу, то есть как бы их предстартовую готовность к выполнению движений.

Тремор – быстрые ритмически колебательные движения частей тела, вызванные непроизвольными сокращениями соответствующих мышц. Тремор играет роль фактора, стабилизирующего основное движение, которое может исполняться неточно из-за временной задержки корректирующей афферентной нервной импульсации, непрерывно поступающей в эффекторные центры по ходу движения. Таким образом, тремор способствует успешному точному выполнению основного движения.

Спонтанная двигательная активность – это непроизвольные непрерывные микродвижения скелетной мускулатуры, обусловленные взаимодействием организма со средой и направленные на поддержание его общего энергетического баланса и приводящие к незаметным общим колебаниям тела. Причины этих колебаний до конца не выяснены.

2. Двигательные реакции на отдельные раздражители – это отдельные реакции на конкретное воздействие побудителя:

Сенсомоторные реакции – это двигательный ответ на сенсорную стимуляцию. В более широком плане это взаимодействие сенсорных и двигательных составляющих психической деятельности. На основании сенсорной информации, поступающей от анализаторов, осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движений.

Эмоциомоторные реакции – группа реакций, обусловленных взаимодействием аффективных и двигательных составляющих психической деятельности. Фактически, это двигательные ответы на аффективные, в первую очередь эмоциональные, переживания. В этих реакциях реализуются функции эмоций.

Идеомоторные реакции. Их суть состоит в еле заметном даже для самого субъекта выполнении движений, о которых он подумал. Иначе говоря, представление о каком-либо движении даже без намеренья его совершить вызывает импульсацию соответствующих мышц, что ведет к реальному выполнению этого движения, но только по очень маленькой, практически незаметной амплитуде.

В.В.Никандровым были также определены основные характеристики мелкой моторики.
Сила – предельный уровень физического напряжения, развиваемого основными группами скелетных мышц индивида.
Быстрота – присущая индивиду скорость (средняя и максимальная) выполнения движений.
Координированность – согласованность различных движений во времени, пространстве и по силе с целью достижения определенного двигательного результата. Хорошая координированность обычно предполагает широкий диапазон темпоральных возможностей и склонность к ритмизации движений.
Пластичность – согласованность амплитуд (пространственных границ) движений, позволяющая плавно переходить от одного движения к другому, объединяя их в целостный комплекс с единым выразительным эффектом.
Ловкость – высокая степень координированности и быстроты в сочетании с экономичностью и рациональностью движений.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... целостную картину всего того, что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как Коменский, писал ...

Выносливость – способность к поддержанию заданного уровня двигательных характеристик (силы, скорости, точности, модальности, координированности, темпа, ритма) при длительном или многократном исполнении движений.

Таким образом, мелкая моторика, совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Необходимость разработки активных движений пальцев получили научное обоснование. Ученые, исследуя мозг детей, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движениях интенсивнее протекают все физиологические процессы, что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Особенно велико влияние двигательной активности на физическое и нервно-психическое развитие детей. Несвоевременное развитие движения оказывает пагубное влияние на ребенка и создает трудности для его полноценного развития в более старшем возрасте.

1.3 Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте ассоциируется с анатомическими и функционального созревания прохождения нервных волокон, их меиленизацией и работы уровней координации. Плодотворное изучение двигательных навыков возможно только с целостным пониманием психической и двигательной активности, признание его комплексного характера. Развитие можно рассматривать в рамках моторного, сенсорного и когнитивно -мыслительного компонентов. Одним из условий и показателем хорошего моторного и психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развития его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движениях интенсивнее протекают все физиологические процессы. Нервные импульсы, возникающие при выполнении различных движений, стимулируют развитие мозга, в том числе и моторные зоны коры больших полушарий. Чем раньше и полноценнее развиваются движения, тем быстрее, основываясь на работе «низших центров» (в т.ч. и моторных), начинается формирование функциональных систем высших психических функций. Если в раннем возрасте движения развиваются недостаточно, с задержкой, то и высшие психические функции будут развиваться с опозданием. На более поздних этапах онтогенеза формирование движений продолжается, но идет опосредованно, под влиянием второй сигнальной системы («высших центров»): в мозге развиваются и совершенствуются уровни управления произвольными движениями.
Двигательная функция — ведущая с рождения. Анатомически незрелые нервные волокна меняют свою структуру, развиваются и созревают благодаря нервным импульсам, которые проходят по ним во время движения. Следовательно, движения обеспечивают ребенку анатомическую зрелость нервной системы, что в свою очередь является необходимым условием полноценного развития.

2 стр., 699 слов

Показатели нервно-психического развития детей второго-третьего ...

... Частично надевает одежду (шапку, ботинки). Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни В течение 3-го года жизни моторные ... детей претерпевают дальнейшее совершенствование. Расширяется ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность.   Возраст Активная речь Сенсорное развитие Игра Конструкторская деятельность Изобразительнаядеятельность Навыки Движения ...

Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается не только в биологически обусловленном дозревании морфологических структур, но и в накоплении на их основе и с их помощью индивидуального двигательного опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации. Основные особенности и закономерности двигательного развития ребенка дошкольного возраста позволяет понять теория отечественного физиолога Н.А.Бернштейна. Автор теории показывает, что в основе любого двигательного акта лежат сложные, иерархически организованные системы сенсорных коррекций, которые формируются у человека по мере овладения разнообразными двигательными действиями и обеспечивают фундамент для развития физических качеств человека.
В дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного контроля. Развитие движений ребенка дошкольного возраста осуществляет в тесном контакте с его психическим развитием. В течение этого периода наблюдается прогресс движений. Начать участие в работе высших корковых уровней организации движений, которая обеспечивает прогрессивное развитие движений точной власти, а также создает необходимые условия для развития растущего числа моторных навыков и основной ручной манипуляции. Все это имеет неоспоримое значение и для общего психического развития ребенка. Ведь движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности, оказывают взаимно обратное влияние на развитие мозговых структур. В наибольшей степени это относится к движениям пальцев рук. Установлено, что уровень сформированности тонких движений пальцев рук тесно связан с уровнем речевого развития ребенка; если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие оказывается нормальным; при отставании развития тонких движений пальцев задержанным оказывается и речевое развитие. …………………………………………………
Развитие моторики играет важную роль в овладении письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. В дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения. Б.Б.Косов отмечал, что главным фактором психомоторного развития является произвольность движений. А.Р.Лурия выдвинул положение о том, что развитие произвольных движений у ребенка начинается с возникновения у него способности выполнять речевую инструкцию взрослого. Начиная с 3-4 лет, словесная инструкция взрослого может остановить начавшееся действие или переключить ребенка с одного действия на другое. В рамках сенсорного компонента психомоторики наблюдаются следующие изменения. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие дошкольников включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношений предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир. Уже в раннем детстве у ребенка накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов. Отдельные представления начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. В дошкольном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действия восприятия, направленных на обследование свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. В дошкольном возрасте повышается точность и быстрота осуществления персептивного действия при решении персептивных задач, происходит свертывание и уменьшение количества и амплитуды движений рецепторных аппаратов. Это оказывается возможным за счет интериоризации отдельных операций, образования внешних ориентировочных действий, за счет переноса средств осуществления в план представлений, формирования внутренних эталонов.

11 стр., 5030 слов

Особенности психомотор.развития детей с ИН

... по себе, является важнейшим фактором дальнейшего совершенствования моторики». Движения верхних конечностей, играющие огромную роль, как в физическом, так и психическом развитии ребенка, появляются очень рано и проходят определенную ...

Таким образом, развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте осуществляется по нескольким направлениям. Моторное развитие связано с анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон, их меиленизацией и налаживанием работы координационных уровней. Чем раньше и полноценнее развиваются движения, тем быстрее, основываясь на работе «низших центров» (в т.ч. и моторных), начинается формирование функциональных систем высших психических функций. Дети от 3 до 7 лет обычно поворотливы, подвижны, грациозны. С другой стороны грациозность и локомоторная подвижность у детей соединяются в тоже время с очень низким уровнем общетелесной ловкости. Это связано с тем что, ловкость нуждается в функциональном развитии кортикальных уровней и насыщением их психомоторным опытом. В этот период начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков, и предметных ручных манипуляций. Моторное развитие ребенка связано с развитием способности к словесной регуляции движений. Начиная, с 3-4 лет словесная инструкция взрослого может остановить начавшееся действие или переключить ребенка с одного действия на другое. В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми действиями восприятия, позволяющими, более полно и расчленено воспринимать окружающий мир. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Что приводит к появлению устойчивых образных представлений приводит к дифференцированию чувственных образов. Повышается точность и быстрота осуществления перцептивного действия при решении персептивных задач, происходит свертывание и уменьшение количества и амплитуды движений рецепторных аппаратов. Это происходит за счет переноса некоторых действий в план представлений.

 

 

Заключение

Таким образом, мелкая моторика — совокупность скоординированных действий, нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса — развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.
Интерес психологов к пальчиковым играм существует давно. Однако только в последние годы возникло направление использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук ребёнка. Пальчиковые игры – это игры, совмещающие движения пальцев, рук, с короткими ритмическими стихотворениями, и инсценирующие какие-либо рифмованные истории и сказки. Практическим этапом нашей работы стал эксперимент, проводимый на базе ДОУ № 200 города Новокузнецка. Эксперимент проводился по принципу контрольной и экспериментальной группы. В экспериментальной группе проводились занятия с использованием пальчиковых игр. Экспериментальное исследование проходило в три этапа. Первый этап позволил нам определить имеющийся уровень психомоторного развития у детей средней группы. При реализации формирующего этапа эксперимента с детьми проводился комплекс занятий с использованием пальчиковых игр. Контрольный этап эксперимента позволил нам увидеть положительную динамику в развитии психомоторики детей экспериментальной группы. Для этого был проведен ряд психомоторных проб, идентичных первым. Но так как занятия проводились в течение набольшего периода времени, то динамика является небольшой
Таким образом, согласно данным, полученным в результате эксперимента, нами была практически доказана эффективность использования пальчиковых игр психомоторно.

Анализ работ зарубежных и отечественных психологов (Л.С.Выготского, И.Г.Гирьяновой, Б.Г.Ананьева, Н.А.Бернштейна, В.П.Озерова, и др.) позволили нам рассмотреть психомоторику как сложную функциональную систему, развитие которой можно проследить по следующим направлениям: моторное, сенсорное, словесная регуляция движений. Интерес психологов к пальчиковым играм существует давно. Однако только в последние годы возникло направление использования пальчиковых игр для эффективного психомоторного развития ребенка Пальчиковые игры – это игры, совмещающие движения пальцев, рук, с короткими ритмическими стихотворениями, и инсценирующие какие-либо рифмованные истории и сказки. Практическим этапом нашей работы стал эксперимент, проводимый на базе ДОУ N 200 города Новокузнецка. Эксперимент проводился по принципу контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе проводились занятия с использованием пальчиковых игр. Экспериментальное исследование проходило в три этапа. Первый этап позволил нам определить имеющийся уровень развития мелкой моторики у детей средней группы. При реализации формирующего этапа эксперимента с детьми проводился комплекс занятий с использованием пальчиковых игр. Контрольный этап эксперимента позволил нам увидеть положительную динамику в развитии мелкой моторики детей экспериментальной группы. Для этого был проведен ряд моторных проб, идентичных первым. Но так как занятия проводились в течение набольшего периода времени, то динамика является небольшой.
Таким образом, согласно данным, полученным в результате эксперимента, нами была практически доказана эффективность использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.