3.7 Способности человека. Направленность и мотивы деятельности личности.
3.7.1 Вопросы семинарского занятия
1 Общая характеристика способностей человека. Классификация способностей. Врожденные задатки и генотип. Одаренность. Талант. Гениальность.
2 Профессиональное развитие и формирование профессиональных способностей. Проблема профориентации. Классификация профессиональной пригодности и классификация профессий по Е.А.Климову.
3 Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Мотивированное поведение как характеристика личности.
4 Психологические теории мотивации: теория принятия решений и теория автомата (XVII-XVIIIв.в.), эволюционная теория Ч.Дарвина (XIХ в.).
Концепции мотивации У.Макдугалла, А.Маслоу, Г.Хекхаузена (ХХ в.).
3.7.2 Задания для СРСП
Контрольные вопросы
1 Дайте определение способности
2 В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?
3 Какие вы знаете классификации способностей?
4 Дайте характеристику общих и специальных способностей человека
5 Раскройте суть классификации уровней развития способностей: способности, одаренность, талант, гениальность
6 Что вы знаете о проблеме соотношения врожденных и социально-обусловленных качеств человека и их роли в формировании способностей?
7 Что такое профессиональная пригодность и профессиограмма?
8 Расскажите об основных формах направленности – влечениях, желании, стремлении, интересах, идеалах, убеждениях.
9 Что такое мотив?
10 Что вы знаете о мотивации деятельности человека?
11 Что такое потребность?
12 Расскажите о классификации иерархии человеческих потребностей А.Маслоу
13 Раскройте суть теории деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н.Леонтьева?
3.7.3Темы рефератов
1 Задатки и способности.
2 Способности как проявление индивидуального в психике человека.
3 Интеллект: оценка общих способностей.
4 Креативность: творческие способности.
5 Психологические аспекты профессионального становления личности.
Мотивация деятельности 3
... свое понимание человека: «Субъект есть деятельность удовлетворения влечений». Не случайно поэтому многие психологи подчеркивали, что потребности и мотивы составляют ядро личности человека. Несмотря на ... областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. 2.Виды мотивации Мотивацию классифицируют по нескольким признакам. В зависимости от основных ...
6 Потребности как источник активности человека.
7 Теория биологических потребностей.
8 Когнитивные теории мотивации.
9 Теория иерархии потребностей.
3.7.4Основные понятия
Способности, одаренность, задатки, талант, гениальность, интеллект, профориентация, профессиограмма, эргономика, общие способности, специальные способности, коммуникативные способности, когнитивные способности, мотив, стимул, направленность личности, влечение, фрустрация, каузальная атрибуция, аффилиация, альтруизм, агрессивность, мотив власти, мотив достижения успеха, деятельность, идеалы, убеждения, самоактуализация, личностная диспозиция.
3.7.5 Задание к СРС
Написать реферат: «Гении и таланты всех времен и народов».
Составить пирамиду «Структура потребностей по А.Маслоу», состоящую из семи человеческих потребностей.
3.8 Психические состояния и их регуляция
3.8.1 Вопросы семинарского занятия
1 Понятие психического состояния. Классификация психических состояний.Понятие «психофизиологического состояния» в концепции Е.П.Ильина.
2 Адаптация человека и функциональное состояние организма. Уровни адаптации: физиологический, психический, социальный. Понятие гомеостаза.
3 Эмоциональный стресс как неспецифическая реакция организма. Основные стадии стресса по Г.Селье. Индивидуальные особенности и проявление стресса.
4 Регуляция эмоциональных состояний (Ф.Б.Березин).
Функции и классификация видов психологической защиты. Роль фрустрации в формировании стрессовых состояний. Способы выхода из стрессовых ситуаций.
3.8.2 Задания для СРСП
Контрольные вопросы
1 Что такое психические состояния?
2 Что такое гомеостаз?
3 Что такое адаптация?
4 Какие уровни и формы адаптации вы знаете?
5 Что такое функциональное состояние организма?
6 Что такое стресс?
7 Какие стадии стресса вы знаете?
8 Назовите общие черты психического стресса.
9 Назовите условия возникновения информационного и эмоционального стресса.
10 Какие механизмы регуляции психических состояний вы знаете?
11 Что такое интрапсихический конфликт?
3.8.3Темы рефератов
1 Влияние стресса на нервные заболевания.
2 Адаптация человека и функциональное состояние организма.
3 Стресс и его особенности.
4 Адаптация и дезадаптация.
5 Тревожность и фрустрация как эмоциональные состояния.
3.8.4Основные понятия
Психическое состояние, адаптация, дезадаптация, гомеостаз, стресс, дистресс, пограничные состояния, физиологическая адаптация, психологическая адаптация, социальная адаптация, функциональное состояние организма, релаксация, сон, утомление, фрустрация.
3.8.5 Задание к СРС
Заполнить таблицу «Общая характеристика состояний организма психики»
№ |
Психическое состояние |
Определение |
1 |
Релаксация |
|
2 |
Сон |
|
3 |
Оптимальное рабочее состояние |
|
4 |
Утомление |
|
5 |
Стресс |
|
3.9 Психологический возраст и периодизация психического развития индивидуальности
- Вопросы семинарского занятия
1 Периоды развития человека в онтогенезе.Периодизации развития личности: Ж.Пиаже, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков.
2 Общая характеристика развития человека от младенчества до младшего школьного возраста. Психологический портрет подростка. Подростковый кризис и психическое здоровье подростка. Виды кризиса.
3 Юность. Общая характеристика возраста. Задачи развития в юности. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение в юности.
4 Развитие личности взрослого человека. Кризисы зрелости.
5 Теории старения. Изменение когнитивных функций при старении. Э. Эриксон о новообразованиях позднего этапа жизни. Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей.
3.9.2 Задания для СРСП
Контрольные вопросы
- Как понимается возраст в различных теориях личности?
- Что такое социальная ситуация развития личности?
- Как рассматривается развитие личности в гуманистической психологии?
- Общий подход к периодизации развития личности в неофрейдизме.
- Биогенетическая концепция развития С.Холла.
- Периодизация развития личности в концепции Д.Б.Эльконина.
- Этапы развития личности в теории Э.Эриксона.
- Принцип ведущей деятельности в развитии личности.
3.9.4Основные понятия: возраст, социальный возраст, онтогенез, периодизация, личность, развитие, психическое здоровье, возрастной кризис, кризис подростковый, кризис взрослого, геронтология, акмеология, социализация, физиологическая адаптация, психологическая адаптация, социальная адаптация.
3.9.5 Задание к СРС: Заполнить таблицу «Возрастная периодизация»
№ |
Возрастные стадии |
Особенности возрастных стадий развития человека |
Ведущая деятельность |
1 |
Начальные периоды онтогенез – от рождения до младшего школьного возраста (от 0 – 11 лет) |
|
|
2 |
Подростковый (пубертатный) возраст |
|
|
3 |
Период юности: ранняя юность (15-18 лет) и поздняя (18-23) |
|
|
4 |
Период зрелости |
|
|
5 |
Период старения и старости |
|
|
3.10 Психология общения
3.10.1 Вопросы семинарского занятия
1 Понятие общения как ведущей деятельности человека. Структура и функции общения.
2 Средства общения. Вербальное и невербальное общение.
3 Перцептивная сторона общения. Ошибки восприятия людьми друг друга в процессе общения.
4 Общение как форма взаимодействия между людьми (интерактивная сторона общения).
Трансактный анализ Э.Берна.
- Общение как обмен информацией – коммуникативная сторона общения. Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия.
3.10.2 Задания для СРСП
Контрольные вопросы
1 Что такое общение?
2 Какова структура общения?
3 Какие вы знаете средства общения?
4 Какие виды общения вы знаете?
5 Какие функции выполняет общение?
3.10.3Темы рефератов
1 Личность и общение.
2 Общение как проблема общей психологии.
3 Межличностные отношения.
4 Общение как основа межличностных отношений.
3.10.4Основные понятия
Общение, социометрия, проксемика, такесика, кинестика, пантомимика, перцепция, вербальное общение, невербальное общение, трансактный анализ, коммуникация, язык, речь.
3.10.5 Задание к СРС
Заполнить таблицу «Виды общения»
№ |
Виды общения |
Характеристика |
1 |
«Контакт масок»
|
|
2 |
Примитивное общение
|
|
3 |
Формально-ролевое общение |
|
4 |
Деловое общение
|
|
5 |
Духовное, межличностное общение |
|
6 |
Манипулятивное общение |
|
7 |
Светское общение
|
|
-
Характеристика конфликта как социального феномена общественной жизни
3.11.1 Вопросы семинарского занятия
1 Сущность, структура и функции конфликта. Классификация конфликтов.
2 Источники и причины конфликта. Инцидент. Конфликт в развитии. Механизмы и технологии разрешения конфликта. Конфликтный медиатор.
3 Понятие и виды внутриличностного конфликта (внутренние и внешние противоречия личности и их взаимосвязь).
Формы проявления. Условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов.
4 Способы разрешения внутриличностных конфликтов. Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение. Последствия внутриличностных конфликтов.
3.11.2 Задания для СРСП
Контрольные вопросы
3.11.3Темы рефератов
3.11.4Основные понятия
Конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, медиатор, медиация, эскалация конфликта, легитимизация конфликта, внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, межгрупповой конфликт, социальный конфликт, компромисс, консенсус.
3.11.5 Задание к СРС
Укажите пути разрешения конфликта (в табличной или схематичной форме).
- Лидерство и руководство
- Вопросы семинарского занятия
1 Лидерство и руководство как феномен управления процессом жизнедеятельности группы.
2 Основные теоретические подходы к изучению природы лидерства (ситуативный, функциональный, теория черт)
3 Классификация типов лидерства. Вероятностная модель эффективности Ф.Фидлера.
- Стили руководства и их эффективность.
3.12.2 Задания для СРСП
Контрольные вопросы
3.12.3Темы рефератов
3.12.4Основные понятия
Лидер, лидерство, авторитет, формальный и неформальный лидер, авторитарный стиль руководства, демократический стиль руководства, либеральный стиль руководства,
3.12.5 Задание к СРС