Тема 1. Проблемы становления и функционирования отечественной дошкольной психологической службы
История детской практической психологии (дпп) — отрасли знаний, обеспечивающей развитие дошкольной психологической службы
Развитие отечественной дошкольной психологической службы
Соотношение педагогического и психологического аспектов в практике дошкольного воспитания. Предмет, цель и задачи деятельности дошкольной психологической службы
Основные виды деятельности и структура дошкольной психологической службы
Проблемы функционирования дошкольной психологической службы
Основные понятия
Педология, психическое здоровье, психологическое здоровье, индивидуальность, индивидуальный подход, психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция, психоконсультирование, адаптация
1. История детской практической психологии (дпп) — отрасли знаний, обеспечивающей развитие дошкольной психологической службы
Все обсуждаемые темы в рамках данной дисциплины можно объединить в три раздела:
· Общая характеристика деятельности и развития дошкольной психологической службы
· Особенности психического (индивидуального) развития ребенка
· Деятельность педагога-психолога в различных направлениях
Обеспечивает знаниями о предмете и специфике деятельности дпс область науки – Детская практическая психология. Дпп – это прикладная психология о детстве или отрасль знания и практической деятельности, связанная с оказанием психологической помощи и поддержки детям.
Зарождение и развитие дпп – к 19 – н 20 в.в., было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной ам. психологом Стенли Холлом. Наука объединяла все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития. Была ориентирована на практику, т.е. на непосредственные нужды педагогики и практической психологии. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка было ценным завоеванием педологии. Именно эта наука стала предшественницей современной дпп. Начиная с 20-х годов 20 в. педология приобретает ярко выраженную психологическую направленность и особую популярность во всем мире (Э. Мейман, В. Штерн, Э. Клапаред и др.).
Швейцарский психолог Эдуард Клапаред предлагает разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую (у них разный круг изучаемых проблем).
Задачей теоретической д. психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов развития детей. Прикладная д. психология разделялась им на психогностику и психотехнику. Первая имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а вторая направлена на разработку методов обучения и воспитания, адекватных для детей определенного возраста. Т.о., Клапаред заложил основы самостоятельной отрасли психологической науки – дпп.
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...
... Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- физический инфантилизм Относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. ... В исследованиях представителей когнитивной психологии доказано соотношение способов восприятия ...
В н. 20 в. дпп начала интенсивно развиваться и в России. Но процесс становления и развития дпп в России имел ряд особенностей. В России первыми применять объективные методы исследования к развитию ребенка начали врачи и физиологи (Сеченов, Кащенко, Россолимо, Нечаев, Бехтерев, Румянцев, Ушинский).
Об интенсивной работе отечественных педологов говорит тот факт, что с 1906 по 1916 г.г. было созвано пять Всероссийских съездов по психологии. Румянцев утверждал, что школа должна идти не от заранее установленных программ и методов обучения, а от ученика, от его потребностей. Школа 20-х, т.о., должна была помочь в воспитании нового человека, гражданина нового общества. Но с 30-х г. усилились нападки на д. психологию вообще и практическую прежде всего, и до 60-х годов практическая психология не развивалась.
2. Развитие отечественной дошкольной психологической службы
Во второй половине 20 в. специалисты, работающие с человеком стали ощущать нехватку профессиональных знаний и навыков в области психологии. Для их успешного разрешения потребовалось интенсивное развитие прикладных видов психологии.
В школу психолог пришел в нач. 80-х, в д/c – конце 80-х. Потребовалось около 10 лет для определения характера деятельности. (Введение в штаты ДОУ должности психолога – письмо Мин.образования от 30 ноября 1989 г. (см. Вестник образования №12 1990)).
Условно можно выделить 3 этапа развития отечественной дпс.
1).
Период выделения психолога из педагогической среды. Проблемы данного этапа: скепсис со стороны коллег – педагогов и неуверенность в себе «новых специалистов».
2).
Понимание целесообразности включения психолога в коллектив учреждения. Введение должности в штаты.
3).
Освоение поля деятельности. Образование психологических центров и начало их функционирования. Смена позиций: от призывов, исследований и поиска единомышленников к повседневной работе в рамках санкционированных методов и установленных показателей (свод должностных обязанностей – положение о службе практической психологии образования – см. Вестник образования №7 1995).
Отход от занятий только диагностикой.
1994 г. – 1 съезд психологов: прием нормативных документов, определение методов работы, основные диагностические процедуры и методики.
1995 г. – 2 съезд: определена роль психолога как специалиста, уточнили, что диагностика лишь средство, инструмент деятельности психолога, а не самоцель; отвлечение от диагностики интеллекта и понимание значимости диагностики личности..Определена цель дпс – обеспечение психического и психологического здоровья детей.
1998 г. – конференция в Красноярске – Ирина Владимировна Дубровина – рук. Лаборатории научных основ дпп: «Одинаковостей не должно быть». Подчеркивается необходимость развития детской индивидуальности и инициативы. Необходимо также изучать вопросы влияния разнообразных образовательных программ на развитие детей.
На сегодняшний день развитие дпс не завершено, идет ее дальнейшее развитие.
3. Соотношение педагогического и психологического аспектов в практике дошкольного воспитания. Предмет, цель и задачи деятельности дошкольной психологической службы
аспекты проф. деятельности | деятельность педагога | деятельность психолога |
Предмет проф. деятельности | Ребенок (дети) | Ребенок, его индивидуальность |
Цель деятельности | Создание оптимальных условий физического, психического и личностного развития воспитанников («Положение о ДОУ») | Обеспечение психического и психологического здоровья детей * |
Методы | Методы обучения и воспитания | Методы профилактики, диагностики, коррекции и консультирования |
Достижение цели возможно лишь в ситуации полноценного взаимодействия педагога и психолога.
*Психическое здоровье. Специалисты ВОЗ обозначили особую роль психического развития в здоровье ребенка. На этом основании ими был введен термин «психическое здоровье». Термин неоднозначен. Связывает 2 науки: психологию и медицину. Т.О. образована медицинская психология или психосоматическая медицина.
В каждом возрастном периоде у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании и др. Нарушения в развитии психических способностей мешают удовлетворению этих потребностей, т.е. тормозят поступательное взаимодействие ребенка с окружающим миром людей, культуры, природы. Т.О. основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье. Нарушения психического здоровья, а следовательно, и необходимость в коррекционной работе возникает тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований.
Психологическое здоровье. Если основу психического здоровья составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов, то основу психологического здоровья – развитие личностной индивидуальности. Психологическое здоровье относится к личности в целом и находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Часто вместо термина «психологическое здоровье» употребляют – духовное здоровье.
Психологическое здоровье предполагает (по И.В. Дубровиной):
· интерес человека к жизни,
· свободу мысли и инициативу,
· увлеченность какой-либо областью,
· самостоятельность,
· уважение другого,
· разборчивость в средствах достижения цели,
· способность к сильным чувствам и переживаниям,
· осознание своей индивидуальности,
· творчество
Относительно детей, это развитие активности, самодеятельности, а не следование внешним рекомендациям. Духовность сама собой не рождается. Забота о психологическом здоровье ребенка предполагает внимание к его внутреннему миру, к его чувствам и переживаниям.
Основные задачи деятельности дпс.
1. Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;
2. Обеспечение индивидуального подхода на основе психолого-педагогического изучения детей;
3. Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.
Данные задачи способна решать только организованная, структурированная служба.
4. Основные виды деятельности и структура дошкольной психологической службы
Общая структура психологической службы
Министерство образования и науки РФ. Отдел службы практической психологии образования (сппо) |
Региональное управление образованием | Региональный центр службы пр. психологии |
Городское управление образованием | Городской центр службы пр. психологии |
Районное управление образованием | Районный центр службы пр. психологии |
Директор образовательного учреждения | |
Первичное звено службы (психолог в образовательном учреждении) |
Психолог в ДОУ имеет двойную линию подчинения: административную (см. слева) и профессиональную (справа).
Основными видами деятельности службы в целом, и ее первичного звена в частности, являются:
· Психопрофилактика
· Психодиагностика
· Психокоррекция (развивающая и коррекционная работа)
· Психоконсультирование.
Основные направления работы:
· Работа с детьми (все дети ДОУ, одаренные дети, дети «группы риска»)
· Работа с родителями
· Работа с педагогическим коллективом.
Психопрофилактическая работа:
· Формирование у педагогов и родителей потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми или в интересах собственного развития
· Создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе
· Своевременное предупреждение возможных причин нарушений в становлении личности и интеллекта.
Психодиагностическая работа:
· Углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства
· Выявление индивидуальных особенностей детей
· Определение причин нарушений в развитии и обучении
Развивающая и коррекционная работа
· Активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка (по результатам диагностики)
· Оказание помощи педагогам и родителям в развитии, индивидуализации воспитания и обучения детей; развитии их склонностей и способностей, саморазвитии.
Консультативная работа. Не имеет самостоятельных задач, сопровождает профилактическую, диагностическую и коррекционную деятельность психолога.
5. Проблемы функционирования дошкольной психологической службы
Проблемы можно рассматривать на нескольких уровнях (см. структуру психологической службы).
Например,
1) Проблемы структурного взаимодействия звеньев психологической службы
2) Проблемы подготовки и переподготовки специалистов психологической службы
3) Проблемы актуального функционирования первичного звена психологической службы:
· «Вхождения, адаптации»
· Определения профессиональной позиции
· «Склонность к рефлексии, потребность в саморазвитии»
· «Чувство времени»
· Налаживания контакта с родителями и др.
Тема 2. Содержание деятельности психолога в дошкольном учреждении
Значение и содержание психопрофилактической работы
Психодиагностика как средство и инструмент деятельности практического психолога
Содержание просветительской и консультативной работы
Работа с педагогическим коллективом
Работа с одаренными детьми
Основные понятия
Релаксационная деятельность, регуляционная деятельность, идентификационная деятельность, психосоматическое здоровье, социальная ситуация развития, гуманизация, психологизация, одаренность, способности, конформность
1. Значение и содержание психопрофилактической работы
Это самый мало разработанный вид деятельности, хотя важность его признается всеми.
Это и самый сложный вид работы, т.к. до сих пор существует психологическая неготовность педагогов и родителей к пониманию ее необходимости.
Эта работа в целом касается предупреждения возможных неблагополучий в психическом и личностном развитии детей. Психолог не принесет ощутимой пользы, основываясь только на решении сиюминутных проблем. Психолог должен прогнозировать возможность появления проблем и производить работу в направлении исключения их возникновения. Т.О., работа начинается тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, но предупреждаются эти сложности как возможные. Инициатива в психопрофилактике принадлежит психологу.
Содержание деятельности:
· контроль за соблюдением психологических условий воспитания и обучения;
· создание благоприятного психологического климата в д.с;
· предупреждение формальной готовности к школьному обучению;
· предупреждение возможных психологических нарушений среди детей и взрослых.
Психопрофилактика психологических нарушений у детей должна охватывать все возрастные группы и осуществляться совместными усилиями психолога, педагогов и родителей.
Такие мероприятия объединены в систему «Психогимнастика» и представлены в 3-х блоках:
· релаксационная деятельность
· регуляционная деятельность
· идентификационная деятельность.
Каждый блок имеет свою специфику по предмету, содержанию и средствам профилактических воздействий.
Вид воздействия | Предмет воздействия | Содержание воздействия | Средства воздействия |
Релаксационная деятельность | Психосоматическое здоровье детей | Психомышечное саморасслабление (снятие эмоционального и мышечного напряжения) | Расслабляющие упражнения, психомышечные тренировки. Продолжительность 5-10 мин. |
Регуляционная деятельность | Психомоторные расстройства | Подчинение системе правил, активизация произвольности | Подвижные игры с правилами. Продолжительность 5-10 мин. |
Идентификационная деятельность | Социально-личностная компетентность | Самовыражение | Выразительные этюды, имитационные игры, тренинги смоделированных ситуаций, беседы-обсуждения поведенческих реакций, «загадки-пантомимы» и др., т.е. мини спектакли с муз. сопровождением. Продолжительность 10-30 мин. |
Оптимальный режим проведения данных мероприятий – ежедневное с чередованием форм и видов. Рекомендуется сочетание с сауной, фитотерапией, ароматерапией, бассейном, массажем.
2. Психодиагностика как средство и инструмент деятельности практического психолога
Предмет психодиагностики в ДОУ – индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений.
Содержание психодиагностики – информация о ребенке, сверстниках, родителях и педагогах.
Специфика дошкольного возраста состоит в особой подвижности, пластичности всего психического развития, и психических процессов в частности. Развитие потенциальных возможностей ребенка зависит от того, какие условия для этого созданы в ДОУ и семье. Важным является не диагностика показателей развития ребенка, а социальной ситуации его развития. Результаты диагностики нужно относить не к особенностям ребенка, а к особенностям условий, в которых он находится и отражает своим поведением. Любое достижение ребенка на каждом возрастном этапе является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом необходимой технологии для работы с ребенком. Таким образом, главная цель диагностики – информационное обеспечение процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка. Диагностика нужна для составления портрета индивидуальности ребенка и, на этой основе, определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности.
Виды диагностики в ДОУ:
· Динамическая (мониторинговая) – прослеживается динамика развития ребенка, эффективность программ;
· Дифференциальная – позволяет выявить детей «группы риска», проанализировать условия их развития;
· Углубленная – выявляет индивидуальные особенности детей, имеющих сложности в развитии. Проводится по запросу или по инициативе психолога после проведения им дифференциальной диагностики
Профессионально-этические принципы диагностики в ДОУ:
1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики
2. Принцип ограниченного распространения методик (профессиональная тайна)
3. Принцип обеспечения прав личности
4. Принцип объективности
5. Принцип конфиденциальности
6. Принцип психопрофилактического изложения результатов диагностики
Обще методические принципы:
1. Принцип адекватности (соответствия) методики целям диагностики
2. Принцип экономичности диагностической процедуры
3. Принцип прогностичности и эффективности методики
Содержание психодиагностической работы
Группы раннего возраста:
· Диагностика речевого развития
· Диагностика сенсорного развития
· Диагностика предметных и игровых действий
Младший и средний дошкольный возраст:
· Диагностика эмоционально-аффективной сферы (параметры: тревожность, агрессивность, страхи)
Старший дошкольный возраст:
· Изучение особенностей личности (самооценки и уровня притязаний)
· Анализ игровой деятельности
· Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе
3. Содержание просветительской и консультативной работы
В работе дошкольного психолога консультирование представлено в 2-х видах:
· Просвещение
· Собственно консультирование
Просветительская работа имеет место при групповых формах воздействий. Это лекции, диспуты, семинары, тренинги и др. Данные формы воздействий обеспечиваются:
Вербально-коммуникативные средства | Невербальные средства |
· Монологическое общение (лекция) · Диалогическое (дискуссия) · Групповое общение (диспуты) | · Стендовая информация · Специально оформленные брошюры · Распечатки рекомендательных игр, упражнений · Анкеты · Библиотека психологической литературы |
Тематика «встреч» зависит от запроса родителей, педагогов, а также инициативы психолога. Наиболее актуальными являются:
«Адаптация ребенка к ДОУ»
«Психологическая готовность к школе»
«Половая идентификация и социализация»
«Влияние информационных средств на развитие ребенка»
«Детская одаренность»
«Признаки отклонений и нарушений в развитии детей»
Собственно консультирование используется при обращении к индивидуальным формам работы. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Основной метод консультирования – беседа, форма проведения – индивидуальная консультация.
Специфика консультирования в ДОУ – оно имеет опосредованный характер. О ребенке, о его проблемах высказывается не сам ребенок, а лицо его заменяющее. Нет участия ребенка. В связи с этим, психологу важно уметь дифференцировать содержание запроса и формулировать проблему.
Запросы могут нести характер:
· психологической поддержки;
· подтверждения обвинительной позиции;
· потребности в совете;
· необходимости психосоматического лечения ребенка.
4. Работа с педагогическим коллективом
Содержание работы:
§ Психопрофилактика: релаксационные и тонизирующие сеансы
§ Специальная психолого-педагогическая диагностика для изучения особенностей коллектива, определения особенностей личности воспитателей и их квалификационных характеристик
§ Специальное консультирование по вопросам осуществления индивидуального подхода (гуманизация) и возрастным индивидуальным особенностям детей (психологизация)
§ Консультирование заведующей и ст. воспитателя по вопросам организации и тематике педагогических советов и родительских конференций
§ Тренинговые встречи по развитию индивидуальных способностей, коммуникативных навыков и обучению основам развивающе-коррекционной работы с детьми.
Формы работы с педагогическим коллективом:
§ Лекция-диалог
§ Семинар-брифинг
§ Семинар-практикум
§ Игры-семинары
§ Тренинги и др.
На результативность (эффективность) работы с педагогическим коллективом влияет:
§ Актуальность обсуждаемых вопросов
§ Подготовленность и заинтересованность аудитории
§ Использование активных методов
§ Размещение коллектива в пространстве.
Воспитатели в процессе работы должны общаться ясно и свободно. Для каждой из целей общения, форм общения существует своя оптимальная организация пространства, в которой цель общения достигается более быстро. Такими вариантами размещения могут быть:
§ Блочный (диспуты, дискуссии, «круглые столы»);
§ «Лицом к лицу» (если предполагается полемика из-за противоположных интересов);
§ «Треугольник» (если коллектив немногочисленный);
§ «Круглый стол» (позволяет поставить всех участников в равное положение. Роль ведущего минимизирована).
5. Работа с одаренными детьми
Это особая ответственность психолога и всего пед.коллектива. Важно уметь определить, не пропустить в общей массе одаренного ребенка. Для этого необязательно использовать специальные диагностические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать, зная категории и направленности детской одаренности.
Категории способных детей (по Н. Лейтесу):
· Дети с ранним подъемом интеллекта
· Дети с ярким проявлением способностей в отдельных областях деятельности
· Дети с потенциальными признаками одаренности.
Одаренность – это не просто наличие какой-то способности, это их своеобразное сочетание, единство. Обязательно: направленность+ интеллектуальные способности+ креативность.
Одаренность или повышенные способности могут проявляться в одной ли нескольких сферах:
· Интеллектуальной: острота мышления, наблюдательность, высокие показатели развития памяти, способность к решению задач и др.
· Академические достижения: раннее чтение, письмо, счет, проявление раннего интереса к измерениям, понимание времени, интерес к естественным опытам
· Продуктивного (творческого) мышления): исключительная любознательность, пытливость, высокая продуктивность в занятиях, изобретательность в играх, гибкость, неконформность
· Социальной (общения и лидерства): быстрая и легкая адаптация, стремление к лидерству, уверенность в себе, легкость в общении со сверстниками и взрослыми, инициативность
· Художественной деятельности: интерес к изо.искусству, увлеченность рисованием, интерес к музыкальным занятиям
· Двигательной: интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики, хорошая координация, равновесие, повышенная физическая сила.
Одаренные дети отличаются рядом индивидуально-психологических особенностей: могут плохо контактировать с другими детьми, склонны к обособлению, наблюдаются случаи аутизма. Дети не склонны к конформизму, постоянно стремятся к совершенству, самооценка часто заниженная. У них отмечается повышенная чувствительность, чуткость к образным впечатлениям, богатое воображение. Но при этом они более уязвимы, более чутко реагируют на вербальные и невербальные сигналы, требуют постоянного внимания и оценки со стороны взрослых. Часто бывают высокомерны.
Многие авторы считают, что для развития одаренных детей необходимо составлять специальные программы. Их разрабатывают педагоги, консультируясь с психологами, а также родителями. Контакт с родителями необходим, дабы исключить перегруз и неправильные развивающие действия. При составлении программ учитывать повышенные возможности детей, трудности социального взаимодействия и возрастные ограничения.