Психологическая подготовка фигуристов

9

Психологическая подготовка фигуристов.

План:

  1. Понятие «психологической подготовки»
  2. Психологическая подготовка в фигурном катании
  3. Психологическая подготовка к тренировочному процессу
  4. Психологические основы технической подготовки фигуристов
  5. Психологическая подготовка к соревнованиям

Литература:

1. Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под. ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.

2. Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А.Н. Мишина. – М.: ФиС, 1985. – 271 с., ил.

3.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

  1. Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого – педагогических мероприятии и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Общая подготовка: направлена на развитие и совершенствование у спортсменов тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приёмам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитание способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т.д.

Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей – то помощью специально выполняет определённые задания с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности.

7 стр., 3291 слов

Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических ...

... разные органы чувств различных видов энергии. Она поступает на рецепторы в форме физических стимулов, преобразуется, передается далее в ц. н. с. и окончательно перерабатывается, превращаясь ... речи, определенной форме давления в осязании. Уже найдены нейроны, которые приходят в состояние возбуждения при стимулировании всего поля сетчаточных рецепторов определенной конфигурацией, например линией или ...

Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А.Ц.Пуни) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним явлениям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.

Компонентами психологической подготовки являются: психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях.

К числу процессов и качеств, способствующих овладению техникой и управлению двигательными действиями, относятся, в частности, тонко развитые мышечные ощущения и восприятия, позволяющие осуществлять контроль над различными параметрами движения; «чувства» времени, ритма, темпа, расстояния; способность ориентироваться в пространстве; высокоразвиты качества внимания; совершенная идеомоторика; оперативная память; быстрота и точность простых и сложных реакций.

Специфика вида спорта предъявляет различные требования к качествам и структуре психологической подготовленности спортсмена:

Вид спорта

Вид психологической деятельности

Необходимые психологические качества

Фигурное катание на коньках

Координационно — эстетический

Артистичность, эстетические и творческие сенсомоторные качества.

Чувство риска, смелость, самообладание, решительность, восприимчивость

  1. Психологическая подготовка к тренировочному процессу.

Рассматривая подготовку спортсмена в психолого – педагогическом аспекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на формировании мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности; воспитании волевых качеств, необходимых для успеха в спорте; совершенствовании специфических психических возможностей.

В качестве мотивов спортивной деятельности могут быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и т.д.

Вид спорта

Ведущие волевые качества

Ближайшие к ведущим

Следующие за ними

Фигурное катание на коньках

Целеустремленность

Настойчивость

Самообладание

Смелость

Инициативность

Самостоятельность

Решительность

3. Психологические основы технической подготовки фигуристов.

Точность и надёжность управления движениями при выполнении спортивных упражнений зависит от того, насколько развиты у спортсмена психически процессы, участвующие саморегуляции двигательной деятельности (ощущения, восприятия, представления, мышления).

На их базе формируется и совершенствуется техника фигурного катания на коньках. Психологическими основами технической подготовки можно считать целенаправленное совершенствование тех процессов, которые обеспечивают регуляцию движений, характерных для программ всех видов катания.

Для того, чтобы почувствовать ребро конька, фигурист должен обладать отчетливыми и точными мышечно – двигательными ощущениями, которые развиваются и совершенствуются в процессе овладения упражнениями. Но совершенствуются они медленно. Для повышения эффективности процесса подготовки фигуристов нужно обогатить тренировку специальными упражнениями и примами, направленными на развитие мышечно – двигательных ощущений. Тогда уровень технической подготовки будет расти быстрее.

Специальные упражнения можно использовать так же и для умения точно отмерять интервал времени (для поддержания постоянной скорости при выполнении упражнений).

Таким образом, эффективность технической подготовки фигуристов может быть повышена путём целенаправленного формирования тонности их специфических ощущений и восприятий, которые необходимы для контроля за выполнением характерных для фигурного катания двигательных действий.

Особую роль становлении технического мастерства играют представления о движениях, или двигательные представления. Двигательное представление — это психический процесс, результате которого в сознании спортсмена возникает образ какого – либо конкретного длительного действия: прыжка, вращения, дорожки шагов, поддержки, подкрутки и т.д.

Исследованиями А.Ц.Пуни и Е.Н. Суркова установлено, что двигательные представления выполняют весьма важные функции: программирующую, регулирующую, тренирующую.

Программирующая функция: после показа нового элемента или упражнения и рассказа о нем в сознании фигуриста возникает представление – образ того, что и как ему нужно делать. Образ становится той программой действий, не представив которые нельзя выполнить новое упражнение.

Регулирующая функция: образ двигательного действия является не только и не столько программой, сколько эталоном, образцом, с которым фигурист сопоставляет собственное реальное исполнение.

Тренирующая функция: представление движений связана с так называемой идеомоторной тренировкой. Суть заключается в том, что мысленное выполнение упражнения сказывается на повышении точности движений. Этот эффект возрастает при сочетании идеомоторной тренировки с реальной, т.е. когда практическому выполнению упражнения предшествует его мысленное выполнение.

Эта тренировка применяется и в том случае, если спортсмен в силу каких – то причин лишен возможности тренироваться в реальных условиях (болезнь, травма, отсутствие льда), а также при необходимости исправить технику выполнения упражнений, устранить ошибки.

Важное значение оказывает влияние отношения фигуриста к тому или иному элементу. Излишнее акцентирование внимания обучающегося на сложности элемента или комбинации препятствует быстром их освоению.

  1. Психологическая подготовка к соревнованиям.

В соревнованиях фигурист действует, используя знания, умения и навыки, полученные и закреплённые в процессе тренировки. Формирование необходимых для выполнения соревновательных программ умений и навыков, их объём и качественное своеобразие находятся в зависимости от условий, в которых происходит подготовка фигуриста и которые постепенно становятся привычными. Однако соревновательные условия существенно отличаются от привычных условий тренировки (есть соперники, играют значительную роль в жизни спортсмена, оценивают судьи и т.д.).

Таким образом, целью психологической подготовки спортсмена к соревнованию можно считать формирование у него такого психического состояния, при котором он может в полной мере использовать свою функциональную и специальную готовность для реализации в соревновании максимально возможного результата; противостоять многим предсоревновательным и соревновательным ситуациям, т.е. проявить высокую надёжность соревновательной деятельности. Такое состояние называют состоянием психической готовности к соревнованию.

Психологическая подготовка – неотъемлемая часть предсоревновательной подготовки спортсмена. Ею руководит тренер, однако психологическая подготовка требует особого подхода. Фигурист должен понять, что психологическая подготовка к соревнованиям поможет ему приобрести перед стартом и в ходе состязаний то состояние, в котором он сможет наиболее полно реализовать все свои возможности для достижения высокого результата.

В число универсальных средств психологической подготовки, которым надо обучить каждого спортсмена высокого класса, включаются способы и приёмы саморегуляции уровня эмоционального возбуждения. Обучение саморегуляции начинается с обучения самоконтролю.

Неблагоприятные эмоциональные состояния проявляются в 2 формах: чрезмерного и недостаточного возбуждения. Признаки излишнего возбуждения: резкое учащение пульса, учащенное сердцебиение, повышение тонуса мышц, дрожь, повышенный тембр голоса и т.д. Признаки недостаточного возбуждения: вялость, сонливость, зевота, замедленные движения и т.д.

Спортсмен должен приучить себя обнаруживать эти признаки, замечать любые проявления эмоционального перевозбуждения или подавленности.

Самоконтроль – начальная фаза саморегуляции. Управление собственными эмоциями – дело сложное, которому надо специально учиться, овладевать приёмами саморегуляции. Эти приёмы можно разделить на 2 группы: к первой – приёмы, связанные с отвлечением внимания, мыслей, которые вызывают у спортсмена неблагоприятное эмоциональное состояние; вторая – объединяет приёмы саморегуляции путем устранения внешних проявлений эмоций.

Первая группа приемов саморегуляции:

Переключение внимания и отвлечение от мыслей об исходе соревнований. Для улучшения эмоционального состояния и экономии нервно – психической энергии спортсмен должен научиться сознательно переключать свое внимание, свои мысли на другие объекты, не связанные с соревнованием.

Самоободрение применяется в том случае, когда спортсмен установил, что причиной его неблагоприятного эмоционального состояния являются неуверенность в своих силах, сомнения в возможности достижения запланированного результата. Чтоб снизить свою эмоциональную напряженность, спортсмену целесообразно думать том, что он хорошо подготовлен и т.п.

Самоубеждение направлено на повышение субъективной оценки вероятности достижения успеха.

Самоприказы типа «спокойно!», «возьми себя в руки!» и т.п. используются спортсменом в моменты чёткого осознания высокой степени эмоционального возбуждения или подавленности перед стартом.

Вторая группа приёмов саморегуляции:

Произвольное расслабление мышц снимает мышечный тонус, повышенный вследствие эмоционального напряжения.

Управление дыханием заключается в том, что спортсмен заставляет себя дышать в привычном или чуть замедленном ритме, акцентируя выдох.

Управление поведением, т.е. сдерживание эффективных вспышек, реакций на воздействия извне, умение управлять быстротой, амплитудой и плавностью движений, ритмом, громкостью и выразительностью речи.

Использование специальной разминки не только для подготовки организма и опорно – двигательного аппарата к соревновательной деятельности, но и для регуляции эмоционального состояния.

Самый эффективный метод саморегуляции – самовнушение с использованием аутогенной тренировки или её различных модификаций: психорегулирующей тренировки, психомышечной тренировки, эмоционально-волевой тренировки.

Воздействовать на психическое состояние можно также путем управления психологическим климатом в команде и организацией контактов. При этом контролируются влияние и поведение окружающих спортсмена людей в зависимости от его состояния и потребностей.

Рациональная организация режима дня, отдыха, развлечений тоже хорошее средство формировании оптимального психического состояния спортсмена. Но особое значение имеют словесные воздействия тренера (доверительные беседы).